Коммунизм — Энциклопедия

Анатолий Фукс - энциклопедия

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Программа КПСС

Программа КПСС — программа построения коммунизма!

Художник Н. П. Смоляк.

 

Содержание:

Коммунизм. С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986

Коммунизм. Энциклопедический Словарь. 1953—1955

Коммунизм. Советский Энциклопедический Словарь. 1980

Коммунизм. Большая российская энциклопедия. 2009

 

 

В. Даль. Толковый словарь. 1978

... Комунизмъ м. политическое ученiе о равенствѣ состоянiй, общности владенiй, и о правахъ каждаго на чужое имущество. Комунистъ м. -нистка ж. кто держится этого ученiя; комунистическiй, къ нему отнсщс.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986

КОММУНИЗМ, -а, м. 1. Общественно-экономическая формация, закономерно приходящая на смену капитализму и основанная на общественной собственности на средства производства. Социализм — первая фаза коммунизма. 2. Вторая, высшая фаза этой формации — бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, в к-ром вместе со всесторонним развитием людей вырастут производственные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники и осуществится принцип «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям». 3. Марксистско-ленинская теория создания и развития такой формации. Научный к.Первобытный коммунизм — общественный доклассовый строй первобытной родовой общины. Военный коммунизм — название экономической политики советского государства, являющейся вынужденной мерой в период Гражданской войны и военной интервенции (1918—1920 гг.).

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

КОММУНИЗМ, высшая общественно-экономическая формация, идущая на смену капиталистической формации. При коммунизме будет создана единая коммунистическая собственность на средства производства, полностью исчезнут классовые различия и, с победой коммунизма во всём мире, отомрёт государство. Народное хозяйство, организованное по плану, будет базироваться на высшей технике как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Не будет не только противоположности между городом и деревней, между индустрией и сельским хозяйством, ликвидированной уже при социализме, но исчезнет и существенное различие между ними. Исчезнет также существенное различив между умственным и физическим трудом. Для человеку труд превратится в первую жизненную потребность. Каждый член коммунистического общества будет трудиться по способностям и получать по потребностям. Теория научного коммунизма создана К. Марксом и Ф. Энгельсом, доказавшими историческую неизбежность революционного преобразования капиталистического общества в коммунистическое. Социалистическая революция, диктатура пролетариата уничтожают капиталистический строй и обеспечивают построение коммунизма. Коммунистическое общество проходит в своём развитии ступени (фазы): первую, низшую фазу — социализм, и вторую, высшую фазу — коммунизм. Впервые две фазы коммунистического общества были ясно и отчётливо охарактеризованы К. Марксом в его труде «Критика Готской программы» (1875, изд. 1891). Дальнейшая творческая разработка вопроса о двух фазах коммунизма дана В. И. Лениным в трудах «Государство и революция» (1917, изд. 1918), «Великий почин» (1919) и др. Важным идейным вкладом в разработку вопроса о путях перехода от социализма к коммунизма является произведение И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952).

Различия между первой и второй фазами коммунизма заключаются в степени экономия, зрелости коммунистического общества,в уровне развития его производительных сил, в состоянии производственных отношений и культурном уровне членов общества.

Общие черты двух фаз коммунизма состоят в том, что и при социализме, и при коммунизме способ производства основан на общественной собственности на средства производства и на отношениях товарищеского сотрудничества людей, свободных от всякой эксплуатации; и при социализме, и при коммунизме цель производства состоит в максимальном удовлетворении постоянно растущих потребностей всего общества; и при социализме, и при коммунизме специфическим экономическим законом является закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства и др.

Обладая общими чертами, социализм и коммунизма вместе с тем имеют свои особенности. В области производства эти особенности выражаются в том, что при социализме общество еще не имеет в своём распоряжении изобилия продуктов, и поэтому при социализме распределение происходит по принципу — от каждого по его способностям, каждому по его труду. При коммунизме общество будет располагать изобилием материальных благ, что позволит осуществлять распределение не по труду, а по потребностям. В области производственных отношений социализм отличается наличием двух форм обществ, собственности, тогда как при коммунизме будет существовать единая общественная собственность на средства производства.

