Карикатура, рисунок — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

Карикату́ра (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать):

1. сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением...

2. жанр изобразительного искусства (обычно графики, но не обязательно), являющийся основной формой... Википедия

В. Даль. Толковый словарь

КАРИКАТУРА ж. фрнц. рисунокъ, содержащiй насмѣшку, изображающiй что либо въ извращенномъ, смѣшномъ видѣ; перелицовка; картина, изваяние, словесное сочиненiе подобнаго содержанiя Карикатурный, относящийся к карикатурѣ. Карикатурить, изображать кого или что карикатурно, смѣшно, перелицовывать. Карикатурщикъ м. -щица ж. перелицовщикъ, сочинитель, рисовщикъ карикатуръ.


Энциклопедический Словарь. 1953—1955

КАРИКАТУРА, сатирическое или юмористическое изображение на общественно-политическую или бытовую тему. Обычно карикатура создаётся средствами графики. Издавна карикатура используется как идеологическое оружие в классовой борьбе. В СССР достигла расцвета политическая карикатура (художники-карикатуристы В. Н. Дени, Д. С. Моор, Кукрыниксы, Б. Е. Ефимов и др.), беспощадно разоблачая фашизм, американский империализм и его агентов; большую роль карикатура играет и как средство борьбы с пережитками капитализма в быту и сознания людей. В переносном смысле карикатура — смешное подражание, искажение.

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

КАРИКАТУРА (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать), изображение, в котором комический эффект создаётся соединением реального и фантастического, преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями и уподоблениями; жанр изобразительного искусства (обычно графического), являющийся основной формой изобразительной сатиры, обладающий тенденциозной социально-критической направленностью, подвергающий осмеянию какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальных лиц или характерные типы людей.

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986

КАРИКАТУ´РА, -ы, ж. 1. Рисунок, комически или сатирически изображающий кого-что-н. Злая к. 2. перен. Смешное , жалкое подобие чего-н. Эта картина — к. на искусство. || прил. карикатурный, -ая, -ое (к 1 знач.).

КАРИКАТУРИ´СТ, -а, м. Художник, рисующий карикатуры. || ж. карикатуристка, -и.

КАРИКАТУ´РНЫЙ,  -ая, -ое, -рен, -рна. 1. см. карикатура. 2. перен. Смешной, подходящий для карикатуры. Карикатурная фигура. || сущ. карикатурность, -и, ж. (ко 2 знач.).

 

Популярная художественная энциклопедия. 1986

КАРИКАТУРА (итал. caricatura, от caricare — нагружать, преувеличивать), способ художеств. типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания отрицат. сторон жизн. явлений или лиц; сатирическое или юмористич. изображение, дающее критич. оценку к.-л. определённым обществ.-политич. и бытовым явлениям или конкретным лицам и событиям. В К., составляющей специфич. область проявления комического в изобразит. иск-ве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния к.-л. социальных, обществ.-политич., бытовых явлений. В широком смысле слова под К. понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комич. эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. К. в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем. Истоки такой К. восходят к антич. художеств. культуре; позднее её можно видеть в ср.-век. иск-ве, нар. тв-ве, особенно в лубке. Методы К. могут быть использованы в разл. видах и жанрах иск-ва (напр., в плакате, газетной или журнальной графике).

Карикатура. У. Хогарт. «Переулок Джина». Гравюра на меди. 1751.

В более узком смысле К. — особый жанр изобразит. иск-ва (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся осн. формой изобразит. сатиры и обладающий ясной идейной социально-критич. направленностью. Расцвет К. связан обычно с периодами крупных обществ. конфликтов, с эпохами наиб. активности нар. масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демокр. сил. Зарождение жанра К. связано с Крестьянской войной 1524—26 в Германии, Реформацией, первыми бурж. революциями XVI—XVIII вв. в Нидерландах, Англии, Франции. В этот период отчётливо видна непосредств. связь К. с лубком, с народной моралью, с эстетич. принципами фольклора, что характерно и для мн. позднейших этапов развития К. (рус. К. 1812 года, мекс. политич. графика 1910-х гг., кит. К. 1920-х гг.). Важную роль в К. играет текст, часто раскрывающий и расширяющий смысл изображений, усиливающий их сатирическую остроту. Активная обществ. роль К. сказывается в формах её бытования — одних из самых массовых в изобразит. иск-ве. Поставив себе на службу наиб. многотиражные виды графики — ксилографию, офорт, литографию, а также типографский станок, К. распространяется в виде «летучих листков», журнальных и газетных иллюстраций, широко доступных альбомов и т. д. Обладая собств. социальными разоблачит. задачами и своей образной спецификой, К. несёт и художеств.-стилевые черты своего времени.

