Иллюстрация — Энциклопедия

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение), 1) объяснение с помощью наглядных примеров; 2) изображение, сопровождающее и дополняющее текст; 3) область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием лит. произв. Первонач. рукописи иллюстрировались миниатюрами, после изобретения книгопечатания И. стала областью печатной книжной графики.

 

 

В. Даль. Толковый словарь. 1978

ИЛЮСТРОВАТЬ или илюстрировать изданiе, книгу, фрнц. украшать большимъ числомъ картинъ, особ. рѣзанныхъ на деревѣ. Илюстрованное изданье. Илюстрацiя ж. дѣйст. по знач. глаг.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ИЛЛЮСТРАЦИЯ, объяснение, истолкование с помощью наглядных примеров или образов. И. обычно называют изображение, служащее наглядным пояснением или дополнением  к к.-л. тексту. Наиболее распространённый вид И.— графическая И. в книге.

 

 

Популярная художественная энциклопедия. 1986

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.), собственно как область иск-ва — изобразит. истолкование лит. и научного произведения. В строгом значении термина к И. следует относить произв., предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом (т. е. как бы непосредственно участвующие в процессе чтения). Развитие И. иллюстрации в этом её значении тесно связано с историей книги. За пределами И. как таковой остаются изобразит. интерпретации текстов, не предназначенные непосредственно для оформления книги (таковы, например, илл. С. Боттичелли к «Божественной комедии» Данте, О. Домье к «Дон-Кихоту» М. Сервантеса, В. А. Серова к басням И. А. Крылова). И., входя в художественный организм книги, газеты, журнала, дополняется др. декор. элементами оформления (заставки, концовки, инициалы), которые также могут составлять образный комментарий к тексту.

Иван Фёдоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Фронтиспись к первопечатному Апостолу

Иллюстрация. Иван Фёдоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Фронтиспись к первопечатному «Апостолу». Гравюра на дереве. Москва. 1564.

Первонач. рукописи иллюстрировались миниатюрами. После изобретения книгопечатания и ксилографии И. становится гл. обр. составной частью графики. Наиб. ранние ксилографич. И. появляются в Китае в 6—7 вв., получая особое распространение с 12 в. В кон. 16 в. в Китае возникает цв. гравюра на дереве. В Японии книжная графика появляется в нач. 17 в., а её расцвет приходится на 18—нач. 19 вв.: Хисикава Моронобу, Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай с любовью передавали в И. всё бесконечное многообразие живого мира.

Титульный лист Библии

Иллюстрация. Титульный лист «Библии». Ксилография Х. Лютцельбургера по рисунку Х. Хольбейна Младшего. 1528— 1532.

