Фотоискусство — Энциклопедия

Анатолий Фукс - энциклопедия

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

эмблема сэсСоветский Энциклопедический Словарь. 1980. Стр. 1438

ФОТОИСКУССТВО, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются средствами фотографии.

 

Волков И. М. ФОТОИСКУССТВО // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://bigenc.ru/fine_art/text/4734545

ФОТОИСКУ́ССТВО (ис­кус­ст­во фо­то­гра­фии), вид изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва; вклю­ча­ет про­из­ве­де­ния, по­лу­чен­ные в ре­зуль­та­те за­пе­чат­ле­ния изо­бра­же­ния ре­аль­но­сти и ма­ни­пу­ля­ции с ним пу­тём оп­ти­ко-хи­ми­че­ско­го (позд­нее – оп­ти­ко-циф­ро­во­го) про­цес­са фо­то­гра­фии. Глав­ные вы­ра­зит. сред­ст­ва Ф.: ком­по­зи­ция и кад­ри­ро­ва­ние, рез­кость и оп­тич. ри­су­нок, со­от­но­ше­ние то­нов и кон­тра­ст­ность, фор­мат, то­ни­ро­ва­ние и др., позд­нее – цвет. В хо­де раз­ви­тия Ф. вы­ра­бо­та­ло при­су­щие толь­ко ему жан­ры и фор­мы пред­став­ле­ния про­из­ве­де­ний: фо­то­мон­таж, фо­то­ре­пор­таж, фо­то­очерк, фо­то­се­рия, фо­то­аль­бом, фо­то­кни­га и пр. С мо­мен­та воз­ник­но­ве­ния од­но­вре­мен­но с тех­ни­кой фо­тогра­фии в 19 в. Ф. за­ви­се­ло от тех­нич. уст­ройств (фо­то­ап­па­рат и др.) и тех­но­ло­гич. про­цес­сов соз­да­ния от­пе­чат­ков и не­га­ти­вов, позд­нее – циф­ро­вых изо­бра­же­ний.

Бу­ду­чи пло­дом эпо­хи пром. ре­во­лю­ции и идео­ло­гии по­зи­ти­виз­ма, фо­то­гра­фия дол­гое вре­мя по­сле сво­его по­яв­ле­ния вос­при­ни­ма­лась лишь как тех­нич. нов­ше­ст­во и луч­ший (т. е. наи­бо­лее точ­ный) спо­соб до­ку­мен­та­ции ре­аль­но­сти, по­это­му про­из­ве­де­ния Ф. вы­став­ля­лись на Все­мир­ных вы­став­ках в раз­де­ле тех­ни­ки, а по­пыт­кам вве­сти Ф. в круг изящ­ных ис­кусств про­ти­вил­ся Ш. Бод­лер и др.

С. М. Прокудин-Горский. «Молодые русские крестьянки с берегов реки Шексна близ Кириллова».

Как вид иск-ва без собств. ис­то­рии, Ф. по­на­ча­лу ори­ен­ти­ро­ва­лось в сю­же­тах и ма­не­ре на жи­во­пись и гра­фи­ку, за­им­ст­во­вав у них в т. ч. и сис­те­му жан­ров. Пер­вы­ми фо­то­изо­бра­же­ния­ми, вы­пол­нен­ны­ми пио­не­ра­ми Ф., бы­ли пей­за­жи и на­тюр­мор­ты (в т. ч. в свя­зи со слиш­ком дол­гой вы­держ­кой, за­труд­няв­шей съём­ку че­ло­ве­ка). По­сте­пен­но фо­то­гра­фич. изо­бра­же­ния за­ме­ни­ли по функ­ции ми­ниа­тю­ру порт­рет­ную и ком­мерч. ак­ва­рель­ные ри­сун­ки: в ши­ро­кой про­да­же поя­ви­лись ви­ды ланд­шаф­тов, изо­бра­же­ния «ти­пов» и жан­ро­вые сце­ны (бр. Али­на­ри из Ита­лии, франц. фо­то­граф А. Бра­ун, В. Кар­рик). Од­на­ко рас­цвет Ф. в 19 в. свя­зан с жан­ром порт­ре­та. Рос­ло чис­ло фо­то­ате­лье, что бы­ло обу­слов­ле­но спро­сом на прав­ди­вую фик­са­цию об­раза че­ло­ве­ка, бла­го­да­ря тех­ни­ке фо­то­гра­фии став­шую дос­туп­ной бо­лее ши­ро­ким сло­ям на­се­ле­ния. Оче­вид­на ори­ен­та­ция сту­дий­но­го фо­то­порт­ре­та на тра­ди­цию па­рад­но­го жи­во­пис­но­го порт­ре­та: сдер­жан­ность по­зы, жес­тов, эмо­ций, ис­поль­зо­ва­ние жи­во­пис­ных фо­нов и раз­но­об­раз­ной бу­та­фо­рии, соз­да­вав­ших ско­рее ти­пи­че­ские, чем ин­ди­ви­ду­аль­ные об­ра­зы. Сре­ди ве­ду­щих мас­те­ров порт­рет­но­го жан­ра в Ф. 19 в.: Хилл и Адам­сон, На­дар, С. Л. Ле­виц­кий, А. И. День­ер. С сер. 19 в. ис­поль­зу­ет­ся при­ём фо­то­мон­та­жа, по­ста­вив­ший под со­мне­ние «прав­ди­вость» фо­то­гра­фии. На ру­бе­же 19–20 вв. пио­не­ром цвет­ной фо­то­гра­фии был С. М. Про­ку­дин-Гор­ский.