Карикатура. О. Домье. «Ведь это маленькая шутка!». Гравюра на дереве. 1834.

Самостоят. эстетич. значимость К. была впервые теоретически осмыслена в нач. 19 в. романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из видных мест. Но уже в 1-й пол. 18 в. картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы совр. ему англ. общества, положили начало систематич. развитию К. как важной области изобразит. тв-ва. Вслед за Хогартом англ. графики-карикатуристы 2-й пол. 18 — нач. 19 вв. Дж. Гилрей, Т. Роулендсон, Дж. Крукшанк выработали свой тип К.: они преобразовывали жанр. сцены в особый тип театрализов. зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности. Социально-обличит. пафос англ. К. не поднимался выше «парламентского оппозиционерства» и осмеяния нравов, но в ней сформировались мн. характерные творч. приёмы европ. К. Тогда же определились специфич. для К. оперативность отклика на все крупные события обществ. и гос. жизни, междунар. политики: таковы К.-лубки Вел. франц. революции (1789—94), англ. «антинаполеоновские листы» и рус. сатирич. «нар. картинки» И. И. Теребенёва, А. Г. Венецианова, И. А. Иванова, направленные против захватнических притязаний Наполеона и французомании рус. дворянства. Язвительные «портреты» его представителей создал А. О. Орловский. В сатирич. офортах Ф. Гойи, бичующих исп. реакцию и мракобесие, зверства франц. оккупантов, гротескный язык К. приобрёл небывалую силу и глубину художеств. воздействия. В 19—20 вв. развитие К. тесно связано с лит. публицистикой, с передовой журналистикой и её социально-политич. устремлениями. Повседневное сотрудничество карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творч. деятельности. Прогрессивная К. 19 в., участвуя в классовых боях, много внимания уделяла гл. теме критич. реализма — отстаиванию прав и достоинства личности в условиях власти денег. Антибурж. пафос окрашивает тв-во крупнейшего карикатуриста О. Домье, со свойственным ему богатством градаций от резкого обличения до грустного юмора, и К. Парижской Коммуны 1871 (Ж. Пилотель, Молок и др.). В условиях жёсткой цензуры острая социальная сатира выступала часто в форме бытовой К., нравоописательных сцен, в к-рых осмеивались пороки политич. строя и обществ. жизни. Текст помогал угадывать скрытый сатирич. смысл сцены.

Карикатура. Кукрыниксы. «После Туниса». Гуашь, тушь. «Окно Тасс» и газета «Правда». 1943.

Этот приём характерен для карикатуристов русских сатирических журналов сер. 19 в. — «Искры», «Гудка» и др. (Н. А. Степанов, Н. В. Иевлев, П. М. Шмельков), нередко участвовавших в революц.-демокр. борьбе против самодержавия и крепостничества. Из лубка в К. пришли иносказание, сатирич. сцены-аллегории, в к-рых собират. понятия — труд, капитал, свобода - представлены в виде персонажей. Одним из самых действенных и ёмких сатирических средств стал гротескный обобщённый образ — «социальная маска» — то портрет-шарж, то собират. образ, воплощавший типич. черты господствующих классов. Таковы созданные франц. графиками — Ш. Филипоном, Ж. И. Гранвилем, Домье и др. — обличительные образы «короля-буржуа» Луи Филиппа и проходимца Робера Макера. Сатирич. портреты царя и его сановников, перерастающие в социальные маски, создавались в рус. политич. графике, ставшей важным фактом обществ. жизни в годы Революции 1905—07 (В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере). Обострение социальной борьбы на рубеже 19—20 вв. вызвало широкое развитие прогрессивной газетной и журнальной графики и К., а также появление профессиональных газетчиков- карикатуристов, в числе которых находились и мн. крупные мастера (П. Синьяк, Т. Стейнлен во Франции, И. Изер в Румынии и др.). В выработке гротескного лаконичного графич. языка К. участвовали также художники немецкого ж. «Симплициссимус» (основан в 1896), русских ж. «Сатирикон» (1908—14) и «Новый Сатирикон» (1913—1918).

