Авторское право — автор. Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

А́вторское пра́во — институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства... Википедия

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

АВТОРСКОЕ ПРАВО, совокупность юридич. норм, регулирующих имущественные и личные отношения (права и обязанности), возникающие в связи или по поводу создания произведений литературы, науки или искусства.

АВТОР, создатель к.-л. произведения, проекта, изобретения.

 

эмблема сэсСоветский Энциклопедический Словарь. 1980

АВТОРСКОЕ ПРАВО, раздел гражд. права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (издание, исполнение и т. д.) произв. науки, лит-ры и иск-ва. Регулируется нац. правом и междунар. конвенциями по охране авторских прав.

 

В. Даль. Толковый словарь. 1978

АВТОРЪ, м. лат. творецъ чего, сочинитель, писатель. Авторовъ, ему придлжщ.; авторскiй, ему своийственный, къ нему относщ. Авторство ср. состоянiе, обязанность или занятiе писателя. Авторствовать, гов. укорительно или насмѣшливо, заниматься писанiемъ, сочиненiемъ книгъ. Авторитетъ м. свидѣтельство или мнѣнiе извѣстнаго человѣка въ дѣлѣ науки, принимаемое слѣпо, на вѣру, безъ повѣрки и разсужденiй.

 

Дмитриева Г. К., Чуковская Е. Э. АВТОРСКОЕ ПРАВО // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/law/text/1850408

А́ВТОРСКОЕ ПРА́ВО, раз­дел граж­дан­ского пра­ва, ре­гу­ли­рую­щий от­но­ше­ния, свя­зан­ные с соз­да­ни­ем и ис­поль­зо­ва­ни­ем про­из­ве­де­ний ли­те­ра­ту­ры, нау­ки и ис­кус­ст­ва, т. е. ре­зуль­та­тов творч. дея­тель­но­сти; один из ви­дов т. н. прав интеллектуальной собственности, или ис­клю­чи­тель­ных прав. А. п. определяет пра­ва ав­то­ра про­из­ве­де­ния, его пра­во­пре­ем­ни­ков, ос­но­ва­ния воз­ник­но­ве­ния и по­ря­док осу­ще­ст­в­ле­ния субъ­ек­тив­ных ав­тор­ских прав, их за­щи­ту от на­руше­ний, ба­зи­рую­щие­ся на них обя­за­тель­ст­вен­ные от­но­ше­ния.

За­ко­но­да­тель­ст­во об А. п. ста­ло фор­ми­ро­вать­ся по­сле изо­бре­те­ния в 15 в. И. Гу­тен­бер­гом пе­чат­но­го стан­ка, од­на­ко пер­вые нор­мы за­креп­ля­ли ис­клю­читель­но пра­ва из­да­те­лей и за­щи­щали их от не­доб­ро­со­ве­ст­ной кон­ку­рен­ции. С раз­ви­ти­ем кни­го­из­да­ния и кни­го­тор­гов­ли ав­то­ры до­би­лись за­щи­ты сво­их ин­те­ре­сов. Пер­вый из­ве­ст­ный за­кон в этой сфе­ре – Ста­тут ко­ро­ле­вы Ан­ны (1710, Ве­ли­ко­бри­та­ния). В 18–19 вв. боль­шин­ст­во ев­роп. стран при­ня­ли соб­ст­вен­ное ав­тор­ское за­ко­но­да­тель­ст­во. Осо­бен­но­стью воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия А. п. в Рос­сии яв­ля­лась его тес­ная связь с цен­зур­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом. Пер­вый за­кон, за­кре­пив­ший пра­ва ав­то­ров на ис­поль­зо­ва­ние лит. про­из­ве­де­ний, по­явил­ся в 1828 в ка­че­ст­ве спец. гла­вы Цен­зур­но­го ус­та­ва.

