Декабристы, русские дворяне — Энциклопедия

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

декабристы

Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825

 

Содержание:

Декабристы. Советский Энциклопедический Словарь. 1980

Декабристы. Философский словарь.1987

Декабристы. Большая российская энциклопедия. 2018

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ДекабристкиБестужев-Рюмин М. П.Каховский П. Г.Муравьёв-Апостол С. И.Пестель П. И.Рылеев К. Ф.

ДЕКАБРИСТЫ, русские дворянские революционеры, первыми в России поднявшие вооружённое восстание против царского самодержавия в декабре 1825 (отсюда название Декабристы). Декабристы были почти исключительно офицеры-дворяне, участники Отечественной войны 1812, разделявшие передовые идеи своего времени и хорошо знакомые с русской и западно-европейской политической литературой. Разложение феодально-крепостного строя и развитие капиталистических отношений в условиях обострившейся классовой борьбы в России были той исторической основой, на которой формировалось общественно-политическое мировоззрение декабристов. Первое тайное политическое общество — Союз спасения — возникло в 1816 в Петербурге; вскоре оно уступило место новому обществу — Союзу благоденствия. После распада последнего на Украине возникло Южное общество во главе с П. И. Пестелем, а в Петербурге — Северное общество (с) во главе с Н. М. Муравьёвым, позднее — с К. Ф. Рылеевым; в 1823 на Украине возникло Общество соединённых славян (о). Членов всех этих обществ объединяло стремление к уничтожению крепостного права и самодержавия. Декабристы были пламенными патриотами своей родины. Среди Декабристов не было полного единомыслия; наиболее решительные из них (Пестель) высказывались за установление демократической республики, другие (Н. М. Муравьёв) — за конституционную монархию. В момент междуцарствия, вызванного внезапной смертью Александра I, члены Северного общества подняли в Петербурге 14 декабря 1825 военное восстание; они вывели на Сенатскую площадь ряд воинских частей, отказавшихся от присяги царю Николаю I. Однако вследствие нерешительности их действий и, главное, оторванности от народных масс восстание было быстро подавлено. Организованное членами Южного общества на Украине восстание Черниговского полка (29 декабря 1825 — 3 января 1826) было также разгромлено. Пять виднейших декабристов — П. И. Пестель, С. И. Муравьёв-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский и К. Ф. Рылеев — были повешены. К следствию и суду привлечено 579 человек (из них 79% военных). Свыше 100 декабристов было сослано в Сибирь. Героическая борьба декабристов против царизма имела огромное значение для развития революционного движения в России. Дело декабристов не пропало: «лучшие люди из дворян помогли разбудить народ» (В. И. Ленин).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

ДЕКАБРИСТЫ, русские дворянские революционеры, поднявшие в декабре 1825 восстание против самодержавия и крепостничества. Главным образом офицеры, участники Отечественной войны 1812. Антифеодальное движение отразило нарастание предпосылок  буржуазной революции в России. Первые организации в 1816—21: «Союз спасения», «Союз благоденствия». С 1821 — Южное общество Д. (в 1825 в него влилось Общество соединённых славян) и Северное общество декабристов. Стремились произвести военный переворот силами армии, без участия народа. Программа: отмена крепостного права, установление унитарной республики (Северное общество) или конституционной монархии с федеративным устройством (Северное общество). С усилением республиканского крыла  в Северном обществе намечалась выработка общих конституционных основ. Междуцарствие после смерти Александра I вызвало преждевременное выступления — восстание 14 декабря 1825 в Петербурге и Черниговского полка на Украине (29 декабря 1825 — 3 января 1826). После разгрома движения к следствию привлечено 579 человек. П. И. Пестель, С. И. Муравьёв-Апостол, К. Ф. Рылеев, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский повешены. 121 человек сослан на каторгу и на поселение в Сибирь. Репрессиям подверглись также свыше 3 тыс. солдат. Движение декабристов было первым вооружённым выступлением революционеров в России и оказало большое влияние на последующее революционное движение.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Москва. 1987