Карикатура. В. А. Серов. «1905 год. После усмирения». Карандаш. 1905. Третьяковская галерея. Москва.

В 20 в. К. отразила усложнившееся соотношение обществ. сил. Так, в К. Революции 1905—07 в России наряду с общедемокр. борьбой за свободу получили выражение и социалистич. идеи, позже развитые политич. графикой дооктябрьской большевистской газ. «Правда». Большого напряжения и эмоц. остроты достигла антимилитаристская К., протестующая против захватнич. политики империализма, несущей человечеству муки и страдания. Большое влияние на развитие европ. К. оказала политич. графика бельгийца Ф. Мазереля с её сочетанием гротеска, трагизма и романтич. патетики. В период резкого обострения классовой борьбы пролетариата в 1910—20-х гг. передовые карикатуристы всё чаще связывают своё творчество с рабочей и коммунистической прессой (Р. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис, Дж. Бёрк в США, Ж. Грос, О. Дикс, Г. Цилле в Германии, М. Лингнер, Л. Лафорж, Р. Дюбоск, Р. Каброль во Франции, Н. Тоница в Румынии). С 30-х гг. важную роль играла антифашистская графика (И. Бешков в Болгарии, Ф. Бидло, И. Чапек в Чехословакии, А. Жикиди в Румынии, О. Постружник в Хорватии, Д. Ло в Великобритании). В послевоенные годы стали широко известны прогрессивные карикатуристы Ж. Эффель, Л. Миттельбер (Франция), Х. Бидструп (Дания).

Карикатура. И. С. Семёнов. «Портрет дармоеда». Журнал «Крокодил». 1959.

В сов. иск-ве в первые годы Сов. власти К. стала составной частью разных видов агитац.-массового иск-ва. В сатирич. плакате (в т. ч. в «Окнах РОСТА») (М. М. Черемных, В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев) сложились идейно-художеств. принципы и стилистика сов. К. — её политич. активность, обращение к широчайшим нар. массам, социальная определённость критического пафоса, направленного против внеш. и внутр. врагов революции. В 20—30-х гг. в РСФСР и других республиках появились многочисл. сатирич. журналы, ставшие центром развития проф. К.. Среди её мастеров — И. А. Малютин, Черемных, А. А. Радаков, Л. Г. Бродаты, Б. Е. Ефимов, Н. Э. Радлов, Ю. А. Ганф, К. П. Ротов, Б. И. Антоновский, Кукрыниксы, А. М. Каневский, В. Н. Горяев, К. С. Елисеев, Б. И. Пророков, Л. В. Сойфертис, И. М. Семёнов, А. Азимзаде, В. Г. Литвиненко. Большое политическое значение приобрели регулярно публикуемые газетами К., обличающие силы мировой реакции, империализма и колониализма. В годы Вел. Отеч. войны 1941—45 К. как один из самых массовых видов иск-ва сыграла важную роль в патриотич. воспитании народа, в борьбе с фаш. агрессией. Она получила широкое распространение в журналах, газетах (в т. ч. фронтовых), агитац. листовках, большое место заняла в плакате (в т. ч. в «Окнах ТАСС»). В 50—80-х гг. расширился круг тем К., обращающейся к разл. сторонам междунар. и внутр. жизни, истории, быта, к борьбе с пережитками капитализма. Мастера сов. К., как и карикатуристы социалистических стран (А. Байер-Ред, X. Зандберг в ГДР, И. Бешков, С. Венев в Болгарии, Ч. Дамадьян, Э. Тару в Румынии), активно борются за коммунистич. идеалы.

