Фридрих Энгельс — Энциклопедия

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

энгельс

Фри́дрих Э́нгельс (нем. Friedrich Engels; 28 ноября 1820, Бармен (ныне район Вупперталя) — 5 августа 1895, Лондон) — немецкий философ, один из основоположников марксизма... Википедия

 
энгельс  

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ЭНГЕЛЬС, Фридрих (28 ноября 1820 — 5 августа 1895), один из основоположников научного коммунизма, вождь и учитель международного пролетариата, друг и соратник Карла Маркса. После Маркса «Энгельс был самым замечательным ученым и учителем современного пролетариата во всем цивилизованном мире» (В. И. Ленин).

Фридрих Энгельс родился в семье фабриканта, владельца текстильного предприятия в городе Бармен (Рейнская провинция Пруссии). Рейнская провинция в наибольшей мере испытала на себе влияние французской буржуазной революции конца 18 века; в ней находили широкий отклик революционно-демократические и социалистические идеи. С 1834, после городской школы, Фридрих Энгельс учился в гимназии. В 1837 по настоянию родителей он вынужден был оставить гимназию и заняться изучением коммерческого дела в торговой конторе своего отца. В 1838 он переехал в город Бремен и стал приказчиком в одном крупном торговом доме. В свободное от работы время Фридрих Энгельс упорно занимался самообразованием.

Уже в ранних статьях, стихотворениях, а также в письмах к друзьям (1839—41) Фридрих Энгельс выступал с позиций революционера демократа. Он резко критиковал затхлую, реакционную обстановку в Пруссии и с сочувствием относился к бедственному положению трудящихся. Одна из его первых литературных работ «Письма из Вупперталя» (1839) является особо примечательной в этом отношении. Однако «Письма», содержавшие протест против безжалостной эксплуатации трудящихся, еще не указывали путей их устранения. Социалистом Фридрих Энгельс сделался несколько позже, после того как он переселился в Англию, где вплотную занялся изучением жизни рабочего класса.

Осенью 1841 Фридрих Энгельс отправляется в Берлин для отбывания воинской повинности. В свободное от службы время он посещает лекции в Берлинском университете, усиленно изучает философию. Примкнув здесь к кружку левогегельянцев и восприняв всё рациональное, что было в диалектическом методе Гегеля, Фридрих Энгельс в то же время решительно выступил против идеалистической философии Шеллинга и против реакционных сторон философии самого Гегеля. В отличие от левогегельянцев, остававшихся в плену абстрактных философских рассуждений, Фридрих Энгельс принимал активное участие в борьбе за демократию. В 1842 Фридрих Энгельс сотрудничает в «Рейнской газете», редактором к-рой с конца 1842 был К. Маркс. Как указывает В. И. Ленин, Маркс и Энгельс «сделались социалистами из демократов, и демократическое чувство ненависти к политическому произволу было в них чрезвычайно сильно».

В октябре 1842 Фридрих Энгельс покинул Берлин и после непродолжительного пребывания в Бармене в декабре прибыл в Манчестер (Англия), где начал работать в торговой конторе «Эрмен и Энгельс», совладельцем которой был его отец. Англия была в то время самой развитой капиталистической страной, с промышленностью, снабжавшей своими изделиями весь мир. Здесь был наиболее многочисленный рабочий класс, только что вступавший на путь политической борьбы (см. Чартизм). Борьба пролетариата против буржуазии приобрела здесь более развитые формы. Живя в Англии, Фридрих Энгельс установил связь с социалистами-утопистами, а затем и с лидерами левого крыла чартистского движения; вскоре он стал активно сотрудничать в печатных органах английских социалистов-утопистов, а позднее и чартистов. В противоположность социалистам-утопистам, не понимавшим исторической роли пролетариата и сторонившимся рабочего движения, Фридрих Энгельс нашёл дорогу к рабочему классу. Он глубоко и упорно изучал положение английского пролетариата, причины его глубокой нищеты и страданий, его борьбу против буржуазии, взаимоотношения классов, роль государства. Выводы, к которым пришёл Фридрих Энгельс, он изложил в своих первых статьях об Англии, напечатанных в «Рейнской газете» и в других органах печати. Но самым важным результатом длительного изучения жизни, положения и борьбы английского пролетариата явилась его знаменитая книга «Положение рабочего класса в Англии», которую он завершил и опубликовал в 1845, возвратившись в Германию. Формулируя основные выводы этой книги, В. И. Ленин писал: «И до Энгельса очень многие изображали страдания пролетариата и указывали на необходимость помочь ему. Энгельс первый сказал, что пролетариат не только страдающий класс; что именно то позорное экономическое положение, в котором находится пролетариат, неудержимо толкает его вперед и заставляет бороться за свое конечное освобождение. А борющийся пролетариат сам поможет себе. Политическое движение рабочего класса неизбежно приведет рабочих к сознанию того, что у них нет выхода вне социализма. С другой стороны, социализм будет только тогда силой, когда он станет целью политической борьбы рабочего класса». В своей книге Фридрих Энгельс выдвинул ряд положений о классовой организации пролетариата.

