Плеханов, Георгий Валентинович — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

плеханов

Гео́ргий Валенти́нович Плеха́нов (псевдонимы Н. Бе́льтов, А. С. Максимов-Дружбинин и др.; 29 ноября [11 декабря] 1856 года, с. Гудаловка, Тамбовская губерния — 30 мая 1918 года... Википедия

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ПЛЕХАНОВ, Георгий Валентинович (1856—1918), один из крупнейших русских марксистов, выдающийся пропагандист марксизма. Родился в семье мелкого помещика Тамбовской губернии. Свою революц. деятельность П. начал народником. В 1880 П. эмигрировал за границу, где познакомился с марксизмом и, порвав с народничеством, организовал в 1883 в Женеве первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда», проделавшую большую работу по распространению марксизма в России. В борьбе с народничеством П. создал несколько выдающихся работ, в к-рых дал критику ошибочных взглядов народников и развернул защиту марксистских взглядов. Работы Плеханова «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885), «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), нанеся первый решающий удар по народничеству, расчистили почву для победы марксизма в России. Однако группа «Освобождение труда» сделала лишь первый шаг навстречу рабочему движению. У П. уже в этот период были серьёзные ошибки, к-рые состояли в недооценке роли революц. союза пролетариата и крестьянства, преувеличении роли либеральной буржуазии в революции и др. и явились зародышем его будущих меньшевистских взглядов. После II съезда РСДРП (1903) Плеханов пошёл на примирение с меньшевиками, а затем стал меньшевиком, изменил революционному марксизму. К Великой Октябрьской социалистической революции П. отнёсся отрицательно.

Лучшие работы П. были созданы им до поворота к меньшевизму. Большой заслугой П. является его борьба за философский материализм, против идеализма, особенно кантианства, резкая критика ревизионизма Э. Бернштейна. В трудах П. разработаны отдельные проблемы история, материализма — вопрос о роли личности в истории и др. Крупные ошибки и недостатки в философских работах П., вскрытые В. И. Лениным, состояли в том, что П. отделял теорию познания от диалектики, нечётко проводил различие между материалистич. и идеалистич. пониманием опыта, выступал за т. н. теорию иероглифов (см. Иероглифов теория) и др. Теоретич. корни ошибок П. — в недооценке им качественно нового этапа в философии, наступившего с возникновением марксизма. П. догматически подходил к марксистской теории, не видел перемещения центра революц. движения в Россию, не учитывал новых историч. условий эпохи империализма и пролетарских революций.

П. был талантливым литературным критиком. Он разработал ряд вопросов марксистской эстетики, много сделал для разоблачения реакц. теории «искусства для искусства», защищал эстетику В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского, допуская, однако, ошибки меньшевистского характера.

ИЕРОГЛИФ, 1) письменный знак нек-рых видов идеография, письма (см. Идеография); к наиболее известным системам относятся египетская иероглифика, древнешумерская клинопись и совр. китайская иероглифика, заимствованная японцами и применяемая ими в сочетании с нац. слоговыми знаками. 2) В переносном смысле — неразборчивая буква.

ИЕРОГЛИФОВ ТЕОРИЯ (символов теория), ложная, агностическая теория, по которой ощущения и представления человека составляют не копии действительных вещей и процессов природы, не изображения их, а условные знаки, символы, иероглифы. И. т. провозглашал нем. естествоиспытатель Г. Гельмгольц, склонявпгийся к кантианству. Ошибки в духе И. т. были допущены Г. В. Плехановым. Исчерпывающая критика И. т. дана В, И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм» (1908, изд. 1909).

