Домье (Daumier) Оноре

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


ДОМЬЕ (Анри-Огюстъ-Ипполитъ Daumier, 1808—1879),— франц. рисовальщикъ и отчасти живописецъ. Составилъ себѣ въ 1840—50-х гг. громкую извѣстность карикатурами на политическiя обстоятельства, общественную и частную жизнь и выдающихся людей тогдашней Францiи. Рисунокъ у него сухъ и грубоватъ; но представляемые имъ типы и сцены полны жизни, поразительной правды и вмѣстѣ съ тѣмъ ѣдкой насмѣшки. Сатирическiе рисунки Д. начали появляться въ журналѣ «Charivari». Это были сцены изъ «Похожденiй Робера-Макера» (съ подписями Филипона). За этою серiей слѣдовали другiя, подъ заглавiями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropes du jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires et proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Революция 1848 г. доставила содержанiе двумъ любопытнѣйшимъ его альбомамъ: «Idylles parlementaires» и «Les Repr esentants representes». Изъ живописныхъ произведенiй Д. извѣстны: «Мельникъ, его сынъ и оселъ» (1849), «Донъ-Кихотъ, отправляющiйся на свадьбу» (1851) и «Прачка» (1861).

Л. С—въ.

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


Домье

ДОМЬЕ, Оноре (1808—79), франц. живописец и литограф, один из крупнейших реалистов в зап.-европ. искусстве 19 в. В своих политических и бытовых карикатурах изобличал с демократических позиций бурж.-дворянскую реакцию, пороки бурж. общества («Законодательное чрево», «Улица Транснонен» и др.). Многие картины и литографии Д. посвящены людям труда («Прачка» и др.) и темам революции («Восстание»).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (1808—79), франц. график, живописец и скульптор. Предст. критич. реализма, тесно связан с демокр. движением, мастер сатирич. рис. и литографии. Острогротескные карикатуры на правящую бурж. верхушку и мещанство (литографии — «Улица Транснонен», 1834; серия «Добрые буржуа», 1846—49). В живописи и скульптуре сочетал драматизм и сатиру, героику и гротеск («Дон Кихот», ок. 1868).

 

 

Стародубова В. В. ДОМЬЕ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://bigenc.ru/fine_art/text/1965430


О. Домье. «Вагон третьего класса». Ок. 1862–64. Метрополитен-музей (Нью-Йорк).
 
О. Домье. «Ж. Ж. Дюпен-Старший». Раскрашенная глина. 1832. Музей Орсе (Париж).

ДОМЬЕ́ (Daumier) Оно­ре (Оно­ре Вик­торь­ен) (26.2.1808, Мар­сель – 10.2.1879, Валь­мон­дуа, близ Па­ри­жа), франц. гра­фик, жи­во­пи­сец, скульп­тор. Сын сте­коль­щи­ка, пе­ре­брав­ше­го­ся с семь­ёй в Па­риж в 1814. С 1822 по­се­щал мас­тер­скую А. Ле­нуа­ра и ака­де­мию Сюи­са, изу­чал ста­рых мас­те­ров в Лув­ре. В 1820-х гг. Д. был ас­си­стен­том ли­то­гра­фа Ж. М. Бе­лиа­ра, ра­бо­тал для мел­ких из­да­тельств, ис­пол­няя винь­ет­ки, ти­туль­ные лис­ты и т. п. (к 1822 от­но­сит­ся пер­вая ли­то­гра­фия – «Вос­кре­се­нье»). По­сле Июль­ской ре­во­лю­ции 1830, ко­гда в ус­ло­ви­ях от­но­си­тель­ной сво­бо­ды сло­ва во Фран­ции на­чал­ся рас­цвет по­ли­тич. са­ти­ры, Д. на­чал со­труд­ни­чать с ж. «La Caricature» и «Le Charivari». Ост­рая ка­ри­ка­ту­ра на ко­ро­ля Луи Фи­лип­па «Гар­ган­тюа» (1831), по­влек­шая за со­бой 6 мес. тюрь­мы и штраф, при­нес­ла Д. ши­ро­кую из­вест­ность.

О. Домье. «Опустите занавес, фарс окончен».Литография. 1834.