В «Очерках критики политической экономии» (1844) Фридрих Энгельс разоблачил теоретиков буржуазной экономии, мысли — защитников капиталистического строя. Уничтожающей критике подверг Фридрих Энгельс человеконенавистническую мальтузианскую теорию народонаселения, которую он охарактеризовал как «отвратительное издевательство над природой и человечеством». Этой лживой буржуазной теории Фридрих Энгельс противопоставил научный взгляд о росте обнищания рабочего класса в условиях капитализма, показав, что «избыточное население» одного класса — пролетариата — порождается избыточным богатством другого класса — буржуазии. В «Очерках» Фридрих Энгельс рассмотрел с точки зрения социализма основного явления современного ему экономического порядка, как необходимые последствия господства частной собственности. Эту работу Фридрих Энгельс опубликовал в издаваемом К. Марксом и А. Руге «Немецко-французском ежегоднике». К. Маркс назвал её «гениальным очерком критики экономических категорий». Общение с Фридрихом Энгельсом, указывает В. И. Ленин, «бесспорно содействовало тому, что Маркс решил заняться политической экономией, той наукой, в которой его труды произвели целый переворот».

1842—44 являются знаменательным периодом в жизни Фридриха Энгельса, он совершает в это время переход от революционной демократизма к революционного коммунизму и от идеализма к материализму. Со времени опубликования «Очерков» между Фридрихом Энгельсом и К. Марксом завязывается дружеская переписка, устанавливаются непосредственные отношения, вылившиеся затем в беспримерную тесную дружбу и сотрудничество.

В августе 1844 Фридрих Энгельс покинул Англию (Манчестер) и по пути в Германию заехал в Париж, чтобы повидаться с К. Марксом. Десять дней, проведённые Энгельсом у Маркса, явились знаменательной вехой в истории возникновения учения научного коммунизма. «С тех пор, как судьба столкнула Карла Маркса с Фридрихом Энгельсом, жизненный труд обоих друзей сделался их общим делом» (В. И. Ленин). Во время этой встречи К. Маркс и Ф. Энгельс решили совместно выступить против левогегельянцев, отстаивавших идеалистические идеи. Левогегельянцы отрицали история, значение борьбы народных масс, рассматривали идеи и действия выдающихся личностей как движущие силы истории, пропагандировали идеалистический культ личности и таким образом, являлись врагами демократического и революционного движения. В написанной совместно К. Марксом и Фридрихом Энгельсом книги «Святое семейство, или критика "критической критики"...» (1845), направленной против левых гегельянцев, заложены основы революционного материалистического мировозрения, разоблачена реакционная сущность философского идеализма и обоснована революционная идея о решающем значении борьбы народных масс в историческом развитии общества. В ней содержится почти сложившееся, по словам В. И. Ленина, марксистское положение о всемирно-исторической освободительной роли пролетариата. Разъясняя великое значение для обществ, развития борьбы народных масс и историческая роль пролетариата, К. Маркс и Фридрих Энгельс вооружали трудящиеся массы духовным оружием в их борьбе за освобождение.

