Дали, Сальвадор — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

ДАЛИ (Dali) Сальвадор (р. 1904), испанский живописец. Ведущий представитель сюрреализма. Картины («Пылающий жираф», 1935) — кошмарные фантасмагории, бредовые видения; противоестественным ситуациям  и сочетаниям предметов Дали придаёт видимую достоверность, пропагандируя реакционные представления о бессмысленности бытия.

 

Крючкова В. А. ДАЛИ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/fine_art/text/2628009

ДАЛИ́ (Dalí) Саль­ва­дор (пол­ное имя и фам. Саль­ва­дор Фе­лип Ха­синт Да­ли-и-До­ме­неч, Dalí y Domenech) (11.5.1904, Фи­ге­рас, Каталония – 23.1.1989, там же), исп. (ка­та­лон­ский) жи­во­пи­сец, скульп­тор, гра­фик, сце­но­граф.

С. Дали. «Постоянство памяти». 1931. Музей современного искусства (Нью-Йорк).

Учил­ся в АХ в Мад­ри­де (1921–22, 1925–26). В сер. 1920-х гг. сбли­зил­ся с Л. Бунь­ю­элем и Ф. Гар­сия Лор­кой. Ув­ле­че­ние жи­во­пи­сью старых мас­те­ров (Д. Ве­лас­кес, Эль Гре­ко, Ф. Гойя, А. Дю­рер, Ле­о­нар­до да Вин­чи и др.), зна­ком­ст­во с иск-вом Дж. Де Ки­ри­ко, К. Каррa, мас­те­ра­ми не­оклас­си­циз­ма и «но­вой ве­ще­ст­вен­но­сти», а так­же с со­чи­не­ния­ми З. Фрей­да ока­за­ли ре­шаю­щее воз­дей­ст­вие на становление его эс­те­тич. воз­зре­ний и творч. ме­то­да («Де­вуш­ка у ок­на», 1925, Му­зей совр. иск-ва, Мад­рид, и др. ран­ние ра­бо­ты). Приехав в Па­риж в 1928, Д. по­зна­ко­мил­ся с П. Пи­кас­со, Х. Ми­ро и П. Элюа­ром, примк­нул к объ­е­ди­не­нию сюр­реа­ли­стов (А. Бре­тон и др.; см. Сюр­реа­лизм); был сце­на­ри­стом и ху­дож­ни­ком филь­мов Л. Бунь­ю­эля «Ан­да­луз­ский пёс» (1928) и «Зо­ло­той век» (1930).

С. Дали. «Открытие Америки Христофором Колумбом». 1958–59. Музей С. Дали (Сент-Питерсберг, штат Флорида).

