Автопортрет, портрет художника — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

автопортретСоветский Энциклопедический Словарь. 1980

АВТОПОРТРЕТ (от авто... и портрет), портрет художника, выполненный им самим, большею частью при помощи зеркала или системы зеркал. В автопортрете художник выражает своё самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов.

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

АВТОПОРТРЕТ, портрет (живописный, графический или скульптурный), в котором, художник изобразил самого себя.

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986

АВТОПОРТРЕТ, -а, м. Портрет, написанный с самого себя.

 

Портрет. М. Сарьян. Автопортрет с палитрой. 1942. Картинная галерея Армении. Ереван

В. ван Гог. «Автопортрет с отрезанным ухом». 1889. Частное собрание. Чикаго.

Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. М. «Сов. Энциклопедия». 1986

АВТОПОРТРЕТ, портрет художника, выполненный им самим (б. ч. при помощи одного или неск. зеркал). В А. художник выражает своё самосознание, оценку собств. личности и творч. принципов, порой соотносит свою личность с судьбой целого поколения и класса. Изображение художником самого себя известно уже в антич. (Фидий) и ср.-век. (скульптуры 14 в. Аврам в Новгороде и П. Парлерж в Чехии) иск-ве. Живописцы итал. Раннего Возрождения (Мазаччо, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Лука Синьорелли и другие) часто вводили А. в религ. композиции. А. как разновидность портретного жанра (см. Портрет) сложился в 16 в. В иск-ве Высокого Возрождения (Рафаэль, А. Дюрер) он свидетельствовал о возросшем обществ. значении художника, о росте его самосознания. Живописцы Позднего Возрождения (Тициан, Тинторетто) раскрывали в А. драматич. судьбу творч. личности. Для А. маньеризма характерны замкнутость, усложнённость внутр. мира мастера (Пантормо, Пармиджанино). Психологическая глубина и напряжённость присущи А. — исповедям Рембрандта, отражающим конфликт художника с окружавшей его социальной средой; утверждением чувства собственного достоинства проникнуты произведения Н. Пуссена и П. П. Рубенса. Художники 18 в. (Ж. Б. С. Шарден, Дж. Рейнолдс) наряду с социальной характеристикой подчёркивали в А. значение частной жизни человека, его пристальное внимание к себе. Большое место А. занимает в искусстве романтизма (Ф. О. Рунге, О. А. Кипренский и др.), предст. к-рого утверждали ценность творч. личности и её богатой духовной жизни. На рубеже 19—20 вв. А. часто избирают для выражения личного мироощущения, собств. живописно-пластич. концепции мастера (П. Сезан), его внутр. духовной напряжённости (В. ван Гог, М. А. Врубель). В прогрессивном реалистич. иск-ве 20 вы. (К. Кольвиц, Д. Ривера, Р. Гуттузо), в т. ч. в сов. иск-ве (С. Т. Конёнков, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский), лучшие А. выражают единство личного и общенародного, осознанием художником своего обществ. назначения.

Лит. Автопортрет в русском и советском искусстве. Каталог выставки. Авт. вступ. ст. И. М. Гофманав, М., 1977; Gasser М., Das Selbstbildnis, Z., 1961.

 

АВТОПОРТРЕТ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/fine_art/text/1850322

АВТОПОРТРЕ́Т, порт­рет ху­дож­ни­ка, вы­пол­нен­ный им са­мим (час­то с по­мощью зер­ка­ла). Мо­жет быть са­мо­сто­ят. про­из­ве­де­ни­ем ли­бо ча­стью груп­пово­го порт­ре­та или мно­го­фи­гур­ной ком­по­зи­ции. А. от­ра­жа­ет са­мо­соз­на­ние ху­дож­ни­ка, оцен­ку им собств. лич­но­сти и творч. прин­ци­пов. А. встре­ча­ет­ся уже в др.-егип. иск-ве (рель­еф с изо­бра­же­нием од­но­го из ав­то­ров гроб­ни­цы Птах­хо­те­па близ Сак­ка­ры, ок. 2310 до н. э.). Со вре­ме­ни ан­тич­но­сти А. час­то слу­жил свое­об­раз­ным «ав­то­гра­фом» мас­те­ра (напр., пред­по­ла­гае­мый А. скульп­то­ра Фи­дия на щи­те ста­туи Афи­ны-Пар­фе­нос). В ср.-век. иск-ве эта тра­ди­ция со­хра­ня­лась (изо­бра­же­ния мас­те­ра Ав­ра­ма на т. н. Ма­где­бург­ских вра­тах Со­фий­ско­го со­бо­ра в Нов­го­ро­де, скульп­то­ра Пет­ра Пар­лер­жа в три­фо­рии со­бора Св. Ви­та в Пра­ге и др.). Мно­гие А. от­но­сят­ся к ти­пу т. н. ал­ле­го­рич. порт­ре­та; для них ха­рак­тер­ны тща­тельно про­ду­ман­ные ак­сес­суа­ры, час­то имею­щие от­но­ше­ние к про­фес­сии ху­дож­ни­ка.

