Гёте, Иоганн Вольфганг — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

гёте

Иога́нн Во́льфганг Гёте, с 1782 г. фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe); 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне — 22 марта 1832, Веймар) — немецкий поэт... Википедия

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

ГЁТЕ (Goethe) Иоганн Вольфганг (1749—1832), немецкий писатель, основоположник немецкой литературы нового времени, мыслитель и естествоиспытатель, иностранный почётный член Петербургской АН (1826). Начал  с бунтарства «Бури и натиск» (сентиментальный роман «Страдания молодого Вертера», 1774). Через период так называемого веймарского классицизма, проникнутого стихийным материализмом античности («Римские элегии», 1790), отмеченного антифеодализма и тираноборч. (драма «Эгмонт», 1788) тенденциями, Гёте шёл к реалистическому осмыслению проблем художественного творчества, взаимоотношений человека и общества (автобиографическая книга «Поэзия и правда», 1811—33; романы «Годы учения Вильгельма Мейстера», 1795—96, и «Годы странствий Вильгельма Мейстера», 1821—29), пантеистич. наслаждению полнотой жизненных переживаний (сборник лирических стихов «Западно-восточный», 1814—19). Творчество Гёте отразило важнейшие тенденции и противоречия эпохи. В итоговом философском сочинении-трагедии «Фауст» (1808—1832), насыщенной научную мысль своего времени, Гёте воплотил поиски смысла жизни, находя его в деянии. Автор трилогии «Опыт о метаморфозе растений» (1790), «Учение о цвете» (1810). Подобно Гёте — художнику, Гёте — натуралист охватывал природу и всё живое (включая человека) как единое целое.

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ГЁТЕ, Иоганн Вольфганг (1749—1832), великий немецкий поэт и мыслитель. Родился во Франкфурте на Майне (ф). В юношеские годы возглавлял оппозиционное литературное течение «Буря и натиск». В произведениях этого периода — драме «Гёц фон Берлихинген (г)» (1774), фрагменте «Прометей (п)» (1773, изд. 1830) — наиболее полно протест против феодальной отсталости немецкой жизни и произвола князей, мешавших национальному объединению Германии. В романе «Страдания молодого Вертера» (1774) показана трагедия одарённой личности, не находящей применения своим силам в условиях феодализма. Постепенно отходя от бунтарских настроений, Гёте пытается примириться с немецкой действительностью.гёте

В 1775 он переезжает в Веймар (в), становится министром при дворе герцога Карла Августа. В 1786 во время поездки в Италию, под влиянием античного искусства, Гёте переходит на позиции так называемого веймарского классицизма (драма «Ифигения (и) в Тавриде (т)», 1787). Герои его новых произведений (трагедия «Торквато Тассо (т)», 1790, и др.) идут на компромисс с действительностью. Однако и в этот период Гёте остаётся верен идее единства Германии и выступает против всякого национального угнетения (героическая драма «Эгмонт (э)», 1788,— о национально-освободительной борьбе в Нидерландах). После 1789 Гёте создаёт несколько мало удачных произведений, направленных против якобинского, демократического этапа буржуазной революции во Франции конца 18 века.

Ф. Энгельс писал о Гёте, что «в нем постоянно происходит борьба между гениальным поэтом, которому убожество окружающей его среды внушало отвращение, и опасливым сыном франкфуртского патриция, либо веймарским тайным советником, который видит себя вынужденным заключить с ним перемирие и привыкнуть к нему». К наиболее значительным произведениям последнего периода творчества Гёте относятся романы «Годы учения Вильгельма Мейстера» (4 тт., 1795—96), «Годы странствия Вильгельма Мейстера» (1821—29) и драматическая поэма «Фауст (ф)» (первая редакция 1773—75, издана в окончательной редакции, 2 чч., 1808—32). В романах Гёте рисует жизнь Германии конца 18 — начала 19 веков и решает общественно-культурные, экономические, эстетические и др. проблемы, возникающие в связи с капиталистическим развитием страны.

Гёте — создатель немецкой лирики нового времени. Его поэзия, глубоко гуманистичная, во многих своих проявлениях выросла из традиций народного творчества (баллады, песенная лирика). Величайшее произведение Гёте «Фауст» подводит итог развитию немецкого общества на протяжении нескольких веков; главная мысль поэмы состоит в утверждении, что основой жизни, залогом свободы человека является творческое дерзание, деятельность, труд. Гёте написал ряд работ по вопросам естествознания, главным образом по морфологии животных и растений (Гёте ввёл самый термин «морфология»); высказывал мысль об эволюции органической природы.

200-летие со дня рождения Гёте отмечено в Германской Демократической Республике 28 августа 1949 как подлинно народный праздник.