В кон. 1920-х гг. сло­жил­ся «па­ра­нои­ко-кри­ти­че­ский ме­тод» Д., ко­то­рый он сам оп­ре­де­лил как спон­тан­ный ме­тод ир­ра­цио­наль­но­го познания, ос­но­ван­но­го на объ­ек­ти­ва­ции бре­до­вых ас­со­циа­ций. Об­ра­зы сно­ви­де­ний, фан­таз­мы рас­стро­ен­ной пси­хи­ки ими­ти­ру­ют­ся в кар­ти­нах Д. с по­ра­зи­тель­ной оп­тич. дос­то­вер­но­стью, что при­да­ёт им ха­рак­тер на­вяз­чи­вой ре­аль­но­сти. Слив­шие­ся друг с дру­гом фигуры-гиб­ри­ды уст­ра­ша­ют сво­ей аб­сурд­но­стью («Мрач­ная иг­ра», 1929, ча­ст­ное со­б­ра­ние, Па­риж). По­сто­ян­но по­вто­ря­ют­ся мо­тив мор. по­бе­ре­жья, за­га­доч­ные де­та­ли и сим­во­лы, свя­зан­ные с лич­ны­ми пе­ре­жи­ва­ния­ми ху­дож­ни­ка: кос­ты­ли, мяг­кие ча­сы и роя­ли, зу­бы, колющие и ре­жу­щие ин­ст­ру­мен­ты, на­се­ко­мые («По­сто­ян­ст­во па­мя­ти», 1931, Му­зей совр. иск-ва, Нью-­Йорк; «Жен­щи­ны с цве­точ­ны­ми головами, об­на­ру­жи­ваю­щие на пля­же ос­тан­ки роя­ля», 1936, Му­зей Да­ли, Сент-Пи­терс­берг, штат Фло­ри­да; «Сон, вы­зван­ный по­лё­том пче­лы во­круг гра­на­та, за се­кун­ду до про­бу­ж­де­ния», 1944, со­б­ра­ние Тис­сен-Бор­не­ми­са, Мад­рид). Мо­ти­вы аг­рес­сии, ор­га­ни­че­ско­го распада на­гне­та­ют ат­мо­сфе­ру бо­лез­нен­ной эро­ти­ки и стра­ха, ко­то­рая в не­ко­то­рых по­лот­нах 1930-х гг. ас­со­ции­ру­ет­ся с уг­ро­зой социальных по­тря­се­ний и войн («Пред­чув­ст­вие гра­ж­дан­ской вой­ны», 1936, Му­зей ис­кусств, Фи­ла­дель­фия; «Осен­ний кан­ни­ба­лизм», 1936, га­ле­рея Тейт, Лон­дон; «Изо­бре­те­ние мон­ст­ров», 1937, Чи­каг­ский ху­дож. ин-т). С 1930-х гг. в жи­во­пи­си Д. всё ча­ще по­яв­ля­ют­ся зритель­но-оп­ти­че­ские па­ра­док­сы: фи­гу­ры на­слаи­ва­ют­ся друг на дру­га, од­ни и те же фор­мы по­лу­ча­ют двой­ное, трой­ное изобразительное ис­тол­ко­ва­ние («Ме­та­мор­фо­за Нар­цис­са», 1937, га­ле­рея Тейт; «Ры­нок ра­бов с не­ви­ди­мым бюс­том Воль­те­ра», 1940, Му­зей Да­ли, Сент-Пи­терс­берг, и др.). Об­ра­ща­ясь к клас­сич. про­из­ве­де­ни­ям, Д. пе­ре­тол­ко­вы­вал их смысл в со­от­вет­ст­вии с собственными пред­став­ле­ния­ми о бес­соз­на­тель­ном: «При­зрак Вер­ме­ра Делфт­ско­го, ко­то­рый мож­но ис­поль­зо­вать как стол (феноменоло­ги­че­ская тео­рия "ме­бе­ли-пи­щи")» (1934, Му­зей Да­ли, Сент-Пи­терс­берг); «Ар­хео­ло­ги­че­ская ре­ми­нис­цен­ция "Ан­же­лю­са" Мил­ле» (1933–34, ча­ст­ное со­б­ра­ние).

В 1939 про­изо­шёл раз­рыв Д. с др. уча­ст­ни­ка­ми сюр­реа­ли­стич. объ­е­ди­не­ния, по­сколь­ку по­след­ние со­чли не­при­ем­ле­мы­ми по­ли­тич. воззре­ния Д. (мо­нар­хизм, сим­па­тии к во­ж­дям то­та­ли­тар­ных ре­жи­мов) и уп­ро­щён­ное по­ни­ма­ние эс­те­тич. про­грам­мы дви­же­ния; тем не ме­нее Д. про­дол­жал счи­тать се­бя един­ст­вен­ным под­лин­ным сюр­реа­ли­стом. В 1940 он эмиг­ри­ро­вал в США. Шум­ная са­мо­рек­ла­ма, эксцен­трич­ные ак­ции и шоу, ак­тив­ная дея­тель­ность в при­быль­ных сфе­рах офор­ми­тель­ско­го и при­клад­но­го иск-ва обес­пе­чи­ли Д. коммерч. ус­пех и ог­ром­ную из­вест­ность сна­ча­ла в Аме­ри­ке, а за­тем и во всём ми­ре.

С. Дали. «Пространственный слон». Золото, бриллианты, изумруды, рубины, топазы; аквамариновый обелиск. 1961. Частное собрание (Токио).

