Капитал, главный труд К. Маркса

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Капитал-МарксЭнциклопедический Словарь. 1953—1955


«КАПИТАЛ», главный труд К. Маркса, в к-ром открыт экономич. закон движения капиталистич. общества и научно доказана неизбежность его гибели и победы социализма. На широчайшем историч. фоне, на основе огромного фактич. материала К. Маркс показал, как развивается товарное произ-во, как простое товарное произ-во превращается в капиталистическое, как создаются в капиталистич. обществе антагонистич. классы ─ пролетариат и буржуазия, как развиваются антагонистич. противоречия капитализма, делающие неизбежными гибель капиталистич. строя и победу социалистической революции. В «Капитале» К. Маркс показал «всю капиталистическую общественную формацию как живую ─ с ее бытовыми сторонами, с фактическим социальным проявлением присущего производственным отношениям антагонизма классов, с буржуазной политической надстройкой, охраняющей господство класса капиталистов, с буржуазными идеями свободы, равенства и т. п., с буржуазными семейными отношениями» (В. И. Ленин). Создав «Капитал», К. Маркс произвёл переворот в политич. экономии ─ основал научную политич. экономию. К. Маркс открыл двойственный характер труда и разработал учение о прибавочной стоимости, к-рое занимает центральное место в «Капитале». К. Маркс показал, что всё богатство бурж. общества покоится на эксплуатации наёмных рабочих. В ходе капиталистич. эксплуатации растут сила, сплочённость и сознательность пролетариата ─ могильщика капитализма.

«Капитал» имеет огромное значение для революц. борьбы пролетариата, он представляет собой острейшее оружие в борьбе за свержение капиталистич. рабства и построение коммунистического общества. Сам К. Маркс считал, что «Капитал» ─ это «...самый страшный снаряд, который когда-либо был пущен в голову буржуа».

Бурж. наука пыталась вначале замолчать «Капитал», а когда это не удалось, бурж. экономисты стали предпринимать жалкие попытки «опровержения» К. Маркса. Однако великие идеи «Капитала» овладевали всё более широкими массами рабочего класса, всех трудящихся. «Капитал» пользуется необычайной популярностью, он переведён на многие языки мира. Первым иностр. переводом был русский.

«Капитал» состоит из 3 томов. 1-й том (1867, 1-е русское издание 1872) посвящён анализу процесса произ-ва капитала, 2-й (1885) ─ процессу обращения капитала, 3-й (1894) ─ процессу капиталистич. произ-ва, взятого в целом. 2-й и 3-й томы были выпущены Ф. Энгельсом уже после смерти К. Маркса.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


«КАПИТАЛ», главный труд К. Маркса, в к-ром он, применив диалектика-материалистич. методологию исследования, открыл экон. закон развития капитализма, неизбежность его гибели и победы коммунизма. «К,», по определению В.И. Ленина,—«величайшее политико-экономическое произведение». В то же время — выдающееся филос., социол. и ист. исследование. Маркс называл «К.» делом своей жизни; он работал над «К.» с сер. 40-х гг. до самой смерти. 1-й том опубликован в 1867 (пер. на рус. яз. в 1872), след. тома после смерти Маркса были подготовлены к печати Ф, Энгельсом (2-й том вышел в 1885, 3-й — в 1894), 1-й том посвящен анализу процесса произ-ва капитала, 2-й — процесса его обращения, З-й — капиталистич. произ-ва в целом, 4-й — «Теории прибавочной стоимости» (опубл. К. Каутским в 1905—10; первое науч. издание в 1954—61 в СССР) — анализу и критике экон. учений. В 1968 в СССР опубл, подготовит. рукописи и черновые варианты. Развитие капитализма Маркс исследует как естественноисторич. процесс на основе развития производит. сил, показывает диалектику производит. сил и производств. отношений, постепенное превращение капиталистич. производств. отношений в фактор, сковывающий свободное развитие произ-ва и требующий их замены социалистическими. Маркс создал теорию прибавочной стоимости, раскрыл механизм капиталистич. эксплуатации, сформулировал всеобщий закон капиталистич. накопления, показал, что в ходе развития капитализма растёт сила, сплоченность и сознательность пролетариата, создающего осн. жизненные ценности. Маркс раскрыл историч. миссию пролетариата как могильщика капитализма и творца коммунизма. Наряду с блестящим применением материалистич. диалектики Маркс в «К.» разработал осн. положения и понятия историч. материализма высказал общие представления о будущем коммунистич. об-ве. По словам Ленина, благодаря «К.» историч. материализм перестал быть гипотезой и превратился в подлинно научную теорию.

