Атеизм (франц. atheisme) — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

библия

«Библия для верующих и неверующих»

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

АТЕИЗМ, (франц. atheisme, от греч. atheos — безбожный). безбожие; отрицание существование бога (б) и связанное с этим отрицание религии (р). В СССР и других социалистических странах пропаганда атеизма является составной частью коммунистического воспитания трудящихся.

 

В. Даль. Толковый словарь

АТЕИЗМЪ м. греч. невѣрiе, безвѣрiе, безбожiе, невѣрованiе въ бытiе Бога. Атеистъ м. -тка ж., атей м. -ка ж. безбожникъ. Атеистскiй, -тическiй, къ нему относящiйся.

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986

АТЕИ´ЗМ [тэ], -а, м. Отрицание существования бога, отказ от религиозных верований. || прил. атеистический, -ая, -ое.

АТЕИ´СТ [мэ], -а, м. Последователь атеизма. || ж. атеистка, -и.

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

АТЕИЗМ, безбожие; воззрение, отвергающее всякие религиозные верования. Теоретическую основу атеизма составляет философский материализм. Появление и развитие атеизма неразрывно связано с развитием классовой борьбы и ростом научных знаний. Атеизм возник еще в древности (Демокрит (д), Эпикур (э), Лукреций (л) и др.). В России в 18—19 веках атеистические идеи выдвигали и отстаивали многие передовые люди, вольнодумцы и революционеры-демократические мыслители. А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов правильно рассматривали борьбу против религии как одну из сторон революционной борьбы против самодержавия и крепостничества. Западно-европейские буржуа А. (П. Гольбах, Д. Дидро, Л. Фейербах и др.), связанный с борьбой против феодального строя, видел путь преодоления религии лишь в просветительстве, не колеблющем основ эксплуататорского строя. Идеологи современной империалистической буржуазии открыто насаждают религию, мистику (м), суеверия (с), стремясь отвлечь массы от революционной борьбы против капитализма.

Марксизм-ленинизм создал непоколебимый, теоретический фундамент атеистического воззрений, впервые дал научное объяснение социально-исторических корней возникновения и развития религиозных верований, неразрывно связал борьбу за преодоление религиозных предрассудков со всей борьбой рабочего класса и всех трудящихся за социалистическое преобразование общества, за построение коммунизма.

 

Краткий философский словарь. 1939

Атеизм (безбожие) — научно обоснованное отрицание религии, веры в чудеса, загробную жизнь и т. д. Атеизм возник в древней Греции. Материалисты Демокрит, Эпикур отрицали сверхестественное и учили, что в мире ничего нет, кроме материи, состоящей из атомов. В XVI—XVII вв., в период борьбы с феодализмом, научные открытия Коперника, Джордано Бруно, Галилея нанесли сокрушительный удар невежественным религиозным представлением о мире и его устройстве. Крупнейшие представители материализма XVIII в. (Дидро, Гельвеций, Гольбах, Ламетри и др.) беспощадно разоблачали шарлатанство религии и церкви, эксплуатирующих темноту народных масс. Но научное, глубокое понимание связи религии с классовым господством и эксплуатацией впервые дал только марксизм. Марксизм показал, что религия является орудием духовного порабощения трудящихся эксплуататорами. Вместе с ростом революционного движения и политической сознательности передовые слои рабочего класса и трудящихся еще в условиях капитализма порывают с религиозным предрассудками. Окончательное уничтожение религии возможно только с уничтожением капитализма и эксплуатации. Сталинская Конституция (ст. 124) предоставляет трудящимся полную свободу совести, свободу отправления религиозных культов и свободу антирелигиозной пропаганды. Пропаганда научного, материалистического мировоззрения и терпеливое разъяснение трудящимся вредности религии — очень важная задача политической и культурной работы. В результате успехов социализма, расцвета культуры и науки многие миллионы трудящихся СССР навсегда порвали с религией.