В 1948 Д. вер­нул­ся в Ис­па­нию и обо­с­но­вал­ся в Порт-Льи­га­те. Зая­вив о при­вер­жен­но­сти ка­то­ли­циз­му, он соз­дал ряд ви­зио­нер­ских религиозно-мис­тич. ком­по­зи­ций, ос­но­ван­ных на пе­ре­ра­бот­ке ба­роч­ной ико­но­гра­фии и сти­ли­сти­ки («Хри­стос Хуа­на де ла Кру­са», 1951, Ху­дож. га­ле­рея и му­зей, Глаз­го; «Тай­ная ве­че­ря», 1955, Нац. га­ле­рея ис­кус­ст­ва, Ва­шинг­тон). В той же ма­не­ре вы­пол­не­ны по­лот­на на исто­рич. и ми­фо­ло­гич. те­мы («Атом­ная Ле­да», 1949, Те­атр-му­зей Да­ли, Фи­ге­рас; «От­кры­тие Аме­ри­ки Хри­сто­фо­ром Ко­лум­бом», 1958–59, Му­зей Да­ли, Сент-Пи­терс­берг); мо­де­лью для мно­гих из них по­слу­жи­ла же­на ху­дож­ни­ка Галá (Е. Д. Дья­ко­но­ва). Позд­ние картины на­пи­са­ны в бег­лой эс­киз­ной ма­не­ре, ха­рак­тер­ной для ро­ман­тич. жи­во­пи­си («Ди­кий пей­заж с об­на­жён­ны­ми», 1970, ча­ст­ное собра­ние). Ра­бо­тал так­же в скульп­ту­ре, при­клад­ном иск-ве, гра­фи­ке (в т. ч. ил­лю­ст­ри­ро­вал кни­ги – «Пес­ни Маль­до­ро­ра» Лот­реа­мо­на, 1934, и др.). С кон. 1920-х гг. за­ни­мал­ся сце­но­гра­фи­ей, ис­поль­зуя сти­ли­сти­ку сво­их жи­во­пис­ных про­из­ве­де­ний (оформ­ле­ние пье­сы «Марь­яна Пи­не­да» Ф. Гар­сия Лор­ки, 1927; ба­ле­тов «Вак­ха­на­лия» на муз. Р. Ваг­не­ра, 1939, «Ла­би­ринт» на муз. Ф. Шу­бер­та, 1941, оба – «Бал­ле рюс де Мон­те-Кар­ло»; «Галá» на муз. А. Скар­лат­ти, 1961, «Ла Фе­ни­че», Ве­не­ция, и др.). В 1973 ос­но­вал и спро­ек­ти­ро­вал Те­атр-му­зей Да­ли в Фи­ге­ра­се; в Ка­та­ло­нии на­хо­дят­ся так­же Дом-му­зей Дали в Порт-Льи­га­те и За­мок Га­ла Да­ли в Пу­бо­ле.

Соч.: La femme visible. P., 1930; La conquête de l’irrationel. P., 1935; Métamorphose de Nar­cisse. P., 1937; Dali par Dali. P., 1970; Днев­ник од­но­го ге­ния. М., 1991; Тай­ная жизнь С. Да­ли, на­пи­сан­ная им са­мим. М., 1998; 50 ма­ги­че­ских сек­ре­тов мас­тер­ст­ва. М., 2002; Сюр­реа­лизм – это Я. М., 2005.

