Гельвеций, Клод Адриан — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

ГЕЛЬВЕЦИЙ (Helvetius) Клод Адриан (1715—71), французский философ-материалист, идеолог революционной буржуазии. Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве, мышление и ощущение — свойства материи. В то же время, будучи идеалистом в понимании истории, считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности. Доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. Основные сочинения: «Об уме» (1758), «О человеке» (1773, посм.).

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955гельвеций

ГЕЛЬВЕЦИЙ, Клод Адриан (1715—71), выдающийся французский философ-материалист, идеолог революционной французской буржуазии 18 века, смело критиковавший феодальные порядки и католическую религию. Исходя из сенсуализма Дж. Локка, Гельвеций материалистически рассматривал ощущения, считал их единственным источником человеческих знаний и отбрасывал религиозные идеалистические вымыслы о субстанциональности и бессмертии души. Материализм Гельвеция носил метафизический и механистический характер. У Гольвеция «чувственные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно понятый личный интерес составляют основу морали.

Природное равенство человеческих духовных способностей, единство успехов разума с успехами индустрии, природная доброта человека, всемогущество воспитания — вот главные моменты его системы» (К. Маркс). Ратуя за буржуазный строй, Гельвеций изображал его как строй всеобщего счастья людей. В действительности буржуазный строй оказался строем безжалостной капиталистической эксплуатации. Основные сочинения Гельвеция: «Об уме» (1758), «О человеке» (1773, посмертно).

 

гельвецийКраткий философский словарь. 1954

ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан (1715—1771) — выдающийся представитель французского материализма и атеизма XVIII в. и один из идейных предшественников деятелей буржуазной революции во Франции. Гельвеций открыто признаёт реально существующими только материальные предметы; возникающие в человеческой голове представления и понятия он рассматривает как вторичные по отношению к материальной действительности. Гельвеций высмеивают религиозную догму о бессмертии души и провозглашает зависимость психической жизни человека от его телесной организации. В теории познания он стоит на позиции материалистического сенсуализма. «Всё, что недоступно чувствам, недостижимо и для ума»,— утверждает он. Ощущения вызываются действием на наши органы чувств предметов и явлений внешнего мира, существующего в пространстве и времени. Гельвеций признаёт достоверность наших чувственных восприятий. Подобно другим французским материалистам Гельвеций — враг агностицизма.

Выступая в качестве воинствующего атеиста, он объявляет веру в бога результатом невежества одних и сознательного обмана других. Он видит прямую связь между религией и тиранией. Вместе с тем материализм его механистичен и метафизичен. В силу исторических условий Гельвеций не дошёл до понимания великой роли революционно-практической деятельности. Развивая материалистическую теорию познания, он ставил себе целью применить материалистический принцип к объяснению общественной жизни. Однако Гельвеций, как и все прочие домарксовские материалисты, стоял на позиции идеалистического понимания истории. Он утверждал, что человек есть продукт окружающей его среды и что характер человека не является чем-то врождённым, а определяется опытом, средой. Это был материалистический исходный пункт. Мысль Гельвеция о решающем влиянии среды, политических учреждений на образование характера человека имела прогрессивное значение.Отсюда вытекал революционный вывод о необходимости изменения среды, общества, феодальных отношений. «Если характер человека создаётся обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными» (Маркс и Энгельс, т. III, 160). Прогрессивные взгляды французских материалистов на общество оказали влияние на утопических социалистов начала XIX в. С другой стороны, Гольвеций в духе идеализма утверждал, что общественная среда в свою очередь создаётся существующим законодательством. «Законы делают всё»,— заявляет он. Законодательство же определяется господствующими в обществе идеями. Гельвеций делит идеи на полезные, вредные и безразличными. Люди действуют сообразно с полезными, выгодными им идеями. Мир духовный, по Гольвецию, подчинён закону интереса. Люди по своей природе — эгоисты. Но в их личных интересах считаться с общественными интересами, следовать принципу разумного эгоизма, действовать в интересах государства, народа. Нравственные недостатки имеют своей причиной порочное законодательство. Конечным выводом такого идеалистического объяснения было положение: «мнения правят миром». Требования изменения среды означало лишь требования замены феодальных порядков буржуазии. Идеалом Гельвеция был преуспевающий буржуа с его принципом личной пользы; этот буржуа непрочь способствовать общественному благу, но не в ущерб своим личным интересам. Гельвеций отстаивал принцип частной собственности, он был лишь против чересчур резкого имущественного неравенства. Вместе с тем критика Гельвецием политического устройства и законодательства феодального общества носила прогрессивный для того времени характер.