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

ПЛЕХАНОВ Георг. Вал. (1856—1918), деятель рос. и междунар. с.-д. движения, философ, пропагандист марксизма.С 1875 народник, один из руководителей «Земли и воли», «Чёрного передела». С 1880 в эмиграции, организатор марксистской группы «Освобождение труда». Тр. «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», направленные против народничества, подготовили победу марксизма в России. Один из основателей РСДРП, газ. «Искра». Боролся против идеализма, особенно кантианства и махизма, бернштейнианства, в т. ч. о роли личности в истории, проблемы эстетики. После 2-го съезда РСДРП один из лидеров меньшевизма. Недооценивал роль рев. союза рабочего класса с крестьянством, преувеличивал роль либер. буржуазии в рев-ции. В годы годы реакции 1907—10 меньшевик-партиец. В 1-ю мир. войну оборонец, руководитель группы «Единство». В 1917 вернулся в Россию, поддерживал бурж. Врем. пр-во. К Окт. рев-ции отнёсся отрицательно, но не поддерживал контрреволюцию. В. И. Ленин высоко ценил рев. деятельность и тр. П. кон. 19 — нач. 20 вв.

 

Краткий философский словарь. ОГИЗ. Государственное издательство политической литературы. 1939

Плеханов Г. В. (1856—1918) — один из крупнейших русских марксистов. Вначале Плеханов был народником. В эмиграции (1880 г.) Плеханов порвал с народничеством и в 1883 г. организовал за границей первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда». Участники группы перевели на русский язык ряд работ Маркса и Энгельса, напечатали их за границей и тайно распространяли в России. Философские работы Плеханова, относящиеся к этому периоду, принесли большую пользу делу защиты и обоснования диалектического материализма. Особенно велика заслуга Плеханова в его борьбе за философский материализм, против идеализма, против многочисленных попыток соединить марксизм с кантианством. Своими трудами Плеханов нанес решающий удар народничеству, окончательный идейный разгром которого осуществил Ленин. Плеханов резко критиковал ревизионизм Бернштейна. «За 20 лет, 1883—1903, он дал массу превосходных сочинений, особенно против оппортунистов, махистов, народников» (Ленин). После II съезда РСДРП Плеханов  примкнул к меньшевикам. Философские работы Плеханова Ленин оценил как «лучшие во всей международной литературе марксизма». Однако в философских работах Плеханова имеются и крупнейшие недостатки, которые критиковал Ленин в ряде своих работ. Плеханов, например, допустил крупную ошибку по вопросу о теории иероглифов (см.), отделял теорию познания от диалектики, не понимая, что диалектика и есть теория познания марксизма, нечетко проводил различие между материалистическим и идеалистическим пониманием опыта, давая лазейку для идеализма, и допускал некоторые другие серьезные философские ошибки. Важнейшие труды Плеханова: «Социализм и политическая борьба», 1883 г., «Наши разногласия», 1885 г., «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», 1895 г.. «К вопросу о роли личности в истории», 1898 г., «Очерки по истории материализма», 1896 г., «О материалистическом понимании истории», 1897 г.

 

Тютюкин С. В. ПЛЕХАНОВ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/domestic_history/text/3145302

ПЛЕХА́НОВ Ге­ор­гий Ва­лен­ти­но­вич (псевд. Н. Бель­тов и др.) [29.11(11.12).1856, с. Гу­да­лов­ка Ли­пец­ко­го у. Там­бов­ской губ., ны­не с. Пле­ха­но­во Грязинского р-на Ли­пец­кой обл. – 30.5.1918, са­на­то­рий «Пит­ке­яр­ве» близ дер. Ял­ка­ла, Фин­лян­дия (ны­не пос. Иль­и­чё­во Вы­борг­ско­го р-на Ле­нингр. обл.)], дея­тель рос. и ме­ж­ду­нар. со­ци­ал-де­мо­кра­тич. дви­же­ния. Дво­ря­нин.

