Изобразительные искусства — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

мона лиза

Изобрази́тельное иску́сство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры... Википедия

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА, понятие, объединяющее живопись, скульптуру, графику, а иногда, условно, также и архитектуру и декоративно-прикладные искусства.

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА, раздел пластического искусства, объединяющий живопись, скульптуру и графику. Изобразительные искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах, в которых узнаются формы самой действительности. Благодаря методам обобщения, типизации, воображению художника изобразительные искусства получают возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи.

 

Популярная художественная энциклопедия. 1986

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА, раздел искусств пластических (и), объединяющий живопись, скульптуру, графику, а также фотоискусство. В отличие от неизобразит. видов пластич. иск-в, в основе произв. И. и. лежит наглядный, узнаваемый образ самой действительности. В зависимости от специфики разл. виды И. и. воспроизводят такие визуально воспринимаемые, объективно существующие качества реального мира, как объём, цвет, пространство, а также материальную форму предметов и световоздушную среду. Однако И. и. доступно не только фиксация непосредственного зрительного восприятия: мн. произв. содержат временное развитие событий, более или менее развёрнутое повествование, динамич. действие. И. и. могут также раскрывать духовный облик человека, передавать психологич. и эмоц. содержание изображённой ситуации. Т. о., не только чувственный облик эпохи, но и её духовная сущность, политич., филос., эстетич. и этич. идеи становятся содержанием И. и.

Наглядность образа в И. и. позволяет художнику с большой степенью непосредственности выразить своё отношение к тому или иному явлению жизни, поэтому И. и., будучи одной из активных форм познания жизни, играют важную роль в социальной жизни общества, используются правящими классами как средство утверждения в массовом сознании определ. системы взглядов. С ростом самосознания трудящихся и оформлением их собственного мировоззрения И. и. приобретают всё большее значение как форма выражения нар. идеалов. Острый характер борьба идейных тенденций в сфере И. и. принимает в эпоху развитого капитализма (когда кризис бурж. культуры обусловливает всё более глубокий распад пластич.-образного мышления, ведущий от экспериментов в области формы к фактич. «отмене» изобразит. начала в И. и.), а в совр. условиях становится частью общей идеологической борьбы 2 систем — социалистической и капиталистической.

 

Муратов А. М. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/fine_art/text/2002534

ИЗОБРАЗИ́ТЕЛЬНЫЕ ИСКУ́ССТВА, раз­дел пла­сти­че­ских ис­кусств, в ко­то­ром изо­бра­же­ния пред­став­ле­ны на плос­ко­сти и в про­стран­ст­ве. К И. и. от­но­сят­ся жи­во­пись, скульп­ту­ра, гра­фи­ка, фо­то­ис­кус­ст­во. Не­ко­то­рые ка­че­ст­ва изо­бра­зи­тель­но­сти при­су­щи так­же ар­хи­тек­ту­ре, декоративно-при­клад­но­му ис­кус­ст­ву, те­ат­раль­но-де­ко­ра­ци­он­но­му ис­кус­ст­ву и ди­зай­ну; И. и. не­ред­ко со­че­та­ют­ся с др. ви­да­ми иск-ва (см. Син­тез ис­кусств). Опе­ри­руя ви­зу­аль­ны­ми зна­ка­ми разл. ти­пов (ико­нич. зна­ки, сим­во­лы, ал­ле­го­рии и т. п.), И. и. мо­гут как вос­соз­да­вать наблюдаемую дей­ст­ви­тель­ность, так и вы­ра­жать субъ­ек­тив­ные пе­ре­жи­ва­ния, фан­та­зии, умо­зри­тель­ные идеи. К спе­ци­фич­ным для И. и. ху­дож. сред­ст­вам, соз­даю­щим ви­ди­мый об­раз, от­но­сят­ся ли­ния, пят­но, све­то­те­не­вой и цве­то­вой кон­траст и ню­анс, объ­ём­но-пространственные от­но­ше­ния, фак­ту­ра и тек­сту­ра; в разл. ви­дах И. и. эти ху­дож. сред­ст­ва при­ме­ня­ют­ся в раз­ной сте­пе­ни и в раз­ных соотно­ше­ни­ях. И. и. при­над­ле­жат к про­стран­ст­вен­ным ис­кус­ст­вам; в от­ли­чие от вре­менны́х и про­стран­ст­вен­но-вре­мен­ны́х ис­кусств они ста­тич­ны, од­на­ко спо­соб­ны по­сред­ст­вом ус­лов­ных при­ё­мов пе­ре­да­вать и вре­менны́е ха­рак­те­ри­сти­ки об­раза, про­тя­жён­ность дей­ст­вия, его ди­на­ми­ку.