 

 

Краткий философский словарь. 1954


«КАПИТАЛ» — главный труд К. Маркса, бессмертное произведение, совершившее полный переворот во взглядах на человеческое общество и поставившее социализм на научную основу. «Капитал» — «величайшее политико-зкономическое произведение нашего века» (Ленин, т. 2, с. 11). Маркс называл «Капитал» делом своей жизни. Работа над «Капиталом» была начата Марксом в середине 40-х годов и велась им до самой смерти. 1 том «Капитала» вышел в 1867 г. Маркс писал о «Капитале»; «Это, бесспорно, самый страшный снаряд, который когда-либо был пущей в голову буржуа (в том числе и земельных собственников)» (Маркс и Энгельс, Письма о «Капитале», 111). Следующие томы вышли уже после смерти Маркса и были подготовлены и печати Энгельсом; II том — в 1885г., III том — в 1894 r. Первым переводом «Капитала» на иностранный язык был русский перевод. Перевод I тома «Капитала», начатый Г. Лопатиным и законченный Н. Даниельсоном, вышел в 1872 г. I том посвящён анализу процесса производства капитала, II том — процессу обращения, III том — анализу капиталистического производства, взятого вцелом. Маркс дал исчерпывающий анализ капиталистического способа производства как общественно-экономической формации, раскрыл законы её возникновения, развития и гибели. «Капитал» представляет собой «образец научного анализа одной — и самой сложной — общественной формации по материалистическому методу, образец всеми признанный и никем пе превзойденный» (Ленин, т. 1, с. 125).

Буржуазная политическая экономия даже в лице лучших своих представителей рассматривала капиталистический строй как вечную, «естественную» форму общества. Маркс своим «Капиталом» неопровержимо обосновал положение о том, что капиталистические общественные отношения представляют собой преходящую, историческую форму общественного производства. Эта форма с естественной закономерностью возникает на определенной ступени общественного развития, но с такой же закономерностью должна погибнуть в огне пролетарской революции, уступив своё место новым, более прогрессивным формам общественной жизни. Критики капитализма — утопические социалисты, мечтая избавить человечество от капиталистического гнёта, изобретали фантастические схемы и рецепты. Они надеялись провести эти схемы в жизнь, убедив людей — и в первую очередь господствующие классы — в справедливости и целесообразности этих схем, Маркс своим «Капиталом» «положил конец воззрению ка общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс» (Ленин, т. 1, с. 124—125).

Маркс раскрыл экономический закон движения капиталистического общества и показал, что коммунизм есть неизбежная грядущая стадия общественного развития, наступление которой подготовляется всей историей человечества, внутренними объективными законами развития самого капитализма. Маркс указал на те материальные факторы, те социальные силы, которые ведут капиталистический строй к гибели. Он показал, что капиталистический способ производства в известных рамках и на определённом историческом этапе является способом прогрессивным, поскольку капиталистические производственные отношения, находясь на этом этапе в полном соответствии с производительными силами капитализма, стимулировали их развитие, и притом гораздо более быстрое развитие, чем развитие в других, предшествовавших капитализму общественных формациях. Однако этот рост производительных сил, во-первых, достигается ценой хищнического расточения самой главной производительной силы — рабочей силы пролетариата — и сил природы; во-вторых, носит односторонний характер, осуществляясь крайне неравномерно, задерживая развитие ряда отраслей производства; и, в-третьих, оказывается смертельным для капитализма, вступает в непримиримое противоречие с отношениями частной собственности, становится несовместимым с ними, требует перехода к иным, более прогрессивным общественным отношениям. Капитализм всё более превращается в оковы для развивающихся производительных сил. Рост производительных сил капиталистического общества приводит к тому, что производство приобретает общественный характер. Это обобществление труда при капитализме выражается прежде всего в том, что по мере развития разделения труда внутри общества труд каждого отдельного индивида становится всё менее самостоятельной частичкой труда всего общества. Обобществление это выражается также и в том, что капиталистическое производство под давлением своих внутренних законов концентрируется в крупных и крупнейших предприятиях, Развитие кооперативных форм труда при капитализме и, главное, всё возрастающее применение машин ведут к вытеснению мелких капиталистов. Крупные и крупнейшие капиталисты захватывают в свои руки всё большую часть общественного производства. Это обобществление производства есть специфически капиталистическое обобществление. Оно связано не с отменой частной собственности на средства производства, а с её дальнейшим утверждением. В результате этого процесса всё более растёт и обостряется основное противоречие капиталистического общества — между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения результатов производства (выражающееся в частности в кризисах перепроизводства). Вместе с тем обостряются все противоречия капиталистического общества.

