эстонцы

Содержание:

Эстласед... Советский Энциклопедический Словарь. 1980

Эстонцы (эсты)... Энциклопедический Словарь 1953—1955

Эстонцы — см. Эсты... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907

Эсты (лат. Aesti) — принятое в западноевропейских... Материал из Википедии

 

 

Большая российская энциклопедия. Том 35. Москва, 2017, стр. 478—479

ЭСТО́НЦЫ (са­мо­на­зва­ние – eestlased), 1) на­се­ле­ние Эс­то­нии. 2) При­бал­тий­ско-фин­ский на­род, осн. на­се­ле­ние Эс­то­нии. Чис­лен­ность 905,8 тыс. чел. (2016, Деп-т ста­ти­сти­ки). Жи­вут так­же в Фин­лян­дии (49,2 тыс. чел. – 2016, Ста­ти­стич. центр), США (27,1 тыс. чел. – 2014, Бю­ро пе­ре­пи­си), Ка­на­де (23,2 тыс. чел. – 2011, пе­ре­пись), Рос­сии (17,9 тыс. чел., в т. ч. 7,1 тыс. чел. в Си­бир­ском фе­де­раль­ном ок­ру­ге: 2,3 тыс. чел. в Крас­но­яр­ском крае, 2,1 тыс. чел. в Ом­ской обл., 0,9 тыс. чел. в Но­во­си­бир­ской обл., 0,5 тыс. чел. в Ке­ме­ров­ской обл., 0,5 тыс. чел. в Том­ской обл. – 2010, пе­ре­пись) и др. Го­во­рят на эс­тон­ском языке. Ве­рую­щие в осн. лю­те­ра­не, есть пра­во­слав­ные (в т. ч. се­ту).

Эстонский женский костюм: 1 – северная Эстония, девичья одежда из Йыэляхтме (мааконд Харью), сер. 19 в. (короткая кофта кяйсед с воротом, скреплённым пряжкой сыльг, полихромной вышивкой и кружев... Рис. Е. Н. Федорченко

Пред­ки Э. упо­ми­на­ют­ся в рус. ис­точ­ни­ках как чудь, в зап.-ев­роп. ис­точ­ни­ках с 13 в. – как «эс­ты» (эт­но­ним вос­хо­дит к «эс­ти­ям» ан­тич­ных ав­то­ров – см. в ст. Сам­бий­ско-на­тан­гий­ская куль­ту­ра). Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Юго-Вост. Бал­тии (см. в ст. Ев­ро­па), на за­па­де и се­ве­ре ис­пы­та­ла сканд. и фин­ское, на юге и вос­то­ке – рус. и балт­ское влия­ние. Тра­диц. за­ня­тия – па­шен­ное зем­ле­де­лие (рожь, яч­мень, бо­бо­вые, кар­то­фель; выращивание льна раз­вито особенно в Юж. Эстонии, с 1860–1880-х гг., в связи с кризисом импорта в Европу хлопка из США и с Ближнего Востока, приобрело товарное значение), жи­вот­но­вод­ст­во (мо­лоч­ный скот, сви­ньи, ов­цы).