Лит.: Ка­ган М. С. Мор­фо­ло­гия ис­кус­ст­ва. М., 1972; Hamann R. Theorie der bildenden Künste. B., 1980; Габ­ри­чев­ский А. Г. Мор­фо­ло­гия ис­кус­ст­ва. М., 2002.

 

Популярная художественная энциклопедия. 1986

Искусства пластические — также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды иск-ва, произв. к-рых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени. Произв. И. п. имеют предметный характер, выполняются путём обработки веществ. материала, особенности формообразования к-рого существенно определяют характер их образного строя. И. п. делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные. К первым относятся живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, фотоискусство, воспроизводящие с разл. мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую действительность. К неизобразит. И. п. относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование, в которых зрительно-пространств. формы не предполагают, как правило, прямых аналогий в реальной действительности.

Границы между изобразит. и неизобразит. иск-вами не абсолютны. В декор.-прикл. иск-ве широко используются более или менее условные изобразит. мотивы, а нередко и закон. изображения, родственные изобразит. тв-ву (напр., сосуды в виде фигур людей и животных). В зодчестве иногда воспроизводятся органич. и растит. формы (Индия, Др. Египет); в архит. декоре употребляются растит., зооморфные, антропоморфные мотивы. Изобразит. иск-ва иногда прибегают к отвлеч. образам и сюжетам (напр., книжная графика, плакат, монумент. живопись и скульптура). Такая область И. п., как орнамент, включает как изобразит., так и неизобразит. формы.

От др. родов художеств. деятельности произв. И. п. отличаются также и тем, что они воспринимаются зрением, а иногда с участием осязания (скульптура и декор.-прикл. иск-во). Для полноценного эстетич. осмысления архит. образа, а в известных случаях и монумен. живописи и скульптуры необходимо также двигательно-моторное восприятие, процесс к-рого требует определ. длительности.

И. п. включаются как один из художеств. элементов в состав мн. синтетич. иск-в (театр, кино). Существуют также попытки объединения средств живописи с музыкой (т. н. цветомузыка, впервые осуществлённая рус. композитором А. Н. Скрябиным). В структуру образа И. п. может входить материал языка (слово, буква, надпись). Лит. текст, неотъемлемый элемент в плакате и карикатуре, в отдельных случаях является одним из средств создания художеств.о образа (каллиграфия в ср.-век. иск-ве Китая и Японии). Но в осн. образная структура произв. И. п. строится зрит.-пластич. средствами (пространство, объём, цвет, ритм и т. д.).

Как и др. роды художеств. деятельности, И. п. осваивают мир в образной форме. Структуру художеств. образа в И. п. можно условно-аналитически расчленить на 3 тесно связанных друг с другом аспекта: тектонически-композиционный — состоит в организации реального, вещественного материала в трёхмерном пространстве, формировании его конструкции и тектоники, в системе расположения отдельных частей, в достижении целостности композиции; выразительный — достигается использованием зрительно-формальных элементов, создающих определённое настроение, выявляющих эмоц. идейный смысл произв.; изобразительный (специфич. для живописи, скульптуры и графики) — заключается в непосредственно-визуальном воспроизведении предметов, форм и явлений окружающего мира или в ассоциативном напоминании о них. Художеств. ассоциации позволяют расширить содержание произв. за пределы собств. изображённого, включить в него филос. размышления о жизни, широкую совокупность обществ. идей и др. В практике художеств. тв-ва тектонически-композиц. и эмоц.-выразит. аспекты образа в И. п. нерасторжимы и тесно связаны с его изобразит. решением. Предметом И. п. является, т. обр., не только доступный зрению реальный мир с его чисто «пластич. ценностями», но и практически всё «…общеинтересное в жизни…» (см. Н. Г. Чернышевский, Пол. собр. соч., т. 2, 1949, с. 81—82). И. п. органически связаны с обществ. и идейными движениями своего времени; в них, хотя нередко в опосредованной форме, преломляются социальные конфликты, борьба классов. Диапазон непосредств. объектов изображения в изобразит. иск-вах, особенно в живописи, очень широк. Как род художеств. деятельности И. п. входят в круг явлений обществ. сознания, занимая на всех ступенях ист. развития человечества важное место в духовном освоении действительности, в идейной жизни и социальной борьбе своего времени. Вместе с тем мн. своими чертами И. п. сближаются с миром материальных предметов, создаваемых человеком в качестве своей «культурной среды».