Зло­бо­днев­ные со­бы­тия, совр. по­ли­тич. дея­те­ли ожи­ва­ют в его ли­то­гра­фи­ях (все­го – ок. 4 тыс.), по­ра­жаю­щих глу­би­ной со­ци­аль­ных оце­нок, гражд. бес­стра­ши­ем: «Мас­ки» (1831), «Опус­ти­те за­на­вес, фарс окон­чен» (ка­ри­ка­ту­ра на Луи Фи­лип­па), «Ули­ца Транс­но­нен 15 ап­ре­ля 1834 го­да», «Сво­бо­да пе­ча­ти», «За­ко­но­да­тель­ное чре­во» (все – 1834). Со­вре­мен­ни­ки (О. де Баль­зак, Ш. Бод­лер, Т. де Бан­виль и др.) вы­со­ко це­ни­ли гра­фи­ку Д., ста­вя его в один ряд с У. Хо­гар­том и Ф. Гой­ей. Он су­мел под­нять ка­ри­ка­ту­ру до уров­ня ост­ро­го, ху­до­же­ст­вен­но со­вер­шен­но­го гро­те­ска, соз­дав зна­ме­ни­тые се­рии, став­шие сво­его ро­да па­но­ра­мой совр. ему франц. об­ществ. жиз­ни («Ро­бер Ма­кер», 1839; «Олим­пий­ские бо­ги», 1841; «Фи­зио­ло­гии», 1841–42; «Слу­жи­те­ли пра­во­су­дия», 1845–49; «Доб­рые бур­жуа», 1846–49, и др.). По от­зы­вам со­вре­мен­ни­ков, Д. об­ла­дал пре­крас­ной зри­тель­ной па­мя­тью, схва­ты­вая и за­по­ми­ная суть об­раза, его пла­сти­ку, ха­рак­тер­ные жес­ты, ми­ми­ку. Ри­сун­кам час­то пред­ше­ст­во­ва­ло изо­бра­же­ние фи­гур в гли­не (пер­вые гро­те­ск­ные бюс­ты ис­пол­не­ны в 1832; по­сле смер­ти Д. мн. ра­бо­ты пе­ре­ве­де­ны в брон­зу) – этим, в ча­ст­но­сти, объ­яс­ня­ет­ся уме­ние Д. ком­по­но­вать мас­сы и до­би­вать­ся объ­ём­но­сти изо­бра­же­ния в гра­фи­ке. Ра­бо­тая в тех­ни­ке ли­то­гра­фии (ре­же кси­ло­гра­фии), Д. ве­ли­ко­леп­но ис­поль­зу­ет её жи­во­пис­ные воз­мож­но­сти, пе­ре­да­вая тон­чай­шие пе­ре­хо­ды от бар­ха­ти­сто-чёр­но­го к се­реб­ри­сто-се­ро­му, вос­соз­да­ёт све­то­воз­душ­ную сре­ду и ос­ве­ще­ние.

Гра­фи­ка Д. «ро­ж­да­ет идею цве­та» (по вы­ра­же­нию Ш. Бод­ле­ра), по­это­му за­ко­но­мер­ным пред­став­ля­ет­ся его об­ра­ще­ние к жи­во­пи­си с сер. 1830-х гг.; в 1848 он уча­ст­во­вал в объ­яв­лен­ном пра­ви­тель­ст­вом кон­кур­се на те­му «Рес­пуб­ли­ка» («Ал­ле­го­рия Рес­пуб­ли­ки», 1848, му­зей Ор­се, Па­риж). Сар­ка­стич­ный, бес­по­щад­но-на­смеш­ли­вый в гра­фи­ке, в жи­во­пи­си Д. пред­ста­ёт ско­рее по­этом, соз­даю­щим об­ра­зы лю­дей, к ко­то­рым он ис­пы­ты­ва­ет чув­ст­во сим­па­тии, ду­хов­ной бли­зо­сти, со­стра­да­ния. Он пи­сал улич­ные сцен­ки, бро­дя­чих ак­ро­ба­тов, про­стых лю­дей («Лю­би­тель эс­там­пов», му­зей Пти-Па­ле, Па­риж; «Ва­гон третье­го клас­са», ок. 1862–64, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк и др. со­б­ра­ния; се­рия «Прач­ки», ок. 1860–63, му­зей Ор­се и др.), ино­гда об­ра­ща­ет­ся к ми­фо­ло­гич. сю­же­там; из­люб­лен­ны­ми об­раз­ами Д. на­дол­го ос­та­ют­ся Дон Ки­хот и Сан­чо Пан­са (се­рия кар­тин – му­зей Ор­се, Но­вая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, му­зей Крёл­лер-Мюл­лер, От­тер­ло). В не­ко­то­рых жи­во­пис­ных ра­бо­тах ощу­ти­мо влия­ние мас­те­ров флам. ба­рок­ко – П. П. Ру­бен­са, Я. Йор­дан­са («Мель­ник, его сын и осёл», ок. 1849, Ху­дож. га­ле­рея, Глаз­го; «Триумф Си­ле­на», 1850, Му­зей изо­бра­зит. иск-ва и кру­жев, Ка­ле). В жи­во­пи­си Д. важ­ную роль иг­ра­ют све­то­тень, ко­то­рая уси­ли­ва­ет эмо­цио­наль­ное зву­ча­ние об­раза, и ди­на­мич­ный ма­зок; ко­ло­рит – сдер­жан­ный, лишь ино­гда вспыш­ки яр­ких то­нов под­чёр­ки­ва­ют дра­ма­тизм и на­пря­же­ние сю­же­та («Крис­пен и Ска­пен», ок. 1860, му­зей Ор­се; «Вос­ста­ние», 1840-е гг., Нац. га­ле­рея, Пра­га). Эс­киз­ность, мощ­ная экс­прес­сия форм сбли­жа­ют жи­во­пис­ные про­из­ве­де­ния Д. с иск-вом 20 в. При жиз­ни Д. его жи­во­пись бы­ла ма­ло из­вест­на, и лишь по­смерт­ная вы­став­ка 1901 за­но­во от­кры­ла её, так же как и скульп­ту­ру («Ра­та­пу­аль», ок. 1851, му­зей Ор­се). Иск-во Д. ока­за­ло боль­шое влия­ние на позд­ней­шую ев­роп. жи­во­пись, от Э. Ма­не, Э. Де­га, А. де Ту­луз-Лот­ре­ка, В. Ван Го­га до фо­ви­стов, нем. экс­прес­сио­ни­стов, П. Пи­кас­со и Х. Су­ти­на.