Раз­ли­ча­ют­ся сев.-эст. (маа­кон­ды Ида-Ви­ру, Ляэ­не-Ви­ру, Ха­рью и Яр­ва, Ра­п­ла), юж.-эст. (маа­кон­ды Йы­ге­ва, Тар­ту, Пыл­ва, Вы­ру, Вал­га, Виль­ян­ди, вос­ток Пяр­ну), зап.-эст. (маа­кон­ды Пяр­ну, Ля­эне, за­пад Харь­ю) и ост­ров­ная (маа­кон­ды Хийу и Саа­ре) эт­но­гра­фич. об­лас­ти. Древ­ней­шие сель­ские по­се­ле­ния – де­рев­ни (кю­ла) ку­че­вой и ря­до­вой пла­ни­ров­ки, на юге так­же раз­бро­сан­ные и од­но­двор­ные; со 2-й пол. 19 в. осн. ти­пом по­се­ле­ния стал ху­тор. Жи­ли­ще до кон. 19 в. – т. н. жи­лая ри­га (рес­ту­ба), сруб­ная по­строй­ка с вы­со­кой со­ло­мен­ной кры­шей, гли­но­бит­ным или ка­мен­ным по­лом. Центр. жи­лое по­ме­ще­ние (ри­га), слу­жив­шее так­же для суш­ки сно­пов, ота­п­ли­ва­лось по-чёр­но­му ка­мен­ной пе­чью (ахи), сто­яв­шей на­про­тив вхо­да, с под­вес­ным кот­лом над оча­гом (кол­ле, лее) пе­ред усть­ем; к не­му при­мы­ка­ли од­на или неск. хо­лод­ных кла­до­вых (кам­бер), слу­жив­ших ле­том спаль­ня­ми, и гум­но (ре­хеа­лу­не), где зи­мой дер­жа­ли скот. Др. по­строй­ки усадь­бы – кле­ти (айт), хлев (ла­ут), ба­ня (са­ун); ха­рак­тер­на лет­няя кух­ня (ко­да) – в ви­де ко­нич. ша­ла­ша или не­боль­шо­го сру­ба, на се­ве­ро-за­па­де и ост­ро­вах – из кам­ня, с от­кры­тым оча­гом.

Раз­ли­ча­ют­ся сев.-эст., юж.-эст., зап.-эст. и ост­ров­ной ком­плек­сы жен­ско­го кос­тю­ма. Жен­ская ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха (сярк) на б. ч. Эс­то­нии име­ла длин­ные ру­ка­ва, на­пле­чи­ки (ыла­лапп, ыла­латт) и от­лож­ной во­рот­ник. В Се­в. Эс­то­нии но­си­лась так­же ру­ба­ха без ру­ка­вов, на о. Хий­у­маа – на лям­ках, по­верх неё – ко­рот­кая блу­за (кяй­сед) с длин­ным пыш­ным ру­ка­вом. Ру­ба­хи и кяй­сед ук­ра­ша­лись ме­реж­кой, кру­же­вом, бе­лой, на се­ве­ре так­же – крас­ной, чёр­ной или по­ли­хром­ной вы­шив­кой (гео­мет­рич., на се­ве­ре – рас­тит. мо­ти­вы). По­верх ру­ба­хи на­де­ва­ли ко­рот­кую (на о. Саа­ре­маа – вы­ше та­лии) шер­стя­ную коф­ту (камп­сун) или без­ру­кав­ку (лий­стик, лий­ви­стик, лихв). Юб­ка (сев.-эст. сее­лик, юж.-эст. кёрт, на юго-вос­то­ке так­же – сы­ба, кы­рик, пал­ла­по­ол, на ост­ро­вах – ку­уб, на о. Хий­у­маа так­же – сярк, на о. Саа­ре­маа – юм­брик) в осн. по­лу­шер­стя­ная в склад­ку, на за­па­де и ост­ро­вах – так­же плис­си­ро­ван­ная (по-ви­ди­мо­му, за­им­ст­во­ва­на у шве­дов); по рас­крас­ке – про­доль­но-, ре­же по­пе­реч­но-по­ло­са­тая (на ост­ро­вах Саа­ре­маа и Му­ху – пре­иму­щест­вен­но), или в клет­ку (осо­бен­но к кон. 19 в.); у груп­пы муль­ги (юг маа­кон­да Виль­ян­ди и юго-вос­ток маа­кон­да Пяр­ну) – шер­стя­ная чёр­ная с кай­мой на по­до­ле, ино­гда – не­сши­тая. Юб­ка под­поя­сы­ва­лась узор­ным поя­сом (вёё) – пле­тё­ным или тка­ным на ни­ту, на юге, за­па­де и о. Саа­ре­маа – так­же на до­щеч­ках. За­муж­ние жен­щи­ны по­верх юб­ки но­си­ли льня­ной или хлоп­ча­то­бу­маж­ный пе­ред­ник (пылл), на о. Хий­у­маа – с во­ла­ном по по­до­лу. На пле­чи на­де­ва­ли шер­стя­ные шаль или по­кры­ва­ло (на юге – сы­ба, сыу­ке, на юго-вос­то­ке – кы­рик, в маа­кон­де Виль­ян­ди и на юге маа­кон­да Пяр­ну – текк, на за­па­де – вайп) с цвет­ной кай­мой, в маа­кон­дах Тар­ту и Виль­ян­ди – клет­ча­тое или од­но­тон­ное ко­рич­не­вое, на юго-вос­то­ке – бе­лое вы­ши­тое; из­вест­ны так­же бе­лые льня­ные по­кры­ва­ла (на се­ве­ре, за­па­де и вос­то­ке – па­ла­кас, на юге – ли­на, ли­ник, пал­ла­по­ол, ка­ал, на за­па­де и ост­ро­вах – ург), на юге – с вы­шив­кой, на юго-вос­то­ке – с крас­ным узор­ным ткань­ём. Осн. ук­ра­ше­ние – коль­це­вид­ная или круг­лая брошь (сыльг, пре­ес), на за­па­де из­вест­ны мо­нет­ные оже­ре­лья. Де­ви­чий го­лов­ной убор – ве­нок (пярг) на твёр­дой ос­но­ве, на за­па­де и ост­ро­вах – лен­та (пеа­па­эл). За­муж­ние жен­щи­ны на се­ве­ре но­си­ли «горш­ко­об­раз­ные» ко­кош­ни­ки на твёр­дой ос­но­ве (пот­тмютс), на за­па­де и о. Саа­ре­маа – так­же «ко­пы­тоо­об­раз­ные» с вы­со­ким греб­нем (би­мютс, пин­нмютс) или в ви­де усе­чён­но­го ко­ну­са (харь­ю­та­ну, маа­конд Саа­ре), на юге и ост­ро­вах – чеп­цы (та­ну, мютс); на се­ве­ре, юго-вос­то­ке, юге (у муль­ги) и ост­ро­вах со­хра­ня­ет­ся по­ло­тен­ча­тый убор (ли­ник, у муль­ги – рятт, пяя­рятт); на се­ве­ро-вос­то­ке (маа­конд Ида-Ви­ру) ткань обёр­ты­ва­ет­ся во­круг го­ло­вы, ино­гда на твёр­дой ос­но­ве, об­ра­зуя ша­поч­ку (харь­я­кас, «со­ро­ка»), ук­ра­шен­ную га­лу­ном, с «хво­стом» из по­зу­мен­та сза­ди.

