Эрнст Фукс (1930—2015). Fuks — энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

Григораш А. В. ФУКС // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://bigenc.ru/fine_art/text/4725187

ФУКС (Fuchs) Эрнст (13.2.1930, Ве­на – 9.11.2015, там же), австр. жи­во­пи­сец, гра­фик, скульп­тор, ар­хи­тек­тор, фи­ло­соф. Учил­ся в вен­ской АХ (1945–50) у А. П. Гю­терс­ло. Совм. с Р. Ха­ус­не­ром и др. ос­но­вал вен­скую шко­лу фан­та­стич. реа­лиз­ма (1948).

Э. Фукс. Отель «Зодиак» в Санкт-Файт-ан-дер-Глане, близ Клагенфурт-ам-Вёртерзе (Австрия). 1997–98.

В 1950–61 жил пре­им. в Па­ри­же, где об­рёл по­пу­ляр­ность и по­зна­ко­мил­ся с С. Да­ли, А. Бре­ке­ром, Ж. Кок­то, Л. Фи­ни и др. Пред­по­чи­тал ра­бо­тать цик­ла­ми, вклю­чав­ши­ми в се­бя ри­сун­ки и жи­во­пис­ные про­из­ве­де­ния («Го­род», 1946; «Еди­но­рог», 1950–52; «Эс­фирь», 1964–67; «Ло­эн­грин», 1978). Вер­нув­шись в Ве­ну (1961), ку­пил вил­лу О. Ваг­не­ра (1972), ре­кон­ст­руи­ро­вал и офор­мил её, в ча­ст­но­сти, скульп­ту­ра­ми («Гип­но­зия с мит­рой», 1995, му­зей Фук­са, Ве­на). По­сле смер­ти Ф. вил­ла ста­ла его му­зе­ем. Ар­хит. про­ек­ты Ф. от­ли­ча­ет стрем­ле­ние к те­ат­ра­ли­за­ции, на­сы­щен­ность цвет­но­го из­бы­точ­но­го де­ко­ра (отель «Зо­ди­ак» в г. Санкт-Файт-ан-дер-Глан, близ Кла­ген­фурт-ам-Вёр­тер­зе, 1997–98).

Соч.: Planeta Caelestis. B., 1987. Лит.: Habarta G. E. Fuchs. Graz, 2001.

 
Энциклопедический словарь. 2009

ФУКС (Fuchs) Эрнст (р. 1930), австрийский художник, один из основоположников «венской школы фантастического реализма (см. ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ)». Продолжил традиции символизма (см. символизм) и стиля модерн (см. модерн) в своей прихотливо-манерной живописи и графике с экзотическими (э) мотивами древних мифологий. Для его композиций характерны витиеватые ритмы, мерцающий, «сказочный» колорит.

Родился в Вене 13 февраля 1930. С 1945 посещал венскую Академию изобразительных искусств. В 1950—1957 жил в Париже, побывал в США, Израиле и др. странах. В 1958 основал в Вене собственную галерею (г), окончательно вернулся в Австрию в 1962.
Работал как график — в техниках офорта, монотопии (м) и др. (серии «Единорог», 1950—1952; «Самсон», 1960—1964; «Эсфирь», 1964—1967; «Сфинкс», 1966—1967). С 1970 работал над скульптурой («Большая Эсфирь», бронза, 1972) и сценографическими эскизами (э) (в 1974—1978 оформил «Парсифаля» Р. Вагнера и «Волшебную флейту» Моцарта в Гамбургской опере; «Лоэнгрина» Р. Вагнера в Мюнхенской опере и др. спектакли).
В 1972 открыл свой частный музей, выкупив виллу архитектора О. Вагнера (см. ВАГНЕР Отто) в Вене.

 

Большой Энциклопедический Словарь

ФУКС (Fuchs) Эрнст (р. 1930) — австрийский художник, один из основоположников "венской школы фантастического реализма". Продолжил традиции символизма и стиля модерн в своей прихотливо-манерной живописи и графике с экзотическими мотивами древних мифологий. Для его композиций характерны витиеватые ритмы, мерцающий, "сказочный" колорит.

 

Литература Э. Фукс. Фантазия (каталог). Мюнхен, 1993. Энциклопедия Кругосвет

эрнст фукс

 

Программно противопоставил свое велеречивое, красочное и причудливо-визионерское искусство, полное исторических реминисценций (от У. Блейка до Г. Климта), текущему авангарду и постмодернизму. Не раз обращался к древнемифологическим, оккультно-языческим, а также к библейско-евангельским мотивам, толкуя последние в подчеркнуто неортодоксальном, квазитеософском ключе (триптих с Мистерией четок, 1958–1961, Розенкранцкирхе, Вена; Моисей и неопалимая купина, 1956–1957, Галереи австрийского искусства в Бельведере, Вена; и др.).