 

Ерохин А. В. ГЁТЕ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/literature/text/2356505

ГЁТЕ (Goethe) Ио­ганн Вольф­ганг фон (28.8.1749, Франк­фурт-на-Май­не – 22.3.1832, Вей­мар), нем. пи­са­тель, мыс­ли­тель, ес­те­ст­во­ис­пы­та­тель, поч. чл. Пе­терб. АН (1826). Ро­дил­ся в со­сто­ят. бюр­гер­ской се­мье (отец – им­пер­ский со­вет­ник, док­тор пра­ва Ио­ганн Кас­пар фон Гё­те). Изу­чал пра­во в ун-те Лейп­ци­га (1765–1768). Пер­вые лит. опы­ты Г. близ­ки к по­эзии ро­ко­ко: про­ни­зан­ные мо­ти­ва­ми анак­ре­он­ти­ки пас­то­раль­ная пье­са «Ка­приз влюб­лён­но­го» («Die Laune des Verliebten», 1768), пер­вый сб. сти­хо­тво­ре­ний «Но­вые пес­ни» («Neue Lieder», из­дан ано­ним­но, 1769). В 1768–69 на­пи­сал ко­ме­дию «Со­ви­нов­ни­ки» («Die Mit­schul­digen», опубл. в 1787), вы­дер­жан­ную в ду­хе франц. клас­си­циз­ма (Моль­ер) и про­све­тит. ра­цио­на­лиз­ма. За­вер­шил об­ра­зо­ва­ние в ун-те Страс­бур­га (1770–71), где сбли­зил­ся с И. Г. Гер­де­ром, стал уча­ст­ни­ком дви­же­ния «Бу­ря и на­тиск», по­зна­ко­мил­ся с твор­че­ст­вом У. Шек­спи­ра, пес­ня­ми Ос­сиа­на (мис­ти­фи­ка­ци­ей Дж. Мак­фер­со­на), нар. по­эзи­ей. Здесь воз­ник­ли пер­вые на­бро­ски тра­ге­дии «Фа­уст» («Faust»), а так­же «Зе­зен­гейм­ские пес­ни» («Sesenheimer Lieder»), вдох­нов­лён­ные лю­бо­вью Г. к до­че­ри сель­ско­го пас­то­ра Фре­де­ри­ке Бри­он; сре­ди них – та­кие ше­дев­ры лю­бов­ной ли­ри­ки, как «Май­ская пес­ня» («Mailied»), «Сви­да­ние и раз­лу­ка» («Willkommen und Abschied», обе 1771, из­да­ны в 1775). В 1771 Г. вер­нул­ся во Франк­фурт-на-Май­не, где бы­ли соз­да­ны: речь «Ко дню Шек­спи­ра» («Zum Shakespearestag», 1771); сти­хо­тво­ре­ния «Песнь стран­ни­ка в бу­рю» («Wandrers Sturmlied», 1771–72), «Про­ме­тей» («Prometheus», 1774), «Песнь Ма­го­ме­та» («Mahomets Ge­sang», 1774). Ли­ри­ку Г. эпо­хи «Бу­ри и на­тис­ка» от­ли­ча­ют тон­кое чув­ст­во при­ро­ды, со­че­та­ние субъ­ек­тив­но­сти и пред­мет­но­сти, му­зы­каль­ность, бо­гат­ст­во рит­мич. ри­сун­ка. Дра­ма «Гёц фон Бер­ли­хин­ген с же­лез­ной ру­кой» («Götz von Berlichingen mit der eisernen Hand», 1773), соз­дан­ная в ан­ти­клас­си­ци­стич. шек­спи­ров­ской ма­не­ре «сце­ни­че­ских кар­тин» на ос­но­ве под­лин­ных ме­муа­ров шваб­ско­го ры­ца­ря, уча­ст­ни­ка Кре­сть­ян­ской вой­ны в Гер­ма­нии (1525), от­кры­ла нац. ис­то­рию для нем. те­ат­ра. Всеев­ро­пей­скую из­вест­ность Г. при­нёс ро­ман в пись­мах «Стра­да­ния юно­го Вер­те­ра» («Die Leiden des jungen Werthers», 1774), на­ве­ян­ный как лит. ис­точ­ни­ка­ми, так и ре­аль­ны­ми со­бы­тия­ми в жиз­ни ав­то­ра. В ро­ма­не, вос­тор­жен­но при­ня­том «бур­ны­ми ге­ния­ми» и сен­ти­мен­та­ли­ста­ми, но от­верг­ну­том про­све­ти­те­ля­ми ста­рой шко­лы (Г. Э. Лес­син­гом, И. Кан­том, Г. К. Лих­тен­бер­гом, К. Ф. Ни­ко­лаи) из-за пред­поч­те­ния чув­ст­ва ра­зу­му, бы­ли за­тро­ну­ты важ­ней­шие для со­вре­мен­ни­ков про­бле­мы ес­те­ст­вен­но­го че­ло­ве­ка и ес­те­ст­вен­но­го пра­ва, со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ст­ва. В 1787 пи­са­тель, уже ото­шед­ший от по­эти­ки «Бу­ри и на­тис­ка» и обес­по­ко­ен­ный пре­врат­ным вос­при­яти­ем ро­ма­на (уви­дев в нём апо­ло­гию са­мо­убий­ст­ва, неск. мо­ло­дых лю­дей по­кон­чи­ли с со­бой в под­ра­жа­ние Вер­те­ру), соз­дал его но­вую, бо­лее взве­шен­ную ре­дак­цию.

