Бог в религиях мира

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Содержание:

  1. Бог. Энциклопедический Словарь. 1953—1955
  2. Бог. Советский Энциклопедический Словарь. 1980
  3. Бог. С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986
  4. Бог. Философский словарь. 1987
  5. Бог. Большая российская энциклопедия. 2016

 

В. Даль. Толковый словарь. 1978


БОГЪ м. Творецъ, Создатель, Вседержитель, Всевышнiй, Всемогущiй, Предвѣчный, Сущiй, Сый, Господь; Предвѣчное Существо, Создатель вселенной. Слава Богу, благодаря Бога, благодарственное восклицанiе, въ отвѣтъ на вопр. о здоровьѣ. Богъ вѣсть, Богъ знаетъ, я не знаю. Ей Богу, видитъ Богъ, божба. Богъ дастъ, отказъ просящему подаянiя. Богъ заплатитъ, спасибо, благодарю. Подъ Богомъ, отв. на вопр. какъ живете? Съ Богомъ жить, прощальное пожеланiе молодымъ. Богъ съ тобой, съ Богомъ, прощальное пожеланiе: прощенiе кому вины; напоминанiе, чтобы остановить кого въ словѣ или делѣ. Острякъ предложилъ медаль, въ память докучливой войны на помощь сосѣдней державѣ: съ лица русскiй гербъ при надписи: Съ нами Богъ; съ изнанки гербъ союзниковъ и надпись: Богъ съ вами. Съ Богомъ т. е. иди, начинай ипр. Богъ посѣтилъ, смиренное выраженiе о постигшемъ кого бедствiи. Богъ милостивъ, утѣшенiе, обнадеженiе, авось. Помогай Богъ, Богъ въ помочь, Богъ помочь, Богъ на помочь, арх. Богъ на поль, привѣтствiе трудящемуся, работающему. Дай Богъ, дай Боже, пожеланiе, призыванiе чего. Ради Бога, просьба, увѣщанiе, моленiе, упрашиванiе кого. Богъ тебя суди, жалоба, пеня обиженнаго, беззащитнаго. Суди-боги класть, плакаться, жаловаться на обиду сильнаго. Богъ тебя прости, отв. просящему прощенiя въ винѣ. Чѣмъ Богъ порадуетъ, что-то будет. Чѣемъ Богъ послалъ, говоритъ хозяин, угощая. Помилуй Богъ, сохрани Богъ, изваяй Богъ, желанiе устраненiя чего-либо непрiятного. Боги мн. иконы, образа; боги ходятъ, иконы подняли, образа несутъ. Только съ богами своими (съ образами) и знается, никого не принимаетъ. Богомъ называютъ также вообще высшее существо, по понятiю того народа, о коемъ говорится, а потому боги мн. означаетъ и мнимыхъ создателей и управителей вселенной, у различныхъ идолопоклонниковъ, и самые идолы или истуканы ихъ зовутся богами, божками, божествами. Гдѣ жить, тѣмъ богамъ и молиться. Не гони бога въ лѣсъ, коли въ избу влѣзъ. Счастливъ твой богъ. Каковъ богъ, такова ему и свѣча. Что тому богу молиться, который не милуетъ. Не тому богу попы наши молятся, чтутъ мамона. Плохого бога (идола) и телята лижутъ. Всѣмъ богамъ по сапогам. Богиня ж. языческое или баснословное божество, божокъ женскаго пола. Боговъ малоуптрб. Божiй, свойственный, принадлежащiй Богу. Жива, наша; умерла, Богова. Богово дорого, бѣсово дешево. Богининъ, принадлежащiй баснословному существу, богинѣ. Боговщина ж. баснословiе, миѲологiя. Живъ Богъ, жива душа моя. Одинъ Богъ безъ грѣха. Одинъ только Богъ видитъ (слышитъ) насъ. Только Богу и плакаться. Правда живетъ у Бога. Кто Богу не грѣшенъ, царю не виноватъ. Виноватаго Богъ проститъ (помилуетъ), а праваго царь пожалуетъ. Кого милуетъ Богъ, того жалуетъ и царь. Милуетъ Богъ, а жалуетъ царь. Никого (ничего) не боюсь: только Бога боюсь. Никого не бойся, только Бога бойся. Богъ на небѣ, царь на землѣ. За правду (за праваго) Богъ и добрые люди. Доброму Богъ помогаетъ. Доброму Богъ на помочь. Добрымъ путемъ Богъ правитъ. Добрый (нужный) путь Богъ правитъ. Богу прiятно, а царю угодно. Коли царь Бога знаетъ, Богъ и царя и народъ знаетъ. Месяцъ намъ божокъ, а кто намъ будетъ боговать, якъ его не стане? бѣлрс. Противъ Бога идутъ, а у него помощи просят! Богъ терпѣлъ, да и намъ велѣлъ. Обидящимъ Богъ судiя. Обидчика Богъ судитъ. Суди Богъ того, кто обидитъ кого. Въ комъ есть Богъ, въ томъ есть и стыдъ (и страхъ). Богатъ Богъ милостiю. И Богъ на всѣхъ не угодитъ. Въ Богѣ нѣтъ неправды. Богъ на правду призритъ. Все сказалъ, какъ передъ Богомъ. Лучше слава Богу, нежели дай богъ. Дай Богъ – хорошо, а слава Богу – лучше. Съ Богомъ думалъ, т. е. хорошо. Какъ ни живи, только Бога не гнѣви. До царя далеко, до Бога высоко. Какова вѣра, таковъ у нея и Богъ. Русскiй Богъ великъ. Дай Богъ нашему Богу жить — всѣ живы будемъ. Все одинъ Богъ, что у насъ, что у нихъ, у иновѣрцевъ. Богъ одинъ, какъ ни призывай его. Всѣ подъ однимъ Богомъ ходимъ, хоть и не въ одного вѣруемъ. Хоть въ Польшѣ, а Бога нѣтъ больше. Даетъ Богъ и цыгану. Даетъ Богъ и жиду, и злому цыгану. Все отъ Бога. У Бога милости много. Богъ милостiю не убогъ. Отъ Бога отказаться — къ сатанѣ пристать. Утромъ Богъ, и вечеромъ Богъ, а въ полдень, да въ полночь никто же, кромѣ Его. Съ Богомъ не поспоришь. Съ Богомъ не спороваться. У Бога всего много. У Бога свѣта съ начала свѣта все приспѣто. У Бога всевозможно. На Бога надѣйся, а самъ не плошай. Богъ-то Богъ, да и самъ не будь плохъ. Ни Богу свѣча, ни черту ожогъ (кочерга). На людей надѣется, какъ на Бога; а на себя, какъ на чорта, о беззаботномъ. Боговня ж. смол. кивотъ, божница; образная; часовня. Карманный богъ помилуетъ, откуплюсь.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