А. Дюрер. Автопортрет. 1498. Прадо (Мадрид).

Итал. жи­во­пис­цы Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния не­ред­ко вво­ди­ли А. в ре­лиг. компо­зи­ции (Ма­зач­чо, Д. Гир­лан­дайо, С. Бот­ти­чел­ли, Л. Синь­о­рел­ли) – в ка­че­ст­ве ас­си­сти­рую­щих или со­зер­цаю­щих са­краль­ное со­бы­тие пер­со­на­жей. Как са­мо­сто­ят. вид порт­рет­но­го иск-ва А. сло­жил­ся во 2-й пол. 15 в. и в пе­ри­од Высо­ко­го Воз­ро­ж­де­ния (Ан­то­нел­ло да Мес­си­на, А. Дю­рер, Ле­о­нар­до да Вин­чи, Ра­фа­эль), ко­гда воз­рос­ло об­ществ. зна­че­ние ху­дож­ни­ка. В иск-ве Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния в А. рас­кры­ва­лись дра­ма­тич. судь­бы творч. лич­но­сти (Микелан­джело – во фреске «Страшный суд», 1536–41; Ти­ци­ан, Я. Тин­то­рет­то). Для А. в иск-ве мань­е­риз­ма ха­рак­тер­ны зам­кну­тость, ус­лож­не­ние внут­рен­не­го ми­ра (Пон­тор­мо, Ф. Пармиджанино).

В 17 в. А. вы­де­ля­ют­ся пси­хо­ло­гич. глу­би­ной и на­пря­жён­но­стью; пре­ж­де все­го это от­но­сит­ся к Рем­бранд­ту, ос­та­вив­ше­му впер­вые в ис­то­рии иск-ва цикл А. Чув­ст­вом собств. дос­то­ин­ст­ва на­пол­не­ны про­из­ве­де­ния Н. Пус­се­на и П. П. Ру­бен­са. Ху­дож­ни­ки 18 в. (Ж. Б. С. Шар­ден, Дж. Рей­нолдс, Ж. Л. Да­вид) на­ря­ду с со­ци­аль­ной ха­рак­те­ри­сти­кой под­чёр­ки­ва­ли в А. зна­че­ние ча­ст­ной жиз­ни и са­мо­цен­ность внут­рен­не­го ми­ра че­ло­ве­ка.

З. Е. Серебрякова. «За туалетом. Автопортрет». 1909. Третьяковская галерея (Москва).

В иск-ве ро­ман­тиз­ма А. ут­вер­ждал обо­соб­лен­ность творч. лич­но­сти, не­ред­ко и тра­гич. раз­оча­ро­ва­ние (Э. Де­ла­круа, О. А. Ки­прен­ский, К. П. Брюл­лов и др.). Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. А. слу­жил сред­ст­вом вы­ра­же­ния собств. жи­во­пис­но-пла­стич. кон­цеп­ции мас­те­ра (Г. Кур­бе, Э. Де­га, П. Го­ген, П. Се­занн, Н. С. Гон­ча­ро­ва), его внут­рен­ней ду­хов­ной на­пря­жён­но­сти (ав­то­порт­рет­ный цикл В. Ван Го­га; ра­бо­ты Н. Н. Ге, М. А. Вру­бе­ля, М. В. До­бу­жин­ско­го и др.). Не­ко­то­рые А. (ху­дож­ни­ков «Ми­ра ис­кус­ст­ва», так­же М. Де­ни и др.) на­деле­ны чер­та­ми эс­тет­ско­го са­мо­лю­бования. Ин­тен­сив­ные и раз­но­об­раз­ные по­ис­ки но­вых средств вы­ра­же­ния слож­ной ду­хов­ной сущ­но­сти ху­дож­ни­ка-твор­ца ха­рак­тер­ны для А. 20 в. и со­времен­но­сти (мас­те­ра экс­прес­сио­низ­ма, С. Да­ли, М. З. Ша­гал, К. С. Пет­ров-Вод­кин, К. С. Ма­ле­вич, Дж. Де Ки­ри­ко, М. С. Сарь­ян, С. Т. Ко­нён­ков и мн. др.). Круп­ней­шая кол­лек­ция А. со­став­ля­ет осо­бый раз­дел га­ле­реи Уф­фи­ци (Фло­рен­ция).

