Фейербах Людвиг

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ФейербахФЕЙЕРБАХ, Людвиг (1804—1872), выдающийся нем. философ-материалист и атеист, представитель наиболее радикальных слоёв нем. буржуазии. Ф. подверг критике идеализм Г. Гегеля, показал прямую связь всякого идеализма с религией, доказывал, что созданные религиозной фантазией т. н. высшие существа есть только фантастич. отражение самой сущности человека. Материализм Ф. был метафизическим, пассивно-созерцательным. Человека Ф. рассматривал антропологически, т. е. лишь как биологич. существо, вне историч. условий развития общества. В понимании обществ. явлений Ф. был идеалистом. Развиваемая Ф. проповедь всеобщей любви, к-рой он стремился заменить христианство, отразила мелкобуржуазную ограниченность его философии. Ф. был сторонником буржуазно-демократич. республики. Материализм Ф. оказал влияние на формирование философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса. Осн. сочинения Ф.: «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ФЕЙЕРБАХ Людвиг (1804—72), нем. философ.-материалист и атеист. Первоначально последователь Г. Гегеля, затем (1839) подверг критике гегелевский идеализм, показав связь его с религией. В центре философии Ф.— человек, трактуемый как биол. существо, абстрактный индивид (см. Антропологизм). Не раскрыв социальную природу человека и движущие силы ист. развития, Ф. в понимании обществ. жизни оставался идеалистом. Религию истолковывал как отчуждение человеч. духа, источник к-рого — чувство зависимости человека от стихийных сил природы и об-ва. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимом посредством «религии любви» (человеч. единения, взаимосвязи Я и Ты). В целом Ф. не вышел за рамки метафизич. материализма. Оказал большое влияние на формирование материалистич. взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса. Осн. соч.; «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1851).

 

 

Краткий философский словарь. 1939


Фейербах Людвиг (1804—1872) — один из крупнейших материалистов, провозгласивший и защищавший материализм и атеизм в Германии в 30—40-х годах ХIХ в. Он оказал большое влияние на основоположников марксизма. Фейербах был метафизическим материалистом. Отказавшись от гегелевского идеализма, он выбросил за борт и гегелевскую диалектику, не смог выделить из нее «рациональное зерно». Фейербах оставался идеалистом в области понимания общественных явлений. Не видя материальной основы общества, он различал эпохи в развитии человечества исключительно по формам сознания, по сменявшим друг друга религиям. Выдвинув задачу создания нового общества, свободного от христианства, Фейербах возвел в религию любовь между людьми, считая, что она составляет основу общества. Фейербах не понимал значения революционно-практической деятельности, не понимал диалектического взаимодействия между человеком и природой и изменения самого человека в процессе производства. Вот почему хотя материализм Фейербаха и оказал влияние на Маркса и Энгельса в период формирования их философских взглядов, тем не менее «это не означает, что материализм Маркса и Энгельса тождественен материализму Фейербаха. На самом деле Маркс и Энгельс взяли из материализма Фейербаха его «основное зерно», развив его дальше в научно-философскую теорию материализма и отбросив прочь его идеалистические и религиозно-этические наслоения» (Краткий курс истории ВКП(б). Фейербах был идеологом революционно-демократической буржуазии. Основные его труды: «К критике гегелевской философии», 1839 г., «Сущность христианства», 1841 г., «Предварительные тезисы к реформе философии», 1842 г., «Основы философии будущего», 1843 г.
 

 

Краткий философский словарь. 1954


ФейербахФЕЙЕРБАХ Людвиг (1804—1872) — крупнейший материалист домарксовского периода, провозгласивший и защищавший материализм и атеизм в Германии и ЗО—40-х годах XIX в., идеолог демократической буржуазии. Вначале Фейербах был идеалистом-гегельянцем, но эволюция его философских взглядов шла от идеализма к материализму. Окончательно порвав с идеализмом и перейдя на позиции материализма, Фейербах в своём произведении «К критике гегелевской философии» (1839} резко выступил против идеалистической системы Гегеля (см.). Критику идеализма Фейербах связывал с критикой религии. Он показывал, что идеализм вообще и гегелевский в особенности есть теоретическая основа религии, что учение Гегеля о первичности идеи и её превращении в процессе развития в природу есть не что иное, как выраженная в рационалистической форме христианская догма о сотворении мира богом. Но критика Гегеля Фейербахом — односторонняя критика, Отказавшись от гегелевского идеализма, Фейербах выбросил за борт и гегелевскую диалектику, он не смог выделить из неё «рациональное зерно». Он не сумел обобщить великие открытия естествознания ХIХ в. и на их основе выработать диалектический взгляд на природу.

