Гендель (Händel) Георг Фридрих

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


Гендель (Георгъ Фридрихъ Haendel) — знаменитый германскiй композиторъ, проведшiй почти всю свою жизнь въ Англiи (1684—1759). Музыкальныя способности Г. проявились весьма рано, несмотря на всѣ препятствiя со стороны отца. Восьмилѣтнимъ мальчикомъ онъ уже хорошо игралъ самоучкой на органѣ десяти лѣтъ писалъ мотеты, которые исполнялись въ церкви города Галле. Въ 1703 г. Г. отправился въ Гамбургъ, который славился своею оперой, и поступилъ въ оркестръ. Въ Гамбургѣ Г. написалъ множество самыхъ разнообразныхъ композицiй, въ том числѣ двѣ оперы, «Альмира» и «Неронъ», имѣвшiя успехъ. Въ 1707 г. переселился въ Италiю, гдѣ прожилъ до конца 1710 г.; изъ написанныхъ здѣсь сочиненiй громадный успѣхъ имѣла опера «Агриппина». Въ Лондонѣ, гдѣ Г. достигъ апогея своей славы, онъ написалъ многочисленныя оперы, ораторiи и др. соч. Наибольшiй успѣхъ имѣла его опера «Radamisto», поставленная въ 1720 г. Съ 1740 г. Г. писалъ исключительно ораторiи. Изъ нихъ лучшiя — «Мессiя», «Израиль въ Египтѣ» и «Эсфирь». Г. написалъ свыше 50 оперъ, 23 ораторiи, множество композицiй духовной и камерной музыки, сочиненiя для клавесина и органа. Главный источникъ для бiографiи Г.: Matheson «Georg Friedrich H andels Lebensbeschreibung, nebst einem Verzeichnisse seiner Ausu bungswerke und deren Beurtheilung etc.» (Гамбург], 1761).

М. П.

Восемнадцатое столѣтiе въ исторiи музыки особенно замѣчательно двумя необычайно одаренными композиторами: Г. и Бахомъ. Оба они довели свободный контрапунктъ до высшей степени развитiя. Эпоху Г. и Баха слѣдуетъ считать временемъ разцвѣта полифонiи. Хотя оба композитора были великими контрапунктистами, но между ними существуетъ разница въ направленiи. Бахъ болѣе идеально, болѣе глубоко смотрѣлъ на полифоническое сочиненiе. Сложная полифоническая ткань у Баха не прерывается до самаго конца его сочиненiй, которыя требуютъ отъ слушателя большого вниманiя. Г. не держался исключительно контрапунктическаго стиля. Начиная свое сочиненiе полифонически, съ удивительнымъ искусствомъ сплетая голоса, онъ вскорѣ переходилъ къ гомофонiи, къ простымъ гармоническимъ сочетанiямъ, имѣя въ виду не утомлять слушателя, не держать его долго въ напряженномъ состоянiи. Вотъ почему произведенiя Г. пользовались гораздо большей популярностью, чѣмъ произведенiя его современника, Баха. Хотя Г. очень много писалъ для сцены, но его дарованiе отличалось болѣе лиризмомъ, чѣмъ драматизмомъ. Бахъ, писавшiй для эстрады, выказалъ гораздо большiй драматическiй глубокiй талантъ, въ особенности въ ораторiи «Страданiя Христа».

    Н. Соловьевъ.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ГЕНДЕЛЬ, Георг Фридрих (1685—1759), великий нем. композитор, почти полвека прожил в Англии. Создал ок. 30 ораторий, более 40 опер. соч. для оркестра, органа, клавесина и др. Его оратории на библейские сюжеты («Израиль в Египте», 1738, «Самсон», 1741, «Мессия», 1742, «Иуда Маккавей», 1746, и др.) — монументальные эпич. произведения, в к-рых ведущая роль принадлежит хору.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ГЕНДЕЛЬ (Händel) Георг Фридрих (1685—1759), нем. композитор и органист. Около полувека работал в Лондоне. Крупнейший мастер монументальной оратории, гл. обр. на библейские сюжеты (ок. 30, в т. ч. «Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон», «Иуда Маккавей»). Более 40 опер, органные концерты, кончерти гросси для оркестра, инстр. сонаты, сюиты.

 

 

Бочаров Ю. С. ГЕНДЕЛЬ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/music/text/2349764


Г. Ф. Гендель. Портрет работы Г. Кнеллера. Музей Воспитательного дома (Лондон).