БОГ, мифическое, выдуманное существо, основное понятие всякого религ. мировоззрения. Б., указывает В. И. Ленин, есть «прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом,— идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу». Ликвидация религ. пережитков и главного из них — веры в Б.— составляет одну из задач коммунистического воспитания трудящихся.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


БОГ, в религ. верования в сверхъестеств. существо; в миф. представлениях политеизма каждый из богов имеет верх. власть над к.-л. частью мирового целого, в теизме единому богу принадлежит абс. власть над миром (всемогущество). Вера в Б.— основа всякой религии.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986


БОГ [бох], -га [г и устар. h], м. По религиозно-мистическим представлениям: верховное существо, управляющее миром пли (при многобожии) одно из таких существ. ♦ Бог знает, ведает или бог весть (кто, где, как и т. п.; разг.) — неизвестно (кто, где, как и т. п.). Боже сохрани (или упаси, избави; устар.) — употр. как выражение нежелательности чего-н. Дай бог (или не дай бог; устар.) — употр. при пожелании чего-н. Как бог на душу положит (разг.) — как придется, как случится. Не бог весть какой (разг.) — не слишком хороший, неважный. От бога — в знач. определения; одаренный талантом, прирожденный. Это был разведчик от бога. Ради бога (разг.) — пожалуйста, очень прошу. С богом (устар.) — употр. как пожелание удачи, успеха при начале чего-н., как предложение начать что-н. Слава богу (разг.) — благополучно, хорошо. Чем бог послал (угостить, пообедать и т. п.; разг.) — тем, что есть, что найдется. || ж. богиня, -и. || прил. божеский, -ая -ое (стар.) и божий, -ья, -ье. Божьей милостью (в знач. определения; то же, что от бога. Поэт божьей милостью). Каждый божий день (ежедневно; разг.), Божья коровка (разновидность небольших жуков). Наказание божеское (восклицание, указывающее на неприятное, мучительное положение; разг. устар.).

