Фотография — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

Фотогра́фия — технология записи изображения путём регистрации оптических излучений с помощью фотоматериала... Википедия

Содержание:

Фотография. Большая российская энциклопедия

Предпосылки для изобретения фотографии. Краткий справочник фотолюбителя. 1985

Фотография. Советский Энциклопедический Словарь. 1980

Фотографiя. Учебникъ физики

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ФОТОГРАФИЯ (светопись), совокупность процессов и способов получения изображений на светочувствительных материалах действием на них света и последующей химич. обработки (фотосъёмка, негативный и позитивный процессы). При фотосъёмке возникает скрытое изображение, превращаемое проявлением и закреплением (фиксированием) в негативное изображение — негатив (негативный процесс). С негатива при печатании получают позитивное изображение — отпечаток, или диапозитив (позитивный процесс). Существует также способ непосредственного получения (процесс обращения) позитивного изображения на экспонированном фотоматериале (фото- и киноплёнке), к-рый подвергают для этого спец. обработке. Ф., дающая ахроматич. изображение объекта съёмки, наз. чёрно-белой, а многоцветное — цветной. См. также Чёрно-белая фотография, Цветная фотография.

 

ФОТОГРАФИЯ // Большая российская энциклопедия. https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/4734516

ФОТОГРА́ФИЯ (от фо­то… и …графия), теория, методы и средства получения сохраняющихся во времени видимых изображений объектов на светочувствит. материалах (напр., фотоплёнках, фотоматрицах) с помощью световых лучей, испускаемых или отражаемых объектом фотографирования, а также способы регистрации оптич., рентгеновского и др. излучений; в узком смысле – отд. фотоснимок. Различают Ф. аналоговую и цифровую, чёрно-белую (монохромную) и цветную. По характеру съёмки Ф. подразделяют на художественную, жанровую, репортажную, научную и т. д., по характеру пространственного восприятия фотоизображения – на плоскостную (обычную) и объёмную (спектроскопическую). Особый способ получения объёмных изображений с использованием светочувствит. материалов – голография.