Возвратившись в сентябре 1844 в Германию, Фридрих Энгельс устанавливает связи с социалистами, сотрудничает в демократических органах печати, выступает на собраниях и ведёт активную коммунистическую пропаганду. Революционная деятельность Фридриха Энгельса не могла остаться не замеченной прусской полицией; ему угрожал арест. Весной 1845 Фридрих Энгельс покинул Германию и переехал в Брюссель (Бельгия), где тогда проживал К. Маркс. К этому времени К. Маркс в главных чертах уже развил материалистическое понимание истории. Совместно с Фридрихом Энгельсом К. Маркс продолжал дальнейшую разработку революционной теории. Первым результатом совместной деятельности К. Маркса и Фридриха Энгельса в этот период явилась «Немецкая идеология» 1845—46. В этой работе основоположники научного коммунизма нанесли сокрушительный удар по идеалистической философии Гегеля и левых гегельянцев, подвергли критике метафизический материализм Л. Фейербаха и вскрыли мелкобуржуазный реакционный характер немецкого так называемого «истинного социализма». Главное значение этого труда заключается в том, что в нём сформулированы теоретические основы научного коммунизма—мировоззрения революционного пролетариата. В нём изложены важнейшие положения диалектический и исторический материализма. Развитие общества рассматривается как единый закономерный процесс, определяемый развитием материальных производит. сил и производств, отношений. В «Немецкой идеологии» даны наброски учения об общественно-экономических формациях, о классовой борьбе и социальной революции пролетариата, а также содержится зародыш идеи диктатуры пролетариата. Свою теорию основоположники марксизма с самого начала поставили на службу революционной борьбе пролетариата. Фридрих Энгельс развёртывает совместно с К. Марксом активную деятельность по созданию коммунистической партии. Создав в Брюсселе в начале 1846 Коммунистический корреспондентский комитет, К. Маркс и Фридрих Энгельс добиваются образования подобных комитетов в Германии, во Франции, в Англии с тем, чтобы сплотить все подлинно пролетарские революционные элементы в социалистическом движении. Для того чтобы успешно вести борьбу против антипролетарских направлений в немецком социалистическом движении—вейтлингианцев, «истинных социалистов», сторонников Прудона, имевших влияние на немецких рабочих в Париже, Фридрих Энгельс в августе 1846 приезжает в Париж и успешно осуществляет эту задачу. В результате деятельности основоположников марксизма руководство тайной организацией немецких рабочих—Союза справедливых, которое до этого находилось под влиянием вейтлингианцев и «истинных социалистов», убеждается в необходимости коренной реорганизации Союза и обращается с этой целью за помощью к К. Марксу и Фридриху Энгельсу. До этого Союз был скован сектантскими полузаговорщическими формами организации и господством в нём идей утопического социализма. Своё вступление в Союз справедливых К. Маркс и Фридрих Энгельс обусловили тем, что его руководство решительно отбросит сектантство и заговорщичество, а из устава Союза будет выброшено всё, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами. На 1-м (июнь), а затем на 2-м (ноябрь—декабрь) конгрессах Союза в 1847, состоявшихся в Лондоне, они добились коренной его реорганизации и создания на его основе Союза коммунистов — ядра коммунистической партии пролетариата. В основе принятого устава Союза лежали принципы научного коммунизма. Старый утопический лозунг Союза справедливых — «Все люди — братья», был заменён новым лозунгом — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», выражавшим интернациональный и классовый характер рабочего движения. Основоположники марксизма создали и научную программу этой новой организации, изложив её в «Манифесте Коммунистической партии», ставшем знаменем борьбы миллионов трудящихся во всех концах земного шара.

фридрих энгельс

ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС

В «Манифесте» в сжатой форме изложены основные идеи марксизма и открыто провозглашены конечные цели борьбы пролетариата. Марксистская теория выступила теперь перед всем миром как всесторонне развитое мировоззрение революционного пролетариата. «В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества» (В. И. Ленин). Выход в свет «Манифеста» совпал с началом февральской революции 1848 во Франции, распространившейся на Италию, Германию, и Австрию. В начале марта К. Маркс, а затем и Фридрих Энгельс переезжают в Париж. В новых условиях Фридрих Энгельс, совместно с К. Марксом, развивает кипучую деятельность по укреплению руководства Союза коммунистов. Фридрих Энгельс вошёл в состав его Центрального комитета и вместе с К. Марксом написал «Требования коммунистической партии в Германии», в которых были сформулированы задачи коммунистов в начавшейся революции.