ДЕКАБРИСТЫ — рус. дворянские революционеры, члены тайных об-в 20-х гг. 19 в., организаторы военного выступления против самодержавно.крепостнического строя в декабре 1825 г. После подавления восстания правительством Николая I П. Пестель, К. Рылеев, П. Каховский, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин были казнены, остальные сосланы в Сибирь, на Кавказ, изолированы от общественно-политической жизни. „В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма..." (Ленин В. И., т. 30, с, 315). Революционность Д. — продукт рус. феодально-крепостнической среды, ее несправедливостей и притеснений — была связана с пробуждением рус. национального самосознания после Отечественной войны 1812, порождена патриотическим стремлением превратить Россию в высокоразвитую свободную державу. Д. испытали также влияние Французской и Американской буржуазных революций, революционных событий в Греции, Испании, Италии и др. странах. Задачами Д. были: отмена крепостничества, свержение или ограничение самодержавия, установление республиканского либо конституционного строя, Эти цели объективно, по своей социально-классовой сущности являлись буржуазно-демократическими, хотя субъективно Д. выступали с общенациональных позиций, считая себя выразителями интересов всего рус. народа, об-ва в целом. Дворянская ограниченность Д, выразилась в боязни народной революции, в нерешительной тактике во время восстания. Наиболее известные проекты преобразования России принадлежали Н. Муравьеву (конституционно-монархический) и Пестелю (республиканский). Последний, более радикальный, содержал в зачаточном виде элементы утопического социализма, напр. идею уравнительного раздела земли. Конституция Пестеля намечала уничтожение сословий, образование одного сословия — гражданского, выборность органов законодательной и исполнительной власти, раздел всей земли на общественную и частную, гарантию прав личности и собственности, недопущение „аристократии богатств", развитие „народной промышленности", гармоническое сочетание прав и обязанностей правительства и народа, Обоснованию социальных идеалов декабризма служили как материалистические, так и идеалистические и даже религиозные философские идеи. Материалистами были: П. Борисов, И. Якушкин, Н. Крюков, А. Барятинский, В. Раевский и др. К деизму склонялись П. Пестель, Н. Тургенев и др. На социалистических позициях стояли М. Лунин, В. Кюхельбекер, Е. Оболенский и др,; на религиозных — Бестужев-Рюмий, Муравьев-Апостол, Н. Муравьев. Среди Д. отмечались колебания между идеализмом и материализмом, шли философские дискуссии, продолжавшиеся и в период сибирской ссылки. Материализм Д. в целом носил механистический, метафизический характер. Д; материалисты вслед за Ломоносовым развивали атомистические представления, считая основой строения вселенной мельчайшие материальные частицы — „единицы" (Якушкин), „корпускулы-молекулы" (Крюков), „первоначальные атомы" (Борисов). По мысли Борисова („О возникновении планет"), из всех гипотез происхождения Земли „вероятнейшей" является атомистическая. Якушкин („Что такое жизнь?") вслед за Радищевым разрабатывал антропологическую проблематику, ставил вопросы о сходстве и различии человека и окружающей его природы, о человеческом познании, обращался к Декарту, Локку, Канту, но его симпатии принадлежали французскому материализму, „широкому разгулу разума", подрывавшего устои средневековья и феодализма. Крюков („Философские записи") анализировал психические способности человека (воображение, впечатление, внимание, память), роль „чувственности и чувствований" в познании с позиций материалистического сенсуализма. Гуманистические стремления Д. выражались в подчеркивания важной социальной роли философии (если она есть изыскание истины, то „истина должна быть открыта народу"), в определении ее как „правдоведения" (Крюков). Наиболее последовательные материалисты высказывались в духе атеизма, отвергали идею бессмертия души, раскрывали реакционную роль церкви, ее связь с монархическими устоями. Д. оказали огромное воздействие на рус. революционную мысль, повлияли на республиканское движение в Европе. Первая общерус. марксистская газета „Искра", созданная Лениным, имела эпиграф: „Из искры возгорится пламя" (Ответ декабристов Пушкину).