В зависимости от химич. состава светочувствит. слоёв (СЧС) фотографических материалов различают фотографич. про­цес­сы на серебря­ных (точ­нее, га­ло­ге­но­се­реб­ря­ных) сло­ях и про­цес­сы на не­се­реб­ря­ных сло­ях (т. н. бес­се­реб­ря­ная Ф.). Мно­гие проф. фо­то­гра­фы от­да­ют пред­поч­те­ние чёр­но-бе­лым и цвет­ным жан­ро­вым, пей­заж­ным и порт­рет­ным сним­кам на фо­то­бу­ма­ге или фо­то­плён­ке с галогеносереб­ря­ны­ми (AgHal) све­то­чув­ст­вит. слоя­ми. Воз­мож­ны два спо­со­ба по­лу­че­ния фо­то­изо­бра­же­ний – не­га­тив­но-по­зи­тив­ный и прямой позитив­ный. Пер­вый спо­соб вклю­ча­ет фо­то­съём­ку, хи­ми­ко-фо­то­гра­фич. об­ра­бот­ку ма­те­риа­лов и фо­то­пе­чать. Фо­то­съём­ка осуществляется фо­то­гра­фи­че­ским ап­па­ра­том, в ко­то­ром све­то­вое изо­бра­же­ние объ­ек­та съём­ки фор­ми­ру­ет­ся объ­ек­ти­вом и проектируется на СЧС не­га­тив­но­го фо­то­ма­те­риа­ла (фо­то­плён­ки или фо­то­пла­стин­ки) в те­че­ние оп­ре­де­лён­но­го про­ме­жут­ка вре­ме­ни, называе­мо­го вы­держ­кой; под дей­ст­ви­ем све­та (см. Экс­по­ни­ро­ва­ние) в СЧС воз­ни­ка­ет не­ви­ди­мое (скры­тое) изо­бра­же­ние объ­ек­та съём­ки. При хи­ми­ко-фо­то­гра­фич. об­ра­бот­ке от­сня­той фо­то­плён­ки (фо­то­пла­стин­ки) СЧС под­вер­га­ет­ся воз­дей­ст­вию хи­ми­че­ски-ак­тив­ных ве­ществ, в ре­зуль­та­те скры­тое фо­то­изо­бра­же­ние пре­об­ра­зу­ет­ся в ви­ди­мое – чёр­но-бе­лое или цвет­ное не­га­тив­ное (не­га­тив) ли­бо по­зи­тив­ное (по­зи­тив) изо­бра­же­ние, ус­той­чи­вое к воз­дей­ст­вию све­та (см. Об­ра­бот­ка ки­но­фо­то­ма­те­риа­лов). При фо­то­пе­ча­ти изо­бра­же­ние не­га­ти­ва пе­ре­но­сит­ся (как пра­ви­ло, с уве­ли­че­ни­ем) на фо­то­бу­ма­гу, на ко­то­рой по­сле со­от­вет­ст­вую­щей об­ра­бот­ки по­лу­ча­ет­ся фо­то­сни­мок. Спо­соб реа­ли­зу­ем в до­маш­них ус­ло­ви­ях, по­зво­ля­ет ти­ра­жи­ро­вать с од­но­го не­га­ти­ва прак­ти­че­ски не­ог­ра­ни­чен­ное чис­ло фо­то­сним­ков; ошиб­ки, до­пу­щен­ные при съём­ке, мо­гут быть час­тич­но ис­прав­ле­ны при пе­ча­та­нии и в про­цес­се об­ра­бот­ки фо­то­бу­ма­ги. Не­га­тив­но-по­зи­тив­ный способ – прак­ти­че­ски ро­вес­ник Ф., но до сих пор ос­та­ёт­ся по­пу­ляр­ным как у проф. фо­то­гра­фов, так и у фо­то­лю­би­те­лей. Пря­мой позитивный спо­соб вклю­ча­ет толь­ко фо­то­съём­ку и об­ра­бот­ку экс­по­ни­ров. фо­то­ма­те­риа­ла (без фо­то­пе­ча­ти); при этом по­зи­тив­ное изображение об­ра­зу­ет­ся вслед­ст­вие об­ра­ще­ния фо­то­изо­бра­же­ния на том же ма­те­риа­ле, на ко­то­рый про­из­во­дит­ся фо­то­съём­ка.

Ос­но­во­по­лож­ни­ка­ми Ф. при­ня­то счи­тать Ж. Н. Ньеп­са, Л. Ж. Да­ге­ра и У. Г. Ф. Тол­бо­та; да­той изо­бре­те­ния – 7.1.1839, ко­гда на за­се­да­нии Па­риж­ской АН Д. Ф. Ара­го впер­вые сде­лал со­об­ще­ние о раз­ра­бо­тан­ном Да­ге­ром совм. с Ньеп­сом прак­тич. спо­со­бе по­лу­че­ния изображений, на­зван­ном впо­след­ст­вии да­ге­ро­ти­пи­ей. Важ­ней­шие эта­пы раз­ви­тия Ф.: изо­бре­те­ние не­га­тив­но-по­зи­тив­но­го про­цес­са (калоти­пии) – Тол­бот (1841, Ве­ли­ко­бри­та­ния); по­лу­че­ние фо­то­гра­фич. изо­бра­же­ния на пла­стин­ках с кол­ло­ди­он­ной эмуль­си­ей (т. н. мокроколлодионный про­цесс) – Ф. С. Ар­чер (1851, Ве­ли­ко­бри­та­ния); соз­да­ние пла­сти­нок с су­хим бро­мо­се­реб­ря­ным же­ла­ти­но­вым сло­ем – Р. Мэд­докс (1871, Ве­ли­ко­бри­та­ния); от­кры­тие оп­тич. сен­си­би­ли­за­ции – Г. Фо­гель (1873, Гер­ма­ния); изо­бре­те­ние фо­то­плён­ки на гиб­кой нитро­цел­лю­лоз­ной под­лож­ке – Г. Гуд­вин (1887, США); раз­ра­бот­ка сис­те­мы Ф. с ис­поль­зо­ва­ни­ем фо­то­плён­ки – Дж. Ист­мен (1888, США); получение цвет­но­го изо­бра­же­ния – Л. Дю­ко дю Орон (1868–69, Фран­ция); раз­ра­бот­ка про­цес­са об­ра­ще­ния изо­бра­же­ния – Л. Ман­нес и Л. Го­дов­ский-млад­ший (1935, США); изо­бре­те­ние диф­фу­зи­он­но­го фо­то­гра­фи­че­ско­го про­цес­са – Э. Лэнд (1947, США); раз­ра­бот­ка «сухого» про­цес­са про­яв­ле­ния для цвет­ной Ф. – фир­ма «По­ла­ро­ид» («Pola­roid», 1971, США).

