Адамсон, Амандус Генрих — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

АДАМСОН Амандус (1855—1929), эстонский скульптор. Памятник броненосцу «Русалка» в Таллине (1902), реалистические народные образы («Рыбак с острова Муху», 1892).

 

Популярная художественная энциклопедия. 1986

АДАМСОН Амандус Генрих (1855—1929), эст. скульптор. Учился в петерб. АХ (1876—79). В станковых и монумент. произв. А. черты реализма соединяются с тенденциями академизма, салонной красивостью: «Последний вздох корабля» (бисквит, 1899, ГРМ), «Русалка» (пам. погибшему броненосцу; бр., гр., 1902, Таллин).

 

адамсон
В 1914 году, фото ателье Буллы
Дата рождения:

12 ноября 1855

Место рождения:

хутор Ууга-Рятсепа, около города Балтийский Порт, Харьюмаа Российская империя

Дата смерти:

26 июня 1929 (73 года)

Место смерти:

Палдиски, Харьюмаа, Эстония

Ама́ндус Хейнрих А́дамсон (эст. Amandus Heinrich Adamson), в России Ама́нд Ива́нович (также Аммон Ива́нович), (12 ноября 1855, хутор Ууга-Рятсепа, около города Балтийский Порт, Российская империя — 26 июня 1929, Палдиски) — российский и эстонский скульптор и живописец, академик, один из основателей эстонского национального искусства.

Биография

Амандус Адамсон родился в 1855 году и был вторым ребёнком в семье моряка и хуторянки. В 1860 году отец Амандуса уплыл в Америку и не вернулся, семья считала его погибшим. Был отдан в Ревельскую Вышгородскую школу для детей из бедных семей, где проявил склонность к искусству, вырезая фигуры из дерева.

В 1875 году перебрался в Санкт-Петербург и в 1876 году поступил в Императорскую Академию художеств. Учился в классе профессора Александра фон Бока. После окончания Академии остался в Санкт-Петербурге, преподавал в школе Общества поощрения художеств.

С 1877 по 1881 жил и работал в Париже, где создал работы «Вечно побеждающая любовь» и «Лирическая музыка».

В 1881 году возвратился в Санкт-Петербург, где преподавал в Художественном училище Штиглица. В этот период он участвовал в реконструкции Михайловского дворца, создал произведение «Последний вздох корабля».

В 1902 году в Ревеле, в парке Кадриорг установили его самую известную работу — памятник погибшим морякам броненосца «Русалка».

27 сентября (10 октября по новому стилю) 1905 года в Севастополе был открыт памятник «ВЪ ПАМЯТЬ КОРАБЛЕЙ ЗАТОПЛЕННЫХЪ въ 1854 и 1855 г.г. ДЛЯ ЗАГРАЖДЕНIЯ ВХОДА НА РЕЙДЪ», в котором скульптурные работы были выполнены Амандусом Адамсоном (соавторы — архитектор В. А. Фельдман, военный инженер О. И. Энберг.

А. Адамсон за работой над фигурой Ивана Сусанина для памятника в честь 300-летия дома Романовых

В 1907 году по рекомендациям известного живописца Архипа Ивановича Куинджи, скульптора Александра Михайловича Опекушина и архитектора Суслова он получил звание академика.

В 1911 году Адамсон участвует в конкурсе Академии художеств проектов памятника в честь 300-летия дома Романовых. Им было предложено построить в Костроме грандиозное сооружение высотой 36 м с 26 скульптурами исторических личностей и барельефами по кругу постамента, иллюстрирующими важнейшие события российской истории. Комитет по сооружению монумента выбрал его работу, занявшую второе место. Закладка памятника состоялась 20 мая 1913 года, во время празднования 300-летия дома Романовых в присутствии Николая II и его семьи. К 1917 году был сооружён постамент и установлена часть бронзовых фигур. После Октябрьской революции готовые скульптуры были отправлены в переплавку, а на пустующем постаменте был установлен памятник Ленину.

В 1918 году переехал в места своего детства — город Палдиски, где жил и работал до своей смерти 26 июня 1929 года. Согласно своему предсмертному желанию похоронен в городе Пярну. В Палдиски сохранился дом, в котором Адамсон жил после переезда в город.