В начале апреля 1848 Фридрих Энгельс и К. Маркс возвратились в Германию — в город Кёльн. Здесь Фридрих Энгельс становится ближайшим помощником К. Маркса в создании (июнь 1848) боевого демократического органа печати — «Новой Рейнской газеты», к-рая по всем важнейшим вопросам проявляла свой специфический пролетарский характер. В статьях, опубликованных в газете, Фридрих Энгельс звал немецкий народ к решительной расправе с крепостничеством и абсолютизмом, разоблачал предательство немецкой буржуазии, трусость и непоследовательность мелкобуржуазных демократов. Совместно с К. Марксом Фридрих Энгельс последовательно отстаивал революционную программу — объединение Германии в единую демократическую республику и призывал покончить с ненавистным всем народам Европы пруссачеством и его политикой грабительских войн и закабаления других народов. Фридрих Энгельс — ближайший помощник и советник К. Маркса, замещал его как главного редактора, когда К. Маркс совершал агитационные поездки. В обстановке политической отсталости германского пролетариата и организационной слабости Союза коммунистов его члены примкнули к демократической партии, составив в ней самое крайнее, пролетарское крыло. В то же время они критически относились к декларативным фразам мелкобуржуазных демократов, разоблачая их непоследовательность и трусость. Такова была в тот период тактика К. Маркса и Фридриха Энгельса, следуя которой, они вступили в Кёльнское демократическое общество и вскоре заняли руководящее положение среди демократов Рейнской провинции и Вестфалии. Вскоре назрела настоятельная необходимость создания самостоятельной политической организации рабочего класса. В середине апреля 1849 К. Маркс, Фридрих Энгельс и их сторонники вышли из состава . объединения демократических обществ и предприняли конкретные шаги по созданию самостоятельной массовой организации германского пролетариата. Но в это время прусское правительство распорядилось о высылке К. Маркса из Пруссии и начало преследования и против других членов редакции газеты. 19 мая 1849 вышел последний номер «Новой Рейнской газеты». В мае 1849 в Рейнской провинции и в Южной Германии развернулась вооружённая борьба. Фридрих Энгельс был в числе активных и мужественных борцов. После поражения повстанцев Фридрих Энгельс направился сначала в Швейцарию, а затем в Лондон, где к тому времени находился и К. Маркс. Здесь Фридрих Энгельс принял деятельное участие в реорганизации и дальнейшем укреплении Союза коммунистов.

Фридрих Энгельс принял вместе с К. Марксом непосредственное участие в издании журнала «Новая Рейнская газета. Политико-экономическое обозрение» (1850). В «Обозрении» основоположники научного коммунизма подвели итоги революции (1848—49); они вооружали рабочий класс пониманием перспектив революционного движения и разрабатывали тактику революционного рабочего класса в его борьбе с буржуазией.

Огромное значение в деле обобщения опыта революции 1848—49 и разработки революционной тактики пролетариата имели, наряду с работами К. Маркса («Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850г.», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» и др.), работы Фридриха Энгельса, опубликованные в «Обозрении» («Германская кампания за имперскую конституцию» и «Крестьянская война в Германии»). В написанном Фридрихом Энгельсом совместно с К. Марксом «Обращении Центрального комитета к Союзу коммунистов» (март 1850) была сформулирована идея о непрерывной революции, послужившая впоследствии В. И. Ленину одним из отправных пунктов в разработке его теории перерастания буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую. Наряду с научной деятельностью, Фридрих Энгельс осуществлял, вместе с К. Марксом, большую организационно-практическую работу по руководству Союзом коммунистов, отстаивал его революционно-пролетарский характер и решительно боролся против авантюристско-дезорганизаторских элементов (Виллих, Шаппер и др.), находившихся под влиянием мелкобуржуазных демократов. После массовых арестов членов Союза коммунистов в Германии и предпринятого против них Кёльнского судебного процесса, когда связь между немногочисленными их секциями распалась, в ноябре 1852 было объявлено о роспуске Союза коммунистов.