Много работал как график – в техниках офорта, монотипии и других (серии Единорог, 1950–1952; Самсон, 1960–1964; Эсфирь, 1964–1967; Сфинкс, 1966–1967). С 1970 создавал также и скульптуры (Большая Эсфирь, бронза, 1972, установлена близ виллы О. Вагнера в Вене; и др.), а позднее – сценографические эскизы (оформил в 1974–1978 Парсифаля Р. Вагнера и Волшебную флейту В.А. Моцарта в Гамбургской опере, Лоэнгрина Р. Вагнера в Мюнхенской опере и другие спектакли).

Изложил свои идеи о путях художественного синтеза древней мистики с современностью в книгах Небесная архитектура. Образы утраченного стиля (Architectura caelestis. Die Bilder des verschollenen Stils, 1966), Под знаком Сфинкса (Im Zeichen der Sphinx, 1978), Небесная планета (Planeta Caelestis, 1987). Купив в 1972 бывшую виллу архитектора О. Вагнера в Вене, открыл там свой частный музей.

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эрнст Фукс (нем. Ernst Fuchs; 13 февраля 1930, Вена — 9 ноября 2015, там же) — австрийский художник.

Биография

Детство

Родился в семье еврея-ортодокса Максимилиана Фукса. Его отец не желал становиться раввином и из-за этого бросил учёбу и женился на Леопольдине, христианке из Штирии.

В марте 1938 года состоялся «Аншлюс» Австрии, Максимилиан бежал в Шанхай. Маленький Эрнст Фукс остался в Вене с матерью, но будучи наполовину евреем, он был отправлен в концентрационный лагерь. Леопольдина Фукс была лишена родительских прав; и для того чтобы спасти сына от лагеря смерти пошла на формальный развод с мужем.

В 1942 году был крещён в римско-католическую веру.

Учёба

С ранней юности Эрнст проявляет желание и способности учиться искусству. Первые уроки рисунка, живописи и скульптуры получает у Алоиса Шимана, профессора Фрелиха и скульптора Эмми Штайнбек.

В 1945 году поступает в Венскую Академию изобразительных искусств, учится у профессора Альберта Париса фон Гютерсло.

Основание «Венской школы фантастического реализма»

В 1948 году в содружестве с Рудольфом Хауснером, Антоном Лемденом, Вольфгангом Хуттером и Ариком Брауэром, Эрнст Фукс основывает «Венскую школу фантастического реализма». Но только с начала 60-х годов 20-го столетия, школа Венская Школа Фантастического Реализма проявляет себя как настоящее течение в искусстве.

Пятеро её представителей: Эрнст Фукс, Брауер, Лемден, Хауснер и Хуттер стали основателями движения, в то же время появились Кларвейн, Эшер, Джофра, привнесшие из своих национальных школ каждый свою манеру и методику работы. Дитер Шветрбергер, известный как Де Эс, один из выдающихся современных представителей Венской школы как-то заметил, что появляясь примерно в одно и то же время они вдруг составили некий новый всемирный феномен. Все стремились к личному техническому совершенству в классическом подходе к живописным и графическим техникам, что резко контрастировало с настроениями, царящими в современном искусстве, Контемпорари Арт. Фукс давал частные уроки, Хауснер стал профессором Венской Академии. Паетз, Хелнвейн, Хекельман и Валь, Одд Нердрум так же составляли часть общего движения. В Швейцарии работал Х. Р. Гигер, создателя тёмных миров Голливуда, за фильм «Чужой», как его художник, получившего премию Американской национальной Академии «Оскар». Эрнст Фукс преподавал в замке Рейченау, где появились такие яркие и известные сегодня художники как Хана Кай, Ольга Шпигель, Филипп Рубинов-Якобсон, Вольфганг Видмосер, Михаэль Фукс, Роберто Веноза . В США проходили выставки с участием Айзека Абрамса, Инго Свана и Алекса Грея. В конце шестидесятых движение Фантастического Реализма стало интернациональным и составило как бы некий параллельный художественный мир, хотя многие художники меняли свой стиль, уходя в другие общества, другие же появлялись, приходя из совершенно других движений. Появились галереи Джеймса Кована «Морфеус» в Беверли Хиллс, представившего Бексинского (Бексиньский, Здзислав), столь впечатлившего молодое поколение, Генри Боксера в Лондоне, Карла Карлхубера в Вене и другие. С появлением Интернета общение художников стало поистине всемирным. На сайтах общества, созданного Бригид Марлин, Art of Imagination и Джона Беинарта, beinART collective, а также на тематическом сайте Данеэля Миранте Lila, представлено внушительное число, измеряющееся сотнями художников буквально со всего мира. Общество Art of Imagination проводит ежегодные выставки в Европе и США. Парижанин Лоренс Каруана, ведущий он-лайновый журнал Виженари Ревью, написал Манифест. Кит Вигдор на своём сайте Surrealism Now обобщил всё пост Сюрреалистическое движение, включившее в себя как Фантастический реализм, так и Виженари арт. Нынешнее поколение ярко представлено деятельностью таких художников как Маура Холден, Олег Королёв, Тристан Шен, Эндрю Гонзалес, Лукас Кандл, Сергей Апарин, Виктор Сафонкин, Петер Грик, Лаурие Липтон, Яцек Йерка, Герман Сморенбург, Стивен Кенни и многие другие.