Лит.: А. В. Швыров, С. С. Трубачев, Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней, СПБ, 1903; Л. Р. Варшавский, Русская карикатура 40—50-х гг. XIX в., М.-Л., 1937; Б. Е. Ефимов, Основы понимания карикатуры, М., 1961; С. Стыкалин, И. Кременская, Советская сатирическая печать. 1917—1963, М., 1963; Г. Ю. Стернин, Очерки русской сатирической графики, М., 1964; В. М. Полевой, Двадцать лет французской графики, М., 1981; Fuchs E., Die Karikatur der europäischen Völker vom Altertum bis zur Neuzeit, 4 Aufl., Bd 1—2, Münch., 1921; Hofmann W., Die Karikatur von Leonardo bis Picasso. W., (1956); Piltz G., Geschichte der europäischen Karikatur, В., 1976.

 

КАРИКАТУРА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/fine_art/text/2046914

КАРИКАТУ́РА (итал. caricatura, от carica­re – на­гру­жать, пре­уве­ли­чи­вать), жанр ис­кус­ст­ва, изо­бра­же­ние, соз­даю­щее ко­мич. эф­фект в це­лях ос­мея­ния и кри­тич. оцен­ки то­го или ино­го ли­ца или об­ществ. яв­ле­ния. К. ис­поль­зу­ет сред­ст­ва са­ти­ры и юмо­ра, шар­жа, гро­те­ска и ху­дож. ги­пер­бо­лы; в ней со­еди­ня­ют­ся ре­аль­ное и фан­та­сти­че­ское, пре­уве­ли­чи­ва­ют­ся и за­ост­ря­ют­ся ха­рак­тер­ные чер­ты фи­гу­ры, ли­ца, кос­тю­ма, ма­не­ры по­ве­де­ния лю­дей, при­ме­ня­ют­ся не­ожи­дан­ные со­пос­тав­ле­ния, упо­доб­ле­ния и ме­та­фо­ры. Вслед­ст­вие сво­ей об­ществ. зна­чи­мо­сти К. обыч­но бы­ту­ет в мас­со­вых фор­мах: ис­поль­зу­ют­ся наи­бо­лее мно­го­ти­раж­ные ви­ды гра­фи­ки (пер­во­на­чаль­но – кси­ло­гра­фия, офорт, за­тем ли­то­гра­фия, фо­то­ме­ха­нич. спо­со­бы вос­про­из­ве­де­ния и др.). Осн. фор­мы К. – «ле­ту­чие ли­ст­ки», нар. кар­тин­ки, позд­нее га­зет­но-жур­наль­ная гра­фи­ка, пла­кат, ре­же са­ти­рич. жи­во­пись, скульп­ту­ра (мел­кая пла­сти­ка).

Неизвестный немецкий художник. «Дьявол в виде папы Александра VI». Гравюра на дереве. Ок. 1500.

Тер­мин «К.» был, как счи­та­ет­ся, впер­вые ис­поль­зо­ван Ан­ни­ба­ле и Аго­сти­но Кар­рач­чи в кон. 16 в. при­ме­ни­тель­но к изо­бра­же­ни­ям от­кро­вен­но гро­те­ск­но­го ха­рак­те­ра. Cтановление жан­ра К. мож­но от­не­сти к нач. 16 в.; её ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние при­хо­дит­ся на вре­мя Ре­фор­ма­ции и Кре­сть­ян­ской вой­ны 1524–1526 в Гер­ма­нии. В даль­ней­шем рас­цвет К. так­же сов­па­да­ет с пе­рио­да­ми круп­ных об­ще­ств.-по­ли­тич. по­тря­се­ний – Три­дца­ти­лет­ней вой­ной 1618–48, ре­во­лю­ци­ями 16–18 вв. в Ни­дер­лан­дах, Анг­лии, Фран­ции. В этот пе­ри­од про­сле­жи­ва­ет­ся связь К. с фольк­ло­ром, луб­ком, воз­ро­ж­дав­шая­ся и позд­нее, во вре­ме­на во­ен. кон­флик­тов и ре­во­лю­ций. Су­ще­ст­вен­ная роль в К. от­ве­де­на тек­сту, рас­ши­ряю­ще­му смысл изо­бра­же­ния, уси­ли­ваю­ще­му его са­ти­рич. ост­ро­ту. Са­мо­сто­ят. эс­те­тич. зна­чи­мость К. бы­ла впер­вые ос­мыс­ле­на в нач. 19 в. ро­ман­ти­ка­ми, в эс­те­ти­ке ко­то­рых иро­ния и гро­теск за­ни­ма­ли вид­ное ме­сто, од­на­ко уже в 17–18 вв. к К. об­ра­ща­лись круп­ней­шие мас­те­ра – Дж. Л. Бер­ни­ни (пре­им. К. на от­дель­ных лиц), Гвер­чи­но, Дж. Б. Тье­по­ло, Ж. Кал­ло; пер­вым из ху­дож­ни­ков, поч­ти це­ли­ком по­свя­тив­ших се­бя это­му жан­ру, был П. Л. Гец­ци.

