Чудь — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

чудьСоветский Энциклопедический Словарь. 1980

ЧУДЬ, древне-русское название эстов, а также других финских племён к востоку от Онежского озера, по рекам Онеге и Северной Двине.

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ЧУДЬ, название в русских летописях эстонских племён и занимаемой ими территории, входившей в состав Древнерусского государства; племя чудь участвовало в походе князя Олега на Царьград; в 1030 князя Ярослав Мудрый основал в области чудь город Юрьев (Тарту).

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986

ЧУДЬ, -и, ж., собир. В Древней Руси: общее название нек-рых западнофинских племен.

 

Щавелёв А. С. ЧУДЬ // Большая российская энциклопедия. Том 34. Москва, 2017, стр. 641

ЧУДЬ, эк­зо­эт­но­ним, со­би­ра­тель­ное на­зва­ние не­сла­вян­ских на­ро­дов, пре­ж­де все­го фин­но-уг­ров, в др.-рус. ис­точ­ни­ках. Эти­мо­ло­гия од­но­знач­но не яс­на, по наи­бо­лее ве­ро­ят­ной вер­сии, Ч. – де­ри­ват пра­сла­вян­ско­го *tjudjь («чу­жой»), ко­то­рое, ви­ди­мо, яв­ля­ет­ся за­им­ст­во­ва­ни­ем из гот­ско­го яз. от þiuða («на­род»).

Впер­вые Ч. упо­ми­на­ет­ся в древ­ней­шем рус. ле­то­пи­са­нии как один из на­ро­дов, об­ло­жен­ных да­нью ва­ря­га­ми (в), а за­тем в со­ста­ве сою­за (на­ря­ду с Ч. в не­го вхо­ди­ли сло­ве­не, кри­ви­чи, ме­ря и, воз­мож­но, весь), при­звав­ше­го на кня­же­ние Рю­ри­ка. Упо­ми­на­ние Ч. и «чу­ди за­во­лоч­ской» (на­се­ле­ние Двин­ской зем­ли) при­сут­ст­ву­ет в кос­мо­гра­фич. вве­де­нии к «По­вес­ти вре­мен­ных лет (п)». Позд­нее Ч. ча­ще все­го на­зы­ва­лись жив­шие к за­па­ду от Чуд­ско-Псков­ско­го озера эс­ты, взаи­мо­дей­ст­вие с ко­то­ры­ми ста­ло по­сто­ян­ным по­сле ос­но­ва­ния в 1030 г. Юрь­ев (ны­не Тар­ту). Др.-рус. кня­зья ве­ли с ни­ми вой­ны и пе­ре­го­во­ры, со­би­ра­ли с них дань. В ря­де слу­ча­ев груп­пы эс­тов упо­ми­на­ют­ся по сво­им пле­мен­ным са­мо­на­зва­ни­ям (напр., под 1212 по­ход на «чудь, ре­ко­мую Тор­му»).

В рус. фольк­ло­ре из­вес­тен ми­фо­ло­гич. лес­ной на­род «чудь бе­ло­гла­зая», в об­ра­зе ко­то­рой от­ра­зи­лась ис­то­рия рус. ко­ло­ни­за­ции зе­мель на­ро­дов с охот­ни­чье-про­мы­сло­вым хо­зяй­ст­вен­но-куль­тур­ным ти­пом. На­род­но-эти­мо­ло­ги­че­ски по со­зву­чию эт­но­ним «Ч.» ас­со­ции­ро­вал­ся с омо­ни­мич­ны­ми сло­ва­ми «чу­до», «чуд­ной».

Лит.: Ла­шук Л. П. Чудь ис­то­ри­че­ская и чудь ле­ген­дар­ная // Во­про­сы ис­то­рии. 1969. № 10; Агее­ва Р. А. Об эт­но­ни­ме чудь (чух­на, чу­харь) // Эт­но­ни­мы. М., 1970; Кри­нич­ная Н. А. Пре­да­ния Рус­ско­го Се­ве­ра. СПб., 1991; Мель­ни­ко­ва Е. А., Пет­ру­хин В. Я. Русь и чудь // Бал­то-сла­вян­ские ис­сле­до­ва­ния, 1988–1996. М., 1997.

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Чудь — собирательное древнерусское название ряда финно-угорских племён и народов, как правило, прибалтийско-финской группы (ср. водь, весь, сумь, емь (е)).

Этимология

Народная версия происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным». Однако в ряде финно-угорских языков похожим словом называют мифологического персонажа (см. ниже). В специальных этимологических работах предполагается, что первоначально этим словом обозначали восточных германцев, возможно, готов. Вероятный источник — готское слово þiudа «народ», имеющее праиндоевропейское происхождение. Одного корня с «чудь» прилагательное «чужой».

