Коммунизм — Энциклопедия

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Программа КПСС

Программа КПСС — программа построения коммунизма!

Художник Н. П. Смоляк.

Содержание:

Коммунизм. Энциклопедический Словарь. 1953—1955
Коммунизм.
Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Коммунизм. С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986

Коммунизм. Большая российская энциклопедия. 2009

 

В. Даль. Толковый словарь. 1978

... Комунизмъ м. политическое ученiе о равенствѣ состоянiй, общности владенiй, и о правахъ каждаго на чужое имущество. Комунистъ м. -нистка ж. кто держится этого ученiя; комунистическiй, къ нему отнсщс.

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

КОММУНИЗМ, высшая общественно-экономическая формация, идущая на смену капиталистической формации. При коммунизме будет создана единая коммунистическая собственность на средства производства, полностью исчезнут классовые различия и, с победой коммунизма во всём мире, отомрёт государство. Народное хозяйство, организованное по плану, будет базироваться на высшей технике как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Не будет не только противоположности между городом и деревней, между индустрией и сельским хозяйством, ликвидированной уже при социализме, но исчезнет и существенное различие между ними. Исчезнет также существенное различив между умственным и физическим трудом. Для человеку труд превратится в первую жизненную потребность. Каждый член коммунистического общества будет трудиться по способностям и получать по потребностям. Теория научного коммунизма создана К. Марксом и Ф. Энгельсом, доказавшими историческую неизбежность революционного преобразования капиталистического общества в коммунистическое. Социалистическая революция, диктатура пролетариата уничтожают капиталистический строй и обеспечивают построение коммунизма. Коммунистическое общество проходит в своём развитии ступени (фазы): первую, низшую фазу — социализм, и вторую, высшую фазу — коммунизм. Впервые две фазы коммунистического общества были ясно и отчётливо охарактеризованы К. Марксом в его труде «Критика Готской программы» (1875, изд. 1891). Дальнейшая творческая разработка вопроса о двух фазах коммунизма дана В. И. Лениным в трудах «Государство и революция» (1917, изд. 1918), «Великий почин» (1919) и др. Важным идейным вкладом в разработку вопроса о путях перехода от социализма к коммунизма является произведение И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952).

Различия между первой и второй фазами коммунизма заключаются в степени экономия, зрелости коммунистического общества,в уровне развития его производительных сил, в состоянии производственных отношений и культурном уровне членов общества.

Общие черты двух фаз коммунизма состоят в том, что и при социализме, и при коммунизме способ производства основан на общественной собственности на средства производства и на отношениях товарищеского сотрудничества людей, свободных от всякой эксплуатации; и при социализме, и при коммунизме цель производства состоит в максимальном удовлетворении постоянно растущих потребностей всего общества; и при социализме, и при коммунизме специфическим экономическим законом является закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства и др.

Обладая общими чертами, социализм и коммунизма вместе с тем имеют свои особенности. В области производства эти особенности выражаются в том, что при социализме общество еще не имеет в своём распоряжении изобилия продуктов, и поэтому при социализме распределение происходит по принципу — от каждого по его способностям, каждому по его труду. При коммунизме общество будет располагать изобилием материальных благ, что позволит осуществлять распределение не по труду, а по потребностям. В области производственных отношений социализм отличается наличием двух форм обществ, собственности, тогда как при коммунизме будет существовать единая общественная собственность на средства производства.

В области культурного развития общества при социализме уже нет вековой противоположности между умственным и физическим трудом, но осталось существенное различие между ними. При коммунизме не будет не только противоположности, но и существенного различия между умственным и физическим трудом.

Переход от социализма к коммунизму совершается постепенно, по мере укрепления и развития основ социалистического общества.

Быстрые темпы роста производства создают предпосылки для насыщения страны предметами потребления и обеспечения изобилия продуктов. Огромную роль в создании материально-технической базы коммунизма играет электрификация, поэтому в СССР осуществляется строительство крупнейших в мире электростанций. Важнейшее значение имеет коммунистическое воспитание трудящихся, преодоление пережитков капитализма в сознании людей — строителей коммунизма. Для перехода от социализма к коммунизму необходимо обеспечить непрерывный рост всего общественного производства с преимуществ, развитием производства средств производства; повысить колхозную собственность до уровня общенародной собственности; добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем трудящимся всестороннее развитие их физических и умственных способностей.