 

ДЕКАБРИСТЫ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия 2018

ДЕКАБРИ́СТЫ, чле­ны тай­ных ан­ти­пра­ви­тельств. об­ществ, су­ще­ст­во­вав­ших в Рос. им­пе­рии в 1810–20-х гг., уча­ст­ни­ки вос­ста­ния 14(26).12.1825 на Се­нат­ской пло­ща­ди в С.-Пе­тер­бур­ге. Вы­сту­па­ли за ко­рен­ное из­ме­не­ние су­ще­ст­во­вав­шей фор­мы прав­ле­ния (ограничение са­мо­дер­жа­вия пред­ста­ви­тель­ны­ми ин­сти­ту­та­ми, в край­нем ва­ри­ан­те – ус­та­нов­ле­ние рес­пуб­ли­кан­ско­го прав­ле­ния) и освобож­де­ние кре­сть­ян от кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти.

Тай­ные об­ще­ст­ва Д. яв­ля­лись ча­стью об­ще­ев­ро­пей­ско­го про­цес­са, на­прав­лен­но­го про­тив аб­со­лю­тиз­ма. По­бе­да над На­по­ле­о­ном I способст­во­ва­ла рос­ту нац. са­мо­соз­на­ния на­ро­дов Ев­ро­пы. Воз­ни­ка­ли тай­ные об­ще­ст­ва, бо­ров­шие­ся с дес­по­тиз­мом и вы­сту­пав­шие за нац. возрож­де­ние. В Прус­сии был ос­но­ван Ту­генд­бунд, в итал. го­су­дар­ст­вах дей­ст­во­ва­ли тай­ные об­ще­ст­ва кар­бо­на­ри­ев, в Гре­ции – этерии. Общей идей­ной ос­но­вой дви­же­ния, ох­ва­тив­ше­го в той или иной сте­пе­ни прак­ти­че­ски всю Ев­ро­пу, бы­ла фи­ло­со­фия франц. Просве­ще­ния (Воль­тер, Ж. Ж. Рус­со, Д. Дид­ро, Ш. Л. Мон­тес­кьё, Ж. Л. Д’Аламбер).

Объ­ек­тив­но Д. про­дол­жа­ли де­мо­кра­тич. на­прав­ле­ние в рус. об­ществ. мыс­ли (раз­ви­ва­лось Н. И. Но­ви­ко­вым, Д. И. Фон­ви­зи­ным, А. Н. Радище­вым и др., хо­тя их влия­ние на ми­ро­воз­зре­ние Д. в сов. ис­то­рио­гра­фии бы­ло силь­но пре­уве­ли­че­но). Осо­бую роль в фор­ми­ро­ва­нии са­мо­соз­на­ния чле­нов тай­ных об­ществ Д. сыг­ра­ли Отеч. вой­на 1812 и за­гра­нич­ные по­хо­ды рос. ар­мии 1813–14 и 1815. Де­каб­рист М. И. Муравь­ёв-Апо­стол спра­вед­ли­во пи­сал: «Мы бы­ли де­ти 12-го го­да». Вер­нув­шие­ся на ро­ди­ну по­бе­ди­те­ли На­по­ле­о­на I и ос­во­бо­ди­те­ли Европы, свои­ми гла­за­ми уви­дев­шие пре­иму­ще­ст­ва ино­го об­ще­ст­вен­но-эко­но­мич. уст­рой­ст­ва, не мог­ли ми­рить­ся с не­ог­ра­ни­чен­ным самодер­жа­ви­ем и кре­по­ст­ным пра­вом.

