Ярослав Мудрый — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

Яросла́в Влади́мирович (в поздней историографической традиции Яросла́в Му́дрый; ок. 978 — 20 февраля 1054, Вышгород) — князь ростовский (987—1010), князь новгородский (1010—1034), великий князь киевский (1016—1018, 1019—1054)... Википедия

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (978—1054), князь киевский 1019—54, сын Владимира Святославича (в). Выдающийся государственный деятель, годы правления которого являлись временем расцвета Древнерусского государства, усиления его международного положения. При Ярославе Мудром была составлена древнейшая часть «Русской правды (р)».

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (около 978—1054), великий князь киевский (1019). Сын Владимира I. Изгнал Святополка (с), боролся с братом Мстиславом (м), разделил с ним государство (1026), в 1036 вновь объединил его. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи с многими странами Европы. При нём составлена Русская правда.

 

Проф. С. Ѳ. Платоновъ. Сокращенный курсъ Русской исторiи для средней школы. Изданiе второе, съ 8 картами. Складъ изданiя у Я. Башмакова и Ко. Петроградъ. 1915

§ 16. Князь Ярославъ Мудрый. Послѣ смерти Владимира Святого (1015) на Руси возникли княжескiе междоусобiя. Старшiй сынъ Владимира Святополкъ, занявъ Кiевскiй «стилъ», стремился истребить своихъ братьевъ. Двое изъ нихъ, князья Борисъ и Глѣбъ, были застигнуты убiйцами врасплохъ и не думали противиться старшему брату. Ихъ мученическая смерть и ихъ нравственная правота возбудили противъ Святополка общее негодованiе и вызвали благоговѣйное почтенiе къ памяти погибшихъ. Церковь причла ихъ къ лику святыхъ и въ древней Руси князья-страдальцы стали примѣромъ братолюбiя и кротости. (Святополкъ же за братоубiйство былъ уподобенъ каину и получилъ прозванiе Окаяннаго). Уцѣлѣвшiй братъ Святополка Ярославъ, бывшiй в Новгородѣ, пошелъ на Святополка войною, одолѣлъ Святополка и утвердился въ Кiевѣ, а Святополкъ погибъ гдѣ-то въ изгнанiи. У Ярослава оставался однако въ живыхъ послѣднiй братъ — Мстиславъ, княжившiй въ Тмутаракани. Между нимъ и Ярославомъ вспыхнула война, послѣдствiемъ который былъ раздѣлъ государства: Кiевъ и земли къ западу отъ Днѣпра получилъ Ярославъ; Черниговъ и земли къ востоку отъ Днѣпра получилъ Мстиславъ. И только послѣ смерти Мстислава Ярославу удалось возстановить единовластiе въ Русской землѣ (1034).

Ярославъ прiобрѣлъ на Руси большую славу и любовь; за его умъ и начитанность ему дали прозвище Мудраго. Ярославъ очень любить читать книги и собирать ихъ. Для него переводили книги съ греческаго языка и покупали книги славянскiя. Собранiе книгъ, устроенное Ярославомъ при главномъ Кiевскомъ храмѣ св. Софiи Премудрости Божiей, служило на пользу общую и было доступно всѣмъ любившимъ книжную мудрость. Ярославъ, по словамъ лѣтописца, «насѣялъ книжными словесами сердца вѣрныхъ людей»: онъ устраивалъ школы, строилъ церкви и приказалъ духовенству учить людей, наставляя ихъ въ новой христiанской вѣрѣ. Такъ Ярославъ являлся просвѣтителемъ Руси.

Онъ былъ и ея крѣпкимъ защитникомъ, дѣятельно охраняя границы государства отъ внѣшнихъ враговъ. Ему удалось между прочимъ на-голову разбилъ печенѣговъ и навсегда отогналъ ихъ отъ Кiева 1).