А. Адамс.«Горный хребет Титони река Снейк».1942.

Ху­дож. по­ис­ки брит. фо­то­гра­фов Дж. М. Ка­ме­рон, Л. Кэр­рол­ла, Г. П. Ро­бин­со­на, О. Г. Рей­лан­де­ра близ­ки пре­ра­фа­эли­там, франц. мас­те­ров Г. Ле Гре и Э. Кю­ве­лье – бар­би­зон­ской шко­ле. В свою оче­редь мн. жи­во­пис­цы охот­но ис­поль­зо­ва­ли фо­то­гра­фию в до­пол­не­ние или в ка­че­ст­ве за­ме­ны этю­дам с на­ту­ры (Ж. О. Д. Энгр, Э. Де­лак­руа, Э. Де­га, М. Де­ни, Э. Вюй­ар, П. Бон­нар и др.). Пер­вое соб­ст­вен­но фо­то­гра­фич. ху­дож. на­прав­ле­ние – пик­то­риа­лизм (кон. 1880-х – кон. 1910-х гг.), для ко­то­ро­го ха­рак­тер­на по­сле­до­ва­тель­ная ори­ен­та­ция на гра­фи­ку и жи­во­пись (в ком­по­зи­ции, сю­же­тах, сти­ле) и тес­ная связь с им­прес­сио­низ­мом, сим­во­лиз­мом и сти­лем мо­дерн. В рам­ках это­го на­прав­ле­ния фо­то­ху­дож­ни­ки (са­мо­на­зва­ние фо­то­гра­фов в тот пе­ри­од) час­то ис­поль­зо­ва­ли мяг­ко­ри­сую­щую оп­ти­ку (то­гда уже ус­та­рев­шую, напр. мо­нокль) и слож­ные тех­ни­ки по­зи­тив­ной пе­ча­ти, по­зво­ляв­шие тща­тель­но кон­тро­ли­ро­вать её про­цесс и де­лать ка­ж­дый от­пе­ча­ток ин­ди­ви­ду­аль­ным, сбли­жая его с эс­там­пом. Ав­то­ры, стре­мясь обо­со­бить се­бя от ком­мерч. и бы­то­вой фо­то­гра­фии, объ­еди­ня­лись в фо­то­клу­бы, ор­га­ни­зо­вы­ва­ли га­ле­реи и вы­став­ки ху­дож. фо­то­гра­фии («са­ло­ны»), вы­пус­ка­ли пе­рио­дич. из­да­ния. Эта дея­тель­ность ста­ла важ­ным ша­гом на пу­ти при­зна­ния Ф. ви­дом иск-ва. Наи­бо­лее яр­ко пик­то­риа­лизм про­явил­ся в Ве­ли­ко­бри­та­нии [впер­вые – в ра­бо­тах Ро­бин­со­на в кон. 1880-х гг.; объ­е­ди­не­ние «Лин­кед ринг» («The Lin­ked Ring»): Ф. Эванс, О. Л. Ко­берн и др.], Фран­ции [объ­е­ди­не­ние «Па­риж­ский фо­то­клуб» («Photo-Club de Pa­ris»): К. Пюйо, Р. Де­ма­ши и др.; ж. «Re­vue photographique»], Ав­ст­рии (объ­е­ди­не­ние «Три­ли­ст­ник», «Das Kleeb­latt»), Гер­ма­нии, Рос­сии (в ней эс­те­ти­ка пик­то­ри­а­лиз­ма со­хра­ня­ла по­пу­ляр­ность вплоть до 1930-х гг.; А. О. Ка­ре­лин, А. С. Ма­зу­рин, С. А. Ло­бо­ви­ков и др.). Осо­бен­но влия­тель­ной бы­ла амер. шко­ла пик­то­риа­лиз­ма, клю­че­вая фи­гу­ра – А. Стиг­лиц. Имен­но в этой шко­ле при­ня­то ви­деть ис­то­ки фо­то­аван­гар­да (Ко­берн, П. Стренд, Ч. Ши­лер). В 1920–30-е