По­сте­пен­но из дру­же­ских круж­ков гвар­дей­ской мо­ло­дё­жи воз­ник­ли пер­вые пред­де­каб­ри­ст­ские ор­га­ни­за­ции, о ко­то­рых из­вест­но не­мно­го, – Ор­ден рус. ры­ца­рей М. Ф. Ор­ло­ва и М. А. Дмит­рие­ва-Ма­мо­но­ва (ок. 1814–16), Свя­щен­ная ар­тель офи­це­ров Гл. шта­ба Е. И. В. (1814–17), ар­тель в л.-гв. Се­мё­нов­ском пол­ку (1814 или 1815), а так­же кру­жок В. Ф. Ра­ев­ско­го (1816) в Ка­ме­нец-По­доль­ском. Их чле­ны, как пра­ви­ло, не име­ли чёт­ких по­ли­тич. це­лей, ог­ра­ни­чи­ва­ясь по пре­иму­ще­ст­ву кри­ти­кой су­ще­ст­вую­щих по­ряд­ков. Впо­след­ст­вии мно­гие уча­ст­ни­ки этих круж­ков (А. Н. Му­равь­ёв, С. П. Тру­бец­кой, И. И. Пу­щин, И. Д. Якуш­кин и др.) во­шли в тай­ные де­каб­ри­ст­ские об­ще­ст­ва.

«Восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади». Художник В. Ф. Тимм. 1853. Эрмитаж (С.-Петербург).