Творчество

русалка
Памятник броненосцу «Русалка»
 
Памятник затопленным кораблям в Севастополе
 

Основные скульптурные работы

  • 1879 — восковая скульптура «Крещение Христа Иоанном Крестителем»
  • 1879—1881 — скульптурные композиции «Вечное торжество любви», «Лирическая музыка»
  • 1892 — «Рыбак с острова Муху»
  • 1895 — скульптурная композиция «Рассвет и сумерки»
  • 1896 — скульптурная композиция «Калевипоэг и Рогатый»
  • после 1896 — барельефы для фризов Русского музея (залы № 14 и 15), изображающие в виде аллегории рождение произведений искусства живописи, ваяния и зодчества (Санкт-Петербург)
  • 1897 — «В тревожном ожидании»
  • 1901 — «Слушая голос моря»
  • 1902 — Памятник броненосцу «Русалка» (парк Кадриорг, Таллин)
  • 1903 — монументально-декоративное оформление Троицкого моста (Санкт-Петербург)
  • 1902—1904 — скульптурное убранство фасада, купола и шара дома компании «Зингер» (Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 28)
  • 1904 — «Чемпион»
  • 1905 — композиция «В память кораблям, затопленным в 1854—1855 г. для заграждения входа на рейд» (Севастополь)
  • 1911 — памятник «Запорожцам, высадившимся в Тамани 25 августа 1792 г.» (Тамань), памятник Иоганну Кёлеру, (Вильянди)
  • 1919 — скульптурная композиция «Юность исчезает»
  • 1922 — скульптура «Калевипоэг у врат ада»
  • 1926 — памятник Фридриху Крейцвальду (Выру), скульптура «Последний вздох корабля»
  • 1928 — Парни из Тонди (снесён в 1941 году)
  • 1928 — «Жена художника Е. Адамсон», «Купальщица»
  • 1929 — памятник поэтессе Лидии Койдуле (Пярну)
  • 1912—1916 — Памятник в честь 300-летия дома Романовых, совместно с архитектором С. А. Власьевым (Кострома, не закончен)
  • Скульптурное убранство здания Училища технического рисования (Санкт-Петербург, Соляной переулок, дом 9)
  • Скульптурное убранство Дома торгового товарищества «Братья Елисеевы» — «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука» (Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 56)
  • Надгробие на могиле епископа Платона (Спасо-Преображенский собор, Таллин).
  • Монумент Петру I (Полтава)
  • Скульптуры «Русалка на камне» и «Арзы и разбойник Али-Баба» (Мисхор), «Лирическая музыка», «Море шумит», «Единственный поцелуй волны», «Рождение Венеры»

Адамсон также работал как художник; его полотна хранятся в Государственном художественном музее Эстонии.

См. также

Источник — Википедия

 

АДАМСОН // Большая российская энциклопедия. Том 1. Москва, 2005, стр. 209

А́ДАМСОН (Adamson) Аман­дус Хейн­рих [31.10(12.11).1855, ху­тор Уу­га-Рят­се­па, близ Пал­ди­ски – 26.6.1929, Пал­ди­ски], эст. скульп­тор. Учил­ся в пе­терб. АХ (1876–79; с 1907 ака­де­мик) у А. Р. Бо­ка. В 1887–91 ра­бо­тал в Па­ри­же. Ав­тор стан­ко­вых ком­по­зи­ций, близ­ких са­лон­но-ака­де­мич. иск-ву («Вол­на», 1889; «По­це­луй вес­ны», 1906; «Ка­ле­ви­по­эг», 1927), порт­ре­тов, де­ко­ра­тив­ных скульп­тур. Сре­ди па­мят­ни­ков: по­гиб­ше­му бро­не­нос­цу «Ру­сал­ка» в Тал­ли­не (1902), «За­то­п­лен­ным ко­раб­лям» в Се­ва­сто­по­ле (1905), Пет­ру I в Пол­та­ве (1909) – все брон­за, гра­нит. Ра­бо­тал так­же в гип­се, вос­ке, де­ре­ве, мра­мо­ре; пи­сал пей­за­жи («Ноч­ное мо­ре», 1909). Пре­по­да­вал в С.-Пе­тер­бур­ге: в шко­ле ОПХ (1886–1887) и Центр. уч-ще тех­нич. ри­со­ва­ния ба­ро­на А. Л. Штиг­ли­ца (1901–04).

Лит.: Nurk T. A. Adamson. Tallinn, 1959 (ре­зю­ме на рус. яз.).

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018