гг. шёл но­вый ви­ток экс­пе­ри­мен­тов и по­ис­ка ви­зу­аль­но­го язы­ка Ф.: со­су­ще­ст­во­ва­ли мно­го­числ. тен­ден­ции, час­то в рам­ках бо­лее ши­ро­ких ху­дож. на­прав­ле­ний. По­пу­ляр­ность при­об­ре­ли поя­вив­шие­ся ещё в сер. 19 в. тех­ни­ки и приё­мы: длин­ная вы­держ­ка, пре­вра­щав­шая дви­жу­щие­ся фор­мы в раз­мы­тые и де­фор­ми­ро­ван­ные об­ра­зы («фо­то­ди­на­мизм» А.Дж. Бра­га­льи в рус­ле итал. фу­туриз­ма), фо­то­мон­таж (в рам­ках да­да­из­ма), фо­то­грам­ма (фо­то­гра­фия без ис­поль­зо­ва­ния ка­ме­ры; Мэн Рей, Л. М. Ли­сиц­кий и др.), мно­го­крат­ная экс­по­зи­ция, сверх­круп­ный план, рез­кие ра­кур­сы свер­ху вниз и сни­зу вверх и диа­го­наль­ная ком­по­зи­ция (груп­па сов. фо­то­гра­фов «Ок­тябрь»: А. М. Род­чен­ко, Б. В. Иг­на­то­вич, Е. М. Ланг­ман и др.; Л. Мо­хой-Надь). Цен­тра­ми мо­дер­ни­ст­ско­го Ф. ста­ли Бау­ха­уз и Вху­те­мас. К сер. 1930-х гг. на пер­вый план вы­хо­дят сдер­жан­ные реа­ли­сти­че­ские и клас­си­ци­зи­рую­щие на­прав­ле­ния Ф. (от­час­ти под воз­дей­ст­ви­ем тота­ли­тар­ных ре­жи­мов). Важ­ная тен­ден­ция 1920–30-х гг. так­же – ра­бо­та с до­ку­мен­таль­ны­ми ка­че­ст­ва­ми фо­то­гра­фии при­вер­жен­цев «пря­мой фо­то­гра­фии» (груп­па «f/64» в США: А. Адамс и др.) и нем. «но­вой ве­ще­ст­вен­но­сти» (А. Рен­гер-Пач, К. Блосс­фельдт).

По­яв­ле­ние проф. пор­та­тив­ной даль­но­мер­ной ка­ме­ры «Лей­ка» в 1924 оп­ре­де­ли­ло рас­цвет ху­дож. до­ку­мен­таль­ной фо­то­гра­фии. Осн. про­бле­ма фо­то­до­ку­мен­та­ли­сти­ки – со­от­но­ше­ние «по­ста­но­воч­но­сти» и «прав­ди­во­сти» сю­же­та. В 1-й пол. 20 в. фо­то­ре­пор­таж ста­но­вит­ся од­ним из гл. жан­ров идео­ло­гич. про­па­ган­ды. Сним­ки нем. (Л. Ри­фен­шталь), сов. (А. С. Шай­хет, И. М. Ша­гин, Е. А. Хал­дей, Д. Н. Баль­тер­манц, В. С. Та­ра­се­вич), амер. (Д. Ланг, М. Бурк-Уайт, А. Ай­зен­штадт) ав­то­ров от­ли­ча­ют­ся яс­но­стью, до­ход­чи­во­стью, идеа­ли­за­ци­ей об­ра­зов и пла­кат­ной вы­ра­зи­тель­но­стью. Они пуб­ли­ко­ва­лись в ил­лю­ст­ри­ро­ван­ных жур­на­лах «Life», «Ого­нёк», «СССР на строй­ке» (позд­нее «Со­вет­ский Со­юз») и в фо­то­кни­гах. Бла­го­да­ря опи­сан­ным ка­че­ст­вам и ши­ро­ко­му рас­про­стра­не­нию мно­гие из этих фо­то­гра­фич. об­ра­зов проч­но во­шли в мас­со­вую куль­ту­ру.