В нач. 1816 воз­ник­ло пер­вое тай­ное де­каб­ри­ст­ское об-во – Со­юз спа­се­ния, или Об­ще­ст­во ис­тин­ных и вер­ных сы­нов Оте­че­ст­ва. Его основа­те­ля­ми бы­ли мо­ло­дые офи­це­ры А. Н. Му­равь­ёв, С. П. Тру­бец­кой, И. Д. Якуш­кин, бра­тья С. И. Му­равь­ёв-Апо­стол и М. И. МуравьёвАпо­стол, Н. М. Му­равь­ёв, М. С. Лу­нин, позд­нее в не­го всту­пи­ли П. И. Пес­тель и др. (все­го ок. 30 чел.). Об­щи­ми це­ля­ми, объединив­ши­ми чле­нов тай­но­го об­ще­ст­ва, бы­ли ос­во­бо­ж­де­ние кре­сть­ян и ли­к­ви­да­ция не­ог­ра­ни­чен­но­го са­мо­дер­жа­вия – ус­та­нов­ле­ние кон­сти­ту­ци­он­ной мо­нар­хии. Эти тре­бо­ва­ния пред­по­ла­га­лось объ­я­вить при пе­ре­хо­де тро­на от од­но­го им­пе­ра­то­ра к дру­го­му. На од­ном из со­б­ра­ний об­ще­ст­ва в 1817 впер­вые бы­ла вы­ска­за­на идея ца­ре­убий­ст­ва как спо­со­ба дос­ти­же­ния по­став­лен­ных це­лей. От­сут­ст­вие единства мне­ний от­но­си­тель­но про­грам­мы и так­ти­ки дей­ст­вий сре­ди чле­нов Сою­за спа­се­ния при­ве­ло к уп­разд­не­нию об­ще­ст­ва и соз­да­нию вме­сто не­го в янв. 1818 Сою­за бла­го­ден­ст­вия (ок. 200 чел.). Бы­ла раз­ра­бо­та­на (С. П. Тру­бец­ким, М. И. Му­равь­ё­вым-Апо­сто­лом, Н. М. Муравьёвым и др.) про­грам­ма Сою­за – «Зе­лё­ная кни­га» (на­зва­ние да­но по цве­ту пе­ре­плё­та), ко­то­рая в зна­чит. сте­пе­ни ста­ла из­ло­же­ни­ем ус­та­ва Ту­ген­дбун­да. Сво­ей це­лью чле­ны Сою­за счи­та­ли рас­про­стра­не­ние в об­ще­ст­ве убе­ж­де­ния в не­об­хо­ди­мо­сти со­ци­аль­но-по­ли­тич. пере­уст­рой­ст­ва Рос. им­пе­рии – ли­к­ви­да­ции кре­по­ст­но­го пра­ва и ог­ра­ни­че­ния са­мо­дер­жа­вия, вве­де­ния кон­сти­ту­ци­он­но­го прав­ле­ния. Они по­ла­га­ли, что дви­жу­щей си­лой пре­об­ра­зо­ва­ний явит­ся сфор­ми­ро­ван­ное, в т. ч. и их уси­лия­ми, об­ществ. мне­ние. Для дос­ти­же­ния это­го чле­ны Сою­за за­ни­ма­лись про­све­тит. и бла­го­тво­рит. дея­тель­но­стью, пе­ре­хо­ди­ли с пре­стиж­ной во­ен. служ­бы на гра­ж­дан­скую, ак­тив­но участ­во­ва­ли в дея­тель­но­сти разл. ле­галь­ных про­све­тит. об­ществ. Боль­шин­ст­во чле­нов Сою­за бла­го­ден­ст­вия бы­ли убе­ж­де­ны в возможности осу­ще­ст­в­ле­ния вла­стью ко­рен­ных ре­форм эво­лю­ци­он­ным пу­тём. Лишь часть из них раз­де­ля­ла идеи на­сильств. за­хва­та власти и по­сле­дую­ще­го пе­ре­уст­рой­ст­ва стра­ны. В 1820 в С.-Пе­тер­бур­ге со­стоя­лось со­ве­ща­ние чле­нов Сою­за, на ко­то­ром уча­ст­ни­ки (П. И. Пес­тель, Н. И. Тур­ге­нев и др.) вы­ска­за­лись в поль­зу рес­пуб­ли­кан­ской фор­мы прав­ле­ния. Од­на­ко и по­сле это­го мно­гие (Н. М. Му­равь­ёв и др.) вы­сту­па­ли за кон­сти­ту­ци­он­ную мо­нар­хию. Се­мё­нов­ско­го пол­ка вы­сту­п­ле­ние 1820, а так­же ус­пех за­го­вор­щи­ков во гла­ве с Р. Рие­гои Нунь­е­сом в Ис­па­нии (1820–21) спо­соб­ст­во­ва­ли уси­ле­нию по­зи­ций Д. – сто­рон­ни­ков на­сильств. дей­ст­вий. Раз­но­гла­сия ме­ж­ду чле­на­ми Сою­за бла­го­ден­ст­вия при­ве­ли к то­му, что на Моск. съез­де (янв. 1821) бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о его рос­пус­ке и соз­да­нии но­вой организации. Од­на­ко Туль­чин­ская упра­ва Сою­за бла­го­ден­ст­вия во гла­ве с Пес­те­лем не при­зна­ла ре­ше­ний съез­да, и в мар­те 1821 в рай­оне рас­квар­ти­ро­ва­ния 2-й ар­мии близ м. Туль­чин в По­доль­ской губ. (ны­не го­род в Вин­ниц­кой обл., Ук­раи­на) на ос­но­ве упра­вы бы­ло соз­да­но Юж­ное об-во де­каб­ри­стов. Про­грамм­ным до­ку­мен­том Юж­но­го об-ва ста­ла на­пи­сан­ная П. И. Пес­те­лем «Рус­ская прав­да» (ра­бо­та над рукопи­сью не бы­ла за­вер­ше­на): пред­по­ла­га­лось, что по­сле за­хва­та вла­сти, осу­ще­ст­в­лён­но­го вер­ны­ми Д. ар­мей­ски­ми под­раз­де­ле­ния­ми, Рос. им­пе­рия врем. вер­хов­ным прав­ле­ни­ем бу­дет объ­яв­ле­на рес­пуб­ли­кой, кре­по­ст­ное пра­во ли­к­ви­ди­ру­ет­ся, а кре­сть­я­не по­лу­чат достаточно зем­ли для ве­де­ния са­мо­сто­ят. хо­зяй­ст­ва (раз­мер на­де­ла не ого­ва­ри­вал­ся).

В том же 1821 в С.-Пе­тер­бур­ге др. уча­ст­ни­ки рас­пав­ше­го­ся Сою­за бла­го­ден­ст­вия об­ра­зо­ва­ли Се­вер­ное об-во во гла­ве с Н. М. Муравьёвым, ко­то­рый со­ста­вил свой про­ект бу­ду­ще­го уст­рой­ст­ва стра­ны – т. н. Кон­сти­ту­цию: Рос. им­пе­рия долж­на бы­ла стать конституцион­ной мо­нар­хи­ей, кре­по­ст­ное пра­во пред­по­ла­га­лось ли­к­ви­ди­ро­вать, а кре­сть­я­нам пре­дос­та­вить уса­деб­ную зем­лю и по 2 дес. пахотной зем­ли на двор.