Руководящая роль в осуществлении великой задачи постепенного перехода от социализма к коммунизму принадлежит Коммунистической партии, которая направляет строительство коммунизма, опираясь на знание и сознательное применение объективных экономических законов.

Строительство коммунизма в СССР имеет огромное революционизирующее значение для всего мира. Капитализм пережил себя, он стал реакционейшей силой, тормозящей прогресс человечества. После 2-й мировой войны 1939—45, в результате всемирно-исторической победы СССР над фашистско-империалистическими захватчиками, капитализму был нанесён новый сокрушительный удар. От системы империализма отпал целый ряд стран, в которых утвердился режим народной демократии и успешно развёртывается социалистическое строительство. Империалистический лагерь стремится помешать мирному строительству в СССР и странах народной демократии. Но судорожные усилия империалистов, под ногами которых колеблется почва, не спасут капитализм от приближающейся гибели. «Мы живём в такой век, когда все дороги ведут к коммунизму» (В. М. Молотов).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

КОММУНИЗМ (от лат. communis — общий), сменяющая капитализм обществ.-экономич. формация, основанная на обществ. собственности на средства произ-ва; в более узком смысле — вторая, высшая по сравнению с социализмом ступень развития этой формации, «...бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип „от каждого — но способностям, каждому — по потребностям". Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа» (Программа КПСС, 1977, с. 62). Научную теорию К. выработали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они показали историч. миссию рабочего класса как могильщика капитализма и творца К., раскрыли историч. закономерность смены капитализма К. в результате победы пролетарской рев-ции и установления диктатуры пролетариата, указали пути построения коммунистов, об-ва. Учение о К. развили применительно к новым условиям В. И. Ленин, КПСС, братские коммунистов.и рабочие партии. Материальные предпосылки К. возникают в недрах капиталистов. формации по мере рос. та обобществления труда. Переход от капитализма к К. во всемирном масштабе занимает целую историч. эпоху; в каждой стране ей соответствует переходный период от капитализма к социализму.

Общие признаки двух фаз К.: обществ. собственность на средства произ-ва, исключающая деление об-ва на антагонистич. классы и эксплуатацию человека человеком; социальное единство об-ва на базе общности коренных интересов трудящихся, марксистско-ленинской идеологии; планомерное развитие обществ, произ-ва в интересах наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся; превращение труда из подневольного в свободный, творческий; управление экономич. и социальными процессами самими трудящимися на основе науч. познания экономич. законов и принципов коммунистов. мировоззрения.

Существенные различия между двумя фазами К. определяются степенью зрелости про-изводит. сил и обществ. отношений. Социализм выходит из недр капитализма, К. развивается на собств. основе. Создание материально-технической базы коммунизма обеспечит изобилие материальных и духовных благ; будут достигнуты высшая ступень планомерности обществ. произ-ва и высший уровень производительности труда, недоступный капитализму. От распределения по труду общество перейдет к распределению по потребностям. Исчезнут классы, существ. различия между городом и деревней, между работниками умств. и физич. труда, отомрёт гос-во.

При К. будут обеспечены условия для все-стороннего развития личности, утвердятся принципы коммунистов, нравственности. Социализм перерастает в К. постепенно, отд. черты и элементы К. складываются уже при социализме, особенно на этапе развитого социалистич. об-ва, когда создаётся материально-технич. база К. Строительство К. происходит в процессе активной деятельности трудящихся, направляемой коммунистич. партией.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986

КОММУНИЗМ, -а, м. 1. Общественно-экономическая формация, закономерно приходящая на смену капитализму и основанная на общественной собственности на средства производства. Социализм — первая фаза коммунизма. 2. Вторая, высшая фаза этой формации — бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, в к-ром вместе со всесторонним развитием людей вырастут производственные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники и осуществится принцип «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям». 3. Марксистско-ленинская теория создания и развития такой формации. Научный к.Первобытный коммунизм — общественный доклассовый строй первобытной родовой общины. Военный коммунизм — название экономической политики советского государства, являющейся вынужденной мерой в период Гражданской войны и военной интервенции (1918—1920 гг.).