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы. 1987


БОГ — фантастический образ сверхъестественного всемогущего существа, якобы сотворившего мир и управляющего им; в иудаизме — Яхве, в исламе — Аллах, в христианстве — святая троица (бог-отец, бог-сын и бог-дух святой) и т. д. Представления о Б. составляют основу совр. форм религии. На ранних этапах развития религии понятия „Б." еще не существовало (Анимизм, Тотемизм, Фетишизм). В условиях разложения первобытнообщинного строя, развития племенных объединений, появления классов и государства возникают образы племенных и государственных Б. Представление о едином всемогущем Б., царе небесном, сложилось как „отражение единого восточного деспота" (Энгельс). Теология использует идеализм, пытающийся философски доказать бытие Б., приукрасить и завуалировать содержание идей Б., представить Б. в вице абсолютной идеи, мировой воли, некоего безличного разумного начала. Марксизм до конца раскрыл несостоятельность идеи Б. и попыток ее защиты, разоблачаемых всем ходом развития естественных и общественных наук. „Бог,— указывал Ленин,— есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом,— идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу" (т. 48, с. 232). В настоящее время теологи стремятся, используя философский идеализм и данные естествознания, обновить идею Б.

 

 

БОГ. Большая российская энциклопедия. 2016

БОГ (шу­мер. dingir, аn; ак­кад. il; евр. אל ; греч. θεός; лат. deus; слав. БГЪ), в ре­лиги­ях ми­ра Выс­шее, соз­даю­щее и уст­рояю­щее мир, даю­щее ве­щам, су­ще­ст­вам и ли­цам их бы­тие, ме­ру, зна­че­ние и за­кон. В ре­лиг. уче­ни­ях, объ­е­ди­нён­ных прин­ци­пом те­из­ма, ут­вер­жда­ет­ся лич­ное бы­тие Выс­ше­го, его лич­ное от­но­ше­ние (лю­бовь) к со­тво­рён­ным су­ще­ст­вам и кос­мо­су в це­лом, его диа­ло­гич. са­мо­рас­кры­тие в ак­тах От­кро­ве­ния.

Идея Б. по­сте­пен­но кри­стал­ли­зо­ва­лась в разл. ре­лиг. тра­ди­ци­ях че­ло­ве­че­ст­ва. Ис­ход­ная тео­рия раз­ви­тия – пред­став­ле­ния пер­во­быт­ных на­ро­дов о си­лах, дей­ст­вие ко­то­рых по-раз­но­му ло­ка­ли­зу­ет­ся на па­но­ра­ме ми­ро­во­го це­ло­го.

Ветхий Завет

Архив «Православной энциклопедии» «Переход через Чермное море». Роспись «дома собраний» в Дура-Европос. Ок. 250. Национальный музей (Дамаск).
 
Архив «Православной энциклопедии» «Престол Господа Саваофа». Клеймо иконы «Святая Троица в бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. 16 в. Сольвычегодский историко-художественный музей.

