Иоганн Леопольд Фукс. Fuks — энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

Iоганнъ Леопольдъ Фуксъ

(02.11.1785, Дессау — 03[15].04.1853, С-Петербург)

музыкальный теоретик, педагог, композитор

В конце XVIII или в начале XIX века приехал в Россию, большую часть жизни провёл в Петербурге.

 

Музыкальная энциклопедия. 1973—1982

Фукс Иоганн Леопольд (Fuchs), Иоганн Леопольд (Иван Иванович, Леопольд Иванович) (2 XI 1785, Дессау — 3 (15) IV 1853, Петербург) — рус. муз. теоретик, педагог, композитор. По национальности немец. В кон. 18 в. или нач. 19 в. приехал в Россию, бульшую часть жизни провёл в Петербурге. Был известен гл. обр. как педагог (преподавал гармонию и контрапункт). Среди его учеников — М. И. Глинка (в 1822—23 взял неск. уроков у Ф.), М. Д. Резвой, Ю. К. Арнольд. По нек-рым сведениям, в 30-е гг. Ф. преподавал игру на фп. в моск. Воспитательном доме. Образованный музыкант, он пользовался уважением и авторитетом в кругах рус. муз. интеллигенции. Научно-педагогич. работы Ф. способствовали становлению рус. проф. муз. образования. Наиболее значит. труд — "Практическое руководство к сочинению музыки..." (1830), в к-ром систематически изложены основы "теории аккордов". Это один из первых опубликованных в России учебников гармонии, получивший широкое распространение в рус. муз. практике. Ф. написал "Руководство к обучению первоначальным основаниям на фортепиано..." (издано параллельно на рус., нем. и франц. яз., 1834). Среди его муз. сочинений (не изданы) — оратории "Бог" (на текст оды Г. Р. Державина) и "Пётр Великий" (обе исполнялись в концертах Петерб. филармонич. об-ва, 1831 и 1842), струн. квартеты, квинтеты, романсы.

Сочинения: Praktische Anleitung zur Komposition, sowohl zum Selbstunterricht, wie auch als Handbuch fьr Lehrer, nebst einer besonderen Anweisung fьr Komponisten des Russischen Kirchengesanges, verbunden mit zwei Notenheften, von denen das erste Beispiele und Aufgaben, und das zweite die Lцsung aller Aufgaben enthдlt, St. Petersburg, 1830 (рус. пер. — Практическое руководство к сочинению музыки, в пользу самоучащихся и в облегчение учителей, с приложением особых правил для сочинителей русского церковного пения и двух нотных тетрадей, из коих первая заключает в себе примеры и задачи, а вторая — решение задач, пер. М.Д. Резвого, СПБ, 1830), под назв.: Новая метода, содержащая главные правила музыкальной композиции и руководство к практическому применению их..., пер. с нем. Г.К. Арнольда (текст параллельно на рус. и нем. яз.), СПБ, (б. г.); Руководство к обучению первоначальным основаниям на фортепиано с присовокуплением пьес для упражнения и особых примеров, объясняющих главные правила аппликатуры... (текст параллельно на рус., нем. и франц. яз.), СПБ, 1834, под назв.: Метода обучения на фортепиано и преподавания основных правил музыки. Руководство, составленное для молодых учителей и учительниц (текст параллельно на рус., франц. и нем. яз.), М., 1844; Harmonielehre fьr Damen, enthaltend alle Vorkenntnisse, die eine gute Clavierspielerin oder Sдngerin als Erleuchterungsmittel zum Entziffern, Prдludieren und zum richtigen Vortrage bedarf (текст параллельно на нем. и франц. яз.), Lpz., 1843.

Литература: Трилунный (Струйский Д.Ю.), Практическое руководство к сочинению музыки... изложенное Л. Фуксом, "Литературная газета", 1830, 28 окт.; его же, Traitй d'harmonie, mis а la portйe des dames, par Lйopold Fuchs, "Северная пчела", 1843, 16 дек.; M. Р. (Rезвой М.Д.), Историческая оратория: Пётр Великий, там же, 1842, 9 марта; его же, "Репертуар и пантеон", 1842, (кн.) 7, с. 49—52; Смесь. Музыка (сообщение об издании "Новой методы" И. Л. Фукса), "Северная пчела", 1844, 10 февр.; Смесь. Методы обучения на фортепиано и преподавания основных правил музыки И. Л. Фукса, "Московские ведомости", 1844, 12 дек.; Одоевский В.Ф., Письмо в редакцию, "Литературная газета", 1845, 15 марта, то же, в его кн.: Музыкально-литературное наследие, М., 1956; Арнольд Ю., Воспоминания, вып. 2, М., 1892, с. 108—09; Натансон В. A., Прошлое русского пианизма, М., 1960, с. 273—74; Steinpress В., Der Petersburger Musiker Leopold Fuchs, "Mf", 1962, Jg. 15, No 1.