Пер­во­на­чаль­но Ф. ис­поль­зо­ва­лась как спо­соб по­лу­че­ния на­тур­ных изо­бра­же­ний, и пер­вы­ми фо­то­гра­фа­ми бы­ли пре­им. ху­дож­ни­ки. Точность и объ­ек­тив­ность фо­то­изо­бра­же­ния сде­ла­ли Ф. од­ним из наи­бо­лее эф­фек­тив­ных спо­со­бов ото­бра­же­ния дей­ст­ви­тель­но­сти, средст­вом по­зна­ния ок­ру­жаю­ще­го ми­ра. В кон. 19 в. к Ф. об­ра­ща­лись пу­те­ше­ст­вен­ни­ки, на­ту­ра­ли­сты, эт­но­гра­фы; в 20 в. Ф. ста­ла од­ним из важ­ней­ших средств до­ку­мен­ти­ро­ва­ния и со­хра­не­ния ин­фор­ма­ции, со­ста­ви­ла ос­но­ву ки­не­ма­то­гра­фии, во­шла в чис­ло осн. тех­нич. средств по­ли­гра­фии и т. д. По ме­ре рас­ши­ре­ния ме­то­дов и сфе­ры при­ме­не­ния Ф. в 1950-х гг. ста­ло оче­вид­ным, что в ря­де об­лас­тей нау­ки и тех­ни­ки (напр., в мик­ро­филь­ми­ро­ва­нии, го­ло­гра­фии, фо­то­ли­то­гра­фии) осо­бен­но­сти га­ло­ге­но­се­реб­ря­ных СЧС прин­ци­пи­аль­но ограничива­ют воз­мож­но­сти ис­поль­зо­ва­ния Ф. Это об­стоя­тель­ст­во обу­сло­ви­ло раз­ви­тие но­вых аль­тер­на­тив­ных спо­со­бов по­лу­че­ния фотографич. изо­бра­же­ний – на ос­но­ве СЧС, не со­дер­жа­щих со­еди­не­ния се­реб­ра (элек­тро­фо­то­гра­фии, диа­зо­ти­пии, тер­мо­гра­фии и др.). Важ­ным эта­пом для ре­ги­ст­ра­ции и вос­про­из­ве­де­ния изо­бра­же­ний как дви­жу­щих­ся, так и не­под­виж­ных объ­ек­тов ста­ла раз­ра­бот­ка видеоза­пи­си, ис­поль­зую­щей (как и Ф.) для по­лу­че­ния изо­бра­же­ния све­то­вые лу­чи, ис­пус­кае­мые или от­ра­жае­мые объ­ек­том. Соз­да­ние видео­ка­мер, элек­трон­ных фо­то­ап­па­ра­тов и фо­то­прин­те­ров, обес­пе­чи­ваю­щих ви­део­за­пись изо­бра­же­ний с по­сле­дую­щим воспроизведением их на эк­ра­не дис­плея или в ви­де от­пе­чат­ка на бу­ма­ге, оз­на­ме­но­ва­ло по­яв­ле­ние элек­трон­ной, или циф­ро­вой, Ф. Однако, не­смот­ря на ряд пре­иму­ществ, ни ви­део­за­пись, ни др. ви­ды бес­се­реб­ря­ной Ф. не мо­гут в пол­ной ме­ре за­ме­нить тра­диц. Ф., которая, бу­ду­чи, в сущ­но­сти, тех­нич. спо­со­бом вос­про­из­ве­де­ния изо­бра­же­ния, пре­вра­ти­лась в осо­бый вид ис­кус­ст­ва – фотоискусство.