Окон­чил Во­ро­неж­скую во­ен. гим­на­зию (1873), учил­ся во 2-м во­ен. Кон­стан­ти­нов­ском уч-ще (1873–74) и в Гор­ном ин-те (1874–76) в С.-Пе­тер­бур­ге. Всту­пил в «Се­вер­ную ре­во­лю­ци­он­но-на­род­ни­че­скую груп­пу», став­шую ядром орг-ции «Зем­ля и во­ля» 1870-х гг. Один из ор­га­ни­за­то­ров по­ли­тич. де­мон­ст­ра­ции ра­бо­чих и сту­ден­тов у Ка­зан­ско­го со­бо­ра в дек. 1876. В 1877 в связи с уг­ро­зой аре­ста неск. ме­ся­цев про­вёл за гра­ни­цей, по воз­вра­ще­нии уво­лен из ин-та, пе­ре­шёл на по­ло­же­ние рево­лю­цио­не­ра-под­поль­щи­ка. Вёл про­па­ган­ду сре­ди ра­бо­чих в С.-Пе­тер­бур­ге, Са­ра­то­ве, Рос­то­ве-на-До­ну, счи­тал в этот пе­ри­од, что ра­бо­чий ва­жен не сам по се­бе, а пре­ж­де все­го как со­юз­ник гл. ре­во­люц. си­лы – кре­сть­ян­ст­ва. Один из ре­дак­то­ров окон­чат. ва­ри­ан­та про­грам­мы «Зем­ли и во­ли» (1878) и жур­на­ла с тем же на­зва­ни­ем. Опуб­ли­ко­вал в нём ст. «За­кон эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия об­ще­ст­ва и за­да­чи со­циа­лиз­ма в Рос­сии» (1879, № 3–4), ко­то­рая сра­зу вы­дви­ну­ла П. в чис­ло ве­ду­щих тео­ре­ти­ков на­род­ни­че­ст­ва. При­зна­вая от­кры­тую К. Мар­ксом за­ко­но­мер­ность сме­ны об­ществ.-эко­но­мич. фор­ма­ций и ре­шаю­щую роль со­ци­аль­но-эко­но­мич. фак­то­ров в этом про­цес­се, П. ут­вер­ждал, что Рос­сия по­ка не под­чи­ня­ет­ся этой за­ко­но­мер­но­сти, по­сколь­ку кре­сть­я­не дер­жат­ся за об­щи­ну. По­это­му осн. уси­лия рос. ре­во­лю­цио­не­ров долж­ны быть на­прав­ле­ны на пол­ное раз­ру­ше­ние вся­ко­го го­су­дар­ст­ва и обес­пе­че­ние кре­сть­я­ни­ну воз­мож­но­сти раз­ви­вать кол­лек­ти­ви­ст­ские на­ча­ла, за­ло­жен­ные в об­щи­не. Уст­ра­не­ние са­мо­дер­жа­вия, по мне­нию П., при­ве­ло бы в ко­неч­ном счё­те к тор­же­ст­ву в Рос­сии об­щин­но­го со­циа­лиз­ма. В свя­зи с пе­ре­хо­дом зем­ле­воль­цев к тер­ро­ри­стич. дея­тель­но­сти П. по­ки­нул в знак про­тес­та их съезд (июнь 1879). По­сле окон­ча­тель­но­го рас­ко­ла ор­га­ни­за­ции во­шёл в «Чёр­ный пе­ре­дел», стал идей­ным ру­ко­во­ди­те­лем ор­га­ни­за­ции. Жил в С.-Пе­тер­бур­ге по фаль­ши­во­му пас­пор­ту. На­пи­сал ма­ни­фест «Чёр­но­го пе­ре­де­ла», в ко­то­ром кре­сть­я­нам пред­ла­га­лось со­би­рать схо­ды и по­сы­лать хо­до­ков к на­след­ни­ку пре­сто­ла с прось­ба­ми: пе­ре­де­лить ме­ж­ду кре­сть­я­на­ми по­ров­ну и без вся­ко­го вы­ку­па все ка­зён­ные и по­ме­щи­чьи зем­ли, лу­га и ле­са; пре­до­с­та­вить на­ро­ду пра­во сво­бод­но и бес­по­шлин­но за­ни­мать­ся лю­бы­ми про­мыс­ла­ми; умень­шить по­да­ти и по­вин­но­сти и про­стить не­до­им­ки; ли­к­ви­ди­ро­вать долж­но­сти уряд­ни­ков, ста­но­вых, ис­прав­ни­ков и др. В слу­чае от­ка­за цар­ских вла­стей удов­ле­тво­рить эти прось­бы кре­сть­я­нам ре­ко­мен­до­ва­лось не пла­тить по­да­тей, от­ка­зы­вать­ся от во­ен. служ­бы и при­ся­ги на вер­ность ца­рю, а ес­ли на них пой­дут си­лой – «сто­ять друж­но». Изу­чая тру­ды ста­ти­сти­ков, по­свя­щён­ные кре­сть­ян­ской об­щи­не и сви­де­тель­ст­во­вав­шие о про­цес­се её раз­ло­же­ния и по­яв­ле­нии в ней со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ст­ва, П. на­чал со­мне­вать­ся в ос­но­вах на­род­нич. док­три­ны.