В 1841 г. вышла книга Фейербаха «Сущность христианства», сыгравшая значительную роль в развитии материализма. В этой работе Фейербах с большим мастерством вскрывает гносеологические корни религии, главным образом христианства. Бог, по мысли Фейербаха, есть отчужденная от самого человека и превращённая в абсолют человеческая сущность. Все свойства, приписываемые богу, суть свойства самого человека, но оторванные от него, представленные как самостоятельные, олицетворенные в боге. «Сущность христианства» получила высокую и вместе с тем критическую оценку в книге Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (см.). Основное значение книги «Сущность христианства» Энгельс видел в том, что в ней провозглашается объективное, независимое от человеческого мышления, а следовательно, и от какой бы то ни было философии существование природы. Люди сами являются продуктом природы. Так называемые высшие существа, созданные религиозной фантазией,— это только фантастические отражения собственной сущности человека. Основной вопрос философии (см.) Фейербах решает материалистически. Материалистически решает Фейербах и вопрос о возможности познания. Он подвергает критики кантовский агностицизм. Ощущение, по Фейербаху, не отделяет нас от внешнего мира, а связывает с ним, оно есть образ объективного мира. Однако теория познания Фейербаха, как и его материализм в целом, носит метафизической, созерцательный характер. Фейербах не понял диалектического переxoда от ощущения к мышлению, от единичного к общему, но понял роли абстракции в познания. Он не понял, что в познании решающее значение имеет практическая деятельность людей.

Фейербах оставался идеалистом в области понимания общественных явлений: он различал эпохи в развитии человечества исключительно по формам сознания, по сменяюшим друг друга религиям. Материализм Фейербаха — антропологический материализм. В основе всех его рассуждений выступает абстрактный человек, «человек вообще», рассматриваемый им как биологическое существо. Фейербаху совершенно чужд исторический подход к человеку и человеческому обществу. Он хотя и говорил о «родовой» связи между людьми, но эту связь понимал как чисто природную, преимущественно как связь полов. Он был далёк от мысли, что действительно социальная связь между людьми определяется их отношениями в процессе общественного производства, что люди могут существовать, лишь воздействуя с помощью созданных ими орудий производства на природу, и что в процессе этого воздействия люди сами изменяются, переживают свою истинную историю. «Поэтому,— говорит Маркс, критикуя Фейербаха,— у него человеческая сущность может быть понята только как «род», как внутренняя, немая общность, связующая множество индивидов только природными узами» (Маркс и Энгельс, Избр. произв., т. 11, 385). Из антропологического характера его материализма вытекает и слабость, ограниченность его критики религии. Не осознав, что человек есть совокупность общественных отношений, он не мог понять, что и религия есть продукт развития исторических общественных отношений людей, не мог вскрыть классовых корней религии. Его борьба против религии хотя и была прогрессивной, тем не менее это была борьба с позиций буржуазного просветительства. С этим была связана и его позиция в борьбе классов в Германии середины ХIХ в. Фейербах не понимал значения политики, политической борьбы в общественном развитии. Он не понял революции 1848 г., и, хотя на склоне своих лет вступил в социал-демократическую партию, его взгляды на законы общественной жизни были глубоко чуждыми пролетариату.

Учение Фейербаха об обществе нашло своё яркое выражение в его морали. Здесь наиболее сильно сказалась ограниченность его философии, Основной принцип морали Фейербаха — сердечное влечение людей друг к другу, свойственное от природы человеку стремление к счастью. Чтобы люди были счастливы, они должны, говорил Фейербах, любить друг друга, «Любовь» выступает у него как панацея от всех зол. Проповедуя всеобщего любовь в обществе, разделённом на антагонистические классы. Фейербах изгоняет из своей философии последние остатки её революционности. Мораль Фейербаха есть мораль буржуазная, проповедующая классовый мир, смазывающая противоположность классовых интересов, отрицающая борьбу классов.

