Броненосец, корабль

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


Броненосецъ — см. ст. Корабль (XVI, 192); Русскiй флотъ (XXVII, 180); Судостроенiе (XXXI, 939); Флотъ (XXXVI, 175). Русско-японская война разъяснила многiе вопросы по военно-морскому дѣлу и, между прочимъ, вопросъ о наиболѣе цѣлесообразномъ основномъ типѣ боевого судна. Выяснилось, что для обладанiя моремъ необходимо имѣть, въ основѣ флота, суда бронированныя, съ большимъ райономъ плаванiя, быстроходныя (18—20 узловъ скорости), съ сильною дальнобойною артиллерiею. Такому типу соотвѣтствуютъ броненосцы въ 15—18000 тоннъ водоизмѣщенiя, съ главною артиллерiею не менѣе 8" калибра, хорошо защищенные во всѣхъ своихъ частяхъ. Въ нашемъ флотѣ по этому типу строятся броненосцы «Императоръ Павелъ» и «Андрей Первозванный», водоизм. въ 16000 тоннъ; суда эти представляютъ собою увеличенный типъ «Цесаревича», въ которомъ средняя артиллерiя увеличена до 8" калибра. Въ частности, опытъ войны далъ слѣдующiя указанiя: а) по корпусу — Б. водоизмѣщенiемъ отъ 12000 тоннъ и выше совершенно свободно могут быть сконструированы такъ, что взрывъ мины не потопитъ его; радiусъ разрушенiя корпуса судна при существующихъ минахъ Уайтхеда опреѣелился въ 12—15 футъ, что даетъ возможность распредѣлить переборки такъ, что при взрывѣ заполнятся водою 2—3 отдѣленiя, не дающiя ни кренъ, ни дифферентъ, ни углубленiе въ воду свыше того, что предположено при проектѣ; затемъ деревянныя части корпуса и горючая внутренняя отдѣлка должны быть уничтожены, также какъ и шлюпки, дѣлаемыя теперь уже металлическими; б) по броневой защитѣ — поясъ брони долженъ продолжаться ниже 4' подъ водою, такъ какъ снаряды проходятъ въ воду на 7'—8' отъ поверхности; боевыхъ броневыхъ рубокъ должно быть 2, вмѣсто одной, дабы взрывъ въ одной не лишилъ корабля всѣхъ высшихъ чиновъ (какъ было, напр. въ сраженiи 28 iюля 1904 г.); в) артиллерiя начинаетъ дѣйствовать на очень большомъ разстоянiи (80—40 кабельтовыхъ = 8—4 мили); выяснилась выгодность дѣйствовать крупною артиллерiю на этомъ разстоянiи и не подпускать противника ближе; для этого необходимо увеличивать калибръ орудiй, принимая за главную артиллерiю 12", 10" и 8" орудiя (послѣднiе делаются теперь въ 55 калибровъ длины для увеличенiя дальнобойности); есть даже намѣренiе ограничиться калибромъ 10" и свыше. Мелкая артиллерiя, предназначаемая теперь только для минныхъ атакъ, ставится въ 75 мм и 55 мм; ниже послѣдней величины пушки считаются негодными противъ современныхъ минныхъ судовъ; г) минные аппараты оставлены только подводные бортовые, такъ какъ надводные подвержены обстрѣлу неприятелемъ; д) боевыя мачты для скорострѣлокъ не оправдали своихъ назначенiй; оказалось, что удобнѣе имѣть марсы только для прожекторовъ и для сигнальщиковъ; затѣмъ сигнализацiя флагами, какъ легко повреждаемая снарядами, замѣняется телеграфированiемъ безъ проводовъ, е) большой расходъ угля (100—200 тоннъ въ сутки на большой броненосецъ) сильно затрудняетъ оперированiе вдали отъ базы; нагрузка угля должна иногда совершаться въ открытомъ морѣ, такъ что приспособленiя для такой перегрузки съ угольщика на Б. стали играть первостепенную важность; ж) котлы должны имѣть приспособленiе для искусственной тяги, такъ какъ разрушенiе дымовыхъ трубъ въ бою происходитъ весьма быстро; з) рулевое устройство должно быть устроено возможно защищеннѣе, и такимъ образомъ, чтобы никоимъ образомъ не заклинило руль, положенный на бортъ. Требованiя эти — главныя, выяснившiеся до сего времени (февраль 1905 г.); весьма возможно, что дальнѣйшiя военныя дѣйствiя прольютъ свѣтъ и на многiя другiя стороны судостроенiя. Что касается до усовершенствованiй, обязанныхъ развитiю техники, то до настоящаго времени они выражаются въ мелочахъ постройки, но надо ожидать въ скоромъ будущемъ коренныхъ реформъ изъ-за усовершенствованiя моторныхъ двигателей и примѣненiй новыхъ принциповъ къ постройкѣ котловъ.

Р. Л—нъ.