Сама обработка материалов природы, придание им формы, отвечающей социальным потребностям, создание в реальной практике «изменения мира» предметов, к-рых природа не знает и к-рые противостоят ей именно как результат человеческого тв-ва, развивали духовные способности человека, в т. ч. и «…чувствующий красоту формы глаз…» (К. Маркс, см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 593). В согласной работе глаз, головы и руки возникает чувство правильности, порядка, пластич. координации. Тем самым вещь, созданная человеком, воспринимается как мир «очеловеченный», как овеществлённое тв-во, совершенствующее природу и вносящее в хаос действительности разумное начало. Так в ходе практики зарождается эстетич. чувство, на почве к-рого складываются постепенно разные виды И. пл.

В этом смысле можно связывать происхождение И. п. с «деланием вещей». Но ошибочно сводить к этому их специфику. Искусство — создание вещей особого рода, обладающих духовной содержательностью, а позднее — в классовых обществах — более или менее (в зависимости от вида И. п.) развёрнутым идеологич. смыслом. «Делание вещей» перерастает в иск-во лишь постольку, поскольку предмет «одухотворяется», приобретает эстетич. качества. Любое сооружение, предмет утвари или культа, пластич. или двухмерное изображение становятся фактом иск-ва, когда в нём выражается эстетич. освоение мира и отношение к миру, когда в нём закреплены образное осознание действительности, оценка её по критериям красоты. Сосуд превращается из простого вместилища в произв. декор.-прикл. иск-ва, когда в нём овеществляется определ. представление о красоте действительности; любое изображение является произв. иск-ва, когда в нём есть хотя бы начатки образного осмысления мира.

С древнейших времён И. п. участвуют в обработке и оформлении предметной среды человека, в создании «второй природы», зачастую, особенно на ранних стадиях истории, сливаясь с материальным произв-вом. Собств. художеств. начало тесно переплетается с внеэстетич. моментами — производств., бытовыми, относящимися к разл. формам социальных ритуалов и идеологич. функций. К примеру, храмы — это здания, где отправляется определ. культ, театр — место, куда собираются зрители, чтобы смотреть театр. представления. Эстетич. качества сооружения неотъемлемы от его практич. функции, поскольку в неё входит и духовно-эстетич. выразительность здания. Жильё превращается во «дворец», когда появляется необходимость выявить идею социальной дистанции. Декор.-прикл. иск-во, до 19 в. существовавшее только в форме художеств. ремесла — изготовление предметов произв-ва, быта и т. д., прежде чем быть иск-вом, выступает в своей практич. функции. Правда, художеств. обработка утвари, оружия, объектов обществ.-гос. или религ. ритуала зачастую оказывается неотъемлемой особенностью их полноценного социального функционирования; микенские кинжалы (см. Эгейское искусство), золотые декор. бляхи скифов, сасанидские блюда (см. Иран), «шапка Мономаха», кит. фарфор, япон. лаки должны были обладать высокими эстетич. качествами, чтобы отвечать своему практич. назначению.

Становление И. п. в недрах материального произ-ва происходит ещё в первобытном обществе. Уже тогда предметы, создаваемые рукой человека, наделяются магич. или религ. смыслом, в к-ром проступают начатки чувственно-конкретного осознания действительности. Уже в древности постепенно совершается обособление таких видов И. п., как скульптура и живопись, от непосредств. связи с материальным производством. В античном искусстве не только изобразит. творчество, но и арх-ра обретают большую полноту и свободу развития своего эстетич. содержания. Вместе с тем сохраняется их органич. связь со всеми сферами художеств. обработки материальной среды, что выражается в высокой мере единства стиля во всём предметном окружении человека — от монумент. зодчества и статуарной пластики до бытовой утвари, одежды и т. д. В антич. иск-ве впервые был эстетически осознан образ совершенного, гармонично развитого человека, возникли классич. формы его пластич. воплощения. То, что антич. иск-во имело в качестве своей почвы и арсенала мифологию, ещё более способствовало прогрессу в эстетич. освоении мира, поскольку сама мифология есть «…бессознательно-художественная переработка природы…» (К. Маркс, см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 737). Столь же велика роль мифологии в И. п. древнего Востока (Египет, Китай, Индия, Иран и др.).