В про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния за­ко­но­да­тель­ст­ва сло­жи­лось два основных под­хо­да к сущ­но­сти А. п. – кон­ти­нен­таль­ный (droit d’au­te­ur) и ан­гло­сак­сон­ский (co­py­right). Для пер­во­го ха­рак­тер­но при­зна­ние лич­но­го ха­рак­те­ра ав­тор­ских прав, что вы­ра­жа­ет­ся в на­ли­чии ши­ро­ко­го спек­тра не­иму­ще­ст­вен­ных прав, а так­же в от­сут­ст­вии тре­бо­ва­ния со­блю­де­ния фор­маль­но­стей для воз­ник­но­ве­ния ох­ра­ны про­из­ве­де­ния; вто­рой ори­ен­ти­ро­ван на ком­мерч. ис­поль­зо­ва­ние ре­зуль­та­та творч. тру­да, при­зна­ние прав на не­го не толь­ко у его соз­да­те­ля, но и у лиц, ока­зав­ших ав­то­ру тех­нич., ор­га­ни­зац. и фи­нан­со­вое со­дей­ст­вие, а так­же за­ви­си­мость пре­до­став­ле­ния ох­ра­ны про­из­ве­де­ния от вы­пол­не­ния фор­маль­но­стей (ре­ги­ст­ра­ции про­из­ве­де­ния, де­по­ни­ро­ва­ния его эк­зем­п­ля­ров в спец. ор­га­ни­за­ци­ях и пр.).

Авторское право в России

Кон­сти­ту­ция РФ от­но­сит при­ня­тие норм А. п. к ком­пе­тен­ции Фе­де­ра­ции. В Рос­сии дей­ст­ву­ет За­кон «Об ав­тор­ском пра­ве и смеж­ных пра­вах» 1993 (в ред. 2004).

К объ­ек­там, ох­ра­няе­мым А. п., от­носят­ся су­ще­ст­вую­щие в объ­ек­тив­ной фор­ме (даю­щей воз­мож­ность вос­при­ятия треть­и­ми ли­ца­ми) про­из­ве­де­ния нау­ки, ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва, яв­ляю­щие­ся ре­зуль­та­том творч. дея­тель­но­сти, не­за­ви­си­мо от на­зна­че­ния, дос­то­инств, спо­со­ба вы­ра­же­ния, а так­же от об­на­ро­до­ва­ния про­из­ве­де­ния. Ох­ра­на пре­до­став­ля­ет­ся не толь­ко «тра­ди­ци­он­ным» про­из­ве­де­ни­ям (лит., дра­ма­тич., аудио­ви­зу­аль­ным, муз., муз.-дра­ма­ти­че­ским; про­из­ве­де­ни­ям изоб­ра­зит. иск-ва и т. п.), но и про­из­вод­ным (пе­ре­во­ды, аран­жиров­ки, ин­сце­ни­ров­ки, ре­фе­ра­ты, ре­зю­ме и т. п.) и со­став­ным (ан­то­ло­гии, эн­цик­ло­пе­дии, ком­пи­ля­ции и т. п.) про­из­ве­де­ни­ям не­за­ви­си­мо от то­го, ох­ра­ня­ют­ся ли про­из­ве­де­ния, лёг­шие в ос­но­ву со­став­ных и про­из­вод­ных ре­зуль­та­тов творч. дея­тель­но­сти. За­кон со­дер­жит лишь при­мер­ный пе­ре­чень ви­дов объ­ек­тов А. п. (сре­ди них – про­грам­мы для ЭВМ и ба­зы дан­ных); он пол­но пе­ре­чис­ля­ет толь­ко ви­ды произ­ве­де­ний, не ох­ра­няе­мых А. п. (про­из­ве­де­ния народ­ного твор­че­ст­ва, офиц. до­ку­мен­ты, гос. сим­во­лы и зна­ки, ин­фор­мац. со­об­ще­ния). А. п. не рас­про­ст­ра­ня­ет­ся на идеи, прин­ци­пы, си­сте­мы, спо­со­бы, ме­то­ды, кон­цеп­ции, от­кры­тия и фак­ты, ко­то­рые мо­гут ох­ра­нять­ся при по­мо­щи норм па­тен­т­но­го пра­ва или иных от­рас­лей. Ох­ра­на не тре­бу­ет оформ­ле­ния или со­блюде­ния к.-л. фор­маль­но­стей.