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


БРОНЕНОСЕЦ, воен. корабль, защищенный бронёй. Первый Б. в России был заложен в 1869 в Петербурге по проекту А. А. Попова и назван перед спуском на воду в 1872 «Пётр Великий». Позднее строились В. типа дредноут. Ныне принято название линейный корабль (линкор).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


БРОНЕНОСЕЦ, осн. класс надводных боевых кораблей во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. с башенной артиллерией кр. калибра (до 305 мм) и мощной бронёй. Существовали эскадренные Б., предназнач. для ведения мор. боя с брониров. кораблями противника, и Б. береговой обороны. В нач. 20 в. эскадренные Б. стали заменять линейными кораблями.

 

 

 

БРОНЕНОСЕЦ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/domestic_history/text/1884506

БРОНЕНО́СЕЦ, над­вод­ный ко­рабль с уси­лен­ной бро­не­вой за­щи­той кор­пу­са, во­ору­жён­ный круп­но­ка­ли­бер­ной ар­тил­ле­ри­ей и пред­наз­на­чен­ный для ве­де­ния мор­ско­го боя и на­не­се­ния арт. уда­ров по бе­ре­го­вым объ­ек­там.

Французский броненосец «Редутабль». 1876.

 

Российский броненосец «Цесаревич». 1903.

В 1854 во Фран­ции по­строе­ны бро­не­нос­ные пла­ву­чие ба­та­реи (во­до­из­ме­ще­ние 1,4 тыс. т, во­ору­же­ние – 16 ору­дий 165-мм и два 116-мм; ско­рость 3–4 уз­ла, или ок. 6–7 км/ч), ис­поль­зо­вав­шие­ся для об­стре­ла рос. мор­ских ук­ре­п­ле­ний в хо­де Крым­ской вой­ны 1853–56, ко­то­рые яви­лись про­об­ра­зом Б. В 1858–60 во Фран­ции под рук. С. Ш. Дю­пюи де Ло­ма по­стро­ен пер­вый мо­ре­ход­ный Б. «Глу­ар» (во­до­из­ме­ще­ние 5,6 тыс. т, 30 ору­дий 162-мм, бро­ни­ро­ва­ние до 120 мм, ско­рость 13,2 уз­ла, или св. 24 км/ч), в 1860 в Ве­ли­ко­бри­та­нии – пер­вый брит. Б. «Уор­ри­ор» (во­до­из­ме­ще­ние св. 9 тыс. т, вооружение – 48 ору­дий 200-мм, бро­ни­ро­ва­ние до 114 мм, ско­рость 14,3 уз­ла, или св. 26 км/ч), имев­шие па­рус­ное во­ору­же­ние. В 1861–1862 в США под рук. Дж. Эрик­со­на был по­стро­ен Б. «Мо­ни­тор» (во­до­из­ме­ще­ние 1,25 тыс. т, ско­рость 7 уз­лов, или 13 км/ч, бро­ни­ро­ва­ние до 203 мм, во­ору­жён 2 раз­ме­щён­ны­ми во вра­щаю­щей­ся баш­не 280-мм ору­дия­ми). Впер­вые в рос. ВМФ ча­стич­ное бро­ни­ро­ва­ние кор­пу­са осу­щест­вле­но на бро­не­нос­ной ка­но­нер­ской лод­ке «Опыт» в 1861, пер­вым отеч. Б. ста­ла по­стро­ен­ная в 1863 в Ве­ли­ко­бри­та­нии бро­не­нос­ная пла­ву­чая ба­та­рея «Пер­ве­нец» (в 1862–64 по её чер­те­жам в Рос­сии по­строе­на бро­не­нос­ная пла­ву­чая ба­та­рея «Не тронь ме­ня»). В 1873–76 на Чёр­ном м. по про­ек­ту А. А. По­по­ва по­строе­ны круг­лые Б. «Нов­го­род» и «Ви­це-ад­ми­рал По­пов». В 1877 на Бал­ти­ке во­шёл в со­став фло­та по­стро­ен­ный под рук. По­по­ва пер­вый рос. мо­ре­ход­ный Б. «Пётр Ве­ли­кий».

До 1880-х гг. от­сут­ст­во­ва­ла чёт­кая клас­си­фи­ка­ция бро­не­нос­ных ко­раб­лей, их на­зы­ва­ли Б., бро­не­нос­ны­ми фре­га­та­ми, бро­не­нос­ны­ми кор­ве­та­ми, бро­не­нос­ны­ми пла­ву­чи­ми ба­та­рея­ми и др. По рас­по­ло­же­нию ар­тил­ле­рии раз­ли­ча­лись Б. ка­зе­мат­ные, бруст­вер­ные и ба­шен­ные.

