Графика, вид искусства — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

графика

Гра́фика (др.-греч. γρᾰφικός «письменный»; от γράφω «записывать, писать») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки... Википедия

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ГРАФИКА, вид изобразительного искусства: рисунок (как самостоятельная область творчества) и различные виды его воспроизведения и размножения (гравюра, литография); к графике часто относят также акварель, гуашь и пастель. Графика делится на станковую (самостоятельный рисунок, не имеющий какого-либо прикладного назначения, эстамп, лубок и др.), книжную (иллюстрация, книжные украшения и др.), прикладную (марки, этикетки и др.) и плакат. Графика принадлежит к широко популярным видам искусства и играет большую роль в общественной жизни. Выдающихся успехов достигла графика в советском искусстве.

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

ГРАФИКА (греч. graphike, от grapho — пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель. Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат. Выразительные средства графики — контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Стилистические средства графики разнообразны — от беглых, непосредственно быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций — изобразительных, декоративных, шрифтовых. Благодаря возможности лаконичного, резко заостренного выражения, способности быстро откликаться на события, удобству печатного размножения, создания циклов и серий. Графика широко используется в агитационных и сатирических целях (плакат, карикатура).

 

Популярная художественная энциклопедия. 1986

Графика (греч. graphike, от grapho — пишу, черчу, рисую), вид изобразит. иск-ва, включающий рисунок и печатные художеств. произв. (многообразные виды гравюры), основывающиеся на иск-ве рисунка, но обладающие собств. изобразит. средствами и выразит. возможностями. Термин «Г.» первонач. употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в кон. 19 — нач. 20 вв. в связи с бурным развитием пром. полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиб. удобного для фотомеханич. воспроизведения в книге и журнале. Тогда Г. определилась как иск-во, в основе к-рого лежат линия, контраст чёрного и белого. Такое понимание Г. в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии в Г. используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цв. или чёрной) поверхностью бумаги — осн. материала Г. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Г. не исключает и применение цвета. Наиб. общий отличит. признак Г.— особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании к-рого играет фон бумаги или, по выражению сов. графика В. А. Фаворского, «воздух белого листа». Пространств. ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (напр., в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графич. изображение носит в известной мере плоскостный характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, Г. с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Г. могут быть свойственны тщательность объёмно-пространств. построения, интерес к повествованию, обстоятельное штудирование натуры, выявление структуры и фактуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета или как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя. Незаконченность и лаконизм при этом служат одним из гл. средств художеств. выразительности. Ёмкость образа в графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, образно-выразит. метафорами. Поэтому в Г. наряду с завершёнными композициями самостоят. художеств. ценность имеют натурные наброски, эскизы произв. живописи, скульптуры и архитектуры (рис. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова, А. А. Иванова, Вал. А. Серова в России, Н. Пуссена, А. Ватто, Э. Дега, О. Родена во Франции и мн. др). Способность Г. к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графич. сатиры и гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, Ж. Калло во Франции, литографии О. Домье во Франции, рис. Ж. Гроса в Германии, Кукрыниксов в СССР и др.). Активную роль в Г. играют фактура материалов, специфика графических техник и приёмов (живописность и «бархатистость» офорта, создающего богатые пространств. и светотеневые переходы, чёткость и гибкая контрастность ксилографии, мягкие светотеневые нюансы литографии, декор. броскость линогравюры и др.). Особое место занимают в Г. неизобразит. элементы — чисто декор. мотивы, орнамент, текст, представляющий собой систему графич. знаков. Г. обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художеств. средств, создающих в своей совокупности неогранич. возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувств и мыслей художника. Различны и способы общения зрителя с произв. Г.— от массового воздействия плаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюры. Важными особенностями Г. являются её способность быстро откликаться на актуальные события, возможность тиражирования во мн. экземплярах, последоват. раскрытия замысла в ряде изображений (серии гравюр и рис. французов Калло и Домье, англичанина У. Хогарта, бельгийца Ф. Мазереля, поляка Т. Кулисевича, советских графиков И. И. Нивинского, А. И. Кравченко, В. И. Касияна, А. Ф. Пахомова, Б. И. Пророкова, Е. А. Кибрика, Д. А. Шмаринова, Л. А. Ильиной и др.). Эти качества были широко использованы в агитац. и сатирич. политической Г., бурное развитие к-рой падает на годы крупных ист. событий («летучие листки» Крест. войны 1524—26 в Германии, лубки Отеч. войны 1812 в России, гравюры времён революций 1830 и 1848 во Франции, сов. плакаты эпохи Гражд. войны 1918—20 и Вел. Отеч. войны 1941—45, многочисленные произв. антифаш. графики 30-х — нач. 40-х гг. в Европе). В 20 в. Г. развивается как демокр. иск-во большого социального звучания, обращённое к массовому зрителю. Особое значение приобретает политич. газетная и журнальная Г., принимающая активное участие в революц., нац.-освободит. борьбе народов.         