В от­ли­чие от всех пред­ше­ст­вую­щих под­сту­пов к пред­став­ле­нию о еди­ном Б., тре­бую­щем аб­со­лют­ной вер­но­сти от че­ло­ве­ка (напр., ре­лиг. ре­фор­ма Эх­нато­на в Егип­те), был сде­лан ре­шаю­щий ка­че­ст­вен­ный пе­ре­ход. Внутр. кон­флик­ты двух ре­лиг. па­ра­дигм (по­ли­теи­сти­че­ской и мо­но­теи­сти­че­ской), обу­слов­лен­ные этим пе­ре­хо­дом, свя­за­ны в др. ближ­не­во­сточ­ных куль­ту­рах с дей­ст­ви­ем мо­но­теи­стич. тен­ден­ций в не­драх по­ли­те­из­ма, а при­ме­ни­тель­но к куль­ту­ре, вы­ра­зив­шей се­бя в Вет­хом За­ве­те, на­про­тив, – с дей­ст­ви­ем стой­ких, но фраг­мен­тар­ных пе­ре­жит­ков по­ли­те­из­ма в кон­тек­сте ос­во­бо­ж­даю­ще­го­ся от них моно­те­из­ма. Аб­со­лют­ная един­ст­вен­ность вет­хо­за­вет­но­го Б. разъ­яс­ня­ет­ся с пол­ной от­чёт­ли­во­стью лишь в пи­са­ни­ях Про­ро­ков, но уже на ран­них эта­пах Б. Вет­хо­го За­вета не­со­пос­та­вим и не­со­еди­ним с др. бо­га­ми. При всей сво­ей транс­цен­ден­таль­ной над­мир­но­сти Б. Вет­хо­го За­ве­та го­раз­до бли­же к че­ло­ве­ку, чем ан­тро­поморф­ные бо­ги греч. ми­фо­ло­гии. По­след­ние по­ме­ще­ны в кос­ми­че­ском бы­тии, сре­ди по­доб­ных се­бе, а от лю­дей при­ни­ма­ют толь­ко дань ло­яль­но­сти. Для вет­хо­за­вет­но­го Б. пол­но­вла­ст­но­го об­лада­ния всем ми­ро­вым це­лым не­дос­та­точ­но, его Бо­же­ст­вен­ная во­ля мо­жет быть удов­ле­тво­ре­на лишь че­рез сво­бод­ное при­зна­ние, сво­бод­ный вы­бор со сто­ро­ны др. во­ли – че­ло­ве­че­ской: «Не по­то­му, что­бы вы бы­ли мно­го­чис­лен­нее всех на­ро­дов, при­нял вас Гос­подь и из­брал вас, ибо вы ма­ло­чис­лен­нее всех на­ро­дов, но по­то­му, что лю­бит вас Гос­подь, и для то­го, что­бы со­хра­нить клят­ву, ко­то­рою Он клял­ся от­цам ва­шим…» (Втор. 7:7–8). С точ­ки зре­ния язы­че­ской идео­ло­гии та­ких от­но­ше­ний ме­ж­ду Б. и людь­ми по­нять нель­зя: эт­ни­че­ское бо­же­ст­во свя­за­но со сво­им эт­но­сом уза­ми при­род­ной не­об­хо­ди­мо­сти и куль­то­вой ма­гии, при­над­ле­жит ему, и о вы­бо­ре не мо­жет ид­ти ре­чи ни с той, ни с др. сто­ро­ны. По­ни­ма­ние Б. как бо­же­ст­ва пле­мен­но­го, вра­ж­деб­но­го др. на­ро­дам, как буд­то уга­ды­ва­ет­ся в Кни­ге Иису­са На­ви­на. У про­ро­ка Амо­са, на­про­тив, кон­ста­ти­ру­ет­ся