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907

Атеизмъ (отъ греческаго слова άθεος, т. е. безбожный) — означаетъ отрицанiе существованiя Бога или мнѣнiе, что наше представленiе о Богѣ, какъ о высшемъ существѣ или какъ о нравственномъ порядкѣ вещей не есть нѣчто реальное или существующее въ дѣйствительности. — А. называется скептическимъ, когда отрицается возможность доказать бытiе Бога на основанiи разума, догматическимъ, когда утверждаютъ, что небытiе Бога можетъ быть подтверждено извѣстными доказательствами. Различаютъ также А. теоретическiй и практическiй. Первый отвергаетъ только объективную реальность существованiя Бога, но признаетъ нравственный законъ, который долженъ руководить нами въ жизни; практическимъ же атеизмомъ вслѣдствiе тѣсной связи, установленной человѣческимъ разумомъ между нравственнымъ закономъ и представленiемъ о Богѣ, называется тотъ видъ невѣрiя, когда люди не считаютъ нравственный законъ естественной потребностью, вытекающей изъ самой сущности нашего разума, а лишь случайнымъ представленiемъ, вытекающим изъ получаемаго нами воспитанiя и изъ общественныхъ отношенiй. Такъ-какъ, по понятiямъ людей, вѣра въ существованiе Бога освящаетъ нравственный законъ, то распущенность нравовъ неизбѣжно влiяетъ на ослабленiе вѣры и вслѣдствiе этого въ эпоху глубокаго упадка нравовъ всегда обнаруживалось и невѣрiе, какъ это было въ Грецiи во времена Перикла, у римлянъ во времена Августа, въ среднiе вѣка въ эпоху упадка нравовъ среди духовенства и свѣтскихъ людей и въ распущенности нравовъ, существовавшей передъ Французской революцiей. Такъ какъ понятiе о Богѣ въ разныя времена и у разныхъ народовъ бываетъ весьма различное, то многихъ людей часто обвиняли въ А., тогда какъ эти обвиненiя основывались лишь на чисто субъективныхъ взглядахъ. Такъ, напр., древнiе греки обвиняли въ А. нѣкоторыхъ изъ своихъ философовъ, какъ Анаксагора и Сократа, отвергавшихъ не существованiе Бога, но многобожiе, признаваемое народомъ. Точно также въ христiанской церкви вслѣдъ за установленiемъ догмата Троицы обвинялись въ А. и наказывались всѣ отвергавшiе догматъ о трiипостасномъ Божествѣ и о Божественности Iисуса Христа. Въ новѣйшее время, исходя изъ христiанско-теистическаго представленiя о Богѣ какъ о личности, существующей внѣ мiра, обвиняютъ въ А. идеалистовъ и пантеистовъ (Спинозу, Фихте, Шеллинга и Гегеля), хотя они не отрицаютъ самаго существованiя Бога, но только не допускаютъ его существованiя независимо отъ Вселенной.

 

Казарян А. Т. АТЕИЗМ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/religious_studies/text/1837142

АТЕИ́ЗМ (от греч. ἄθεος – без­бож­ный), ми­ро­воз­зре­ние, от­ри­цаю­щее бы­тие Бо­га, а так­же су­ще­ст­во­ва­ние сверхъ­ес­те­ст­вен­но­го ми­ра (ан­ге­лов, ду­хов и т. п.); от­ри­ца­ние ре­ли­гии во­об­ще. В ев­роп. куль­ту­ре под А. обыч­но по­ни­ма­ет­ся от­ри­цание су­ще­ст­во­ва­ния лич­но­го Бо­га (см. Те­изм).

Мно­го­об­ра­зие ис­то­рич. форм А. за­труд­ня­ет его клас­си­фи­ка­цию. Са­мая об­щая клас­си­фи­ка­ция А. пред­по­ла­га­ет раз­де­ле­ние его на сле­дую­щие ти­пы: по фе­но­ме­но­ло­ги­че­ско­му и со­цио­ло­ги­че­ско­му ос­но­ва­ни­ям – на А. ин­ди­ви­ду­аль­но-лич­но­ст­ный и А. кол­лек­тив­ный; по при­над­леж­но­сти к тео­ре­тич. или прак­тич. сфе­ре – на А. тео­ре­ти­че­ский (по пре­иму­ще­ст­ву фи­ло­соф­ский) и А. прак­ти­че­ский, в ко­то­ром от­ри­ца­ние Бо­га вы­ра­жа­ет­ся в дей­ст­ви­ях од­но­го че­ло­ве­ка или груп­пы лю­дей, вклю­чая и т. н. гос. А., про­яв­ляю­щий­ся в за­ко­но­дат. сис­те­ме и пра­во­вой прак­ти­ке го­су­дар­ст­ва.