Лит.: Morse AR. S. Dali. A panorama of his art. Cleveland, 1974; S. Dali. Retrospective, 1920–1980. (Cat.). P., 1980; Secrest M. S. Da­li, l’extravagant surréaliste. P., 1988; De­schar­nes R. Dali, l’œuvre et l’homme. Lausanne, 1989; Ро­жин АИ. С. Да­ли: Миф и ре­аль­ность. М., 1992; С. Да­ли: Жи­во­пись. Скульп­ту­ра. Гра­фи­ка / Авт.-сост. Е. В. За­вад­ская. М., 1992; Etherington-Smith M. Dali. A biog­raphy. L., 1993; S. Dali. Das druckgraphische Werk / Hrsg. R. Michler, L. W. Löpsinger. Münch., 1994–1995. Bd 1–2; Да­ли без гра­ниц. (Кат.). М., 1994; Field A. The official catalogue of the graphic works of S. Dali. N. Y., 1996; Ди Ка­пуа М. Да­ли. Жизнь и твор­че­ст­во. М., 1997; Gibson L. The shameful life of S. Dali. L., 1997; Де­шарн Р. С. Да­ли. М., 2002; Ades D. Dali – the century retrospective. L., 2004; Descharnes R., Néret G. S. Dali. Das malerische Werk. Köln u. a., 2004. Bd 1–2; Radford R. Dali. P., 2004.

 

Популярная художественная энциклопедия. 1986

ДАЛИ (Dali) (р. 1904), исп.-амер. живописец. Крупнейший предст. сюрреализма. В 1921—26 учился в АХ Сан-Фернандо в Мадриде. С 1929 жил в Париже, с 1940 — в США и Испании. Изощрённо-натуралистичные по трактовке вещей и предметов картины Д. («Постоянство памяти», 1931, М. совр. искусства, Нью-Йорк; «Пылающий жираф», 1935, Публ. художеств. собр., Базель) представляют собой кошмарные видения, где противоестеств. ситуации и нарочито бессмысленные сочетания предметов обретают мнимую реальность и достоверность. В религ. картинах эксцентричная фантастика, тщат. манера письма сочетаются с использованием классич. композиц. приёмов («Тайная вечеря», 1955, Нац. гал. искусства, Вашингтон). Произв. Д. присущи не только намеренное эпатирование зрителя, но и идейная реакционность, откровенная спекуляция на политич., религ. и эстетич. интересах бурж. публики.

Лит.: Gómez de la Serna R., Dali, Madrid, 1977; Passeron R., S. Dali. [Album], P., 1978.

 

Salvador Dalí
Фото Карла ван Вехтена, 29 ноября 1939 г.
Фото Карла ван Вехтена, 29 ноября 1939 г.
Имя при рождении Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек
Дата рождения 11 мая 1904
Место рождения Фигерас
Дата смерти 23 января 1989 (84 года)
Место смерти Фигерас
Страна
  • Flag of Spain.svg Испания
Жанр художник, живописец, график, скульптор, режиссёр
Учёба Школа изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид
Стиль сюрреализм, дадаизм, кубизм
Сайт salvador-dali.org
Commons-logo.svg Работы на Викискладе

Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Дали де Пу́боль, кат. Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol, исп. Salvador Domingo Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí y de Púbol; 11 мая 1904, Фигерас — 23 января 1989, Фигерас) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.

Работал над фильмами: «Андалузский пёс», «Золотой век» (режиссёр — Луис Бунюэль), «Заворожённый» (режиссёр — Альфред Хичкок). Автор книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим» (1942), «Дневник одного гения» (1952—1963), Oui: The Paranoid-Critical Revolution (1927-33) и эссе «Трагический миф Анжелюса Милле».

Биография

Детство

Сальвадор Дали родился в Испании 11 мая 1904 года в городе Фигерасе, провинция Жирона, в семье зажиточного нотариуса. По национальности был каталонцем, воспринимал себя в этом качестве и настаивал на этой своей особенности. У него была сестра, Анна Мария Дали (исп. Anna Maria Dalí, 6 января 1908 — 16 мая 1989), и старший брат (12 октября 1901 — 1 августа 1903), который умер от менингита. Позднее в возрасте 5 лет на его могиле родители сказали Сальвадору, что он — реинкарнация своего старшего брата.

В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребёнком. Однажды он затеял скандал на торговой площади ради леденца, вокруг собралась толпа, и полицейские попросили хозяина лавки открыть её во время сиесты и подарить мальчику сладость. Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание.