ГЕ́НДЕЛЬ (Händel, Handel) Ге­орг Фрид­рих (23.2.1685, Гал­ле – 14.4.1759, Лон­дон), нем. и англ. ком­по­зи­тор. Один из круп­ней­ших мас­те­ров му­зы­ки 18 в., чьё твор­че­ст­во (на­ря­ду с твор­че­ст­вом И. С. Ба­ха) ста­ло куль­ми­на­ци­ей и за­вер­ше­ни­ем зап.-ев­роп. муз. ба­рок­ко. Бу­ду­чи по ро­ж­де­нию сак­сон­цем и вы­дви­нув­шись как му­зы­кант в Гер­ма­нии, он боль­шую часть сво­ей жиз­ни про­вёл в Анг­лии (с 1726 брит. под­дан­ный); его твор­че­ст­во в зна­чит. ме­ре раз­ви­ва­лось в кон­тек­сте англ. куль­ту­ры. Вы­хо­дец из се­мьи ци­рюль­ни­ка-хи­рур­га, Г. уже в ран­нем дет­ст­ве об­на­ру­жил вы­даю­щие­ся муз. спо­соб­но­сти. Обу­чал­ся под рук. ор­га­ни­ста и комп. Ф. В. Ца­хау, в 17 лет стал ор­га­ни­стом гл. каль­ви­ни­ст­ской церк­ви в Гал­ле. В 1703 по­сту­пил в ор­кестр Гам­бург­ско­го опер­но­го те­ат­ра (вто­рой скри­пач, за­тем кла­ве­си­нист), в 1704 де­бю­ти­ро­вал как ком­по­зи­тор нем. опе­рой «Пре­врат­но­сти цар­ской люб­ви, или Аль­ми­ра, ко­ро­ле­ва Кас­тиль­ская». Ус­пеш­ные по­ста­нов­ки этой и сле­дую­щей опе­ры – «Лю­бовь, при­об­ре­тён­ная кро­вью или зло­дей­ст­вом, или Не­рон» (1705) спо­соб­ст­во­ва­ли при­гла­ше­нию Г. в Ита­лию, где ком­по­зитор про­вёл бо­лее 3 лет (с осе­ни 1706 до на­ча­ла 1710). Вы­сту­пая как кла­ве­си­нист-вир­ту­оз, Г. по­зна­ко­мил­ся с круп­ней­ши­ми му­зы­кан­та­ми (А. Ко­рел­ли, А. и Д. Скар­лат­ти и др.) и в крат­чай­ший срок ос­во­ил важ­ней­шие жан­ры итал. му­зы­ки. Воз­рос­ший уро­вень мас­тер­ст­ва в во­каль­ном пись­ме на итал. тек­сты яр­ко демон­ст­ри­ру­ют опе­ры «Род­ри­го» (1707, Фло­рен­ция) и «Аг­рип­пи­на» (1709, Ве­не­ция), ора­то­рия «Вос­кре­се­ние» (1708, Рим), а так­же мно­го­числ. соль­ные кан­та­ты.

В 1710–16 Г. – при­двор­ный ка­пель­мей­стер кур­фюр­ста Ган­но­вер­ско­го (в 1714 став­ше­го англ. ко­ро­лём Ге­ор­гом I), жил по­пе­ре­мен­но в Ган­но­ве­ре и в Лон­до­не, где в 1711 ус­пеш­но по­став­ле­на его опе­ра «Ри­наль­до», за­тем ещё 4 опе­ры: «Вер­ный пас­тух» (1712), «Те­зей» и «Сул­ла» (обе 1713), «Ама­дис» (1715). В кон. 1716 окон­ча­тель­но пе­ре­се­лил­ся в Анг­лию. В 1717–18 на­хо­дил­ся на служ­бе у гр. Кар­нар­во­на (впо­след­ст­вии гер­цо­га Чан­до­са), ос­ваи­вая при этом англ. муз. жан­ры (к это­му пе­рио­ду от­но­сят­ся мас­ки «Ацис и Га­ла­тея» и «Эс­фирь», а так­же 11 зна­ме­ни­тых «Чан­дос­ских ан­те­мов»).

