Игнац Фукс — Ватрослав Лисинский

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

лисинский

Ватрослав Лисинский

Ignaz Fuchs

(8.07.1819, Загреб — 31.05.1854, Загреб)

 

австрийский и хорватский композитор

В 1850 году своё настоящее имя и фамилию изменил на хорватские — Ватрослав Лисинский.

 

 

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982


Лисинский (Lisinski; наст. имя и фам. — Игнац Фукс, Fuchs) Ватрослав (8 VII 1819, Загреб — 31 V 1854, там же) — хорватский композитор. Музыке обучался в Загребе, где на его творч. развитие оказал влияние А. Штрига (основатель местного певч. об-ва, впоследствии известный оперный певец). В 1847 предпринял вместе с ним и др. хорватскими музыкантами конц. поездку по Сербии. В 1847—50 совершенствовался по композиции в Праге у К. Ф. Пича и Я. Б. Китля. По возвращении в Загреб работал в школе. Крупнейший музыкант эпохи "иллиризма" (см. Хорватская музыка), Л. в своём творчестве опирался на нар.-песенную основу. Его произв., отмеченные ярким нац. колоритом, проф. мастерством, отличаются высоким романтич. пафосом освободит. идей. Творч. путь начал с создания патриотич. песен. Важное значение для нац. муз. культуры имела романтич. опера Л. "Любовь и злоба" на сюжет из хорватской истории (16 в.). Однако дальнейшая творч. деятельность Л., протекавшая в условиях реакции после подавления Революции 1848, не смогла получить широкого развития. 2-я его историч. опера "Порин", посв. освободит. борьбе хорватов против франков (9 в.), утверждала нац. направление в хорватском муз. иск-ве.

Сочинения: оперы — Любовь и злоба (Ljubav i zloba, 1846, Загреб), Порин (Porin, соч. 1851, пост. 1897, Загреб); для орк. — 7 увертюр (в т. ч. Югославия, 1848, и Беллона, 1849), идиллия Вечер (Vecer, для малого орк., 1850), Славонское коло (Slavonsko kolo, 1850), соч. для фп.; вок. произв., в т. ч. хоры a cappella, песни (ок. 100), обр. нар. мелодий.

Литература: Марковац П., Ватрослав Лисинский, в сб.: Из прошлого югославской музыки, М., 1970; Kuhac Fr., V. Lisinski i njegovo doba, Zagreb, 1887, 1904; Kassowitz-Cvijic A., V. Lisinski u kolu Ilira, Zagreb, 1919; Zupanovic L., V. Lisinski (1819—1854), zivot-djelo, znacenje, Zagreb, 1969; "Zvuk", 1969, No 96—97 (спец. № посв. Л.).

И. M. Ямпольский.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ЛИСИНСКИЙ (Lisinski) Ватрослав (1819—1854), хорв. композитор (Югославия). Первые лисинскийнац. оп. «Любовь и злоба» (1846), «Порин» (1851), инструм. соч., хоры, песни. Предст. движения за нац. возрождение.

 

 

Энциклопедический словарь псевдонимов. С. Колосова. 2009


Лисинский Ватрослав (наст. имя Игнац Фукс; 1819—1854) – хорватский композитор. Получил муз. образование в Пражской конс. В своем творчестве Л. опирался на народно-песенную основу и патриотич. тематику, благодаря чему его произв. ознаменовали утверждение нац. направления в хорватской музыке и сыграли значит. роль в становлении югославской муз. культуры. Автор опер «Любовь и злоба» (1846), «Порин» (1851), 7 увертюр и др. произв. для орк.; 99 вок. соч. (песни, квартеты, хоры).

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Надгробие Ватрослава Лисинского

Ватрослав Лисинский (хорв. Vatroslav Lisinski; 8 июля 1819, Загреб — 31 мая 1854, там же) — австрийский и хорватский композитор, «основоположник новой хорватской и южнославянской музыки», как написано на его надгробном памятнике. Своё настоящее имя Игнац Фукс (нем. Ignaz Fuchs) в 1850 г. изменил на соответствующие ему хорватские имя и фамилию.

В 1838—1842 гг. изучал в Загребе философию и право, одновременно обучаясь музыке под руководством директора музыкальной школы Юрая Карло Виснера-Моргенштерна. В 1841 году выступил с первым музыкальным произведением. В 1846 году в загребском театре была поставлена опера Лисинского «Любовь и злодейство» (хорв. Ljubav i zloba) — первая хорватская опера, написанная на либретто Димитрии Деметера (с инструментовкой своему ученику помогал Виснер-Моргенштерн). В 1847—1850 гг. Лисинский совершенствовал свои композиторские навыки в Праге под руководством Яна Бедржиха Китля. В Праге Лисинский начал работу над второй оперой «Порин» (также на либретто Деметера), которую завершил по возвращении в Загреб в 1851 году (однако поставлена она была только в 1897-м).