В 1-й пол. 18 в. кар­ти­ны и гра­вю­ры У. Хо­гар­та, вы­смеи­ваю­щие нра­вы со­вре­мен­но­го ему англ. об­ще­ст­ва, по­ло­жи­ли на­ча­ло сис­те­ма­тич. раз­ви­тию К. как важ­ной об­лас­ти изо­бра­зит. твор­че­ст­ва. Вслед за Хо­гар­том англ. гра­фи­ки-ка­рика­ту­ри­сты 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. (Т. Ро­уленд­сон, Дж. Крук­шанк, У. Дент, Р. Нью­тон) вы­ра­бо­та­ли свой тип К.: они пре­об­ра­зо­вы­ва­ли жан­ро­вые сце­ны в осо­бый тип те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го зре­ли­ща, об­на­жаю­ще­го урод­ли­вые и смеш­ные сто­ро­ны дей­ст­ви­тель­но­сти. Со­ци­аль­но-об­ли­чит. па­фос англ. К. не под­ни­мал­ся вы­ше «пар­ла­мент­ско­го оп­по­зи­цио­нер­ст­ва» и ос­мея­ния нра­вов, но в ней сфор­ми­ро­ва­лись мн. ха­рак­тер­ные твор­че­ские приё­мы ев­роп. К. (этой ли­нии К. близ­ки ра­бо­ты нем. худ. Д. Н. Хо­до­вец­ко­го). То­гда же оп­ре­де­ли­лась спе­ци­фи­чес­кая для К. опе­ра­тив­ность от­кли­ка на круп­ные со­бы­тия об­ществ. жиз­ни (К.-луб­ки Франц. ре­во­лю­ции 18 в., «ан­ти­на­по­ле­о­нов­ские» ра­бо­ты Дж. Гил­рея и др. в Ве­ли­ко­бри­та­нии и т. д.). В са­ти­рич. офор­тах Ф. Гойи гро­те­ск­ный язык К. при­об­рёл не­бы­ва­лую си­лу и глу­би­ну ху­дож. воз­дей­ст­вия.

Дж. Крукшанк. «Одевающиеся денди». Цветная литография. 1818.

С 19 в. раз­ви­тие К. тес­но свя­за­но с лит. пуб­ли­ци­сти­кой и её со­ци­аль­но-по­ли­тич. уст­рем­ле­ния­ми: по­сто­ян­ное со­труд­ни­че­ст­во ху­дож­ни­ков с жур­на­ла­ми и га­зе­та­ми ста­ло обыч­ной фор­мой их твор­че­ской дея­тель­но­сти. Ан­ти­бур­жу­аз­ный па­фос ок­ра­ши­ва­ет твор­че­ст­во круп­ней­ше­го ка­ри­ка­ту­ри­ста О. До­мье и К. вре­мён Па­риж­ской ком­му­ны 1871 (Ж. Пи­ло­тель и др.). Од­ним из са­мых дей­ст­вен­ных и ём­ких са­ти­рич. средств стал гро­те­ск­ный обоб­щён­ный об­раз («со­ци­аль­ная мас­ка» или порт­рет-шарж), во­пло­щав­ший ти­пич. чер­ты разл. об­ществ. клас­сов (у П. Га­вар­ни, Ж. Ж. Гран­ви­ля, Ш. Фи­ли­по­на, До­мье, Г. До­ре, В. Бу­ша, Дж. Ли­ча и др.). На ру­бе­же 19–20 вв. ши­ро­кое раз­ви­тие по­лу­чи­ла по­ли­тич. К., в жан­ре ко­то­рой ра­бо­та­ли мн. круп­ные мас­те­ра – П. Синь­як, Т. Стейн­лен во Фран­ции, ху­дож­ни­ки нем. ж. «Сим­пли­цис­си­мус» (ос­но­ван в 1896; А. Ку­бин, О. Гульб­ранс­сон, К. Коль­виц, Т. Т. Хей­не, Г. Цил­ле и др.). В 1-й пол. 20 в. боль­шо­го на­пря­же­ния и эмо­цио­наль­ной ост­ро­ты до­стиг­ла ан­ти­ми­ли­та­ри­ст­ская К. (Ф. Ма­зе­рель, Г. Грос, О. Дикс, Дж. Харт­филд в Гер­ма­нии; Дж. Лоу в Ве­ли­ко­бри­та­нии; У. Гроп­пер в США; Ж. Эф­фель во Фран­ции; Х. Бид­ст­руп в Да­нии; И. Беш­ков в Бол­га­рии и др.).

