Фашизм — фашисты — Энциклопедия

Анатолий Фукс - энциклопедия

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986

ФАШИ´ЗМ, -а, м. Форма открытой террористической диктатуры империалистической буржуазии, опирающаяся на силы антикоммунизма, шовинизма и расизма, направленного на уничтожение демократии, подавление рабочего движения и на подготовку агрессивных войн. || прил. фашистский, -ая, -ое.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ФАШИЗМ, открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала; слово «Фашизм» употребляется также для наименования наиболее реакционного течения в капиталистических странах, возникшего в период общего кризиса капитализма и выражающего интересы самых реакционных и агрессивных кругов империалистической буржуазии. Характерным для фашистской диктатуры является в области внешней политики — шовинизм, подготовка и развязывание войны; в области внутренней политики — уничтожение всех демократических прав и свобод, установление открытого террористического режима. Фашизм использует проповедь человеконенавистничества и реакционную, антинаучную расовую теорию в качестве обоснования бредовых планов мирового господства, захвата и подчинения других стран и народов. Переход к террористическим методам управления — признак слабости буржуазии. Буржуазия в различных капиталистических странах переходит к фашистской диктатуре тогда, когда в условиях резкого обострения классовой борьбы она уже не в силах властвовать старыми методами парламентаризма и буржуазной демократии. Так при фактическом содействии реакционных социал-демократических лидеров буржуазия установила фашистский режим в Италии (1922), в Германий (1933) и некоторых других странах. Активную помощь в установлении террористической фашистской диктатуры в Германии оказал английский и американский монополистический капитал. Гитлеровцы ознаменовали свой приход к власти репрессиями против рабочего класса, разгромом рабочих и других прогрессивных демократических организаций. С помощью американской и английской монополий гитлеровцы создали мощные вооружённые силы. В Испании фашизм утвердился (1939) в результате итало-германской военной интервенции. Главные фашистские государства — гитлеровская Германия, фашистская Италия, империалистическая Япония — развязали подготовленную силами международной реакции вторую мировую войну 1939—45, временно захватили и поработили многие страны. Война закончилась полный разгромом агрессоров. Решающая роль в победе над фашистскими странами принадлежит советскому народу, который своей самоотверженной борьбой спас народы Европы и Азии от угрозы фашистского рабства. После 2-й мировой войны американские империалисты, стремящиеся к мировому господству, стали на путь подготовки новой мировой войны. С этой целью они фашизируют свой государственный аппарат, используют фашистские методы борьбы с прогрессивными элементами и организациями, поддерживают реакционные, фашистские силы в других капиталистических странах, стремятся к восстановлению фашизма и милитаризма в Западной Германии и Японии, сколачивают агрессивные блоки. Борьбу против фашизма ведут прогрессивные силы во всём мире. Антифашистское движение является важнейшей составной частью борьбы широких народных масс за мир и демократию.

 

 

СЛОВАРЬ 1980  

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

ФАШИЗМ (итал. fascismo, от fascio — пучок, связка, объединение), полит. течение, возникшее в капиталистич. странах в период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиб. реакционных и агрессивных кругов империалистич. буржуазии. Ф. у власти — открыто террорист. диктатура наиб. реакц. сил монополистич. капитала. Важнейшие черты Ф.— использование крайних форм насилия против рабочего класса и всех трудящихся, воинствующий антикоммунизм, шовинизм, расизм, широкое использование гос. монополистич. методов регулирования экономики, политич. (часто лжесоциалистич.) демагогия с целью создания массовой базы (гл. обр. за счёт мелкой буржуазии) для фашистских партий и орг-ций. Внеш. политика Ф.— политика империалистич. захватов. К кон. 30-х гг. фаш. режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряда стран Вост. и Центр. Европы. Фаш. Германия во гл. с Гитлером (у власти в 1933—1945), заключив союз с фаш. Италией во гл. с Муссолини (у власти в 1922—43) и милитаристской Японией, развязала Вторую мировую войну 1939—45. После войны в ряде капиталистич. странах отмечалась активность неофашистских элементов (см. Неофашизм). Однако свержение Ф. в Португалии (1974), Греции (июль 1974), падение фаш. диктатуры в Испании (1975) — свидетельство слабости фаш. режимов в совр. условиях. Единство рабочего класса, всех демократических сил — важнейшее условие их успеха в борьбе против Ф.   