Пер­во­на­чаль­ным субъ­ек­том А. п. яв­ля­ет­ся автор – фи­зич. ли­цо, творч. трудом ко­то­ро­го про­из­ве­де­ние соз­да­но: толь­ко ему пре­дос­тав­ля­ет­ся пол­ный объ­ём прав. Юри­дич. ли­цо не мо­жет быть ав­то­ром. Ес­ли про­из­ве­де­ние соз­да­но со­вме­ст­ным творч. тру­дом не­сколь­ких лиц, они яв­ля­ют­ся со­ав­то­ра­ми; им со­вме­ст­но при­над­ле­жат ав­тор­ские пра­ва на про­из­ве­де­ние в це­лом, а их взаи­мо­от­но­ше­ния мо­гут оп­ре­де­лять­ся со­гла­ше­ни­ем ме­ж­ду ни­ми. Пра­ва со­ав­то­ров раз­ли­ча­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от то­го, об­ра­зу­ет ли про­из­ве­де­ние не­раз­рыв­ное це­лое или со­сто­ит из час­тей, ка­ж­дая из ко­то­рых мо­жет быть ис­поль­зо­ва­на са­мо­стоя­тель­но. К субъ­ек­там А. п. от­но­сят­ся так­же пра­во­пре­ем­ни­ки ав­то­ра, в т. ч. по ав­тор­ско­му до­го­во­ру (ими мо­гут быть и юри­дич. ли­ца); к ним пе­ре­хо­дит толь­ко часть прав автора – иму­ще­ст­вен­ные пра­ва. Субъ­ек­та­ми А. п. яв­ля­ют­ся и ­ли­цен­зи­аты – ли­ца, по­лу­чив­шие по ли­цен­зии пра­во ис­поль­зо­ва­ния про­из­ве­де­ния в оп­ре­де­лён­ных ею пре­де­лах.