Лит.: Adhémar J. H. Daumier. P., 1954; За­мя­ти­на А. Н. О. До­мье. М., 1954; Ка­ли­ти­на Н. Н. О. До­мье. М., 1955; Гер­ман М. Ю. До­мье. М., 1962; Maison K. E. H. Daumier: Ca­talogue raisonné of the paintings, watercolours and drawings. L., 1968. Vol. 1–2; Georgel P., Mandel G. Tout l’œuvre peint de Daumier. P., 1972; Эс­ко­лье Р. О. До­мье. М., 1978; Пас­се­рон Р. До­мье: сви­де­тель сво­ей эпо­хи. М., 1984; Provost L., Childs E. L. H. Daumier. A the­matic guide to the œuvre. N. Y.; L., 1989; Laugh­ton B. H. Daumier. New Haven, 1996.

 

 

Популярная художественная энциклопедия. 1986


ДОМЬЕ (Daumier) Оноре Викторьен (1808—79), франц. график, живописец и скульптор. С 1814 жил в Париже, где в 20-х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладевал иск-вом литографии. После Революции 1830 стал политич. карикатуристом и завоевал обществ. признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую бурж. верхушку. Карикатуры Д. распространялись в виде отд. листов или публиковались в иллюстриров. изданиях («Силуэт». 1830—31, «Карикатюр», 1830—35, «Шаривари», 1833—60 и 1863—72). Д. вылепил острохарактерные скульптурные эскизы-бюсты бурж. политич. деятелей (раскраш. глина, ок. 1830—32, сохр. 36 бюстов), к-рые послужили основой для серии литографич. портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832—33). В 1832 за карикатуру на короля (литогр. «Гаргантюа», 1831) был на полгода заключён в тюрьму. В литографиях 1834 года Д. обличал бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный портрет палаты депутатов - «Законодательное чрево»; «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу»), создал проникнутое глубоким трагизмом изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»), героич. образ рабочего-революционера («Свобода печати», «Современный Галилей»). Запрещение политич. карикатуры в 1835 вынудило Д. ограничиться бытовой сатирой. Он осмеивал духовное и физич. убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя («Парижские типы», 1839—40; «Лучшие в жизни», 1843—46; «Добрые буржуа», 1846—49; серия «Карикатюрана», в к-рой выведен собирательный образ авантюриста Робера Макера, 1836—38). Д. приветствовал Революцию 1848—49, разоблачал её врагов; олицетворением бонапартизма стал обобщённый образ политич. проходимца Ратапуаля, созданный сначала в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронз. экз. в Лувре), а затем использованный в ряде литографий. Виртуозно сочетая богатейшую фантазию и точность наблюдения, Д. придавал публицистич. заострённость графич. языку, срывая с буржуа маску благопристойности, обнажая его бездушие и самодовольство. Зрелым литографиям Д. присущи бархатистость штриха, тонкость передачи психологич. оттенков, света и воздуха.

В живописи Д. связан с романтизмом; острая характерность образов сочетается со смелой обобщённостью письма и цветовой экспрессией, мощью пластич. формы и светотеневых контрастов. В картинах Д. нашли воплощение пафос революц. борьбы («Восстание», ок. 1848; «Семья на баррикадах», Нац. гал., Прага), сочувствие к простым людям, ощущение присущих им внутр. силы и духовной красоты («Прачка», ок. 1859—60, Лувр; «Вагон 3-го класса», ок. 1862—63, Метропол.-музей). Д. создал ряд портретов, картин на лит., религ., миф. сюжеты; серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комич. внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», ок. 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).

Домье. Прачка

О. Домье. «Прачка». Ок. 1859—60. Лувр. Париж.

Лит.: Яворская Н. В., О. Домье, Л., 1935; Замятина А. Н., О. Домье, М., 1954; Калитина Н., О. Домье, М., 1955; Эсколье Р., О. Домье, пер. с франц., М., 1978; Пассерон Р., Домье, пер. с франц., М., 1984; Н. Daumier und die ungelцsten Probleme der bьrgerlichen Gesellschafl, В., [1974]; Saint Guilhem F., Schrenk K., H. Daumier, l'oeuvre lithographique, t. 1—2, P., 1978.

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019