 

 

КОММУНИЗМ // Большая российская энциклопедия. 2009

КОММУНИ́ЗМ (от лат. communis – об­щий), об­щее обо­зна­че­ние разл. вер­сий иде­аль­но­го об­ществ. уст­рой­ст­ва, ха­рак­те­ри­зую­ще­го­ся социаль­ным равен­ст­вом, от­сут­ст­ви­ем ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти и, в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев, так­же и го­судар­ст­ва. Со­глас­но со­ци­аль­но-фи­лос. доктри­не мар­ксиз­ма – об­ществ.-эко­но­мич. фор­ма­ция, ос­но­ван­ная на об­ществ. соб­ст­вен­но­сти на сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва и сме­няю­щая капита­лизм в ре­зуль­та­те коммунисти­че­ской («про­ле­тар­ской») ре­во­лю­ции.

Вос­хо­дя­щее к древ­ним ми­фам о зо­ло­том ве­ке пред­став­ле­ние об из­на­чаль­ном ес­те­ст­вен­ном ра­вен­ст­ве всех лю­дей, вы­ра­жав­шее­ся, в част­но­сти, в рав­ном рас­пре­де­ле­нии зем­ных благ и поль­зо­ва­нии ими, яви­лось ис­точ­ни­ком ком­му­ни­стич. прин­ци­па общ­но­сти иму­ще­ст­ва, харак­тер­но­го для различ­ных ре­лиг. дви­же­ний, об­щин и сект – маз­да­киз­ма в Пер­сии, иу­дей­ской сек­ты ес­се­ев в Па­ле­сти­не, раннехристианских об­щин, на­чи­ная с 4 в.  ки­но­вит­но­го, или об­ще­жи­тель­но­го, мо­на­ше­ст­ва в хри­сти­ан­ской Церк­ви, ере­тич. сект богомилов (см. Богомиль­ст­во), ка­та­ров и валь­ден­сов с их про­по­ве­дью «апо­столь­ской бед­но­сти» и от­ри­ца­ни­ем соб­ст­вен­но­сти и государства, нищенствующих ор­де­нов фран­ци­скан­цев, до­ми­ни­кан­цев и кар­ме­ли­тов (в хи­лиа­стич. уче­нии Ио­а­хи­ма Флор­ско­го но­вый этап миро­вой истории – «царст­во Свя­то­го Ду­ха»  свя­зы­вал­ся, в ча­ст­но­сти, с распростра­не­ни­ем мо­на­стыр­ско­го уст­рой­ст­ва на всё об­ще­ст­во), вплоть до таборитов (см. Гусит­ское дви­же­ние), ана­бап­ти­стов, диг­ге­ров, нестяжа­те­лей в Рос­сии и т. п. Все эти со­об­ще­ст­ва, по­ми­мо их обособле­ния от жиз­ни осталь­но­го со­циу­ма, от­ли­ча­ло ре­лиг. ос­вя­ще­ние по­все­днев­ной жиз­ни, ис­клю­чав­шее ус­та­нов­ку на лич­ное обогаще­ние, в то вре­мя как община мог­ла при­ум­но­жать своё кол­лек­тив­ное дос­тоя­ние. Имен­но ре­лиг. мотива­ция та­ких, напр., ин­сти­ту­ций, как монашест­во, обусловливала дли­тель­ность их су­ще­ст­во­ва­ния, то­гда как лишь не­мно­гие из об­щин, основанных со­ци­аль­ны­ми реформатора­ми 18–19 вв. (коммунистич. ко­ло­нии Р. Оу­эна и Э. Ка­бе в Сев. Аме­ри­ке и т. п.), не рас­па­да­лись уже во вто­ром или треть­ем поколении. При­зыв Т. Мюнце­ра, радикально­го про­по­вед­ни­ка эпо­хи Ре­фор­ма­ции и Кре­сть­ян­скогй вой­ны 1524–26 в Гер­ма­нии, к ре­во­люц. преобразованию обще­ст­ва на началах соци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти и осу­ще­ст­в­ле­ния прин­ци­па «всё об­щее (omnia sunt commu­nia)» Ф. Энгельс характеризовал как «близкую к комму­низ­му» про­грам­му «не­мед­лен­но­го ус­та­нов­ле­ния цар­ст­ва божь­е­го на зем­ле» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1956. Т. 7. С. 371).