лю­бовь Б. к ка­ж­до­му на­ро­ду, а не толь­ко к из­бран­но­му; в Кни­ге Ио­ны не без юмо­ра изо­бра­же­но, как про­рок, не­на­ви­дя­щий го­род вра­гов сво­его на­ро­да, ока­зы­ва­ет­ся по­срам­лён­ным Б., ко­то­ро­му до­ро­ги не толь­ко лю­ди, но и до­маш­ние жи­вот­ные в лю­бом го­ро­де. По­доб­ная внут­рен­няя кон­тро­вер­за вет­хо­за­вет­ных книг обу­слов­ле­на бо­ре­ни­ем двух уже упо­мя­ну­тых ре­лиг. па­ра­дигм. Та­ким об­ра­зом, для Вет­хо­го За­ве­та идея без­ус­лов­ной вер­но­сти еди­но­му Б. впер­вые ста­но­вит­ся по­сле­до­ва­тель­но про­воз­гла­шае­мым дог­ма­том, ко­то­рый дол­жен оп­ре­де­лить всё мыш­ле­ние, чув­ст­во­ва­ние и дей­ст­во­ва­ние че­ло­ве­ка: «Слу­шай, Из­ра­иль: Гос­подь, Бог наш, Гос­подь един есть; и лю­би Гос­по­да, Бо­га твое­го, всем серд­цем тво­им, и всею ду­шою тво­ею, и все­ми си­ла­ми твои­ми…» (Втор. 6:4–5). Речь идёт не столь­ко о тео­ре­тич. те­зи­се, сколь­ко о пе­ре­ори­ен­та­ции все­го че­ло­ве­че­ско­го по­ве­де­ния, пе­ре­ори­ен­та­ции, мо­ти­ви­руе­мой «рев­но­стью» как мо­ду­сом от­но­ше­ний ме­ж­ду Б. и че­ло­ве­ком (Втор. 6:14–15). Этот им­пе­ра­тив не толь­ко ге­не­ти­че­ски, но и со­дер­жа­тель­но пред­ше­ст­ву­ет мо­но­те­из­му как та­ко­во­му. Для все­го во­об­ще вет­хо­за­вет­но­го под­хо­да к вы­ска­зы­ва­нию о Б. ха­рак­тер­но, что там, где мы ожи­да­ли бы уви­деть дис­курс о при­ро­де Б., о Его свой­ст­вах и ат­ри­бу­тах (те­ма позд­ней­шей тео­ло­гии), о ме­та­фи­зи­ке Его един­ст­ва и транс­цен­дент­но­сти (те­ма греч. фи­ло­со­фии), об ис­хо­дя­щей от Не­го за­ко­но­со­об­раз­но­сти все­го су­ще­го, вме­сто это­го мы встре­ча­ем сло­ва об от­но­ше­нии ме­ж­ду Ним и че­ло­ве­ком или на­родом, как оно про­яв­ля­ет­ся в не­ко­то­ром со­бытии (напр., Втор. 5:6). Этот пе­ре­вес кон­крет­но­го и ак­цент на меж­лич­но­ст­ном от­но­ше­нии вно­сит осо­бый со­дер­жа­тель­ный мо­мент, ко­то­рый в тер­ми­нах 20 в. мож­но на­звать эк­зи­стен­ци­аль­ным, пер­со­на­ли­сти­че­ским и диа­ло­ги­че­ским. Соб­ст­вен­но, те­ма Б. в Вет­хом За­ве­те – это не те­ма при­ро­ды Б. как та­ко­во­го, не Б. как кос­мо­са, но Б. как За­ве­та, заклю­чён­но­го с че­ло­ве­ком и на­ро­дом [ср. עמנו־אל, «С-на­ми-Бог» (Ис. 7:14)].

