Альбом "Портретная миниатюра в России". 1986

Анатолий Фукс — личный сайт

Обложка и футляр альбома

Авантитул и титульная страницы

Стр. 166—167

ПОРТРЕТНАЯ МИНИАТЮРА В РОССИИ

XVIII — начала XX века

 

ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА

ЛЕНИНГРАД. «ХУДОЖНИК РСФСР. 1986

 

Автор вступительной статьи и каталога Галина Николаевна Комелева и Галина Александровна Принцева

Формат 14 Х 19 см. С.336, с ил. Тираж 50 000 экз. Цена 4 р. 50 к.

 

Альбом, включающий 244 иллюстрации, продолжает публикацию русских миниатюр, начатую в 1874 году изданием "Портретная миниатюра из собрания Государственного Русского музея" (авторы К. В. Михайлова и Г. В. Смирнов). Государственный Эрмитаж располагает уникальной коллекцией миниатюр, основную ценность которой составляют работы таких известных русских миниатюристов, как Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, Д. И. Евреинов, И. Г. Григорьев, П. Волков, М. Зацепин и другие. Собрание интересно и тем, что находятся портреты деятелей русской истории и культуры — А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, декабристов А. Н. Муравьева, Н. А. Бестужева, известных художников, полководцев и участников Отечественной войны 1812 года. Наиболее ценные из них в историческом и художественном плане включены в альбом и снабжены каталогом, представляющим большой научный интерес. Резюме и подписи под иллюстрациями переведены на английский язык.

Издание заинтересует как специалистов, так и широкий круг читателей.

 

Русская миниатюра — одна из привлекательных и вместе с тем малоизвестных областей отечественного искусства. Тесно связанная в своем развитии с живописью, графикой и различными видами декоративно-прикладного искусства, она ярко отражает не только вкусы определенных слоев русского общества, но и прежде всего характерные стилевые особенности развития искусства в целом. По словам одного из французских художников XVIII столетия Ж.-Б. Лепренса, миниатюра — это "жанр, способный к восприятию всего, что называется духом искусства рисунка и живописи".

Широко распространенная в XVIII — первой половине XIX столетия, она сохранилась до наших дней в относительно большим числе. Коллекции миниатюр, исполненных главным образом на металле, кости, бумаге или картоне, хранятся сейчас во всех крупных музеях Советского Союза, в ряде периферийных музеев, а также в частных собраниях. Значительное число работ русских миниатюристов имеется и в зарубежных музеях и коллекциях. Однако, если к творчеству миниатюристов различных стран Западной Европы неоднократно обращались исследователи конца XIX — первой половины XX столетия, посвящая им капитальные монографии, статьи, создавая многотомные словари, то русская миниатюра, к сожалению, до сих пор во многом остается еще белым пятном не только для европейских, но и для отечественных исследователей. Справедливости ради следует отметить, что долгие годы и европейская миниатюра оставалась вне сферы внимания специалистов. Только во второй половине XIX века после двух больших ретроспективных выставок европейских миниатюр в Лондоне (1865 и 1889 гг.), на которых, кстати, не было представлено ни одного русского мастера, возник необычайный интерес к этому виду искусства. Первые годы XX столетия отмечены буквально взрывом выставок миниатюр. Они устраиваются в различных городах Европы — Вене, Берлине, Париже, Брюсселе, Мюнхене — и привлекают огромное внимание не только зрителей, но прежде всего исследователей. Почти все выставки сопровождались хорошо изданными каталогами — первыми попытками научной публикации и оценки творчества многих ранее не известных миниатюристов, сведения о которых были еще очень немногочисленны. На базе этих выставок и изучения различных музейных и частных собраний...

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018