Игнац Фукс — Ватрослав Лисинский. Fuks — энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

лисинский

Ватрослав Лисинский

Ignaz Fuchs

(8.07.1819, Загреб — 31.05.1854, Загреб)

австрийский и хорватский композитор

В 1850 году своё настоящее имя и фамилию изменил на хорватские — Ватрослав Лисинский.

 

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982

Лисинский (Lisinski; наст. имя и фам. — Игнац Фукс, Fuchs) Ватрослав (8 VII 1819, Загреб — 31 V 1854, там же) — хорватский композитор. Музыке обучался в Загребе, где на его творч. развитие оказал влияние А. Штрига (основатель местного певч. об-ва, впоследствии известный оперный певец). В 1847 предпринял вместе с ним и др. хорватскими музыкантами конц. поездку по Сербии. В 1847—50 совершенствовался по композиции в Праге у К. Ф. Пича и Я. Б. Китля. По возвращении в Загреб работал в школе. Крупнейший музыкант эпохи "иллиризма" (см. Хорватская музыка), Л. в своём творчестве опирался на нар.-песенную основу. Его произв., отмеченные ярким нац. колоритом, проф. мастерством, отличаются высоким романтич. пафосом освободит. идей. Творч. путь начал с создания патриотич. песен. Важное значение для нац. муз. культуры имела романтич. опера Л. "Любовь и злоба" на сюжет из хорватской истории (16 в.). Однако дальнейшая творч. деятельность Л., протекавшая в условиях реакции после подавления Революции 1848, не смогла получить широкого развития. 2-я его историч. опера "Порин", посв. освободит. борьбе хорватов против франков (9 в.), утверждала нац. направление в хорватском муз. иск-ве.

Сочинения: оперы — Любовь и злоба (Ljubav i zloba, 1846, Загреб), Порин (Porin, соч. 1851, пост. 1897, Загреб); для орк. — 7 увертюр (в т. ч. Югославия, 1848, и Беллона, 1849), идиллия Вечер (Vecer, для малого орк., 1850), Славонское коло (Slavonsko kolo, 1850), соч. для фп.; вок. произв., в т. ч. хоры a cappella, песни (ок. 100), обр. нар. мелодий.

Литература: Марковац П., Ватрослав Лисинский, в сб.: Из прошлого югославской музыки, М., 1970; Kuhac Fr., V. Lisinski i njegovo doba, Zagreb, 1887, 1904; Kassowitz-Cvijic A., V. Lisinski u kolu Ilira, Zagreb, 1919; Zupanovic L., V. Lisinski (1819—1854), zivot-djelo, znacenje, Zagreb, 1969; "Zvuk", 1969, No 96—97 (спец. № посв. Л.).

И. M. Ямпольский.

 

лисинскийСоветский Энциклопедический Словарь. 1980

ЛИСИНСКИЙ (Lisinski) Ватрослав (1819—1854), хорв. композитор (Югославия). Первые нац. оп. «Любовь и злоба» (1846), «Порин» (1851), инструм. соч., хоры, песни. Предст. движения за нац. возрождение.

 

Энциклопедический словарь псевдонимов. С. Колосова. 2009

Лисинский Ватрослав (наст. имя Игнац Фукс; 1819—1854) – хорватский композитор. Получил муз. образование в Пражской конс. В своем творчестве Л. опирался на народно-песенную основу и патриотич. тематику, благодаря чему его произв. ознаменовали утверждение нац. направления в хорватской музыке и сыграли значит. роль в становлении югославской муз. культуры. Автор опер «Любовь и злоба» (1846), «Порин» (1851), 7 увертюр и др. произв. для орк.; 99 вок. соч. (песни, квартеты, хоры).

 

Надгробие Ватрослава Лисинского

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ватрослав Лисинский (хорв. Vatroslav Lisinski; 8 июля 1819, Загреб — 31 мая 1854, там же) — австрийский и хорватский композитор, «основоположник новой хорватской и южнославянской музыки», как написано на его надгробном памятнике. Своё настоящее имя Игнац Фукс (нем. Ignaz Fuchs) в 1850 г. изменил на соответствующие ему хорватские имя и фамилию.