В 1775 по при­гла­ше­нию Кар­ла Ав­гу­ста, бу­ду­ще­го ве­ли­ко­го гер­цо­га Сак­сен-Вей­мар­ско­го и Эй­зе­нах­ско­го, Г. пе­ре­ехал в Вей­мар. С 1779 тай­ный со­вет­ник, с 1782 ка­мер-пре­зи­дент, в этом же го­ду воз­ве­дён в дво­рян­ст­во. Соб­ст­вен­но ху­дож. твор­че­ст­во для Г. в это вре­мя ото­шло на вто­рой план: од­но­вре­мен­но с адм. и хо­зяйств. дея­тель­но­стью в Вей­ма­ре Г. за­ни­мал­ся ес­теств. нау­ка­ми: круг его ин­те­ре­сов вклю­чал зоо­ло­гию и бо­та­ни­ку [«Ме­та­мор­фо­за рас­те­ний» («Die Metamorphose der Pflanzen», 1790)], ос­тео­ло­гию и ана­то­мию (в 1786 Г. от­крыл меж­че­лю­ст­ную кость у че­ло­ве­ка), оп­ти­ку и тео­рию цве­та («Beiträge zur Op­tik», 1791–92; «Zur Farbenlehre», Bd 1–2, 1810), ме­тео­ро­ло­гию, гео­ло­гию и ми­не­ра­ло­гию. Пред­став­ле­ние о ми­ре как о жи­вой це­ло­ст­но­сти рас­кры­ва­ет­ся в та­ких по­ня­ти­ях на­тур­фи­ло­со­фии Г., как «мор­фо­ло­гия» [впер­вые вве­дён­ный им тер­мин для обо­зна­че­ния уче­ния о фор­ме (Gestalt), фор­ми­ро­ва­нии и пре­об­ра­зо­ва­нии («ме­та­мор­фо­зе») ор­га­нич. тел, рас­те­ний и жи­вот­ных], «пра­фе­но­мен» [об­на­ру­жи­вае­мая в об­ли­ке кон­крет­ной ве­щи (напр., «пра­ра­сте­ния») сущ­ность це­ло­го клас­са ана­ло­гич­ных яв­ле­ний], «по­ляр­ность» (ди­на­мич. един­ст­во про­ти­во­на­прав­лен­ных сил в их взаи­мо­обу­слов­лен­но­сти). Об­ра­ще­ние к на­тур­фи­ло­соф­ским про­бле­мам обу­сло­ви­ло из­ме­не­ния в его ли­ри­ке: в сти­хо­тво­ре­ни­ях «Зим­няя по­езд­ка в Гарц» («Harzreise im Winter», 1777), «Бо­же­ст­вен­ное» («Das Göttliche», 1782), «Иль­ме­нау» («Il­me­nau», 1783), двух «Ноч­ных пес­нях стран­ни­ка» (1776, 1780) субъ­ек­тив­ное на­ча­ло ус­ту­па­ет ме­сто кос­мич. чув­ст­ву со­под­чи­нён­но­сти че­ло­ве­ка при­ро­де. Та­ин­ст­вен­ная ма­гия при­ро­ды вос­пе­та Г. в зна­ме­ни­тых бал­ла­дах «Ры­бак» («Der Fi­scher», 1778) и «Лес­ной царь» («Erlkönig», 1782).

«Гёте в окрестностях Рима». Художник И. Г. В. Тишбейна. 1787. Штеделевский художественный институт (Франкфурт-на-Майне).