 

 

ФАШИЗМ. Большая российская энциклопедия. 2017

ФАШИ́ЗМ (от итал. fasciо – пу­чок, со­юз; fasсio di combattimento – со­юз борь­бы, см. Фа­ши). 1) Пра­во­ра­ди­каль­ное по­ли­тич. дви­же­ние тотали­тар­но­го типа в Ита­лии в 1919–45. Воз­ник­ло в ус­ло­ви­ях мас­со­во­го не­до­воль­ст­ва ши­ро­ких сло­ёв на­се­ле­ния ухуд­ше­ни­ем материально­го по­ло­же­ния, рас­ту­щим раз­ры­вом в уров­нях до­хо­дов разл. групп об­ще­ст­ва, осоз­на­ния бесчеловеч­но­сти и бес­смыс­лен­но­сти длив­шей­ся 4 го­да кро­ва­вой об­ще­ев­ро­пей­ской вой­ны, унёс­шей мил­лио­ны человеческих жиз­ней. Глу­бо­кое раз­оча­ро­ва­ние ито­га­ми вой­ны и по­сле­во­ен­ной со­ци­аль­ной ре­аль­но­стью тол­ка­ло быв. фрон­то­ви­ков к на­силь­ст­вен­ным дей­ст­ви­ям. В Ита­лии гла­ша­та­ем их ин­те­ре­сов стал быв. ли­дер ле­во­го кры­ла со­циа­ли­стич. пар­тии Б. Мус­со­ли­ни, за ко­то­рым уже то­гда за­кре­пил­ся ти­тул ду­че (вождь). В про­стой и дос­туп­ной фор­ме он су­мел выразить чая­ния фрон­то­ви­ков и начал с мар­та 1919 (снача­ла в Ми­ла­не) объ­е­ди­нять их в фа­ши, чле­ны которых ста­ли назы­вать се­бя фа­ши­ста­ми, а дви­же­ние – фа­шиз­мом.

Про­грам­ма итал. фа­ши­стов бы­ла об­ра­ще­на ко всем со­ци­аль­ным груп­пам: кре­сть­я­нам обе­ща­на зем­ля, ра­бо­чим – уча­стие в тех­нич. руково­дстве пред­при­ятия­ми, мел­кой бур­жуа­зии – де­шё­вый кре­дит, жен­щи­нам – пра­во го­ло­са на вы­бо­рах, трудящим­ся италь­ян­цам – конфи­ска­ция 85% во­ен. прибы­лей круп­ных кор­по­ра­ций и про­грес­сив­ный на­лог на ка­пи­тал. Эти ло­зун­ги со­про­во­ж­да­лись обе­ща­ни­ем покон­чить с хао­сом и не­мо­щью либераль­ных пра­ви­тельств и пар­ла­мен­та, ус­та­но­вить силь­ную власть и вер­нуть Ита­лии бы­лое ве­ли­чие. Мус­со­ли­ни ут­вер­ждал, что ста­рый либераль­ный строй не обес­пе­чи­ва­ет по­ря­док и со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость и дол­жен быть за­ме­нён новым, ко­то­рый уже го­тов дать италь­ян­цам фашизм.