Из празд­ни­ков вы­де­ля­ет­ся Ива­нов день (Яа­ни­пя­эв). Наи­бо­лее зна­чит. часть муз. фольк­ло­ра – од­но­го­лос­ные ал­ли­те­рационные пес­ни (см. Ру­ни­че­ские пес­ни). Раз­ли­ча­ют­ся сев.-эст. (ха­рак­те­рен жанр т. н. ка­чель­ных пе­сен) и юж.-эст. (рас­про­стра­не­ны пас­ту­шьи пес­ни) ру­нич. тра­ди­ции. Сти­ли­сти­че­ски обо­соб­лен фольк­лор се­ту, у ко­то­рых бы­ту­ет мно­го­го­ло­сие. С 17 в. раз­ви­ва­лись т. н. пес­ни пе­ре­ход­ной фор­мы, имею­щие при­зна­ки как ру­ни­че­ских, так и но­вых пе­сен. Со 2-й пол. 19 в. рас­про­стра­ни­лись сти­ли­сти­че­ски позд­ние – т. н. но­вые нар. пес­ни с риф­мо­ван­ным сти­хом, ме­ло­дия­ми ши­ро­ко­го диа­па­зо­на в ма­жо­ре, ре­же в ми­но­ре, в ку­плет­ной фор­ме. Муз. ин­ст­ру­мен­ты: ста­рин­ные – щип­ко­вый кан­нель, смыч­ко­вый хий­у­кан­нель, на­ту­раль­ная тру­ба (карь­я­па­сун), рог (сарв); бо­лее позд­ние – во­лын­ка (то­ру­пилль), скрип­ка, гар­мо­ни­ка, на них ис­пол­ня­ют­ся гл. обр. тан­це­валь­ные наи­гры­ши (ла­бая­ла­вальс, поль­ка, рейн­ленд­лер).