Кiевское государство при Ярославѣ несомнѣнно окрѣпло и процвѣтало. Ярославъ обладалъ большими богатствами, позволявшими ему предпринимать обширныя и великолѣпныя постройки (§ 15). Въ Кiевѣ онъ выстроилъ замѣчательный храмъ св. Софiи и нѣсколько другиъ каменныхъ храмовъ и монастырей. Въ Новгородѣ при немъ начали строить также храмъ св. Софiи. Для своихъ построекъ Ярославъ выписывалъ изъ Грецiи мастеровъ и строительные матерiалы и не щадилъ на это средствъ: Cофjйская церковъ въ Кiеве была однимъ изъ самыхъ богатыхъ и прекрасныхъ сооруженiй во всей Европы. Торговля Руси при Ярославѣ связывала Кiевъ почти со всѣми странами Европейскаго юга и запада. Ярославъ посылалъ своихъ пословъ и купцовъ во всѣ страны средней Европы. Съ дружественными правителями даже отдаленныхъ государствъ Кiевскiй князь вступалъ въ родственныя связи 2). Такимъ образомъ Русь при Ярославѣ вошла въ составъ европейскихъ государствъ и городъ Кiевъ получилъ значенiе одного изъ крупныхъ европейскихъ центровъ, которому принадлежало торговое посредство между европейскими рынками и востокомъ.

1) Главныя массы печенѣговъ вскорѣ послѣ этого ушли на Балканскiй полуостровъ; тѣ же изъ нихъ, которые остались въ Русскихъ степяхъ, на границе Кiевскаго государства, признали власть русскихъ князей и были замирены. Вмѣстѣ съ другими мелкими кочевыми племенами торковъ они составили полуосѣдлое инородческое населенiе по рѣкѣ Роси (правый притокъ Днѣпра) и съ той поры получили у русскихъ людей названiе "черные клобуки" (каракалпаки) по своимъ чернымъ мѣховымъ шапкамъ. Значенiе этой побѣды Ярослава надъ печенѣгами не было помрачено даже неудачею предпринятого при немъ набѣга на Византiю (1043).

2) Самъ Ярославъ былъ женатъ на шведской королевнѣ Ингигердѣ (Иринѣ); три его сына женились на дочеряхъ германскихъ владѣтелей; дочери его вышли замужъ за королей французскаго, венгерскаго и норвежскаго, наконецъ, четвертый его сынъ Всеволодъ былъ женатъ на родственнице византiйскаго императора Константина Мономаха.

 

Назаренко А. В. ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2018); https://bigenc.ru/domestic_history/text/4920162

ЯРОСЛА́В ВЛАДИ́МИРОВИЧ Муд­рый (в кре­ще­нии Ге­ор­гий) [978/979 – 19(или 20).2.1054, Вы­шго­род близ Кие­ва], князь ки­ев­ский (1016–18, 1019–54), рус. свя­той. Из ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей. Сын кн. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча от по­лоц­кой княж­ны Рог­не­ды; отец Изя­сла­ва Яро­сла­ви­ча, Свя­то­сла­ва Яро­сла­ви­ча, Все­во­ло­да Яро­сла­ви­ча.

Ярослав Владимирович Мудрый. Скульптурная реконструкция по черепу. Автор М. М. Герасимов. Лаборатория пластической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН имени Н. Н. Миклухо-Маклая (Моск...