В 1838—1842 гг. изучал в Загребе философию и право, одновременно обучаясь музыке под руководством директора музыкальной школы Юрая Карло Виснера-Моргенштерна. В 1841 году выступил с первым музыкальным произведением. В 1846 году в загребском театре была поставлена опера Лисинского «Любовь и злодейство» (хорв. Ljubav i zloba) — первая хорватская опера, написанная на либретто Димитрии Деметера (с инструментовкой своему ученику помогал Виснер-Моргенштерн). В 1847—1850 гг. Лисинский совершенствовал свои композиторские навыки в Праге под руководством Яна Бедржиха Китля. В Праге Лисинский начал работу над второй оперой «Порин» (также на либретто Деметера), которую завершил по возвращении в Загреб в 1851 году (однако поставлена она была только в 1897-м).

Именем Лисинского назван Концертный зал имени Ватрослава Лисинского в Загребе.

Источник — «https://ru.wikipedia.org/ Лисинский,_Ватрослав»

 

Концертный зал имени Ватрослава Лисинского
Koncertna dvorana Vatroslava Lisinskog
Koncertna dvorana Vatroslav Lisinski.jpg
Страна Хорватия
Город Загреб
Автор проекта Мариян Хаберле
Строительство 1961—1973 годы
Сайт Официальный сайт

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Конце́ртный зал и́мени Ватросла́ва Лиси́нского (хорв. Koncertna dvorana Vatroslava Lisinskog) — концертный зал и выставочный центр в Загребе. Расположен на площади Степана Радича, между Загребским Главным вокзалом и проспектом града Вуковара в районе Трне. Назван в честь Ватрослава Лисинского, хорватского композитора середины XIX века. Строение включает в себя большой зал на 1841 место и малый зал — на 305. В большом зале установлен орган. Фойе часто используется для проведения выставок.

История

Решение о сооружении в Загребе нового многофункционального концертного зала было принято в 1957 году. Проект будущего здания разрабатывался группой архитекторов под руководством Марияна Хаберле. Строительные работы начались в 1961 году, однако наводнение в Загребе в 1964 году и последовавшие за ним финансовые затруднения у городских властей отодвинули окончание строительства почти на десятилетие. Открытие зала смогло состояться только 29 сентября 1973 года.

В 1990 году в зале прошёл конкурс «Евровидение». Для его успешного проведения была произведена первая реконструкция здания. В 1992 году была полностью заменена крыша. Также работы по частичной реконструкции и замене интерьеров проводились в 1999 и 2009 гг.

Концертный зал сегодня

В концертном зале проводятся зрелищные мероприятия всех видов: от оперных, балетных и театральных постановок до концертов популярных музыкантов. Так, в зале имени Лисинского регулярно выступают Мирослав Шкоро и Марко Перкович Томпсон. В нём также проводятся многие международные конгрессы и конференции.

В первые 30 лет существования в зале побывало около 10 миллионов человек. В 2007 году на площадях зала прошло около 450 мероприятий, на которых побывало 760 тысяч человек.

Вид большого зала изнутри.

Источник — «https://ru.wikipedia.org/ Концертный_зал_имени_Ватрослава_Лисинского»

 

ПРИМЕЧАНИЯ


ЗАГРЕБ, город в Югославии, на р. Сава, адм. ц. Хорватии. 290 т. ж. (1948). Пищ., текст., деревообр., нефтеперег. пром-сть; произ-во стройматериалов, с.-х. машин, взрывчатых веществ. Лёгкая пром-сть 3. переживает упадок.

ХОРВАТИЯ, республика в составе Югославии, примыкает к Адриатическому м.; включает историч. области — Хорватию, Славонию, Далмацию и Истрию. Площ. 56,2 т. км2. Нас. 3,9 млн. ч. (1953). Адм. ц. — г. Загреб. X. — одна из наиболее экономически развитых частей страны. Осн. отрасль экономики — с. х-во. Значит. посевы пшеницы, кукурузы, кормовых и технич. культур; садоводство и виноградарство. Развито животноводство. Добыча кам. и бурого угля, нефти, газа, жел. руды и бокситов. Пищ., лесная, текст., кожевенно-обув. пром-сть. Предприятия металлургия., цементные, электротехнич.