По технике Г. разделяют на рисунок и печатную Г. Наиб. древний и традиц. вид графич. иск-ва — рисунок, истоки к-рого можно видеть в наскальных изображениях эпохи палеолита, антич. вазописи, где основу изображения составляют линия, силуэт, цветовое пятно.         

Рисунок с присущими ему конструктивно-изобразит. и художеств.-выразит. возможностями, гибкостью и бесконечным многообразием приёмов и форм является одним из гл. средств Г. (как и др. видов изобразит. иск-ва), служа извечным способом творч. общения художника с натурой, её художеств. познания, непосредств. отклика человека на окружающий его мир. В задачах рисунка много общего с задачами живописи, а границы между ними условны: акварель, гуашь, пастель, темпера могут использоваться для создания как живописных, так и графич. по характеру произведений. Рисунок сближает с живописью и его уникальность, тогда как произв. печатной Г. могут распространяться во мн. равноценных экземплярах. Гравюра известна с 6—7 вв. в Китае, с 14—15 вв. в Европе (первонач. ксилография и резцовая гравюра, позже офорт). Литография возникла лишь к 19 в. До появления фотомеханич. репродукции печатная Г. служила для воспроизведения картин и рисунков.         

По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная Г. и плакат. Станковая графика получила широкое распространение в осн. с эпохи Возрождения. Она издавна обращается к традиц. жанрам изобразит. иск-ва — тематич. композиции (гравюры А. Дюрера в Германии, Калло во Франции, Рембрандта в Голландии, Хогарта и Ф. Брэнгвина в Великобритании, Гойи в Испании, К. Кольвиц в Германии, Ф. Мазереля в Бельгии, литографии Э. Делакруа, Домье, Т. Стейнлена во Франции, работы членов «Мастерской народной графики» в Мексике, гравюры и рис. И. Е. Репина в России), портрету (рис. Ф. Клуэ, Ж. О. Д. Энгра во Франции, О. А. Кипренского, Вал. А. Серова, гравюры Н. И. Уткина в России, М. Швабинского в Чехии, С. Выспяньского в Польше, рис. Н. А. Андреева, Г. С. Верейского в СССР), пейзажу (гравюры Кацусика Хокусай в Японии, И. И. Шишкина в России, рис. и гравюры сов. художников А. П. Остроумовой-Лебедевой, П. В. Митурича, Н. Н. Купреянова и др.), натюрморту (рис. М. А. Врубеля в России, А. Матисса во Франции, гравюры Д. И. Митрохина в СССР). Станковые произв. печатной графики (эстампы) в силу тиражности и, следовательно, большей доступности, а также декор. качеств широко используются для украшения интерьеров. Специфич. массовыми видами являются в станковой Г. лубок, а в газетно-журнальной — карикатура. Одна из осн. областей применения графики — книга. С рукописной книгой древности и ср. веков во многом связаны рисунок и миниатюра, с печатной книгой — гравюра и литография. С иск-вом Г. связан также и книжный шрифт, поскольку буква является графич. знаком. Книжная графика (У. Моррис в Великобритании, В. А. Фаворский, В. В. Лебедев, С. М. Пожарский, Л. М. Лисицкий, С. Б. Телингатер в СССР, В. Клемке в ГДР, К. Сволинский, Я. Главса в Чехии, В. Гложник, А. Бруновский в Словакии, Р. Кент в США и др.) включает иллюстрации, создание рисунка шрифта, общее конструирование и оформление книги. Сравнительно молодая область Г.— плакат, к-рый в совр. формах сложился в 19 в. как вид торг. и театр. афиши (работы художников Ж. Шере и А. Тулуз-Лотрека во Франции), а затем стал выполнять и задачи политич. агитации (плакаты Д. С. Моора, В. В. Маяковского, А. А. Дейнеки в СССР, Т. Трепковского в Польше и др.). Кроме рисунка плакат использует и приёмы фотомонтажа, применявшиеся также в книге и журнале (работы Дж. Хартфилда в Германии, Г. Г. Клуциса в СССР). Прикладная, в т. ч. пром., Г. Лисицкий, А. М. Родченко в СССР) приобретает широкий круг функций, внося художественное начало в оформление печатных и пром. изделий (почтовые марки, экслибрисы, товарные знаки, этикетки, разл. виды упаковки и т. п.). Связь Г. с совр. жизнью, возможности, открываемые перед ней развитием полиграфии, создают условия для возникновения всё новых видов графич. иск-ва.