При рас­пре­де­ле­нии стар­ших сы­но­вей ки­ев­ско­го кн. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча по сто­лам (ок. нач. 990-х гг.) по­лу­чил в дер­жа­ние Рос­тов, а по­сле смер­ти стар­ше­го бра­та Вы­ше­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча пе­ре­шёл в Нов­го­род. Во вре­мя нов­го­род­ско­го кня­же­ния ос­но­вал г. Яро­славль. По-ви­ди­мо­му, в 1010-х гг. в Нов­го­ро­де про­изош­ла пер­вая ко­ди­фи­ка­ция обыч­но­го др.-рус. пра­ва в Прав­де Яро­сла­ва (см. в ст. Рус­ская прав­да). В 1014, оче­вид­но, в свя­зи с на­ме­ре­ни­ем от­ца ос­та­вить ки­ев­ский стол од­но­му из млад­ших сы­но­вей – Бо­ри­су, Я. В. при­мер­но од­но­вре­мен­но с си­дев­шим в Ту­ро­ве Свя­то­пол­ком Вла­ди­ми­ро­ви­чем вы­шел из по­ви­но­ве­ния ки­ев­ско­му кня­зю, от­ка­зав­шись пла­тить уроч­ную дань Кие­ву. По­сле смер­ти от­ца (15.7.1015) на­чал борь­бу с во­кня­жив­шим­ся в Кие­ве Свя­то­пол­ком, вы­сту­пив в ка­че­ст­ве мсти­те­ля за убий­ст­во им млад­ших брать­ев – Бо­ри­са и Гле­ба. За­няв Ки­ев по­сле по­бе­ды в сра­же­нии у Лю­бе­ча в 1016, Я. В. пы­тал­ся ней­тра­ли­зо­вать Свя­то­пол­ка Вла­ди­ми­ро­ви­ча и его тес­тя, польск. кн. Бо­ле­сла­ва I Храб­ро­го, по­сред­ст­вом сою­за с герм. имп. Ген­ри­хом II. Ле­том 1017 вёл без­ус­пеш­ные во­ен. дей­ст­вия в рай­оне Бе­ре­стья (ны­не Брест). 22.7.1018 по­тер­пел по­ра­же­ние от войск Бо­ле­сла­ва I в бит­ве у г. Во­лынь на р. Буг (Зап. Буг) и бе­жал в Нов­го­род. За­ру­чив­шись под­держ­кой швед. ко­ро­ля Ола­фа Шёт­ко­нун­га [в 1019 Я. В. же­нил­ся (ве­ро­ят­но, 2-м бра­ком) на его до­че­ри Ин­ги­герд (Ин­ге­герд; в кре­ще­нии Ири­на)] и, ви­ди­мо, англ. и дат. ко­ро­ля Кну­да Ве­ли­ко­го, вер­нул се­бе ки­ев­ский стол в 1019, в том же го­ду раз­бил вой­ско Свя­то­пол­ка на р. Аль­та. В 1021 ула­дил от­но­ше­ния с пле­мян­ни­ком, по­лоц­ким кн. Бря­чи­сла­вом Изя­сла­ви­чем, пе­ре­дав ему Ви­тебск и Ус­вят. В 1020-е гг. вы­сту­пал сто­рон­ни­ком сдер­жи­ва­ния экс­пан­сии Кну­да Ве­ли­ко­го, под­дер­жи­вал тес­тя – ко­ро­ля Ола­фа Шёт­ко­нун­га и норв. ко­ро­ля Ола­фа Ха­ральд­ссо­на Свя­то­го. Ок. 1024 по­да­вил вы­сту­п­ле­ние вол­хвов в Суз­да­ле. В 1024 ока­зал­ся втя­нут в кон­фликт с млад­шим бра­том Мсти­сла­вом Вла­ди­ми­ро­ви­чем Храб­рым, ко­то­рый осе­нью 1024 на­нёс вой­ску Я. В. по­ра­же­ние. В 1026 в Го­родце (воз­мож­но, Го­род­це-Ос­тер­ском) бра­тья за­клю­чи­ли со­гла­ше­ние о раз­де­ле Др.-рус. гос-ва по р. Днепр (Я. В. ус­тупил Мсти­сла­ву Храб­ро­му Чер­ни­гов и зем­ли по ле­во­му бе­ре­гу Днеп­ра). Ста­би­ли­за­ция внут­ри­по­ли­тич. си­туа­ции по­зво­ли­ла Я. В. пе­рей­ти к ак­тив­ным внеш­не­по­ли­тич. дей­ст­ви­ям. В 1030 бы­ла по­ко­ре­на эст. чудь, на её зем­лях ос­но­ван г. Юрь­ев (на­зва­ние от кре­стиль­но­го име­ни Я. В.; ны­не Тар­ту, Эс­то­ния), в 1030–1031 от­воё­ва­ны (совм. с Мсти­сла­вом Храб­рым) Чер­вен­ские го­ро­да (за­хва­чен­ные Бо­ле­сла­вом I в 1018). В сою­зе с герм. имп. Кон­ра­дом II Я. В. вме­шался в польск. де­ла, в 1031 спо­соб­ст­во­вал свер­же­нию польск. ко­ро­ля Меш­ко II (вос­ста­нов­лен на тро­не в 1032), в 1038/39 – воз­вра­ще­нию на пре­стол его сы­на Ка­зи­ми­ра I, ко­то­ро­го под­дер­жи­вал и в даль­ней­шем (по­хо­ды на Ма­зо­вию в 1040-е гг., за­клю­че­ние бра­ков Ка­зи­ми­ра I с се­ст­рой Я. В., Доб­ро­не­гой-Ма­ри­ей, и се­ст­ры Ка­зи­ми­ра I Гер­тру­ды с сы­ном Я. В., Изя­сла­вом, в 1-й пол. 1040-х гг.). Ук­ре­пил гра­ни­цу Др.-рус. гос-ва по р. Рось, ос­но­вав там в 1030-х гг. ряд кре­по­стей [в т. ч. Юрь­ев (ны­не на его мес­те г. Бе­лая Цер­ковь)]; в 1036 одер­жал ре­ши­тель­ную по­бе­ду над пе­че­не­га­ми.