Положительные и слабые стороны философии Фейербаха глубоко вскрыты в тезисах Маркса о Фейербахе и в произведении Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Недостатки материализма Фейербаха не умаляют, однако, его исторического значения. Материализм Фейербаха оказал серьёзное влияние на Маркса и Энгельса в период формирования их философских взглядов. Это не означает, что материализм Маркса и Энгельса тождественен материализму Фейербаха. Маркс и Энгельс взяли из материализма Фейербаха лишь ero «основное зерно», развив его дальше в научно-философскую теорию материализма и отбросив прочь его идеалистические и религиозно-этические наслоения. Ленин в произведении «Материализм и эмпириокритицизм» (см.) противопоставляет яркие и глубокие материалистические положения Фейербаха идеалистическим, антинаучным идеям махистов. Основные труды Фейербаха: «К критике гегелевской философии», «Сущность христианства», «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842), «Основы философии будущего» (1843).
 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы. 1987


ФЕЙЕРБАХ Людвиг (1804—72) нем. философ-материалист и атеист. За атеистические взгляды отстранен в 1830 от преподавания в Эрлангенском ун-те. Последние годы жизни провел в деревне. С 1870 был членом с.-д. партии Германии, хотя не признавал марксизма. Взгляды Ф. изменялись в процессе борьбы с религией от идей младогегельянцев до материализма. Провозглашение и отстаивание материализма оказало громадное влияние на современников Ф. Об освободительном действии его соч. Энгельс писал: „Воодушевление было всеобщим: все мы стали сразу фейербахианцами" (Маркс К., Энгельс Ф., т. 21, с. 281). Характерная особенность материализма Ф.— антропологизм, явившийся следствием исторических условий предреволюционной Германии и выражением идеала революционной буржуазной демократии. Исходным пунктом философской эволюции Ф. была критика идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, сведения ее к самосознанию. Отказ от подобной т. зр. неминуемо вел и к отказу от идеализма вообще. Заслугой Ф. является подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике подвергает Ф. также идеалистический характер гегелевской диалектики. Критика Гегеля открывала путь к использованию рационального содержания гегелевской философии и в этом отношении способствовала формированию марксизма. Однако Ф., по сути дела, просто отбросил философию Гегеля и поэтому не сумел увидеть гл. его достижения-диалектики. Осн. содержание и смысл философии Ф.— отстаивание материализма. Антропологизм Ф. проявляется в выдвижении на первый план проблемы сущности человека, к-рая рассматривается им как „единственный, универсальный и высший" предмет философии. Но провести последовательно материалистическую т. зр. в этом вопросе Ф. не удается, т. к. человек для него — абстрактный индивид, чисто биологическое существо. В теории познания Ф. отстаивал т. зр. эмпиризма и сенсуализма, решительно выступал против агностицизма. Вместе с тем он не отрицал и значение мышления в познании, пытался характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказывал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т. д. Но в целом ф. не преодолел созерцательности домарксовского материализма. Это связано с тем, что в понимании истории Ф. еще целиком оставался на позициях идеализма. Идеалистические воззрения на общественные явления вытекают из стремления Ф. применить антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни. Идеализм Ф. особенно ярко проявляется в исследовании религии и морали. Религия рассматривается им как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Т. обр., религия выступает как „бессознательное самосознание" человека. Причины такого удвоения Ф. видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и об-ва. Особый интерес представляют догадки Ф. о социальных и исторических корнях религии. Однако Ф. не сумел найти действенные средства борьбы с религией (он искал их в замене бессознательного самосознания осознанным, т. е. в конечном счете в просвещении) и даже пропагандировал необходимость новой религии. Не понимая действительного мира, в к-ром живет человек, Ф. выводит и принципы морали из свойственного от природы человеку стремления к счастью, достижение к-рого возможно при условии, если каждый человек будет разумно ограничивать свои потребности и с любовью относиться к др. людям. Мораль, сконструированная Ф., носит абстрактный, внеисторический характер. Несмотря на ограниченность его взглядов, Ф. явился непосредственным предшественником марксизма. Идеи антропологизма Ф. в явно идеалистической интерпретации воспроизводятся нек-рыми совр. идеалистами, Осн. соч,: „К критике философии Гегеля" (1839), „Сущность христианства" (1841), „Предварительные тезисы к реформе философии" (1842), „Основы философии будущего" (1843).

 

 

ФЕЙЕРБАХ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://bigenc.ru/philosophy/text/4707952

ФЕ́ЙЕРБАХ (Feuerbach) Люд­виг Ан­д­ре­ас (28.7.1804, Ланд­схут, Ба­ва­рия – 13.9.1872, Ре­хен­берг, близ Нюрн­бер­га), нем. фи­ло­соф. Сын юрис­та А. Фей­ер­ба­ха. В 1823 по­сту­пил на бо­го­слов­ский ф-т Гей­дель­берг­ско­го ун-та, че­рез год, раз­оча­ро­вав­шись в бо­го­сло­вии, пе­ре­шёл в Бер­лин­ский ун-т, где в 1824–26 слу­шал лек­ции Г. В. Ф. Ге­ге­ля.