Коммунистические утопии 16–18 вв.

Вы­дви­ну­тая Пла­то­ном – фак­ти­че­ским ро­до­на­чаль­ни­ком ев­роп. уто­пиз­ма как в его ре­ли­ги­оз­ной, так и в свет­ской вер­сии – кон­цеп­ция идеаль­но­го гос. строя по­слу­жи­ла об­раз­цом для мно­го­числ. по­бор­ни­ков идеи К. в Но­вое вре­мя, от Т. Мо­ра и Т. Кам­па­нел­лы до Э. Ка­бе (Б. Рассел, по­се­тив­ший Сов. Рос­сию в пе­ри­од «во­ен­но­го ком­му­низ­ма», от­ме­чал по­ра­зив­шую его бли­зость боль­ше­ви­ст­ско­го ре­жи­ма платоновской уто­пии). Ес­ли со­сло­вию трудящих­ся (зем­ле­дель­цам, ре­мес­лен­ни­кам и тор­гов­цам) в пла­то­нов­ском го­су­дар­ст­ве раз­ре­ша­ет­ся жить с семь­ёй и иметь соб­ст­вен­ность и зем­лю, то ни­кто из со­сло­вия стра­жей не дол­жен об­ла­дать ни­ка­кой ча­ст­ной соб­ст­вен­но­стью, для них вво­дит­ся не толь­ко общ­ность иму­ще­ст­ва и жи­ли­ща, но и общ­ность жён и де­тей, а управ­лять госу­дар­ст­вом долж­ны фи­ло­со­фы. Мор в своей «Уто­пии», при­ни­мая по­зи­цию Пла­то­на в от­но­ше­нии упраздне­ния ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти и ус­та­нов­ле­ния иму­ществ. ра­вен­ст­ва, распростра­ня­ет этот прин­цип на всё об­ще­ст­во. Как и у Пла­то­на, центр. фи­гу­рой ком­му­ни­стич. пе­ре­уст­рой­ст­ва яв­ля­ет­ся за­ко­но­да­тель, обладающий зна­ни­ем и пол­но­вла­сти­ем од­но­вре­мен­но, од­на­ко в от­ли­чие от Пла­то­на цен­тром его дея­тель­но­сти ока­зы­ва­ет­ся не воспитание, а органи­за­ция про­из­вод­ст­ва, ко­то­рая обес­пе­чи­ва­ет­ся вве­де­ни­ем все­об­щей тру­до­вой повинно­сти. В «Го­ро­де Солн­ца» Кампанеллы жи­те­ли управ­ляе­мо­го пер­во­свя­щен­ни­ком го­ро­да ве­дут «фи­ло­соф­ский об­раз жиз­ни об­щи­ной», основанной на кол­лек­тив­ной собственно­сти и всеобщем тру­де, ко­то­рый об­лег­ча­ет­ся мно­го­числ. тех­нич. изо­бре­те­ния­ми. Прин­цип общ­но­сти до­ве­дён у Кам­па­нел­лы до крайних пределов, ох­ва­ты­вая весь быт, а так­же общ­ность жён и де­тей. Влия­ние «Го­ро­да Солн­ца» ска­за­лось как в про­ек­те созданно­го в Парагвае Иезуитов го­су­дар­ст­ва 1610–1767, так и в ро­ма­не франц. пи­са­те­ля Д. Ве­ра­са дʼАлле «Ис­то­рия се­ва­рам­бов» — опи­са­нии утопич. страны, где три осн. ис­точ­ни­ка зла – гор­дость, алч­ность и празд­ность – уп­разд­не­ны в ре­зуль­та­те унич­то­же­ния при­ви­ле­гий рождения, частной собственности и вве­де­ния все­об­щей тру­до­вой по­вин­ности. Осн. про­из­водств. ячей­кой у Ве­ра­са дʼАлле бы­ли товарищества, или «осмазии» (предвосхище­ние фа­лан­сте­ров Ш. Фу­рье и раз­но­об­раз­ных тру­до­вых ас­со­циа­ций и ком­мун в со­циа­ли­стич. проектах 18–19 вв.). Как и у Мора, гл. принци­пом рас­пре­де­ле­ния у Ве­ра­са дʼАл­ле яв­ля­ет­ся рас­пре­де­ле­ние по по­треб­ностям. Соз­дан­ный в 1652 пам­флет лидера диг­ге­ров Дж. Уинстэн­ли «За­кон сво­бо­ды…» впер­вые в ис­то­рии ком­му­ни­стич. идей со­дер­жал про­ект за­ко­нов государ­ст­ва, основанного на общ­но­сти имуществ и общеобязатель­ном тру­де.