Смерть не имев­ше­го на­след­ни­ков Мсти­сла­ва Храб­ро­го (1036) сде­ла­ла Я. В. «еди­но­вла­ст­цем» на Ру­си, от­крыв пе­ри­од ак­тив­но­го и все­сто­рон­не­го гос. и куль­тур­но­го строи­тель­ст­ва. В Кие­ве бы­ли воз­ве­де­ны сте­ны «го­ро­да Яро­сла­ва», мно­го­крат­но пре­вы­сив­ше­го раз­ме­ры су­ще­ст­во­вав­ше­го там «го­ро­да Вла­ди­ми­ра», с мо­ну­мен­таль­ны­ми Зо­ло­ты­ми во­ро­та­ми, ка­мен­ны­ми хра­ма­ми – ка­фед­раль­ным Со­фий­ским со­бо­ром, мо­на­стыр­ски­ми со­бо­ра­ми Св. Ге­ор­гия и Св. Ири­ны; на­чал сис­те­ма­тич. дея­тель­ность со­фий­ский скрип­то­рий, соз­да­ва­лись пер­вые др.-рус. пе­ре­во­ды греч. лит-ры, а так­же па­мят­ни­ки ори­ги­наль­ной пись­мен­но­сти («Сло­во о за­ко­не и бла­го­да­ти» митр. Ила­рио­на и др.), в т. ч., по-ви­ди­мо­му, и ис­то­рио­гра­фи­че­ские. Был при­нят но­вый Цер­ков­ный ус­тав (см. в ст. Кня­же­ские ус­та­вы 10–12 вв.). Я. В. рас­ши­рил сеть епар­хий Рус. церк­ви (ско­рее все­го, во 2-й пол. 1040-х гг.), при нём от­кры­ты ка­фед­ры в Ту­ро­ве, во Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском, в Рос­то­ве и Пе­ре­яс­лав­ле (Рус­ском). Во 2-й пол. 1040-х гг. – 1050/51 (по наи­бо­лее обос­но­ван­ной да­ти­ров­ке) про­изош­ла офиц. ка­но­ни­за­ция свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба.