С 1828 при­ват-до­цент Эр­лан­ген­ско­го ун-та, уво­лен в 1830 по­сле опуб­ли­ко­ва­ния «Мыс­лей о смер­ти и бес­смер­тии» («Ge­danken über Tod und Unsterblich­keit»), в ко­то­рых от­вер­га­лось лич­ное бес­смер­тие. С 1830 вёл уе­ди­нён­ную жизнь (в 1836–1859 поч­ти без­вы­езд­но в дер. Брук­берг, где его же­на бы­ла сов­ла­де­ли­цей не­боль­шой фар­фо­ро­вой фаб­ри­ки), пуб­ли­куя свои фи­лос. со­чи­не­ния: «К кри­ти­ке фи­ло­со­фии Ге­ге­ля» (1839, рус. пер. 1923), «Сущ­ность хри­сти­ан­ст­ва» («Das Wesen des Christenthums», 1841, рус. пер. Лон­дон, 1861, 1906, 1926) – гл. труд, ока­зав­ший силь­ней­шее влия­ние на его современ­ни­ков, «Пред­ва­ри­тель­ные те­зи­сы к ре­фор­ме фи­ло­со­фии» («Vorläufige Thesen zur Reform der Philosophie», 1842, рус. пер. 1922), «Ос­нов­ные по­ло­же­ния фи­ло­со­фии бу­ду­ще­го» («Grundsätze der Philosophie der Zukunft», 1843, рус. пер. 1923). В пе­ри­од Ре­во­лю­ции 1848–49 в Гер­ма­нии Ф. про­чи­тал в Гей­дель­берг­ской ра­ту­ше в 1848–49 «Лек­ции о сущ­но­сти ре­ли­гии» («Vorlesungenüber das We­sen der Religion», 1851, рус. пер. 1926).

Пер­во­на­чаль­ное влия­ние Ге­ге­ля (дис. «О еди­ном, все­об­щем и бес­ко­неч­ном ра­зу­ме» – «De ratione una, universali, in­fi­ni­ta», 1828) по­сте­пен­но сме­ни­лось от­хо­дом от ге­ге­лев­ско­го идеа­лиз­ма как «ра­цио­наль­ной тео­ло­гии» (в рус­ле об­щей эво­лю­ции ле­во­го ге­гель­ян­ст­ва) и обос­но­ва­ни­ем ан­тро­по­ло­гич. ма­те­риа­лиз­ма, пред­стаю­ще­го у Ф. ито­гом раз­ви­тия но­во­ев­роп. мыс­ли, опи­раю­щей­ся на опыт­ное ес­те­ст­во­зна­ние. Центр. за­да­чей для Ф. ста­но­вит­ся рас­кры­тие ан­тро­по­ло­гич. со­дер­жа­ния ре­ли­гии, ко­то­рая рас­смат­ри­ва­ет­ся как вы­ра­же­ние «ро­до­вой при­ро­ды» че­ло­ве­ка, как ре­зуль­тат его са­мо­от­чу­ж­де­ния, ги­по­ста­зи­ро­ва­ния его сущ­но­ст­ных свойств и чая­ний в об­ра­зе по­тус­то­рон­не­го су­ще­ст­ва. Ис­точ­ник ре­ли­гии – «серд­це» че­ло­ве­ка, внутр. мир его чувств и пе­ре­жи­ва­ний (Gemüt). «Тай­на тео­ло­гии за­клю­ча­ет­ся в ан­тро­по­ло­гии», и те­зис хри­стан­ско­го бо­го­сло­вия «Бог есть лю­бовь» оз­на­ча­ет, что лю­бовь есть «выс­шая, аб­со­лют­ная си­ла и ис­ти­на» для че­ло­ве­ка, ос­но­ва че­ло­ве­че­ско­го об­ще­жи­тия. «Хри­стос есть лю­бовь че­ло­ве­че­ст­ва к са­мо­му се­бе», «сим­вол, под ко­то­рым на­род­но­му соз­на­нию пред­став­ля­лось един­ст­во ро­да» (Избр. фи­лос. про­из­ве­де­ния. М., 1955. Т. 2. С. 79, 307). «Но­вая фи­ло­со­фия пре­вра­ща­ет че­ло­ве­ка, вклю­чая и при­ро­ду как ба­зис че­ло­ве­ка, в един­ст­вен­ный уни­вер­саль­ный и выс­ший пред­мет фи­ло­со­фии», ви­дя в че­ло­ве­ке пре­ж­де все­го це­ло­ст­ное чув­ст­вен­ное, лю­бя­щее и стра­даю­щее, стре­мя­щее­ся к сча­стью су­ще­ст­во, от­ли­чаю­щее­ся от жи­вот­ных не толь­ко ра­зу­мом, но и все­ми свои­ми чув­ст­ва­ми (в т. ч. низ­ши­ми), но­ся­щи­ми не­спе­ци­фи­че­ский, уни­вер­саль­ный ха­рак­тер. Сущ­ность че­ло­ве­ка рас­кры­ва­ет­ся толь­ко в об­ще­нии его с др. людь­ми, в «диа­ло­ге ме­ж­ду Я и Ты» (Там же. М., 1955. Т. 1. С. 202–203). Во взаи­мо­от­но­ше­нии Я и Ты из­на­чаль­но при­су­щее че­ло­ве­ку стрем­ле­ние к сча­стью (ос­но­ва эв­де­мо­ни­стич. эти­ки Ф.) всту­па­ет в дву­сто­рон­нее, вза­им­ное стрем­ле­ние к сча­стью друг дру­га (свое­об­раз­ный ва­ри­ант тео­рии ра­зум­но­го – «уча­ст­ли­во­го» – эго­из­ма, раз­ви­вае­мый Ф. в его ра­бо­тах 1860-х гг.).

