Евреи, йе­гу­дим (иу­дей)

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический Словарь. 1953—1955, т. 1, стр. 594


ЕВРЕИ, общее название различных народностей, объединённых общностью происхождения от др.-евр. народности, жившей в Палестине до первых веков н. э. Всего Е. в 1937 насчитывалось ок. 17 млн. ч. Фашисты во время 2-й мировой войны истребили ок. 6 млн. Е. В подавляющем большинстве Е. пользуются языком тех народов, среди к-рых живут. Вместе с тем, часть Е. (в странах Центр. Европы, а также потомки переселенцев из Центр. Европы) говорит на языке идиш, основу к-рого доставляет ср.-герм, диалект; другая часть Е. (потомки Е. Испании и Португалии) говорит на испаньольском языке, основу к-рого составляет староиспанский. Официальным языком государства Израиль, образованного в 1948, является древнееврейский язык; среди Е. остальных стран он сохранился как язык культа.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980, стр. 427


ЕВРЕИ, общее этич. назв. народностей, исторически восходящих к древним Е.; живут в разл. странах. Общая числ. ок. 15 млн. ч. (1975), в т. ч. в США ок. 6 млн., Израиле ок. 3 млн., в СССР 2,1 млн. (1970). Б. ч. говорят на языке страны, в к-рой они живут. Часть Е. говорят на также на яз. идиш и иврит. Верующие — в осн. иудаисты.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986, стр. 159


ЕВРЕИ, -еев, ед. -ей, -я, м. Общее этническое название народностей, исторически восходящих к одному из древних народов семитской языковой группы (древним евреям), сейчас живущим в различных странах общей жизнью с основным населением этих стран. || ж. еврейка, -и. || прил. еврейский, -ая, -ое.

 

 

Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона (1908—1913)


Жидъ, Жидовинъ (польск. żyd, żydowin; чешск. žid; словенск. źid и т. д.) — славянская форма лат. judaeus и древнее русское народное названiе еврея, удержавшееся въ русскомь законодательствѣ до конца 18 в.; названiе «жидовинъ» употребляется также въ оффицiальныхъ документахъ 17 вѣка. Въ русской былинѣ о жидовинѣ, въ сербскихъ пѣсняхъ о Джидовинѣ, Джидигѣ-исполинѣ и въ болгарскихь преданiияхъ о жидахъ-гигантахъ «Жидовинъ» является необыкновенными исполиномъ, съ которымъ воюетъ Илiя-змѣеборецъ. Въ одной сербской сказкѣ Ж. выступаеть въ роли великана-людоѣда (Вукъ Караджигъ, 45). По современнымь же болгарскимъ преданiямъ, жиды являются первыми людьми на свѣтѣ, вышедшими изъ земли словно грибы. Высокiе и крупные, они ходили спотыкаясь, падали и не могли болѣе встать. Особливо запинались они о Кепину (ежевикъ), почему кланялись ей и приносили жертву. Грома они не боялись: когда змѣи начинали стрѣлять съ высоты огненными стрелами, жиды клали себѣ на голову камень, приговаривая: «Каменная у меня голова! что ты со мной подѣлаешь!». Видя, что Ж-ы спотыкаются и падають и не въ силахъ подняться, Господь извелъ ихъ.— Илiевъ выводитъ славянское народное представленiе о Ж.-исполинѣ изъ христiанской-народнаго обобщенiя: евреи — первые созданные Богомъ люди, отъ нихъ пошли другiе народы. Первосозданныхъ людей народъ представлялъ себѣ исполинами. Мотивы же о Ж. врагахь возникъ изъ другого христiанскаго представленiя о Ж.— гонителяхъ Христа. Такимь путемъ эпическiй образъ великана и богатыря Ж. могъ одинаково сложиться у русскихъ, сербовъ и болгаръ, причемъ у русскихъ этотъ мотивъ слился съ образомь жидовина-хазарина, а у болгаръ съ образомъ мѣстныхъ евреевъ, которые въ народномъ представленiи являются союзниками турокъ. О нѣкоторомъ Житовѣ или Жидовѣ-гробѣ у Тырнова рассказывается, будто въ немъ похоронены «жидъ», предавшiй городъ туркамъ.— Ж., какъ презрительное названiе, болѣе поздняго происхожденiя; оно возникло, когда вмѣстѣ съ средневѣковой религиозной письменностью въ Московскую и Южную Русь проникло представленiе о евреѣ, какъ о коварномь, низкомь существѣ, что и отразилось въ рядѣ пословицъ и поговорокъ.— Въ русской прогрессивной печати названiе Ж. исчезаетъ, начиная съ воцаренiя Александра II, и когда въ 1861 г. малороссiйскiй журналъ Основа сталъ употреблять названiе Ж., это вызвало въ печати и обществѣ глубокое негодованiе; по этому поводу редакцiя выступила съ отвѣтомъ, объяснивъ, что Ж. въ народномъ украинскомъ представленiи не имѣетъ общаго съ браннымъ терминомь Ж.— Нынѣ употребленiе Ж. въ украинской и русинской печати сдѣлалось обычнымъ. У другихь славянскихь народовъ Ж. до сихъ поръ сохранился, какъ народное названiе, хотя имѣется и другой терминъ: евреинъ у болгаръ, starozakonny у поляковъ и т. д.— Ср.: Систематическiй указатель; Даль, Словарь русск. языка; Академическiй словарь; Веселовскiй, Розысканiя въ области русскихъ духовныхъ стиховъ, ХХII, 163; Халанскiй, Былина о Жидовинѣ, Русск. Филолог. Вѣстникъ, 1890, 7; Каченовскiй, Памяти болгарского народного творчества, 162; Градовскiй, Торговые и другие права, 2 изд., стр. 10; Сборникъ за народни умотворения, II, Народни умотворения, 161; ср. Илiевъ, Българскитѣ прѣдания за исполини, нарѣчени елина жидове и латини, ib., III, Наученъ отдѣлъ, 198 и сл. и ІV, ib., 231 и сл. И. Б.8.

 

 

 

БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. 2017
ЕВРЕ́И [греч. ‘Εβραῖος , от др.-евр. עברים  – «пе­ре­шед­ший че­рез ре­ку», име­ет­ся в ви­ду пра­ро­ди­тель Е. Ав­ра­ам, при­шед­ший в Ха­на­ан из-за Ев­фра­та; др. тол­ко­ва­ние – «по­том­ки пра­от­ца Еве­ра»; са­мо­на­зва­ния на ив­ри­те – йе­гу­дим (иу­дей), на иди­ше – йид, ай­ид; древ­нее са­мо­на­зва­ние – бней-ис­ра­эль («сы­но­вья Из­раи­ля»)], на­род. Ор­га­ни­зо­ван­ные евр. об­щи­ны су­ще­ст­ву­ют в 110 стра­нах ми­ра, при­чём ре­аль­ное чис­ло жи­ву­щих там Е. мо­жет пре­вы­шать их офиц. дан­ные в 1,5–4 ра­за. Об­щая чис­лен­ность 13,3 млн. чел... Читать оригинал

 

 

ВИКИПЕДИЯ

Евре́и (самоназвание — йеhудим (יְהוּדִים) на иврите, (й)идн (ייִדן/אידן) на идише и юдиос или джудиос (Judeos) на ладино) — народ семитского происхождения, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств, живущий во многих странах мира (с 1948 года существует также еврейское государство Израиль). Численность на 2012 год 13,86 млн человек... Читать оригинал

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019