В 7 в. терр. X. была заселена слав. племенами хорватов. В борьбе против королевства франков и в процессе складывания феод. отношений в 10 в. образовалось Хорватское королевство. В 1102—1526 X. находилась в унии с Венгрией, а после разгрома последней турками (1526) попала под власть австр. Габсбургов. В 1572—1573 в X. произошло мощное крестьянское антифеодальное восстание. В 1809—13 значит, часть X. входила в состав образованных Наполеоном I Иллирийских провинций; решением Венского конгресса 1814—1815 была возвращена под власть Габсбургов. В период революции 1848—1849 австр. пр-ву и хорватскому дворянству удалось подавить демократические силы и использовать хорватское освободит. движение для борьбы с венг. революцией. После преобразования Австрии в 1867 в Австро-Венгрию X. была включена в состав Венгрии. В конце 19 — нач. 20 вв. в X., как и в других южнославянских землях, развернулось широкое освободительное движение. Во время 1-й мировой войны 1914—18 в X. имели место значительные партизанские выступления, направленные против австро-венг. господства. Под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции революционное движение расширилось. В 1918 произошли восстания солдат и рабочих в ряде городов, подавленные соединёнными усилиями американо-итал. интервентов, хорватской и сербской буржуазии. X. была включена в декабре 1918 в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 — Югославия).

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 

ХОРВАТСКАЯ МУЗЫКА. Важное место в муз. культуре Хорватии занимает муз. фольклор, широко используемый и в проф. музыке. Его древнейшие песенно-танц. формы зародились в обрядах переселившихся на Балканы в 7 в. древних слав. племён. Ритуальные, эпич., плясовые, лирич. и др. песни имеют областные различия. Наибольшим нац. своеобразием обладают нар. песни центр. районов Хорватии. У жителей побережья Адриатич. моря они близки к итал. нар. песням, в сев. областях — к альпийскому муз. фольклору, в Меджимурье — к старинным венг. крестьянским песням. Древнейшие формы нар. творчества сохранились в самобытном муз. фольклоре жителей Истрии.

 Для хорв. нар. песен характерны 7-ступенные натуральные лады, иногда пентатоника, встречается ладовая переменность, богатая ритмика отличается разнообразием (в плясовых напевах часты синкопы), применяются также переменные размеры. Большое распространение получили разл. виды коло (песенно-танц. жанр). Первые памятники проф. муз. культуры — культовые соч., возникшие в 10 в. в монастырях Далмации (побережье Адриатич. моря). Не будучи зависимой от Турции, как др. районы страны, она поддерживала связь с Италией; поэтому в светском проф. муз. иск-ве Далмации ощутимо воздействие итал. музыки, особенно в Дубровнике — крупнейшем культурном центре Далмации. С 16 в. здесь ставились пасторали, драм. игры с пением и плясками, мистерии, литургич. драмы, в 16—18 вв. - пьесы с муз. номерами. Среди композиторов 16—17 вв., работавших в городах Далмации, выделяются хорваты А. Патриций, Ю. Скьяветич, В. Елич, особенно И. Лукачич (сб.: мотетов "Духовные песнопения" — "Sacrae cantiones", 1620) и итальянец Т. Чеккино (жил в Сплите; церк. и светская вок.-инстр. музыка). Их соч., издававшиеся в Венеции (Далмация с 1420 находилась под господством Венецианской республики) и исполнявшиеся хорв. музыкантами, свидетельствуют о высоком уровне муз. культуры, в т. ч. муз. исполнительства в Далмации того времени. Мн. хорв. музыканты 18 в. были известны и за рубежом. В их числе - Н. Степан (прозвище — Спадина; его сонаты для 1 и 2 скрипок с basso continuo опубликованы в Париже и Лондоне), врач и собиратель нар. песен, органист и комп. Ю. Байамонти (оратория, симфония, культовые хор. соч., произв. для органа), И.М. Ярнович, долгое время живший в Англии и России, концертировавший в странах Европы, скрипач-виртуоз и композитор (скрипич. сонаты и концерты, струн. квартеты, фп. соч.), отец и сын Л. и А. Соркочевичи, работавшие в Дубровнике (2-я пол. 18 - 1-я пол. 19 вв.; камерные и симф. соч., близкие по стилю музыке венских классиков).