Фа­ши­ст­ское дви­же­ние рас­про­стра­ни­лось по всей Ита­лии. В не­го по­тя­ну­лись пред­ста­ви­те­ли мел­кой бур­жуа­зии го­ро­да и дерев­ни, деклассиров. элемен­ты, часть ра­бо­чих, чи­нов­ни­че­ст­ва и ин­тел­ли­ген­ции. Сло­жи­лась пё­ст­рая мас­со­вая ба­за Ф., ос­но­ву ко­то­рой составляли сред­ние слои населения, объ­е­ди­нён­ные на­цио­на­ли­стич. идео­ло­ги­ей и ло­зун­гом ус­та­нов­ле­ния силь­ной вла­сти. Фа­ши­сты поддер­жи­ва­лись круп­ны­ми фи­нан­со­вы­ми струк­ту­ра­ми и пром. груп­па­ми, не опа­сав­ши­ми­ся антика­пи­та­ли­стич. де­ма­го­гии фа­ши­стов, увидев­ши­ми в Ф. дей­ст­вен­ную си­лу, спо­соб­ную противосто­ять ре­во­люц. движению. В борь­бе за власть Б. Мус­со­ли­ни де­лал став­ку как на на­си­лие, так и на ис­поль­зо­ва­ние де­мо­кра­тич. механизмов. Сна­ча­ла фа­ши­сты сфор­ми­ро­ва­ли бое­вые от­ря­ды (сквад­ры), ко­то­рые при попус­ти­тель­ст­ве вла­сти раз­вер­ну­ли в стра­не мас­со­вый тер­рор про­тив рабо­чих и де­мо­кра­тич. ор­га­ни­за­ций и их ли­де­ров. В 1921 фа­ши­сты су­ме­ли про­рвать­ся в пар­ла­мент и соз­да­ли свою пар­тию. В окт. 1922 воо­руж. фаши­сты че­тырь­мя ко­лон­на­ми дви­ну­лись в «по­ход на Рим». Однако до пря­мых столк­но­ве­ний с вой­ска­ми де­ло не дош­ло, по­сколь­ку ко­роль Вик­тор Эм­ма­ну­ил III от­ка­зал­ся под­пи­сать дек­рет об осадном по­ло­же­нии и на­зна­чил Мус­со­ли­ни пре­мьер-ми­ни­ст­ром. В этом ре­ше­нии про­явил­ся кон­сен­сус, в це­лом сло­жив­ший­ся в пра­вя­щей эли­те Ита­лии в от­но­ше­нии Ф.: его ле­галь­но до­пус­ти­ли к вла­сти как си­лу, спо­соб­ную пре­одо­леть по­ли­тич. ха­ос и пре­дот­вра­тить возможность по­вто­ре­ния ре­во­люц. подъ­ё­ма. Ус­пех «фа­ши­ст­ской ре­во­лю­ции» был обусловлен сла­бо­стью ли­бе­раль­но­го го­су­дар­ст­ва и вра­ж­дой ра­бо­чих пар­тий – со­циа­ли­стов и ком­му­ни­стов.