Л.Ю. Малинина

 

ПРИМЕЧАНИЯ


АРНОЛЬД Юрий (Георгий) Карлович (1 (13) XI 1811, Петербург — 8(20) VII 1898, Каракаш, близ Симферополя) — рус. муз. теоретик, критик, композитор, вок. педагог. Род. в обрусевшей нем. семье. Учился в Дерптском (Тартуском) ун-те. Занимался у Л. Фукса (гармония) и И. К. Гунке (контрапункт). До 1863 и с нач. 90-х гг. жил в Петербурге, в 1863—71 — в Лейпциге, с 1871 — в Москве. В своих теоретич. трудах уделял большое внимание др.-рус. церк. и нар. пению. Одним из первых среди рус. исследователей стремился выявить связь между муз. иск-вом и обществ. жизнью. Мн. труды А. при наличии интересных взглядов и гипотез отличаются, однако, односторонностью, в них встречаются и фактич. ошибки. Яркие зарисовки рус. муз. быта 19 в. содержат "Воспоминания" А. (3 вып., 1892-1893) и повесть "Любовь музыкального учителя"(1833, опубл. под псевд. Карло Карлини, 1836). Перевёл на нем. язык либр. опер "Руслан и Людмила" (1843), "Русалка" (1862), "Юдифь" и "Орлеанская дева" (1879). Изобрёл "амплификатор" (механич. присп...

Музыкальная энциклопедия

 

ГАРМОНИЯ, выразит. средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и последованием созвучий в условиях лада. Важнейшее значение в Г. имеют аккорды; в смене аккордов проявляются их ладовые, гармонич. функции, а также закономерности голосоведения. Г. во многом зависит от мелодии и в то же время обогащает, углубляет её выразительность. Элементы Г., в особенности каденции и модуляции, играют важную роль и в построении муз. формы.

ГЛИНКА Мих. Ив. (1804—1857), рус. композитор, родоначальник рус. классич. музыки. Оперы "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин", 1836) и "Руслан и Людмила" (1842) положили начало двум направлениям рус. оперы — нар. муз. драме и опере-сказке, опере-былине. Симф. соч., в т. ч. "Камаринская", "Испанские увертюры" ("Арагонская хота" и "Ночь в Мадриде"), заложили основы рус. симфонизма. Первый классик рус. романса. Творчество Г. способствовало развитию разл. нац. школ. Учреждены Глинкинские пр. (М. П. Беляевым; 1884—1917), Гос. пр. РСФСР имени Г. (в 1965—90); проводится конкурс вокалистов имени Г. (с 1960).

КОНТРАПУНКТ, (нем. Kontrapunkt), 1) то же, что полифония. 2) Подвижный К. — повторное проведение полифонич. построения с изменением интервала между голосами или времени их вступления относительно друг друга. 3) В полифонич. сочинении мелодия, звучащая одноврем. с темой.

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

 

ДЕССАУ (город) (Dessau), главный город герцогства Ангальт, на реке Мульде, 50 тыс. жит. Замок с картинн. галереей.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1907—1909

 

РЕЗВЫЙ Модест Дмитриевич (1807, Петербург — 7 (19) IX 1853, там же) - рус. музыковед, композитор и виолончелист. Чл.-корр. Петерб. АН (1843). Занимался у И. Л. Фукса (гармония), Ф. Кнехта (виолончель). Играл в любительских камерных ансамблях, в оркестре студентов Петерб. ун-та. Инженер по специальности (с 1849 вице-директор Строит. департамента Морского мин-ва), Р. был одним из образованнейших музыкантов своего времени, а также талантливым портретистом-миниатюристом (среди его работ — портрет А. С. Грибоедова, автопортрет; в 1839 Академия художеств избрала его "почётным вольным общником"). Р. — один из создателей рус. муз. лексикографии. При переводе на рус. яз. книги Фукса "Практическое руководство к сочинению музыки" (СПБ, 1830) Р. проделал большую работу по систематизации и унификации отечеств. муз.-теоретич. терминологии, в частности ввёл в муз. практику такие термины, как лад, вводный тон и др. В 1835-37 Р. был гл. редактором муз. отдела "Энциклопедического лексикона" А. Плюшара (т. 1—6). Написанные им для этого издания статьи (в т.ч. "Аккомпаниатор", "Аккорд", "Аппликатура", "Ария", "Бас", "Бемоль", "Бекар", "Ведение голосов") отличались высоким профессионализмом, чёткостью формулировок и явились новым словом в муз. лексикографии. В нач. 40-х гг. по приглашению Отделения рус. языка и словесности Имп. Санкт-Петербургской AHR. принял участие в издании "Словаря церковно-славянского и русского языка" (т. 1—4, СПБ, 1847,1867—68). Р. принадлежат многие статьи, посв. муз. исполнит. иск-ву (писал под псевд. М. Р., М. Д. Р.). В статье "О сущности музыки" ("Отечественные записки", 1839, т. 3, No 5, Художества, с. 29—32) Р. подчёркивает связь композиторского и исполнительского творчества, в нек-рых теоретич. оценках он сближается с В. Г. Белинским. Р. принадлежат также муз. соч.: симфония (её интродукция и allegro исп. 1841), канцонетта (опубл. в "Лирическом альбоме" И. Ф. Ласковского и H. H. Норова, СПБ, 1832), "Duettino" (в Собр. муз. пьес, сост. М. И. Глинкой, т. 3, СПБ, 1839).

Литература: Кремлёв Ю., Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке, т. 1, 1825—1860, М., 1954; Гинзбург Л., История русского виолончельного искусства, кн. 2, М., 1957.

И. М. Ямпольский

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982

 

На страницу ► Фукс в 14—19 вв. Однофамильцы


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018