Гл. фигура непостановочного до­ку­мен­таль­но­го Ф. – А. Кар­тье-Брес­сон, пред­ста­ви­тель т. н. франц. гу­ма­ни­стич. фо­то­гра­фии (на­ря­ду с Р. Дуа­но, В. Ро­ни и др.). Для ра­бот это­го на­прав­ле­ния ха­рак­те­рен ин­те­рес не к со­бы­тию или из­вест­ной пер­со­не (в от­ли­чие от ре­пор­таж­ной фо­то­гра­фии), а к те­че­нию жиз­ни как та­ко­вой. Сход­ные яв­ле­ния мож­но на­блю­дать в итал. (нео­реа­лизм М. Джа­ко­мел­ли и др.) и рос. (твор­че­ст­во В. С. Та­ра­се­ви­ча и др. в эпо­ху «от­те­пе­ли») Ф. По­доб­ная трак­тов­ка фо­то­до­ку­мен­та­ли­сти­ки осо­бен­но яр­ко про­яви­лась во 2-й пол. 20 в. в США (Р. Франк и др.) и ста­ла ос­но­вой для на­прав­ле­ния амер. улич­ной фо­то­гра­фии (стрит-фо­то­гра­фии) в 1976 – 1980-е гг. (Г. Ви­но­гранд, Л. Фрид­лен­дер, Дж. Мей­е­ро­виц и др.). Имен­но в эти го­ды цвет­ная фо­то­гра­фия впер­вые на­чи­на­ет ши­ро­ко ис­поль­зо­вать­ся в до­ку­мен­таль­ном Ф. (С. Лей­тер, С. Шор, У. Эггл­стон), а глав­ны­ми её те­ма­ми ста­но­вят­ся по­эти­за­ция по­все­днев­но­сти и из­ме­нён­ный че­ло­ве­ком пей­заж.

