Ярославский. Библия для верующих и неверующих.

Анатолий Фукс — личный сайт

библияБиблия.. стр. 3

 

Емельян Михайлович Ярославский (я)

БИБЛИЯ ДЛЯ ВЕРУЮЩИХ И НЕВЕРУЮЩИХ.

 

Книга талантливого пропагандиста-антирелигиозника раскрывает ненаучный характер библейских сказаний о происхождении мира, солнечной системы, Земли, растений, животных и человека.

Предназначена для широкого круга читателей.

 

ЛЕНИЗДАТ • 1975

400 с. Тираж 200 000 экз. Цена 83 коп.

 

Знаменитая «Библия (б) для верующих и неверующих» Емельяна Ярославского — выдающееся боевое произведение советского атеизма двадцатых годов. Опубликованная в газете «Безбожник» в 1922—1925 годах, она после этого имела 12 изданий, переведена на многие языки, прочитана сотнями тысяч людей.

Автор «Библии для верующих и неверующих» — Емельян Михайлович Ярославский (1878—1943 гг.) был видным деятелем Коммунистической партии Советского Союза, пламенным пропагандистом научного коммунизма, материализма и атеизма. Он активный участник первой русской революции (1905—1907 годов и Великой Октябрьской социалистической революции. В 1921 году Ем. Ярославский — секретарь ЦК партии, в 1923—1924 годах — секретарь Центральной Контрольной Комиссии. Выдающийся партийный публицист и талантливый пропагандист Ем. Ярославский был избран академиком за большую работу в области изучения истории партии и революционного движения.

Он принял активное участие в создании Союза воинствующих безбожников СССР (1925—1947 гг.), был бессменным председателем его Центрального совета, ответственным редактором газеты «Безбожник» (1922—1941 гг.), журнала «Антирелигиозник» (1926—1941 гг.). Ем. Ярославский — автор множества антирелигиозных книг, брошюр и статей.

«Библия для верующих и неверующих» была задумана Ем. Ярославским еще в Якутске, куда его сослали после семи лет каторги за активное участие в революции 1905—1907 годов. Эта книга рождалась во время жарких споров на антирелигиозных диспутах, которые Ем. Ярославский вел в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции с православными священниками, католическими ксендзами, баптистскими пресвитерами, иудейскими раввинами в Москве, Киеве, Минске, Иркутске и других городах. Он вспоминал, что к нему во время этих дискуссий неоднократно обращались рабочие и крестьяне с просьбой опубликовать критический «разбор библии», которые он делал на диспутах. «Меня давно прельщала мысль рассказать попроще и объяснить понятнее, что написано в библии,— писал Ем. Ярославский в декабре 1922 года.— Это — большая и трудная задача... Я попытаюсь шаг за шагом разобрать главнейшие, важнейшие места библии... Я постараюсь дать по возможности полный материал, который пояснил бы верующему такие стороны библии, которые от него ускальзают, ибо взор его отуманен, сознание притуплено религией» 1.

Рационалистическая критика библии, т. е. анализ ее содержания, к которому обращается Ем. Ярославский, была известна за много веков до него. Выдающиеся критики  «священного писания» философы Бенедикт Спиноза, Жан Мелье, Франсуа Вольтер, Поль Гольбах рассматривали его в свете разума и подвергли сокрушительной критике. Многие их последователи опровергали библейские мифы, разоблачали «тайны» возникновения «священного писания», но никому из этих мыслителей не удалось так просто, ясно и убедительно рассказать правду о Ветхом завете, как это сделал Ем. Ярославский.

Причина его успеха — в научности, народности и партийности библейской критики. Ем. Ярославский сочетал марксистское освещение вопросов изучения Ветхого завета с необычайно доступной, яркой формой изложения выводов рационалистической критики «священного писания».