Субъ­ек­тив­ные пра­ва ав­то­ров за­кон де­лит на не­иму­ще­ст­вен­ные и иму­ще­ст­вен­ные. К не­иму­ще­ст­вен­ным от­но­сят­ся: пра­во ав­тор­ст­ва (пра­во при­зна­вать­ся ав­то­ром про­из­ве­де­ния); пра­во на имя (пра­во обо­зна­чать при ис­поль­зо­ва­нии про­из­ве­де­ния своё под­лин­ное имя, вы­мыш­лен­ное имя – псев­до­ним или вы­сту­пать без обо­зна­че­ния имени – ано­ним­но); пра­во на об­на­ро­до­ва­ние про­изве­де­ния (пра­во от­кры­тия все­об­ще­го дос­ту­па к не­му); пра­во на за­щи­ту ре­пу­та­ции ав­то­ра (на за­щи­ту про­из­ве­де­ния от ис­ка­же­ния или иных по­ся­га­тельств, спо­соб­ных на­нес­ти ущерб чес­ти и дос­то­ин­ст­ву ав­то­ра). Ав­то­ром про­из­ве­де­ния счи­та­ет­ся ли­цо, ука­зан­ное в ка­че­ст­ве ав­то­ра на ори­ги­на­ле или эк­зем­п­ля­ре про­из­ве­де­ния (по­ка не до­ка­за­но об­рат­ное). Ав­то­ру при­над­ле­жат ис­клю­чи­тель­ные пра­ва на ис­поль­зо­ва­ние про­из­ве­де­ния в лю­бой фор­ме и лю­бым спо­со­бом, к ко­то­рым от­но­сят­ся пра­ва на: вос­про­из­ве­де­ние (из­го­тов­ле­ние од­но­го или бо­лее эк­зем­п­ля­ров про­из­ве­де­ния или его час­ти в лю­бой ма­те­ри­аль­ной фор­ме); рас­про­стра­не­ние (про­да­жа, сда­ча в про­кат и пр.); им­порт; пуб­лич­ный по­каз (экс­по­ни­ро­ва­ние кар­ти­ны на вы­став­ке и т. п.); пуб­лич­ное ис­пол­не­ние (напр., в те­ат­рах, кон­церт­ных за­лах); пе­ре­да­чу в эфир и со­об­ще­ние для все­об­ще­го све­де­ния по ка­бе­лю; пе­ре­вод; пе­ре­ра­бот­ку; при­ме­не­ние ди­зай­нер­ско­го, ар­хи­тек­тур­но­го, гра­до­строи­тель­но­го, са­до­во-пар­ко­во­го про­ек­тов. Ав­тор мо­жет рас­по­ря­дить­ся сво­им про­из­ве­де­ни­ем, пе­ре­дав пра­во его ис­поль­зо­ва­ния др. ли­цу (пра­во­пре­ем­ни­ку) или пре­дос­та­вив та­кое пра­во в оп­ре­де­лён­ных пре­де­лах и со­хра­нив его в це­лом за со­бой (вы­дать ли­цен­зию). За раз­ре­ше­ние на ис­поль­зо­ва­ние и за са­мо ис­поль­зо­ва­ние про­из­ве­де­ния ав­тор име­ет пра­во на воз­на­гра­ж­де­ние. Дей­ст­вие прав ав­то­ра ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся во вре­ме­ни: они воз­ни­ка­ют с мо­мен­та соз­да­ния про­из­ве­де­ния и дей­ст­ву­ют в те­че­ние всей жиз­ни ав­то­ра и 70 лет по­сле его смер­ти (изъ­я­тия спе­ци­аль­но ого­ва­ри­ва­ют­ся в за­ко­не). По ис­те­че­нии сро­ка ох­ра­ны иму­ще­ст­вен­ных прав ав­то­ра про­из­ве­де­ние по­па­да­ет в т. н. сфе­ру об­ществ. до­сто­я­ния и мо­жет быть ис­поль­зо­ва­но лю­бы­ми ли­ца­ми без чье­го-ли­бо со­гла­сия, но при ус­ло­вии соблю­де­ния лич­ных не­иму­ще­ст­вен­ных прав – пра­ва ав­то­р­ст­ва и пра­ва на имя, а так­же прав на за­щи­ту ре­пу­та­ции ав­то­ра или неприкосновенность произведе­ния (эти пра­ва ох­ра­ня­ют­ся бес­сроч­но).

За­кон мо­жет ус­та­нав­ли­вать ис­клю­чения из иму­ще­ст­вен­ных прав в от­но­шении, как пра­ви­ло, об­на­ро­до­ван­ных про­из­ве­де­ний – слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния про­из­ве­де­ний без со­гла­сия ав­то­ра и вы­пла­ты воз­наг­раж­де­ния или ис­поль­зо­ва­ния про­из­ве­де­ния без со­гла­сия ав­то­ра, но с вы­пла­той воз­наг­раж­де­ния. К пер­вым от­но­ся­т­ся си­ту­а­ции, об­ус­лов­лен­ные не­об­хо­ди­мо­стью удов­лет­во­ре­ния по­треб­но­стей в об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния, нау­ки, ин­фор­ма­ции и т. п., нужд ор­га­нов су­да и след­ст­вия, обес­пе­че­ния доступа к куль­турным ценностям лиц с ограниченны­ми возможностями, а также в офиц. и ре­лиг. це­лях. Вто­рая груп­па яв­ля­ет­ся по су­ти ком­про­мис­сом в тех об­ла­стях ис­поль­зо­ва­ния, где лич­ный конт­роль ав­то­ра за эк­сплу­а­та­ци­ей про­из­ве­де­ния за­труд­нён или не­воз­мо­жен – ча­ст­ное ко­пи­ро­ва­ние, пе­ре­да­ча в эфир или по ка­бе­лю, ме­ха­нич. вос­про­из­ве­де­ние и т. п. Для упо­ря­до­че­ния та­ких си­ту­а­ций, ис­поль­зо­ва­ния и сбо­ра при­чи­та­ю­ще­го­ся воз­наг­раж­де­ния соз­да­ют­ся ор­га­ни­за­ции по кол­лек­тив­но­му уп­рав­ле­нию иму­щест­вен­ны­ми ав­тор­ски­ми пра­ва­ми (пер­вая из­ве­ст­ная ав­тор­ская ор­га­ни­за­ция – Об-во дра­ма­тич. ав­то­ров и ком­по­зи­то­ров бы­ло со­зда­но во Фран­ции в 1777 при не­по­сред­ст­вен­ном уча­стии П. Бо­мар­ше).