Лит.: Чи­би­сов К. В. Об­щая фо­то­гра­фия. М., 1984; Мит­чел Э. Фо­то­гра­фия. М., 1988; Кел­би С. Циф­ро­вая фо­то­гра­фия. 2-е изд. М., 2016. Т. 1.

 

Краткий справочник фотолюбителя. Сост. Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. 3-е, стереотипное изд. М., 1985. Стр. 5—15

Раздел первый

НЕМНОГО ИСТОРИИ

I. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ ФОТОГРАФИИ

Фотография (фото — свет, граф — рисую, пишу — греч.) — рисование светом, светопись — была открыта не сразу и не одним человеком. В это изобретение вложен труд ученых многих поколений разных стран мира.

Люди давно стремились найти способ получения изображений, которые не требовали бы долгого и утомительного труда художника. Некоторые предпосылки для этого существовали уже в отдаленные времена.

1. КАМЕРА-ОБСКУРА...

 

2. ОСНОВНОЙ ЗАКОН ФОТОХИМИИ

Одним из наиболее важных вкладов в создание реальных условий для изобретения способа превращения оптического изображения в химический процесс в светочувствительном слое послужило открытие молодого русского химика-любителя, впоследствии известного государственного деятеля и дипломата, А. П. Бестужева-Рюмина (1693—1766) и немецкого анатома и хирурга И. Г. Шульце (1687—1744). Занимаясь в 1725 г. составлением жидких лечебных смесей, Бестужев-Рюмин обнаружил, что под воздействием солнечного света растворы солей железа изменяют свет. Через два года Шульце также представил доказательства чувствительность к свету солей брома.

На несомненную связь фотохимического превращения в веществах с поглощением света впервые указал в 1818 г. русский ученый Х. И. Гротгус (1785—1822). Он установил влияние температуры на поглощение и излучение света, причем доказал, что понижение температуры увеличивает поглощение, а повышение температуры увеличивает излучение света. В своих сообщениях Гротгус четко сформулировал мысль о том, что только те лучи могут химически действовать на вещество, которые этим веществом поглощаются. Это положение со временем, уже после открытия фотографии, стало первым, основным законом фотохимии.

Независимо от Гротгуса ту же особенность установили в 1842 г. английский ученый Д. Гершель (1792—1871) и в 1843 г. американский профессор химии Д. Дрейпер (1811—1882). Поэтому историки науки основной закон фотохимии называется ныне законом Гротгуса—Гершеля—Дрейпера.

Для понимания и удовлетворительного объяснения этого закона важную роль в дальнейшем сыграла теория Планка, согласно которой излучение света происходит прерывно определенными и неделимыми порциями энергии, называемыми квантами.

II. ПЕРВЫЕ В МИРЕ СНИМКИ

Целенаправленную работу по химическому закреплению светового изображения в камере-обскуре ученые и изобретатели разных стран начали только в первой трети прошлого столетия. Наилучших результатов добились известные теперь всему миру французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765—1833), Луи-Жак Манде Дагер (1787—1851) и англичанин Вильям Фокс Генри Тальбот (1800—1877). Их и принято считать изобретателями фотографии.

1. СНИМОК НЬЕПСА

Ньепс первым в мире закрепил «солнечный рисунок». Он ориентировался на использование свойства асфальта, тонкий слой которого на освещенных местах затвердевает. На незакрепленных и неосвещенных местах асфальт вымывался с помощью лавандового масла и керосина. В 1826 г. Ньепс с помощью камеры-обскуры получил на металлической пластинке, покрытой тонким слоем асфальта, вид из окна своей мастерской (рис. I.3). Снимок он так и назвал — гелиография (солнечный рисунок). Экспозиция длилась восемь часов. Изображение было весьма низкого качества, и была едва различима. Но с этого снимка началась фотография.