С 1949 года Эрнст Фукс двенадцать лет живёт в Париже, где после долгого периода случайных заработков, а порой и настоящей нищеты, обретает всемирное признание. Там же он знакомится с С. Дали, А. Бретоном, Ж. Кокто, Ж. П. Сартром,

Вернувшись в на родину, в Вену, Фукс не только занимается живописью, но также работает в театре и кино, занимается архитектурными и скульптурными проектами, пишет стихи и философские эссе.

Путешествия

  • 1952—1956 — путешествует по Англии, Испании, Италии и США.
  • 1957 — Эрнст Фукс уезжает в Израиль, где работает иконописцем в бенедиктинском монастыре на Горе Сион. Пишет «Три мистерии святого Розенкранца» для одной из новых Венских церквей.
Эрнст Фукс в музее Булгакова в Киеве
Эрнст Фукс в гостях у художника Костецкого в Киеве
  • 1962 — Возвращается в Вену, где обретает всеобщее признание. Эрнст Фукс открывает новую галерею Фантастического реализма, популярную среди адептов и любителей стиля.
  • 1966 — Фукс пишет «Небесная архитектура».
  • 1970 — Создаёт скульптурные произведения, используя бронзу, гранит, синтетические смолы, серебро.
  • В 1972 году в Вене Эрнст Фукс покупает «Виллу Вагнер», построенную знаменитым архитектором XIX века Отто Вагнером, полностью реконструирует и переоформляет её.

Работа в кино и театре. Выставки. Музыкальные и др. проекты

  • 1974—1978 — Создаёт акварельный цикл Лоэнгрин, пишет философские эссе и стихотворения, оформляет постановки «Парсифаль, „Волшебная флейта“ в Гамбурге, Сказки Гофмана» и «Легенда об Иосифе» в Вене, «Лоэнгрин» в Мюнхене". Впервые подписывает работу Икар псевдонимом Feuer-Fuchs (Огненная лиса).
  • 1980—1988 -Проводит международные персональные выставки и ретроспективный показ в Венеции.
  • 1982 — Создает интересный и неповторимый образец, я бы сказал, в стиле «Венской школы фантастического реализма» — автомобиль BMW 635CSi. Данный автомобиль относится к серии BMW Art Cars, создан в единственном экземпляре. Имеет характерную окраску в чём и проявляется его неповторимость.
  • 1983 — Запись альбома «Africa» совместно с Клаусом Шульце. Диск выходит в 1984 году, но вскоре по соглашению сторон изымается из продажи.
  • 1988 — В день столетнего юбилея «Виллы Вагнер», открывает частный музей Эрнста Фукса. Живёт и работает на юге Франции.
  • 1993 — Первая выставка в России в «Русском музее» Санкт-Петербурга.
  • 1988—2000 — Фукс работает над монументальной росписью «Человек и Машина», Монте Карло.
  • 1996 — Paradiso, монументальная роспись. Мировая премьера «Волшебной Флейты». Эскизы постановки и костюмов Эрнста Фукса. Иллюстрации Библии.
  • 1996—1998 — Тур выставок «Религия и Миф».
  • 1997 — Проект самой большой книги посетителей в Берлинском Schloßplatz. Мистические песнопения, запись CD. «Начало», монументальная бронзовая скульптура. Moses Foundation, Wr. Neustadt, Нижняя Австрия.
  • 1998 — Открытие Гостиницы «Зодиак» в Каринтии.
  • 1999 — «Миф, Фантом, Реализм», Цитадель, Берлин.
  • 2000 — «Венера 2000», скульптура бронза «Искусство Фантазии», Спейчер, Бремен. Германия.
  • 2001 — Выставка в Третьяковской Галерее. Москва. Ретроспектива в Palais Harrach, Вена.
  • 2002 — Ретроспективный показ «Миф, Фантом, Реализм» в Зеугхаус, Аугсбург, Германия.