Рас­цвет опер­но­го твор­че­ст­ва Г. при­шёл­ся на 1720–28, ко­гда ком­по­зи­тор за­ни­мал пост музыкального руководителя Ко­ро­лев­ской ака­де­мии му­зы­ки, ос­но­ву ре­пер­туа­ра ко­то­рой со­став­ля­ли итал. опе­ры. Здесь бы­ли по­став­ле­ны его ше­дев­ры – «Ра­да­мист» (1720), «Та­мер­лан», «Юлий Це­зарь» (обе 1724) и др. Не­смот­ря на фи­нан­со­вый крах ака­де­мии в 1728, в се­зо­не 1729–30 Г. на­брал но­вых пев­цов и во­зоб­но­вил опер­ные по­ста­нов­ки. Кон­ку­рент­ная борь­ба с воз­глав­ляе­мой Н. Пор­по­рой «Опе­рой зна­ти» («Ope­ra of the Nobility»), так­же ста­вив­шей в Лон­до­не итал. опе­ры, в 1737 при­ве­ла Г. к бан­крот­ст­ву. Од­на­ко ни эта не­уда­ча, ни раз­бив­ший Г. па­ра­лич не сло­ми­ли ком­по­зи­то­ра. Вы­здо­ро­вев, он вновь на­чал со­чи­нять; с го­да­ми его творч. пред­поч­те­ния ста­ли ме­нять­ся от итал. опе­ры к ора­то­рии. К это­му жан­ру Г. в Лон­доне стал об­ра­щать­ся ещё в 1-й пол. 1730-х гг. («Эс­фирь», 2-я ред. – 1732; «Де­бо­ра» и «Ата­лия», обе 1733). Лишь по­сле про­ва­ла в 1741 опе­ры «Дей­да­мия» в Лон­до­не и три­ум­фа «Мес­сии» в Дуб­ли­не (1742) ора­то­рия окон­ча­тель­но за­ня­ла ве­ду­щее ме­сто в твор­че­ст­ве ком­по­зи­то­ра. С кон. 1730-х гг. пре­мье­ры его ора­то­рий «Са­ул», «Из­ра­иль в Егип­те» (обе 1739), «Ио­сиф и его бра­тья» (1743), «Вал­та­сар» (1745), «Со­ло­мон» (1749) и др. обыч­но про­ис­хо­ди­ли в круп­ней­ших лон­дон­ских те­ат­рах, при­чём в ан­трак­тах Г. ис­пол­нял ор­ган­ные кон­цер­ты или ру­ко­во­дил ис­пол­не­ни­ем соб­ств. ор­ке­ст­ро­вых со­чи­не­ний. Окон­ча­тель­ное при­зна­ние ора­то­рий Г. брит. пуб­ли­кой при­шло толь­ко во 2-й пол. 1740-х гг., ко­гда ком­по­зи­тор фак­ти­че­ски стал нац. ге­ро­ем Анг­лии. Не­смот­ря на по­ра­зив­шую его в 1751 пол­ную сле­по­ту, Г. соз­дал ещё две ора­то­рии: «Иев­фай» (1752) и «Три­умф Вре­ме­ни и Прав­ды» (1757), а так­же до по­след­них дней жиз­ни вы­сту­пал в кон­цер­тах. По­хо­ро­нен в Вест­мин­стер­ском аб­бат­ст­ве.