Именем Лисинского назван Концертный зал имени Ватрослава Лисинского в Загребе.

Источник — «https://ru.wikipedia.org/ Лисинский,_Ватрослав»

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Концертный зал имени Ватрослава Лисинского
Koncertna dvorana Vatroslava Lisinskog
Koncertna dvorana Vatroslav Lisinski.jpg
Страна Хорватия
Город Загреб
Автор проекта Мариян Хаберле
Строительство 1961—1973 годы
Сайт Официальный сайт

Конце́ртный зал и́мени Ватросла́ва Лиси́нского (хорв. Koncertna dvorana Vatroslava Lisinskog) — концертный зал и выставочный центр в Загребе. Расположен на площади Степана Радича, между Загребским Главным вокзалом и проспектом града Вуковара в районе Трне. Назван в честь Ватрослава Лисинского, хорватского композитора середины XIX века. Строение включает в себя большой зал на 1841 место и малый зал — на 305. В большом зале установлен орган. Фойе часто используется для проведения выставок.

История

Решение о сооружении в Загребе нового многофункционального концертного зала было принято в 1957 году. Проект будущего здания разрабатывался группой архитекторов под руководством Марияна Хаберле. Строительные работы начались в 1961 году, однако наводнение в Загребе в 1964 году и последовавшие за ним финансовые затруднения у городских властей отодвинули окончание строительства почти на десятилетие. Открытие зала смогло состояться только 29 сентября 1973 года.

В 1990 году в зале прошёл конкурс «Евровидение». Для его успешного проведения была произведена первая реконструкция здания. В 1992 году была полностью заменена крыша. Также работы по частичной реконструкции и замене интерьеров проводились в 1999 и 2009 гг.

Концертный зал сегодня

В концертном зале проводятся зрелищные мероприятия всех видов: от оперных, балетных и театральных постановок до концертов популярных музыкантов. Так, в зале имени Лисинского регулярно выступают Мирослав Шкоро и Марко Перкович Томпсон. В нём также проводятся многие международные конгрессы и конференции.

В первые 30 лет существования в зале побывало около 10 миллионов человек. В 2007 году на площадях зала прошло около 450 мероприятий, на которых побывало 760 тысяч человек.

Вид большого зала изнутри.

Источник — «https://ru.wikipedia.org/ Концертный_зал_имени_Ватрослава_Лисинского»

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ


ХОРВАТСКАЯ МУЗЫКА. Важное место в муз. культуре Хорватии занимает муз. фольклор, широко используемый и в проф. музыке. Его древнейшие песенно-танц. формы зародились в обрядах переселившихся на Балканы в 7 в. древних слав. племён. Ритуальные, эпич., плясовые, лирич. и др. песни имеют областные различия. Наибольшим нац. своеобразием обладают нар. песни центр. районов Хорватии. У жителей побережья Адриатич. моря они близки к итал. нар. песням, в сев. областях — к альпийскому муз. фольклору, в Меджимурье — к старинным венг. крестьянским песням. Древнейшие формы нар. творчества сохранились в самобытном муз. фольклоре жителей Истрии.

 Для хорв. нар. песен характерны 7-ступенные натуральные лады, иногда пентатоника, встречается ладовая переменность, богатая ритмика отличается разнообразием (в плясовых напевах часты синкопы), применяются также переменные размеры. Большое распространение получили разл. виды коло (песенно-танц. жанр). Первые памятники проф. муз. культуры — культовые соч., возникшие в 10 в. в монастырях Далмации (побережье Адриатич. моря). Не будучи зависимой от Турции, как др. районы страны, она поддерживала связь с Италией; поэтому в светском проф. муз. иск-ве Далмации ощутимо воздействие итал. музыки, особенно в Дубровнике — крупнейшем культурном центре Далмации. С 16 в. здесь ставились пасторали, драм. игры с пением и плясками, мистерии, литургич. драмы, в 16—18 вв. - пьесы с муз. номерами. Среди композиторов 16—17 вв., работавших в городах Далмации, выделяются хорваты А. Патриций, Ю. Скьяветич, В. Елич, особенно И. Лукачич (сб.: мотетов "Духовные песнопения" — "Sacrae cantiones", 1620) и итальянец Т. Чеккино (жил в Сплите; церк. и светская вок.-инстр. музыка). Их соч., издававшиеся в Венеции (Далмация с 1420 находилась под господством Венецианской республики) и исполнявшиеся хорв. музыкантами, свидетельствуют о высоком уровне муз. культуры, в т. ч. муз. исполнительства в Далмации того времени. Мн. хорв. музыканты 18 в. были известны и за рубежом. В их числе - Н. Степан (прозвище — Спадина; его сонаты для 1 и 2 скрипок с basso continuo опубликованы в Париже и Лондоне), врач и собиратель нар. песен, органист и комп. Ю. Байамонти (оратория, симфония, культовые хор. соч., произв. для органа), И.М. Ярнович, долгое время живший в Англии и России, концертировавший в странах Европы, скрипач-виртуоз и композитор (скрипич. сонаты и концерты, струн. квартеты, фп. соч.), отец и сын Л. и А. Соркочевичи, работавшие в Дубровнике (2-я пол. 18 - 1-я пол. 19 вв.; камерные и симф. соч., близкие по стилю музыке венских классиков).