В 1823 воз­ник­ло Об-во со­еди­нён­ных сла­вян (ор­га­ни­за­то­ры – П. И. и А. И. Бо­ри­со­вы), во­шед­шее в сент. 1825 в со­став Юж­но­го об-ва. В Отд. Ли­тов­ском кор­пу­се су­ще­ст­во­ва­ло тай­ное Об-во во­ен­ных дру­зей (1825; К. Г. Игель­ст­ром, А. И. Ве­ге­лин и др.).

«Общий вид Петровского завода». Акварель Н. А. Бестужева. 1834. Всероссийский музей А. С. Пушкина (С.-Петербург).

В си­туа­ции ме­ж­ду­цар­ст­вия 1825, воз­ник­шей по­сле смер­ти имп. Алек­сан­д­ра I, не имев­ше­го сы­но­вей, вел. кн. Ни­ко­ла­ем Пав­ло­ви­чем (будущим имп. Ни­ко­ла­ем I), гв. пол­ка­ми и др. бы­ла при­не­се­на при­ся­га сле­дую­ще­му по стар­шин­ст­ву бра­ту Алек­сан­д­ра – вел. кн. Константину Пав­ло­ви­чу, ко­то­рый ещё в 1822 от­рёк­ся от прав на рос. пре­стол (от­ре­че­ние не бы­ло ог­ла­ше­но и ос­та­ва­лось тай­ной поч­ти для всех). 14(26).12.1825 в С.-Пе­тер­бур­ге долж­на бы­ла со­сто­ять­ся при­ся­га Ни­ко­лаю Пав­ло­ви­чу. Чле­ны Се­вер­но­го об-ва ре­ши­ли воспользовать­ся удоб­ным слу­ча­ем и под пред­ло­гом от­ка­за от но­вой при­ся­ги вы­ве­ли на Се­нат­скую пл. св. 3 тыс. гвар­дей­ских сол­дат и матросов. Одна­ко пас­сив­ное по­ве­де­ние вос­став­ших по­зво­ли­ло Ни­ко­лаю стя­нуть к пло­ща­ди вер­ные пра­ви­тель­ст­ву вой­ска и ар­тил­ле­рию. С наступлением суме­рек вос­став­шие бы­ли рас­сея­ны арт. ог­нём. Сра­зу же на­ча­лись аре­сты.

29.12.1825(10.1.1826) в рай­оне м. Бе­лая Цер­ковь Ва­силь­ков­ско­го у. Ки­ев­ской губ. на­ча­лось Чер­ни­гов­ско­го пол­ка вос­ста­ние 1825, ко­то­рое воз­гла­вил С. И. Му­равь­ёв-Апо­стол. Спус­тя неск. дней ко­лон­на вос­став­ших, на­прав­ляв­шая­ся в с. Три­ле­сы, бы­ла встре­че­на близ дер. Ковалёв­ка от­ря­дом пра­ви­тельств. войск и рас­сея­на кар­теч­ным ог­нём. Окон­чи­лись не­уда­чей и по­пыт­ки вос­пре­пят­ст­во­вать при­ся­ге Николаю, пред­при­ня­тые чле­на­ми Об-ва во­ен­ных дру­зей в Бе­ло­сто­ке и Об-ва со­еди­нён­ных сла­вян в Боб­руй­ске.