Взаи­мо­от­но­ше­ния ав­то­ра (пра­во­об­лада­те­ля) с поль­зо­ва­те­лем про­из­ве­де­ния оп­ре­де­ля­ют­ся, как пра­ви­ло, ав­тор­ским до­го­во­ром. Один вид ав­тор­ско­го договора – до­го­вор об уступке – пре­ду­смат­ри­ва­ет пе­ре­да­чу прав на ис­поль­зо­ва­ние про­из­ве­де­ния, дру­гой вид – ли­цен­зи­онный договор – пре­ду­смат­ри­ва­ет вы­да­чу раз­ре­ше­ния на ис­поль­зо­ва­ние про­из­ве­де­ния в оп­ре­де­лён­ных пре­де­лах (с со­хра­не­ни­ем прав ав­то­ра). За­кон выделя­ет раз­но­вид­но­сти лицензии – ис­клю­чи­тель­ную, по ко­то­рой ис­поль­зова­ние в обо­зна­чен­ных пре­де­лах раз­ре­ша­ет­ся толь­ко ли­цен­зиа­ту, и не­ис­клю­чи­тель­ную. Ав­тор­ский до­го­вор счи­та­ет­ся пе­ре­даю­щим не­ис­клю­чи­тель­ные пра­ва, ес­ли в нём не пре­ду­смот­ре­но иное. До­го­вор пред­по­ла­га­ет­ся воз­мезд­ным, за не­ко­то­ры­ми ис­клю­че­ния­ми (напр., вос­про­из­ве­де­ние в лич­ных це­лях), он дол­жен быть за­клю­чён в письм. фор­ме.

Осо­бый по­ря­док ис­поль­зо­ва­ния ус­та­нов­лен для слу­жеб­ных про­из­ве­де­ний, к ко­то­рым от­не­се­ны про­из­ве­де­ния, соз­дан­ные в по­ряд­ке вы­пол­не­ния слу­жеб­ной обя­зан­но­сти или слу­жеб­но­го за­да­ния. Пра­ва на та­кие про­из­ве­де­ния при­над­ле­жат ав­то­ру, но ис­поль­зу­ют­ся они без за­клю­че­ния ав­тор­ско­го до­го­во­ра, при со­хра­не­нии за ав­то­ром пра­ва на об­на­ро­до­ва­ние про­из­ве­де­ния. Ис­клю­чи­тель­ное пра­во их ис­поль­зо­ва­ния при­над­ле­жит, как пра­ви­ло, ра­бо­то­да­те­лю.

К ав­тор­ским пра­вам по дей­ст­вую­ще­му за­ко­но­да­тель­ст­ву при­мы­ка­ют т. н. смеж­ные права – пра­ва ис­пол­ни­те­лей, про­из­во­ди­те­лей фо­но­грамм, ор­га­ни­за­ций эфир­но­го и ка­бель­но­го ве­ща­ния и др.