Ан­тро­по­ло­гич. кон­цеп­ция Ф. ока­за­ла силь­ное воз­дей­ст­вие на фор­ми­ро­ва­ние ми­ро­воз­зре­ния К. Мар­кса и Ф. Эн­гель­са, влия­ние Ф. ис­пы­та­ли Г. Кел­лер, Р. Ваг­нер, по­свя­тив­ший ему в 1850 своё соч. «Ху­до­же­ст­вен­ное про­из­ве­де­ние бу­ду­ще­го», в Рос­сии – А. И. Гер­цен, П. Л. Лав­ров и осо­бен­но Н. Г. Чер­ны­шев­ский. В ря­де мо­мен­тов Ф. пред­вос­хи­тил идеи позд­ней­ше­го эк­зи­стен­циа­лиз­ма (от­но­ше­ние Я и Ты и др.) и диа­лек­ти­че­ской тео­ло­гии К. Бар­та.

Соч.: Sämtliche Werke / Hrsg. von W. Bolin, F. Jodl. Stuttg., 1903–1911. Bd 1–10; Из­бран­ные фи­ло­соф­ские про­из­ве­де­ния. М., 1955. Т. 1–2; Gesammelte Werke / Hrsg. von W. Schuf­fenhauer. B., 1967–. Bd 1–; Ис­то­рия фи­ло­со­фии. М., 1974. Т. 1–3.

Лит.: Эн­гельс Ф. Л. Фей­ер­бах и ко­нец клас­си­че­ской не­мец­кой фи­ло­со­фии // Маркс К., Эн­гельс Ф. Со­чи­не­ния. 2-е изд. М., 1961. Т. 21; Rawidowicz S. L. Feuerbachs Philo­so­phie: Ursprung und Schick­sal. 2. Aufl. B., 1964; Бы­хов­ский Б. Э. Л. Фей­ер­бах. М., 1967; Bra­un H.-J. L. Feuer­bachs Lehre vom Menschen. Stuttg., 1971; Schuffenhauer W. Feuerbach und der junge Marx. 2. Aufl. В., 1972; L. Feuer­bach / Hrsg. von E. Thies. Darmstadt, 1976; L. Feuerbach und die Philosophie der Zukunft. B., 1990; Solidarität oder Egoismus: Studien zu einer Ethik bei und nach L. Feuerbach / Hrsg. von H.-J. Braun. B., 1994; L. Feuerbach und die Fortsetzung der Aufklärung / Hrsg. von H.-J. Bra­un. Z., 2004; Иодль Ф. Л. Фей­ер­бах: Его жизнь и уче­ние. 2-е изд. М., 2009; Де­бо­рин А. М. Л. Фей­ер­бах. 2-е изд. М., 2011; Tomasoni F. L. Feuerbach: Entstehung, Entwicklung und Bedeutung seines Werks. Münster, 2015.

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019