В раннем средневековье как в Европе, так и в Азии вновь наблюдается более тесное срастание И. п. с ремеслом и материальным произ-вом. К этому присоединяется господство религ. идеологии, ограничивающее в известном смысле непосредственное эстетич. освоение мира. Вместе с тем ср.-век. эпоха отмечена крупными завоеваниями в эстетич. освоении новых сторон действительности и в первую очередь внутр. мира человека. В ср. века сохраняется монолитность художеств. стиля (см. Романский стиль, Готика): живопись и пластика живут в органич. единстве с арх-рой, декор.-прикл. иск-вом, со всей материальной культурой времени. Напр., византийская мозаика эстетически созвучна архит. формам интерьера и его убранства и, в свою очередь, сама является важным элементом формирования архит. образа.

Эпоха Возрождения с её сильно развитым разделением труда принесла с собой важнейший перелом в судьбах И. п. в Европе: они окончательно превращаются в собственно художеств. деятельность. В сознании современников живопись, скульптура, зодчество становятся «свободными художествами», наряду с поэзией и музыкой, а религ. образы наполняются светским содержанием.

Обособление И. п. в самостоят. область художеств. деятельности, обращение художников к реальной действительности решительно раздвинули границы эстетич. познания. Мир раскрылся мастерам иск-ва в невиданном прежде богатстве и многообразии, что повлекло за собой расширение возможностей изобразит. иск-ва. Отделение скульптуры и особенно живописи от зодчества выдвинуло на первый план станковые формы иск-ва, всё более насыщавшиеся реальным жизн. содержанием и активно включавшиеся в социально-политич. борьбу. Этот процесс повлёк за собой разрушение стилистич. и идейной целостности всей совокупности видов И. п., исчезновение характерного для них в древности и ср. века эстетического единства, упадок художеств. ремёсел. Лишь в нар. тв-ве в слаборазвитых в пром. отношении странах сохранялись традиции художеств. целостности предметной среды. В 19 в. изменился характер эволюции И. п. Вместо медленной смены стилей имело место динамич. чередование разл. направлений и школ. С сер. 19 в. гл. особенностью ар-ры и декор.-прикл. иск-ва становятся тенденции эклектизма, а изобразит. тв-ва — смена, борьба и сосуществование разл. художеств. течений. И. п. приобретают новые возможности эстетич. осмысления разнообразных сторон реальной действительности и участия в обществ. борьбе. Мощное развитие получают живопись и графика романтизма и критич. реализма. Первенствующая роль изобразит. форм И. п. приводит к сближению живописи и графики со словесными иск-ми, в частности с лит-рой. В образной структуре этих иск-тв важное значение приобретают повествоват. фабула, стремление к раскрытию сложных социальных конфликтов.

Исторически изменяются взаимоотношения структурных элементов произведения. В древности и ср.-века открыто выявляются конструктивно-композиц. построение и эмоц. выразительность формы. Чёткая пластич. ритмика греч. статуй, линейная мелодичность и цветовая экспрессия ср.-век. иконописи легко схватываются глазом. Изобразит. начало находится здесь либо в гармонич. равновесии с пластич. экспрессией формы, как в др.-реч. иск-ве, либо уступает последней главенствующее место в выявлении внутр. содержания образа, как, напр., иск-ве раннего средневековья.

В иск-ве Возрождения целостность и свобода воспроизведения реального мира во всей его жизненности органически сочетаются с ясностью пластич. конструкции и выразительностью форм. У мастеров 17 в. сохраняется тот же принцип. Усиливающееся стремление к достижению «эффекта присутствия» приводит в иск-ве 19 в. к тому, что на первый план выдвигается изобразит. начало, а конструктивно-композиц. логика и выразительность формы существуют как бы в скрытом виде. Но от этого роль последних в произведении отнюдь не исчезает. В реалистических полотнах XIX в. нетрудно обнаружить прочную линейную и пространств. конструкцию. Цвет в картинах крупных мастеров реализма имеет не только изобразит., но и эмоц. функции.