По­сле при­хо­да Б. Мус­со­ли­ни к вла­сти в Ита­лии на­ча­лась транс­фор­ма­ция Ф. в од­ну из форм то­та­ли­тар­но­го ре­жима. Под ру­ко­во­дством дуче были соз­даны Боль­шой фа­ши­ст­ский со­вет (БФС), став­ший фак­тич. сре­до­то­чи­ем за­ко­но­дат. вла­сти, и Доб­ро­воль­ная ми­ли­ция нац. без­о­пас­но­сти, сформиро­ван­ная на ос­но­ве фа­шист­ских сквадр. Транс­фор­ма­ция го­су­дар­ст­ва ус­ко­ри­лась по­сле пре­одо­ле­ния Ф. ост­ро­го поли­тич. кри­зи­са («кри­зис Маттеотти») и при­ня­тия в 1926 «чрез­вы­чай­ных законов». В Ита­лии бы­ли уп­разд­не­ны де­мо­кра­тич. пра­ва граждан, ра­зо­гна­ны не­фа­ши­ст­ские организа­ции и пар­тии, запреще­ны стач­ки, ли­к­ви­ди­ро­ва­на сво­бо­да пе­ча­ти, ус­та­нов­лен жё­ст­кий полицей­ский кон­троль над гражд. об­ще­ст­вом, созда­на гос. сис­те­ма по­дав­ле­ния оп­по­зи­ци­он­ных на­строе­ний и дея­тель­но­сти. Были учреждены Осо­бый три­бу­нал для су­да над ан­ти­фа­ши­ста­ми и тай­ная поли­тич. по­ли­ция. Осн. на­прав­ле­ни­ем ре­фор­мы гос. уст­рой­ст­ва стала фа­ши­за­ция институтов вла­сти. Гос­ап­па­рат в обя­зат. по­ряд­ке фор­ми­ро­вал­ся из чле­нов фа­ши­ст­ской пар­тии, пра­ви­тель­ст­во во гла­ве с Мус­со­ли­ни от­чи­ты­ва­лось пе­ред ко­ро­лём, а не пе­ред пар­ла­мен­том, ко­то­рый так­же был рефор­ми­ро­ван: спи­сок кан­ди­да­тов в де­пу­та­ты утвер­ждал­ся БФС, пра­во их вы­дви­же­ния по­лу­чи­ли лишь фа­ши­ст­ские ор­га­ни­за­ции. В 1939 вы­бор­ность парламен­та бы­ла ли­к­ви­ди­ро­ва­на. Вза­мен соз­да­на т. н. па­ла­та фа­ши и кор­по­ра­ций, со­сто­яв­шая из на­зна­чае­мых чле­нов Нац. со­ве­та фа­ши­ст­ской пар­тии и Нац. со­ве­та корпора­ций. Го­су­дар­ст­во, по за­мыс­лу фа­ши­стов, долж­но бы­ло стать корпора­тив­ным, т. е. та­ким, в ко­то­ром клас­со­вое противостоя­ние сменяет­ся гар­мо­ни­ей ин­те­ре­сов всех про­из­во­ди­те­лей, объ­е­ди­нён­ных по от­рас­лям про­из-ва в кор­по­ра­ции, чле­ны ко­то­рых (от рабочих до собственников) тру­дят­ся во имя «об­щих нац. ин­те­ре­сов». Кор­по­ра­ти­визм явил­ся спо­со­бом энер­гич­но­го вме­ша­тель­ст­ва го­су­дар­ст­ва в рыноч­ную эконо­ми­ку и социаль­ные от­но­ше­ния и по­зво­лил ус­та­но­вить над ни­ми кон­троль без по­ку­ше­ния на прин­ци­пы ча­ст­ной собственно­сти. Создание гос. ин­сти­ту­та пром. ре­кон­ст­рук­ции, ор­га­ни­за­ция об­ществ. ра­бот, ак­тив­ная та­риф­ная по­ли­ти­ка, фи­нан­со­вая помощь нац. мо­но­по­ли­ям, обра­зо­ва­ние смешан­ных ча­ст­но-гос. пред­при­ятий и др. ме­ры бы­ли на­це­ле­ны на пре­одо­ле­ние по­след­ст­вий миро­во­го эко­но­мич. кри­зи­са, боль­но ударив­ше­го и по Ита­лии. На ос­но­ве этих мер сло­жи­лась то­та­ли­тар­ная мо­дель ре­гу­ли­ро­ва­ния экономи­ки и со­ци­аль­ных от­но­ше­ний.