Ус­тав от слож­ных взаи­мо­от­но­ше­ний при Вей­мар­ском дво­ре, Г. 3.9.1786 тай­но от­пра­вил­ся в пу­те­ше­ст­вие по Ита­лии. Впе­чат­ле­ния от этой по­езд­ки лег­ли в ос­но­ву эс­те­ти­ки вей­мар­ско­го клас­си­циз­ма; они так­же от­ра­зи­лись в «Рим­ских эле­ги­ях» («Römische Elegien», изд. в 1795), вдох­нов­лён­ных лю­бов­ной ли­ри­кой др.-рим. по­этов (Ка­тул­ла, Ти­бул­ла, Про­пер­ция, Ови­дия) и свя­зан­ных с Кри­стиа­ной Вуль­пи­ус, с ко­то­рой Г. по­зна­ко­мил­ся по воз­вра­ще­нии из Ита­лии в 1788 (ста­ла же­ной Г. в 1806). В 1788 за­кон­че­на и вы­шла в свет тра­ге­дия «Эг­монт» («Egmont»), в 1790 опуб­ли­ко­ва­на дра­ма «Тор­ква­то Тас­со» («Torquato Tasso»), став­шая, как и тра­ге­дия «Ифи­ге­ния в Тав­ри­де» («Iphi­genie auf Tau­ris», 1787), яр­ким сви­де­тель­ст­вом об­ра­ще­ния Г. к иде­аль­ной «пре­крас­ной гу­ман­но­сти». Вто­рое итал. пу­те­ше­ст­вие (1790) при­нес­ло раз­оча­ро­ва­ние, что про­яви­лось в иро­нич­но-по­ле­мич. «Ве­не­ци­ан­ских эпи­грам­мах» («Vene­zia­nischen Epigramme», 1796). Франц. ре­во­лю­ция по­на­ча­лу бы­ла вос­при­ня­та Г. в ко­мич. клю­че [ко­ме­дии «Ве­ли­кий Коф­та» («Der Groß-Cophta»), 1792; «Гра­ж­да­нин ге­не­рал» («Der Bürgergeneral»), «Мя­теж­ные» («Die Aufgereg­ten»), обе 1793]. В сти­хотв. эпо­се «Гер­ман и До­ро­тея» («Hermann und Dorothea», 1797) Г. со­еди­нил идил­лич. кар­ти­ны сель­ской жиз­ни с изо­бра­же­ни­ем дра­ма­тич. судь­бы эмиг­ран­тов. Ве­ли­чие ре­во­лю­ции как со­бы­тия, от­крыв­ше­го но­вый пе­ри­од ми­ро­вой ис­то­рии, бы­ло осоз­на­но Г. в пе­ри­од во­ен. кам­па­нии во Фран­ции в 1792–93. Свои мыс­ли о франц. по­хо­де Г. за­фик­си­ро­вал в ав­то­био­гра­фич. соч. «Кам­па­ния во Фран­ции» («Cam­pagne in Frank­reich 1792») и «Оса­да Майн­ца» («Bela­gerung von Mainz», оба 1822). В 1794 Г. по­лу­чил от Ф. Шил­ле­ра при­гла­ше­ние при­нять уча­стие в но­вом ж. «Оры» («Die Horen»), что при­ве­ло к пло­до­твор­ной друж­бе двух по­этов. В этом же го­ду вы­шел в свет са­ти­рич. жи­вот­ный эпос «Рей­не­ке-лис» («Reineke Fuchs»). В 1794–95 в «Орах» опуб­ли­ко­ван ро­ман в но­вел­лах «Раз­го­во­ры не­мец­ких эмиг­ран­тов» («Un­terhaltungen deuts­cher Ausge­wan­der­ten»), по­стро­ен­ный в осн. на об­ра­бот­ке тра­диц. ев­роп. по­ве­ст­во­ва­тель­ных сю­же­тов.

В ро­ма­не «Го­ды уче­ния Виль­гель­ма Мей­сте­ра» («Wilhelm Meisters Lehr­jah­ren», изд. в 1795–96), вы­звав­шем бур­ную дис­кус­сию (с уча­сти­ем Ф. Шил­ле­ра, К. В. фон Гум­больд­та, К. Г. Кёр­не­ра, Ф. Шле­ге­ля, Но­ва­ли­са, Жан По­ля), дан клас­сич. об­ра­зец нем. «ро­ма­на вос­пи­та­ния», вос­соз­даю­ще­го ис­то­рию со­ци­аль­но­го и нравств. ста­нов­ле­ния лич­но­сти. В 1797 Г. и Шил­лер опуб­ли­ко­ва­ли яз­ви­тель­ные «Ксе­нии» («Xenien»), при­мер лит. по­ле­ми­ки вей­мар­ско­го клас­си­циз­ма. В 1797 Г. на­пи­сал и опуб­ли­ко­вал ряд по­лу­чив­ших ми­ро­вую из­вест­ность бал­лад: «Кла­до­ис­ка­тель» («Der Schatzgräber»), «Уче­ник вол­шеб­ни­ка» («Der Zauberlehrling»), «Ко­ринф­ская не­вес­та» («Die Braut von Korinth»), «Бог и бая­де­ра» («Der Gott und die Ba­jadere»). Сле­дуя при­ме­ру Шил­ле­ра, Г. из­да­вал жур­на­лы «Про­пи­леи» («Pro­pyläen», 1798–1800) и «Об ис­кус­ст­ве и древ­но­сти» («Über Kunst und Alter­thum», 1816–28), с 1804 – «Иен­скую все­об­щую ли­те­ра­тур­ную га­зе­ту» («Jenai­sche Allgemeine Literaturzeitung»).

