Гашек, Ярослав — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

Я́рослав Га́шек (чеш. Jaroslav Hašek; 30 апреля 1883, Прага — 3 января 1923, Липнице) — чешский писатель-сатирик, анархист, драматург, фельетонист, журналист, комиссар Красной армии...

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ГАШЕК, Ярослав (1883—1923), выдающийся чешский писатель, демократ. Автор замечательного сатирического произведения «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» (4 тт., 1920—23), проникнутого антимилитаристической тенденцией и направленного против австро-венгерской монархии. В годы гитлеровской оккупации 1939—45 образ Швейка, возрождённый чешскими писателями, был использован в борьбе против гитлеровского режима.

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

ГАШЕК (Hasek) Ярослав (1883—1923), чешский писатель-сатирик. Участник 1-й мировой войны; в 1918 вступил в РКП(б) и в Красную Армию. В 1920 вернулся в Чехословакию. Антимилитаристический роман «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» (1921—1923) сочетает реалистические картины народного быта с острым сатирическим гротеском. Рассказы, фельетоны.

 

Никольский С. В. ГАШЕК // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/literature/text/2346346

ГА́ШЕК (Hašek) Яро­слав (30.4.1883, Пра­га – 3.1.1923, Лип­ни­це), чеш. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье учи­те­ля. Окон­чил Праж­ское ком­мерч. уч-ще (1902). В 1901–05 пу­те­ше­ст­во­вал по Ав­ст­ро-Венг­рии, Бал­ка­нам, Швей­ца­рии и др. В 1904–08 при­мы­кал к дви­же­нию анар­хи­стов. Ра­бо­тал бан­ков­ским слу­жа­щим (1902–03), жур­на­ли­стом (1907–13).

Я. Гашек

Уст­раи­вал пред­став­ле­ния в праж­ских ка­ба­ре, ко­мич. мис­ти­фи­ка­ции, ро­зы­гры­ши (не­ред­ко по­ли­тич. ха­рак­те­ра). В февр. 1915 мо­би­ли­зо­ван; с ию­ля 1915 на рус. фрон­те; в сент. 1915 сдал­ся в плен; слу­жил в ор­га­ни­зо­ван­ных на тер­ри­то­рии Рос­сии че­хосл. доб­ро­вольческих час­тях, ра­бо­тал во­ен. жур­на­ли­стом. В мар­те 1918, про­тес­туя про­тив от­прав­ки Че­хосл. кор­пу­са во Фран­цию, по­ки­нул его и всту­пил в че­хословацкую сек­цию РКП(б) и Крас­ную Ар­мию. В со­ста­ве 5-й ар­мии Вост. фрон­та про­шёл от Бу­гуль­мы до Ир­кут­ска; ра­бо­тал на­чаль­ни­ком ти­по­гра­фии, ре­дак­то­ром не­сколь­ких ар­мей­ских га­зет; за­ни­мал ряд партийных и во­енных долж­но­стей (1918–20). В дек. 1920 вер­нул­ся в Че­хию.

Пе­ча­тал­ся с 1900. До 1-й ми­ро­вой вой­ны соз­дал бо­лее ты­ся­чи рас­ска­зов и очер­ков, гл. обр. ко­мич. и со­ци­аль­но-кри­тич. пла­на. В ос­но­ве пам­фле­та Г. «По­ли­ти­че­ская и со­ци­аль­ная ис­то­рия пар­тии уме­рен­но­го про­грес­са в рам­ках за­ко­на» («Po­litické a sociální dejiny stra­ny mírného pokroku v mezích zákona», созд. в 1912, пол­но­стью опубл. в 1963, рус. пер. 1984), па­ро­ди­рую­ще­го со­цио­ло­гич. ис­сле­до­ва­ние, – ре­аль­ные фак­ты: уч­ре­ж­де­ние Г. фик­тив­ной по­ли­тич. пар­тии, яко­бы вы­ста­вив­шей его кан­ди­да­ту­ру на пар­ла­мент­ские вы­бо­ры (1911). Во вре­мя пре­бы­ва­ния в Рос­сии пуб­ли­ко­вал кор­рес­пон­ден­ции с фрон­та, рас­ска­зы и пам­фле­ты, ос­меи­вав­шие ав­ст­ро-венг. мо­нар­хию и во­ен­щи­ну; пе­рей­дя на сто­ро­ну крас­ных, пи­сал ста­тьи и фель­е­то­ны, в т. ч. ок. 20 – на рус. язы­ке.

