Герой Советского Союза — Энциклопедия

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

герой сссрЭнциклопедический Словарь. 1953—1955

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА,  высшая степень отличия в СССР за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением героического подвига. Введена 16 апреля 1934. Звание Героя Советского Союза присваивается Президиумом Верховного Совета СССР. Герою Советского Союза вручается высшая награда — орден Ленина, и выдаётся особая грамота Президиума Верховного Совета СССР. В 1939 для удостоенных звания Героя Советского Союза учреждена медаль «Золотая Звезда» (см. рис.).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, с с 1934 почётное звание, высшая степень отличия за заслуги перед государством, связанные с совершением героического подвига. Присваивается Президиума Верховного Совета СССР с вручением ордена Ленина, медали «Золотая Звезда» и грамоты Президиума Верховного Совета СССР.

 

 

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/domestic_history/text/2355761

ГЕРО́Й СОВЕ́ТСКОГО СОЮ́ЗА, по­чёт­ное зва­ние, од­на из трёх выс­ших сте­пе­ней от­ли­чия в СССР для при­свое­ния от­дель­ным ли­цам (на­ря­ду со зва­ния­ми Ге­рой Со­циа­ли­сти­че­ско­го Тру­да и Мать-ге­рои­ня). Уч­ре­ж­де­но по­ста­нов­ле­ни­ем ЦИК СССР от 16.4.1934; при­сваи­ва­лось за «лич­ные или кол­лек­тив­ные за­слу­ги пе­ред Со­вет­ским го­су­дар­ст­вом и об­ще­ством, свя­зан­ные с со­вер­ше­ни­ем ге­рой­ско­го под­ви­га».

Трижды Герои Советского Союза (слева направо) А. И. Покрышкин, Г. К. Жуков, И. Н. Кожедуб. 1945.

При­сваи­ва­лось, как пра­ви­ло, за вы­даю­щие­ся под­ви­ги, свя­занные с рис­ком для жиз­ни, во­ен. за­слу­ги (в т. ч. пол­ко­вод­че­ские), по­лё­ты в кос­мос, спа­се­ние лю­дей и пр. Со 2-й пол. 1970-х гг. зва­ние Г. С. С. ста­ли при­сваи­вать круп­ным парт. и гос. дея­те­лям за вы­слу­гу лет или в свя­зи с юбилея­ми или празд­ни­ка­ми, что от­час­ти сни­зи­ло ав­то­ри­тет на­гра­ды. Ре­ше­ния о при­свое­нии зва­ния или о ли­ше­нии его при­ни­ма­лись Пре­зи­диу­мом ВС СССР (с мар­та 1990 – Пре­зи­ден­том СССР). При при­свое­нии зва­ния Г. С. С. вру­ча­лись: гра­мо­та ЦИК СССР (с дек. 1937 гра­мо­та Пре­зи­диу­ма ВС СССР), Ле­ни­на ор­ден, с 16.10.1939 – так­же «Зо­ло­тая Звез­да» ме­даль (1.8–16.10.1939 – ме­даль «Ге­рой Со­вет­ско­го Сою­за»). Ли­цу, два­ж­ды удо­сто­ен­но­му зва­ния Г. С. С., ли­бо это­го зва­ния и зва­ния Ге­роя Соц. Тру­да, на ро­ди­не ус­танав­ли­вал­ся брон­зо­вый бюст. Брон­зовый бюст триж­ды Г. С. С. со­ору­жал­ся в Мо­ск­ве. С 1973 за но­вый ге­рой­ский под­виг по­втор­но вручался и орден Ленина.

По­ста­нов­ле­ни­ем Пре­зи­диу­ма ВС СССР от 22.8.1988 по­втор­ное при­свое­ние зва­ния Г. С. С. пре­кра­ще­но. С 1992 вме­сто зва­ния Г. С. С. при­сваи­ва­ет­ся зва­ние Ге­рой Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

Впер­вые удо­стое­ны зва­ния Г. С. С. лёт­чи­ки А. В. Ля­пи­дев­ский (по­лу­чил ме­даль «Зо­ло­тая Звез­да» № 1), С. А. Ле­ва­нев­ский, В. С. Мо­ло­ков, Н. П. Ка­манин, М. Т. Слеп­нёв, М. В. Во­до­пья­нов, И. В. До­ро­нин (1934; за опе­ра­цию по спа­се­нию эки­па­жа па­ро­хо­да «Че­лю­скин»). Все­го зва­ния Г. С. С. удо­стое­ны св. 12700 чел. (бо­лее 11 тыс. чел. за под­ви­ги в го­ды Вел. Отеч. вой­ны), в т. ч. ок. 100 жен­щин и ок. 40 иностр. гра­ж­дан. Два­ж­ды зва­ние Г. С. С. по­лу­чи­ли 154 чел., три­ж­ды – трое (И. Н. Ко­же­дуб, А. И. По­крыш­кин, С. М. Будённый), че­ты­ре­ж­ды – двое (Г. К. Жу­ков, Л. И. Бреж­нев).

Ор­га­ни­за­ции, объ­е­ди­няю­щие удо­сто­ен­ных по­чёт­но­го зва­ния: Рос. меж­ре­гио­наль­ный фонд Ге­ро­ев Сов. Сою­за и Ге­ро­ев Рос. Фе­де­ра­ции; Рос. ас­со­циа­ция Ге­ро­ев.