В 1808 Г. при­нял уча­стие в Эр­фурт­ском кон­грес­се и бе­се­до­вал с На­по­ле­о­ном I. В это же вре­мя, не­смот­ря на не­бла­го­при­ят­ные внеш­ние об­стоя­тель­ст­ва (тя­го­ты во­ен. вре­ме­ни, вы­зван­ные втор­же­ни­ем На­по­ле­о­на в Гер­ма­нию), за­кон­че­ны 1-я часть тра­ге­дии «Фауст» (изд. в 1808), ро­ман «Из­би­ра­тель­ное срод­ст­во» («Die Wahlverwandtschaften», Bd 1–2, изд. в 1809); на­чат ав­то­био­гра­фич. труд «По­эзия и прав­да. Из мо­ей жиз­ни» («Dichtung und Wahrheit. Aus meinem Leben», Bd 1–4, изд. в 1811–33). В «Из­би­ра­тель­ном срод­ст­ве» Г. дал но­вую, сим­во­лич. ин­тер­пре­та­цию про­бле­мы бра­ка и взаи­мо­от­но­ше­ний ме­ж­ду по­ла­ми: тон­кий пси­хо­ло­гич. ана­лиз от­те­ня­ет­ся ана­ло­гия­ми из хи­мич. нау­ки. «По­эзия и прав­да» ох­ва­ты­ва­ет ран­ний пе­ри­од жиз­ни Г. (до пе­ре­ез­да в Вей­мар), кри­ти­че­ски оце­ни­вая субъ­ек­ти­визм и бун­тар­ст­во «Бу­ри и на­тис­ка». С 1813 Г. ра­бо­та­ет над но­вым ав­то­био­гра­фич. со­чи­не­ни­ем – «Италь­ян­ское пу­те­ше­ст­ви­е» («Die Italienische Reise», Bd 1–3, изд. в 1816–29), в цен­тре ко­то­ро­го – идея «вто­ро­го ро­ж­де­ния» Г., осоз­на­ние се­бя как ар­ти­ста, ху­дож­ни­ка и пи­са­те­ля. С 1814 по 1819 Г., вдох­нов­лён­ный Ха­фи­зом в пе­ре­во­де Й. фон Хам­ме­ра и лю­бо­вью к Ма­ри­ан­не фон Вил­ле­мер, соз­да­ёт по­этич. цикл «За­пад­но-вос­точ­ный ди­ван» («West-östlicher Divan», изд. в 1819), со­про­во­див его за­ме­ча­ния­ми и ком­мен­та­рия­ми («Noten und Abhandlungen zu besserem Verständnis des West-östlichen Divans», 1819). Ори­ен­таль­ная те­ма, во мно­гом иду­щая от ро­ман­ти­ков, ис­тол­ко­ва­на Г. в ду­хе сбли­же­ния куль­тур За­па­да и Вос­то­ка. Не ме­нее ва­жен ав­то­био­гра­фич. мо­тив об­ре­те­ния влюб­лён­ным по­этом вто­рой юно­сти (об­ра­зы Ха­те­ма и Зу­лей­ки). Идил­лич., пат­ри­ар­халь­ный Вос­ток – «край люб­ви, ви­на и пес­ни» («Хид­жра») – пред­ста­ёт у Г. как жи­вое, гар­мо­нич­ное един­ст­во люб­ви, по­эзии и ре­ли­гии. С 1816 Г. воз­вра­тил­ся к ра­бо­те над «Фау­стом» (2-я часть). В 1823 лю­бовь к Уль­ри­ке фон Ле­вет­цов при­ве­ла к соз­да­нию «Ма­ри­ен­бад­ской эле­гии» («Elegie von Marienbad», 1823) – ше­дев­ра позд­ней ли­ри­ки Г., ко­то­рая в це­лом тя­го­те­ет к на­тур­фи­ло­соф­ской от­вле­чён­но­сти, иро­нии и ди­дак­ти­ке [«Пер­во­гла­го­лы. Уче­ние ор­фи­ков» («Urwor­te. Orphisch», изд. в 1820); «Дорн­бург­ские сти­хо­тво­ре­ния» («Dornburger Ge­dichte», 1828, из­да­но посм. в 1833)]; в ней про­яв­ля­ет­ся тен­ден­ция к цик­ли­за­ции [«Ки­тай­ско-не­мец­кие вре­ме­на го­да и дня» («Chine­sisch-deutsche Jahres- und Tages­zeiten», 1827, изд. в 1830)]. В 1829 из­дан ро­ман «Го­ды стран­ст­вия Виль­гель­ма Мей­сте­ра» («Wilhelm Meisters Wan­der­jahren, oder Die Entsagenden»), в ко­то­ром тес­но пе­ре­пле­те­ны важ­ней­шие для Г. те­мы: прак­тич. кол­лек­тив­ной дея­тель­но­сти на бла­го об­ще­ст­ва, стран­ст­вия, от­ре­че­ния от субъ­ек­тив­ных же­ла­ний и уст­рем­ле­ний, со­пут­ст­вую­ще­го про­цес­су дея­тель­но­го вос­пи­та­ния, ду­хов­но­го воз­рас­та­ния лич­но­сти. Пуб­ли­ци­сти­ка позд­не­го Г. от­ли­ча­ет­ся ис­клю­чит. ши­ро­той ин­те­ре­сов: он от­кли­ка­ет­ся на осн. со­бы­тия лит. жиз­ни Ев­ро­пы, со­сто­ит в пе­ре­пис­ке с ве­ду­щи­ми ев­роп. жур­на­ла­ми, ин­те­ре­су­ет­ся разл. нац. ли­те­ра­ту­ра­ми, вы­со­ко оце­ни­вая твор­че­ст­во Дж. Бай­ро­на, Т. Кар­лей­ля, Ф. Р. де Ша­тоб­риа­на, В. Гю­го, П. Ме­ри­ме, А. Манд­зо­ни, В. А. Жу­ков­ско­го и др. Ин­тен­сив­ные лит. кон­так­ты зре­ло­го и позд­не­го Г. при­ве­ли его к фор­ми­ро­ва­нию кон­цеп­ции все­мир­ной лит-ры как еди­ной «кро­ве­нос­ной сис­те­мы» совр. куль­ту­ры. Идея все­мир­ной лит-ры Г. свя­за­на с его кон­цеп­ци­ей клас­си­че­ско-ро­ман­тич. син­те­за, по­ни­мае­мо­го им как спор и диа­лог двух ти­пов твор­че­ст­ва. В це­лом не при­ни­мая ро­ман­тизм как тен­ден­ци­оз­ное, ма­нер­ное, «боль­ное» иск-во, Г. обя­зан ро­ман­ти­кам не толь­ко ин­те­ре­сом к Вос­току, но и ув­ле­че­ни­ем ср.-век. нем. иск-вом и ар­хи­тек­ту­рой (со­труд­ни­че­ст­во в 1810-е гг. с кол­лек­цио­не­ром и пи­са­те­лем С. Бу­ас­се­ре).