В своём учении о прибавочной стоимости Маркс раскрывает сущность капиталистической эксплуатации наёмных рабочих, являющихся истинными созидателями всех богатств буржуазного общества. Ленин говорил, что это учение есть краеугольный камень экономической теории Маркса. Создав свою теорию прибавочной стоимости, Маркс раскрыл основу существования капиталистических классов, обнажил самую суть капиталистической эксплуатации, так усиленно скрываемую буржуазной политической экономией. Рабочий трудится для капиталиста, продавая ему свою рабочую силу, которая оплачивается, как правило, ниже её стоимости, в форме заработной платы, Создаёт же он гораздо большие стоимости. Вся разница между стоимостью товара, создаваемой рабочим, и его заработной платой присваивается классом капиталистов в виде прибавочной стоимости и образует основу всех видов капиталистического дохода: прибыль, проценты, ренту, налоги. Весь класс капиталистов противостоит пролетариату как коллективный эксплуататор, как единый класс, всё существование которого зиждется на присвоении прибавочной стоимости. Погоня капитала за прибавочной стоимостью ведёт к постоянному увеличению нормы эксплуатации труда при капитализме. Удлинение рабочего дня, жестокая эксплуатация женского и детского труда, разрушение рабочей силы, физическое калечение миллионов рабочих — вот те средства, к которым прибегает капитал, чтобы удовлетворить свою волчью жадность к прибавочному труду.

Применение машин, развитие производительных сил являются для капитала не средством экономии труда, а средством увеличения нормы прибавочной стоимости. По мере развития капитализма эксплуатация рабочего класса растёт, положение его ухудшается. Развитие капиталистических отношений и применение машин. в капиталистическом обществе ведут к возникновению безработицы, к созданию резервной армии труда. Это — излишек рабочей силы, который постоянно давит на рынок труда и позволяет капиталисту понижать заработную плату, устанавливать её ниже стоимости рабочей силы. Рабочий нищает и относительно и абсолютно. (...Накопление богатства на одном полюсе есть в то же время накопление нищеты, муки труда, рабства, невежества, одичания и моральной деградации на противоположном полюсе, т. е. на стороне класса, который производит свой собственный продукт как капитал» (Маркс, Капитал, т. 1, 651). Развитие капитализма не сулит рабочему классу никакой возможности улучшить своё положение в рамках капиталистического строя. Именно поэтому пролетариат оказывается тем классом, интересы которого направлены прямо против основ капиталистического строя и требуют уничтожения этих основ. Вместе с тем, «увеличивая зависимость рабочих от капитала, капиталистический строй создает великую мощь объединённого труда» (Ленин, т. 19, с. б). Входе концентрации и централизации капиталистического производства происходит постоянный рост числа наёмных пролетариев за счёт разоряющихся мелких собственников и в особенности разоряемых капитализмом крестьян. Пролетариат численно множится и растут. Рабочие сосредоточиваются всё более многочисленными и всё более сплочёнными массами в стенах крупных капиталистических предприятий. Так капитализм в ходе своего развития сам порождает ту социальную силу, от которой ему предстоит погибнуть. Завоёвывая путём революции власть, пролетариат устанавливает свою диктатуру и экспроприирует экспроприаторов.