Многочисленные комплексы и фобии, например, страх перед кузнечиками, мешали ему включиться в обычную школьную жизнь, завести с детьми обычные связи дружбы и симпатии. Но, как и любой человек, испытывая сенсорный голод, он искал эмоциональный контакт с детьми любыми способами, стараясь вжиться в их коллектив если не в роли товарища, то в любой другой роли, а точнее той единственной, на которую был способен, — в роли эпатажного и непослушного ребёнка, странного, чудаковатого, всегда поступающего вопреки чужим мнениям. Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, будто выиграл, и торжествовал. Иногда без причины затевал драки.

Одноклассники относились к «странному» ребёнку довольно нетерпимо, использовали его страх перед кузнечиками, подсовывали ему за шиворот этих насекомых, чем доводили Сальвадора до истерики, о чём он позднее поведал в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».

Обучаться изобразительному искусству Дали начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 год воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. Одним из друзей детства был будущий футболист ФК «Барселона» Хосеп Самитьер. В 1916 году, с семьей Рамона Пишó, отправился на каникулы в город Кадакéс, где познакомился с современным искусством.

Юность

В 1921 году на 47 году жизни от рака груди умирает мать Дали. Для Дали это стало трагедией. В том же году он поступает в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, подготовленный им для экзамена, показался слишком мал смотрителю, о чём он сообщил отцу, а тот, в свою очередь, сыну. Юный Сальвадор стер весь рисунок с полотна и решил нарисовать новый. Но у него до итоговой оценки оставалось всего 3 дня. Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд. В конце концов юный Дали сообщил, что рисунок готов, но он даже меньше предыдущего, и это стало для отца ударом. Однако преподаватели в силу чрезвычайно высокого мастерства сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию.

В 1922 году Дали переезжает в «Резиденцию» (исп. Residencia de Estudiantes), студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей, и начинает учёбу. В это время Дали знакомится с Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой, Педро Гарфиасом. С увлечением читает работы Фрейда.

После знакомства с новыми течениями в живописи Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 году его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году он впервые едет в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х годов создает ряд работ под влиянием Пикассо и Жоана Миро. В 1929 году участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс».

Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара. Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала. Понимая, что фактически увёл у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет.

Молодые годы

Дали в 1934 году

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 году примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В это же время происходит разрыв с отцом. Неприязнь семьи художника к Гале, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов — «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» — привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома. Провокационные, эпатажные и ужасные поступки художника далеко не всегда стоило понимать буквально и всерьёз: вероятно, он не хотел оскорбить свою мать и даже не представлял, к чему это приведёт, возможно, он жаждал испытать серию чувств и переживаний, которые стимулировал у себя таким кощунственным поступком. Но отец, огорчённый давней смертью жены, которую любил и память о которой бережно хранил, не выдержал выходок сына, ставших для него последней каплей. В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания.

В 1934 году неофициально вступает в брак с Галой. В том же году впервые посещает США.

Разрыв с сюрреалистами

После прихода к власти Каудильо Фрáнко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали: «Сюрреализм — это я». Сальвадор был практически аполитичен, и даже его монархистские взгляды не принимали всерьёз, равно как и постоянно рекламируемую им сексуальную страсть к Гитлеру.

В 1933 году Дали пишет картину Загадка Вильгельма Телля, где изображает швейцарского фольклорного героя в образе Ленина с огромной ягодицей. Дали переосмыслил швейцарский миф по Фрейду: Телль стал жестоким отцом, который желает убить своего ребёнка. Наслоились личные воспоминания Дали, порвавшего со своим отцом. Ленин же воспринимался коммунистически настроенными сюрреалистами как духовный, идейный отец. На картине изображено недовольство властным родителем, шаг на пути к формированию зрелой личности. Но сюрреалисты поняли рисунок буквально, как карикатуру на Ленина, и некоторые из них даже пытались уничтожить полотно.

Эволюция творчества. Отход от сюрреализма

В 1937 году художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. В его собственных работах начинает доминировать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма. Невзирая на отход от сюрреализма, его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями. Позднее Дали приписывал себе спасение искусства от модернистской деградации, с чем связывал своё собственное имя, так как «Salvador» в переводе с испанского означает «Спаситель».