Э. Делакруа. Иллюстрация к трагедии И. В. Гёте «Фауст». 1828.

В 1831 Г. за­вер­шил 2-ю часть «Фау­ста», соз­дав од­но из са­мых зна­чит. про­из­ве­де­ний ми­ро­вой лит-ры. Г. вос­при­нял из­вест­ный сю­жет о чер­но­книж­ни­ке и ма­ге че­рез приз­му нар. книг 16–17 вв. и пьес для ку­коль­но­го те­ат­ра, из­ме­нив под влия­ни­ем Про­све­ще­ния трак­тов­ку центр. пер­со­на­жа: Фа­уст у Г. оп­рав­дан без­ус­лов­ной во­лей к со­зи­да­нию. Дея­тель­но­му Фау­сту на про­тя­же­нии всей тра­ге­дии слу­жат де­мо­нич., ма­гич. си­лы при­ро­ды, во­пло­щён­ные в фи­гу­ре Ме­фи­сто­фе­ля, ко­то­рый сво­им от­ри­ца­ни­ем и скеп­си­сом при­зван бес­по­ко­ить и по­бу­ж­дать Фау­ста к но­вым свер­ше­ни­ям и к са­мо­пре­одо­ле­нию. Ком­по­зи­ци­он­но тра­ге­дия со­сто­ит из «По­свя­ще­ния», «Те­ат­раль­но­го всту­п­ле­ния», «Про­ло­га на не­бе» и двух час­тей. 1-я, го­ти­че­ски-ср.-век., часть тра­ге­дии вклю­ча­ет две осн. сю­жет­ные ли­нии: ис­то­рию Фау­ста как учёно­го (мо­ти­вы не­до­воль­ст­ва схо­ла­стич. ср.-век. учё­но­стью, по­ис­ков но­вой жиз­нен­ной муд­ро­сти; са­ти­ра на фи­ли­сте­ров от нау­ки в об­ра­зе Ваг­не­ра) и лю­бов­ную ис­то­рию Фау­ста и Грет­хен (мо­ти­вы столк­но­ве­ния с тра­диц. мо­ра­лью, по­гру­же­ния в мир эле­мен­тар­ных ин­стинк­тов, по­ис­ка «веч­но жен­ст­вен­но­го»). 2-я часть тра­ге­дии, со­стоя­щая из пя­ти ак­тов, вы­во­дит ге­ро­ев на про­стор ми­ро­вой ис­то­рии, по­зво­ляя Фау­сту с по­мо­щью Ме­фи­сто­фе­ля реа­ли­зо­вы­вать свои дерз­кие по­мыс­лы. Брак с Еле­ной – сим­во­лич. ото­бра­же­ние идеи клас­си­че­ско-ро­ман­тич. син­те­за – за­кан­чи­ва­ет­ся тра­ги­че­ски: гиб­нет сын Еле­ны и Фау­ста Ев­фо­ри­он (в нём уга­ды­ва­ют­ся чер­ты Бай­ро­на), Еле­на ос­тав­ля­ет Фау­ста, воз­вра­ща­ясь в не­дос­ти­жи­мый мир клас­сич., ан­тич­но­го идеа­ла. В 5-м ак­те Фа­уст, по­лу­чив в дар от им­пе­ра­то­ра кло­чок су­ши на бе­ре­гу мо­ря, стре­мит­ся осу­ще­ст­вить иде­ал «сво­бод­но­го тру­да на сво­бод­ной зем­ле», по­пут­но об­ре­кая на ги­бель пат­ри­ар­халь­но-идил­лич. па­ру – Фи­ле­мо­на и Бав­ки­ду. Ос­ле­п­лённый За­бо­той, Фа­уст до кон­ца про­дол­жа­ет ру­ко­во­дить стро­ит. ра­бо­та­ми; фи­наль­ная сце­на пред­став­ля­ет со­бой по­срам­ле­ние Ме­фи­сто­фе­ля и три­умф Фау­ста, ис­тол­ко­вы­вав­ший­ся разл. об­ра­зом: как яв­ле­ние Бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­ти, тор­же­ст­во «веч­но жен­ст­вен­но­го», «все­об­щее спа­се­ние» в ду­хе бо­го­слов­ской кон­цеп­ции Ори­ге­на или как сви­де­тель­ст­во творч. не­уда­чи ав­то­ра.