Лит.: Клингер М., Живопись и рисунок, [пер. с нем.], СПБ., 1908; Кристеллер П., История европейской гравюры. XV—XVIII в. [пер. с нем.], М., 1939; Сидоров А. А., Рисунки старых мастеров. Техника, теория, история, М.—Л., 1940; его же, Рисунок старых русских мастеров, М., 1956; его же, Рисунок русских мастеров. (Вторая пол. XIX в.). М., 1960; его же, Графика первого десятилетия. 1917—1927. [Альбом], М., 1967; его же, Русская графика начала XX в., М., 1969; В. А. Фаворский, О графике как основе книжного искусства, в сб.: Искусство книги, в. 2, М., 1961; [Левитин Е.], Современная графика капиталистических стран Европы и Америки. [Альбом], М., 1959; Виппер Б. Р., Графика, в его кн.: Статьи об искусстве, М., 1970; Чегодаев А. Д., Русская графика... 1928-1940, М., 1971; Гараева Р. В., Мальцева Н. Л., Пути развития советской графики, М., 1980; Полевой В. М., Двадцать лет французской графики, М., 1981; Bock E., Geschichte der graphischen Kunst..., В., 1930; Magnus G. H., DuMont's Handbuch für Grafiker, Köln, 1980.

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986

ГРАФИКА, -и, ж. 1. Искусство изображения предметов линиями и штрихами, без красок, а также произведения этого искусства. 2. Начертания письменных или печатных знаков, букв. Русская г. || прил. графический, -ая, -ое (к 1 знач.).

ГРАФИК 2, -а, м. Художник, специалист в области графики.

 

Муратов А. М. ГРАФИКА // Большая российская энциклопедия. Том 7. Москва, 2007, стр. 637-640

ГРА́ФИКА (лат. graphice – ри­со­ва­ние, чер­че­ние; от греч. γραφιϰ τέχνη – ис­кус­ст­во пись­ма или ри­со­ва­ния), вид изо­бра­зит. ис­кус­ст­ва, основан­ный на тех­ни­ке ри­сун­ка. Г. объ­е­ди­ня­ет за­кон­чен­ные ри­сун­ки, под­го­то­вит. ху­дож. ра­бо­ты (на­бро­сок, шту­дия, эс­киз), репродукционные тех­ни­ки (гра­вю­ра). Вспо­мо­га­тель­ную (под­го­то­ви­тель­ную) и за­ме­щаю­щую (ре­про­дук­ци­он­ную) функ­ции Г. по­зво­ля­ет выпол­нять де­ше­виз­на ис­поль­зуе­мых в ней ма­те­риа­лов (пре­ж­де все­го бу­ма­ги как ос­но­вы боль­шин­ст­ва гра­фич. про­из­ве­де­ний; до её изобре­те­ния бы­ли рас­про­стра­не­ны бо­лее до­ро­гие па­пи­рус, пер­га­мен, шёлк). Осо­бен­но­сти ма­те­риа­лов (тек­сту­ра, фак­ту­ра), тех­ник и технологий при­да­ют про­из­ве­де­ни­ям Г. эс­те­тич. свое­об­ра­зие, от­ли­чаю­щее её от жи­во­пи­си.