В 1880 был вы­ну­ж­ден эмиг­ри­ро­вать в свя­зи с мас­со­вы­ми аре­ста­ми на­род­ни­ков, на­чав­ши­ми­ся по­сле по­ку­ше­ния на имп. Алек­сан­д­ра II в но­яб. 1879. До 1917 жил в Ев­ро­пе (в Швей­ца­рии, Фран­ции, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ита­лии), по­се­щал лек­ции в Же­нев­ском ун-те и Сор­бон­не, ус­та­но­вил лич­ные кон­так­ты с ли­де­ра­ми зап.-ев­роп. со­ци­ал-де­мо­кра­тии. Из­вес­тие о смер­тельном ра­не­нии 1(13).3.1881 имп. Алек­сан­д­ра II чле­на­ми «На­род­ной во­ли» П. вос­при­нял как ко­нец на­ро­до­воль­че­ст­ва. В нач. 1880-х гг., раз­оча­ро­вав­шись в идео­ло­гии и прак­ти­ке на­род­ни­че­ст­ва и пе­ре­жив в этой свя­зи глу­бокий идей­ный кри­зис, П. пе­ре­шёл на по­зи­ции мар­ксиз­ма. Пе­ре­вёл на рус. яз. «Ма­ни­фест Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии» К. Мар­кса и Ф. Эн­гель­са (опубл. в 1882 в Же­не­ве с пре­ди­сло­ви­ем ав­то­ров и П., ти­раж не­ле­галь­но пе­ре­прав­лен в Рос­сию). Один из ос­но­ва­те­лей пер­вой рос. мар­к­си­ст­ской груп­пы «Ос­во­бо­ж­де­ние тру­да» (1883). В сво­их пер­вых марк­си­ст­ских ра­бо­тах «Со­циа­лизм и по­ли­ти­че­ская борь­ба» (1883), «На­ши раз­но­гла­сия» (1885; обе опубл. в Же­не­ве), 1-м (1883) и 2-м (1885; опубл. в 1888 в Же­не­ве) ва­ри­ан­тах «Про­ек­та про­грам­мы рус­ских со­ци­ал-де­мо­кра­тов» П. бли­жай­шее бу­ду­щее Рос­сии свя­зы­вал с раз­ви­ти­ем ка­пи­та­лиз­ма и ра­бо­че­го дви­же­ния. На­ро­до­воль­че­ской мо­де­ли со­циа­ли­стич. пе­ре­во­ро­та он про­ти­во­пос­тав­лял идею двух сле­дую­щих друг за дру­гом с от­но­си­тель­но не­боль­шим (позд­нее при­шёл к вы­во­ду, что зна­чи­тель­ным) ин­тер­ва­лом ре­во­лю­ций – бур­жу­аз­но-де­мо­кра­ти­че­ской и со­циа­ли­сти­че­ской. Гл. дви­жу­щей си­лой этих ре­во­лю­ций счи­тал про­ле­та­ри­ат, ру­ко­во­ди­мый мар­кси­ст­ской пар­ти­ей. П. ви­дел в кре­сть­ян­ст­ве, как и в на­ро­ж­дав­шей­ся ли­бе­раль­ной бур­жуа­зии, ре­аль­ных со­юз­ни­ков ра­бо­чих в их борь­бе с са­мо­дер­жа­ви­ем. Рус­ская бур­жуа­зия, по мне­нию П., за­по­зда­ла в сво­ём со­ци­аль­но-по­ли­тич. раз­ви­тии, по­это­му её гос­под­ство не смо­жет быть про­дол­жи­тель­ным. Под­го­тов­ку ус­ло­вий для со­циа­ли­стич. (ком­му­ни­стич.) пе­ре­во­ро­та (с це­лью ус­та­нов­ле­ния дик­та­ту­ры про­ле­та­риа­та, пе­ре­хо­да средств про­из-ва в об­ществ. соб­ст­вен­ность) П., вслед за Мар­ксом, свя­зы­вал с бы­ст­рой про­ле­та­ри­заци­ей кре­сть­ян­ст­ва и гор. ме­щан­ст­ва, пре­вра­ще­ни­ем на­ём­ных ра­бо­чих в са­мый мно­го­числ. слой об­ще­ст­ва. В 1889 П. вы­сту­пил на уч­ре­дит. кон­грес­се Ин­тер­на­цио­на­ла 2-го (Па­риж), зая­вил, что за­да­ча рос. со­ци­ал-де­мо­кра­тов – ус­во­ить взгля­ды на­уч. со­циа­лиз­ма, рас­про­стра­нить их в ра­бо­чей сре­де и с по­мо­щью ра­бо­чих «при­сту­пом взять твер­ды­ню са­мо­дер­жа­вия». Стал од­ним из при­знан­ных ли­де­ров ев­роп. со­ци­ал-де­мо­кра­тии, поль­зо­вал­ся у них боль­шим ав­то­ри­те­том как один из ве­ду­щих тео­ре­ти­ков марк­сиз­ма. Уча­ст­во­вал в Цю­рих­ском (1893), Па­риж­ском (1900; из­бран чл. Ме­ж­дунар. со­циа­ли­стич. бю­ро от Рос­сии), Ам­стер­дам­ском (1904), Ко­пен­га­ген­ском (1910) кон­грес­сах 2-го Ин­тер­на­цио­на­ла. В кон. 1890-х гг. П. од­ним из пер­вых вы­сту­пил про­тив по­пы­ток Э. Берн­штей­на пе­ре­смот­реть не­ко­то­рые фун­дам. по­ло­же­ния марк­сиз­ма. П. ка­те­го­ри­че­ски от­вер­гал его мысль о «за­ту­ха­нии» клас­со­вой борь­бы, вы­смеи­вал те­зис о воз­мож­но­сти пре­одо­ле­ния про­ти­во­ре­чий ка­пи­та­лиз­ма по­сред­ст­вом ре­форм, счи­тал прин­ци­пи­аль­но не­вер­ным от­каз от на­силь­ст­вен­ных спо­со­бов ус­та­нов­ле­ния дик­та­ту­ры про­ле­тариа­та, хо­тя и под­чёр­ки­вал, что не­об­хо­ди­мо све­сти к ми­ни­му­му по­тря­се­ния при пе­ре­хо­де к со­циа­лиз­му. Не ста­вя под со­мне­ние ос­но­во­по­ла­гаю­щий вы­вод Мар­кса об ис­то­рич. об­ре­чён­но­сти бур­жу­аз­но­го спо­со­ба про­из-ва, П. всё же не отри­цал, что Маркс за­бе­жал впе­рёд, пред­ска­зы­вая ско­рый крах ка­пи­та­ли­стич. сис­те­мы. Чл. ре­дак­ции газ. «Ис­кра» (1900–05; опуб­ли­ко­вал в ней св. 50 ста­тей и за­ме­ток) и ж. «За­ря». Один из ос­но­ва­те­лей Рос­сий­ской со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ской ра­бо­чей пар­тии и осн. ав­то­ров её про­грам­мы (при­ня­та 2-м съез­дом РСДРП, 1903). Не­од­но­крат­но по­ле­ми­зи­ро­вал по по­во­ду её со­дер­жа­ния с В. И. Ле­ни­ным, од­на­ко на 2-м съез­де под­дер­жал его по всем во­про­сам. По­сле рас­ко­ла пар­тии на боль­ше­ви­ков и мень­ше­ви­ков примк­нул пер­во­на­чаль­но к пер­вым, од­на­ко вско­ре пе­ре­шёл на про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну, при этом ос­та­вал­ся цен­три­стом, не раз­де­ляя край­них по­зи­ций боль­ше­ви­ков и мень­ше­ви­ков. В рус.-япон. вой­ну 1904–1905 счи­тал, что по­бе­да Рос­сии ук­ре­пит по­зи­ции са­мо­дер­жа­вия, а по­ра­же­ние – ос­ла­бит их и при­бли­зит ре­во­лю­цию в Рос­сии. Из­да­вал в Же­не­ве «Днев­ник со­ци­ал-де­мо­кра­та» (1905–16; с пе­ре­ры­ва­ми). С на­ча­лом Ре­во­лю­ции 1905–07 рас­смат­ри­вал шан­сы на ус­пех вос­ста­ния как дос­та­точ­но вы­со­кие, при­зы­вал рос. со­ци­ал-де­мо­кра­тов ус­ко­рить по­ли­тич. вос­пи­та­ние про­ле­та­риа­та, сде­лать всё воз­мож­ное, что­бы в ре­шаю­щий мо­мент на­род был воо­ру­жён и обу­чен, ко­ор­ди­ни­ро­вать дей­ст­вия всех «вра­гов цар­ско­го са­мо­дер­жа­вия», вклю­чая ли­бе­ра­лов, под ло­зун­гом «врозь ид­ти, вме­сте бить».