В 19 в. центр муз. культуры переместился в сев. области Хорватии — выдвигается Загреб, где в 1797 открылся первый постоянный "Амадеев т-р" (существовал до 1834), на сцене к-рого выступали приезжие труппы (немецкие, итальянские).

Решающее воздействие на дальнейшее развитие X. м. оказал т. н. иллиризм (обществ.-политич. и культурное движение в Хорватии в 1830—40-х гг.), вызвавший подъём и муз. иск-ва. Пробудился интерес к нар. творчеству, нац. истории, развернулась просветит. деятельность хорв. музыкантов, возникли хор. об-ва, в т. ч. Нар. иллирийское хор. об-во (1839), появились массовые песни и др. произв., проникнутые нац.-патриотич. содержанием. Среди авторов популярных патриотич. песен и маршей того времени — Ф. Ливадич, Ф. Пинтарич, И. Падовец, Ф. Русан, Ф. Покорный. Первый крупный хорв. проф. композитор — В. Лисинский, создатель нац. оперы (романтич. опера "Любовь и злоба", 1846; историч. драма "Порин", 1851, пост. в Загребе в 1897). В 1827 в Загребе группой любителей музыки создана первая в Хорватии значит. муз. организация — об-во "Музикферайн" (оно неоднократно переименовывалось; с 1925 наз. "Хрватски глазбени завод"), при к-ром в 1829 осн. муз. школа, затем любит. оркестр (участвовал в оперных спектаклях, к-рые ставились нем. и итал. труппами). В 1834 построено первое в Хорватии спец. театр. здание - Т-р на Марковой площади (позднее стал называться Хорв. нац. т-р). Здесь шли оперные и драм. спектакли. По инициативе деятелей иллиризма в т-ре исполнялись отрывки из пьес и опер на хорв. яз., между действиями звучали нац.-патриотич. песни, т. н. будницы. В 1840 пост. первый хорв. нац. муз. спектакль - героич. зингшпиль "Юран и Софья" Ливадича (текст И. Кукулевича-Сакцинского).

Насильственная германизация, тормозившая развитие нац. культуры, вскоре привела к закрытию нац. муз. и др. культурных учреждений и организаций. Развитие муз. иск-ва вызвал обществ.-патриотич. подъём нач. 1860-х гг.: возобновили работу старые хор. об-ва, возникли новые, сыгравшие важную роль в становлении нац. хорв. муз. культуры, среди к-рых "Зора" (Карловац, 1858), "Коло" (Загреб, 1862), "Кухач" (Осиек). В 1870-90-е гг. появились хор. об-ва в др. городах, в т. ч. первые рабочие хор. об-ва "Свобода" (1873) и "Слога" (1874) в Загребе, "Венец" (1886) в Вараждине; позже созданы об-ва "Младост" (1900), "Балкан" (1903), "Лисинский" (1910). С 70-х гг. активизировалась творч. деятельность хорв. музыкантов. В 1878-81 основоположник хорв. муз. фольклористики, муз. историч. науки и критики Ф. Кухач опубликовал 4 сб-ка южнослав. нар. песен; он написал также ряд музыковедч. работ, посв. музыкантам-иллирийцам. Определяющее значение для хорв. муз. культуры этого времени имела деятельность композитора и дирижёра И. Зайца, возглавлявшего в 1870-89 первую постоянную хорв. оперную труппу при Хорв. нац. т-ре (с 1861 — гос.), преподавателя и директора муз. школы при муз. об-ве, носившем позже назв. "Хрватски глазбени завод"; он положил начало и проф. конц. жизни в Загребе, устраивал с 1871 симф. концерты силами оркестра оперного т-ра. В творчестве Зайца выделяется нац.-патриотич. опера "Никола Шубич Зриньский" (1876); среди др. его соч. хоры (ок. 200) и песни (ок. 170).

Оперная труппа (работала в Загребе с перерывами в 1889—94, 1902—09) постепенно достигла высокого художеств. уровня; ставились оперы В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Дж. Мейербера, Дж. Верди, Р. Вагнера, Дж. Пуччини, П.И. Чайковского, Б. Сметаны и др. Период расцвета хорв. оперного т-ра (1894—1898) связан с деятельностью его рук. и дирижёра (с 1881) Н. Фаллера (ученик А. Брукнера, Ж. Массне и Л.К. Делиба). С 1895 т-р получил новое здание. Солистами вновь созданной в 1909 постоянной оперной труппы были М. Строцци, Й. Крижай, М. Вушкович, З. Кунц, А. Митронич, Д. Хржич, В. Энгель и др.