В одоб­рен­ной БФС «Хар­тии тру­да» (1927) со­дер­жа­лось оп­ре­де­ле­ние на­ции как «мо­раль­но­го, по­ли­ти­че­ско­го и экономическо­го един­ст­ва» итальянцев, реа­ли­зо­ван­но­го в фа­ши­ст­ском го­су­дар­ст­ве, яко­бы вы­ра­жав­шем со­во­куп­ную во­лю на­ции и ка­ж­до­го ин­ди­ви­да. В Ита­лии именно государст­во ста­ло гл. ин­ст­ру­мен­том в ру­ках фа­ши­стов в дос­ти­же­нии осн. цели – то­таль­ной фа­ши­за­ции об­ще­ст­ва и ин­ди­ви­да. Курс на пол­ное подчине­ние об­ще­ст­ва вы­ра­жал­ся ём­кой фор­му­лой: «Всё – в го­су­дар­ст­ве, ни­че­го – вне го­су­дар­ст­ва, ни­че­го – про­тив государ­ст­ва». Во­пре­ки устоявше­му­ся в Но­вое вре­мя либераль­но­му идеа­лу сво­бо­ды и ра­вен­ст­ва «док­три­на фа­шиз­ма» ут­вер­жда­ла не­кую «сво­бо­ду» че­рез её от­ри­ца­ние, ибо её га­ран­том вы­сту­па­ло са­мо то­та­ли­тар­ное го­су­дар­ст­во. Его ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми ста­ли: уни­тар­ная идео­ло­гия – фашистская, кор­по­ра­тив­ная; культ ду­че – ха­риз­ма­тич. во­ж­дя, обо­же­ст­в­ление ко­то­ро­го дос­ти­га­ет пи­ка в сер. 1930-х гг.; система мас­со­вых ор­га­ни­за­ций, це­лью ко­то­рых бы­ло обеспе­че­ние ус­той­чи­во­го фун­да­мен­та и ис­то­рич. пре­ем­ст­вен­но­сти ре­жи­ма (фашистская пар­тия, проф­сою­зы, идео­ло­ги­зи­ров. жен­ские, дет­ские, моло­дёж­ные ор­га­ни­за­ции, струк­ту­ры монополи­за­ции до­су­га); милитари­за­ция эко­но­ми­ки и гражд. жиз­ни. В от­ли­чие от ав­то­ри­тар­ных ре­жи­мов, Ф. стре­мил­ся к фор­ми­ро­ва­нию мас­со­вой ба­зы, со­стоя­щей из убе­ж­дён­ных адеп­тов вла­сти («но­вый че­ло­век эпо­хи Мус­со­ли­ни»). На это была на­це­ле­на мно­го­про­филь­ная сис­те­ма фа­ши­ст­ско­го воспи­та­ния в стра­не, вклю­чав­шая при­ся­гу на вер­ность преподавате­лей выс­шей шко­лы и обя­зат. член­ст­во в пар­тии школь­ных учи­те­лей, на­са­ж­де­ние «фа­ши­ст­ской куль­ту­ры» и новых пра­вил по­ве­де­ния («фа­ши­ст­ские суб­бо­ты», «фа­ши­ст­ские свадь­бы», разные «бит­вы», фашист­ский стиль, ат­ри­бу­ти­ка Древ­не­го Ри­ма), мас­со­вая во­ен­но-спор­тив­ная под­го­тов­ка и ми­ли­та­ри­за­ция бы­та. Под на­жи­мом наци­ст­ской Гер­ма­нии в Ита­лии бы­ли при­ня­ты ра­со­вые за­ко­ны (1938), ущем­ляв­шие пра­ва евр. на­се­ле­ния стра­ны. Фа­ши­ст­ская про­па­ган­да и репрессии не сло­ми­ли, од­на­ко, де­мо­кра­тич. си­лы Ита­лии, под­та­чи­вав­шие ре­жим из­нут­ри. Осе­нью 1943 в стра­не воз­ник­ли ко­ми­те­ты нац. освобождения, в ко­то­рые, на­ря­ду с ком­му­ни­ста­ми и со­циа­ли­ста­ми, во­шли пред­ста­ви­те­ли де­мох­ри­сти­ан, орга­ни­за­ции «Спра­вед­ли­вость и сво­бо­да» и др. оп­по­зи­ци­он­ных по­ли­тич. групп. Итал. Дви­же­ние Со­про­тив­ле­ния и созданная им пар­ти­зан­ская ар­мия в зна­чит. сте­пе­ни способ­ст­во­ва­ли поражению Ф., всту­пив­ше­го в тес­ный со­юз с герм. нациз­мом и от­ва­жив­ше­го­ся на внеш­не­по­ли­тич. аван­тю­ры. По­сле оконча­ния 2-й ми­ро­вой вой­ны в Ита­лии бы­ла при­ня­та демо­кра­тич. Кон­сти­ту­ция (1947), за­пре­тив­шая вос­ста­нов­ле­ние в стра­не «в ка­кой бы то ни бы­ло фор­ме фа­ши­ст­ской партии».