В Вет­хом За­ве­те тер­мин «без­бож­ник» упот­реб­ля­ет­ся ред­ко (2 Макк. 4:13; 3 Макк. 2:2); его функ­ции вы­пол­ня­ет сло­во «не­чес­ти­вый» (ra̅ša̅‘), про­ти­во­по­лож­ное по­ня­тию «бла­го­чес­ти­вый». О бо­го­от­ри­ца­нии го­во­рит­ся в Псал­ти­ри: «Ска­зал бе­зу­мец в серд­це сво­ём: "нет Бо­га"» (Пс. 13:1) – «бе­зу­мец» оз­на­ча­ет че­ло­ве­ка не­чес­ти­во­го и греш­но­го, не имею­ще­го стра­ха Бо­жия (Пс. 35:2–5), от­ри­цаю­ще­го Бо­га в по­мыс­лах сво­их (Пс. 9:25). В Вет­хом За­ве­те в тес­ной свя­зи с от­ри­ца­ни­ем Бо­га сто­ят от­ступ­ни­че­ст­во и из­ме­на сво­ему Бо­гу (Иов. 21:14), со­тво­ре­ние се­бе но­вых бо­гов и по­кло­не­ние им (Иер. 16:20). Мо­тив от­ступ­ни­че­ст­ва от ис­тин­но­го Бо­га или не­зна­ния Его под­чёр­ки­ва­ет­ся в Но­вом За­ве­те ап. Пав­лом в ка­че­ст­ве осн. чер­ты А. (без­бо­жия): «…вы бы­ли в то вре­мя без Хри­ста… бы­ли без­бож­ни­ки (ἄθεοι) в ми­ре» (Еф. 2:12).

А. в Древ­ней Гре­ции воз­ник в свя­зи с от­ри­ца­ни­ем куль­та и мис­те­рий, а так­же ан­тро­по­мор­физ­ма греч. бо­гов. Тер­мин «без­бож­ный» (θεος), из­на­чаль­но оз­на­чаю­щий «ли­шён­ный бо­же­ст­ва», впер­вые по­яв­ля­ет­ся у по­этов – Пин­да­ра в «Пи­фий­ских одах» (4, 162), Эс­хи­ла в «Ев­ме­ни­дах» (151) и Со­фок­ла в «Элек­тре» (124). Ци­це­рон в кн. «О при­ро­де бо­гов» (I, 2; I, 63) к атеи­стам при­чис­ля­ет по­эта Диа­го­ра Ме­лос­ско­го, фи­ло­со­фа Фео­до­ра из Ки­ре­ны и фи­ло­со­фа-со­фис­та Про­та­го­ра, со­чи­не­ние ко­то­ро­го о бо­гах бы­ло со­жже­но. Секст Эм­пи­рик в кн. «Про­тив учё­ных» на­зы­ва­ет атеи­ста­ми со­фис­тов Про­ди­ка и Кри­тия (IX, 1, 50–57). Др.-греч. тол­ко­ва­ние «не­чес­ти­во­го» (ἀσεβής) как атеи­ста, не по­чи­таю­ще­го об­ще­при­знан­ных гос. бо­гов, ос­к­вер­няю­ще­го свя­ты­ни, во мно­гом близ­ко к биб­лей­ско­му тол­ко­ва­нию без­бо­жия. Пла­тон в 10-й кн. «За­ко­нов» (907d–910d) пе­ре­чис­ля­ет ре­лиг. пре­сту­п­ле­ния, за ко­то­рые сле­ду­ет су­ро­во на­ка­зы­вать не­чес­ти­вых: это «от­ри­ца­ние бо­гов», «от­ри­ца­ние про­мыс­ла бо­гов», «бо­го­слу­же­ния, не пре­ду­смот­рен­ные за­ко­ном». При­ме­ра­ми др.-греч. по­ни­ма­ния А. ста­ли: ре­ше­ние афин­ско­го су­да, при­го­во­рив­ше­го Со­кра­та к смерт­ной каз­ни за «вве­де­ние дру­гих бо­гов», из­гна­ние Анак­са­го­ра, об­ви­нён­но­го в «без­бо­жии», и др. слу­чаи пре­сле­до­ва­ния за дей­ст­ви­тель­ные или мни­мые рас­хо­ж­де­ния с уза­ко­нен­ным по­чи­та­ни­ем бо­гов. В Ри­ме в 1–3 вв. н. э. го­не­нию под­вер­га­лись хри­стиа­не, ис­по­ве­до­вав­шие ве­ру в рас­пя­то­го на кре­сте и вос­крес­ше­го Ии­су­са Хри­ста, от­ри­цав­шую культ им­пе­ра­то­ра и по­кло­не­ние ему как бо­же­ст­ву, что счи­та­лось по­ли­ти­че­ски опас­ным.