Во 2-й пол. 20 в. Ф. окон­ча­тель­но во­шло в круг изо­бра­зит. ис­кусств; фо­то­гра­фия ста­ла важ­ным вы­ра­зит. сред­ст­вом совр. иск-ва (а ино­гда и со­став­ной ча­стью муль­ти­ме­дий­ных про­из­ве­де­ний). Ф. сбли­зи­лось с кон­цеп­ту­аль­ным ис­кус­ст­вом, поп-ар­том и др. на­прав­ле­ния­ми и са­мо на­ча­ло ока­зы­вать влия­ние на др. ви­ды иск-ва (фо­то­реа­лизм). Ф. об­ре­ло своё ме­сто в ху­дож. му­зе­ях (напр., Му­зей со­вре­мен­но­го ис­кус­ст­ва в Нью-Йор­ке, Ор­се в Па­ри­же). По­яв­ля­ют­ся но­вые те­че­ния Ф., са­мое зна­чи­тель­ное – дюс­сель­дорф­ская шко­ла, ос­но­ван­ное в Гер­ма­нии Б. и Х. Бехер кон­цеп­ту­аль­ное на­прав­ле­ние, ко­то­рое ста­вит во гла­ву уг­ла прин­цип бес­при­стра­ст­ной ти­по­ло­ги­за­ции ре­аль­но­сти по­сред­ст­вом фо­то­гра­фии (Т. Руф, Т. Штрут, К. Хё­фер, А. Гур­ски и др.). В нач. 21 в. в Ф. ак­ту­аль­ны псев­до­до­ку­мен­таль­ность и скон­ст­руи­ро­ван­ная ре­аль­ность [иг­ра с ве­рой в до­сто­вер­ность фо­то­изо­бра­же­ния: Дж. Уолл (Ка­на­да), Т. Де­манд (Гер­ма­ния), Г. Крюд­сон (США) и др.]; ап­ро­приа­ция [ис­поль­зо­ва­ние чу­жих ав­тор­ских или бы­то­вых сним­ков: Р. Принс, Ш. Ли­вайн (США) и др.], ими­та­ция эс­те­ти­ки лю­би­тель­ской фо­то­гра­фии и лич­но­го днев­ни­ка [ин­тим­ный ха­рак­тер изо­бра­же­ний и яр­кая экс­прес­сия: Н. Гол­дин и М. Акер­ман (США), А. Пе­тер­сен (Шве­ция) и др.]. Цен­траль­ное ме­сто за­ни­ма­ет жанр ав­то­порт­ре­та, ко­гда фо­то­граф, сни­маю­щий се­бя в разл. об­ра­зах и кон­тек­стах, стре­мит­ся по­ка­зать ши­ро­кие об­ще­че­ло­ве­че­ские те­мы и во­про­сы. На пер­вый план вы­сту­па­ет прин­цип фо­то­про­ек­та как ис­сле­до­ва­ния: с по­мощью се­рии фо­то­гра­фий (час­то со­про­во­ж­дае­мых до­ку­мен­таль­ны­ми ма­те­риа­ла­ми, ви­део­объ­ек­та­ми) ав­то­ры пы­та­ют­ся рас­крыть про­бле­мы об­ще­ст­ва, от­ра­зить яв­ле­ния ре­аль­но­сти, лич­ные пси­хич. трав­мы, фе­но­ме­ны куль­ту­ры и пси­хо­ло­гии, тра­ди­ции, та­бу и т. д.

Лит.: Rosenblum N. A world history of photography. 3rd ed. N. Y., 1997; Но­вая ис­то­рия фо­то­гра­фии / Под ред. М. Фри­зо. СПб., 2008; Стиг­не­ев В. Т. Век фо­то­гра­фии. 1894–1994. 5-е изд. М., 2012; Ле­ва­шов В. Лек­ции по ис­то­рии фо­то­гра­фии. 2-е изд. М., 2012; Cotton Ch. The photograph as contemporary art. 3rd ed. N. Y., 2014; Marien M. W. Photography: a cultural history. 4th ed. Boston, 2015.

 

Материал из Википедии

Фотоискусство — основанное на технологиях фотографии искусство создания художественной фотографии — то есть фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника. Считается одним из изобразительных искусств и занимает одно из ключевых мест в современной массовой культуре.

Для фотоискусства характерно значительное разнообразие технических средств и богатство изобразительного языка. Фотоискусство противопоставляется коммерческой фотографии, которая используется для рекламы товаров и услуг.

Проблема определения

«И в недуге и в здравии», работа Жанно Руффа

 

В настоящее время не существует чёткого определения понятия «фотоискусство» или «художественная фотография». В качестве примера — определения, встречающиеся в справочниках, научных статьях, интернете.

В справочниках
  • «художественная фотография»: «эвфемизм для фотографии в стиле ню».
  • «художественная фотография»: фотография, созданная как предметы искусства — то есть отражающая эмоции и восприятие художника, разделяющая их с другими (зрителями).
  • «Изобразительное искусство фотографии»: создание изображений для воплощения творческого замысла фотографа. … Синоним художественной фотографии.
В научных статьях
  • В двух работах Кристоферсон в 1974 г. определил фотохудожника как «человека, создающего и распространяющего фотографии как искусство».
  • В 1986 в этнографической и исторической статье Доны Шварц не содержится определения «изобразительного искусства фотографии» в прямом виде, но она сравнивает его с фотографией фотоклубов. Также она говорит, что художественная фотография связана с другими изобразительными средствами, такими как живопись; «следует своей собственной истории и традициям» (не стремясь повторять достижения своих предшественников), «обладает своей собственной лексикой», «выражает идеи» (например, демонстрация содержания через форму), «новаторское», «субъективное», «образ жизни» и «является частью мирового рынка».
В интернете
  • Библиотека Конгресса определяет понятия «художественная фотография» и «Искусство фотографии» как «фотография как искусство, включающее эстетическую теорию».
  • Обсуждение «Изобразительного искусства фотографии» в группах Usenet, Интернет форумах и блогах не пришло к согласию по поводу определения этого термина.