Лит.: Tampere H. Eesti rahvalaule viisidega. Tallinn, 1956–1965. T. 1–5; На­ро­ды Ев­ро­пей­ской час­ти СССР. М., 1964. Т. 2; Там­пе­ре Х. Эс­тон­ская на­род­ная пес­ня. Л., 1983; Ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­ский ат­лас При­бал­ти­ки: Оде­ж­да. Ри­га, 1986.

 

 

Энциклопедический Словарь 1953—1955


ЭСТОНЦЫ (эсты), социалистическая нация, основное население Эстонской ССР. Численность — свыше 1 млн. человек. Язык — эстонский, относится к финно-угурской группе. См. Эстонская Советская Социалистическая Республика.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ЭСТЛАСЕД, самоназвание эстонцев.

ЭСТОНЦЫ (самоназвание — эстласед), нация, основное население Эстонской ССР (925 тыс. человек); всего в СССР — 1007 тыс. человек (1970). Язык эстонский.

ЭСТЫ (эстласед), древнее название эстонцев.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986


ЭСТО´НЦЫ, -ев, -нец, -нца, м. Народ угро-финской языковой группы, составляющие основное население Эстонской ССР. || ж. эстонка, -и. || прил. эстонский, -ая, -ое.

 

 

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. 1890—1907


ЭСТОНЦЫ — см. Эсты

ЭСТЫ — коренные обитатели Прибалтiйскаго края и прибрежных острововъ — Эзеля, Моона и др.; принадлежатъ къ западной группѣ финно-угорскаго племени (см. XXXVI, 9). Извѣстны въ лѣтописяхъ подъ именемъ «чуди», но это же имя примѣняется и къ другимъ финскимъ племенамъ. Сами себя называютъ Tallo poeg — сынъ земли; у латышей извѣстны подъ названiемъ «igganni», т. е. «изгнанники», что указываетъ, вѣроятно, на отѣтсненiе ихъ (въ началѣ XIII в.) на сѣверъ; у русскихъ извѣстны подъ именемъ чухонъ, чухонцевъ; въ Псковской губ. Э., бывшiе издавна подъ русскимъ влiянiемъ, получили названiе setud или setukesed (= кляча) — «полувѣрцевъ». Площадь, заселенная Э. = около 38500 кв. км, съ населенiемъ около 950000 душъ, въ томъ числѣ въ Лифляндской губ. (перепись 1881 г.) 482613, въ Эстляндской (перепись 1881 г.) 329687, въ Псковской (переп. 1897 г.) 25458, въ С.-Петербургской (1897 г.) 64116, въ Витебской 906. По вѣроисповѣданiю Э. большею частью лютеране, въ Псковской губ.— православные, въ Витебской — католики.

Прародиной угро-финской семьи считаютъ центральную Азiю, откуда въ доисторическiя времена совершилась миграцiя черезъ сѣверо-востокъ Европы въ занимаемыя нынѣ угро-финнами области. Раздѣленiе на отдѣльныя племена можно отнести къ VII вѣку, такъ какъ уже съ этого времени археологическiя раскопки даютъ указанiя на обособленность финновъ, эстовъ, ливовъ и куровъ. Прибалтiйскiя находки указываютъ на знакомство съ металлами (желѣзные топоры, ножи, бронзовые нагрудныя украшенiя). Образъ жизни Э. того времени кочевой, охотничiй, но уже съ зачатками земледѣлiя. Нѣкогда Э. занимали всю Лифляндскую и Курляндскую губ., на что указываютъ названiя мѣстностей съ окончанiемъ на küll (деревня) и jerw (озеро), но уже въ историческое время были оттѣснены латышами и славянами въ занимаемые нынѣ предѣлы; еще въ 1111 и 1178 г. новгородская лѣтопись упоминаетъ объ «Очелѣ» (Adselle, на сѣв.-зап. отъ Марiенбурга), какъ о странѣ, занятой Э. Съ этого времени Э. подвергались постояннымъ нападенiямъ скандинавскихъ князей, славянъ и, наконецъ, нѣмцевъ (меченосцевъ), которые, съ помощью Данiи, покорили Э. и обратили ихъ въ христiанство около 1227 г. Эта борьба была тѣмъ болѣе упорна, что, чуждые института рабства, Э. всѣми силами отстаивали свою исконную свободу. Послѣ нѣмцевъ Э. подпали подъ власть сначала Польши, затѣмъ Швецiи, а въ 1710 г. были окончательно присоединены къ Россiи. Со времени освобожденiя отъ крѣпостной зависимости культурная жизнь Э. начала быстро развиваться.