К след­ст­вию бы­ли при­вле­че­ны 579 чел.; 289 при­зна­ны ви­нов­ны­ми, 131 пре­дан су­ду. В ию­ле 1826 Вер­хов­ный уго­лов­ный суд при­го­во­рил П. И. Пес­те­ля, К. Ф. Ры­лее­ва, С. И. Му­равь­ё­ва-Апо­сто­ла, М. П. Бес­ту­же­ва-­Рю­ми­на и П. Г. Ка­хов­ско­го к смерт­ной каз­ни чет­вер­то­ва­ни­ем и ещё 31 чел., от­не­сён­но­го к 1-му раз­ря­ду пре­ступ­ни­ков, – к др. смерт­ной каз­ни – отсечению головы. Имп. Ни­ко­лай I за­ме­нил чет­вер­то­ва­ние по­ве­ше­нием, а отсечение головы – веч­ной или 20-лет­ней ка­тор­гой. К разл. сро­кам ссыл­ки бы­ли при­го­во­ре­ны ос­таль­ные Д. (на­ка­за­ния избе­жал толь­ко Н. И. Тур­ге­нев, на­хо­див­ший­ся в это вре­мя в Ве­ли­ко­бри­та­нии и от­ка­зав­ший­ся вер­нуть­ся в Рос­сию). Ок. 180 сол­дат бы­ли прогна­ны сквозь строй, св. 20 на­ка­за­ны роз­га­ми и пал­ка­ми и со­сла­ны в Си­бирь, Чи­ту, а за­тем – на Нер­чен­ский и Пет­ров­ский за­во­ды. Остальные в со­ста­ве Свод­но­го гв. пол­ка от­прав­ле­ны на Кав­каз (ту­да же по­па­ли сол­да­ты-чер­ни­гов­цы). Имп. Алек­сандр II по слу­чаю сво­ей коронации Ма­ни­фе­стом от 26.8(7.9).1856 ам­ни­сти­ро­вал ос­тав­ших­ся в жи­вых Д. Вер­нув­шие­ся из Си­би­ри Д. с эн­ту­зи­аз­мом при­ня­ли реформы, осуще­ст­в­лён­ные имп. Алек­сан­дром II, а не­ко­то­рые из них дея­тель­но уча­ст­во­ва­ли в их под­го­тов­ке.

Мно­гие до­ку­мен­ты Д. (пись­ма, за­пис­ки, ста­тьи, со­чи­не­ния М. С. Лу­ни­на, С. Г. Вол­кон­ско­го, А. Н. Му­равь­ё­ва и др.) опуб­ли­ко­ва­ны в изданиях, объ­е­ди­нён­ных се­ри­ей «По­ляр­ная звез­да» (т. 1–25, 1978–2005).

 

 

Приложения


ДЕКАБРИСТКИ, жёны и невесты осуждённых на каторгу декабристов добровольно последовавшие за ними в Забайкалье. Как жёны ссыльно-каторжных лишались гражданских прав и дворянских привилегий. Первыми в начале 1827 в Нерчинские рудники приехали Е. И. Трубецкая, М. Н. Волконская (в), А. Г. Муравьёва (м). В конце 1827—31 — А. И. Давыдова, А. В. Ентальцева, Е. П. Нарышкина, А. В. Розен, Н. Д. Фонвизина, М. К. Юшневская, а также П. Гебль (П. Е. Анненкова) и К. Ле-Дантю (К. П. Ивашёва). Самоотверженный поступок декабристок имел Н. А. Некрасов в поэме «Русские женщины».

БЕСТУЖЕВ-РЮМИН, Михаил Павлович (1803—26), декабрист, выдающийся деятель Южного общества декабристов, убеждённый республиканец. Участник восстания Черниговского полка. Казнён 13 июля 1826.

каховский  
муравьёв-апостол  
пестель  
рылеев  

КАХОВСКИЙ, Пётр Григорьевич (1797—1826), декабрист, республиканец. Принимал активное участие в подготовке восстания 14 декабря 1825 и настаивал на решительных действиях (занятие Зимнего дворца и арест царской семьи). Во время восстания на Сенатской площади смертельно ранил петербургского генерал-губернатора Милорадовича. Казнён через повешение 13 июля 1826.

МУРАВЬЕВ - АПОСТОЛ, Сергей Иванович (1796—1826), выдающийся декабрист, подполковник Черниговского полка.Один пз основателей «Союза спасения» и руководителей Южного общества декабристов. Сторонник цареубийства, республиканец. Возглавил восстание Черниговского полка, проявив при этом личный героизм. Казнён 13 июля 1826.