В нач. 20 в. в связи с возрождением идей иллиризма хорв. композиторы обратились к нац. тематике, разрабатывали фольклорные мотивы. Среди нац. опер — "Огонь" Б. Берсы (1906) и "Возвращение" Й. Хатзе (1911), в к-рых, однако, ощутимо влияние итал. веризма.

После образования Королевства сербов, хорватов и словенцев (1918; с 1929 — Королевство Югославия) началось формирование хорв. нац. композиторской школы. Её утверждению способствовал общий подъём культурной жизни Хорватии в 1920—30-е гг., в т. ч. развитие муз. образования. Консерватория, организованная в 1916 на основе муз. школы при муз. об-ве "Хрватски глазбени завод", в 1920 стала государственной (с 1922 Муз. академия). Открылось неск. средних муз. школ в Загребе (в т. ч. "Лисинский", 1927) и др. городах. Организованы новые и реорганизованы ранее существовавшие исполнит. коллективы. В 1919 на базе оркестра Хорв. нац. т-ра создан филармонич. оркестр, получивший в 1920 назв. Загребской филармонии и занявший ведущее место в конц. жизни Хорватии. В 1928 осн. Хорв. филармонич. об-во, оказывавшее материальную поддержку оркестру и др. коллективам. Существовали симф. оркестры при об-ве "Хрватски глазбени завод" и Муз. академии; в 1929 осн. любительский оркестр при муз. об-ве "Меркур"; с 1919 выступал Загребский струн. квартет, в 30-е гг. приобрёл известность Загребский камерный оркестр. Организуются хор. об-ва: "Муз. об-во интеллектуалов" (1919), "Загребские мадригалисты" (1930), "Младост Балкан" (1930; объединило 2 ранее существовавших хор. об-ва). Расширяется муз.-издат. дело; выходит ряд муз. журналов, в т. ч. "Muzicka revija", "Jugoslovenski muzicar" (1923—41; с 1929 назывался "Muzicar") и др. В работе оперной труппы Хорв. нац. т-ра ощущался большой подъём, особенно в 30-е гг., когда её рук. был комп. К. Баранович (1929—40). Среди солистов выдвинулись певицы В. Ножинич, Н. Тончич, С. Юринац, певцы М. Радева, Й. Гостич, Т. Нералич, И. Франкл и др.

Ведущая роль в развитии нац. муз. культуры в 1920—30-е гг. принадлежала крупнейшим хорв. комп. К. Барановичу, Я. Готовацу и Й. Славенскому (с 1924 работал в Белграде). Они ввели в X. м. новые жанры — нац. комич. оперу ("Стрижено-кошено" Барановича, 1932; "Эро с того света" Готоваца, 1935) и балет ("Пряничное сердце" Барановича, 1935), программную орк. музыку и камерно-инстр. ансамбль (особенно известны инстр. произв. Славенского). В их творчестве получили дальнейшее развитие нац. традиции вок. и хор. музыки. Для муз. стиля этих композиторов характерно сочетание фольклорной основы с совр. приёмами письма; в ряде симф. произв. ощутимо влияние импрессионизма. Среди др. хорв. композиторов — Б. Берса (программные симф. поэмы), A. Добронич (оперы — комическая "Вдова Рошлинка", 1934; лирическая "Равноденствие", 1938), Ф. Лхотка (балет "Чёрт в деревне", 1935), К. Одак (опера, осн. на фольклоре Меджимурья, "Дорица танцует", 1934), B. Широла и др. В 30-е гг. выдвигается П. Марковац — муз.-обществ. деятель, коммунист, первый хорватский музыковед, опиравшийся в своих трудах на марксистский метод исследования.

В период 2-й мировой войны 1939—45 получили распространение массовые патриотич. партизанские, антифаш. песни, создававшиеся композиторами и безымянными авторами, мн. из к-рых находились в рядах нар.-освободит. армии или работали в подполье; среди них — И. Тиярдович, Н. Херцигоня, С. Златич, Н. Девчич, С. Бомбарделли, П. Марковац.