Европ. ксилографич. И., зародившаяся в 15 в. и первонач. тесно связанная с миниатюрой, становится важным средством распространения религиозно-дидактич., а позднее гуманистич. и реформац. идей. Ранние И. вырезались на одной доске с текстом, а затем отдельно от неё и помещались вместе с набором; они отличались лаконизмом обобщённых контуров, гармонирующих с рисунком шрифта (особенно изысканны произв. итал. ксилографов конца 15—начала 16 вв.). В 16 в. в иск-ве И. растёт стремление к передаче глубины пространства, бурных живописных эффектов. Крупнейшими мастерами И. эпохи позднего средневековья и Возрождения были М. Вольгемут, Г. Плейденвурф, И. Амман, А. Дюрер, Х. Бальдунг, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах Старший в Германии, У. Граф в Швейцарии, Лука Лейденский в Нидерландах, Б. Саломон, Ж. Дюве во Франции, Тициан в Италии. В 16—17 вв. возникают первые рус., укр. и белорус. ксилографич. И. С кон. 16 в. в И. преобладает техника гравирования на меди; И. превращается в самостоят. композицию, к-рую исполняли на отд. листе и вклеивали в текст. Особое внимание уделялось фронтиспису, построенному наподобие барочной триумфальной арки. 17 в.— период бурного расцвета научной И. Среди мастеров И. 17 в.— А. Темпеста, С. делла Белла в Италии, К. де Пассе, Ж. Калло во Франции, П. П. Рубенс во Фландрии, Р. де Хоте в Голландии, М. Мериан в Германии, В. Голлар в Чехии. В 18 в. связь иллюстрации с книгой становится прочнее. Широкое распространение получает изысканная виньетка в духе рококо. Художники, тонко раскрывая взаимоотношения лит. персонажей, отбирают гл. моменты повествования, выявляют их внутреннюю связь; развивается принцип иллюстративной серии (Ю. Гравло, Ж. М. Моро, Ш. Эйзен, Ф. Буше, Ж. О. Фрагонар во Франции, Д. Н. Ходовецкий в Германии, У. Хогарт в Великобритании, Дж. Б. Пьяццетта в Италии). Замечат. образцы естеств.-научной И. создают в нач. 19 в. Т. Бьюик в Великобритании и Дж. Одюбон в США. На рубеже 18—19 вв. появляются более гибкие и дешёвые изобразит. средства — торцовая гравюра на дереве («политипаж») и литография; для 19 в. характерны как законч. И. — композиции на отд. листах, так и беглые наброски в тексте. Остросатирич. злободневностью отмечены И. мастеров, тесно связанных с журнальной графикой (О. Домье, П. Гаварни, Ж. И. Гранвиль во Франции). У художников-романтиков (У. Блейк, Э. Калверт в Великобритании, Э. Делакруа, Ж. Жигу во Франции, Л. Рихтер в Германии) И. проникновенно воссоздают эмоц. атмосферу произведений, основываясь на широком диапазоне чувств: от мистич. экзальтации до добродушного, фольклорного юмора. Выдающимися иллюстраторами произведений лит-ры были Г. Доре (Франция), А. фон Менцель (Германия), X. К. Браун (псевд. Физ) и Дж. Крукшанк (Великобритания), Ф. П. Толстой, Г. Г. Гагарин и А. А. Агин (Россия). В кон. 19 в. неогранич. свобода репродуцирования любого изображения (появилась фотомеханич. репродукция) резко увеличила возможности И., породив многообразие её техник, но в то же время станковый характер мн. И. приводил к частой утрате единства И. и книги в целом. К достижению синтетич. единства И. с шрифтом и орнамент. элементами оформления стремился в Великобритании У. Моррис (совм. с У. Крейном). Изысканно-декор. стилизация и тонкое ощущение плоскости листа присущи художникам, работавшим в духе «модерна» и нац.-романтических течений: О. Бёрдсли (Великобритания), Е. Д. Поленовой, В. М. Васнецову, И. Я. Билибину (Россия). Проблемы декор. связи И. и книги, эмоц. выразительности И. решали в России мастера «Мира искусства»: А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере; их И. стилистически соответствуют лит. тексту, изображаемой эпохе. К значит. достижениям искусства И. кон. 19—20 вв. принадлежат также произведения Т. Стейнлена, Д. Вьержа (Франция), М. А. Врубеля, Л. О. Пастернака, Д. Н. Кардовского (Россия), П. Хогарта (Великобритания). Большое значение в 20 в. имеет интерпретация художником лит. текста; И. часто становится его вольным ассоциативным аккомпанементом, допускающим многозначность его толкования (илл. М. Дени, А. Майоля, Р. Дюфи, А. Матисса, П. Пикассо во Франции, Ф. Мазереля в Бельгии, Х. Эрни а Швейцарии, Р. Гуттузо в Италии, А. Кубина в Австрии, Р. Кента в США).

А. А. Агин. Возвращение от прокурора

Иллюстрация. А. А. Агин. «Возвращение от прокурора». Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». 1846—1847. Ксилография Е. Е. Бернадского.