Франц. уто­пи­че­ский К. 18 в., пред­став­лен­ный со­чи­не­ния­ми Ж. Ме­лье, Г. Б. де Маб­ли, Мо­рел­ли, Л. М. Де­ша­на, скла­ды­вал­ся в об­щем рус­ле рационали­стич. кон­цеп­ций Про­све­ще­ния об иде­аль­ном ра­зум­ном уст­рое­нии об­ще­ст­ва, воз­вра­щаю­щем че­ло­ве­ка в из­на­чаль­ное «естествен­ное состоя­ние». Та­ко­вым пред­ста­ёт пат­ри­ар­халь­ный брат­ский со­юз сель­ских се­мей-ком­мун (Ме­лье), ас­ке­тич. иде­ал ограничен­ных в сво­их по­треб­но­стях зем­ле­дельч. об­щин на­по­до­бие Древ­ней Спар­ты (Маб­ли) и ав­то­ном­но хо­зяй­ст­вую­щих по­се­ле­ний, сотрудниче­ст­во кото­рых, как и все че­ло­ве­че­ские отно­ше­ния, ре­гу­ли­ру­ет­ся при от­сут­ст­вии го­су­дар­ст­ва ис­клю­чи­тель­но нравств. самосознанием граж­дан (Дешан). В «Ко­дек­се при­ро­ды», приписываемом Мо­рел­ли, прин­ци­пы все­об­щей за­ня­то­сти и обя­за­тель­но­го трудоустройства, обществ. распреде­ле­ния при за­пре­те тор­гов­ли и об­ме­на, уни­фи­ка­ции все­го бы­та (жи­лищ, оде­ж­ды, вос­пи­та­ния и т. д.) во многом перекликают­ся с аналогич­ны­ми по­строе­ния­ми Т. Мо­ра и Т. Кам­па­нел­лы. Все пред­ста­ви­те­ли франц. уто­пи­че­ско­го К. от­стаи­ва­ют принцип общно­сти имуществ, обще­го вла­де­ния все­ми бла­га­ми (communauté des biens у Маб­ли) и тре­бу­ют уп­разд­не­ния ча­ст­ной собственно­сти как источ­ни­ка морального не­ра­вен­ст­ва и «разъ­е­ди­не­ния» лю­дей (Де­шан) и гл. по­ро­ка совр. общества – «жад­но­сти» (в «Кодексе при­ро­ды» и у Маб­ли). В «состоянии нра­вов», ко­то­рое, со­глас­но «Ис­ти­не, или До­сто­вер­ной сис­те­ме» Де­ша­на, долж­но сме­нить «состояние за­конов», с уничтожени­ем разделения на «моё» и «твоё» ис­чез­нут раз­ли­чия ме­ж­ду на­ция­ми и вра­ж­да ме­ж­ду на­ро­да­ми; не будет также посто­ян­но­го прикрепления людей к той или иной про­фес­сии.

Франц. ре­во­лю­ция 18 в. с её ло­зун­га­ми сво­бо­ды, ра­вен­ст­ва и брат­ст­ва спо­соб­ст­во­ва­ла ак­туа­ли­за­ции ком­му­ни­стич. идей, пре­ж­де все­го во Фран­ции. Г. Ба­бёф, один из ор­га­ни­за­то­ров и вдох­но­ви­те­лей «за­го­во­ра во имя ра­вен­ст­ва», це­лью его счи­тал за­ме­ну ча­ст­ной собственно­сти кол­лек­тив­ной, которой долж­на рас­по­ря­жать­ся «на­цио­наль­ная ком­му­на», и вве­де­ние рав­но­го рас­пре­де­ле­ния всех благ меж­ду чле­на­ми об­ще­ст­ва. Пе­ре­ход к это­му «об­ще­ст­ву со­вер­шен­но­го ра­вен­ст­ва» тре­бу­ет вве­де­ния вре­мен­ной ре­во­люц. дик­та­ту­ры, необхо­ди­мость ко­торой вслед за Ба­бё­фом позд­нее бу­дут защи­щать Т. Де­за­ми и Л. О. Блан­ки.