На 4-м (Объ­е­ди­ни­тель­ном) съез­де РСДРП (Сток­гольм, 1906) П. вы­сту­пил как один из док­лад­чи­ков по аг­рар­но­му во­про­су, под­дер­жал пред­ло­жен­ную мень­ше­ви­ка­ми про­грам­му «му­ни­ци­па­ли­за­ции» зем­ли (пе­ре­да­чу круп­ных и ср. по­ме­щичь­их име­ний в рас­по­ря­же­ние ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния для по­сле­дую­щей раз­да­чи этих зе­мель в арен­ду кре­сть­я­нам), ка­те­го­ри­че­ски от­верг боль­ше­ви­ст­скую про­грам­му на­цио­на­ли­за­ции зем­ли. По­сле по­ра­же­ния Ре­во­лю­ции 1905–07 вы­сту­пал за ис­поль­зо­ва­ние ле­галь­ных воз­мож­но­стей ре­во­люц. ра­бо­ты, в ча­ст­но­сти три­бу­ны Гос. ду­мы, при­да­вал боль­шое зна­че­ние раз­ви­тию проф­со­юз­но­го дви­же­ния, под­дер­жи­вал идею со­зы­ва «ра­бо­че­го съез­да». В то же вре­мя счи­тал не­до­пус­ти­мым от­каз от не­ле­галь­ной дея­тель­но­сти, к че­му при­зы­ва­ли пра­вые мень­ше­ви­ки (т. н. ли­к­ви­да­то­ры). Воз­гла­вил те­че­ние ре­во­люц. час­ти мень­ше­ви­ков, вы­сту­пав­ших за со­хра­не­ние не­ле­галь­ной пар­тии (мень­ше­ви­ки-«пар­тий­цы»). В 1910 на ко­рот­кое вре­мя вновь сбли­зил­ся с Ле­ни­ным, од­на­ко с 1911 на­чал ак­тив­но при­зы­вать к объ­еди­не­нию боль­ше­ви­ков и мень­ше­ви­ков, кри­ти­куя Ле­ни­на и его сто­рон­ни­ков за рас­коль­ни­че­ст­во, из­да­вал га­зе­ты «За пар­тию» и «Един­ст­во» (1912–14). Од­но­вре­мен­но ра­бо­тал над мно­го­том­ной «Ис­то­ри­ей рус­ской об­ще­ст­вен­ной мыс­ли» (т. 1–3, 1914–17, ра­бо­та не за­вер­ше­на).