Международная охрана авторских прав

В 1-й пол. 19 в. мн. стра­ны за­клю­чи­ли дву­сто­рон­ние со­гла­ше­ния о вза­им­ной ох­ра­не А. п., но соз­да­ние меж­ду­нар. си­сте­мы за­щи­ты прав твор­цов свя­за­но с по­яв­ле­ни­ем Бернской конвенции об охране литературных и художественных про­изведений (1886). Кон­вен­ция не толь­ко за­креп­ля­ла прин­ци­пы меж­ду­нар. А. п. (напр., прин­цип пре­до­став­ле­ния иностр. ав­то­рам на­ци­о­наль­но­го ре­жи­ма), но и со­дер­жа­ла нор­мы фак­ти­че­ски пря­мо­го дей­ст­вия, не­об­хо­ди­мые для вклю­че­ния в нац. за­ко­но­да­тель­ст­во стра­ны-уча­ст­ни­цы, при­чём эти нор­мы не толь­ко ус­та­нав­ли­ва­ли вы­со­кий уро­вень ох­ра­ны ин­те­ре­сов ав­то­ра, но и бы­ли ори­ен­ти­ро­ва­ны на го­су­дар­ст­ва кон­ти­нен­таль­ной си­сте­мы пра­ва. Это соз­да­ва­ло пре­пя­т­ст­вия для пол­но­цен­но­го уча­стия стран ан­г­ло­сак­сон­ской тра­ди­ции в меж­ду­нар. ох­ра­не ав­тор­ских прав. За­да­чу сбли­же­ния двух под­хо­дов к А. п. и соз­да­ния уни­вер­саль­ной си­сте­мы ох­ра­ны ин­те­ре­сов твор­цов вы­пол­ни­ла Всемирная конвенция об авторском праве (1952), ко­то­рая ус­та­но­ви­ла ме­нее стро­гие тре­бо­ва­ния для при­со­е­ди­ня­ю­щих­ся стран.

Рос­сия так­же уча­ст­ву­ет с 1995 в Же­нев­ской кон­вен­ции об ох­ра­не ин­те­ре­сов про­из­во­ди­те­лей фо­но­грамм от не­за­кон­но­го ис­поль­зо­ва­ния (1971). В 1996 был за­клю­чён мно­го­сто­рон­ний До­го­вор по ав­тор­ско­му пра­ву, спе­ци­аль­но на­прав­лен­ный на ох­ра­ну А. п. в се­ти Ин­тер­нет (Рос­сия не уча­ст­ву­ет).

Глав­ное со­дер­жа­ние ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вой ох­ра­ны ав­тор­ских прав:

а) пре­одо­ле­ние тер­ри­то­ри­аль­но­го ха­рак­те­ра ав­тор­ских прав: пра­ва ав­то­ра на ху­до­же­ст­вен­ное или иное про­из­ве­де­ние, воз­ник­шее в од­ном из уча­ст­вую­щих го­су­дарств, при­зна­ют­ся и ох­ра­няют­ся на тер­ри­то­рии др. государств;

б) ох­ра­на оп­ре­де­лён­но­го объ­ё­ма ав­тор­ских прав. Ав­то­рам ох­ра­няе­мых про­из­ве­де­ний пред­остав­ля­ет­ся нац. ре­жим, т. е. пра­ва, пре­ду­смот­рен­ные собств. за­ко­но­да­тель­ст­вом, и сверх то­го пра­ва, пре­ду­смот­рен­ные до­го­во­ром. Наи­боль­ший объ­ём ав­тор­ских прав со­дер­жит Берн­ская кон­вен­ция;