Для ре­лиг. и фи­лос. мыс­ли сред­них ве­ков А. не ха­рак­те­рен. Связь хри­сти­ан­ско­го бо­го­сло­вия и фи­ло­со­фии ис­клю­ча­ла в тео­ре­тич. об­лас­ти са­му воз­мож­ность со­мне­ния в су­ще­ст­во­ва­нии Бо­га. Ере­тич. уче­ния, со­про­во­ж­дав­шие хри­сти­ан­ст­во в те­че­ние всей его ис­то­рии, хо­тя ино­гда и на­зы­ва­лись атеи­сти­че­скими, а их по­сле­до­ва­те­ли – атеи­ста­ми (без­бож­ни­ка­ми), в дей­ст­ви­тель­но­сти та­ко­вы­ми не яв­ля­лись.

Воз­ро­ж­де­ние с его ан­тро­по­цен­триз­мом и стрем­ле­ни­ем к соз­да­нию но­во­го куль­тур­но­го про­стран­ст­ва, вклю­чаю­ще­го цен­но­сти и до­сти­же­ния ан­тич­ной язы­че­ской куль­ту­ры, под­го­то­ви­ло ус­ло­вия для рас­про­стра­не­ния А. в Ев­ро­пе, од­на­ко в сво­ей ос­но­ве ос­та­ва­лось эпо­хой ре­ли­ги­оз­ной. Из чис­ла раз­но­об­раз­ных на­прав­ле­ний фи­лос. мыс­ли эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния наи­бо­лее близ­ким к А. ока­зы­ва­ет­ся пан­те­изм. Это­го ми­ро­воз­зре­ния при­дер­жи­ва­лись П. Пом­по­нац­ци, Дж. Бру­но, Т. Кам­па­нел­ла, Дж. Ч. Ва­ни­ни (1585–1619).

В ев­роп. фи­ло­со­фии 17–18 вв., про­ник­ну­той идея­ми ра­цио­на­лиз­ма и аб­со­лю­ти­за­ции че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма, ори­ен­ти­ро­ван­ной на на­уч­ное (эм­пи­ри­че­ское) по­зна­ние за­ко­нов при­ро­ды, наи­бо­лее близ­ки к А. пан­те­изм, де­изм и ма­те­риализм­. Тра­ди­ции пан­те­из­ма в 17 в. про­дол­жал Б. Спи­но­за. Осн. пред­ста­ви­те­ли англ. де­из­ма – Дж. То­ланд и А. Кол­линз (1676–1729). Даль­ней­шее раз­ви­тие де­изм по­лу­чил в 18 в. в фи­лос. тру­дах Воль­те­ра, Д. Юма, Ж. Ж. Рус­со. В фор­ми­ро­ва­нии «дех­ри­стиа­ни­зи­ро­ван­ной» «ре­ли­гии Ра­зу­ма», идео­ло­гии Ве­ли­кой фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в., осо­бую роль сыг­ра­ли де­изм и франц. ма­те­риа­лизм. Ме­ха­ни­сти­че­ские (см. Ме­ха­ни­цизм) и на­ту­ра­ли­сти­че­ские (см. На­ту­ра­лизм) уче­ния Ж. О. де Ла­мет­ри, Д. Дид­ро и К. А. Гель­ве­ция мо­гут быть от­не­се­ны к А., од­на­ко наи­бо­лее пол­но это ми­ро­воз­зре­ние пред­став­ле­но в со­чи­не­ни­ях П. А. Голь­ба­ха.

Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние тео­ре­тич. А. по­лу­чил в 19–20 вв.; он свя­зан с фи­лос. на­прав­ле­ния­ми сво­его вре­ме­ни – по­зи­ти­виз­мом, ан­тро­по­ло­гич. фи­ло­со­фи­ей, анар­хиз­мом, ма­те­риа­лиз­мом, ни­ги­лиз­мом и фи­ло­со­фи­ей жиз­ни. Осн. пред­ста­ви­те­ли этих фи­лос. на­прав­ле­ний – А. Шо­пен­гау­эр, Л. Фей­ер­бах, П. Ж. Пру­дон, К. Маркс, Ф. Ниц­ше. Атеи­стич. взгля­ды раз­де­ля­ли отд. пред­ста­ви­те­ли эк­зи­стен­циа­лиз­ма (Ж. П. Сартр, А. Ка­мю) и ана­ли­тич. пси­хо­ло­гии (З. Фрейд, Т. Райк, Э. Фромм). Аг­но­сти­ком счи­тал се­бя фи­ло­соф-нео­по­зи­ти­вист Б. Рас­сел.

В Рос­сии тео­ре­тич. А. по­лу­чил рас­про­стра­не­ние лишь в 19 в. Боль­шин­ст­во атеи­стич. уче­ний в Рос­сии бе­рёт на­ча­ло в ев­роп. фи­ло­со­фии 18–19 вв. Та­кие те­че­ния, как по­зи­ти­визм (Н. К. Ми­хай­лов­ский), анар­хизм и ни­ги­лизм (М. А. Ба­ку­нин, Н. А. Доб­ро­лю­бов, С. Г. Не­ча­ев, П. Н. Тка­чёв), а так­же разл. на­прав­ле­ния со­циа­лиз­ма (Н. Г. Чер­ны­шев­ский, Г. В. Пле­ха­нов, В. И. Ле­нин) обо­зна­чили осн. ве­хи рас­про­стра­не­ния А. в Рос­сии.

Свое­об­ра­зие рус. А. про­яви­лось в пре­вра­ще­нии его в це­ло­ст­ное ми­ро­воз­зре­ние, в раз­но­вид­ность «ве­ры», по сло­вам Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, и в стрем­ле­нии к не­мед­лен­но­му прак­ти­че­ско­му при­ме­не­нию этой ве­ры.

Гос. А. пред­став­ля­ет со­бой воз­ве­дён­ную в ранг гос. по­ли­ти­ки идео­ло­гию; в той или иной фор­ме он пред­по­ла­га­ет: ог­ра­ни­че­ние гражд. и по­ли­тич. прав ве­рую­щих по­сред­ст­вом за­ко­но­да­тель­ст­ва или под­за­кон­ных ак­тов, ис­поль­зо­ва­ние гос., по­ли­тич. и об­ще­ст­вен­ных ин­сти­ту­тов для борь­бы с ре­ли­ги­ей и ве­рую­щи­ми, ус­та­нов­ле­ние цен­зу­ры на ре­лиг. лит-ру, вос­пи­та­ние гра­ж­дан в ду­хе А. Гос. А. по­лу­чил рас­про­стра­не­ние в СССР, КНР, Кам­бод­же и не­ко­то­рых др. стра­нах.

С рас­па­дом СССР и при­ня­ти­ем Кон­сти­ту­ции РФ А. пе­ре­стал иг­рать роль гос. идео­ло­гии. В РФ он про­дол­жа­ет су­ще­ст­во­вать в ка­че­ст­ве ми­ро­воз­зре­ния оп­ре­де­лён­ной час­ти об­ще­ст­ва, как од­но из те­че­ний об­ще­ст­вен­ной мыс­ли.