В 1-ю ми­ро­вую вой­ну за­нял обо­рон­че­скую по­зи­цию, счи­тал, что ло­зунг ми­ра, с ко­то­рым вы­сту­пи­ли уча­ст­ни­ки ме­ж­ду­нар. со­циа­ли­стич. кон­фе­рен­ции в Цим­мер­валь­де (Швей­ца­рия, 1915), рав­но­си­лен пре­да­тель­ст­ву нац. ин­те­ре­сов Рос­сии и вы­го­ден толь­ко Гер­ма­нии и её со­юз­ни­кам. По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 вер­нул­ся в Пет­ро­град, воз­гла­вил не­боль­шую внеф­рак­ци­он­ную груп­пу «Един­ст­во». Под­дер­жи­вал по­ли­ти­ку Врем. пра­ви­тель­ст­ва, три­ж­ды по­лу­чал при­гла­ше­ние вой­ти в его со­став, од­на­ко вы­ну­ж­ден был от­ка­зать­ся в свя­зи с тем, что Ис­пол­ком Пет­ро­со­ве­та не под­дер­жал его кан­ди­да­ту­ру. При­зы­вал к пат­рио­тич. еди­не­нию всех клас­сов рос. об­ще­ст­ва. Ка­те­го­ри­че­ски от­ри­цал воз­мож­ность осу­ще­ст­в­ле­ния в тот пе­ри­од в Рос­сии со­циа­ли­стич. ре­во­лю­ции, не­га­тив­но оце­ни­вал дея­тель­ность боль­ше­ви­ков и лич­но Ле­ни­на (тре­бо­вал его аре­ста, но не счи­тал герм. шпио­ном) по под­го­тов­ке во­оруж. вос­ста­ния с це­лью свер­же­ния Врем. пра­ви­тель­ст­ва. Осу­дил ор­га­ни­зо­ван­ное боль­ше­ви­ка­ми воо­руж. свер­же­ние Врем. пра­ви­тель­ст­ва в Пет­ро­гра­де, рос­пуск Уч­ре­ди­тель­но­го со­б­ра­ния и за­клю­че­ние Бре­ст­ско­го ми­ра 1918 с Гер­ма­ни­ей. С янв. 1918 в свя­зи с ухуд­ше­ни­ем здо­ро­вья на­хо­дил­ся в са­на­то­рии в Фин­лян­дии. По­хо­ро­нен на Ли­те­ра­тор­ских мос­тках Вол­ко­ва клад­би­ща (С.-Пе­тер­бург).

