Альт (итал. alto)

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

В. Даль. Толковый словарь. 1978


АЛЬТЪ м. итал. голосъ между дискантомъ и теноромъ; низкiй женскiй голосъ, || родъ скрыпки, вторы, альтовка ж.; она поболѣе скрыпки, съ убавкой тонкой струны и съ прибавкою баска. Альтовый ключъ, нотный, между дискантовымъ и басовымъ. Альтистый голосъ, низкiй, близкiй къ альту. Альтистъ м. —тка ж. кто поетъ или играетъ альта. Альтана ж. зап. бельведеръ, бесѣдка, теремокъ, вышка. Альтиметрiя, часть тригонометрiи, наука измѣренiя высотъ.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


АЛЬТ, 1) низкий детский голос. 2) Партия в хоре, исполняемая низкими детскими или низкими женскими (меццо-сопрано, контральто) голосами. 3) Инструмент типа скрипки (строй на квинту ниже). 4) А. (или альтгорн) — медный духовой инструмент.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


Альт (итал. alto, букв. — высокий), струнный смычковый муз. инстр-т скрипич. семейства, больше скрипки.

 

 

АЛЬТ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/music/text/1816061


Альт работы А. Страдивари (2 стороны). 1715. Госколлекция уникальных музыкальных инструментов (Москва).