Христианство

Архив «Православной энциклопедии» «Христос – Воплотившееся Слово». Миниатюра. Ок. 1200 (Центральная научная библиотека Национальной академии наук Украины. Vs. A 25. Fol. 1 v).
 
Архив «Православной энциклопедии» «Отделение неба от земли и появление света». Клеймо иконы «Святая Троица в бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. 16 в. Сольвычегодский историко-художественный музей.
 
Архив «Православной энциклопедии» «Видение пророка Иезекииля». Икона из монастыря святого Иоанна Богослова в с. Поганово (Болгария). Ок. 1395 (филиал Музея средневекового искусства Национальной художественной галереи в Софии).
 
Архив «Православной энциклопедии» «Вручение скрижалей Закона Моисею». Мозаика мавзолея святой Констанции в Риме. 4 в.

Хри­сти­ан­ст­во ис­хо­дит из вет­хо­за­вет­но­го об­раза, ос­лож­няя его тре­мя взаи­мо­свя­зан­ны­ми но­вы­ми ком­по­нен­та­ми, два из ко­то­рых от­но­сят­ся в уз­ком смыс­ле к ве­ре, один же, – ши­ре – к ре­лиг. куль­ту­ре, мыс­ли­тель­но­му оформ­ле­нию ве­ры. Во-пер­вых, это уче­ние о том, что един­ст­во еди­но­го Б. тро­ич­но (см. Трои­ца). Во-вто­рых, это уче­ние о Во­пло­ще­нии, о Бо­го­че­ло­ве­че­ст­ве Ии­су­са Христа. В-треть­их, что наи­бо­лее важ­но, это по­сле­до­ва­тель­ное про­ду­мы­ва­ние и пе­ре­ос­мыс­ле­ние об­раза вет­хо­за­вет­но­го Б. в тер­ми­нах и кон­цеп­тах греч. фи­лос. мыс­ли, впер­вые соз­даю­щее в соб­ст­вен­ном смыс­ле сло­ва «дог­ма­ти­ку». Эта ра­бо­та бы­ла за­кре­п­ле­на не толь­ко в филос. на­сле­дии, но так­же и в уче­нии хри­сти­ан­ской Церк­ви. Пред­ме­том реф­лек­сии ста­но­вит­ся «сущ­ность» Б. (греч. οὐσία; лат. substantia); уже в Ни­кео-Кон­стан­ти­но­поль­ском сим­во­ле ве­ры, при­ня­том на 1-м и 2-м Все­лен­ских со­бо­рах (325, 381), упот­реб­лён тер­мин «еди­но­сущ­ный» – тер­мин из оби­хо­да ан­тич­ных фи­лос. школ. Осн. кон­цеп­та­ми для опи­са­ния тро­ич­но­сти Б. яв­ля­ют­ся «сущ­ность» и «ли­цо», для опи­са­ния Бо­го­че­ло­ве­чест­ва Хри­ста – «ли­цо» и «при­ро­да». Напр., в лат. тек­сте 4–5 вв., на­зы­вае­мом по пер­во­му сло­ву «Quicunque», мы встре­ча­ем та­кую дог­ма­ти­че­скую реф­лек­сию: «…Поч­тим еди­но­го Б. в Трои­це, и Трои­цу в един­ст­ве, не сме­ши­вая Лиц и не раз­де­ляя Сущ­но­сти. …Ка­ков Отец, та­ков Сын, та­ков и Дух Свя­той; …бес­ко­не­чен Отец, бес­ко­не­чен Сын, бес­ко­не­чен и Дух Свя­той; ве­чен Отец, ве­чен Сын, ве­чен и Дух Свя­той…». По­доб­но­го ро­да фор­маль­ное рас­су­ж­де­ние о Б. до­хо­дит до пре­де­ла в ср.-век. ка­то­лич. схо­ла­сти­ке. Пра­во­слав­ная мис­ти­ка под­чёр­ки­ва­ет не­по­сти­жи­мость Б., но да­же для спе­ци­фи­че­ски мис­ти­че­ских тем поль­зует­ся тер­ми­но­ло­гич. ин­ст­ру­мен­та­ри­ем греч. ан­тич­ной фи­ло­со­фии, как мож­но ви­деть на при­ме­ре рас­су­ж­де­ния Гри­го­рия Па­ла­мы о «сущ­но­сти» и «энер­ги­ях» Б. Та­ким об­ра­зом, для все­го от­но­ше­ния к Б. хри­сти­ан­ской мыс­ли ха­рак­тер­но со­от­но­ше­ние двух из­ме­ре­ний: вет­хо­за­вет­но­го опы­та, ме­нее все­го тео­ре­ти­зи­рую­ще­го и кон­цеп­туа­ли­зи­рую­ще­го, и тео­ре­тич. кон­цеп­тов, вос­при­ня­тых от греч. ан­тич­ной фи­ло­со­фии. Этот син­тез, наи­бо­лее пол­но вы­ра­зив­ший­ся в хри­сти­ан­ст­ве, не ос­та­вал­ся, впро­чем, со­вер­шен­но чу­ж­дым ни для иу­да­из­ма, ни для ис­ла­ма (напр., тру­ды Фи­ло­на Алек­сан­д­рий­ско­го или ре­цеп­ция ари­сто­те­лиз­ма в ис­лам­ской фи­ло­со­фии 9–12 вв.).