Лит.: Лан­ге А. Ис­то­рия ма­те­риа­лиз­ма. СПб., 1881–1883. Т. 1–2; Кор­сун­ский И. Н. Судь­бы идеи о Бо­ге в ис­то­рии ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ско­го ми­ро­со­зер­ца­ния Древ­ней Гре­ции. Хар., 1890; Mauth­ner F. Der Athe­is­mus und seine Geschichte im Abend­lande. Stuttg.; B., 1920–1923. Bd 1–4; Ма­ут­нер Ф. Ате­изм в эпо­ху Ве­ли­кой Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции. Л.; М., 1924; Ги­ду­ля­нов П. В. От­де­ле­ние церк­ви от го­су­дар­ст­ва в СССР. М., 1926; Бер­дя­ев Н. А. Ис­то­ки и смысл рус­ско­го ком­му­низ­ма. Па­риж, 1955. М., 1990; Lu­bac H. de. Le drame de l’hu­man­isme athée. P., 1983; Scep­ti­cism and ir­re­lig­ion in the sev­en­teenth and eight­eenth cen­tu­ries / Ed. R. H. Pop­kin, A. Van­der­jagt. Lei­den; N. Y., 1993; Ста­рые церк­ви, но­вые ве­рую­щие: Ре­ли­гия в мас­со­вом соз­на­нии пост­со­вет­ской Рос­сии / Под ред. К. Каа­ри­ай­не­на и Д. Фур­ма­на. М.; СПб., 2000.

 

ССЫЛКА


  • Атеи́зм (др.-греч. ἄθεος — «отрицание бога», «безбожие»; от ἀ — «без» + θεός — «бог») в широком смысле — отвержение веры в существование богов; в более узком — убеждение в том, что богов не существует... Википедия

 

МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ


«НАСТОЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ КОЛХОЗНИКА 1939», ОГИЗ. Гос. издательство колхозной и совхозной литературы

МАРКС, ЭНГЕЛЬС, ЛЕНИН О РЕЛИГИИ И БОРЬБЕ С НЕЮ

«Религия — это вздох угнетённой твари... Она — опиум народа».

Маркс

 

«Каждая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражением, в котором земные силы принимают форму сверхъестественных».

Энгельс

 

«Религия есть опиум народа, — это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса».

Ленин

 

Общественные организации

СОЮЗ ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ

Союз воинствующих безбожников СССР (сокращенно СВБ) — добровольная массовая общественная организация трудящихся СССР, насчитывающая в своих рядах около двух млн. человек. СВБ СССР является секцией Всемирного союза свободомыслящих.
Задача союза воинствующих безбожников — активно использовать свободу антирелигиозной пропаганды, обеспеченную 124-й статьей Конституции СССР, в целях полного освобождения верующих от вредного влияния религии и религиозных организаций.
СВБ воспитывает своих членов в духе коммунизма, терпеливо разъясняет трудящимся, еще не порвавшим связи с религией, вред религиозных предрассудков и помогает им выработать материалистическое, марксистско-ленинское мировоззрение. Вместе с другими общественными организациями СССР, СВБ активно участвует в социалистическом строительстве. СВБ ведет и поддерживает массовую антирелигиозную пропаганду и агитацию через клубы, избы-читальни, выставки, музеи, радиовещание, школы, кино, библиотеки, посредством публичных лекций, индивидуальных бесед и т. д. СВБ создает свои первичные организации в колхозах, совхозах, на предприятиях, в домах, учебных заведениях, организует кружки и семинары для подготовки кадров антирелигиозников-агитаторов, издает литературу и т. д.
Членом СВБ может быть каждый гражданин СССР, достигший 15-летнего возраста и порвавший с религией. Основным звеном организации СВБ является первичная организация, создаваемая в колхозе, совхозе, на предприятиях и т. д. Все органы СВБ — выборные. Высшим руководящим органом СВБ является Всесоюзный съезд СВБ, выбирающий Центральный совет, на обязанности которого лежит руководство организациями (республиканскими, областными и районными советами) СВБ между съездами. Антирелигиозные журналы и литература издаются на языках многих народов СССР.
Средства СВБ составляются из членских, вступительных и интернациональных взносов.
Девиз СВБ — «Борьба против религии — борьба за коммунизм».