АЛЬТ (нем. Alt, итал. alto, от лат. al­tus – вы­со­кий), 1) пар­тия (го­лос), рас­по­ложен­ная ме­ж­ду те­но­ром и со­пра­но. В ран­нем мно­го­го­ло­сии (12–14 вв.) бы­ла верх­ней (ис­пол­ня­лась вы­со­ки­ми муж­ски­ми го­ло­са­ми; от­сю­да назв.). См. так­же Кон­тра­те­нор. 2) Низ­кий жен­ский или дет­ский го­лос (диа­па­зон от «соль» ма­лой ок­та­вы до «ми» 2-й ок­та­вы), а так­же ис­пол­няе­мая им пар­тия в хо­ре или во­каль­ном ан­самб­ле, ре­же соль­ная. См. так­же Кон­траль­то. 3) Струн­ный смыч­ко­вый ин­ст­ру­мент, сред­ний по зву­ча­нию в скри­пич­ном се­мей­ст­ве. Итал. назв. вио­ла (vi­ola) и нем. бра­че (Brat­sche) вос­хо­дят к назв. «вио­ла да брач­чо», при­ме­няв­ше­му­ся к А. в 17 – нач. 18 вв. в Ита­лии и Гер­ма­нии. Назв. «А.» мо­жет быть свя­за­но с «аль­то вио­ли­на» и «аль­то вио­ла» – итал. назв. ин­ст­ру­мен­та 16–18 вв., что в свою оче­редь свя­зы­вает­ся с назв. го­ло­са хо­ро­во­го мно­го­голо­сия. Внеш­не А. по­хож на скрип­ку, от­лича­ясь бо́ль­ши­ми раз­ме­ра­ми. Дли­на кор­пу­са 38–48 см. Строй на квин­ту ни­же скри­пич­но­го: «до» – «соль» ма­лой ок­та­вы – «ре» – «ля» 1-й ок­та­вы. Но­ти­ру­ет­ся в аль­то­вом и скри­пич­ном клю­чах. Тех­ни­ка иг­ры близ­ка скри­пич­ной, от­ли­ча­ясь гл. обр. ши­ро­той по­зи­ций. А. поя­вил­ся в 1-й четв. 16 в., воз­мож­но, как ре­зуль­тат эво­лю­ции ин­ст­ру­мен­тов, от­но­ся­щих­ся к се­мей­ст­ву ви­ол (фи­дель, ре­бек, ли­ра да брач­чо). Пер­вые А. бы­ли по­строе­ны в Бре­шии и Кре­мо­не. Кон­ст­рук­ция А., ус­та­но­вив­шая­ся к кон. 16 в. в ин­ст­ру­мен­тах А. Ама­ти и Гас­па­ро да Са­ло, до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни при­зна­ёт­ся ка­но­ни­че­ской. В 17–19 вв. ра­бо­та­ли не­пре­взой­дён­ные мас­те­ра по из­го­тов­ле­нию аль­тов, скри­пок и вио­лон­че­лей: ди­на­стии и се­мей­ст­ва Ама­ти, Гвар­не­ри, Гва­да­нини, а так­же А. Стра­ди­ва­ри, П. Руд­же­ри, Д. и П. Мад­жи­ни, К. Тес­то­ре, П. Гран­чи­но (Ита­лия), Я. Штай­нер (Гер­ма­ния), Ж. Виль­ом (Фран­ция), И. А. Ба­тов (Рос­сия). В 1-й пол. 20 в. кон­ст­рук­цию А. раз­ра­ба­ты­вал Т. Ф. Под­гор­ный. Со вре­мён Й. Гайд­на и В. А. Мо­цар­та А. – обя­за­тель­ный уча­ст­ник струн­ной груп­пы сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра, квар­те­та, квин­те­та. При этом на про­тя­же­нии 18–19 вв. на­пи­са­но лишь неск. вы­даю­щих­ся про­из­ве­де­ний для со­ли­рую­ще­го А.: Кон­церт­ная сим­фо­ния для скрип­ки и А. с ор­ке­ст­ром Мо­цар­та (1779), сим­фо­ния «Га­рольд в Ита­лии» Г. Бер­лио­за (1834), 2 со­на­ты для А. (или клар­не­та) с фп. И. Брам­са (1894). В 20 в., ко­гда из­ме­нил­ся взгляд на ху­дож. и тех­нич. воз­мож­но­сти ин­ст­ру­мен­та, соз­дан соль­ный ре­пер­ту­ар: Со­на­та П. Хин­де­ми­та (1939), Кон­церт Б. Бар­то­ка (1945), Со­на­та Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (1975), Со­на­та-пес­ня А. И. Ха­ча­ту­ря­на (1976) и др. Круп­ней­шие аль­ти­сты 20 в.: М. Вьё, Л. Тёр­тис, П. Хин­де­мит, В. В. Бо­ри­совский, У. Прим­ро­уз; в Рос­сии шко­лу Бори­сов­ско­го пред­став­ля­ют Ф. С. Дру­жи­нин, Ю. А. Баш­мет, Ю. А. Тка­нов. 4) Мед­ный ду­хо­вой ин­ст­ру­мент се­мейст­ва сакс­гор­нов, скон­ст­руи­ро­ван­ных бельг. мас­те­ром А. Сак­сом в сер. 19 в. Ин­ст­ру­мент в строе Es (in Es; «ми-бе­моль»), транс­по­ни­рую­щий на боль­шую сек­сту вниз. За­пи­сы­ва­ет­ся в скри­пич­ном клю­че. Диа­па­зон (по зву­ча­нию) от «ля» боль­шой ок­та­вы до «си-бе­моль» пер­вой. Ис­поль­зу­ет­ся в совр. ду­хо­вом ор­ке­ст­ре. Про­сто­та иг­ры на этом ин­ст­ру­мен­те спо­соб­ст­ву­ет его по­пу­ляр­но­сти сре­ди на­чи­наю­щих ис­пол­ни­те­лей ду­хо­вых ор­ке­ст­ров. Су­ще­ст­ву­ют так­же аль­то­вые раз­но­вид­но­сти се­мей­ст­ва бю­гель­гор­нов (А., или альт­горн), сак­со­фо­нов (альт-сак­со­фон), го­бо­ев (аль­то­вый го­бой, или анг­лий­ский ро­жок), клар­не­тов (бас­сет­горн), флейт (аль­то­вая флей­та) и др.

Лит.: По­ня­тов­ский С. Альт. М., 1974; Me nuhin J., Prim­rose W. Vio­lin und Vi­ola. L., 1976; Riley M. W. The his­tory of the vi­ola. Ann Ar­bor, 1980; Чу­ла­ки М. Ин­ст­ру­мен­ты сим­фо­ни­чес­ко­го ор­ке­ст­ра. 4-е изд. М., 1983; Dal­ton D. Plaing the vi­ola: con­ver­sa­tion with Wil­liam Prim­rose. Oxf., 1988.

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019