первая фотография

Рис. I.3. Первый в мире гелиографический снимок Ньепса — вид из окна его мастерской. Выполнен в 1826 г.

2. СНИМОК ТАЛЬБОТА

В 1835 г. Тальбот тоже зафиксировал солнечный луч. Это был снимок решетчатого окна его дома (рис. I.4). Тальбот применил бумагу, пропитанную хлористым серебром. Выдержка длилась в течение часа.

снимок Тальбота

Рис. I.4 Первый калотипный снимок Тальбота — решетчатое окно его дома. Выполнен в 1835 г.

Тальбот получил первый в мире негатив. Приложив к нему светочувствительную бумагу, приготовленную тем же способом, он впервые сделал позитивный отпечаток. Свой способ съемки изобретатель назвал калотипией, что означало «красота». Так он показал возможность тиражирования снимков и связал будущее фотографии с миром прекрасного.

3. СНИМОК ДАГЕРА

Одновременно с Ньепсом над способом закрепления изображения в камере-обскуре работал известный французский художник Дагер, автор знаменитой парижской диорамы. Работа над световыми картинами натолкнула его на мысль закрепить изображение. От оптика Шарля Шевалье, создавшего впоследствии объектив для дагеротипной камеры, он узнал, что Ньепс получил первые обнадеживающие результаты. Дагер заключил с Ньепсом соглашение о совместном сотрудничестве над изобретением. Однако в 1833 г. Ньепс умер. Дагер настойчево продолжал начатое дело и в 1837 г. открыл надежный способ проявления и закрепления скрытого изображения на очувствленной к свету серебряной пластинке.

Дагер впервые в мире получил снимок со сравнительно высоким качеством изображения. Он снял довольно сложный натюрморт, составленный из произведений живописи и скульптуры (рис. I.5). Этот снимок Дагер передал потом де Кайэ, хранителю музея в Лувре. Автор экспонировал серебряную пластинку в камере-обскуре в течении тридцати минут, а затем перенес в темную комнату и держал над парами нагретой ртути. Закрепил изображение с помощью раствора поваренной соли. На снимке хорошо проработались детали рисунка как в светах, так и в тенях.

Снимок Дагера

Рис. I.5. Первый дагеротипный снимок Дагера — натюрморт из произведений живописи и скульптуры. Выполнен в 1837 г.

Свой способ получения фотоизображения изобретатель назвал собственным именем—дагеротипия — и передал его описание секретарю Парижской Академии наук Доминику-Франсуа Араго.

На заседании Академии 7 января 1839 г. Араго торжественно доложил ученому собранию об удивительном изобретении Дагера, заявив, что «отныне луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего». Ученые одобрительно приняли известие, и этот день навсегда вошел в историю как день рождения фотографии.

В августе того же года Араго от имени Академии выступил в палате депутатов французского парламента, где было принято решение сделать фотографию достоянием народа, а Дагеру и наследникам Ньепса назначить за открытие пожизненную пенсию.

4. СНИМКИ ФРИЦШЕ

В России практическое применение светописи началось буквально в первые месяцы после обнародования принципов фотографирования. В Академии наук СССР хранятся материалы, свидетельствующие о том, что русские ученые не только проявили живой интерес к факту открытия фотографических процессов, но и приняли плодотворное участие в их изучении и усовершенствовании.

В 1839 г. академик И. Х. Гамель (1788—1862) отправился в Англию. Там он познакомился с В. Тальботом и его изобретением. В мае — июне 1839 г. Гамель прислал в Петербург снимки с описанием способа Тальбота. Затем прислал аппарат и снимки по способу Ньепса и Дагера. Впоследствии Гамель получил от родственников Ньепса 160 документов по истории изобретения фотографии — письма Нисефора Ньепса, Дагера, Исидора Ньепса и других. В 1949 г. она была издана в виде книги («Документы по истории изобретения фотографии» под редакцией члена-корреспондента АН СССР Т. П. Кравца).