В кон. 19 в. вновь усиливается стремление к возрождению стилистич. единства И. п. Стиль «модерн» в арх-ре и декор.-прикл. иск-ве представляет собой первую попытку вернуться к синтетич. пониманию пластич. культуры, к единому «большому» стилю, в который органически входят и монумент. живопись, и архитектонически продуманная скульптура, и вся область художеств. обработки материальной среды. Мн. крупные мастера обращаются к работе в области декор.-прикл. иск-ва. Эти поиски сопровождаются оживлением принципа открытого конструирования и преобладания выразит. функции формы.

В 20 в. вся система И. п. претерпевает глубокие изменения. В них отражается сложность обществ. жизни эпохи кризиса империализма, грандиозных революц. потрясений, утверждения нового, социалистич. строя. Никогда прежде художеств. процесс не поляризировался так резко. Кризис бурж. культуры обусловливает всё более углубляющийся распад пластич. мышления, уводящий либо в чисто формальное экспериментирование (в к-ром односторонне и гипертрофированно могут заостряться отдельные стороны и грани художеств. выразительности формы), либо в крайний эстетич. субъективизм, в конечном счёте приводящий к окончат. разрыву связи иск-ва с действительностью и разрушению целостности художеств. сознания (см. Авангардизм, Модернизм).

Но в И. п. в 20 в. возникают и утверждаются также мн. плодотворные тенденции. Опираясь на гигантский размах тех. прогресса, арх-ра развивает новые тектонически-конструктивные и эстетич. принципы, реализующиеся как в отд. сооружениях, так и в больших градостроит. комплексах. Возникают новые виды и формы И. п. (фотомонтаж и пр.). Значительно расширяется сфера применения труда художника. И. п. вновь раздвигают свои границы: складывается новая массовая художеств. культура, проявляющаяся в художеств. конструировании, оформительском искусстве, полиграфии и т. д. Она вытесняет из повседневной практики масс традиц. художеств. ремёсла, дожившие до нашего времени в ряде стран гл. обр. в форме народного творчества и народных художественных промыслов. Контакты И. п. с обществ. жизнью в передовом иск-ве 20 в. становятся всё более непосредственными; об этом, в частности, свидетельствует интенсивное развитие собственно политических жанров (плакат, карикатура, газетно-журн. графика).

Мощный подъём переживают в 20 в. реалистич. направления в И. п. В них вырабатывается ряд новых образных и формальных принципов, обогащающих идейно-художеств. содержание произв. иск-ва. В искусстве социалистического реализма особенно непосредственной становится связь с совр. социальной борьбой. Реалистич. иск-во обретает открытую идейную целеустремлённость (см. Партийность), отвечающую эпохе решительного противоборства двух систем - капитализма и социализма. Жизнь и ист. судьбы нар. масс, революц. события, глубокое, зачастую философски опосредованное осмысление всемирно-ист. перелома в истории человечества, места отд. личности в глобальных социальных процессах входят в круг интересов И. п. Соответственно кристаллизуется новая образная структура; формируются иные, чем прежде, связи искусств пластических с действительностью, видоизменяется соотношение места и роли отд. видов художеств. тв-ва. Наряду с традиц. системой создания «эффекта присутствия» получают распространение разл. формы условно-поэтич. интерпретации мира и соответствующая им художеств. стилистика.

Стремление к возрождению целостности и органичности пластич. мышления ведёт к сближению зодчества, изобразит. иск-в и художеств. обработки предметной среды. Возникает тяготение к синтетичности художеств. тв-ва. Намечаются связи И. п. с др. родами художеств. деятельности; большое влияние на зрительно-пластич. культуру современности оказывают кино и телевидение. С др. стороны, роль И. п. в образной структуре совр. театр. и киноиск-ва решительно возрастает, рождаются «гибридные» формы (напр., мультипликац. фильмы). Т. о., вместе с возникновением новых форм И. п. вырастает значение последних в художеств. культуре человечества.

Лит.: Дмитриева Н., Изображение и слово, М., 1962; Земпер Г., Практическая эстетика, (пер. с нем.), М., 1970; Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, М., 1970.

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018