Период наступившей реакции К. Маркс и Фридрих Энгельс стремятся использовать для дальнейшей разработки политических, экономических и философских основ научного коммунизма. Хотя К. Маркс жил в Лондоне, а Фридрих Энгельс с ноября 1850 — в Манчестере, их постоянное общение не прерывалось. Ярким выражением тесной дружбы К. Маркса и Фридриха Энгельса является их переписка. В этой переписке «перед читателем проходит с поразительной живостью история рабочего движения всего мира — в самые важнейшие моменты и в наиболее существенных пунктах» (В. И. Ленин). Социалистическая теория и рабочее движение, философия и история, политическая экономия и естественные науки живо и с глубоким знанием обсуждаются в письмах К. Маркса и Фридриха Энгельса. Большой интерес испытывал в эти годы, как и позднее, Фридрих Энгельс к применению законов материалистического диалектики к познанию законов природы. Глубоко и всесторонне изучая науку о природе, Фридрих Энгельс пришёл к выводу, что новейшие достижения естествознания полностью подтверждают основные положения диалектического материализма.

С огромным, неослабевающим вниманием следил Фридрих Энгельс за событиями международной политической жизни, проявляя горячий интерес к развитию прогрессивных демократических и национально-освободительных движений. Это нашло своё выражение в его многочисленных статьях, напечатанных в 1851—62 в «Нью-Йоркской трибуне» и во многих других органах печати 50-х — начала 60-х годов. Фридрих Энгельс внимательно следит за развитием национально-освободительной борьбы китайского и индийского народов, за национальными движениями итальянского, немецкого, ирландского и польского народов, за борьбой против рабства в Северной Америке и борьбой крепостных крестьян против помещичьего гнёта в России. В своих замечательных работах Фридрих Энгельс отстаивает необходимость решительной борьбы за уничтожение феодальных и абсолютистских порядков, разоблачает жестокость колониальной политики буржуазии и горячо приветствует национально-освободительное движение народов Индии и Китая. В произведениях этого времени К. Маркс и Фридрих Энгельс дали основные, отправные идеи по национально-колониальному вопросу. В этих, как и в последующих работах, ярко сказались глубокие военные знания Ф. Энгельса, давшего материалистическое освещение истории военного дела и теории военного искусства.

Живя в Англии, Фридрих Энгельc принимает активное участие в чартистском движении, сотрудничая в его печатных органах и оказывая революционное влияние на наиболее левых деятелей чартизма. Наблюдая в конце 50-х годов общий упадок чартистского движения, Фридрих Энгельс ставил эти явления в прямую связь с господствующим положением Англии на мировом рынке, с её промышленной монополией, позволявшей английской буржуазии подкупать верхушку пролетариата. Уже тогда он стал отмечать экономические причины роста оппортунизма в рабочем движении Англии.

Бурный рост капитализма, увеличение численности рабочего класса и усиление его эксплуатации, развёртывание демократических и нац.-освободит. движений в конце 50-х и в начале 60-х годов дали толчок новому подъёму рабочего движения в Европе. В этих условиях у рабочих разных стран стала расти потребность в установлении международных связей для совместной борьбы против капитала. Учитывая потребности рабочего движения, К. Маркс и Фридрих Энгельс в 1864 создают Международное товарищество рабочих (см. Интернационал 1-й), разрабатывают теоретические и тактические основы его деятельности, ведут борьбу против антипролетарских, мелкобуржуазных направлений внутри Интернационала. Фридрих Энгельс повёл решительную борьбу против прудонистов, являвшихся рьяными противниками политической деятельности рабочего класса и установления обществ, собственности на средства производства. Такую же острую борьбу вёл он и против лассальянцев в Германии, последовательно разоблачая попытки Ф. Лассаля и его сторонников приспособить рабочее движение Германии к политике реакционера Бисмарка, осуществлявшего объединение Германии под гегемонией прусской монархии путём династических войн и жестокого подавления демократического движения. Фридрих Энгельс решительно выступил против сектантских и по существу диктаторских методов руководства рабочим движением, применяемых лассальянцами, против проповедовавшего ими культа личности Лассаля. «Освобождение пролетариата должно быть его собственным делом» — вот чему неустанно учили рабочий класс основоположники научного коммунизма. Благодаря постоянной печатной и устной пропаганде революционной идей, которую вели К. Маркс, Фридрих Энгельс и их сторонники в Германии, эти идеи стали пробивать себе дорогу к передовым немецким рабочим. На этой основе, в 1869 возникла, в противовес лассальянцам, рабочая партия (эйэенахцы), примыкавшая к 1-му Интернационалу.