В 19 в. центр муз. культуры переместился в сев. области Хорватии — выдвигается Загреб, где в 1797 открылся первый постоянный "Амадеев т-р" (существовал до 1834), на сцене к-рого выступали приезжие труппы (немецкие, итальянские).

Решающее воздействие на дальнейшее развитие X. м. оказал т. н. иллиризм (обществ.-политич. и культурное движение в Хорватии в 1830—40-х гг.), вызвавший подъём и муз. иск-ва. Пробудился интерес к нар. творчеству, нац. истории, развернулась просветит. деятельность хорв. музыкантов, возникли хор. об-ва, в т. ч. Нар. иллирийское хор. об-во (1839), появились массовые песни и др. произв., проникнутые нац.-патриотич. содержанием. Среди авторов популярных патриотич. песен и маршей того времени — Ф. Ливадич, Ф. Пинтарич, И. Падовец, Ф. Русан, Ф. Покорный. Первый крупный хорв. проф. композитор — В. Лисинский, создатель нац. оперы (романтич. опера "Любовь и злоба", 1846; историч. драма "Порин", 1851, пост. в Загребе в 1897). В 1827 в Загребе группой любителей музыки создана первая в Хорватии значит. муз. организация — об-во "Музикферайн" (оно неоднократно переименовывалось; с 1925 наз. "Хрватски глазбени завод"), при к-ром в 1829 осн. муз. школа, затем любит. оркестр (участвовал в оперных спектаклях, к-рые ставились нем. и итал. труппами). В 1834 построено первое в Хорватии спец. театр. здание - Т-р на Марковой площади (позднее стал называться Хорв. нац. т-р). Здесь шли оперные и драм. спектакли. По инициативе деятелей иллиризма в т-ре исполнялись отрывки из пьес и опер на хорв. яз., между действиями звучали нац.-патриотич. песни, т. н. будницы. В 1840 пост. первый хорв. нац. муз. спектакль - героич. зингшпиль "Юран и Софья" Ливадича (текст И. Кукулевича-Сакцинского).

Насильственная германизация, тормозившая развитие нац. культуры, вскоре привела к закрытию нац. муз. и др. культурных учреждений и организаций. Развитие муз. иск-ва вызвал обществ.-патриотич. подъём нач. 1860-х гг.: возобновили работу старые хор. об-ва, возникли новые, сыгравшие важную роль в становлении нац. хорв. муз. культуры, среди к-рых "Зора" (Карловац, 1858), "Коло" (Загреб, 1862), "Кухач" (Осиек). В 1870-90-е гг. появились хор. об-ва в др. городах, в т. ч. первые рабочие хор. об-ва "Свобода" (1873) и "Слога" (1874) в Загребе, "Венец" (1886) в Вараждине; позже созданы об-ва "Младост" (1900), "Балкан" (1903), "Лисинский" (1910). С 70-х гг. активизировалась творч. деятельность хорв. музыкантов. В 1878-81 основоположник хорв. муз. фольклористики, муз. историч. науки и критики Ф. Кухач опубликовал 4 сб-ка южнослав. нар. песен; он написал также ряд музыковедч. работ, посв. музыкантам-иллирийцам. Определяющее значение для хорв. муз. культуры этого времени имела деятельность композитора и дирижёра И. Зайца, возглавлявшего в 1870-89 первую постоянную хорв. оперную труппу при Хорв. нац. т-ре (с 1861 — гос.), преподавателя и директора муз. школы при муз. об-ве, носившем позже назв. "Хрватски глазбени завод"; он положил начало и проф. конц. жизни в Загребе, устраивал с 1871 симф. концерты силами оркестра оперного т-ра. В творчестве Зайца выделяется нац.-патриотич. опера "Никола Шубич Зриньский" (1876); среди др. его соч. хоры (ок. 200) и песни (ок. 170).