Исторические упоминания

В зависимости от контекста под «чудью» древнерусские летописные источники, очевидно, разумеют разные финно-угорские народы:

  • В «Повести временных лет (п)» (859 год), летописец сообщает, что «варяги (в) из заморья обложили данью чудь, ильменских словен, мерю и кривичей, а хазары — полян, северян, вятичей»; здесь проводится различие между мерей и чудью. В XIX веке историком C. М. Соловьёвым на IV археологическом съезде было высказано предположение, что чудью, о которой упоминает «Повесть временных лет» в рассказе о призвании Рюрика, следует считать водь — жителей Водской пятины Земли Новгородской, потомки которых проживали в то время в Нарвском уезде, их тогда в быту называли чудью.
  • В сообщении за 882 год, когда Олег «отправился в поход и взял с собой много воинов: варягов, ильменских словен, кривичей, весь, чудь и пришёл к Смоленску и взял город», наряду с чудью упоминается и весь. Хотя летописец не отождествляет весь с чудью, вепсы официально именовались в Российской империи «чудью» до самого 1917 года.
  • В 1030 году Ярослав Мудрый предпринял поход на чудь («и победил их, и поставил город Юрьев»). Как можно понять из географического контекста, под «чудью» здесь имеются в виду эсты. В более поздних сообщениях летописей эсты и сету всегда называются чудью, причём последние известны с уточнением «чудь псковская». Из летописных источников известно, что знатные представители чуди жили в Новгороде (Чудинцева улица) и Киеве (двор Чудин, куда переселил «лучших мужей» из кривичей, вятичей, новгородцев и чуди в 982 году Владимир Святославич).
  • Начиная с XIII века, помимо эстов, «чудью» называют также и другие родственные им прибалтийско-финские народности, жившие в пределах Новгородской республики, — не только весь и водь, но также ижору и корелу, а в Заволочье также чудь заволочскую. Не исключено, что последнее представляет собой не просто имя предков народа коми, но собирательное название для нескольких разных племён. С XV века в оборот входит насмешливое обозначение этих народов — чухна.

Современность

У удмуртов есть родовые наименования Чудъя (Шудья), Чудна; часть коми называли так своих ещё некрещённых предков.

В справочнике «Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи» 1895 года издания под номером № 132 была внесена чудь численностью 13 250 человек (данные за 1865 год). В 1926 году чудь была внесена под номером № 34 в «Словарь народностей для разработки материалов Всесоюзной переписи населения 1926 года», в 1959 году чудь была внесена под номером № 64 в «Словарь национальностей всесоюзной переписи населения 1959 года», а в 1989 году чудь была внесена под номером № 101 в «Алфавитный словарь национальностей» для Всесоюзной переписи населения 1989 года. В 2002 году чудь внесена как самостоятельная национальность под кодом № 351 в «Перечень национальностей и языков РФ», а потом чудь была внесена в аналогичный документ за 2010 год. В 2010 году во время переписи еще несколько десятков человек записали себя в чудь, а по словам местного жителя всего чуди в Пинежском районе около 200 человек. Большинство из людей, относящих себя к этой национальности, проживают в Пинежском районе Архангельской области, вероятно — самоназвание малых групп финно-угорского населения Архангельской области, появившееся в XX веке.

От этнонима образованы названия многочисленных населённых пунктов, включая город Чудово, а также ряд гидронимов, Чудское озеро и, возможно, река Чуть.

Фольклор

Иногда «чудью» называют мифологический персонаж («чудь белоглазая»), близкий по значению к европейским эльфам и гномам (встречается в фольклоре, в том числе и у коми и у саамов). Схожие легенды известны в Сибири у сибирских татар и манси о сыбырах, у алтайцев — о бурутах, у ненцев — о сихиртя.

Примечания

  1. Ср. норв. čutte, cuđđe, саам. шв. čute, čudе «преследователь, разбойник, название врага, притесняющего лопарей», саам. кольск. čutte, čut.
  2. См., напр., словарь Фасмера.
  3. Ср. лит. tautà, лтш. tàuta, др.-прусск. tauto, ирл. tūath «народ», оскское touto.
  4. Меря и чудь в летописях никогда не смешиваются.
  5. Труды IV археологического съезда. Казань, 1884. Т. I.
  6. Пименов В. В. Вепсы: очерк этн. истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965.
  7. Так, из «Слова о погибели Русской земли» известны тоймичи, жившие в волости Тойма к северу от Устюга. «Повесть о стране Вятской» сообщает, что новгородцы на реке Чепце, по которой они спустились к Вятке, нашли народ (народы?) чудь отяков
  8. Напольских В. В. Географическая привязка и этноязыковая идентификация летописной Югры.
  9. "Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи". — Демоскоп Weekly, 24 января - 6 февраля 2005. — № 187 - 188.
  10. Еще чуть чудь. Коммерсантъ (16.01.2012).
  11. Пименов В. В. Вепсы: Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965. 262 с.

 

Источник — «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Чудь&oldid=77100935»

 

ССЫЛКА


 

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВАРЯГИ, древнерусское и визант. название скандинавов (норманнов). В 9 в. дружины В. во главе с князьями (конунгами) появились в Вост. и Зап. Европе как пираты и торговцы. На Руси они иногда захватывали города и облагали данью местное население, восстававшее против захватчиков (восстание Вадима в Новгороде; истребление В. в Новгороде при Ярославе). В 10—11 вв. В. — воины-наёмники на службе у славянских князей. В. на Руси восприняли язык и культуру вост. славян и быстро слились с ними. Антинаучная «теория» т. н. норманистов, приписывающая В. роль организаторов Русского гос-ва, тенденциозно фальсифицирующая историю русского народа, научно опровергнута работами советских учёных, доказавших незначит. роль В. в историч. развитии Древней Руси.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 

ЕМЬ (Ямь) (фин. Нäme), прибалт.-фин. племя, с сер. 1-го тыс. н. э. во внутр. р-нах Финляндии. Платило дань Руси, с 13 в. под властью Швеции. Вошло в состав фин. народности.

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ», общерусский летописный свод, составлена в Киеве во 2-м десятилетии 12 в. Нестором. Текст включает летописные своды 11 в. и др. источники. История Руси в «П. в. л.» связана со всемирной историей и историей славянства. Положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018