По­ли­тич. струк­ту­ра Др.-рус. гос-ва при Я. В. со­от­вет­ст­во­ва­ла тра­диц. мо­де­ли: в круп­ней­ших го­ро­дах (за ис­клю­че­ни­ем По­лоц­ка) на­ме­ст­ни­ча­ли под­рос­шие сы­но­вья Я. В.: стар­ший Вла­ди­мир – в Нов­го­ро­де (с 1036), Изя­слав – в Ту­ро­ве, Свя­то­слав и Все­во­лод, ве­ро­ят­но, во Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском и Рос­то­ве. В Нов­го­ро­де с 1045 строи­лись но­вые ка­мен­ные гор. ук­ре­п­ле­ния и ка­фед­раль­ный Со­фий­ский со­бор.

Рас­строй­ство рус.-герм. сою­за в 1042 со­про­во­ж­да­лось на­прав­лен­ным про­тив герм. имп. Ген­ри­ха III сбли­же­ни­ем Я. В. с венг. ко­ро­лём Абой Ша­му­элем (1042–1044), а за­тем (с 1046) тес­ным сою­зом с венг. ко­ро­лём Эн­д­ре I, же­на­тым на до­че­ри Я. В. (её имя, Ана­ста­сия, со­дер­жит­ся толь­ко в позд­них ис­точ­ни­ках). В 1043 по не впол­не яс­ным при­чи­нам Я. В. всту­пил в вой­ну с Ви­зан­ти­ей. В том же го­ду рус. флот был в зна­чит. сте­пе­ни унич­то­жен бу­рей, а за­тем – гре­че­ским ог­нём, при­ме­нён­ным про­тив­ни­ком. За­клю­чён­ный в 1045/46 мир был скре­п­лён бра­ком сы­на Я. В., Все­во­ло­да, с род­ст­вен­ни­цей (воз­мож­но, до­че­рью) ви­зант. имп. Кон­стан­ти­на IX Мо­но­ма­ха и имел след­ст­ви­ем со­гла­сие пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Ми­хаи­ла Ки­рул­ла­рия на по­став­ле­ние в ки­ев­ские ми­тро­поли­ты кан­ди­да­та Я. В. – ру­си­на Ила­рио­на (1051). Ок. 1044–45 Я. В. вы­дал дочь Ели­за­ве­ту за­муж за ко­ро­ля Нор­вегии (1046–66) Ха­раль­да Су­ро­во­го, а ок. 1050 дру­гую дочь, Ан­ну, – за франц. ко­ро­ля Ген­ри­ха I.

Слож­ный раз­дел Др.-рус. гос-ва по за­ве­ща­нию Я. В. ме­ж­ду пя­тью сы­новь­я­ми пре­сле­до­вал цель соз­да­ния ста­биль­но­го сень­о­ра­та (ус­вое­ние оп­ре­де­лён­ных по­ли­тич. пре­ро­га­тив в об­ще­го­су­дарств. мас­шта­бе за стар­шим из Яро­сла­ви­чей – ки­ев­ским кн. Изя­сла­вом Яро­сла­ви­чем), что ста­ло на­ча­лом от­хо­да от обыч­ной прак­ти­ки рав­ных раз­де­лов.

Я. В. по­хо­ро­нен в Со­фий­ском со­бо­ре в Кие­ве. Ка­но­ни­зи­ро­ван РПЦ, день па­мя­ти – 20 февр. ст. ст. Фи­гу­ра Я. В. по­ме­ще­на на па­мят­ни­ке «Ты­ся­че­ле­тие Рос­сии» в Вел. Нов­го­ро­де (1862, ав­тор про­ек­та – М. О. Ми­ке­шин), па­мят­ни­ки ему ус­та­нов­ле­ны в Яро­слав­ле (1993, скульп­тор О. К. Ко­мов), а так­же в ря­де го­ро­дов Ук­раи­ны, в т. ч. в Бе­лой Церк­ви (1983, скульп­тор М. В. Кон­стан­ти­но­ва) и Кие­ве (1997, по про­ек­ту И. П. Ка­ва­ле­рид­зе).