В 1999 опуб­ли­ко­ва­но (При­ло­же­ние к «Не­за­ви­си­мой га­зе­те» за 1 дек.) «По­ли­ти­че­ское за­ве­ща­ние» П., яко­бы про­дик­то­ван­ное им в апр. 1918 дру­гу Л. Г. Дей­чу, ко­то­рый за­тем пе­ре­дал его пле­мян­ни­ку П. – С. Г. Пле­ха­но­ву. В хо­де на­уч. дис­кус­сии ав­тор­ст­во П. не под­твер­жде­но.

Па­мят­ник П. ус­та­нов­лен в С.-Пе­тер­бур­ге (1925, скульп­то­ры И. Я. Гинц­бург, М. Я. Хар­ла­мов, арх. Я. Г. Ге­вирц). Имя П. но­сят Рос. эко­но­мич. ун-т, С.-Пе­терб. гос. гор­ный ин-т, ули­цы в ря­де го­ро­дов (Харь­ков, Ни­ко­ла­ев, Во­ро­неж и др.), на­се­лён­ные пунк­ты в Ле­нингр., Ли­пец­кой, Туль­ской, Тю­мен­ской об­лас­тях.

Соч.: Год на ро­ди­не. Па­риж, 1921. Т. 1–2; Со­чи­не­ния. М., 1923–1927. Т. 1–24; Из­бран­ные фи­ло­соф­ские про­из­ве­де­ния. М., 1956–1958. Т. 1–5; Фи­ло­соф­ско-ли­те­ра­тур­ное на­сле­дие Г. В. Пле­ха­но­ва. М., 1973–1974. Т. 1–3; Из­бран­ные тру­ды. М., 2010.

Лит.: Бе­ре­жан­ский А. С. Г. В. Пле­ха­нов: От на­род­ни­че­ст­ва к мар­ксиз­му. Во­ро­неж, 1991; Тю­тю­кин С. В. Г. В. Пле­ха­нов. Судь­ба рус­ско­го мар­ксис­та. М., 1997; Бэ­рон С. Х. Г. В. Пле­ха­нов – ос­но­во­по­лож­ник рус­ско­го мар­ксиз­ма. СПб., 1998; Ор­лов Б. С. Г. Пле­ха­нов и Фев­раль­ская ре­во­лю­ция 1917 г. М., 2007.

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018