Главное произведение Гельвеция — «Об уме (1758) — относится к числу тех блестящих, талантливых произведений философской и атеистической мысли XVIII в., которые высоко ценил В. И. Ленин. Книга Гельвеция была вызовом религиозному  и идеалистическому мировоззрению. Это был, по словам Дидро, «здоровенный удар дубиной по предрассудкам всех родов». Реакция осудила книгу из сожжения за нарушение «основ христианской веры». Другое известное материалистическое  и атеистическое произведение Гельвеция — «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» — опубликовано в 1773 г. Современные реакционные философы Франции резко выступают против прогрессивных идей Гельвеция. В борьбе с идеалистическим мракобесием Коммунистическая партия Франции отмечает выдающееся значение материалистических традиций Гельвеция и других материалистов XVIII в.

 

Краткий философский словарь. 1939

Гельвеций Клод-Адриан (1715—1771) — французский философ-материалист XVIII в. Гельвеций исходил из учения английского философа Локка о том, что идеи и представления человека имеют своим источником чувственный опыт. Развивая материалистическую теорию познания, Гельвеций ставил себе целью применить этот по существу материалистический принцип главным образом к объяснению общественной жизни. Он считал, что человек есть продукт окружающей его среды и что характер человека не является чем-то врожденным, а определяется опытом, внешней средой. Это был материалистический исходный пункт общественного учения Гельвеция. Однако далее он утверждал, что среда создается существующим в обществе законодательством. Законодательство же определяется господствующими в обществе идеями. Такое объяснение человеческого общества, конечным выводом которого было положение: «мнения правят миром», не является материалистическим. В общественном учении Гельвеций стоял в конечном счете на позициях идеализма. Взгляд Гельвеция о решающем влиянии среды, политических учреждений на образование характера человека имел большое революционное значение. «Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными» (Маркс). Отсюда вытекало требование о необходимости изменения феодальных отношений. Маркс указывает, что эти взгляды Гельвеция оказали большое влияние на утопический социализм начала XIX в. Главные сочинения Гельвеция: «Об уме», 1758 г., и «О человеке», 1773 г., переведены на русский язык.

 

Длугач Т. Б. ГЕЛЬВЕЦИЙ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/philosophy/text/2348997

ГЕЛЬВЕ́ЦИЙ (Helvétius) Клод Ад­ри­ан (26.1.1715, Па­риж – 26.12.1771, там же), франц. фи­ло­соф. Об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в од­ном из ие­зу­ит­ских кол­ле­жей Па­ри­жа, изу­чал ан­тич­ную и но­вую фи­ло­со­фию, ли­те­ра­ту­ру и язы­ки. В 1738–51 за­ни­мал долж­ность ге­не­раль­но­го от­куп­щи­ка на­ло­гов. В 1751 ушёл с гос. служ­бы и пе­ре­се­лил­ся в Па­риж, где во­шёл в круг эн­цик­ло­пе­ди­стов и вклю­чил­ся в ра­бо­ту по соз­да­нию «Эн­цик­ло­пе­дии».