«Сусанна и старцы». Миниатюра из «Часослова коннетабля Анн де Монморанси». 16 в. Музей Конде (Шантийи, Франция).
 

 Графика. А. А. Иванов. «Хождение по водам». Из цикла «Библейские эскизы». Акварель, белила, карандаш. 1850-е гг. Третьяковская галерея (Москва).

По спо­со­бу ис­пол­не­ния и воз­мож­но­стям вос­про­из­ве­де­ния раз­ли­ча­ют­ся уни­каль­ная и пе­чат­ная Г. Уни­каль­ная Г. – ри­су­нок (ка­ран­да­шом, ки­стью или пе­ром; би­ст­ром, уг­лем, сан­ги­ной, се­реб­ря­ным штиф­том, со­усом, ту­шью, се­пи­ей и др.), кол­лаж, ап­пли­ка­ция, си­лу­эт, фотомонтаж и др. По­ми­мо ри­сун­ка в Г. при­ме­ня­ют­ся цвет, пись­мо ки­стью или его ими­та­ция (ак­ва­рель, гу­ашь, пас­тель, олео­гра­фия, цветная гра­вю­ра); гра­фич. про­из­ве­де­ние мо­жет дос­ти­гать за­кон­чен­но­сти, ими­ти­рую­щей жи­во­пись, что ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся как в репродук­ции, так и в са­мо­цен­ных гра­фич. лис­тах. На­ря­ду с за­вер­шён­ны­ми ком­по­зи­ция­ми ху­дож. цен­ность име­ют на­бро­ски, за­ри­сов­ки и шту­дии с на­ту­ры, эс­ки­зы, учеб­ный ака­де­мич. ри­су­нок. Пе­чат­ная Г. (разл. ви­ды гра­вю­ры и др.) по­зво­ля­ет ти­ра­жи­ро­вать изо­бра­же­ние, получая от­тис­ки с дос­ки, на ко­то­рую на­не­сён ри­су­нок; ис­клю­че­ни­ем яв­ля­ет­ся мо­но­ти­пия, ко­то­рая по­зво­ля­ет сде­лать толь­ко один отпечаток. По на­зна­че­нию раз­ли­ча­ют­ся стан­ко­вая и при­клад­ная Г. Стан­ко­вая вклю­ча­ет отд. лис­ты, пред­на­зна­чен­ные лишь для со­зерцания; они экс­по­ни­ру­ют­ся в ин­терь­е­ре, со­би­ра­ют­ся в аль­бом, ув­раж или пап­ку и мо­гут со­став­лять се­рию или цикл. Стан­ко­вая Г. охваты­ва­ет все жан­ры изо­бра­зит. иск-ва: сю­жет­но-те­ма­тич. ком­по­зи­цию, порт­рет, пей­заж, на­тюр­морт, ико­ну (бу­маж­ные икон­ки), ин­терь­ер. На­ря­ду со стан­ко­вой ши­ро­ко рас­про­стра­не­на при­клад­ная Г.: книж­ная и га­зет­но-жур­наль­ная, пла­кат, про­мыш­лен­ная. Книж­ная Г. – осн. вид при­клад­ной Г. С ру­ко­пис­ной кни­гой (ко­декс, ма­ну­ск­рипт, сви­ток) тес­но свя­за­на ис­то­рия ми­ниа­тю­ры и ри­сун­ка, с пе­чат­ной кни­гой – раз­ви­тие пе­чат­ной Г. Книж­ная Г. вклю­ча­ет ил­лю­ст­ра­ции, соз­да­ние или вы­бор шриф­та, раз­ме­ще­ние