Маркс показал также всю безвыходность положения при капитализме массы мелких собственников и в частности мелкого крестьянства, жестоко эксплуатируемого капиталом. Капитализм несёт основной массе мелких собственников неизбежное разорение, превращение в пролетариев. «... Маркс, этот наиболее принципиальный марксист из всех марксистов, настойчиво советовал партии коммунистов не терять из виду крестьянство, завоевать его на сторону пролетариата и заручиться его поддержкой в грядущей пролетарской революции» (Сталин, т. 5, с. 344). Открытая Марксом закономерность возникновения, развития и гибели капиталистического общества отнюдь не означает, будто история независимо от классовой борьбы и помимо неё приведёт человечество к коммунизму.Законом развития капитализма, как и всякого антагонистического общества, является рост и обострение его противоречий, рост и обострение классовой борьбы. Знание объективных законов развития капитализма позволяет пролетариату направлять свою борьбу против капиталистического строя в революционной русло, впасть своих врагов, находить своих союзников и уверенно итти и победе, к установлению своей диктатуры. «Капитал» даёт исчерпывающее обоснование исторической необходимости диктатуры пролетариата и неизбежности её победы в результате победоносной социалистической революции. Учение Маркса дало пролетариату всего мира понимание собственной исторической роли, указало ему пути и методы борьбы с капитализмом и победы над ним.

«Капитал» Маркса — не только экономический труд, но и великое историческое и философское произведение. В «Капитале» даётся развёрнутое обоснование теории исторического материализма в приложении прежде всего к всестороннему исследованию определённой общественно-экономической формации — капитализма. «Капитал» является также непревзойдённым образцом разработки и применения материалистической диалектики и изучению человеческого общества. Подчёркивая философское значение «Капитала», Ленин писал: «В «Капитале»применена к одной науке логика, диалектика и теория познания материализма» («Философские тетради», 215). В полном соответствии с реальной действительностью Маркс в «Капитале» рассматривает капиталистический способ производства но как вечный и неизменный, а как исторически возникший, развивающийся и необходимо подготовляющий условия своей гибели. Показывая, что источником развития капиталистического способа производства являются свойственные ему противоречия, Маркс даёт глубокий анализ того, как эти противоречия растут, обостряются, как весь ход капитализма создаёт объективные предпосылки для его неизбежной гибели. В «Капитале» на исследовании капиталистической формации разработана марксистская теория познания. «Капитал» соединяет в себе глубокую научность с партийной непримиримостью ко всем и всяческим врагам пролетариата. Подзаголовок «Капитала»— «Критика политической экономии»— вполне соответствует теоретическому содержанию «Капитала». Одновременно с исследованием законов капитализма в «Капитале» даётся и научная критика буржуазной политической экономии. В «Капитале» научно доказана неизбежность краха капитализма и революционной смены его социалистическим обществом.

Со времени выхода «Капитала» и до наших дней буржуазная наука и реформистские прихвостни капитализма ведут против «Капитала» непримиримую борьбу, клеветнически его извращая. Но весь опыт истории человечества, истории классовой борьбы со времени выхода «Капитала» полностью подтвердил гениальные идеи этого произведения.
 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы. 1987