Ещё при жиз­ни Г. был при­знан клас­си­ком, од­на­ко вплоть до 20 в. зна­чит. часть его творч. на­сле­дия (пре­ж­де все­го опе­ры) пре­бы­ва­ла в заб­ве­нии, а в ис­пол­не­нии ора­то­рий с 1780-х гг. пре­об­ла­да­ла из­лиш­няя мо­ну­мен­таль­ность, не от­ве­чав­шая ре­аль­ной ис­пол­ни­тель­ской прак­ти­ке, на ко­то­рую ори­ен­ти­ро­вал­ся ав­тор. В пол­ной ме­ре свое­об­ра­зие иск-ва Г. бы­ло оце­не­но лишь в 20 в., ко­гда бы­ли из­да­ны и ис­пол­не­ны прак­ти­че­ски все со­чи­не­ния ком­по­зи­то­ра (св. 600). В сво­ём твор­че­ст­ве Г. обоб­щил мно­го­об­раз­ные тен­ден­ции ев­роп. му­зы­ки эпо­хи ба­рок­ко, соз­дав уз­на­вае­мый ав­тор­ский стиль, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­на тех­ни­ка «круп­но­го штри­ха», сви­де­тель­ст­вую­щая о боль­шем вни­ма­нии к об­ли­ку це­ло­го, чем к его от­дель­ным час­тям, и бро­ская ма­не­ра по­да­чи муз. ма­те­риа­ла при срав­ни­тель­ной про­сто­те и эко­но­мии вы­ра­зит. средств. Не­смот­ря на ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние ими­та­ци­он­ной тех­ни­ки, со­чи­не­ния Г. от­ли­ча­ет осо­бый тип фак­ту­ры, ко­то­ро­му да­же в ус­ло­ви­ях по­ли­фо­нии при­су­ща не­из­мен­ная яс­ность гар­мо­ни­че­ской ос­но­вы це­ло­го и рель­еф­ное вы­де­ле­ние важ­ней­ших ме­ло­дич. об­ра­зо­ва­ний – след­ст­вие при­су­ще­го сти­лю ком­по­зи­то­ра при­ори­те­та во­каль­но­го на­ча­ла (по­вли­яв­ше­го и на ин­ст­ру­мен­таль­ные по­ли­фо­нич. со­чи­не­ния). Иск-во Г. по су­ти сво­ей объ­ек­тив­но и дей­ст­вен­но, в му­зы­ке под­час на пер­вый план вы­хо­дит изо­бра­зи­тель­ность (напр., в кар­ти­нах «каз­ней еги­пет­ских» из ора­то­рии «Из­ра­иль в Егип­те»). Яр­кость и рель­еф­ность муз. об­ра­зов во мно­гом свя­за­ны с те­ат­раль­но­стью как од­ним из су­ще­ст­вен­ных ка­честв муз. мыш­ле­ния Г., ко­то­рый дол­гое вре­мя счи­тал­ся пре­ж­де все­го опер­ным ком­по­зи­то­ром. Им на­пи­са­ны 42 опе­ры (в осн. итал. опе­ры на ис­то­рич. или ис­то­ри­ко-ми­фо­ло­гич. сю­же­ты, тра­ди­ци­он­но при­чис­ляе­мые к опе­рам-се­риа).

В наи­боль­шей ме­ре спе­ци­фи­ка иск-ва Г. во­пло­ти­лась в ора­то­ри­ях (ок. 25) – мас­штаб­ных эпич. и дра­ма­тич. ком­по­зи­ци­ях с ак­тив­ным уча­сти­ем хо­ра. Боль­шин­ст­во ора­то­рий [в т. ч. «Мес­сия» (1742), «Сам­сон» (1743), «Иу­да Мак­ка­вей» (1747)] на­пи­са­ны на сю­же­ты из Свя­щен­но­го Пи­са­ния, ко­то­рые ока­за­лись со­звуч­ны фи­лос. и по­ли­тич. иде­ям 18 в. Сти­ли­сти­че­ски близ­ки ора­то­ри­ям др. со­чи­не­ния кан­тат­но-ора­то­ри­аль­но­го ти­па («Ода ко дню ро­ж­де­ния ко­ро­ле­вы Ан­ны», «Празд­не­ст­во Алек­сан­д­ра», «Ода ко дню Св. Це­ци­лии», «Празд­не­ст­во на Пар­на­се»), а так­же ду­хов­ная му­зы­ка ком­по­зи­то­ра (28 ан­те­мов, «Пас­сио­ны по Бро­ке­су», 5 Te Deum и др. цер­ков­ные пес­но­пе­ния). Г. про­явил се­бя и в ка­мер­ной во­каль­ной му­зы­ке (ок. 100 соль­ных кан­тат, во­каль­ные ду­эты, арии, англ. пес­ни).