Ма­те­риа­ли­стич. взгля­ды Г. скла­ды­ва­лись в об­щем рус­ле идей Про­све­ще­ния. При­ро­да по­ни­ма­лась им как со­во­куп­ность ма­те­ри­аль­ных тел, об­ра­зую­щих­ся в ре­зуль­та­те со­еди­не­ния и разъ­е­ди­не­ния мель­чай­ших час­тиц – ато­мов; с по­зи­ций сен­суа­лиз­ма Г. сво­дил во­об­ра­же­ние, па­мять, су­ж­де­ние, мыш­ле­ние к ощу­ще­ни­ям, а ис­точ­ни­ком оши­бок счи­тал не­ве­же­ст­вен­ные су­ж­де­ния. Вы­ход в свет соч. Г. «Об уме» («De l’Esprit», vol. 1–2, 1758; рус. пер. 1917) стал со­бы­ти­ем в ис­то­рии франц. Про­све­ще­ния. Со­чи­не­ние бы­ло осуж­де­но тео­ло­гич. ф-том Сор­бон­ны и Па­риж­ским пар­ла­мен­том и сож­же­но. При­чи­ной этих на­па­док, а так­же су­ро­вой кри­ти­ки мн. еди­но­мыш­лен­ни­ков ста­ла по­сле­до­ва­тель­но про­во­ди­мая Г. кон­цеп­ция ути­ли­та­риз­ма. Оп­ре­де­лив че­ло­ве­ка как при­род­ное су­ще­ст­во, фи­зич. при­ро­да ко­то­ро­го по­бу­ж­да­ет его к по­лу­че­нию фи­зич. удо­воль­ст­вий, Г. из это­го де­лал вы­вод о лич­ном, пре­ж­де все­го ма­те­ри­аль­ном ин­те­ре­се как ос­но­ве че­ло­ве­че­ской жиз­ни. С этих по­зи­ций он объ­яс­нял все чув­ст­ва че­ло­ве­ка и его по­ве­де­ние, от­но­ше­ния ме­ж­ду людь­ми и уст­рой­ст­во об­ще­ст­ва. Лю­бовь к ближ­не­му – ре­зуль­тат люб­ви к са­мо­му се­бе, в ос­но­ве друж­бы – ко­ры­ст­ный ин­те­рес, на­де­ж­да по­лу­чить по­мощь и со­вет от дру­га (Воль­тер счи­тал, что та­кое по­ни­ма­ние по­ме­ща­ет друж­бу в раз­ряд «низ­ких чувств»). Ес­ли бы че­ло­век не ру­ко­во­дство­вал­ся ко­ры­стью, он про­во­дил бы жизнь в ле­ни и спо­кой­ст­вии (по­ле­ми­зи­руя с Г., Д. Дид­ро го­во­рил о бес­ко­ры­стии тех, кто жерт­во­вал жиз­нью ра­ди ро­ди­ны, или бес­ко­ры­стии учё­ных, напр. Г. В. Лейб­ни­ца и И. Нью­то­на, и т. п.).

В 1773 в Гаа­ге уси­лия­ми дру­зей Г., а так­же рус. по­слан­ни­ка в Гол­лан­дии кн. Д. А. Го­ли­цы­на бы­ла опубл. кн. Г. «О че­ло­ве­ке, его ум­ст­вен­ных спо­соб­но­стях и его вос­пи­та­нии» («De l’Homme, de ses fa­cultés intellectuelles et de son éducation», рус. пер. 1938), где в цен­тре его ан­тро­по­ло­гич. кон­цеп­ции сто­ит про­бле­ма вос­пи­та­ния: «Лю­ди ро­ж­да­ют­ся ли­бо без пред­рас­по­ло­же­ний, ли­бо с пред­рас­по­ло­же­ния­ми к са­мым про­ти­во­по­лож­ным по­ро­кам и доб­ро­де­те­лям. Зна­чит, они яв­ля­ют­ся лишь про­дук­том вос­пи­та­ния» (Соч. М., 1974. Т. 2. С. 185). Уве­рен­ность во все­мо­гу­ще­ст­ве вос­пи­та­ния при­ве­ла Г. к соз­да­нию де­мо­кра­тич. со­ци­аль­но-по­ли­тич. про­грам­мы. Его иде­ал – Фран­ция как кон­фе­де­ра­ция не­боль­ших рес­пуб­лик, где про­све­щён­ный мо­нарх фак­ти­че­ски иг­ра­ет роль пре­зи­ден­та го­су­дар­ст­ва. Все гра­ж­да­не пре­вра­ща­ют­ся в чле­нов третье­го со­сло­вия и при­об­ре­та­ют рав­ные по­ли­тич. пра­ва, раз­ли­чие в их иму­ще­ст­вен­ном по­ло­же­нии не долж­но быть слиш­ком боль­шим.

Г. за­ло­жил ос­но­ва­ние це­ло­ст­ной сис­те­мы ути­ли­та­риз­ма; его по­сле­до­ва­те­ля­ми ста­ли И. Бен­там и Дж. С. Милль.

Литература

Соч.: Œuvres completes. P., 1795. Vol. 1–14; Соч. М., 1974. Т. 1–2; Сча­стье. М., 1987.

Лит.: Guillois A. Le Salon de Madame Helvè­tius. P., 1894; Во­ро­ни­цын И. К. А. Гель­ве­ций. М., 1934; Horowitz I. L. C. Helvetius: philosopher of democracy and enlightenment. N. Y., 1954; Момд­жян Х. Н. Фи­ло­со­фия Гель­ве­ция. М., 1955; Длу­гач Т. Б. Под­виг здра­во­го смыс­ла. М., 1995.

 

ССЫЛКА


  • Клод Адриа́н Гельве́ций (фр. Claude Adrien Helvétius; 31 января 1715, Париж, Франция — 26 декабря 1771, Париж, Франция) — французский литератор и философ-материалист утилитарного направления... Википедия

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018