Про­из­ве­де­ния Г. пе­ре­во­ди­лись в Рос­сии с 1780 («Кла­ви­го» в пер. О. П. Ко­зо­дав­ле­ва). Сре­ди пе­ре­во­дчи­ков Г. – В. А. Жу­ков­ский, М. Ю. Лер­мон­тов, Ф. И. Тют­чев, К. С. Ак­са­ков, Н. П. Ога­рёв, А. А. Фет, А. К. Тол­стой, К. Д. Баль­монт, И. Ф. Ан­нен­ский, Вяч. И. Ива­нов, В. Я. Брю­сов, М. А. Куз­мин, С. М. Со­ловь­ёв, Б. Л. Пас­тер­нак, Н. А. За­бо­лоц­кий, Д. С. Са­мой­лов и др. Наи­бо­лее из­вест­ные пе­ре­во­ды «Фау­ста» при­над­ле­жат Н. А. Хо­лод­ков­ско­му (1878) и Б. Л. Пас­тер­на­ку (1-я часть – 1949, 2-я часть – 1952); его пе­ре­во­ди­ли так­же А. А. Фет (1882–83) и В. Я. Брю­сов (1919–20).

Соч.: Werke. Weimar, 1887–1919. Bd 1–133; Собр. соч. М.; Л., 1932–1949. Т. 1–13; Die Schriften zur Naturwissenschaft. Weimar, 1947–2005. Abt. 1. Bd 1–11. Abt. 2. Bd 1–10; Из­бран­ные фи­ло­соф­ские про­из­ве­де­ния. М., 1964; Об ис­кус­ст­ве. М., 1975; Собр. соч. М., 1975–1980. Т. 1–10; Säm­t­liche Werke. Briefe, Tagebücher und Ges­präche. Fr./M., 1987–1999. Abt. 1. Bd 1–27. Abt. 2. Bd 1–12; За­пад­но-вос­точ­ный ди­ван. М., 1988; Пе­ре­пис­ка: В 2 т. М., 1988.

Лит.: Gundolf F. Goethe. B., 1916. N. Y., 1971; Зим­мель Г. Ге­те. М., 1928; Ду­ры­лин СН. Рус­ские пи­са­те­ли у Ге­те в Вей­ма­ре // Ли­те­ра­тур­ное на­след­ст­во. М., 1932. Вып. 4/6; Strich F. Goethe und die Weltliteratur. Bern, 1954; Spranger E. Goethe. Seine geistige Welt. Tüb., 1967; Ка­на­ев И. И. Ге­те как ес­те­ст­во­ис­пы­та­тель. Л., 1970; Staiger E. Goethe. 6. Aufl. Z., 1970–1981. Bd 1–3; Keller W. Goethes dichterische Bildlichkeit. Münch., 1972; Man­delkow K. R. Goethe in Deutschland. Re­zeptionsgeschichte eines Klassikers. Münch., 1980–1989. Bd 1–2; Жир­мун­ский В. М. Ге­те в рус­ской ли­те­ра­ту­ре. Л., 1982; Свась­ян К. А. Фи­ло­соф­ское ми­ро­воз­зре­ние Ге­те. Ер., 1983; Ми­хай­лов АВ. Ге­те и от­ра­же­ния ан­тич­но­сти в не­мец­кой куль­ту­ре на ру­бе­же XVIII–XIX вв. // Кон­текст-1983. М., 1984; Бах­тин М. М. Вре­мя и про­стран­ст­во в про­из­ве­де­ни­ях Ге­те // Бах­тин ММ. Эс­те­ти­ка сло­вес­но­го твор­че­ст­ва. М., 1986; Эк­кер­ман И. П. Раз­го­во­ры с Ге­те в по­след­ние го­ды его жиз­ни. М., 1986; Wilpert G. von. Goethe-Lexikon. Stuttg., 1998; Да­ни­лев­ский Р. Ю. Пуш­кин и Ге­те. СПб., 1999; Ла­гу­ти­на И. Н. Сим­во­ли­че­ская ре­аль­ность Ге­те. М., 2000; Ту­ра­ев С. В. Ге­те и его со­вре­мен­ни­ки. М., 2002; Goethe-Handbuch. Stuttg.; Weimar, 2004. Bd 1–5; Яку­ше­ва Г. В. Фа­уст в ис­ку­ше­ни­ях ХХ в. М., 2005; Жи­то­мир­ская ЗВ. И. В. Ге­те: Биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель рус­ских пе­ре­во­дов и кри­ти­че­ской ли­те­ра­ту­ры на рус­ском язы­ке. 1780–1971. М., 1972.