Сре­ди ор­ке­ст­ро­вых со­чи­не­ний Г. вы­де­ля­ют­ся 6 concerti grossi op. 3 и 12 con­certi grossi op. 6; 3 сюи­ты «Му­зы­ка на во­де» и сюи­та «Му­зы­ка фей­ер­вер­ка»; 11 кон­цер­тов для ор­га­на с ор­ке­ст­ром (ор. 4 и ор. 7); кон­церт для ар­фы с ор­ке­ст­ром (ор. 4 № 6); 3 concerti a due ­cori для ду­хо­вых и струн­ных. Им на­пи­са­но ок. 20 трио-со­нат (в т. ч. 6 со­нат ор. 2 и 7 со­нат ор. 5) и при­мер­но столь­ко же соль­ных со­нат для флей­ты (скрип­ки, го­боя) и бас­со кон­ти­нуо (в т. ч. 12 со­нат ор. 1), а так­же мно­же­ст­во кла­вир­ных со­чи­не­ний, в т. ч. 6 фуг (voluntaries) и бо­лее 20 сю­ит. Твор­че­ст­во Г. ока­за­ло воз­дей­ст­вие на раз­ви­тие не толь­ко англ. му­зы­ки 18 в., но и все­го ев­роп. муз. иск-ва. Оно су­ще­ст­вен­но по­влия­ло на К. В. Глю­ка, Й. Гайд­на, В. А. Мо­цар­та, а так­же Л. ван Бет­хо­ве­на, ко­то­рый счи­тал Г. ве­ли­чай­шим из ком­по­зи­то­ров.

Соч.: Werke / Hrsg. von F. Chrysander. Lpz., 1858–1902. Bd 1–48, 50–94. Nachtrag 1–6; Hal­lische Händel-Ausgabe / Hrsg. von M. Schnei­der u. a. Kassel, 1955 –. Bd 1–.

Пись­ма, до­ку­мен­ты: The letters and writings of G. F. Handel / Ed. E. H. Müller. L., 1935.

Спра­воч­ные изд.: Händel-Handbuch. Kassel u. a., 1978–1986. Bd 1–4 [вклю­ча­ет те­ма­тич. ука­за­тель со­чи­не­ний]; Burrows D., Ro­nish M. A Catalogue of Handel’s musical auto­graphs. Oxf., 1994.

Лит.: Chry­sander F. G. F. Händel. 2. Aufl. Lpz., 1919; Leichtentritt H. Händel. Stuttg., 1924; Гру­бер Р. И. Ген­дель. Л., 1935; Deu­tsch O. E. Han­del. A documentary biography. L., 1955; Händel-Jahrbuch. Lpz., 1955–; Se­rau­ky W. G. F. Hä ndel. Sein Leben, sein Werk. Kas­sel; Basel, 1956–1958. Bd 3–5; Dean W. Han­del’s dramatic oratorios and masques. L., 1959; idem. Handel and the opera seria. Berk., 1969; idem. Handel’s operas, 1704–1726. 2nd ed. Oxf., 1995 (with J. M. Knapp); idem. Han­del’s operas, 1726–1741. Rochester, 2006; Lang P. H. G. F. Handel. N. Y., 1966; Lar­sen J.P. Handel’s Messiah: origins, composi­tion, sources. 2nd ed. L., 1972; Sadie S. Han­del concertos. L., 1972; Зей­фас Н. Concerto grosso в твор­че­ст­ве Ген­де­ля. М., 1980; Göt­tinger Händel-Beiträge. Kassel, 1984–; Hog­wood Ch. Handel. L., 1984; Про­бле­мы му­зы­каль­но­го сти­ля И. С. Ба­ха, Г. Ф. Ген­де­ля. М., 1985; Best T. Handel’s chamber music (Sour­ces, chronology, and authentici­ty) // Early Music. 1985. Vol. 13. № 4; Keates J. Handel: the man and his music. N. Y., 1985; Strohm R. Essays on Handel and Italian opera. Camb., 1985; Рол­лан Р. Му­зы­каль­но-ис­то­ри­че­ское на­сле­дие. М., 1987. Вып. 2; Burrows D. Han­del. Oxf., 1994; Бо­ча­ров Ю. Увер­тю­ры Ген­де­ля в кон­тек­сте ис­то­рии жан­ра. М., 1995; LaRue C.S. Handel and his singers: the crea­tion of the Royal Academy operas... Oxf., 1995; Фе­до­се­ев И. Опе­ры Г. Ф. Ген­де­ля и Ко­ро­лев­ская ака­де­мия му­зы­ки в Лон­до­не... СПб., 1996; Marx H. J. Händels Oratorien, Oden und Serenaden. Gött., 1998; Harris E.T. Han­del as Orpheus: voice and desire in the chamber cantatas. Camb., 2001; Smith R. Handel’s ora­torios and 18th century thought. Camb., 2005; Sasse K. Händel Bibliographie. 2. Aufl. Lpz., 1967.

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019