тек­ста, об­щее оформ­ле­ние кни­ги. К книж­ной Г. от­но­сит­ся так­же оформ­ле­ние все­воз­мож­ных ат­ла­сов (гео­гра­фич., бо­та­нич., ана­то­ми­че­ских и т. п.), гер­бов­ни­ков, бук­ле­тов и др.; ей родст­вен­ны лу­бок, жур­наль­ная и га­зет­ная Г., так­же ди­зайн элек­трон­ных средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции и ком­пь­ю­тер­ная гра­фи­ка. К пром. гра­фи­ке от­но­сит­ся ху­дож. оформ­ле­ние сред­ст­ва­ми по­ли­гра­фии разл. пред­ме­тов ути­ли­тар­но­го ха­рак­те­ра (то­вар­ные, поч­то­вые и денежные зна­ки, эти­кет­ка, упа­ков­ка, иг­раль­ные кар­ты и т. п.). Осо­бый вид при­клад­ной Г. – пла­кат (по­стер) сло­жил­ся к 19 в. как вид торговой и те­ат­раль­ной рек­ла­мы (см. Афи­ша), а так­же как сред­ст­во по­ли­тич. аги­та­ции. Воз­мож­ность по­сле­до­ва­тель­но­го рас­кры­тия замыс­ла в ря­де изо­бра­же­ний реа­ли­зу­ет­ся в се­ри­ях пла­ка­тов, стан­ко­вых лис­тов, в ил­лю­ст­ра­ци­ях и ко­мик­сах. В пла­ка­те, га­зет­ной и журналь­ной Г. ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся са­ти­рич. Г. (ка­ри­ка­ту­ра, шарж). К Г. как ви­ду иск-ва от­но­сят­ся эс­ки­зы те­ат­раль­ных де­ко­ра­ций и костюмов (см. Те­ат­раль­но-де­кора­ци­он­ное ис­кус­ст­во), ди­зай­нер­ские про­ек­ты оде­ж­ды (см. Мо­да), так­же эс­те­ти­че­ски зна­чи­мые произведения ар­хи­тек­тур­ной гра­фи­ки и род­ст­вен­ной ей тех­нич. Г. (тех­нич. ри­су­нок, чер­тёж и др.), кар­то­гра­фии (см. Гео­гра­фи­че­ские карты), то­по­гра­фии и т. д. По­гра­нич­ный с Г. вид иск-ва – гра­фи­че­ское (ри­со­ван­ное) ани­ма­ци­он­ное ки­но (эс­ки­зы де­ко­ра­ций и пер­со­на­жей, отд. ри­со­ван­ные кад­ры). Вос­при­ятие про­из­ве­де­ний Г. мо­жет быть как ин­тим­ным, так и мас­со­вым, со­от­вет­ст­вен­но их раз­мер варь­и­ру­ет­ся от ми­ниа­тюр­но­го (экс­либ­рис) до со­пос­та­ви­мо­го с ар­хи­тек­ту­рой и скульп­ту­рой: рек­лам­ный пла­кат, су­пер­гра­фи­ка, от­час­ти граф­фи­ти; близкие к мо­ну­мен­таль­но­му иск-ву сграф­фи­то, кар­то­ны, си­но­пии.

Исторический очерк

«Пророк Мухаммед и архангел Джабраил перед ангелом-великаном». Миниатюра тебризской школы. Иллюстрация к рукописи «Мираджнаме». 1360–70. Музей Дворца Топкапы (Стамбул).