На про­тя­же­нии сво­ей ис­то­рии К. не­од­но­крат­но под­вер­га­лась го­не­ни­ям – лис­ты кон­фи­ско­вы­ва­лись вла­стя­ми, из­да­ния за­пре­ща­лись (напр., «Жур­нал ка­ри­ка­тур» А. Г. Ве­не­циа­но­ва в 1808), ху­дож­ни­ков при­го­ва­ри­ва­ли к тю­рем­но­му за­клю­че­нию и штра­фам (О. До­мье и др.). О том, что К. не ут­ра­ти­ла зна­че­ния и в на­ши дни, сви­де­тель­ст­ву­ют, в ча­ст­но­сти, ме­ж­ду­нар. «ка­ри­ка­тур­ные скан­да­лы» сер. 2000-х гг., спро­во­ци­ро­ван­ные об­ра­ще­ни­ем ху­дож­ни­ков к ре­лиг. те­ма­ти­ке; ак­ту­аль­ным ос­та­ёт­ся иск-во по­ли­тич. и ан­ти­во­ен­ной ка­ри­ка­ту­ры.

П. Е. Щербов. «Торжество Дягилева. "Новая Минерва"». Акварель, тушь. 1900-е гг.

В Рос­сии к наи­бо­лее ран­ним об­раз­цам К. сле­ду­ет от­не­сти лу­боч­ные лис­ты 1-й пол. 18 в. (рас­кра­шен­ные кси­ло­гра­фии), вы­смеи­ваю­щие бы­то­вые по­ро­ки, фи­зич. урод­ст­ва или ино­зем­ные нра­вы; схе­ма­тич­но-гро­те­ско­вые изо­бра­же­ния не­из­мен­но до­пол­не­ны риф­мо­ван­ным тек­стом. В К. кон. 18 в. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние мо­ти­вы гор. бы­та, пре­им. ме­щан­ско­го и ку­пе­че­ско­го, шар­жи­ро­ван­ные об­ра­зы рус. зна­ти. Отеч. вой­на 1812 да­ла но­вый им­пульс раз­ви­тию са­ти­рич. гра­фи­ки («нар. кар­тин­ки» И. И. Те­ре­бе­нё­ва, А. Г. Ве­не­циа­но­ва, И. А. Ива­но­ва, на­прав­лен­ные про­тив имп. На­по­ле­о­на I и гал­ло­ма­нии рус. дво­рян­ст­ва). В сер. 19 в. К. сбли­жа­ет­ся с са­ти­рич. ил­лю­ст­ра­ци­ей (А. А. Агин, П. М. Бок­лев­ский, Е. И. Ков­ри­гин, Р. К. Жу­ков­ский и др.). В ус­ло­ви­ях цен­зу­ры со­ци­аль­ная са­ти­ра вы­сту­па­ла час­то в фор­ме бы­то­вой К., нра­во­опи­са­тель­ных сцен, в ко­то­рых ос­меи­ва­лись об­ществ. по­ро­ки, в шар­жи­ро­ван­ном ви­де пред­ста­ва­ли со­вре­мен­ни­ки (А. О. Ор­лов­ский, П. А. Фе­до­тов). Этот при­ём ха­рак­те­рен и для ка­ри­ка­ту­ри­стов рус. са­ти­рич. жур­на­лов сер. 19 – нач. 20 вв. – «Ис­кры», «Гуд­ка», «Бу­диль­ни­ка», «Шу­та» и др. (Н. В. Иев­лев, А. И. Ле­бе­дев, Н. А. Сте­па­нов, П. М. Шмель­ков, П. Е. Щер­бов). Тес­но свя­зан­ное с об­ще­ств.-по­ли­тич. со­бы­тия­ми, иск-во К. пе­ре­жи­ло подъ­ём в го­ды рус. Ре­во­лю­ции 1905–07, ко­гда в са­ти­рич. жур­на­лах «Жу­пел», «Ад­ская поч­та» и др., а так­же в поя­вив­ших­ся позд­нее жур­на­лах «Са­ти­ри­кон», «Но­вый са­ти­ри­кон» пуб­ли­ко­ва­лись ра­бо­ты круп­ней­ших мас­те­ров (в т. ч. И. Я. Би­ли­би­на, М. В. До­бу­жин­ско­го, Б. М. Кус­то­дие­ва, Е. Е. Лан­се­ре, А. А. Ра­да­ко­ва, Н. В. Ре­ми­зо­ва, В. А. Се­ро­ва, А. А. Юн­ге­ра).