2) Об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. дви­же­ние и идео­ло­гия край­не пра­во­го тол­ка, а так­же со­от­вет­ст­вую­щая им фор­ма гос. прав­ле­ния. Ф. как идеология ос­но­ван на во­ин­ст­вую­щем на­цио­на­лиз­ме, дар­ви­низ­ме со­ци­аль­ном, кор­по­ра­ти­виз­ме, ра­сиз­ме, милитариз­ме, ре­ши­тель­ном непри­ятии ли­бе­ра­лиз­ма, социалде­мо­кра­тии и ком­му­низ­ма. Ф. как фор­ма гос. прав­ле­ния предста­ёт в ви­де то­та­ли­тар­ной сис­те­мы, использую­щей для под­дер­жа­ния сво­его господ­ства ме­то­ды на­си­лия и принудитель­ный кон­сен­сус, опи­раю­щей­ся на си­ло­вые струк­ту­ры и мно­го­про­филь­ные мас­со­вые ор­га­ни­за­ции, ак­тив­но наса­ж­даю­щей не­на­висть к внут­рен­ним и внеш­ним вра­гам и культ во­ж­дя, претендующей на фор­ми­ро­ва­ние но­во­го ти­па отно­ше­ний в об­ще­ст­ве и воспи­та­ние «но­во­го че­ло­ве­ка», жё­ст­ко ре­гу­ли­рую­щей эко­но­ми­ку и со­ци­аль­ные от­но­ше­ния, стремя­щей­ся к тер­ри­то­ри­аль­ной экс­пан­сии и ми­ро­во­му гос­под­ству. На эта­пе за­ро­ж­де­ния Ф. опи­ра­ет­ся пре­им. на сред­ние слои на­се­ле­ния, а так­же часть ра­бо­че­го клас­са и кре­сть­ян­ст­ва, чер­па­ет ре­зер­вы в мар­ги­наль­ной сре­де, по­лу­ча­ет поддержку части кон­сер­ва­тив­ной эли­ты и не­ко­то­рых фи­нан­со­во-пром. кру­гов.

Су­ще­ст­ву­ет мно­же­ст­во оп­ре­де­ле­ний Ф. и под­хо­дов к его изу­че­нию. Сре­ди наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных оп­ре­де­ле­ний следу­ет от­ме­тить «нравственную бо­лезнь» об­ще­ст­ва (Б. Кро­че), «пра­во­кон­сер­ва­тив­ный ре­во­лю­цио­на­ризм» (А. А. Гал­кин), «па­лин­ге­не­ти­че­скую фор­му попули­ст­ско­го ульт­рана­цио­на­лиз­ма» (Р. Гриф­фин), «тер­ро­ри­сти­че­скую дик­та­ту­ру» реакционных кру­гов фи­нан­со­во­го ка­пита­ла (Г. Димитров), «фор­му тоталитаризма» (Х. Арендт, З. Бже­зин­ский) и др.

