Художник — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

В. Даль. Толковый словарь. 1978

... Художникъ, —ница, посвятившiй себя художеству, изящному искуству. —никовъ, —ницынъ, лично ихнiй; —ничiй, къ нимъ, —ческiй, къ художеству отнсщс...

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ХУДОЖНИК, творческий работник в какой-либо области искусства (живописец, скульптор, график, архитектор и др.). В переносном смысле — человек, достигший высокого совершенства в выполнении какой-либо работы.

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986

ХУДО´ЖНИК, -а, м. 1. Тот, кто творчески работает в какой-н. области искусства. 2. То же, что живописец. Х. — баталист. 3. перен. Тот, кто выполняет что-н. с большим художественным вкусом, мастерством. Х. своего дела. || ж. художница, -ы (ко 2 и 3 знач.). || прил. художнический, -ая, -ое.

 

Материал из Википедии

Художник — человек, занимающийся изобразительным искусством. В более широком плане — деятель искусства.

Этимология

Славянское слово «художник» (болг. художник, укр. художник) образовано от утраченного ныне общеславянского слова «hǫdogъ» (ст.‑слав. хѫдогъ), которое является древним заимствованием из готского языка (готск. handags) или другого древнегерманского диалекта, а в германских языках восходит к обозначению руки (ср. нем. Hand, дат. Hånd, норв. Hånd, англ. Hand).

Профессия

В каменном веке художники создавали изображения или рисунки на камнях. Первыми известными художниками были древние греки V веке до н. э. (Агатарх и Полигнот). Первым мифологическим художником считался Дедал, хотя он являлся одновременно скульптором и инженером. В Древнем Египте художники украшали гробницы и каменные дома, а ремесло художника было тесно связано с изготовлением красок. Кроме того, в Древнем Египте создание изображений считалось магическим действием, а сами художники почитались как жрецы. Поскольку изображения были сакральны, то художники обладали знанием определенного канона и пропорций.

В средние века художник становился иконописцем (например, Андрей Рублёв), создателем фресок, мозаики и книжных миниатюр, творчество которого сковывали каноны. В Италии эпохи Возрождения сформировался современный образ художника-портретиста, чьё искусство стало живописью с присущей ей свойствами (Джотто).

Особенности профессии

Влияние конъюнктуры на художника

2000-е годы

По мнению искусствоведа Н. О. Тамручи, к середине 2000-х годов, большинство художников ориентировались на рациональные коммерческие отношения, а создание абсолютно некоммерческих вещей являлось редким неопределяющим явлением в их жизни, в том же интервью Наталья Тамручи утверждала, что случаи, когда художники могли равнодушно относиться к социальной среде были, в тот период, крайне редки, так как «свободные художники» являлись более зависимыми от денег и критиков, чем их коммерциализированные коллеги-ремесленники:

 

Художник, который творит свободно, более зависим от кошелька, чем творческий ремесленник. Потому что ремесленник — архитектор или дизайнер — сначала получает деньги. И от них уже не зависит. Что он будет делать после того, как получил заказ и оформил договор, зависит только от того, на что он способен. А вот свободный художник, если хочет за свою работу получить деньги, в процессе её создания должен учитывать вкусы публики, вкусы галериста, вкусы критиков, то есть среды… Если, конечно, он хочет двигаться, хочет быть успешным художником.

— Н. О. Тамручи, журнал [кАк) №30-31/2004

Иной точки зрения придерживался арт-менеджер и галерист Марат Гельман, в 2008 году он утверждал, что в тот момент, когда внешняя среда начинала диктовать, какое ей нужно искусство, современный художник сопротивлялся ей:

Сферы, питающиеся искусством, в какой-то момент начинают желать влиять на искусство, и в этот момент художник начинает выстраивать границы непроникновения: знайте своё место.

— Марат Гельман: «Искусству кризис не помеха…»

Однако, в историческом аспекте, Марат Гельман признавал, что художнику приходилось учитывать особенности политики и рынка:

Если смотреть исторически, то искусство вечно, а рынок имеет разные формы. И смысл рынок имеет только как способ финансирования искусства. Деньги — это кровь искусства. Когда-то единственным заказчиком была церковь, надо было соответствовать образцам, получать заказ, участвовать в интригах. Потом был век Просвещения, просвещенные правители финансировали искусство, надо было угадывать их вкусы… Вполне возможно, что рынок поменяет свои формы.

— Марат Гельман, «Искусство и деньги»

2010-е годы

В начале 2010-х годов арт-менеджер Виктор Мизиано считал, что художественная практика в России отражает в себе политическую ситуацию, поэтому она затребована либо как пропагандистский ресурс, либо как индустрия роскоши и развлечений, куратор также выделил некоторые особенности того периода, например, отвечая на вопрос о том, пошел ли кризис на пользу русскому искусству, Виктор Мизиано сказал следующее:

 

Я уже слышал подобную точку зрения, что кризис окажется благотворным для художественной ситуации. Однако думаю, что если художники мыслят рынок оптимальным контекстом для своего искусства, то в момент экономического спада они вряд ли изменятся: они просто постараются адаптироваться к новым рыночным условиям.

При этом уже сам факт того, что у нас общественное мнение связывает с кризисом некую позитивную перспективу, разоблачителен. Это означает, что для него развитие искусства так или иначе осуществляется исключительно через деньги! Не этим должно быть обеспокоено художественное сообщество.

— Виктор Мизиано: «Капля камень точит»

Примечания

 

 

ССЫЛКИ

 

МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, разнообразные разделы промышленности, вырабатывающие художественно оформленные предметы быта (мебель, посуда, осветительные приборы, ковры, декоративные ткани, одежда, ювелирные изделия и др.), а также архитектурно-декоративные детали.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ, жанр эстрадного иск-ва, концертное исполнение литературных произведений (поэтич., прозаич.). Как особый вид исполнительского творчества получил большое распространение в Советском Союзе.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ В. И. СУРИКОВА, см. Московский художественный институт имени В. И. Сурикова.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ, произведение киноискусства. Создаётся на основе драматургического произведения (сценария) в результате коллективной работы актёров, режиссёров, операторов, художников, композиторов и других участников съёмочной группы, руководимой постановщиком. Особым видом X. ф. является мультипликационный фильм.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018