 
Кукрыниксы. «На приёме у бесноватого фюрера». 1944. ▶ Д. С. Моор. «Водка, вера и взятка». 1922.
 

В го­ды Гражд. вой­ны 1917–22 осн. фор­мой са­ти­рич. гра­фи­ки стал пла­кат («Ок­на РОСТА»; ху­дож­ни­ки В. Н. Де­ни, В. В. Мая­ков­ский, И. А. Ма­лю­тин, В. В. Ле­бе­дев, М. М. Че­рем­ных). В 1920-х гг. вы­хо­ди­ло мно­же­ст­во са­ти­рич. жур­на­лов, с ко­то­ры­ми со­труд­ни­ча­ли мас­те­ра К., как из­вест­ные с до­ре­во­люц. вре­ме­ни (Б. И. Ан­то­нов­ский, Д. С. Мо­ор, Ра­да­ков, Н. Э. Рад­лов и др.), так и ху­дож­ни­ки но­во­го по­ко­ле­ния (Л. Г. Бро­да­ты, Ю. А. Ганф, К. С. Ели­се­ев, В. И. Коз­лин­ский, Б. Б. Ма­ла­хов­ский, К. П. Ро­тов и др.). Как со­став­ная часть идео­ло­ги­зи­ро­ван­но­го сов. иск-ва, К. ста­ла дей­ст­вен­ным спо­со­бом борь­бы с внеш­ни­ми и внут­рен­ни­ми «вра­га­ми ре­во­лю­ции»; боль­шое зна­че­ние уде­ля­лось об­ли­че­нию «сил ми­ро­вой ре­ак­ции», им­пе­риа­лиз­ма и ко­ло­ниа­лиз­ма, борь­бе с «пе­ре­жит­ка­ми ка­пи­та­лиз­ма», ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­де и т. п. В го­ды Вел. Отеч. вой­ны ан­ти­фа­ши­ст­ская К. по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в жур­на­лах, га­зе­тах, аги­тац. лис­тов­ках и в пла­ка­те (в т. ч. в «Ок­нах ТАСС», ле­нингр. «Бое­вом ка­ран­да­ше»). Но­вая вол­на К. и са­ти­рич. пла­ка­та на внут­ри­по­ли­тич. те­мы про­ка­ти­лась в кон. 1980-х гг.; с жан­ром К. сбли­жа­ют­ся мн. про­из­ве­де­ния соц-ар­та. Сре­ди круп­ней­ших мас­те­ров отеч. К. 20 в. – В. Н. Го­ря­ев, Б. Е. Ефи­мов, А. М. Ка­нев­ский, Ку­кры­ник­сы, Н. Е. Му­ра­тов, И. М. Се­мё­нов, Л. В. Сой­фер­тис.

 

ССЫЛКА


 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018