Альбом "Портретная миниатюра" в двух томах. 1974

Анатолий Фукс — личный сайт

Том 1

Том 2

Том 1, стр. 190

ПОРТРЕТНАЯ МИНИАТЮРА

ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ

Научный редактор В. А. Пушкарев.

Авторы вступительной статьи и каталога Кира Владимировна Михайлова и Георгий Викторович Смирнов

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ХУДОЖНИК РСФСР», ЛЕНИНГРАД. 1974

Формат 14 Х 19 см. Тираж 10 000.

 

Альбом состоит из двух частей (томов)

Том I. Миниатюра XVIII—начала XIX века. 393 стр. 129 миниатюр.

Том II. Миниатюра XIX—начала XX века. 411 стр. 171 миниатюра.

 

Миниатюрная живопись — своеобразный род искусства, прошедший долгий и сложный путь развития. Хотя само по себе словосочетание это ни у кого не вызывает сомнения, однако истинный смысл его большинству неведом. Ибо он во много раз богаче, шире, разнообразнее общеупотребительного значения зтих слов, понимаемых как «подобно большому, но малого размера».

Это предварительное замечание в полной мере относимо и к портретной миниатюре, составляющей самостоятельную и очень специфическую часть искусства миниатюры. Как и в любом виде искусства, здесь за кажущейся простотой скрывается вдохновенный творческий процесс, трудоемкая техника работы, безупречное знание ремесла. Искусство это могло возникнуть в определенных социально-исторических условиях, влиявших на его развитие и смену художественных стилей.

Русская портретная миниатюра мало изучена и мало известна. Отчасти это объясняется тем, что многие произведения «миниатюрного рода» обладают повышенной чувствительностью к действию света и температуры. Хранение их в музеях сосредоточено в помещениях со специальным оборудованием, где они, как правило, недоступны для обозрения. По-видимому, такая изоляция сказалась и на отношении к миниатюре исследователей. Во всяком случае, эта разновидность нашего искусства менее других освещена в искусствоведческой литературе.

Была на это и другая причина. Искусство портретной миниатюры в России — искусство далекого прошлого. Его последние представители, за редким исключением, отдалены от нашей эпохи на целое столетие. Таким образом, традиции оказались прерванными, в современной живописи они утрачены и позабыты.

Не будем сейчас задумываться над тем, возможно ли возрождение этого вида творчества. Прошлое нашей портретной миниатюры свидетельствует о том, что в известные исторические периоды и среди определенных слоев общества она имела широкое распространение. В ней ярко отразились характерные особенности русского художественного языка, а ее достижения позволяют отвести ей достойное место среди аналогичных явлений западноевропейской живописи. Все это обязывает к тому, чтобы напомнить нашим современникам о забытой странице истории русского искусства.

Миниатюрную живопись в целом, как и часть ее — портретную миниатюру, нельзя охарактеризовать по какому-либо единственному признаку. Понятия «миниатюра», «миниатюрный» своим происхождением обязаны античности и восходят к латинскому наименованию красной краски (типа киновари или сурика) «миниум» (minium). Такую краску употребляли при украшении рукописей иллюстрациями и орнаментами и в написании заглавных букв. Художников, занятых этим искусством, именовали миниаторами, плоды их творчества — миниатюрами.

С годами произошло переосмысление термина, чему способствовали многоцветность палитры, привлекаемой к иллюстрированию манускриптов, и специфика их украшений. Последние, ограниченные размерами книжного листа, требовали виртуозной тщательности изображения, часто в малом масштабе. Созвучная корневая основа слова «minor» (маленький) окончательно заставила забыть первоначальное происхождение понятия «миниатюра».

Однако не только малые размеры произведения свидетельствуют о его принадлежности к роду миниатюрной живописи...

 

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018