Идей­ная пи­та­тель­ная сре­да Ф. сфор­ми­ро­ва­лась на ру­бе­же 19–20 вв., в пе­ри­од ут­вер­жде­ния в Ев­ро­пе и Сев. Аме­ри­ке инду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва, со­про­во­ж­дав­ше­го­ся раз­ры­вом тра­диц. свя­зей, ус­лож­не­ни­ем со­ци­аль­ной струк­ту­ры, возникнове­ни­ем и рас­про­стра­не­ни­ем идеоло­гий, тре­бую­щих ради­каль­ных со­циаль­ных и по­ли­тич. из­ме­не­ний. От синдикали­стов (Ж. Со­рель) фа­ши­сты унас­ле­до­ва­ли идею прямо­го ре­во­люц. дей­ст­вия и легитимно­сти по­ли­тич. на­си­лия; у ра­ди­каль­ных на­цио­на­ли­стов (Э. Кор­ра­ди­ни) за­им­ст­во­ва­ли уче­ние о «проле­тар­ской на­ции» и не­об­хо­ди­мо­сти борьбы с плуто­кра­тич. ре­жи­ма­ми; со­ци­ал-дар­ви­низм дал пред­став­ле­ние о борь­бе ин­ди­ви­дов за вы­жи­ва­ние, под­кре­п­ляв­шее­ся концеп­ци­ей «сверхчело­ве­ка» (Ф. Ниц­ше); «тео­рия элит» (Г. Мос­ка, В. Па­ре­то) пре­дос­тав­ля­ла ар­гу­мен­ты для обос­но­ва­ния вла­сти из­бран­но­го мень­шин­ст­ва. Востре­бо­ван­ны­ми ока­за­лись так­же гео­по­ли­тич. тео­рии о «жиз­нен­ном про­стран­ст­ве» (Ф. Рат­цель). На фор­ми­ро­ва­ние Ф. ока­за­ли влия­ние так­же мифо­ло­ге­мы эпо­хи ро­ман­тиз­ма о «ду­хе на­ции», рас­су­ж­де­ния о расо­вом превос­ход­ст­ве лю­дей «нор­ди­че­ско­го» ти­па (Х. С. Чем­бер­лен) и да­же оккульт­ные пред­став­ле­ния. Так образовалась идей­ная смесь, которая ока­за­лась вос­тре­бо­ван­ной по­сле Пер­вой ми­ро­вой вой­ны 1914–18, ко­гда ряд ев­роп. стран пе­ре­жи­вал ост­рый со­ци­аль­но-экономич., поли­тич. и мо­раль­ный кри­зис. Ев­ро­пу ох­ва­тил ре­во­люц. подъ­ём, с наибольшей си­лой проявив­ший се­бя в Рос­сии. В Зап. Европе на фо­не кри­зи­са бы­ст­ро на­рас­та­ли ра­ди­ка­ли­за­ция соз­на­ния и про­те­ст­ная ак­тив­ность масс, их го­тов­ность к ан­ти­сис­тем­ным действи­ям. Наи­бо­лее ус­пеш­но эти­ми на­строе­ния­ми пользова­лись дви­же­ния и пар­тии, апел­ли­ро­вав­шие к на­цио­на­ли­стич. и классовым лозун­гам и пред­ла­гав­шие про­стые, наибо­лее ра­ди­каль­ные спо­со­бы ре­ше­ния про­блем. Осо­бен­но тя­жё­лое по­ло­же­ние скла­ды­ва­лось там, где со­ци­аль­ная неуст­ро­ен­ность ши­ро­ких сло­ёв на­се­ле­ния со­че­та­лась с пе­ре­жи­ва­ния­ми и раз­оча­ро­ва­ния­ми, вы­зван­ны­ми по­ра­же­ни­ем в вой­не (Гер­ма­ния), ли­бо не­удов­ле­тво­рён­но­стью её ре­зуль­та­та­ми (Италия). Ра­ди­ка­ли­за­цию мас­со­во­го соз­на­ния в Зап. Европе стимулирова­ла и Окт. ре­во­лю­ция 1917 в Рос­сии, на­шед­шая как го­ря­чих её при­вер­жен­цев, так и ре­ши­тель­ных против­ни­ков.

Взры­во­опас­ная мас­са не­до­воль­ных по­пол­ни­лась быв. во­ен­ны­ми – людь­ми, при­вык­ши­ми к при­ме­не­нию воо­руж. на­си­лия и беспрекословно­му вы­пол­не­нию при­ка­зов. Адап­та­ция фрон­то­ви­ков к мир­ной жиз­ни но­си­ла кон­фликт­ный ха­рак­тер и усугубля­лась осознани­ем бес­смыс­лен­но­сти при­не­сён­ных жертв. Вме­сто ожи­дае­мо­го «со­ци­аль­но­го рая» на­сту­пил пе­ри­од мощ­ных гражд. кон­флик­тов («Крас­ное двух­ле­тие» в Ита­лии, Но­ябрь­ская ре­во­лю­ция в Гер­ма­нии, ре­во­люц. бои в Венг­рии, Сло­ва­кии и др.).

На пра­вом по­литич. флан­ге поя­ви­лись ра­ди­каль­ные груп­пы, вы­дви­нув­шие на­ци­о­на­ли­стич. идеи и ло­зун­ги. Вес­ной 1919 консолидировалось фашистское дви­же­ние в Ита­лии. Схо­жие экс­тре­мист­ские груп­пы воз­ник­ли и в Гер­ма­нии. В нач. 1919 они объединились в ор­га­ни­за­цию, ко­то­рая в 1920 ста­ла на­зы­вать­ся На­цио­нал-со­циа­ли­сти­че­ской не­мец­кой ра­бо­чей партией (НСДАП).