Въ антропологическомъ отношенiи Э. значительно отличаются отъ другихъ угро-финновъ. Черепъ Э. мезоцефальный (тогда как лопари — брахицефалы, а чуваши — долихоцефалы); очень рѣзко выдающiеся въ сторону скуловыя кости, длинный узкiй носъ, съ четырехугольными надбровными дугами. Женскiй черепъ имѣетъ характерныя отличiя: онъ значительно меньшаго объема и относительно своей длины шире. Э. роста выше средняго (нерѣдко 170 стм), крѣпкаго, коренастаго тѣлосложенiя. Женщины имѣютъ характерныя особенности какъ въ строенiи таза, такъ и въ общей массивности тѣлосложенiя, отличаясь здоровьемъ и силой. Цвѣтъ кожи бѣлый, волосы чаще всего свѣтло-русые, нерѣдко и свѣтлокоричневые; глаза свѣтлые, сѣровато-голубого цвѣта. Волосъ ни женщины, ни мужчины не стригутъ, а носятъ подъ платкомъ или подъ головнымъ уборомъ распущенными по плечамъ. Бороду и усы Э. брѣютъ. Одежда мужчинъ состоитъ изъ полотняной рубашки, застегиваемой на шѣе металлическими, большей частью серебряными пряжками (этотъ обычай начинаетъ исчезать и остался по преимуществу у островитянъ и у полувѣрцевъ Псковской губ.), чулокъ, высокихъ сапогъ, короткихъ штановъ, обыкновенно чернаго цвѣта, жилета и сѣрой или зеленой куртки въ родѣ пиджака; на шѣе повязывается платокъ, часто шелковый; на головѣ войлочная шляпа съ широкими полями, зимой — шляпа изъ лисьяго мѣха и овечья шуба безъ покрышки. Женскiй костюм — длинная холщовая рубашка, застегиваемая на груди пряжками, полосатыя темныя юбки, синiй лифъ и кисейный вышитый фартукъ. Женскiй головной уборъ довольно разнообразенъ. Живутъ Э. въ очень простыхъ бревенчатыхъ, большей частью курныхъ избахъ, но за послѣднее время и въ этомъ отношенiи замѣчается большой прогрессъ. Съ 80-хъ годовъ замѣчается стремленiе покупать въ собственность земли и развитiе мызнаго хозяйства. Пища главнымъ образомъ растительная; особенно любимы у Э. капуста и рѣпа, которую они разводили еще въ доисторическiя времена. Лакомствомъ служитъ свиное мясо. Отличительные черты характера Э. — упрямство и злопамятность, несмотря на терпѣливость и общую душевную мягкость; выведенный изъ себя, Э. становится жестокимъ и мстительнымъ. Э. рѣшителенъ, смѣлъ, находчивъ въ опасности, очень честенъ, но не чуждъ лѣни и беспечности. На женщину Э. смотритъ исключительно какъ на работницу, не заботясь особенно объ ея нравственномъ поведенiии. Нравы довольно свободны. Число незаконнорожденныхъ доходитъ до 6 процентовъ. Разводы крайне рѣдки. Обряды и пережитки старины все болѣе и болѣе забываются. Большую стойкость «обряды свадебные и похоронные, особенно у сѣверныхъ Э. и у Э. псковскихъ. Такъ, напр., по ихъ мнѣнiю, человѣкъ не долженъ умирать на постели, вслѣдствiе чего умирающаго кладутъ на соломенную подстилку (pikka öllile panuema — лежать на длинной соломѣ), на которой онъ и остается до смерти; весь уходъ за нимъ въ это время состоитъ въ томъ, что его стараются по возможности больше накормить. Гробъ съ покойникомъ ставятъ на телѣгу, на которую усаживаются всѣ близкiе, и скорой рысью ѣдутъ на место погребенiя. Въ полной силѣ еще и донынѣ во многихъ местахъ вѣра во всевозможныхъ добрыхъ и нечистыхъ духовъ и связанное съ нею колдовство (см. Э. мифологiя).