По при­ме­ру СССР в ря­де со­циа­ли­стич. стран так­же бы­ли уч­ре­ж­де­ны по­доб­ные зва­ния и зна­ки от­ли­чия.

 

 

Герои СССР

водопьяновНастольный календарь колхозника. 1939

ОСУЩЕСТВЛЕННАЯ МЕЧТА

История борьбы за достижение Северного полюса воздушным путем общеизвестна. Немало научных исследователей пыталось достигнуть полюс воздушным путем. Удалось это только немногим — Амундсену, Бэрду и др. Однако все их полеты на полюс для науки ничего не дали. Что могли заметить с воздуха Бэрд и Амундсен, находившиеся в районе полюса всего лишь несколько минут? Ничего.

Отправляясь на Северный полюс, мы рассматривали свой полет как экспедицию, теснейшим образом связанную со всей нашей многогранной работой в Арктике. Мы вылетели из Москвы, чтобы не только достигнуть Северного полюса, но и высадить там группу научных работников, которые проведут глубокое систематическое изучение всего района полюса.

В 1935 г. мне предложили составить проект перелета на Северный полюс. В своем проекте я предусмотрел полет на нескольких многомоторных машинах, способных преодолевать большие расстояния и перевозить большой груз.

После этого я отправился в большой зимний перелет из Москвы на мыс Шмидта. К тому времени у меня уже была готова книжка «Мечта пилота», в которой в виде научно-фантастического рассказа излагался план полета на Северный полюс.

В начале 1936 г. я совершил перелет от Москвы до Земли Франца Иосифа, обследовал попутно ряд островов архипелага, побывал на острове Рудольфа и затем пролетел на Север до 83-й параллели.

Я убедился, что достигнуть Северного полюса и выполнить намеченную задачу можно только на нескольких самолетах, которые должны быть мощными, многомоторными, способными взять очень большой груз и покрыть значительное расстояние без посадки. Такие машины в распоряжении советской авиации имелись. Авиобазу же для полета на полюс надо было строить на острове Рудольфа.

Началась подготовка к полету на Северный полюс. Учитывая специфические условия полетов на высоких широтах Севера, мы переделали машины, приспособив их к арктическому рейсу.

Путь от Москвы до острова Рудольфа был нелегок. Коварная арктическая погода приготовила нам немало сюрпризов: мы встретились и с пургой и с туманами.

Наиболее осторожно и тщательно нам пришлось выбирать погоду при полете с острова Рудольфа к Северному полюсу. Наконец, день вылета на полюс наступил, 21 мая в 4 часа 52 минуты пилотируемый мною флагманский самолет «СССР Н-170» вылетел с острова Рудольфа, взяв курс на полюс. В 11 часов 35 минут я совершил посадку на лед в районе полюса. На борту пилотируемого мной самолета, кроме меня, находились: начальник экспедиции О. Ю. Шмидт, группа научных работников, оставшаяся потом на дрейфующей льдине для проведения научных наблюдений в составе И. Д. Папанина, П. П. Ширшова, E. К. Федорова и Э. Т. Кренкеля, а также товарищи М. С. Бaбушкин, И. Т. Спирин, Ф. И. Бассейн, П. П. Петенин и С. А. Иванов. Вскоре вслед за мной в районе Северного полюса совершили посадку все остальные самолеты нашей воздушной эскадры.

Главное, что решило успех всей операции — это тщательная подготовка, внимательное продумывание всего до мелочей. Мы предусмотрели все возможные неприятные случаи. Техническое оснащение всех воздушных кораблей велось под одним основным лозунгом — обеспечить так называемую автономность самолета, т. е. возможность своими собственными силами вне аэродрома подготовить машину к взлету и взлететь на ней.

Немало трудностей и препятствий поставила перед нами изменчивая погода Арктики. Мы летели и над облаками, и в облаках, и в тумане. Сделали 13 посадок на льдины Ледовитого океана. Летели и садились на совершенно неподготовленные аэродромы. Но во время полетов были совершенно спокойны, ибо безгранично верили в надежность материальной части, ибо в любой обстановке чувствовали зримую и незримую материальную и моральную помощь товарищей, ибо знали, что за нами вся наша огромная, и богатая страна, готовая в любую минуту помочь нам, за нами Сталин.

Мы с честью выполнили задание нашей родины, нашего любимого вождя и друга товарища Сталина. Наша мечта осуществилась. Советские самолеты опустились на Северном полюсе и впервые в истории человечества высадили там научную экспедицию, которая проделала чрезвычайно важную работу.

Герой Советского Союза
М. В. Водопьянов

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Геро́й Сове́тского Сою́за — высшая степень отличия СССР, которой удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также и в мирное время.

Звание Героя Советского Союза впервые установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года, дополнительный знак отличия для Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда» — учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года. Автор эскиза награды — архитектор Мирон Иванович Мержанов.

Положение о звании «Герой Советского Союза»

16 апреля 1934 года постановлением ЦИК СССР было учреждено звание Героя Советского Союза в редакции: «Установить высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, звания Героя Советского Союза». Никакие знаки отличия не предусматривались, выдавалась только грамота от ЦИК СССР.

Орден Ленина к званию получили все одиннадцать лётчиков — первых Героев Советского Союза. Практика награждений была закреплена Постановлением ЦИК в Положении о звании Героя Советского Союза 29 июля 1936 года. В этой редакции гражданам, удостоенным звания, кроме грамоты полагался также орден Ленина... Читать оригинал

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019