Ис­то­рия Г. на­чи­на­ет­ся в глу­бо­кой древ­но­сти. Не­ко­то­рые па­мят­ни­ки пер­во­быт­ной куль­ту­ры мож­но счи­тать «про­то­гра­фи­кой» (изо­бра­же­ния зве­рей, на­не­сён­ные цвет­ной гли­ной на сте­не пе­ще­ры, про­ца­ра­пан­ные на кос­ти или кам­не, и т. п.). В иск-ве Древ­не­го Егип­та к Г. от­но­сят­ся изо­бра­же­ния клее­вы­ми крас­ка­ми на па­пи­ру­се ми­фо­ло­гич. и др. сю­же­тов, со­че­таю­щие­ся с идео­гра­фич. пись­мом (ил­лю­стри­ров. па­пи­ру­сы «Кни­ги мёрт­вых» эпо­хи Но­во­го цар­ст­ва). О ри­сун­ках ху­дож­ни­ков и ар­хи­тек­то­ров Древ­ней Гре­ции и Древ­не­го Ри­ма име­ют­ся свидетельства со­вре­мен­ни­ков (Вит­ру­вий, Пли­ний Стар­ший), хо­тя са­ми про­из­ве­де­ния не со­хра­ни­лись. До на­ших дней дош­ли ил­лю­ст­ра­ции в ру­ко­пис­ных кни­гах позд­ней ан­тич­но­сти («Энеи­да» Вер­ги­лия, 4 в., «Илиа­да», 5 в.). Жи­во­пись ср.-век. Ки­тая и стран Даль­не­во­сточ­но­го ре­гио­на по европ. кри­те­ри­ям яв­ля­ет­ся ско­рее Г. (кисть, тушь на шёл­ке и бу­ма­ге). В Ки­тае и осо­бен­но в Япо­нии 17–19 вв. Г. пред­став­ле­на разл. школами и жан­ра­ми гра­вю­ры (пре­им. кси­ло­гра­фии). В ис­лам­ских стра­нах осо­бое зна­че­ние при­об­ре­ли кал­ли­гра­фия и ор­на­мент, од­на­ко изо­бра­зи­тель­ность со­хра­ня­лась в иран. ми­ниа­тю­ре 14–17 вв. и инд. ми­ниа­тю­ре 16–18 вв.

 
Леонардо да Винчи. «Св. Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем». Картон. Ок. 1500. Национальная галерея (Лондон).

Книж­ная ми­ниа­тю­ра бы­ла осн. раз­но­вид­но­стью Г. в иск-ве Ви­зан­тии и ср.-век. Ев­ро­пы. В сре­де ху­дож­ни­ков и ар­хи­тек­то­ров име­ли хождение ри­со­ван­ные «аль­бо­мы об­раз­цов» (со­хра­нил­ся аль­бом Вил­ла­ра де Он­не­ку­ра). Ис­поль­зова­ние в Ев­ро­пе с 14 в. бу­ма­ги ста­ло пово­рот­ным пунк­том в ис­то­рии Г. Она по­слу­жи­ла ма­те­риа­лом для гра­вю­ры и пер­во­пе­чат­ной кни­ги, ко­то­рая вклю­ча­ла ил­лю­ст­ра­ции (инкуна­бу­лы и па­лео­ти­пы). В зап.-ев­роп. иск-ве 15–18 вв. зна­чит. раз­ви­тия дос­тиг­ла гра­вю­ра, ряд ху­дож­ни­ков спе­циа­ли­зи­ро­ва­лись в этой об­лас­ти (М. Шон­гау­эр, У. да Кар­пи, Ж. Кал­ло, Х. Се­герс), ей уде­ля­ли боль­шое вни­ма­ние круп­ней­шие жи­во­пис­цы (А. Дю­рер, Рем­брандт, Ф. Гойя). При­ме­не­ние бу­ма­ги спо­соб­ст­во­ва­ло и раз­ви­тию ри­сун­ка в 16–18 вв.; на бу­ма­ге ри­со­ва­ли сан­ги­ной, уг­лем, се­реб­ря­ным штиф­том, итал. и свин­цо­вым ка­ран­да­шом, би­ст­ром; ки­стью и пе­ром де­ла­ли эс­ки­зы, на­бро­ски, шту­дии с на­ту­ры. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния на­чи­на­ет­ся сис­те­ма­тич. ис­поль­зо­ва­ние ри­сун­ка как под­го­то­вит. сред­ст­ва для соз­да­ния про­из­ве­де­ний стан­ко­во­го и мо­ну­мен­таль­но­го иск-ва (Д. Гирландайо). В тех­ни­ке Г. соз­да­ва­ли и за­кон­чен­ные про­из­ве­де­ния (Ле­о­нар­до да Вин­чи, Ми­ке­ланд­же­ло, Ра­фаэль, Х. Холь­бейн Младший, П. П. Ру­бенс, Рем­брандт, Д. Ве­ла­скес, Дж. Б. Тье­по­ло и др.).