Ретроспектива в Музее Westfries, Hoorn, Голландии.

  • 2003 — Выставка «Die Phantasten» в Minoritenkloster, Туллн, Австрия. Презентация книги «Ernst Fuchs. Zeichnungen und Graphik aus der frühen Schaffensperiode», Вилла Фукса, Вена.
  • 2005 — «Paradiso»: Проект музеея искусства Фантастического реализма.
  • 2006 — Выставка «phantastisches» вместе с Хундертвассером и Брауером в Еврейском Музее, Вена.
  • 2006 — в октябре посетил Киев. Встречался в близким по направлению киевским художником Александром Костецким. Выступил с пресс-конференцией в украинском национальном музее. Во время своего пребывания в Киеве посетил Андреевский спуск и музей почитаемого им писателя Михаила Булгакова.

Ссылки по теме

Публикации

  • Architectura caelestis: die Bilder des verschollenen Stils (Salzburg: Residenz, 1966/Pb ed., Dtv, 1973)
  • Album der Familie Fuchs (Salzburg: Residenz, 1973)
  • Im Zeichen der Sphinx: Schriften und Bilder, ed. Walter Schurian (Munich, Dtv, 1978)
  • Aura: Ein Marchen der Sehnsucht (Munich: Dtv, 1981)
  • Der Prophet des Schonen: Arno Breker (Marco, 1982)
  • Von Jahwe: Gedichte (Munich, 1982)
  • Friedrich Haider: Ernst Fuchs — Zeichnungen und Graphik aus der frühen Schaffensperiode — 1942 bis 1959. Wien: Löcker-Verlag, 2003.
  • 2005 — Fantastic Art (Taschen)(Schurian, Prof. Dr. Walter) (English edition)
  • 2007 — Metamorphosis (beinArt)

Примечания

Ссылки

ССЫЛКА


 

ПРИМЕЧАНИЯ


ГАЛЕРЕЯ (франц. galerie), 1) длинное крытое помещение, в к-ром одна из продольных стен заменена колоннами или столбами; длинный балкон. 2) Удлинённый зал со сплошным рядом больших окон в одной из продольных стен. 3) Верхний ярус зрит. зала (галёрка). 4) Назв. мн. художеств. музеев (Нац. гал., Картинная гал.).

МОНОТИПИЯ, вид графики; в М. краски от руки наносятся на гладкую поверхность печатной формы; полученный оттиск всегда бывает единственным.

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

 

ВАГНЕР (Wagner) Отто (13.7.1841, Вена, — 11.4.1918, там же), австрийский архитектор. Представитель венского стиля «модерн», член «Венского Сецессиона». От прихотливых по композиции сооружений, изобилующих сложным декором (больница Штейнхоф в Вене, 1904—07), перешёл к поискам рациональности и простоты. В интерьере здания почтамта и сберегательной кассы в Вене (1904—06) В. выступил как предшественник функционализма, применяя лишённые декора геометрически чёткие формы и обнажённые металлические конструкции.
Лит.: Ostwald Н., Otto Wagner Baden, 1948.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978

 

ЭКЗОТИКА, причудливые, необычайные особенности, свойства в области природы, обычаев, искусства и пр.

ЭСКИЗ, первоначальный набросок: 1) художеств. произведения или его части, 2) предполагаемого механизма или отдельной детали. На основе Э. ведётся дальнейшее составление чертежа или проекта.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — художественные тенденции, родственные магическому реализму, включающие больше ирреальных, сверхъестественных мотивов. Близок сюрреализму, но в отличие от последнего строже придерживается принципов традиционного станкового образа "в духе старых мастеров"; скорее может считаться поздним вариантом символизма. Среди характерных примеров — творчество В. Тюбке или мастеров "венской школы фантастического реализма" (Р. Хаузнер, Э. Фукс и др.)

Большая советская энциклопедия - М.: Советская энциклопедия. 1969—1978

репродукция


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018