После образования ФНРЮ (1945; с 1963 — СФРЮ) X. м., как и др. области хорв. муз. культуры, переживает подъём. Открылись начальные и средние муз. школы в Загребе (3), Вараждине, Карловаце, Риеке, Сплите, Дубровнике и др. городах. Созданы оперные т-ры в Осиеке и Сплите, симф. оркестры Радио в Загребе, Риеке и Дубровнике, камерный оркестр "Загребские солисты", хор. об-во "Павао Марковац", "Владимир Назор", "Братство и единство" и др. в Загребе, "Единство" в Сплите и др., ансамбль нар. песни танца "Ладо". Стали регулярно выходить муз. журн. "Muzicke novine" (1946), "Muzika i skola" (с 1956) и др. Организованы союзы — хорв. композиторов, музыкантов-исполнителей, музыкантов-педагогов, фольклористов. Создан муз. отдел в Академии наук и иск-в Хорватии. Проводятся муз. фестивали, в т. ч. международные — "Дубровницкие летние игры" (с 1950), "Сплитские летние игры" (с 1954), "Загребский биеннале" (с 1961) и др. Среди композиторов кон. 1940—50-х гг. — Б. Папандопуло, М. Ципра, И. Брканович, Б. Белинский, C. Златич, И. Лхотка-Калинский, Н. Девчич, С. Шулек. Новые течения зап.-европ. музыки 50-х гг., в т. ч. авангардизм, отразились в соч. Б. Сакача, М. Келемена, И. Малеца. В 1960—70-е гг. выдвинулись комп. С. Хорват, А. Клобучар, Р. Радика, Д. Детони, И. Кульерич. Крупнейшие хорв. музыковеды — Й. Андрейс, В. Жганец, А. Видакович, К. Ковачевич, И. Суцичич. Среди исполнителей: дирижёры — Л. Матачич, М. Позаич, М. Хорват, М. Башич, А. Янигро, Н. Бареза; пианисты — Д. Гушич, И. Мачек, Ю. Мурай, М. Лоркович, Б. Мусулин, П. Гвоздич, В. Крпан; скрипачи — З. Балокович, И. Пинкава, Й. Клима, Т. Нинич; виолончелист В. Дешпаль; певцы — В. Руждьяк, Н. Путтар-Голд, М. Подвинец, Ф. Паулик, Н. Жунец, Б. Стилинович, М. Кларич, М. Радич, Р. Поспиш Балдани, Б. Рук-Фочич, Л. Молнар-Талайич.

Литература: Ямпольский И., Музыка Югославии, М., 1958; Kuhao F., Prilog za poviest glasbe Juinoslovjenske, (Opis i poviest narodnih glazbala juinih Slovena), "Rad Jugoslavenske akademije znanosti i umjetnosti", 1877, kn. 38, 39, 41; 1878, kn. 45; 1879, kn. 50; 1882, kn. 62—63; Sirola В., Pregled povilesti hrvatske muzike, Zagreb, 1922; Zganес V., Narodne popijevke Hrvatskog Zagorja, t. 1-2, Zagreb, 1950—1952; его же, Odnos glagoljaskog crkvenog i svjetovnog narodnog pjevanja u kvarnerskom podrucju, в сб.: Rad XVII kongresa Saveza udruzenja folklorista Jugoslavije, Роrеc, 1970, Zagreb, 1972; Andreis J., Razvoj muzicke umjetnosti u Hrvatskoj, в кн.: Historijski razvoj muzicke kulture u Jugoslaviji, Zagreb, 1962; Kovacevic К., The history of Croatian music of the twentieth century, Zagreb, 1967; его же, Die kroatische Musik des XX. Jahrhunderts, "Zvuk", 1967, No 77—78; eго же, Hrvatska glazba, в сб.: Hrvatska, Zagreb, 1972; Rithman D..С, Polifoni oblici druge kategorije u narodnoj muzici Hrvatske, в сб.: Rad XVII kongresa Saveza udruzenja folklorista Jugoslavije, Porec, 1970, Zagreb, 1972.

E.И. Гордина.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982

 

На страницу ► Фукс в 14—19 вв. Однофамильцы


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018