Ислам

Б. в ис­ла­ме по­ни­мается стро­го мо­но­теи­сти­че­ски (см. Ал­лах). Он – один-един­ст­вен­ный, Ему нет рав­ных, со­пра­ви­те­лей или со­уча­ст­ни­ков. При­рав­ни­вае­мое к не­ве­рию мно­го­бо­жие (араб. «ширк» – при­да­ние со­уча­ст­ни­ков Б.) объ­яв­ля­ет­ся ве­ли­чай­шим и един­ст­вен­но не­про­сти­тель­ным из гре­хов. В Ко­ра­не Б. обыч­но име­ну­ет­ся «Дос­то­обо­же­ст­в­ляе­мый».

Ещё ара­бы-языч­ни­ки по­чи­та­ли Ал­ла­ха вер­хов­ным бо­же­ст­вом пан­те­о­на. На­стаи­вая на уни­та­риа­низ­ме (араб. «тау­хид»), Ко­ран об­ли­ча­ет рас­про­стра­нён­ный сре­ди ара­ви­тян культ идо­лов и ве­ру в ан­ге­лов как до­че­рей Б., ус­мат­ри­вая в хри­сти­ан­ских дог­ма­тах о Трои­це, Б.-Сы­не и Бо­го­во­пло­ще­нии от­ход от ис­тин­но­го мо­низ­ма. Вме­сте с тем ко­рани­че­ский Ал­лах уни­вер­са­лен, бу­ду­чи Б., ко­то­ро­му по­кло­ня­ют­ся иу­деи и хри­стиа­не и о ко­то­ром про­по­ве­до­ва­ли все преж­ние про­ро­ки.

Ко­ран опи­сы­ва­ет Б. При­сно­су­щим, Са­мо­дос­та­точ­ным, Ве­ко­веч­ным, Все­ве­дую­щим, Все­мо­гу­щим, Все­бла­гим, Твор­цом и Про­мыс­ли­те­лем ми­ра, спра­вед­ливым Судь­ёй. Б. за­пре­де­лен и транс­цен­ден­тен ми­ру, но од­но­вре­мен­но вез­де­сущ и им­ма­нен­тен все­му твар­но­му: Он от­зы­ва­ет­ся на моль­бу че­ло­ве­ка, бу­ду­чи «бли­же к не­му, чем его соб­ст­вен­ная шей­ная ар­те­рия». Б. по­лон люб­ви к Сво­им соз­да­ни­ям. Фор­му­лой «Име­нем Б. все­ми­ло­сти­во­го, все­ми­ло­серд­но­го» от­кры­ва­ет­ся сам Ко­ран и на­чи­на­ет­ся боль­шин­ст­во его сур. Вме­сте с тем по от­ноше­нию к не­по­кор­ным, осо­бен­но к не­вер­ным, Б. гро­зен и су­ров. Од­на­ко все могут по­ла­гать­ся на Его снис­хо­ди­тель­ность и про­ще­ние. От­чая­ние в ми­ло­сти Бо­жи­ей – тяж­кий грех, про­яв­ле­ние ма­ло­ве­рия.

В Ко­ра­не да­ют­ся мно­го­числ. опи­са­ния-эпи­те­ты Б., из ко­то­рых впо­след­ст­вии был со­став­лен спи­сок 99 «пре­крас­ных имён» Ал­ла­ха. В их со­став во­шли та­кие эпи­те­ты, как Все­ми­ло­сти­вый, Все­ми­ло­серд­ный, Тво­рец, Свет, Ис­ти­на и т. п. Со­тым обыч­но счи­та­ет­ся са­мо имя «Б.». Му­сульм. тра­ди­ция ре­ко­мен­ду­ет как мож­но ча­ще по­ми­нать Б., про­из­но­сить Его име­на, и для этой це­ли ис­поль­зу­ют­ся чёт­ки с 99 или 33 бу­си­на­ми. На ос­но­ве «пре­крас­ных имён» об­ра­зу­ют­ся му­сульм. име­на, со­глас­но ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ным в араб. язы­ке тео­фор­ным мо­де­лям имён со зна­че­ни­ем «раб Б.»: Абд ар-Рах­ман (араб. «раб Все­ми­ло­сти­во­го»), Абд аль-Хакк (араб. «раб Ис­ти­ны») и т. д.