В Россиипервые фотографические изображения получил выдающийся русский химик и ботаник, академик Юлий Федорович Фрицше (1802—1871). Это были фотограммы листьев растений (рис. I.6), выполненные по способу Тальбота.

снимок Фрицше

Рис. I.6. Один из снимков, выполненных в России академиком Фрицше,— фотограмма листьев растений. Май 1839 г.

23 мая 1839 г. Фрицше на заседании Петербургской Академии наук выступил с «Отчетом о гелиографических опытах», в котором дал исчерпывающий анализ способа Тальбота по материалам, представленным Гамелем. Фрицше нашел калотипию пригодной для выполнения научных снимков с плоских предметов. «Ботаник может пользоваться ей с выгодой, когда речь идет о том, чтобы сделать точный рисунок с оригинальных экземпляров гербария», сообщил он. Одновременно Фрицше предложил внести существенные изменения в этот способ — он рекомендовал заменить во время проявления применявшийся Тальботом тиосульфат натрия (гипосульфит) аммиаком и на практике доказал, насколько это улучшает изображение.

Доклад Фрицше на заседании Петербургской Академии наук представляет собой первую исследовательскую работу по фотографии в нашей стране и одну из первых исследовательских работ по фотографии в мире.

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФОТОГРАФИИ

Мы, современники эпохи научно-технической революции, порой снисходительно относимся к темпам научных изысканий прошлого. А стоит проследить хотя бы за развитием ранней фотографии, чтобы убедиться, как быстро обогащалась она новым, коренными усовершенствованиями.

Значительный вклад в достижение фототехники внесли такие ученые, как французы Ф. Физо, А. Клоде, венгр Й. Петцваль, русский А. Греков, американец С. Морзе и другие, многие другие.

Период дагеротипии просуществовал недолго. Изображение на серебряной пластинке стоило дорого, было зеркально обращенным, изготовлялось в одном экземпляре, рассматривать его из-за блеска было крайне затруднительно.

Калотипный способ обладал большими достоинствами, поэтому он и получил дальнейшее развитие. Уже в конце 40-х годов прошлого века изобретатель из семьи Ньепсов — Ньепс де Сен-Виктор — заменил в этом способе негативную подложку из бумаги стеклом, покрытым слоем крахмального клейстера или яичного белка. Слой очувствили к свету солями серебра.

В 1851 г. англичанин С. Арчер покрыл стекло коллодионом. Позитивы стали печатать на альбуминной бумаге. Позитивы стали печатать на альбуминной бумаге. Фотографии можно было размножать.

Еще через два с небольшим десятилетия Ричард Меддокс предложил съемку на сухих броможелатиновых пластинках. Такое усовершенствование сделало фотографию родственной современной.

В 1873 г. Г. Фогель изготовил ортохроматические пластинки. Позднее были сконструированы объективы-анастигматы. В 1889 г. Д. Истмен наладил производство целлулоидных пленок. В 1904 г. появились первые пластинки для цветной фотографии, выпущенные фирмой «Люмьер».

Фотография наших дней — это и область науки и техники о ней самой и область техники, это методы исследования и документации, «зеркало памяти» народов, это художественное призвание людей, это и различные виды прикладной деятельности. Из всего многообразия применения фотографии следует в первую очередь выделить три — самые главные.

1. ФОТОГРАФИЯ В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ

2. ФОТОГРАФИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

3. ФОТОГРАФИЯ КАК ИСКУССТВО

 

эмблема сэсСоветский Энциклопедический Словарь. 1980

ФОТОГРАФИЯ (от фото... и ...графия), теория и методы получения видимого изображения объектов на светочувствит. фотогр. материалах; различают Ф. чёрно-белую и цветную, худ. и науч.-техн. (аэрофотографию, микрофотографию, рентгеновскую, инфракрасную и др.). Основоположники Ф.— изобретатели Л. Ж. М. Дагер и Ж. Н. Ньепс (1839, Франция) и У. Г. Ф. Толбот (1840—1841, Великобритания). Цв. фотоизображения впервые получил Л. Дюко дю Орон (1868—1869, Франция).