Сов. книжная И. играет важную роль как одно из средств идейного и эстетич. воспитания. 20-е гг. для сов. И. — период расцвета ксилографии (В. А. Фаворский, А. И. Кравченко), рисунка (В. М. Конашевич, Н. Н. Купреянов, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса), зарождения фотомонтажа, появления элементов плакатности в И. (А. М. Родченко и др.), время поисков предметно-визуального единства И. и книги (Л. М. Лисицкий). С 20-х гг. развивается и многокрасочная И. детской книги. Для И. 30-х— нач. 50-х гг. характерно стремление к передаче специфики психологич. стороны повествования, к реалистич. достоверности образов, к созданию многолистных серий (Д. А. Шмаринов, С. В. Герасимов, Кукрыниксы, Е. А. Кибрик, Д. А. Дубинский); И. (угольный или карандашный рисунок, литография) сближается со станковой графикой. Необычайно разнообразна сов. И. 2-й пол. 50-х — нач. 80-х гг., следующая лучшим традициям предшествующих лет. Многочисл. И. к произведениям рус., сов., иностранной, а также детской лит-ры создали Д. С. Бити, Ю. А. Васнецов, О. Г. Верейский, А. Д. Гончаров, В. Н. Горяев, Н. В. Кузьмин, А. М. Каневский, Т. А. Маврина, М. И. Пиков (РСФСР), В. И. Касиян, Г. Г. Пустовойт, Г. В. Якутович (Украина), С. С. Кобуладзе (Грузия), Е. М. Сидоркин (Казахстан), Г. С. Ханджян (Армения), А. А. Кучас, С. Красаускас (Литва), Г. Г. Поплавский (Белоруссия), Л. А. Ильина (Киргизия) и др.

Интересны и разнообразны достижения иллюстраторов социалистических стран (А. Вюрца в Венгрии, В. Клемке, X. Бальцера, И. Хегенбарта в ГДР, Э. Липиньского, Т. Кулисевича, Ю. Червиньского в Польше, И. Лады, И. Трнки в Чехословакии).

А. Матисс. Иллюстрация к Стихам

Иллюстрация. А. Матисс. Иллюстрация к «Стихам» С. Малларме. Офорт. 1932.

 

В. А. Фаворский. Иллюстрация к драме А. Глобы Фамарь

Иллюстрация. В. А. Фаворский. Иллюстрация к драме А. Глобы «Фамарь». Ксилография. 1924.

 

Д. А. Шмаринов. Иллюстрация к роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Иллюстрация. Д. А. Шмаринов. Иллюстрация к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Уголь, черная акварель. 1935—1936.

Лит.: Тынянов Ю. Н., Иллюстрации, в его кн.: Архаисты и новаторы, Л., 1929; Кузьминский К. С., Русская реалистическая иллюстрация XVIII—XIX вв., М., 1937; Чегодаев А. Д., Пути развития русской советской книжной графики, М., 1955; Дмитриева Н. А., Изображение и слово, [М., 1962]; Сидоров А. А., История оформления русской книги, 2 изд., М., 1964; Гончаров А. Д., Художник и книга, М., 1964; Искусство книги, в. 1—9, М., 1960—79; Пахомов В. В., Книжное искусство, кн. 1—2, М., 1961—62; Подобедова О. И., О природе книжной иллюстрации, М., 1973; Ляхов В. Н., Искусство книги: иллюстрация, книга, графика, М., 1978; Первая всесоюзная выставка книжной иллюстрации. Каталог, М., 1980; Bland D., A history of book Illustration, Cleveland-N. Y., 1958; Lewis J. N. C., The twentieth century book, L, 1967; Brenni V. J., Book illustration and decoration: a guide to research, L., 1980.

 

 

ИЛЛЮСТРАЦИЯ // Большая российская энциклопедия. 2016


ИЛЛЮСТРА́ЦИЯ (от лат. illustratio – ос­ве­ще­ние, на­гляд­ность), изо­бра­же­ние, со­про­во­ж­даю­щее, до­пол­няю­щее и на­гляд­но разъ­яс­няю­щее текст лит. или на­уч. про­из­ве­де­ния; раз­но­вид­ность изо­бра­зи­тель­ных ис­кусств. Эво­лю­ция И. наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­но про­сле­жи­ва­ет­ся в иск-ве гра­фи­ки и тес­но свя­за­на с ис­то­рией кни­ги. Вхо­дя в со­став кни­ги, га­зе­ты, жур­на­ла, И. (пред­став­лен­ная ри­сун­ка­ми, гра­вю­ра­ми, чер­те­жа­ми, фо­то­сним­ка­ми, ре­про­дук­ция­ми и т. п.) до­пол­ня­ет­ся... Читать далее

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Иллюстра́ция — рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.
Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в книге (ботаническая иллюстрация), отображения пошаговых инструкций в технической документации (техническая иллюстрация)... Читать далее

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019