 

ССЫЛКИ


 

ПРИЛОЖЕНИЯ


БЕРЛИХИНГЕН, Гёц фон (1480—1562), нем. рыцарь, примкнувший к восставшим крестьянам во время Крестьянской войны в Германии в 1526 и предавший крестьян.

ВЕЙМАР, город в Германии, к юго-востоку от Лейпцига, адм. ц. Тюрингии. 67 т. ж. (1946). Вагоностроение, металлообработка. В В. жили поэты И. В. Гёте, Ф. Шиллер, композиторы И. С. Бах, Ф. Лист. В 1919 в В. Национальное собрание Германской республики приняло т. н. Веймарскую конституцию.

ИФИГЕНИЯ, в греч. мифологии дочь царя Аргоса Агамемнона; согласно мифу, по прорицанию толкователя воли богов Калхаса, она должна была быть принесена в Жертву. И. была спасена Артемидой: последняя заменила её ланью и перенесла в Тавриду. Миф об И. послужил, сюжетом трагедий Еврипида «Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде» и был использован И. В. Гёте и Ж. Расином.

ПРОМЕТЕЙ, в греч. мифологии один из титанов, похитивший огонь у богов и принёсший его людям. Согласно мифам, П. в наказание был прикован Зевсом к скале, где орёл клевал его печень. П. был освобождён Гераклом. К образу П. обращались Эсхил, Гёте, Байрон, Шелли и др.

ТАВРИДА (Т а в р и к а, Т а в р и я), древнее название Крымского п-ова (по имени племени тавров).

ТАССО, Торквато (1544—95), выдающийся итал. поэт. Автор лирич. стихотворений, поэмы «Ринальдо» (1562), пасторальной драмы «Аминта» (пост. 1573, изд. 1581). В эпич. поэме Т. «Освобожденный Иерусалим» (1575, изд. 1580) об эпохе крестовых походов противоречивое сочетание гуманистич. идей Возрождения с религиозными мотивами выражает кризис общественной мысли конца 16 в. Скитальческая жиэнь Т., легенда о его любви к сестре феррарского герцога Элеоноре дали материал для мн. лит. произведений (В. Гёте «Торквато Тассо», 1790, К. Н. Батюшков «Умирающий Тасс», 1817).

ФАУСТ, Иоганн, легендарный нем. алхимик и «чернокнижник», живший в начале 18 в. и, согласно легенде, вступивший в союз с дьяволом ради того, чтобы постичь тайны познания природы и приобрести могущество. Легенда о Ф. послужила материалом для мн. лит. и муз. произведений: анонимная нем. книга «История доктора Иоганна Фауста» (1587), «Трагическая история доктора Фауста» К. Марло (изд. 1604), «Фауст» В. Гёте (1808—32), «Новая сцена между Фаустом и Мефистофелем» А. С. Пушкина (1825, опубл. 1828) и др.; оперы (Г. Берлиоз, Ш. Ф. Гуно, А. Бойто) и симфония, произведения (Ф. Лист, Р. Вагнер).

ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ, город в Германии, в земле Гессен. Порт на р. Майн. 564,4 т. ж. (1951). Крупный пром. и торгово-фин. центр. Во Ф.-на-М. и его окрестностях развита машино- и автостроит., химич., электротехнич., полиграфич. пром-сть. Ун-т. Ф.-на-М. — родина И. В. Гёте.

ЭГМОНТ, Ламораль (1522—68), граф, — нидерландский политич. деятель, глава дворянской оппозиции против испан. произвола в Нидерландах накануне и в начале нидерландской буржуазной революции 16 века. Защищал интересы нидерландской аристократии. При террористич. режиме герцога Альбы был казнён. В. Гёте в трагедии «Эгмонт» (1788), идеализируя образ Э., изобразил его героич. борцом за свободу Нидерландов. Л. Бетховен написал (1810) к трагедии Гёте музыку.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018