В кон. 19 в. (в рос. ВМФ с 1892) Б. ста­ли под­раз­де­лять­ся на 2 осн. клас­са: эс­кад­рен­ные Б. и Б. бе­ре­го­вой обо­ро­ны. Эс­кад­рен­ные Б. (во­до­из­ме­ще­ние до 17 тыс. т, ско­рость до 18 уз­лов, или 33,3 км/ч; во­ору­же­ние – до 4 ору­дий 305-мм, до 12 – 152-мм и зна­чит. чис­ло ору­дий до 76-мм; бро­ни­ро­ва­ние до 450 мм) дей­ство­ва­ли в со­ста­ве эс­кад­ры как гл. удар­ная си­ла фло­та. Б. бе­ре­го­вой обо­ро­ны (во­до­из­ме­ще­ние ок. 8 тыс. т; ско­рость до 16 уз­лов, или 29,6 км/ч; во­ору­же­ние – до 4 ору­дий 254-мм и др.; бро­ни­ро­ва­ние до 255 мм) пред­наз­на­ча­лись для дей­ст­вий в при­бреж­ных рай­онах мо­ря и борь­бы с бе­ре­го­вой ар­тил­ле­ри­ей.

Пер­вый бой ме­ж­ду Б. со­сто­ял­ся в хо­де Гра­ж­дан­ской вой­ны в США 1861–1865, в нём уча­ст­во­ва­ли Б. се­ве­рян «Мо­ни­тор» и Б. южан «Мер­ри­мак». Пер­вое сра­же­ние бро­не­нос­но­го фло­та про­изо­шло в хо­де ав­ст­ро-прус­ской вой­ны 1866 при о. Лис­са ме­ж­ду австр. и итал. фло­та­ми (итал. флаг­ман по­то­п­лен та­ран­ным уда­ром). Наи­бо­лее из­вест­ные сра­же­ния бро­не­нос­ных фло­тов – бой в Жёл­том мо­ре в 1904 и Цу­сим­ское сра­же­ние 1905 во вре­мя рус­ско-япон­ской вой­ны 1904–05. Эта вой­на вскры­ла не­до­стат­ки Б. как клас­са ко­раб­лей: не­боль­шие ско­рость и даль­ность пла­ва­ния, не­до­ста­точ­ная жи­ву­честь и остой­чи­вость, раз­но­тип­ность арт. во­ору­же­ния, ма­лое чис­ло ору­дий гл. ка­либ­ра.

Со­глас­но рас­про­стра­нён­ной в кон. 19 – нач. 20 вв. кон­цеп­ции амер. контр-адм. А. Т. Мэ­хэ­на, брит. ви­це-адм. Ф. Х. Ко­лом­ба и др., бро­не­нос­ный флот рас­смат­ри­вал­ся как гл. сред­ст­во борь­бы за гос­под­ство на мо­ре. Сто­рон­ни­ки «мо­ло­дой шко­лы» (франц. адм. Г. Об и др.) боль­шее зна­че­ние при­да­ва­ли дей­ст­ви­ям на мор­ских ком­му­ни­ка­ци­ях крей­се­ров и ми­но­нос­цев.

В ос­но­ву так­ти­ки бро­не­нос­но­го фло­та лег­ли раз­ра­бот­ки эво­лю­ций (ма­нёв­ров и пе­ре­строе­ний) па­ро­вых су­дов франц. адм. Л. Э. Буэ-Вий­о­ме­за, рос. адм. Г. И. Бу­та­ко­ва и др. В 1860–80-е гг. мн. мор­ские тео­ре­ти­ки счи­та­ли, что из-за пре­вос­ход­ст­ва бро­ни над ар­тил­ле­ри­ей осн. спо­со­бом дей­ст­вий Б. яв­ля­ет­ся та­ран, для его ис­поль­зо­ва­ния наи­бо­лее вы­год­ным счи­тал­ся строй кли­ном. По­сте­пен­но раз­ви­тие ар­тил­ле­рии при­ве­ло к то­му, что ог­не­во­му бою Б. ста­ли при­да­вать боль­шее зна­че­ние, а наи­бо­лее вы­год­ным стро­ем счи­тать киль­ва­тер­ную ко­лон­ну.

Улуч­ше­ние ха­рак­те­ри­стик Б. при­ве­ло к воз­ник­но­ве­нию дред­но­утов (ли­ней­ных ко­раб­лей), ко­то­рые за­ме­ни­ли Б. как гл. си­лу ВМФ (в 1907 в рос. фло­те Б. от­не­се­ны к клас­су ли­ней­ных ко­раб­лей). Строи­тель­ст­во Б. прак­ти­че­ски пре­кра­ти­лось, но они ещё ис­поль­зо­ва­лись во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны. Б. бе­ре­го­вой обо­ро­ны ос­та­ва­лись на воо­ру­же­нии ря­да стран до сер. 20 в. (напр., по­стро­ен­ные в 1929–33 финлянд. Б. «Иль­ма­ри­нен» и «Вя­не­мяй­нен»).

Лит.: Мои­се­ев С. П. Спи­сок ко­раб­лей рус­ско­го па­ро­во­го и бро­не­нос­но­го фло­та (с 1861 по 1917). М., 1948; До­цен­ко В. Д. Рос­сий­ский бро­не­нос­ный флот. 1863–1917. СПб., 1994; он же. Ис­то­рия во­ен­но-мор­ско­го ис­кус­ст­ва. М., 2005. Т. 1; Виль­сон Х. Р. Бро­не­нос­цы в бою: 1855–1895. М., 2003; Рус­ско-япон­ская вой­на. М.; СПб., 2003.

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019