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


БОГ, мифическое, выдуманное существо, основное понятие всякого религ. мировоззрения. Б., указывает В. И. Ленин, есть «прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом,— идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу». Ликвидация религ. пережитков и главного из них — веры в Б.— составляет одну из задач коммунистического воспитания трудящихся.

ДЕМОКРИТ из Абдеры (ок. 460—370 до н. э.), великий др.-греч. философ-материалист. Д. был «первым энциклопедическим умом среди греков» (К. Маркс и Ф. Энгельс). По мнению Д., объективно и вечно существуют материя (состоящая из неизменных, неделимых частиц — атомов, образующих все многообразные тела) и бесконечное пустое пространство, в котором движутся атомы. Движение происходит в силу господствующей во Вселенной необходимости; материя не нуждается в первотолчке. Материалистич. философия Д. разрушала религ. представления, веру в потусторонний мир и бессмертие души. Д. разрабатывал вопросы биологии, медицины, языкознания, грамматики, эстетики, математики и т. п. Был сторонником рабовладельческой демократии.

демокрит

ЛУКРЕЦИЙ, Тит Кар (ок. 99─55 до н. э.), римский поэт и философ, сторонник атомистического материализма Демокрита и Эпикура, крупнейший представитель материалистической философии и атеизма в Древнем Риме. Автор выдающейся философской поэмы «О природе вещей» (лучший рус. пер. ─ 2 тт., 1946─47).

лукреций

МИСТИКА (мистицизм), вера в сверхъестественный мир, с к-рым особым, таинственным путём якобы общается человек. М. пронизаны все религии и в той или иной мере идеалистич. философия. Широкое распространение имеет М. в современной бурж. философии, стремящейся одурманить сознание трудящихся масс.

МИСТИФИКАЦИЯ (франц.), выдумка, имеющая целью к.-л. обмануть, одурачить ради шутки или из других побуждений.

РЕЛИГИЯ, вера в существование сверхъестественного мира, в управление мира божественными силами; извращённое, фантастич. отражение в сознании людей господствующих над ними природных и обществ, сил. Всякая Р. противоположна науке. Религ. верования — явление, исторически преходящее. Они возникли в глубокой древности из тёмных и наивных представлений людей о своей собственной и внешней природе, из их бессилия в борьбе с природой. Бессилие первобытного человека в борьбе с природой породило одухотворение природы, веру в добрых и злых духов, якобы управляющих явлениями природы. Корни религ. верований в классово антагонистическом обществе преим. классовые. «Социальная придавленность трудящихся масс...,— указывает В. И. Ленин,— вот в чем-самый глубокий современный корень религии». В капиталистич. обществе, как и ранее при рабовладельческом и феод. строе, Р. и религ. орг-ции (см. Церковь) являются орудием угнетения трудящихся и укрепления господства эксплуататоров. Крупнейшим международным центром реакции является Ватикан.

Ликвидация эксплуатации человека человеком, овладение силами природы, развитие и распространение научных знаний подрывают устои религ. веры. В СССР в целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь отделена от гос-ва и школа от церкви; за всеми гражданами признаётся свобода отправления религ. культов и свобода антирелигиозной пропаганды. Преодоление религ. предрассудков в сознании отдельных граждан является составной частью коммунистического воспитания членов советского общества.

СУЕВЕРИЕ, вера в приметы, истолкование нек-рых событий как проявлений сверхъестественных сил, как предзнаменований судьбы. Лучший способ искоренения С.— распространение научных материалистич. знаний.

ЭПИКУР (341—270 до н. э.), др.-греч. философ, крупнейший материалист и атеист античного мира, идеолог рабовладельческой демократии. Э. продолжил и развил атомистич. философию Левкиппа—Демокрита. Он исходил из признания вечности материи и отрицал вмешательство богов в дела мира. Цель философии, по Э.,— счастье человека, для достижения к-рого необходимо освободиться от предрассудков и овладеть знанием законов природы. Философия Э. была направлена против суеверий, мистики и религии. Поэтому церковники на протяжении двух тысячелетий стремились всячески очернить и оклеветать Э., извратить его учение.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018