В 1911 в рас­ска­зах Г. впер­вые по­явил­ся об­раз бра­во­го сол­да­та Швей­ка [его про­то­тип – зна­ко­мый Г., праж­ский ре­мес­лен­ник Йо­зеф Швейк (1890–1965), с ко­то­рым Г. в даль­ней­шем встре­тил­ся в Рос­сии], па­ро­ди­ро­вав­ший офи­ци­оз­ный иде­ал вер­но­под­дан­ни­че­ско­го слу­же­ния. Тот же пер­со­наж вы­ве­ден в не­за­конч. по­вес­ти «Бра­вый сол­дат Швейк в пле­ну» («Dob­rý voják Švejk v zajetí», 1917, рус. пер. 1959) и (в транс­фор­ми­ро­ван­ном ви­де) в луч­шем про­из­ве­де­нии Г., ан­ти­ми­ли­та­рист­ском ко­мич. ро­ма­не-эпо­пее «По­хо­ж­де­ния бра­во­го сол­да­та Швей­ка во вре­мя ми­ро­вой вой­ны» («Osudy dobrého vojáka Švejka za světové války», 1921–23; рус. пер. П. Г. Бо­га­ты­рё­ва – 1929–30) – ост­рой са­ти­ре на ав­ст­ро-венг. го­су­дар­ст­во. Ро­ман, от­ра­зив­ший со­бы­тия 1-й ми­ро­вой вой­ны, по­стро­ен по кол­лаж­но-им­про­ви­за­ци­он­но­му прин­ци­пу, бли­зок по ду­ху нар. сме­хо­вой куль­ту­ре, во­брал в се­бя тра­ди­ции плу­тов­ско­го ро­ма­на, лит. пу­те­ше­ст­вий, по­ли­тич. пам­фле­та. Швейк, из­брав­ший мас­ку про­ста­ка как фор­му вы­жи­ва­ния в аб­сурд­ной ре­аль­но­сти, во­шёл в чис­ло наи­бо­лее по­пу­ляр­ных об­ра­зов ми­ро­вой лит-ры и сто­ит в од­ном ря­ду с Ход­жой На­сред­ди­ном, Ти­лем Улен­шпи­ге­лем, Сан­чо Пан­сой, ска­зоч­ны­ми «ум­ны­ми ду­ра­ка­ми». Ро­ман ос­тал­ся не­за­вер­шён­ным; в за­клю­чит. час­тях ав­тор на­ме­ре­вал­ся пе­ре­не­сти дей­ст­вие в Рос­сию и Ки­тай.

К об­ра­зу Швей­ка об­ра­ща­лись К. Ва­нек, Б. Брехт и др. Осо­бую по­пу­ляр­ность ге­рой Г. при­об­рёл в го­ды Вел. Отеч. вой­ны у сов. пи­са­те­лей и во­ен. жур­на­ли­стов (М. Р. Сло­бод­ской и др.). Ши­ро­ко из­вест­ны ил­лю­ст­ра­ции к ро­ма­ну, вы­пол­нен­ные Й. Ла­дой (1923–25). Су­ще­ст­ву­ет око­ло 30 его эк­ра­ни­за­ций; наи­бо­лее зна­чи­тель­ной счи­та­ет­ся ани­ма­ци­он­ная вер­сия Й. Трнки (1955).

Литература

Соч.: Spisy. Praha, 1961–1974. Sv. 1–16; Собр. соч. М., 1983–1985. Т. 1–6.

Лит.: Křížek J. J. Hašek v revolučním Rusku. Praha, 1957; Вос­то­ко­ва С. И. Я. Га­шек. М., 1964; Пыт­лик Р. Га­шек. М., 1977; Ни­коль­ский С. В. Ис­то­рия об­раза Швей­ка. М., 1997; Medíle̅k B. Bibliografie J. Haška. Praha, 1983; Я. Га­шек. Ука­за­тель рус­ских пе­ре­во­дов и кри­ти­че­ской ли­те­ра­ту­ры на рус­ском язы­ке 1918–1997. М., 1999.

 

ССЫЛКА


 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018