 

фото страницы учебника

Стр. 139

Страница учебника физики

VII. Дополнительныя статьи.

127. Фотографiя.  Мы уже говорили (§ 125), что свѣтовые лучи могутъ производить химическiя дѣйствiя, и видѣли, какъ подъ дѣйствiемъ лучей темнѣла бумага, содержащая хлористое серебро. На чувствительности къ свѣту нѣкоторыхъ соединенiй серебра основана фотографiя *). Познакомимся въ главныхъ чертахъ съ обычными прiемами фотографированiя. Для фотографированiя прежде всего нужна фотографическая камера.

фотокамера

Наиболѣе употребительная камера представляетъ собою ящикъ, одной стѣнкой котораго служитъ матовое стекло а въ рамѣ; эта рама можетъ отходить на петляхъ въ бокъ. Въ стѣнку, противоположную матовому стеклу, вдѣланъ объективъ b, подобный объективу волшебного фонаря. Остальныя стѣнки камеры сдѣланы на подобiе мѣховъ гармонiи, благодаря чему мы можемъ, раздвигая камеру, ставить матовое стекло на разныхъ разстоянiяхъ отъ объектива. Желая снять какой-нибудь предметъ, ставимъ камеру объективомъ къ нему и раздвигаемъ ее настолько, чтобы на матовомъ стеклѣ получилось рѣзкое изображенiе предмета. Послѣ этого отводимъ раму съ матовымъ стекломъ въ сторону и на ея мѣсто вставляемъ кассету с, т.-е. плоскiй ящичекъ съ выдвижной крышкой. Въ кассету предварительно должна быть вложена свѣточувствительная броможелатинная пластинка. Эта пластинка представляетъ собою стекло, покрытое слоемъ желатины, въ которой содержится бромистое серебро съ нѣкоторыми другими веществами. Вкладыванiе пластинки въ кассету производится въ темной комнатѣ при свѣтѣ краснаго фонаря, такъ какъ красный свѣтъ мало дѣйствуетъ на пластинку. Когда кассета съ пластинкой вставлена въ камеру крышкой внутрь, закрываютъ объективъ крышкой d и выдвигаютъ крышку кассету. Затѣмъ на нѣкоторое время открываютъ объективъ, чтобы изображенiе предмета упало на чувствительный слой пластинки. Послѣ этого кассету закрываютъ и удаляютъ изъ камеры.

Если посмотрѣть теперь на пластинку, то мы не замѣтимъ на ней никакого изображенiя; чтобы оно образовалось, надо его проявить. Для проявленiя изображенiя мы пользуемся свойствомъ бромистого серебра разлагаться подъ влiянiемъ некоторыхъ веществъ, называемыхъ проявителями, если только предварительно бромистое серебро подверглось дѣйствiю свѣта. вынувъ пластинку изъ кассеты въ темной комнатѣ при красномъ фонарѣ, мы погружаемъ ее въ растворъ проявителя *). Въ проявителѣ бромистое серебро пластинки, подвергавшееся дѣйствiю свѣта, постепенно разлагается, и пластинка темнѣетъ. Въ тѣхъ мѣстахъ, на которыя приходились изображенiя свѣтлыхъ частей предмета, и которыя, слѣдовательно, подвергались наиболѣе сильному дѣйствiю свѣта, пластинка темнѣетъ быстрѣе, въ мѣстахъ же, соотвѣтствующихъ темнымъ частямъ предмета, пластинка темнѣетъ медленнѣе. Черезъ нѣсколько времени на пластинкѣ проявляется полное изображенiе предмета со всѣми подробностями, но только свѣтлыя мѣста предмета на пластинкѣ выходятъ темными, темныя — свѣтлыми. Пластинка съ такимъ изображенiемъ называется негативомъ. Когда негативъ окончательно проявился, надо его закрѣпить, т.-е. удалить изъ него оставшееся неразложеннымъ бромистое серебро, иначе на свѣту вся пластинка почернѣетъ. Для закрѣпленiя негативъ погружаютъ въ растворъ гипосульфита (см. примѣч. § 125), въ которомъ неразложившееся бромистое серебро постепенно растворяется. Послѣ этого пластинку хорошо промываютъ, даютъ просохнуть, и негативъ готовъ.

