Актёр (франц. acteur)

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


АКТЁР, исполнитель ролей в драматич. спектаклях и кинофильмах. Теория реалистич. актёрского иск-ва была глубоко разработана крупнейшим деятелем советского театра К. С. Станиславским.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


АКТЁР, актриса (франц. acteur, от лат. actor — исполнитель), исполнитель (исполнительница) ролей в театре, кино и др.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986


АКТЁР, -а, м. Исполнитель ролей в театральных представлениях. || ж. актриса, -ы. || прил. актёрский, -ая, -ое. Актёрские жесты, поза (перен.: деланные, лишенные естественности).

АКТЁРСТВО, -а, ср. 1. Профессия актёра. 2. перен. Притворство, рисовка в поведении (разг.).

 

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907


Актеръ и актриса исполнители драматической пьесы. Драматическое произведенiе само по себѣ заключено въ узкiе предѣлы внутренняго представленiя, усвояемо только воображенiемъ, а потому для своего полнаго воплощенiя нуждается въ расширенiи этой границы, въ замѣнѣ внутренно создаваемаго образа видимымъ и слышимымъ, осуществляемымъ дѣйствiемъ, игрою. Игра подкрѣпляетъ произносимыя слова соотвѣтствующiмъ положенiемъ, движенiемъ тѣла и рукъ или-же выраженiемъ лица. Различаются движенiя ораторскiя и движенiя сценическiя. Въ настоящее время это выраженiе употребляется почти исключительно въ послѣднемъ смыслѣ, поскольку актеръ выражаетъ своими движенiями характеръ изображаемаго лица. Въ сценическомъ искусствѣ отличаютъ нѣмую игру отъ пантомимы, въ которой все выражается движенiями тѣла и игрою физiономiи. Нѣмая-же игра артиста чередуется съ декламацiей или пѣнiемъ. Игра актера выражается главнымъ образомъ въ движенiяхъ тѣла, поскольку въ нихъ проявляются духовныя качества и положенiе изображаемаго лица, далѣе движенiе головы, рукъ и ногъ, наконецъ, выраженiе лица и движенiе лицевыхъ мускуловъ. Движенiю ногъ придаетъ особую выработку танцевальное искусство.

Это задача и сущность драм. искусства, и исполняется она — актерами. Истинный актеръ не обязанъ, однакожъ, лишь слѣпо слѣдовать за произведенiемъ, которое онъ хочетъ воспроизвести; онъ не только можетъ, но и долженъ каждый разъ вносить въ свои роли что-нибудь новое, свое собственное «войти въ свою роль», «создать роль».

Воспроизводительнымъ матерьаломъ для актера должна быть его собственная личность: ее он можетъ преобразовывать, возвышать и т. д., но всегда сохраняя мѣру и имѣя въ памяти идеалъ и типъ творца драматическаго произведенiя.

Все искусство актера поэтому должно быть прежде всего направлено къ тому, чтобы по возможности забыть разницу между воспроизводимымъ идеаломъ и своей личностью и этимъ самую роль, игру свою, такъ сказать, стушевать, заставивъ зрителя думать, что онъ видитъ дѣйствительное, активное лицо. Древнiе облегчали это актеру, заставляя его носить соотвѣтственныя типическiя маски, но наши требованiя этимъ уже не ограничиваются и вмѣсто масокъ требуютъ живой мимики. Декламацiя и мимика поэтому — необходимыя условiя драматическаго искусства. Теоретическiя начала ихъ преподаются въ особо устроенныхъ съ цѣлью подготовки актеровъ, т. наз. театральныхъ училищахъ. Въ Россiи театральное училище въ вѣденiи театральной дирекцiи Императорскfго Двора имѣетъ уже свою исторiю. Въ новѣйшее время правительство обратило вниманiе на воспитательное значенiе театра и въ связи съ этимъ начало заботиться (по крайней мѣре для играющихъ на казенныхъ сценахъ) объ устроенiи судьбы актеровъ; установлены пенсiи, предоставлены нѣкоторые преимущества и пр. Возникаютъ также попытки устройства народныхъ театровъ, таковъ, между прочимъ, народный театръ въ Архангельской губ., на которомъ играютъ исключительно крестьяне—любители. По распоряженiю военнаго министерства начинаютъ развиваться театральныя солдатскiя представленiя и въ воинскихъ командахъ. Ср. П. С. Тихонравова, «Русскiя драматич. произведенiя 1672—1725 г.» (СПб. 1874, 2 т.); Ретгеръ, «Die Kunst der dramatischen Darstellung» (Берл., 1841); Бенедикса, «Der mündliche Vortrag» (3 изд., Лейпц., 1871).

Чемъ тѣснѣе связано драматическое искусство съ драмат. произведенiемъ, тѣмъ точнѣе отражаются въ немъ всѣ различныя направленiя стиля, какiя мы можемъ наблюдать въ исторiи драмы. Отчасти это выражается здѣсь даже ярче, чѣмъ въ самой драмѣ, потому что нагляднѣе и полнѣе. Сообразно пластикѣ древней драмы драмат. искусство древнихъ было прежде всего пластично; маска, котурны, весь актеръ — это была живая статуя. Подобно тому, какъ все новѣйшее искусство склоняется отъ пластичнаго къ живописи, такъ и въ драмат. искусствѣ теперь все индивидуализируется, носитъ характеръ портретовъ и т. д. Но и въ этихъ границахъ разница между драматическимъ искусствомъ у романскихъ и германскихъ народовъ отражается также, какъ и на ихъ драмат. произведенiяхъ. У итальянцевъ и французовъ въ высокихъ трагедiяхъ все еще чувствуется что-то наносное: речитативы въ измѣренiи, величественныя движенiя, пластическая сдержанность въ игрѣ; въ новѣйшее время также много манерности. Англiйское драм. искусство со времени Шекспира подпало совсѣмъ подъ влiянiе Шекспировскаго индивидуализма и этотъ характеръ сохраняетъ и по сiе время. Въ Германiи-же вмѣстѣ съ франц. драматургiей вошелъ и француз. характеръ драмат. искусства. Экгофъ создалъ ей болѣе благодарную почву реальной действительности, Лессингъ въ то же время сдѣлалъ такой же переворотъ въ драматургiи. Противъ этого натурализма возстала Веймарская школа, съ Гете и Шиллеромъ во главѣ, которая, стараясь возвысить идеалы, дѣлала это часто въ ущербъ дѣйствительной правдѣ, а потому вскорѣ была побѣждена. Теперь, какъ и во всѣхъ искусствахъ, въ драматическимъ искусствѣ господствуетъ нерѣшительность и неопредѣленность. Ср. Эдуардъ Деврiенъ, «Geschichte der deutschen Schauspielkunst» (5 т., Лейпц., 1848—74). Но какъ театръ въ общемъ сдѣлался полнѣйшею необходимостью для интеллигентнаго класса, то по мѣрѣ его возвышенiя возвышалось и соцiальное и экономическое положенiе актера и актрисы (см. Театръ).

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019