Оперная труппа (работала в Загребе с перерывами в 1889—94, 1902—09) постепенно достигла высокого художеств. уровня; ставились оперы В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Дж. Мейербера, Дж. Верди, Р. Вагнера, Дж. Пуччини, П.И. Чайковского, Б. Сметаны и др. Период расцвета хорв. оперного т-ра (1894—1898) связан с деятельностью его рук. и дирижёра (с 1881) Н. Фаллера (ученик А. Брукнера, Ж. Массне и Л.К. Делиба). С 1895 т-р получил новое здание. Солистами вновь созданной в 1909 постоянной оперной труппы были М. Строцци, Й. Крижай, М. Вушкович, З. Кунц, А. Митронич, Д. Хржич, В. Энгель и др.

В нач. 20 в. в связи с возрождением идей иллиризма хорв. композиторы обратились к нац. тематике, разрабатывали фольклорные мотивы. Среди нац. опер — "Огонь" Б. Берсы (1906) и "Возвращение" Й. Хатзе (1911), в к-рых, однако, ощутимо влияние итал. веризма.

После образования Королевства сербов, хорватов и словенцев (1918; с 1929 — Королевство Югославия) началось формирование хорв. нац. композиторской школы. Её утверждению способствовал общий подъём культурной жизни Хорватии в 1920—30-е гг., в т. ч. развитие муз. образования. Консерватория, организованная в 1916 на основе муз. школы при муз. об-ве "Хрватски глазбени завод", в 1920 стала государственной (с 1922 Муз. академия). Открылось неск. средних муз. школ в Загребе (в т. ч. "Лисинский", 1927) и др. городах. Организованы новые и реорганизованы ранее существовавшие исполнит. коллективы. В 1919 на базе оркестра Хорв. нац. т-ра создан филармонич. оркестр, получивший в 1920 назв. Загребской филармонии и занявший ведущее место в конц. жизни Хорватии. В 1928 осн. Хорв. филармонич. об-во, оказывавшее материальную поддержку оркестру и др. коллективам. Существовали симф. оркестры при об-ве "Хрватски глазбени завод" и Муз. академии; в 1929 осн. любительский оркестр при муз. об-ве "Меркур"; с 1919 выступал Загребский струн. квартет, в 30-е гг. приобрёл известность Загребский камерный оркестр. Организуются хор. об-ва: "Муз. об-во интеллектуалов" (1919), "Загребские мадригалисты" (1930), "Младост Балкан" (1930; объединило 2 ранее существовавших хор. об-ва). Расширяется муз.-издат. дело; выходит ряд муз. журналов, в т. ч. "Muzicka revija", "Jugoslovenski muzicar" (1923—41; с 1929 назывался "Muzicar") и др. В работе оперной труппы Хорв. нац. т-ра ощущался большой подъём, особенно в 30-е гг., когда её рук. был комп. К. Баранович (1929—40). Среди солистов выдвинулись певицы В. Ножинич, Н. Тончич, С. Юринац, певцы М. Радева, Й. Гостич, Т. Нералич, И. Франкл и др.

Ведущая роль в развитии нац. муз. культуры в 1920—30-е гг. принадлежала крупнейшим хорв. комп. К. Барановичу, Я. Готовацу и Й. Славенскому (с 1924 работал в Белграде). Они ввели в X. м. новые жанры — нац. комич. оперу ("Стрижено-кошено" Барановича, 1932; "Эро с того света" Готоваца, 1935) и балет ("Пряничное сердце" Барановича, 1935), программную орк. музыку и камерно-инстр. ансамбль (особенно известны инстр. произв. Славенского). В их творчестве получили дальнейшее развитие нац. традиции вок. и хор. музыки. Для муз. стиля этих композиторов характерно сочетание фольклорной основы с совр. приёмами письма; в ряде симф. произв. ощутимо влияние импрессионизма. Среди др. хорв. композиторов — Б. Берса (программные симф. поэмы), A. Добронич (оперы — комическая "Вдова Рошлинка", 1934; лирическая "Равноденствие", 1938), Ф. Лхотка (балет "Чёрт в деревне", 1935), К. Одак (опера, осн. на фольклоре Меджимурья, "Дорица танцует", 1934), B. Широла и др. В 30-е гг. выдвигается П. Марковац — муз.-обществ. деятель, коммунист, первый хорватский музыковед, опиравшийся в своих трудах на марксистский метод исследования.