Термин и понятие коммунизма в 1840-х гг.

По­ня­тие К. в его совр. смыс­ле, свя­зан­ном с жиз­нен­ны­ми ус­ло­вия­ми ин­ду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва, во­шло в пуб­лич­ный обо­рот с 1840-х гг. До это­го оно упот­реб­ля­лось в тай­ных круж­ках и сою­зах во Фран­ции и Гер­ма­нии 1830-х гг., на­хо­див­ших­ся под влия­ни­ем идей Г. Ба­бё­фа, кото­рые по­лу­чи­ли широкую из­вест­ность в ре­во­люц. кру­гах Ев­ро­пы по­сле вы­хо­да в 1828 кни­ги его со­рат­ни­ка Ф. Буо­нар­ро­ти «За­го­вор во имя ра­вен­ст­ва…». Распростране­ние и по­пу­ля­ри­за­ция тер­ми­на «К.» свя­за­ны с ор­га­ни­зо­ван­ным в ию­не 1840 в Па­ри­же чле­на­ми тай­но­го ком­му­ни­стич. об­ще­ст­ва «Рабочие-урав­ни­те­ли» («Travailleurs egalitai­res») бан­ке­том ком­му­ни­стов, на ко­то­ром при­сут­ст­во­ва­ло бо­лее 1000 чел., в т. ч. ре­дак­тор ж. «LʼEgalitaire» Т. Де­за­ми, при­зы­вав­ший в сво­ей ре­чи по­кон­чить с лю­бы­ми при­ви­ле­гия­ми – не толь­ко с господствую­щей ари­сто­кра­ти­ей бо­гат­ст­ва, но и с аристократи­ей спо­соб­но­стей, про­по­ве­дуе­мой по­сле­до­ва­те­ля­ми К. А. Сен-Си­мо­на. Выпу­щен­ная вско­ре бро­шю­ра «Premier banquet communiste» (1840) про­воз­гла­си­ла день бан­ке­та на­ча­лом но­вой эры в ис­то­рии коммунистич. дви­же­ния. В том же го­ду поя­ви­лись уто­пич. ро­ман Э. Кабе «Пу­те­ше­ст­вие в Ика­рию» и в 1841 его кн. «По­че­му я стал коммуни­стом, или Моё ком­му­ни­сти­че­ское cre­do». В Ве­ли­ко­бри­та­нии Дж. Г. Барм­би ос­но­вал в 1841 Communist Propaganda So­ciety, а позднее – Universal Communitarian Association. В Гер­ма­нии в 1842 поя­ви­лись ста­тьи В. Вейт­лин­га («Пра­ви­тель­ст­вен­ная фор­ма коммунисти­че­ско­го прин­ци­па») и М. Гес­са (1812–75) («Ком­му­ни­сты в Гер­ма­нии»), а так­же по­лу­чив­шая ши­ро­кую известность кн. Л. фон Штей­на «Со­циа­лизм и ком­му­низм в со­вре­мен­ной Фран­ции» («Der So­zialismus und Communismus des heu­tigen Frankreich»). Г. Гей­не в ст. «Ком­му­низм, фи­ло­со­фия и ду­хо­вен­ст­во» (1843) пи­сал о рас­ту­щей ар­мии ком­му­ни­стов, «на­по­ми­наю­щей сво­им ре­ли­ги­оз­ным жа­ром и мрач­ной во­лей к раз­ру­ше­нию га­ли­лей­ские на­чи­на­ния» (Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 6. С. 264). В рус. язык тер­мин «К.» во­шёл из нем. языка в нач. 1840-х гг. и в сло­ва­ре В. И. Да­ля оп­ре­де­лял­ся как «по­ли­ти­че­ское уче­ние о ра­вен­ст­ве со­стоя­ний, общ­но­сти вла­де­ний и о правах ка­ж­до­го на чу­жое иму­ще­ст­во».