фото гегатив-позитив

Рис. 226. Негативъ и позитивъ

Чтобы получить позитивъ, т.-е. изображенiе съ правильнымъ распредѣленiемъ свѣта и тѣни, воспользуемся знакомой намъ бумагой съ хлористымъ серебромъ. Подложивъ листокъ этой бумаги подъ негативъ (слой къ слою), выставляемъ негативъ на свѣтъ. Свѣтлыя, прозрачныя мѣста негатива пропускаютъ свѣтъ лучше, чѣмъ темныя его мѣста. Поэтому подъ свѣтлыми мѣстами негатива бумага потемнѣетъ скорѣе, чѣмъ подъ темными, и через нѣсколько времени на бумагѣ получиться изображеiе предмета съ правильнымъ распредѣленiемъ свѣта и тѣни. Позитивъ закрѣпляютъ и промываютъ такъ же, какъ и негативъ. Чтобы послѣ закрѣпленiя изображенiе имѣло красивый цвѣтъ, въ закрѣпляющiй составъ вводятъ, кромѣ гипосульфита, еще нѣкоторыя другiя вещества.

Фотографiя, помимо общеизвѣстнаго примѣненiя ея при съемкѣ портретовъ, видовъ и т. д., имѣетъ множество разнообразныхъ и важныхъ приложенiй. Изъ этихъ приложенiй укажемъ на микрофотографiю, т.-е. фотографированiе въ сильно увеличенномъ видѣ мельчайшихъ предметовъ при помощи камеры съ объективомъ отъ микроскопа, и на примѣненiе фотографiи при съемкѣ небесныхъ тѣлъ (камеру соединяютъ съ телескопомъ).

рис. 227

Рис. 227. Микрофотографич. снимокъ конца лапки паука. (Въ 230 разъ болѣе натур. вел.).

Фотографируя небо, можно получить изображенiя такихъ звѣздъ, которыя вслѣдствiе слабости ихъ свѣта не видимы даже въ самые сильные телескопы. Этого достигаютъ съемкой настолько продолжительной (нѣсколько часовъ), что свѣтъ такихъ звѣздъ, несмотря на свою слабость, все-таки оказываетъ достаточное дѣйствiе на пластинку.

рис. 228

Рис. 228. Фотографическiй снимокъ части лунной поверхности. (Лунныя Аппенины.).

Наконецъ, упомянемъ еще о томъ, что въ настоящее время фотографiя имѣетъ большое значенiе въ печатномъ дѣлѣ. Такъ, приготовленiе клише, т.-е. выпуклыхъ изображенiй на цинкѣ, мѣди и т. д., для печатанiя различныхъ рисунковъ, основано отчасти на примѣненiи фотографiи. Всѣ рисунки нашей книги отпечатаны помощью подобныхъ цинковыхъ клише, точно воспроизводящихъ рисунки, исполненные предварительно отъ руки, и фотографическiе снимки.

*) Отъ греческихъ словъ: ф о с — свѣтъ и г р а ф о — пишу.

*) Существуетъ множество различныхъ проявителей. Однимъ изъ удобныхъ проявителей является гидрохинонный проявитель, который можно составить по слѣдующему, напримѣръ, рецепту. Приготовляютъ два отдѣльныхъ раствора. Для раствора 1-го берутъ 60 см.3 горячей воды, 15 гр. сѣрнистокислаго натрiя и 2 гр. гидрохинона; для раствора 2-го — 60 см.3 воды и 15 гр. углекислаго натрiя. Для проявленiя смѣшиваютъ 1 часть раствора 1-го съ 2 частями раствора 2-го и 2—3 частями воды.

 

ССЫЛКА


 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018