Иоганн Йозеф Фукс. Fuks — энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

ФУКС // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://bigenc.ru/music/text/4725156

ФУКС (Fux, Fuchs) Ио­ганн Йо­зеф (1660, Хир­тен­фельд, близ г. Санкт-Ма­райн, Шти­рия – 13.2.1741, Ве­на), австр. тео­ре­тик му­зы­ки, ком­по­зи­тор, пе­да­гог. Из кре­сть­ян. В 1681–83 учил­ся грам­ма­ти­ке и му­зы­ке в ие­зу­ит­ском учи­ли­ще для бед­ных «Ferdinandeum» в Гра­це, в 1683–1687 – в Ие­зу­ит­ском ун-те в Ин­голь­штад­те (Ба­ва­рия). В 1690-е гг. не­од­но­крат­но ез­дил в Рим, где пред­по­ло­жи­тель­но стажи­ро­вал­ся у ком­по­зи­то­ров А. Ко­рел­ли, Б. Пас­куи­ни и О. Пи­то­ни (адеп­та Дж. П. да Па­ле­ст­ри­ны). В 1705–15 ка­пель­мей­стер со­бо­ра Святого Стефана, с 1715 до кон­ца жиз­ни ка­пель­мей­стер при дво­ре Кар­ла VI. В 1725 в Ве­не опуб­ли­ковал учеб­ник по­ли­фо­нии стро­го­го сти­ля «Сту­пе­ни к Пар­на­су (п)» («Gradus ad Par­nassum (g)»; на­пи­сан на ла­ты­ни, опубл. в нем. пер. Л. К. Миц­ле­ра, 1742). Бла­го­да­ря про­сто­му яс­но­му из­ло­же­нию и удач­но­му со­че­та­нию не­боль­шо­го тео­ре­тич. кур­са (ч. 1) с об­шир­ным прак­ти­че­ским (ч. 2 – «Уп­раж­не­ния» в фор­ме диа­ло­га), кни­га по­лу­чи­ла мощ­ный ис­то­рич. ре­зо­нанс: её изу­ча­ли В. А. Мо­царт, Й. Гайдн, Л. ван Бет­хо­вен, Ф. Шу­берт, Л. Ке­ру­би­ни и др. ком­по­зи­то­ры, на её ос­но­ве пи­са­ли свои учеб­ни­ки Г. Бел­лер­ман, Л. Бусс­лер, К. Еп­пе­сен. На про­тяже­нии мн. лет Ф. пре­по­да­вал кон­тра­пункт (к) и ком­по­зи­цию; сре­ди уче­ни­ков: Г. К. Ва­ген­зейль, Я. Д. Зе­лен­ка, Гот­либ Муф­фат, И. Хольц­бау­эр.

Ф. – ав­тор ок. 90 месс (наи­бо­лее из­вест­на «Ка­но­ни­че­ская»), 5 ре­к­вие­мов, му­зы­ки оф­фи­ция (ве­чер­ни, ли­та­нии, Te Deum’ы, бо­го­ро­дич­ные ан­ти­фо­ны и др.), 12 ду­хов­ных ора­то­рий (на итал. тек­сты). Сре­ди ин­ст­ру­мен­таль­ных со­чи­не­ний – сб. «Concentus musico-instrumen­tal­is» (Нюрн­берг, 1701), вклю­чаю­щий 4 ор­ке­ст­ро­вые увер­тю­ры (сюи­ты), 2 «сим­фо­нии» и се­ре­на­ду. В опе­рах Ф. (все­го 16), пред­став­ляю­щих со­бой ти­пич. об­раз­цы ав­ст­ро-итал. ба­рок­ко, пре­об­ла­да­ют ми­фо­ло­гич. («Ор­фей и Эв­ри­ди­ка», 1715, «Эней в Эли­зиу­ме», 1731; обе опе­ры пост. в Ве­не) и ис­то­рич. («Стой­кость и си­ла»; Пра­га, 1723) сю­же­ты.

Лит.: Flotzinger R. Fux-Studien. Graz, 1985; Flotzinger R., Wellesz E. J. J. Fux: Musiker, Lehrer, Komponist für Kirche und Kaiser. Graz, 1991.