Известные фотографы

Галерея

Де Лука, Аугусто‬ — (1980)

 

Без названия. Фотограф Даниель Антунеш

 

«Победитель», фотограф Андриус Петручениа

См. также

Литература

 

Крат­кий спра­воч­ник фо­то­лю­би­те­ля. Сост. Н. Д. Пан­фи­лов, А. А. Фо­мин. 3-е, стереотипное изд. М., 1985. Стр. 16—17

3. ФОТОГРАФИЯ КАК ИСКУССТВО.

Изобретение фотографии не просто создало новую изобразительную технику рядом с прежними. Оно создало новый вид изобразительного искусства.

Несмотря на непродолжительную по сравнению с традиционными искусствами историю, фотоискусство прошло сложный путь развития.

На этом пути светопись сначала искала признания проторенной дорогой подражательности. Она стремилась быть похожей на живопись и графику. Эстетические критерии заимствовались ею из опыта признанных пластических искусств.

Однако постепенно усиливались искания собственных выразительных средств, заложенных в самой природе фотоизображения. Фотографическая природа изображения со временем изменила сам характер зрительного восприятия. Она сказалась на способах ориентации в пространстве. Выяснилось — у оптического изображения несколько иная пространственная структура, чем у привычного рисованного. Фотоизображение иначе «толкует» время, чем живопись и графика.

Так, наступил момент, когда уже светопись стала оказывать влияние на стилистику и приемы традиционных искусств.

Фотография увеличила возможности человеческого зрения, сделала видимым то, что нельзя было увидеть, выявило то, что ускользало от нашего глаза.

Еще в прошлом веке некоторые фотографы стали выполнять снимки, которые противоречили исконно сложившимся зрительным представлениям. Например, быстро двигавшиеся объекты, жесты, выражения человеческих лиц застигались в такие непривычные моменты, что поначалу воспринимались как курьезы. За это фотографию подвергали издевкам и насмешкам. Однако постепенно люди стали привыкать к специфике фотоязыка, а уже в нашем веке по достоинству оценили новое видение.

Это, естественно, привело к расширению и углублению восприятия мира, к расширению и углублению эстетических критериев вообще. Одно за другим появились взаимосвязанные искусства, опиравшиеся в своем развитии на достижения новой изобразительной техники.

Пророческими оказались слова французского художника Поля Делароша, сказанные им в год изобретения светописи,— «Она окажет великие услуги искусствам...». Живописцы, скульпторы, графики, кинематографисты разных школ и направлений пользовались, пользуются и еще будут пользоваться выразительными средствами фотоязыка.

Возникла расширенная интеграция искусств — традиционных и новых. В диалектическом их взаимодействии, взаимопроникновении творческая фотография нашла свое полноправное, достойное место.

Вот лишь некоторые имена мастеров разных стран и времен, которые с блеском украшают историю мировой светописи: англичане Д. Хилл, Джулия Кэмерон, первые фотографы-режиссеры датчанин О. Рейландер и англичанин Г. Робинсон, русские С. Левицкий, А. Деньер, А. Карелин, М. Дмитриев, С. Лобовиков, Н. Петров, А. Родченко, французы Надар, Э. Каржа, Демаши, К. Пюйо, предвестник нынешней репортажной жанровой фотографии Э. Атже, поляк Я. Булкак, венгры Л. Моголи-Надь, Э. Вадаш, чехословацкие мастера Й. Судек, Я. Функе, немцы братья Т. и О. Гофмейстеры, Р. Дюркооп, А. Ренгер-Патч, фотомонтажист Дж. Хартфильд, бельгиец Л. Миссон, плеяда американских мастеров — А. Стиглиц, Гертруда Кэзибир, Э. Уэстон, Дороти Ланге, Э. Стейхен — составитель первой в истории эпической фотовыставки «Род человеческий». Список можно продолжить. Сюда войдут представители более молодых поколений, наши современники, сторонники традиционный школы и смелые искатели-новаторы. Все они несут людям радость общения с миром, истинное наслаждение от встречи с прекрасным.

 


Условия использования материалов




Поиск
Copyright MyCorp © 2019