В 1939 году Андре Бретон, насмехаясь над Дали и коммерческой составляющей его творчества, придумал ему прозвище-анаграмму «Avida Dollars», что по-латыни не точно, но узнаваемо значит «алчный до долларов». Шутка Бретона мгновенно приобрела огромную популярность, но не повредила успеху Дали, который намного превосходил коммерческий успех Бретона.

Жизнь в США

С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 год. В 1942 году выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными. Он сотрудничает с Уолтом Диснеем. Тот предлагает Дали испытать свой талант в кино, но предложенный Сальвадором проект сюрреалистического мультфильма Destino был признан коммерчески нецелесообразным, и работа над ним была прекращена. Дали работал с режиссёром Альфредом Хичкоком и создавал декорации для сцены сна из фильма «Заворожённый». Однако сцена вошла в фильм сокращённо из-за коммерческих соображений.

Зрелые и пожилые годы

Сальвадор Дали со своим оцелотом по кличке Babou в 1965 году
Сальвадор Дали в 1972 г.

После возвращения в Испанию Дали жил преимущественно в Каталонии. В 1958 году официально венчался с Галой в испанском городе Жирона. В 1965 году приехал в Париж и покорил его своими работами, выставками и эпатажными поступками. Снимает короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии. В фильмах он использует в основном эффекты обратного просмотра, но умело подобранные объекты съёмки (льющаяся вода, мяч, скачущий по ступенькам), интересные комментарии, таинственная атмосфера, созданная актёрской игрой художника, делает фильмы необычными образцами арт-хауса. Дали снимается в рекламах, причём даже в подобной коммерческой деятельности не упускает возможности для самовыражения. Телезрителям надолго запомнилась реклама шоколада, в которой художник откусывает кусочек плитки, после чего у него от эйфорического восторга закручиваются усы, и он восклицает, что сошёл с ума от этого шоколада.

Его отношения с Галой достаточно сложны. С одной стороны она с самого начала их отношений продвигала его, находила покупателей его картин, убедила его писать работы, более понятные массовому зрителю на рубеже 20-30-х годов. Когда не было заказа на картины, Гала заставляла мужа разрабатывать товарные бренды, костюмы. Её сильная, решительная натура была очень нужна слабовольному художнику. Гала наводила порядок в его мастерской, терпеливо складывала холсты, краски, сувениры, которые Дали бессмысленно разбрасывал, ища нужную вещь. С другой стороны она постоянно имела отношения на стороне, в поздние годы супруги нередко ссорились, любовь Дали была скорее дикой страстью, а любовь Галы не была лишена расчёта, с которым она «вышла замуж за гения». В 1968 году Дали купил для Галы замок Пуболь, в котором она жила отдельно от мужа, и который он сам мог посещать лишь по письменному разрешению супруги. В 1981 году у Дали развивается болезнь Паркинсона. В 1982 году умирает Гала.

Последние годы

Доска на стене в комнате, где погребен Дали

После смерти жены Дали переживает глубокую депрессию. Сами его картины упрощаются, и на них долгое время преобладает мотив скорби, например вариации на тему «Пьета». Болезнь Паркинсона мешает Дали рисовать. Его последние работы («Петушиные бои») представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей.

Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросал в медсестёр то, что подворачивалось под руку, кричал, кусался.

После смерти Галы Сальвадор переехал в Пуболь, но в 1984 году в замке произошёл пожар. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце концов он превозмог немощь, свалился с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери. Дали получил тяжелые ожоги, но выжил. До этого случая, возможно, Сальвадор планировал, чтоб его похоронили рядом с Галой, и даже приготовил место в склепе в замке. Однако после пожара он покинул замок и переехал в театр-музей, где оставался до конца своих дней

В начале января 1989 года Дали был госпитализирован с диагнозом «сердечная недостаточность». Единственная разборчивая фраза, которую он произнёс за годы болезни, была «Мой друг Лорка».

Сальвадор Дали скончался 23 января 1989 года, на 85-м году жизни. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе Фигерас. Все свои работы он завещал Испании... Читать оригинал

 

ССЫЛКА


 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018