Ярослав Гашек. Собрание сочинений. 1983

Анатолий Фукс — личный сайт

Обложка, том 1

Авантитул и титульный листы

Том 6. Стр. 198—199. — взводный Фукс

Портрет Ярослава Гашека работы Й. Лады. (1953).

ЯРОСЛАВ ГАШЕК

 

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

В ШЕСТИ ТОМАХ

 

Редакционная коллегия: Востокова С. И., Никольская С. В., Севастьянова А. И.

Иллюстрации Йозефа Лады

 

Москва. «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА» 1983

Тираж 150 000 экз.

 

Том 1. Рассказы. 1901—1908. / Пер. с чеш. Сост. и вступ. статья С. Никольского; Примеч. Р. Пытлика. 1983. 495 с. Цена 2 р. 70 к.

В первый том Собрания сочинений крупнейшего чешского писателя Ярослава Гашека вошли рассказы и бытовые юморески, написанные в 1901—1908 годах. Издание приурочено к 100-летию со дня рождения писателя.

Том 2.  Рассказы; Политические памфлеты; Очерки, 1909— 1912 гг. Пер. с чеш. Сост. С. Никольского; Примеч. С. Востоковой. 1983. 559 с. Цена 2 р. 90 к.

Во второй том Собрания сочинений крупнейшего чешского писателя Ярослава Гашека (1883—1923) вошли рассказы и фельетоны, написанные в 1909—1912 годах.

Том 3. Рассказы; Политические памфлеты; Очерки; 1913—1917 гг. Пер. с чеш. / Примеч. С. Востоковой. 1984. — 479 с., ил. Йозефа Лады. Цена 2 р. 80 к.

В третий том Собрания сочинений крупнейшего чешского писателя Ярослава Гашека (1883—1923) вошли рассказы, путевые очерки, политические памфлеты 1913—1917 гг., юморески из книг «Бравый солдат Швейк и другие рассказы» (1912), «Гид для иностранцев и другие сатиры» (1913).

Том 4. Рассказы; Памфлеты; Очерки. 1918—1922 гг. Пер. с чеш. / Примеч. С. Востоковой; 1984. — 447 с., ил. Цена 2 р. 60 к.

В четвертый том вошли рассказы, памфлеты и очерки, написанные Я. Гашеком в России и после возвращения на родину в 1918—1922 гг. Произведения отражают сложную международную обстановку тех лет, быт и нравы буржуазной Чехословацкой республики.

Том 5. Книга памфлетов: Политическая и социальная история партии умеренного прогресса в рамках закона; Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны: Роман: Ч. I. Пер. с чеш. / Примеч. О. Малевича и П. Богатырева; Худож. Йозеф Лада. 1984. — 471 с., ил. Цена 2 р. 70 к.

В пятый том включена книга «Политическая и социальная история партии умеренного прогресса в рамках закона», — памфлеты на буржуазные выборы, шутливые истории, юмористические портреты деятелей партии умеренного прогресса и друзей писателя, а также хорошо известный советским читателям «Похождения бравого солдата Швейка» (часть I).

Том 6. Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны: Роман: Ч. 2, 3, 4: Пер. с чеш. / Примеч. П. Богатырева; 1985. — 559 с., ил. Цена 3 р. 40 к.

В шестой том вошли вторая, третья и четвертая (незаконченная) части прославленного романа Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» (1921—1923).

 

ЯРОСЛАВ ГАШЕК

Время чем дальше, тем полнее выявляет подлинные масштабы творчества Ярослава Гашека, одного из крупнейших писателей XX века. В наши дни стало уже привычным встречать имя чешского юмориста и сатирика рядом с именами Аристофана, Сервантеса и Рабле. «Похождения бравого солдата Швейка» пользуются широкой популярностью во всех уголках нашей планеты. Образ Швейка вошел в галерею самых известных образов мировой литературы. Понятие «швейковщина» сделалось нарицательным подобно понятиям «донкихотство», «гамлетизм», «обломовщина», «хлестаковщина» и т. п. Созданный Гашеком новый комический тип оказался настолько выразительным и впечатляющим, что иногда к образу Швейка даже обращаются другие писатели, делая его героем своих произведений, перенося его в иную эпоху и среду, в другую обстановку, включая в новые сюжеты. Известна пьеса Брехта, который изобразил находчивого и неуязвимого Швейка в столкновении с гитлеризмом. Немало рассказов о Швейке было написано советскими писателями во время Великой Отечественной войны. В мировой литературе редко встречаются герои, имеющие подобное «бытование», подобную судьбу, чем-то похожую на судьбы фольклорных героев. Роман Гашека вообще какими-то сторонами близок народной эпике. В литературе XX века трудно назвать другое произведение, в котором царила бы такая же мощная стихия народного смеха. Аналогии отыскиваются скорее в искусстве Ренессанса, когда рождались комические эпопеи Сервантеса и Рабле, уходящие своими корнями в вековые платы народного юмора.

В чем же секрет этого удивительного таланта?

Гашек меньше всего походил на «кабинетного» писателя, проводящего время над рукописями за письменным столом. Не только письменного стола, но и постоянного жилища на протяжении большей части жизни он вообще не имел. Ему доводилось писать и в шалаше, и на квартире у приятеля, и в шумной редакционной комнате, и в трамвае, и в переполненном кафе. И казалось, он вовсе не испытывал от этого неудобств. Писал он легко и быстро, словно не испытывал от этого неудобств. Писал он легко и быстро, словно шутя и как будто не утруждая себя. Рукописей почти не правил. Только что сочиненные страницы «Швейка» сразу пересылались в издательство, а себе автор оставлял всего несколько строк, чтобы помнить, на чем остановился.

Создается впечатление, что Гашеку незнакомы были муки слова, да и само это понятие вызывало у него скорее насмешливо-ироническое отношение...

С. Никольский

 

ССЫЛКА


 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018