Лит.: Benkard E. Das Selbstbildnis vom 15. bis zum Beginn des 18. Jahrhunderts. B., 1927; Gasser M. Das Selbstbildnis. L., 1963; «Ав­то­порт­рет в рус­ском и со­вет­ском ис­кус­ст­ве», вы­став­ка. (Кат.). М., 1977.

 

Автопортрет Рембрандта, ок. 1655

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Автопортре́т (от «автор» и «портрет») — портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные, фото- и кинематографические и т. д.

Многие художники-портретисты создавали автопортреты, причём некоторые написали рекордное число своих изображений. Иногда художники помещали своё изображение в групповые портреты. Полагают, что некоторые художники писали с себя портреты персонажей противоположного пола. Некоторые художники, страдавшие неврологическими заболеваниями, оставили после себя автопортреты. Эти картины позволили медикам проанализировать нарушения работы мозга; многие из них прочно вошли в учебники неврологии

Автопортрет в изобразительном искусстве

Виды автопортрета

Искусствовед Васильева-Шляпина выделяет два основных вида автопортрета: профессиональный, то есть тот, на котором художник изображен за работой, и личностный, раскрывающий моральные и психологические черты. Она также предлагает более детальную классификацию: 1) «вставной автопортрет» — художник изображен в группе персонажей какого-то сюжета; 2) «представительский, или символический, автопортрет» — художник изображает себя в образе исторического лица или религиозного героя; 3) «групповой портрет» — художник изображен с членами семьи или другими реальными лицами; 4) «отдельный или естественный автопортрет» — художник изображен один.

Профессиональный автопортрет Карла Людвига Йессена, на котором художник изображает себя за работой

 

Этот автопортрет Дюрера личностный, так как он передает духовный облик автора

 

Картина Боттичелли «Поклонение волхвов» содержит вставной автопортрет художника

 

Автопортрет‬, ‪Де Лука, Аугусто‬ (Фотография)

Идентификация автопортретов

«Взгляд, устремлённый прямо на зрителя, и несколько неестественная асимметрия абриса лица, возникшая за счет зеркального переворота изображения — характерные приметы, по которым обычно опознаются автопортреты в многофигурных композициях», указывает Гращенков В. Н. в своем исследовании, посвященном Раннему Возрождению.

История

Античность

Изображения художников за работой встречаются в древнеегипетской живописи, а также на древнегреческих вазах. Одно из первых упоминаний об автопортрете конкретного художника встречается у древнегреческого философа и биографа Плутарха (ок. 45 — ок. 127), который пишет о том, что живший за несколько веков до него древнегреческий скульптор Фидий (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.) включил самого себя в число персонажей композиции «Битва амазонок» в Парфеноне. Битва греков с амазонками была высечена на щите статуи Афины, а также на западной стене храма.

Эпоха Возрождения

Предположительный автопортрет Леонардо да Винчи

Итальянский художник и архитектор Джотто (1267—1337) включил себя в цикл «знаменитых людей» в неаполитанской кастели.

Итальянский живописец Мазаччо (1401—1428) изобразил себя одним из апостолов в росписи капеллы Бранкаччи.

Тосканский художник Боттичелли (1447—1515) сделал себя героем картины «Поклонение волхвов».

Наиболее известное изображение Леонардо да Винчи (1452—1519) многие исследователи считают поздним и единственным автопортретом. Однако, другие искусствоведы полагают, что принадлежность этой работы Леонардо полностью не доказана. Существует версия, впервые высказанная писателем Мережковским, что Леонардо положил в основу знаменитой картины «Мона Лиза» собственный автопортрет.

Изображали себя и Рафаэль (1483—1520), и Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Полагают, что Микеланджело придал сходство собственному лицу изображению содранной со святого Варфоломея кожи в сцене «Страшного суда» в росписи Сикстинской капеллы.

Тициан (1477—1576) выполнил «Автопортрет с Орацио и Марко Вечелио», который, по мнению критиков, имеет глубокое философское содержание. На полотне изображены сам Тициан, его сын и родственник Марко. Известен также поздний автопортрет Тициана, который он написал в 1566 году.