 

Большая Энциклопедия: В 20 т.— СПб.: Тип. Книгоиздательского Т-ва "Просвещение", 1900—1905

Фуксъ (Fux), Iоганнъ Iосифъ, род. 1660, ум. 1741, извѣстный въ свое время композиторъ, капельмейстеръ, органистъ и теоретикъ. Преимущественно жилъ въ Вѣнѣ, гдѣ послѣдовательно занималъ мѣста органиста, придворнаго композитора и капельмейстера сначала при соборѣ Святого Стефана (с), а затѣмъ придворнаго. Ф. оставилъ послѣ себя извѣстный теоретическiй трактатъ "Gradus ad Parnasum", представляющiй собою сокращенное изложенiе ученiя о контрапунктѣ стариннаго венецiанскаго теоретика Царлино (1517—1690), вслѣдствiе этого Ф. держится въ своемъ трактатѣ слишкомъ большихъ строгостей, давно оставленныхъ не только современными Ф. величайшими композиторами (напр., I. С. Бахомъ), но даже и жившими ранѣе его (напр., Палестриной и Орландо Лассо, которыхъ самъ Ф. считаетъ образцовыми). Въ свое время "Gradus ad Parnasum" было общепринятымъ теоретическимъ руководствомъ и переведено многiе европейскiе языки.

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Фуксъ (Ioганнъ-Ioсифъ Fucks или Fux, 1660—1741) — нѣмецкiй композиторъ. Былъ придворнымъ капельмейстеромъ въ Вѣнѣе. Писалъ оперы и духовныя сочиненiя; пользовался извѣстностью, какъ прекрасный теоретикъ. Его «Gradus ad Parnassum» и въ настоящее время не утратилъ значенiя.

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Иога́нн Йо́зеф Фукс (нем. Johann Joseph Fux 1660, Хиртенфельд, Штирия — 13 февраля 1741, Вена) — знаменитый австрийский композитор и музыкальный теоретик эпохи барокко, автор опер, ораторий, кантат, церковной музыки, инструментальных произведений. Его фундаментальный труд «Gradus ad Parnassum» («Ступень к Парнасу»), обобщавший и систематизировавший теорию контрапункта, вплоть до конца XIX века сохранял значение важного музыкально-теоретического пособия.

Биография

Юность и начало карьеры

Фукс родился в крестьянской семье в штирийской деревне Хиртенфельд под Грацем. Точная дата его рождения неизвестна; год рождения определяется по записи о его смерти, согласно которой в 1741 году ему был 81 год. В 1680 году он поступил в Граце в иезуитский университет, а в 1681 году перешёл в «Фердинандеум», организованное иезуитами (и) училище, предназначенное в первую очередь для музыкально одарённых молодых людей. Не окончив обучение в «Фердинандеуме», Фукс перебрался в Баварию: к концу 1683 года он числился среди студентов университета в Ингольштадте; кроме того, вплоть до 1688 года он состоял органистом ингольштадтской церкви св. Маврикия (Морицкирхе). Дальнейших сведений о его деятельности вплоть до середины 1690-х годов нет, однако можно предположить, что в это время он предпринял с целью завершить своё музыкальное образование поездку в Италию.

В середине 1690-х он уже работал в Вене, занимая пост органиста в Шоттенкирхе (церкви «обители скоттов», она же «Шотландский монастырь»). Возможно, что его первым патроном был кардинал Леопольд фон Коллонич, архиепископ Эстергомский (с 1695 года), имевший в Вене резиденцию и небольшой двор. Коллонич был близок к императору Леопольду I, что может объяснить быстрый карьерный взлёт Фукса в 1696—1698 годах.

В 1705 году Фукс стал капельмейстером собора Св. Стефана; в 1713 году был назначен вице-капельмейстером Придворной капеллы (к), а 22 января 1715 года, после смерти Марка Антонио Дзиани, — придворным капельмейстером и занимал этот высший в Вене музыкальный пост до своей смерти.

Брак и семья

4 июня 1696 года Фукс женился на 21-летней Кларе Юлиане Шниценбаум, уроженке Вены, дочери государственного секретаря Нижней Австрии Иоганна Йозефа Шниценбаума († 1683). Венчание происходило в Шоттенкирхе. Одним из свидетелей на свадьбе был придворный музыкант Андреас Шмельцер, сын знаменитого композитора и императорского капельмейстера Иоганна Генриха Шмельцера (ок. 1620—1680); это может косвенно свидетельствовать о близости Фукса ко двору уже в этот момент.

Брак оказался бесплодным. В 1699 году чета удочерила Еву-Марию (1696—1773), дочь Петера Фукса, сводного брата композитора. После смерти Петера в 1724 году Фуксы усыновили его младшего сына Маттеуса (1719-?). Очевидно, отношения между супругами были тёплыми, и последовавшая 8 июня 1731 года смерть Клары Юлианы, бывшей для Фукса любящей и заботливой помощницей, явилась для него серьёзным ударом.

Шенк, Эрих, "Фукс, Иоганн Иосиф". Новая немецкая биография 5 (1961), с. ф. 745 [сетевая редакция]; URL: http://www.deutsche-biographie.de/pnd118694375.html

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Gradus ad Parnassum — латинское выражение, которое переводится как «шаг к Парнасу». Парнас — горный массив в центральной Греции, который, по древним мифам, был местом пребывания Аполлона (а) и его муз (м). Фраза часто используется в названиях различных учебных книг или руководств, обозначая постепенный прогресс в литературе, языке, музыке или искусстве в целом.