 
А. Ватто. «Обнажённая с вытянутой рукой». Чёрный, красный и белый мел. 1717–18. Лувр (Париж).

В 17–19 вв. рас­ши­ря­ет­ся сю­жет­ный диа­па­зон Г. К пей­заж­ной Г. об­ра­ща­лись К. Лор­рен, Н. Пус­сен, Т. Гейнс­бо­ро и Дж. Кон­стебл; ар­хит. мотивы осо­бен­но при­вле­ка­ли ве­не­ци­ан­цев (ри­сун­ки пе­ром и ки­стью Ф. Гвар­ди, офор­ты обо­их А. Ка­на­лет­то и Дж. Б. Пи­ра­не­зи). Са­ти­рич. Г. и ка­ри­ка­ту­ра, пред­на­зна­чен­ные для мас­со­во­го вос­при­ятия, ти­ра­жи­ро­ва­лись в пе­чат­ной, книж­ной и жур­наль­ной Г. (У. Хо­гарт, Т. Роулендсон, И. Ж. Гран­виль, О. До­мье, В. Буш). Уни­каль­ная порт­рет­ная Г. дос­тиг­ла осо­бой утон­чён­но­сти в ли­не­ар­ных ри­сун­ках Ж. О. Д. Эн­гра, про­дол­жив­ше­го в 19 в. тра­ди­цию франц. ка­ран­даш­но­го порт­ре­та эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния (Ж. Клуэ Млад­ший и Ф. Клуэ, П. и Э. Дюмустье). Бы­то­вой жанр, порт­рет и пей­заж по­лу­чи­ли но­вое ды­ха­ние в Г. жи­во­пис­цев, близ­ких бар­би­зон­ской шко­ле (К. Ко­ро, Ж. Ф. Мил­ле), им­прес­сио­ни­стов (пас­те­ли Э. Де­га) и пост­им­прес­сио­ни­стов (ри­сун­ки В. Ван Го­га). Во 2-й пол. 19 в. сфор­ми­ро­вал­ся пла­кат в совр. по­ни­ма­нии это­го ви­да Г. (афи­ши А. де Ту­луз-Лот­ре­ка и А. Му­хи). В кон. 19 – нач. 20 вв. ху­дож­ни­ка­ми мо­дер­на, за­тем аван­гар­да (пре­ж­де все­го экс­прес­сио­низ­ма) бы­ли осоз­на­ны спе­ци­фич. вы­ра­зит. воз­мож­но­сти пе­чат­ной Г. (Ф. Э. Вал­лот­тон, К. Коль­виц, Э. Ноль­де, Ф. Мазерель и др.). Но­вый ху­дож. язык ши­ро­ко ис­поль­зо­вал­ся в книж­ной (У. Мор­рис, О. Бёр­дс­ли, Й. Ла­да) и стан­ко­вой (ри­сун­ки А. Матисса, П. Пи­кас­со, С. Да­ли, П. Клее, А. Ку­би­на, Э. Ши­ле, Г. Гро­са) Г. На про­тя­же­нии 20 в. раз­ви­ва­лось по­гра­нич­ное с Г. ри­со­ван­ное ани­ма­ци­он­ное ки­но... Читать оригинал

 

ССЫЛКА


  • Эрнст Фукс (1930—2015) — австрийский художник, основатель Венской школы фантастического реализма

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018