Более пятидесяти автопортретов написал Альбрехт Дюрер (1471—1528). Первый (рисунок серебряным карандашом) был создан, когда художнику было тринадцать лет. Двадцатидвухлетний Дюрер изображен также на «Автопортрете с гвоздикой» (1493, Лувр). Мадридский «Автопортрет» (1498, Прадо) изображает Дюрера человеком солидного достатка, добившимся признания. На следующем «Автопортрете» художник изобразил себя в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека).

Барокко

Большое количество автопортретов написал Рембрандт (1606—1669). Художнику одно время приписывалось около 90 картин, содержащих его собственное изображение. Однако, как показал анализ, 20 «автопортретов» на самом деле были выполнены другими художниками. Отвергнут был, например, «автопортрет», приобретенный Штутгартской галереей в 1962 году. Недавно был обнаружен самый маленький автопортрет Рембрандта, составляющий восемь дюймов в высоту и около семи дюймов в ширину.

Постимпрессионисты

Автопортрет Ван Гога Голова забинтована, так как художник сам себе отрезал часть уха

 

Ван Гог написал более двадцати автопортретов, причём всего за два года.

Среди рекордсменов по количеству автопортретов Фрида Кало. Она писала сама себя 55 раз.

Фотопортреты

Широко распространены два способа получения фотоавтопортретов: фотографирование своего отражения в зеркале, и фотографирование себя с фотоаппарата на вытянутой руке- селфи (по современному)

Известна работа Е. Лангмана, сфотографировавшего своё отражение на поверхности никелированного чайника. Отдельно стоит отметить работы американской художницы Шерман, Синди работающей в жанре постановочной фотографии.

Диагностика по автопортрету

Автопортреты художников, страдавших теми или иными заболеваниями, дают медикам уникальную возможность для исследования самовосприятия у людей с психологическими, психиатрическими или неврологическими нарушениями.

Российский сексолог Кон в своей статье о мастурбации отмечает, что привычка мастурбировать запечатлена в произведениях искусства, в частности живописи. Так австрийский художник Эгон Шиле изобразил себя за этим занятием на одном из автопортретов. Кон считает, что художник передает этой картиной не удовольствие от мастурбации, а чувство одиночества. Творчество Шиле анализируют и другие исследователи сексуальности, в частности исследователи педофилии.

Роберт Корнелиус. Автопортрет. Дагеротип, 1839

 

Автопортрет Елеазара Лангмана

 

Автопортрет Эгона Шиле, запечатлевший мастурбацию

Литература

Искусствоведение

  • Г. Л. Васильева-Шляпина. Автопортретный жанр в мировом изобразительном искусстве. Вестник КрасГУ.
Психология самовосприятия
  • Wegner DM (2003) The mind’s self-portrait. Ann N Y Acad Sci 1001: 212—225. Автопортрет личности. Психология и нейронауки приближаются к пониманию разума и сознания. Между тем, каждый человеческий разум содержит автопортрет, содержащий самооценку мыслительных процессов. Этот автопортрет полагает, что действия человека управляются мыслями и, таким образом, тело управляется сознанием. Автопортрет приводит к убеждению, что мы сознательно желаем что-то делать. Исследования показывают, что такой автопортрет является карикатурой на функции мозга, но в то же время он является основой ощущения авторства и ответственности за собственные действия.
  • И. С. Кон ОТКРЫТИЕ «Я» (Историко-психологический этюд), журнал «Новый Мир» 1977, N8. Позднее автор вернулся к этой теме в своей книге «В поисках себя (личность и её самосознание)», М., Политиздат, 1984 .
Автопортреты в неврологии
  • Tielsch AH, Allen PJ (2005) Listen to them draw: screening children in primary care through the use of human figure drawings. Pediatr Nurs 31(4): 320—327. Посмотрите, как они рисуют: диагностика детей по рисункам людей. Этот обзор литературы фокусируется на методе рисования людей в качестве метода диагностики. Детские рисунки могут распознать умственные расстройства. Авторы описывают использование автопортретов для диагностики эмоциональных расстройств у детей от 6 до 12 лет. Хотя эта методика не позволяет поставить окончательный диагноз, она полезна для распознавания проблем.
  • Morin C, Pradat-Diehl P, Robain G, Bensalah Y, Perrigot M (2003) Stroke hemiplegia and specular image: lessons from self-portraits. Int J Aging Hum Dev 56(1): 1-41. Гемиплегия после инсульта и зеркальное изображение: уроки, почерпнутые из автопортретов. Больные с гемиплегией имеют разнообразные проблемы самовосприятия, которые обусловлены неврологическими поражениями представления тела, либо психологическими проблемами с восприятием собственного я.
Автопортреты в литературе

Ссылки

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018