Как под­чёр­ки­ва­ет Ко­ран, че­ло­ве­ку не­про­сти­тель­но не знать о су­ще­ст­во­ва­нии Б., ибо все лю­ди ро­ж­да­ют­ся с ес­те­ст­вен­ной ве­рой (араб. «фит­ра») в Не­го. Вро­ж­дён­ная ве­ра слу­жит сво­его ро­да зна­ком, за­пе­чат­лён­ным в ду­ше че­ло­ве­ка и от­ра­жаю­щим За­вет, ко­то­рый ещё до раз­вёр­ты­ва­ния все­мир­ной ис­то­рии, в пред­веч­но­сти, че­ло­ве­че­ский род при­нёс Б. Для зна­ния о Б. че­ло­век рас­по­ла­га­ет не толь­ко фит­рой – пе­ред его взо­ром про­сти­ра­ет­ся ца­ря­щая в ми­ре кра­со­та и гар­мо­ния, ко­то­рые на­по­ми­на­ют ему о пре­му­дром и все­мо­гу­щем Твор­це-Про­мыс­ли­те­ле.

Сле­дуя ко­ра­ни­че­ским при­зы­вам к раз­мыш­ле­нию над при­во­дя­щи­ми к Б. сви­де­тель­ст­ва­ми и зна­ме­ния­ми ми­ра, все три шко­лы му­сульм. ре­лиг. фи­ло­со­фии – му­та­зи­лизм, аша­ризм и ма­ту­ри­дизм – объ­яв­ля­ют умо­зре­ние пер­вей­шей обя­зан­но­стью че­ло­ве­ка и един­ст­вен­ным на­дёж­ным пу­тём к по­зна­нию Б. Ра­цио­на­лиз­му ка­ла­ма про­ти­во­сто­ял фи­де­изм тра­ди­цио­на­ли­стов-ха­ша­ви­тов, упо­ваю­щих ис­клю­чи­тель­но на от­кро­вения Ко­ра­на и Сун­ны, а так­же мис­тицизм су­фи­ев (см. Суфизм), ори­ен­ти­рую­щих­ся на ин­туи­тив­ное по­сти­же­ние Б. – че­рез внут­рен­ний опыт, от­ре­че­ние от мир­ских привязанностей и уг­луб­ле­ние в се­бя.

Глав­ны­ми в тео­ло­гии ка­ла­ма ста­ли во­про­сы о встре­чаю­щих­ся в Ко­ра­не и осо­бен­но в Сун­не ан­тро­по­морф­ных опи­са­ни­ях Б., об ат­ри­бу­тах Б. (пре­ж­де все­го о се­ми «са­мо­ст­ных» – зна­нии, во­ле, мо­гу­ще­ст­ве, жиз­ни, зре­нии, слу­хе и ре­чи) и их со­от­но­ше­нии с Бо­же­ст­вен­ной сущ­но­стью, о Ко­ра­не как Сло­ве Божи­ем (его из­веч­но­сти или со­тво­рён­но­сти во вре­ме­ни), о Божи­ем пре­до­пре­де­ле­нии и сво­бо­де во­ли че­ло­ве­ка. Му­та­зи­ли­ты от­стаи­ва­ли бо­лее аб­ст­ракт­ное по­ни­ма­ние Б. (аллегори­че­ски трак­туя ан­тро­по­морф­ные опи­са­ния), под­чёр­ки­ва­ли един­ст­во Б. (ото­жде­ст­в­ляя са­мо­ст­ные ат­ри­бу­ты Б. с Его сущ­но­стью) и Его спра­вед­ливость (пред­по­ла­гаю­щую сво­бо­ду че­ло­ве­че­ской во­ли). Аша­ри­ты и ма­ту­ри­ди­ты разработа­ли «пра­во­вер­ную» док­три­ну Б. в ис­ла­ме, сре­дин­ную ме­ж­ду но­ми­на­лиз­мом и реа­лиз­мом в тол­ко­ва­нии Бо­жи­их атрибутов, фа­та­лиз­мом и ли­бе­ра­лиз­мом в по­ни­ма­нии пре­до­пре­деле­ния. В ка­ла­ме глав­ное до­ка­за­тель­ст­во бы­тия Б. исходит из пред­став­ле­ния о пре­хо­дя­щем ха­рак­те­ре всех ве­щей в ми­ре... Читать далее

Вернуться к началу

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019