Э. Ка­бе в сво­их со­чи­не­ни­ях в от­ли­чие от Г. Ба­бё­фа от­стаи­вал мир­ный, не­на­силь­ст­вен­ный путь к К., пред­по­ла­гаю­щий пе­ре­ход­ный пе­ри­од – «демокра­тию… вос­пи­ты­ваю­щую пер­вое по­ко­ле­ние для общ­но­сти, обо­га­щаю­щую бед­ных без ог­раб­ле­ния бо­га­тых, ува­жаю­щую при­об­ре­тён­ные пра­ва и при­выч­ки су­ще­ст­вую­ще­го по­ко­ле­ния, но унич­то­жаю­щую без за­мед­ле­ния ни­ще­ту, обес­пе­чи­ваю­щую всем труд и су­ще­ст­во­ва­ние…» (Пу­те­ше­ствие в Ика­рию. М.; Л., 1948. С. 79). Сво­бо­да в уто­пи­че­ской «Ика­рий­ской рес­пуб­ли­ке» Ка­бе «под­чи­не­на бес­чис­лен­ным за­ко­нам при­ро­ды, ра­зу­ма и общества» (ни­что, напр., «не мо­жет пе­ча­тать­ся без со­гла­сия рес­пуб­ли­ки»), что на­хо­дит вы­ра­же­ние в ме­лоч­ной рег­ла­мен­та­ции всех сфер жиз­ни. «Ко­декс общ­но­сти» (1842) Т. Де­за­ми, опи­сы­ваю­щий пре­вра­ще­ние тру­да в бу­ду­щем об­ще­ст­ве из при­ну­ди­тель­но­го бре­ме­ни в на­сла­ж­де­ние и, по мне­нию В. Зом­бар­та, пред­вос­хи­щаю­щий прин­цип рас­пре­де­ле­ния «от ка­ж­до­го по спо­соб­но­стям, ка­ж­до­му по по­треб­но­стям», со­дер­жит про­грам­му «освобо­ж­де­ния всех на­ро­дов» пу­тём во­ен. раз­гро­ма «ан­ти­ком­му­ни­сти­че­ских пра­ви­тельств».

Ф. Эн­гельс в ст. «Ус­пе­хи дви­же­ния за со­ци­аль­ное пре­об­ра­зо­ва­ние на кон­ти­нен­те» (1843) в чис­ле пар­тий, за­щи­щаю­щих К. в Гер­ма­нии, наря­ду с «на­род­ной» пар­ти­ей (В. Вейт­линг и его сто­рон­ни­ки), на­звал «фи­ло­соф­скую пар­тию», к ко­то­рой при­чис­лил А. Ру­ге, К. Мар­кса, себя, Г. Гер­ве­га и др. Разл. ас­пек­ты это­го «фи­ло­соф­ско­го» К. из­ла­га­лись в со­чи­не­ни­ях Гей­не, Ру­ге, М. Гес­са, П. Ж. Пру­дона, М. А. Бакунина и др. Гесс в кн. «Ев­ро­пей­ская триархия» («Die euro­päische Triarchie», 1841) пи­сал о гря­ду­щей ре­во­лю­ции, ко­то­рая уничтожит со­ци­аль­ное не­ра­вен­ст­во и до­ве­дёт до кон­ца эмансипа­цию че­ло­ве­че­ст­ва по­сред­ст­вом уп­разд­не­ния ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти и по­ро­ж­дён­но­го ею эго­из­ма. Урав­ни­тель­но­му К. Ба­бё­фа с его санкюлот­ским ра­вен­ст­вом в ни­ще­те Гесс про­ти­во­пос­та­вил в сво­ей «философии дей­ст­вия» по­ни­ма­ние К. как реа­ли­за­ции «сво­бод­ной са­мо­деятельности», в ко­то­рой «ис­че­за­ет про­ти­во­по­лож­ность ме­ж­ду тру­дом и на­сла­ж­де­ни­ем» (ст. «Со­циа­лизм и ком­мунизм», 1843). По­ня­тие от­чу­ж­де­ния, упот­реб­ляв­шее­ся Л. Фей­ер­ба­хом при­ме­ни­тель­но к ре­ли­гии, пе­ре­но­сит­ся Гес­сом в эко­но­мич. и со­ци­аль­ную сфе­ру («день­ги как про­дукт вза­им­но отчуж­дён­ных лю­дей»). По оп­ре­де­ле­нию Баку­ни­на... Читать оригинал

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019