„КАПИТАЛ"— гл. труд Маркса, „величайшее политико-экономическое произведение нашего века" (Ленин В. И., т. 2, с. 11), содержащее глубоконаучный анализ экономических законов движения капитализма и доказательство неизбежной его гибели и победы коммунистической формации. Поэтому „К." является фундаментальным обоснованием коммунистического мировоззрения. Маркс называл „К." делом своей жизни; 40 лет неустанного труда он посвятил созданию научной политической экономии. Важными вехами на этом пути были работы 50-х гг.: „Экономические рукописи 1857—1859 годов" и „К критике политической экономии" (1859), где закладывались основы теории прибавочной стоимости и детально разрабатывались методологические принципы исследования и критики буржуазной политэкономии, а также были сформулированы осн. принципы исторического материализма, и работы 60-х гг. (обширная рукопись 1861—63), где обосновывается структура „К." и тщательно исследуется история экономических теорий. В 1867 вышел 1-й т. „К.", подготовленный самим Марксом; последующие тт. были изданы Энгельсом уже после смерти Маркса: 2-й — в 1885, 3-й — в 1894; и лишь в начале 20 в. Каутским был опубликован 4-й т. „К."— „Теории прибавочной стоимости", однако с существенными сокращениями и произвольными перестановками в тексте, Полное научное издание 4-го т. „К." было впервые осуществлено в СССР в 1955—61. Значение „К." не исчерпывается его экономическим содержанием, ибо эта работа представляет собой развитие марксистской теории в целом, в единстве всех ее составных частей. Именно в этом произв. получили наиболее полное выражение два осн. открытия Маркса — теория прибавочной стоимости и материалистическое понимание истории. Первое из них раскрыло тайну эксплуатации и обосновало положение об исторической миссии рабочего класса как могильщика капитализма и создателя нового, социалистического об-ва, что сыграло решающую роль в превращении социализма из утопии в науку. Материалистическое понимание истории, превратившееся благодаря „К." из гипотезы в строго доказанную теорию, послужило теоретико-методологическим основанием и для теории научного коммунизма, для собственно экономических исследований. Поэтому „К.", это „главное и основное сочинение, излагающее научный социализм" (Ленин В. И., т. 1, с. 187), представляет собой „образец научного анализа одной — и самой сложной — общественной формации по материалистическому методу..." (там же, с. 140). Материалистический метод исследования, примененный в „К.", существенным образом отличается от методологии домарксовых мыслителей. Обоснование положения о предметной деятельности как способе формирования и существования общественных отношений людей, а тем cамым их самих и их сознания позволило понять об-во как самодвижущийся и саморазвивающийся по объективным законам организм, жизнедеятельность к-рого включает производство идей, представлений, сознания. Поэтому сознание в его отношении к бытию рассматривается в „К." не натуралистически, т. е. не в виде отношения уж готового сознания к внешнему миру, а с общественно-исторических позиций, когда знание о предметах и способы его получения понимаются как результат процесса практического освоения внешнего мира. В этом и выражается; содержание развитого в „К." принципа соответствия мышления действительности, согласно к-рому формы мыслительной деятельности, теоретического освоения объекта выступают и как характеризующие законы развития последнего. Выявляет содержание этих форм диалектика, рассматривающая познание как сторону практической деятельности человека, в ходе к-рой вырабатываются всеобщие схемы (категории), раскрывающие суть развития и вещей и идей. Поэтому диалектика, воспроизводя объективную логику движения реального мира, выступает одновременно и как форма теоретического мышления (логика), и как способ понимания реальности (теория познания). Это и имел в виду Ленин, когда указывал, что в „К." „применена к одной науке логика, диалектика и теория познания [не надо 3-х слов: это одно и то же] материализма..." (т. 29, с. 301), Диалектика-материалистический метод исследования получил в „К." всестороннее развитие, здесь раскрыто содержание осн. философских категорий, обоснован способ их соединения — путем восхождения от абстрактного к конкретному (Абстрактное и конкретное) в систему, позволяющую теоретически воспроизвести развивающееся явление (Историческое и логическое), показана роль противоречий в развитии любой целостной системы и в ее познании. Важную роль в „К." играет анализ социальной обусловленности человеческого действия и познания, при к-ром каждая конкретная форма такого действия и познания выступает как исторически преходящая, раскрывается процесс преодоления возникающих на основе абсолютизации исторически преходящих отношений превращенных форм деятельности и теоретических заблуждений. Диалектика, пишет Маркс, рассматривает каждую осуществленную форму „с ее преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна" (т. 23, с. 22). „К." вооружает современное научное знание методологией и логикой исследования, демонстрируя необходимость глубокой философской культуры для решения актуальных проблем современности. „К." и поныне является могучим оружием рабочего класса в борьбе за свое освобождение, проявлением неувядающей научной и революционной силы марксизма.

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019