В период 2-й мировой войны 1939—45 получили распространение массовые патриотич. партизанские, антифаш. песни, создававшиеся композиторами и безымянными авторами, мн. из к-рых находились в рядах нар.-освободит. армии или работали в подполье; среди них — И. Тиярдович, Н. Херцигоня, С. Златич, Н. Девчич, С. Бомбарделли, П. Марковац.

После образования ФНРЮ (1945; с 1963 — СФРЮ) X. м., как и др. области хорв. муз. культуры, переживает подъём. Открылись начальные и средние муз. школы в Загребе (3), Вараждине, Карловаце, Риеке, Сплите, Дубровнике и др. городах. Созданы оперные т-ры в Осиеке и Сплите, симф. оркестры Радио в Загребе, Риеке и Дубровнике, камерный оркестр "Загребские солисты", хор. об-во "Павао Марковац", "Владимир Назор", "Братство и единство" и др. в Загребе, "Единство" в Сплите и др., ансамбль нар. песни танца "Ладо". Стали регулярно выходить муз. журн. "Muzicke novine" (1946), "Muzika i skola" (с 1956) и др. Организованы союзы — хорв. композиторов, музыкантов-исполнителей, музыкантов-педагогов, фольклористов. Создан муз. отдел в Академии наук и иск-в Хорватии. Проводятся муз. фестивали, в т. ч. международные — "Дубровницкие летние игры" (с 1950), "Сплитские летние игры" (с 1954), "Загребский биеннале" (с 1961) и др. Среди композиторов кон. 1940—50-х гг. — Б. Папандопуло, М. Ципра, И. Брканович, Б. Белинский, C. Златич, И. Лхотка-Калинский, Н. Девчич, С. Шулек. Новые течения зап.-европ. музыки 50-х гг., в т. ч. авангардизм, отразились в соч. Б. Сакача, М. Келемена, И. Малеца. В 1960—70-е гг. выдвинулись комп. С. Хорват, А. Клобучар, Р. Радика, Д. Детони, И. Кульерич. Крупнейшие хорв. музыковеды — Й. Андрейс, В. Жганец, А. Видакович, К. Ковачевич, И. Суцичич. Среди исполнителей: дирижёры — Л. Матачич, М. Позаич, М. Хорват, М. Башич, А. Янигро, Н. Бареза; пианисты — Д. Гушич, И. Мачек, Ю. Мурай, М. Лоркович, Б. Мусулин, П. Гвоздич, В. Крпан; скрипачи — З. Балокович, И. Пинкава, Й. Клима, Т. Нинич; виолончелист В. Дешпаль; певцы — В. Руждьяк, Н. Путтар-Голд, М. Подвинец, Ф. Паулик, Н. Жунец, Б. Стилинович, М. Кларич, М. Радич, Р. Поспиш Балдани, Б. Рук-Фочич, Л. Молнар-Талайич.

Литература: Ямпольский И., Музыка Югославии, М., 1958; Kuhao F., Prilog za poviest glasbe Juinoslovjenske, (Opis i poviest narodnih glazbala juinih Slovena), "Rad Jugoslavenske akademije znanosti i umjetnosti", 1877, kn. 38, 39, 41; 1878, kn. 45; 1879, kn. 50; 1882, kn. 62—63; Sirola В., Pregled povilesti hrvatske muzike, Zagreb, 1922; Zganес V., Narodne popijevke Hrvatskog Zagorja, t. 1-2, Zagreb, 1950—1952; его же, Odnos glagoljaskog crkvenog i svjetovnog narodnog pjevanja u kvarnerskom podrucju, в сб.: Rad XVII kongresa Saveza udruzenja folklorista Jugoslavije, Роrеc, 1970, Zagreb, 1972; Andreis J., Razvoj muzicke umjetnosti u Hrvatskoj, в кн.: Historijski razvoj muzicke kulture u Jugoslaviji, Zagreb, 1962; Kovacevic К., The history of Croatian music of the twentieth century, Zagreb, 1967; его же, Die kroatische Musik des XX. Jahrhunderts, "Zvuk", 1967, No 77—78; eго же, Hrvatska glazba, в сб.: Hrvatska, Zagreb, 1972; Rithman D..С, Polifoni oblici druge kategorije u narodnoj muzici Hrvatske, в сб.: Rad XVII kongresa Saveza udruzenja folklorista Jugoslavije, Porec, 1970, Zagreb, 1972.

E.И. Гордина.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982

 

 

См. ► Фукс в 14—19 вв. Однофамильцы



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019