С большим вниманием следил Фридрих Энгельс за работой К. Маркса над «Капиталом», попрежнему оказывая ему огромную помощь. Проникнутый сознанием великого значения теоретические работы К. Маркса, Фридрих Энгельс систематически оказывал ему материальную поддержку. Вместе с тем он самостоятельно разрабатывал отдельные экономические вопросы, получившие исчерпывающее освещение в «Капитале». Подписав последний лист корректуры 1-го тома «Капитала», К. Маркс писал 16 августа 1867 Фридриху Энгельсу: «Итак, этот том готов. Только тебе обязан я тем, что это стало возможным! Без твоего самопожертвования для меня я ни за что не мог бы проделать всю огромную работу для трех томов. Обнимаю тебя, полный благодарности!». К. Маркс не успел окончательно подготовить к печати два других тома «Капитала». Это сделал после смерти К. Маркса Фридрих Энгельс. «Действительно, эти два тома „Капитала" — труд двоих: Маркса и Энгельса», — писал В. И. Ленин.

Фридрих Энгельс живо, горячо откликался на все важнейшие события международного революционного рабочего движения. Когда 18 марта 1871 парижские рабочие произвели революцию, сделав попытку установить своё политическое господство, Фридрих Энгельс, подобно К. Марксу, тотчас же выступил как самый пламенный поборник дела Парижской Коммуны 1871. Фридрих Энгельс в своих выступлениях на заседаниях Генерального совета Интернационала и в письмах к деятелям международного рабочего движения разъяснял история, значение Коммуны и призывал международный пролетариат стать на её защиту. Вместе с К. Марксом он повёл решительную борьбу против тех тред-юнионистских лидеров, которые в угоду своей буржуазии отказались поддержать борьбу парижских коммунаров.

В этот новый период жизни Интернационала, начавшийся с Парижской Коммуны, буржуазные тред-юнионисты и анархисты (бакунисты) являлись главными врагами марксизма в рабочем движении. В борьбе против анархистских взглядов и дезорганизаторской деятельности М. А. Бакунина и его сторонников Фридрих Энгельс отстаивал необходимость для рабочего класса революционной политической деятельности, создания самостоятельной политической партии, которая была бы связана единой партийной дисциплиной и централизованным руководством и ставила бы своей целью завоевание диктатуры пролетариата. Эту линию Фридрих Энгельс проводил как в печати, так и в своих выступлениях на Лондонской конференции (1871) и на Гаагском конгрессе 1-го Интернационала (1872),

С окончанием франко-прусской войны 1870—71 и поражением Парижской Коммуны начался новый, сравнительно мирный период в развитии мировой истории. 1-й Интернационал, заложив фундамент международной организации рабочих, тем самым выполнил свою великую история. роль. Новая обстановка, определившая необходимость длительной подготовки к социалистической революции, потребовала иных методов организации рабочего класса. Решающую роль стали играть теперь массовые рабочие партии, в создании которых К. Маркс и Фридрих Энгельс принимают непосредственное участие и оказывают огромную помощь в развёртывании их деятельности. В ряде работ («К жилищному вопросу», 1872—73, «Бакунисты за работой», 1873, «Эмигрантская литература», 1874—75, и др.) Фридрих Энгельс подвергает критике антипролетарское течения в рабочем движении, разрабатывает и разъясняет вопросы революционной теории и партийной политики пролетариата, неутомимо борется за чистоту революционной теории, против всяких попыток принизить или исказить её. Фридрих Энгельс указывал на необходимость глубокого изучения теории, на то, что следует «все более и более освобождаться от влияния традиционных, принадлежащих старому миросозерцанию фраз и всегда иметь в виду, что социализм, с тех пор как он стал наукой, требует, чтобы с ним и обращались как с наукой, то есть чтобы его изучали». Особенно требовательно относились К. Маркс и Фридрих Энгельс к выработке партийной программы. Они со всей решительностью выступили против лидеров германской социал-демократии, когда последние пошли в 1875 на съезде в Готе на беспринципное объединение с лассальянцами и сделали серьёзные уступки в вопросах партийной программы и революционной теории. В письмах к лидерам нем. социалистов К. Маркс и Фридрих Энгельс со всей непримиримостью раскритиковали оппортунистическое искажения, допущенные в Готской программе. Они требовали, чтобы практическая деятельность партии не расходилась с теорией научного коммунизма. Эта критика сочеталась у них с дальнейшей разработкой ряда коренных вопросов революционной теории.