В XVII—XIX веках «Gradus ad Parnassum» стал традиционным названием словарей древнегреческого и латинского языков с указанием длины гласных звуков, направленных на помощь новичкам. Первый такой словарь был составлен Паулем Алером (Paul Aler) в 1687 году.

Начиная с XVIII выражением «Gradus ad Parnassum» был назван ряд музыкальных произведений и пьес:

  • Иоганн Йозеф Фукс — «Gradus ad Parnassum», учебник полифонии (1725)
  • Муцио Клементи — «Gradus ad Parnassum», цикл фортепианных пьес и ряд руководств по изучению этюдов К. Черни
  • Якоб Донт — «Gradus ad Parnassum», цикл этюдов и каприса для скрипки, op.35
  • Франц Симандл — «Gradus ad Parnassum», 24 этюды для контрабаса
  • Клод Дебюсси — «Doctor Gradus ad Parnassum», пьеса из фортепианного цикла «детский уголок»

Источники

  • Chisholm, Hugh, ed (1911). Encyclopædia Britannica (Eleventh ed.). Cambridge University Press.

Источник — «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Gradus_ad_Parnassum&oldid=70499906»

 

собор св. стефана

Собор Святого Стефана

 

марка-1985

 

ПРИМЕЧАНИЯ


КОНТРАПУНКТ (нем. Kontrapunkt), 1) то же, что и полифония. 2) Подвижный контрапункт — повторное проведение полифонического построения с изменением интервала между голосами или времени их вступления относительно их друг друга. 3) В полифоническом сочинении мелодия, звучащая одновременно с темой.

Советский  Энциклопедический Словарь. 1980

 

АПОЛЛОН (Феб), в др.-греч. религии бог солнца и света, покровитель иск-в (поэзии, пения, музыки). Гл. храм А. находился в Дельфах. Культ А. был широко распространён в античном мире.

АПОЛЛОН, крупная красивая дневная бабочка сем. парусников. Распространена в Европе и Азии.

ИЕЗУИТЫ, члены воинствующего католич. ордена, на протяжении многих веков являющегося одним из главных орудий папства в его борьбе против прогрессивных общественных сил. Орден осн. Игнатием Лойолой в 1534, утверждён римским папой в 1540. В 16—17 вв. орден И. был важнейшим орудием католич. контрреформации. Руководствуясь положением «цель оправдывает средства», И. в интересах католич. реакции широко применяли тайные убийства, обман, шпионаж, вмешивались во внутр. дела отдельных гос-в. В 1773 папство ввиду всеобщей ненависти к И. оказалось вынужденным распустить орден, но в 1814 он был восстановлен. В наст. время орден И.— одно из орудий шпионско-диверсионной деятельности Ватикана, направленной на борьбу с силами мира, демократии и социализма.

КАПЕЛЛА, звезда альфа (a) созвездие Возничего, нулевой величины.
КАПЕЛЛА, 1) хор певчих (хоровая К.), напр. Ленинградская государственная капелла. См. также А капелла. 2) Коллектив хористов и инструменталистов (напр., княжеские К. в прошлые века); существуют  также К. бандуристов. 3) Католич. часовня или предел в церкви, где размещается хор певчих.

А КАПЕЛЛА (итал. а сарреllа), хоровое пение без инструментального сопровождения.

МУЗЫ, в греч. мифологии боги, покровительницы разного рода искусств и наук: Клио — истории, Евтерпа — лирич. поэзии и музыки, Талия—комедии, Мельпомена — трагедии, Терпсихора — танцев, Эрато— любовной поэзии, Полигидшия — гимнов, Урания — астрономии, Каллиопа — эпоса. Предводителем и покровителем М. считался Аполлон.

ПАРНАС, горный массив в Греции. Выс. 2457 м. Сложен известняками, глинистыми сланцами.Склоны покрыты маквисом и фриганой, встречаются хвойные леса; вершины скалисты и большую часть года покрыты снегом. По представлениям древних греков, П. служил одним из мест обитания Аполлона и муз; у подножья П. находился храм, посвященный Аполлону, со знаменитым дельфийским оракулом. Выражение «взойти на П.» означает — стать поэтом.

«ПАРНАС», группа франц. бурж. поэтов, оформившаяся в Париже в 1866 и выпускавшая альманах «Современный Парнас» (1866—76). В состав «П.» входили Леконт де Лиль, X. М. Эредиа, и др. поэты, проповедовавшие культ «искусства для искусства».

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 

На страницу ► Фукс в 14—19 вв. Однофамильцы


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018