Колорит, итал. colorito — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

КОЛОРИТ, система красочных отношений в художественном произведении, воспроизводящих цвета реальной натуры. Колорит является одним из важнейших средств создания художественного образа в произведениях живописи, цветной гравюры и др. Колорит, построенный на красных и жёлтых тонах, обычно называют тёплым, на синих и зелёных — холодным.

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

КОЛОРИТ (итал. colorito, от лат. color — цвет), система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Одно из важнейших средств эмоциональной выразительности — может быть тёплым (преимущественно красные, жёлтые, оранжевые тона) и холодным (преимущественно синие, зеленые, фиолетовые), спокойным и напряжённым, ярким и блёклым, основан на локальных цветах и на использование тона, рефлекса, валёра.

 

Популярная художественная энциклопедия. 1986

КОЛОРИТ (итал. colorito, от лат. color — цвет, краска), в иск-ве (преим. в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определ. единство и являющаяся эстетич. претворением красочного многообразия действительности. К. служит одним из важнейших средств эстетич. эмоц. выразительности, компонентом художеств. образа. Характер К. связан с содержанием и общим замыслом произв., с эпохой, стилем, индивидуальности мастера. Исторически сложились 2 колористич. тенденции. Первая связана с применением системы более или менее ограниченных количественно локальных цветов, а часто и с символич. значением цвета (напр., в ср.-век. иск-ве). Для второй характерны стремление к полной передаче цветовой картины мира, пространства и света, использование тона, валёра и рефлекса. К. может быть по характеру цветовых сочетаний спокойным или напряжённым, холодным (при преобладании синих, зелёных, фиолетовых) или тёплым (при преобладании красных, жёлтых, оранжевых цветов), светлым или тёмным, а по степени насыщенности и силы цвета — ярким, сдержанным, блёклым и т. д. В каждом конкретном произв. К. образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста. Задачи К. зависят от вида иск-ва, материала и функций произведения. В скульптуре и арх-ре система цветовых отношений обычно наз. полихромией.

Лит.: Ивенс Р. М., Введение в теорию цвета, пер. с англ., М., 1964; Волков Н. Н., Цвет в живописи, М., 1965.

 

КОЛОРИТ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/fine_art/text/2082194

КОЛОРИ́Т (итал. colorito, от лат. сolor – цвет, крас­ка), сис­те­ма цве­то­вых то­нов, их со­че­та­ний и взаи­мо­от­но­ше­ний в про­из­ве­де­нии иск-ва, об­ра­зую­щая оп­ре­де­лён­ное един­ст­во и яв­ляю­щая­ся эс­те­тич. пре­тво­ре­ни­ем кра­соч­но­го мно­го­об­ра­зия дей­ст­ви­тель­но­сти. К. слу­жит од­ним из важ­ней­ших средств ху­дож. вы­ра­зи­тель­но­сти, ком­по­нен­том об­раза – пре­ж­де все­го в жи­во­пи­си, так­же в цвет­ной гра­фи­ке, про­из­ве­де­ни­ях де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го ис­кус­ст­ва. Ха­рак­тер К. свя­зан с со­дер­жа­ни­ем и об­щим за­мыс­лом про­из­веде­ния, с эпо­хой, сти­лем, ин­ди­ви­ду­аль­но­стью мас­те­ра, осо­бен­но­стя­ми его цве­то­во­го ви́дения.

Ис­то­ри­че­ски сло­жи­лись две ко­ло­ри­с­тич. тен­ден­ции. Пер­вая свя­за­на с при­ме­не­ни­ем сис­те­мы ко­ли­че­ст­вен­но ог­ра­ни­чен­ных ло­каль­ных цве­тов, не­ред­ко имею­щих сим­во­лич. зна­че­ние (напр., в ран­не­хри­сти­ан­ском или ср.-век. иск-ве). Для вто­рой ха­рак­тер­ны стрем­ле­ние к пол­ной пе­ре­да­че цве­то­вой кар­ти­ны ми­ра, про­стран­ст­ва и све­та, ма­те­ри­аль­но­сти пред­ме­та в его со­от­но­ше­нии со сре­дой; этим це­лям слу­жат тон, ва­лёр, реф­лекс, един­ст­во К. и све­то­те­ни. К. мо­жет быть по ха­рак­те­ру цве­то­вых со­че­та­ний спо­кой­ным или на­пря­жён­ным, хо­лод­ным (при пре­об­ла­да­нии си­них, зе­лё­ных, фио­ле­то­вых цве­тов) или тё­п­лым (при пре­об­ла­да­нии крас­ных, жёл­тых, оран­же­вых цве­тов), свет­лым или тём­ным, а по сте­пе­ни на­сы­щен­но­сти и си­лы цве­та – яр­ким, сдер­жан­ным, блёк­лым, изы­скан­ным и т. д. В ка­ж­дом кон­крет­ном про­из­ве­де­нии К. об­ра­зу­ет­ся не­по­вто­ри­мым и слож­ным взаи­мо­дей­ст­ви­ем кра­сок, со­гла­сую­щих­ся по за­ко­нам гар­мо­нии, до­пол­не­ния и кон­тра­ста. В скульп­ту­ре и ар­хи­тек­ту­ре сис­те­ма цве­то­вых от­но­ше­ний обыч­но на­зы­ва­ет­ся по­ли­хро­ми­ей.

Лит.: Ивенс Р.-М. Вве­де­ние в тео­рию цве­та. М., 1964; Вол­ков Н. Н. Цвет в жи­во­пи­си. 2-е изд. М., 1984; Ми­ро­но­ва Л. Н. Цве­то­ве­де­ние. Минск, 1984; Зай­цев А. С. Нау­ка о цве­те и жи­во­пись. М., 1986; Ит­тен И. Ис­кус­ст­во цве­та. 4-е изд. М., 2007; Ма­тю­шин М. В. Спра­воч­ник по цве­ту. За­ко­но­мер­ность из­ме­няе­мо­сти цве­то­вых со­че­та­ний. М., 2007.

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986

КОЛОРИ´Т, -а, м. 1. Соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. Яркий к. 2. перен. Отпечаток чего-н., совокупность особенностей (эпохи, местности). К. эпохи в историческом романе. || прил. колористический, -ая, -ое (к 1 знач.).

КОЛОРИ´СТ, -а, м. 1. Живописец, воплощающий свой художественный замысел главным образом средствами колорита. 2. Специалист по расцветки тканей (спец.).

КОЛОРИ´ТНЫЙ, -ая. -ое, -тен, -тна. С ярким колоритом, выразительный. характерный. К. пейзаж. К. язык писателя. || сущ. колоритность, -и, ж.

 

В. Даль. Толковый словарь. 1978

КОЛОРИТЪ, колористъ ипр. см. колеръ.

КОЛЕРЪ м. фрнц. цвѣтъ или краска; масть; живописцы означаютъ словомъ этимъ цвѣтъ краски, оттѣнокъ или густоту ея, степень яркости. Колерный, къ колеру относящiйся. Колеристый, яркiй цвѣтами. Колеровать картину, расписывать кистью. Ошибочно говорится вм. колировать, прививать, и клеровать, зорить. Колеровщикъ, —щица, расписывающий что либо красками. Колоритъ м. способъ сочетанья красокъ въ живописи. Колоритъ темный, яркiй, мутный ипр. Колоритный, къ колориту относящiйся. Колористый, яркiй красками, ярко и искусно раскрашенный. Колористъ м. живописецъ искусно располагающiй краски.

 

ССЫЛКА


  • Эрнст Фукс (1930—2015) — австрийский художник, основатель Венской школы фантастического реализма

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018