Повседневно руководя вместе с К. Марксом международным рабочим движением, Фридрих Энгельс главное внимание уделял в эти годы проблемам марксистской философии и её применению к изучению природы и общества, в то время как К. Маркс был преимущественно занят развитием своей экономической теории.

Деятельность Фридриха Энгельса и его непосредственный вклад в разработку учения марксизма характеризуется такими производствами, как «Анти-Дюринг» (1877—78), «Диалектика природы» (70—80-е гг.), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) и др. Особо важное место среди работ Фридриха Энгельса занимает его книга «Анти-Дюринг», охарактеризованная В. И. Лениным как «удивительно содержательная и поучительная». В ней разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук. Три части этой книги: «Философия», «Политическая экономия» и «Социализм», дают стройное и всестороннее освещение трёх основных частей марксизма как науки. К этой работе близко примыкает и его работа «Диалектика природы», в которой дано диалектико-материалистическое обобщение всех наиболее значительных завоеваний научной мысли того времени и развиты дальше философские основы марксизма в применении к естественным наукам. В этой рукописи Фридрих Энгельс предвосхитил и некоторые позднейшие конкретные научные открытия. Фридрих Энгельс подходил к науке как революционер, решительно отметая всё старое, всё отжившее. Так, раскрывая великое значение учения Ч. Дарвина, Фридрих Энгельс вместе с тем указывал и на слабые стороны его учения. В «Диалектике природы» Фридрих Энгельс, в противовес господствовавшему в биологической науке взгляду, высказал предположение о возможности существования живой бесклеточной материи и развития «от простого пластического белка к клетке», что было подтверждено впоследствии открытиями в области биологии.

К. Маркс и Фридрих Энгельс постоянно подчёркивали необходимость единства между теорией и практикой и указывали, что нарушение этого единства способствует росту оппортунизма в рабочих социалистических партиях. Основоположники марксизма развернули борьбу против оппортунизма в рабочем движении, против проявления мелкобуржуазного влияния на рабочий класс. Они боролись против оппортунизма в германской социал-демократии, вели ожесточённую атаку против её правого крыла. Так, в период введения исключительного закона против социалистов в Германии они обращаются с «Циркулярным письмом» (1879) к лидерам германской социал-демократии, в котором беспощадно критикуют оппортунистические попытки филистёрских элементов внутри партии (Хёхберг, Бернштейн и др.), стремившихся капитулянтством перед буржуазией и правительством выклянчить отмену исключительного закона, и осуждают примиренческую позицию руководства партии. К. Маркс и Фридрих Энгельс критикуют руководство партии за его намерение поставить заражённых оппортунизмом деятелей во главе партийного органа «Социал-демократ». В то же время они ведут непримиримую борьбу против тех неустойчивых элементов в партии, которые в панике перед наступлением реакции ударились в анархизм (И. Мост и др.). В англо-американском социализме основоположники марксизма всего резче критиковали его оторванность от рабочего движения, сектантство, догматизм. Во французком социалистическом движении К. Маркс и Фридрих Энгельс поддерживали революционное марксистское крыло в его борьбе против оппортунистического направления — поссибилистов.

 


Продолжение

Поиск
Copyright MyCorp © 2019