в) ог­ра­ни­че­ние дей­ст­вия ав­тор­ских прав во вре­ме­ни. Пра­ва ав­то­ра ох­ра­ня­ют­ся в те­че­ние всей его жиз­ни и по­сле смер­ти. Ми­ни­маль­ный срок ох­ра­ны про­из­ве­де­ния по­сле смер­ти ав­то­ра со­став­ля­ет 50 лет, однако во многих странах ус­тановлены иные сроки: напр., 25 лет – в Ал­жи­ре, на Ку­бе, в Ли­вии; 30 – в Ира­не, Ни­ка­ра­гуа; 60 – в Бра­зи­лии, Ис­па­нии; 70 – во Фран­ции (в от­но­ше­нии муз. про­из­ве­де­ний), Гер­ма­нии, Из­ра­и­ле; 75 – в Мек­си­ке; 80 – в Ко­лум­бии и Гви­нее; 99 – в Кот-д’Ивуа­ре. В не­ко­то­рых стра­нах ус­та­нов­ле­ны осо­бые сро­ки ох­ра­ны иму­ще­ст­вен­ных прав в оп­ре­де­лён­ных си­ту­а­ци­ях. Так, в рос. за­ко­но­да­тель­ст­ве осо­бые сро­ки дей­ст­ву­ют в от­но­ше­нии про­из­ве­де­ний, со­здан­ных в со­ав­тор­ст­ве, впер­вые вы­пу­щен­ных в свет по­сле смер­ти ав­то­ра ано­ним­ных про­из­ве­де­ний, а так­же в слу­ча­ях, ес­ли ав­тор про­из­ве­де­ния был реп­рес­си­ро­ван и ре­а­би­ли­ти­ро­ван по­смер­т­но или ра­бо­тал во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны, или уча­ст­во­вал в ней;

г) ус­та­нов­ле­ние ус­ло­вий ох­ра­ны А. п.: ох­ра­на ли­бо в си­лу са­мо­го фак­та соз­да­ния (опуб­ли­ко­ва­ния) про­из­ве­де­ния, без вы­пол­не­ния к.-л. фор­маль­но­стей, ли­бо при ус­ло­вии вы­пол­не­ния оп­ре­де­лён­ных дей­ст­вий (напр., ре­ги­ст­ра­ция, де­по­ни­ро­ва­ние эк­зем­п­ля­ров и пр.). В го­су­дар­ст­вах, где спец. тре­бо­ва­ния к А. п. не ус­та­нов­ле­ны, на всех эк­зем­п­ля­рах про­из­ве­де­ния по­ме­ща­ет­ся т. н. знак ох­ра­ны (со­стоя­щий из трёх эле­мен­тов: пер­вой бук­вы сло­ва co­py­right в ок­руж­но­сти ©, име­ни ав­то­ра или на­име­но­ва­ния пра­во­об­ла­да­те­ля и го­да пер­во­го вы­пу­ска про­из­ве­де­ния в свет), оз­на­чаю­щий, что лю­бые фор­маль­но­сти вы­пол­не­ны.

Ав­тор­ские пра­ва гра­ж­дан РФ за гра­ни­цей в по­дав­ляю­щем боль­шин­ст­ве го­су­дарств при­зна­ют­ся лишь при уча­стии РФ и этих го­су­дарств в ме­ж­ду­нар. со­гла­ше­ни­ях или на на­ча­лах вза­им­но­сти. Ав­тор­ские пра­ва ино­ст­ран­цев в РФ оп­ре­де­ля­ют­ся внут­рен­ним рос. за­ко­но­да­тель­ст­вом и меж­ду­нар. до­го­во­ра­ми РФ.

В сфе­ре А. п. дей­ст­ву­ют неск. меж­ду­нар. ор­га­ни­за­ций, наи­бо­лее из­ве­ст­ны­ми из ко­то­рых яв­ля­ют­ся Все­мир­ная ор­га­ни­зация ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ст­вен­но­сти (ВО­ИС) и ЮНЕС­КО. Со­дей­ст­вие в за­щи­те прав рос. ав­то­ров, ока­за­ние им кон­суль­та­ци­он­ных ус­луг и пра­во­вой по­мо­щи по ох­ра­не ав­тор­ских и смеж­ных прав за ру­бе­жом мо­жет ока­зы­вать Рос. ав­тор­ское об­ще­ст­во.

Лит.: Сер­ге­ев А. П. Ав­тор­ское пра­во Рос­сии. СПб., 1994; он же. Пра­во ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ст­вен­но­сти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. 2-е изд. М., 2003; Ав­тор­ское пра­во: Нор­ма­тив­ные ак­ты. На­цио­наль­ное за­ко­но­да­тель­ст­во и ме­ж­ду­на­род­ные кон­вен­ции. М., 1998.

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018