См. библiографiю по антропологiи и археологiи эстовъ статью Вейнберга въ «Русск. Антропол. журналѣ» (1901, № 3); Richter, «Geschichte der Ostseeprovinzen» (1857); Риттих, «Матерiалы для этнографiи Россiи» («Прибалтiйскiй край», 1873); Alquist, «Culturwörter der Finnen»; Wiedemann, «Aus dem inneren und ausseren Leben des Esten» (1876); Schröder, «Die Hochzeitsgebrauche der Esten» (Б., 1888); Mikkola, «Berührungen zwischen den Westfinnen u. d. Slaven» (Гельсингф., 1894); Майковъ, «Культурная жизнь зап. финновъ по даннымъ языка» (по Alquist'y); Трусманъ, «Введенiе христiанства въ Лифл.» (1884); его же, «Чудско-литовскiй элементъ въ Новгород. пятинахъ» (Ревель, 1898); Благовѣщенскiй, «Остр. Эзель и его обитатели» («Сбор. Археологическаго Инст.», 1881); В. Миллеръ, «Сист. опис. Дашковск. Музея» (тамъ же отчасти указана библiографiя). Много цѣннаго въ «Sitzungsberichte u. Verhandlungen der Gelehrten Estn. Gesellschaft.».

M. E.

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Э́сты (лат. Aesti) — принятое в западноевропейских (преимущественно латинских) источниках название средневекового населения современной Эстонии. В древнерусских источниках ему соответствует экзоэтноним «чудь».

Эсты на французской карте 1685 года

Древнейшее население Эстонии

Самыми древними находками на территории Эстонии являются артефакты, найденные в ходе археологических раскопок поселений Пулли и Кунда и относящиеся к кундаской археологической культуре. Им на смену пришли неолитические народы нарвской культуры. Этническая принадлежность ни тех, ни других неизвестна.

Эстии античных авторов

Aestii вблизи Вислы (соседи видивариев) — народ, упомянутый Тацитом в трактате «О происхождении германцев и местоположении Германии»:

Эстии поклоняются праматери богов и как отличительный знак своего культа носят на себе изображения вепрей; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов. Меч у них — редкость; употребляют же они чаще всего дреколье. Хлеба и другие плоды земные выращивают они усерднее, чем принято у германцев с присущей им нерадивостью. Больше того, они обшаривают и море и на берегу, и на отмелях единственные из всех собирают янтарь, который сами они называют глезом. У них самих он никак не используется; собирают они его в натуральном виде, доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему удивлению, получают за него цену.

Судя по данному описанию, эстии — одно из западных племён древних балтов, занимавшееся сбором янтаря и его экспортом в Римскую империю по Янтарному пути. Приведённое Тацитом название янтаря на языке эстов, glesum, вероятно, германского происхождения (ср. гот. glas, англ. glass).

Нет оснований отождествлять с эстонцами тех эстов, к которым обращался в 537 г. с речью Кассиодор, а также народ айстов (Hestii), упоминаемый Иорданом в качестве данников Германариха. Упоминания эстов у античных авторов столь кратки, что точно определить ареал их расселения не представляется возможным.

Средневековые эсты

Исторические области Эстонии

Эсты как народ финно-угорского происхождения (т.е. эстонцы) впервые описаны в ливонских хрониках XIII века (в частности, у Генриха Латвийского). Их название, унаследованное от античных латинских писателей, средневековые авторы ошибочно понимали как образованное от термина «восток», «ост» (то есть «Восточная земля» — Эстланд).

Современные эстонцы взяли этот книжный термин для обозначения своей нации лишь c XIX века (в период «национального возрождения»). В местной традиции лат. Aesti мутировало в «ээстласед». До этого они сами себя именовали «маарахвас» (эст. maarahvas, букв. «народ земли»).

Примечания

  1. The Uralic language family: facts, myths and statistics.— Oxford, UK: Blackwell, 2002.— P. 21–23.
  2. Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии
  3. Из произведения римского историка Тацита «Германия» о древних балтах (I в. н. э.).

Источник — «https://ru.wikipedia.org/»

 

Ссылки


  • Эстонцы (эст. eestlased) — прибалтийско-финский народ Эстонии... Материал из Википедии