Про­зван Я. В. Муд­рым (в Ипать­ев­ской ле­то­пи­си – «ве­ли­кыи пре­муд­рыи»), что ус­той­чи­во про­сле­жи­ва­ет­ся в ис­то­рио­гра­фии толь­ко с 20 в. Ги­по­те­зы о том, что Я. В. яв­лял­ся ор­га­ни­за­то­ром убийств брать­ев и об ос­но­ва­нии при нём ми­тро­по­лии, в совр. ис­то­рио­гра­фии от­кло­не­ны.

Лит.: Крат­кие со­об­ще­ния о док­ла­дах и по­ле­вых ис­сле­до­ва­ни­ях Ин­сти­ту­та ис­то­рии ма­те­ри­аль­ной куль­ту­ры. Л., 1940. Т. 7; На­за­рен­ко А. В. Древ­няя Русь на ме­ж­ду­на­род­ных пу­тях. М., 2001; он же. Древ­няя Русь и сла­вя­не. М., 2009; он же. Дос­то­вер­ные го­до­вые да­ты в ран­нем ле­то­пи­са­нии и их зна­че­ние для изу­че­ния древ­не­рус­ской ис­то­рио­гра­фии // Древ­ней­шие го­су­дар­ст­ва Вос­точ­ной Ев­ро­пы. 2013 г. М., 2016; Яро­слав Муд­рый и его эпо­ха. М., 2008; Ми­хе­ев С. М. «Свя­тополкъ сэде в Ки­евэ по от­ци»: Усо­би­ца 1015–1019 го­дов в древ­не­рус­ских и скан­ди­нав­ских ис­точ­ни­ках. М., 2009; Кар­пов А. Ю. Яро­слав Муд­рый. 3-е изд. М., 2010; То­лоч­ко П. П. Яро­слав Муд­рый. М., 2011.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ (ум. 1015), великий князь киевский (прибл. с 978). С 970 княжил в Новгороде. Многочисл. походы В. С. (в 981 — на Польшу, в 982 — на вятичей, в 983 — на ятвягов, в 984 — на радимичей, в 985 — на болгар, печенегов) укрепили единство и мощь Киевской Руси. При В. С. был построен ряд крепостей на юж. рубежах Киевской земли; Киев обнесён новыми укреплениями и украшен каменными зданиями. Оказал воен. помощь визант. имп. Василию II; женился на его сестре Анне, принял христианство (ок. 988) и энергично насаждал в народе новую веру (см. Крещение Руси) как идеологию, наиболее соответствовавшую классовым интересам феодалов.

МСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ ХРАБРЫЙ (ум. 1036), князь Тмутараканский, сын Владимира Святославича. Основатель самостоятельного Тмутараканского княжества. В 1016 боролся с хазарами. В 1022 подчинил своей власти косогов.

«РУССКАЯ ПРАВДА», свод феод. права Киевской Руси 11—12 вв. Основные источники «Р. п.»: обычное право, княжеское законодательство, судебная практика. Нормы «Р. п.» легли в основу Псковской и Новгородской судных грамот, а также украинского, белорусского и литовского права. «Р. п.» дошла до нас в трёх редакциях: краткой (древней, 11в.), пространной (12 в.) и сокращённой (точная датировка не установлена). Является ценным историч. памятником.

СВЯТОПОЛК Окаянный (около 980—1019), князь Древней Руси, получивший прозвище Окаянного за убийство в междоусобной борьбе за власть своих братьев — князей Бориса Ростовского, Глеба Муромского и Святослава Древлянского. С. княжил в Турове и вёл борьбу за киевский великокняжеский стол.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018