ПЕСТЕЛЬ, Павел Иванович (1793—1826), виднейший декабрист, основатель и глава Южного общества декабристов, полковник, командир Вятского пех. полка, участник Отечественной войны 1812. П. был одним из образованнейших людей своего времени, обладал крупными организаторскими способностями, твёрдой волей. Свои революц. взгляды П. изложил в проекте конституции под названием «Русская правда». П. стоял за решительное уничтожение крепостного права, свержение самодержавия и истребление царской фамилии. Он отстаивал предложение об увеличении крестьянского землевладения за счёт части конфискованных у помещиков земель и создание в России республиканского строя. По доносу предателя П. был арестован накануне восстания декабристов и 13 июля 1826 повешен.

РЫЛЕЕВ, Кондратий Фёдорович (1795—1826), русский поэт-декабрист, выдающийся деятель Северного общества декабристов, в котором возглавлял республиканское течение. Активный участник подготовки восстания 14 дек. 1825 в Петербурге. Казнён 13 июля 1826 вместе с другими руководителями движения декабристов. Яркая революц. поэзия Р. проникнута ненавистью к самодержавию, крепостничеству и любовью к народу («К временщику», 1820, «Гражданин», 1824—25, и др.). Р. написал историч. песни — «Думы» (1821—23), поэмы «Войнаровский» (1823—25); «Наливайко» (1824—25, неоконч.) и др. Агитац. песни Р. (написаны совместно с А. А. Бестужевым-Марлинским) играли роль революц. прокламаций.

ОБЩЕСТВО СОЕДИНЁННЫХ СЛАВЯН, тайная революционная организация декабристов на Волыни и Киевщине, создана в 1823 братьями Борисовыми на основе Общества первого согласия. Члены общества были сторонниками создания федерации освобождённых славянских народов. В 1825 Обшество соединённых славян слилось с Южным обществом декабристов.

СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ДЕКАБРИСТОВ, тайная организация декабристов, возникшая в Петербурге в 1821. Умеренное течение в об-ве возглавлялось Н. М. Муравьёвым, разработавшим проект конституции. Радикальное республиканское течение в обществе во главе с К. Ф. Рылеевым приняло на себя основную тяжесть подготовки восстания 14 декабря 1825.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 

 

А. С. Пушкин и его время в изобразительном искусстве первой половины 19 века. Ленинград. "Художник РСФСР", 1985

муравьева

А. А. Васильевский с оригинала П. Ф. Соколова. А. Г. Муравьева. 1826

 

МУРАВЬЕВА Александра Григорьевна, рожденная графиня Чернышева (1804—1832)

Жена декабриста Н. М. Муравьева, сестра декабриста З. Г. Чернышева. В январе 1827 года уехала вслед за мужем в Сибирь. Ни одна из жен декабристов не заслужила таких восторженных отзывов современников, как Муравьева. "Отличительная черта в Александре Григорьевне,— писал И. Д. Якушин,— была теплота сердца, разливавшаяся почти независимо от нее самой на всех ее окружающих"*. Ранняя кончина Муравьевой потрясла всех ссыльных. "Она умерла на своем посту",— такими словами определила ее смерть М. Н. Волконская**. Через Муравьеву Пушкин передал свое послание "И. И. Пущину". "Помню тот день, когда Александра Григорьевна через решетку отдала мне стихи Пушкина. Эти стихи она привезла с собой [...] Воспоминание поэта — товарища Лицея, точно озарило заточение, как он сам говорил, и мне отрадно было быть обязанным Александре Григорьевне за эту утешительную минуту",— писал в 1854 году Пущин Н. Г. Долгорукой***.

-------------------------------

* Декабристы рассказывают. М. 1975, с. 283.
** Записки княгини М. Н. Волконской. Чита, 1960, с. 102.
*** И. И. Пущин. Записки о Пушкине. Письма. 1956, с. 281

волконская

Н. А. Бестужев. М. Н. Волконская. 1938

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019