В ответ на письма верующих в редакцию газеты «Безбожник» по поводу его «Библии» Ем. Ярославский в мае 1923 года заявлял: «Мы вовсе не говорим: все в библии — ложь. Мы стремимся лишь дать объяснение, согласно с выводами науки, всему тому набору сказок, преданий, рассказов, которые именуются библией. Против чего мы боремся и бороться будем беспощадно, это, во-первых, против попытки выдавать библию как нечто «священное»: мы показываем библию как творение рук человеческих; во-вторых,— против некритического доверия к тексту библии; в-третьих,— и это самое важное , — мы разоблачаем библию как орудие религиозного обмана; в-четвертых, мы боремся против попытки поработить сознание рабочих и крестьян моралью библейских сказаний-побасенок» 2.

С тех пор как Ем. Ярославский написал «Библию для верующих и неверующих», в советской литературе появилось много книг и брошюр, которые содержат сведения о новейших достижениях исторической  науки в области исследования происхождения Ветхого завета, его мифов, политической роли «священного писания» в современной идеологической борьбы. Однако «Библия для верующих и неверующих» не потеряла своего актуального значения и в наши дни. Книга Ем. Ярославского разоблачает вымыслы всех и всяческих адвокатов «священного писания», от религиозных фанатиков, призывающих в век научно-технической революции верить библейским сказкам, до политических авантюристов-сионистов, пытающихся ссылками на библию оправдывать захват арабских земель в Палестине.

«Библия для верующих и неверующих» помогает понять коренную противоположность научного и религиозного мировоззрений. Эта книга — испытанное оружие атеистического просвещения и воспитания.

М. И. Шахнович, профессор, доктор философских наук

1. Ярославский Ем. Против религии и церкви, т. V. М., 1933, с. 367.

2. Ярославский Ем. Против религии и церкви, т. V., с. 370.

 

ПРИМЕЧАНИЯ


БИБЛИЯ, «священная книга» иудеев и христиан. Разделяется на 2 части — Ветхий завет и Новый завет. Наиболее древняя часть Б.— Ветхий завет — совокупность различных произведений др.-евр. лит-ры и фольклора, обработанных в 5—2 вв. до н. э. духовенством,— составляет «священное писание» иудаизма. Новый завет (2—3 вв. н. э.) принадлежит к произведениям раннехристианской лит-ры. Библейские легенды и предписания используются церковью в интересах эксплуататорских классов для затемнения сознания трудящихся.

ЯРОСЛАВСКИЙ, Емельян Михайлович (1878—1943), один из старейших активных участников рабочего движения в России и виднейших деятелей КПСС. Академик. Родился в Чите в семье ссыльно-поселенцев. В 1898 вступил в РСДРП. Входил в состав Читинского к-та РСДРП. В 1903—05 Я.— член Петербургского к-та партии. В 1905 вёл партийную работу в Одессе, Туле, Костроме, Нижнем Новгороде, Ярославле. Участвовал в работах Таммерфорсской парт. конференции (1905), IV и V съездов партии (1906, 1907). В 1906—07 Я. работал в Москве, Петербурге, на юге России; являлся одним из активнейших работников но созданию военно-боевой организации партии, редактировал газету «Казарма». За революционную деятельность неоднократно подвергался арестам, в 1907 был арестован и приговорён к каторге. После 5-летнего пребывания на каторге был отправлен на поселение в Якутск. В июле 1917 Я. вернулся из ссылки в Москву. Участвовал в работах VI съезда РСДРП(б), был одним из руководителей вооружённого восстания в Москве в окт. 1917. В годы иностр. воен. интервенции и гражд. войны активно работал в области политич. просвещения Красной Армии. В 1920—22 Я. —на парт. работе на Урале и в Сибири. На VIII и IX съездах партии избирался кандидатом, а на X и XI съездах партии — членом ЦК РКП(б). В 1921 был избран секретарём ЦК РКП(б). С 1923 — секретарь партколлегии ЦКК ВКП(б). На XVII съезде партии Я. был избран членом КПК при ЦК ВКП(б), а на XVIII съезде — членом ЦК ВКП(б). С 1937 — депутат Верховного Совета СССР. Я.— автор ряда трудов по истории Коммунистической партии и революц. рабочего движения в России. Лауреат Сталинской премии. Награждён орденом Ленина.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018