При­ход фа­ши­стов к вла­сти в Ита­лии (1922) и на­цис­тов в Гер­ма­нии (1933) ак­ти­ви­зи­ро­вал дви­же­ния по­доб­но­го тол­ка в др. стра­нах. К сер. 1930-х гг. в бо­лее чем 20 го­су­дар­ст­вах Ев­ро­пы и Аме­ри­ки су­ще­ст­во­ва­ло до 40 фа­ши­ст­ских пар­тий и групп. В Да­нии, Гре­ции, Ни­дер­лан­дах («На­цио­нал-социалисти­че­ское дви­же­ние»), Фин­лян­дии («Пат­рио­ти­че­ское на­род­ное движение»), Венг­рии (пар­тия «Скре­щён­ные стре­лы») и ря­де др. стран фашисты бы­ли пред­став­ле­ны в пар­ла­мен­тах и местных ор­га­нах вла­сти. В Нор­ве­гии по об­ра­зу НСДАП бы­ла со­зда­на партия «На­цио­наль­ное объедине­ние» во гла­ве с В. Квис­лин­гом, в Ве­ли­ко­бри­та­нии – Брит. со­юз фа­ши­стов во гла­ве с ари­сто­кра­том О. Мос­ли. В Ав­ст­рии про­италь­ян­ский хейм­вер (от­ря­ды самооборо­ны) со­пер­ни­чал с про­гер­ман­ской на­ци­ст­ской пар­ти­ей. В Ис­па­нии и Порту­га­лии сло­жи­лась т. н. ибе­рий­ская мо­дель, испытав­шая зна­чит. влияние фа­ши­ст­ской дик­та­ту­ры в Ита­лии и на­ци­ст­ско­го ре­жи­ма в Герма­нии, важная роль в ко­то­рой при­над­ле­жа­ла ка­то­лич. духо­вен­ст­ву и круп­ным землевладель­цам. Про­фа­ши­ст­ские ор­га­ни­за­ции и ли­ги воз­ник­ли во Фран­ции («Бое­вые кре­сты», «Фран­цуз­ское дей­ст­вие», «Пат­рио­ти­че­ская молодёжь», «Фран­цуз­ская солидар­ность»), США («Ру­баш­ки ха­ки», «Се­реб­ря­ные ру­баш­ки»), Бра­зи­лии и др. стра­нах.

Во­ен. аг­рес­сия бы­ла ор­га­ни­че­ски при­су­ща са­мой при­ро­де фа­ши­ст­ских го­су­дарств, от­кры­то про­воз­гла­сив­ших свои­ми целями «превращение Средизем­но­го мо­ря в италь­ян­ское озе­ро» и за­вое­ва­ние «жиз­нен­но­го про­стран­ст­ва для нем­цев». Ита­лия при­сту­пи­ла к терри­то­ри­аль­ным за­хва­там в 1935, вторг­шись в Эфио­пию. Гер­ма­ния в на­ру­ше­ние Вер­саль­ско­го мирно­го до­го­во­ра 1919 пе­ре­воо­ру­жи­лась и де-фак­то ан­нек­си­ро­ва­ла в 1938–39 Ав­ст­рию и Че­хию. В 1939 Гер­ма­ния и Италия под­пи­са­ли «Сталь­ной пакт» (см. Гер­ма­но-италь­ян­ский до­го­вор 1939), взяв обя­за­тель­ст­во безоговорочно вы­сту­пить на сто­ро­не друг дру­га в лю­бом во­оруж. кон­флик­те. Раз­вя­зан­ная ими вой­на ста­ла са­мым кро­во­про­лит­ным и жес­то­ким конфлик­том в ис­то­рии. В ито­ге фа­ши­ст­ские ре­жи­мы... Читать оригинал

 


Условия использования материалов




Поиск
Copyright MyCorp © 2019