В области культурного развития общества при социализме уже нет вековой противоположности между умственным и физическим трудом, но осталось существенное различие между ними. При коммунизме не будет не только противоположности, но и существенного различия между умственным и физическим трудом.

Переход от социализма к коммунизму совершается постепенно, по мере укрепления и развития основ социалистического общества.

Быстрые темпы роста производства создают предпосылки для насыщения страны предметами потребления и обеспечения изобилия продуктов. Огромную роль в создании материально-технической базы коммунизма играет электрификация, поэтому в СССР осуществляется строительство крупнейших в мире электростанций. Важнейшее значение имеет коммунистическое воспитание трудящихся, преодоление пережитков капитализма в сознании людей — строителей коммунизма. Для перехода от социализма к коммунизму необходимо обеспечить непрерывный рост всего общественного производства с преимуществ, развитием производства средств производства; повысить колхозную собственность до уровня общенародной собственности; добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем трудящимся всестороннее развитие их физических и умственных способностей.

Руководящая роль в осуществлении великой задачи постепенного перехода от социализма к коммунизму принадлежит Коммунистической партии, которая направляет строительство коммунизма, опираясь на знание и сознательное применение объективных экономических законов.

Строительство коммунизма в СССР имеет огромное революционизирующее значение для всего мира. Капитализм пережил себя, он стал реакционейшей силой, тормозящей прогресс человечества. После 2-й мировой войны 1939—45, в результате всемирно-исторической победы СССР над фашистско-империалистическими захватчиками, капитализму был нанесён новый сокрушительный удар. От системы империализма отпал целый ряд стран, в которых утвердился режим народной демократии и успешно развёртывается социалистическое строительство. Империалистический лагерь стремится помешать мирному строительству в СССР и странах народной демократии. Но судорожные усилия империалистов, под ногами которых колеблется почва, не спасут капитализм от приближающейся гибели. «Мы живём в такой век, когда все дороги ведут к коммунизму» (В. М. Молотов).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

КОММУНИЗМ (от лат. communis — общий), сменяющая капитализм обществ.-экономич. формация, основанная на обществ. собственности на средства произ-ва; в более узком смысле — вторая, высшая по сравнению с социализмом ступень развития этой формации, «...бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип „от каждого — но способностям, каждому — по потребностям". Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа» (Программа КПСС, 1977, с. 62). Научную теорию К. выработали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они показали историч. миссию рабочего класса как могильщика капитализма и творца К., раскрыли историч. закономерность смены капитализма К. в результате победы пролетарской рев-ции и установления диктатуры пролетариата, указали пути построения коммунистов, об-ва. Учение о К. развили применительно к новым условиям В. И. Ленин, КПСС, братские коммунистов.и рабочие партии. Материальные предпосылки К. возникают в недрах капиталистов. формации по мере рос. та обобществления труда. Переход от капитализма к К. во всемирном масштабе занимает целую историч. эпоху; в каждой стране ей соответствует переходный период от капитализма к социализму.

Общие признаки двух фаз К.: обществ. собственность на средства произ-ва, исключающая деление об-ва на антагонистич. классы и эксплуатацию человека человеком; социальное единство об-ва на базе общности коренных интересов трудящихся, марксистско-ленинской идеологии; планомерное развитие обществ, произ-ва в интересах наиболее полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся; превращение труда из подневольного в свободный, творческий; управление экономич. и социальными процессами самими трудящимися на основе науч. познания экономич. законов и принципов коммунистов. мировоззрения.

Существенные различия между двумя фазами К. определяются степенью зрелости про-изводит. сил и обществ. отношений. Социализм выходит из недр капитализма, К. развивается на собств. основе. Создание материально-технической базы коммунизма обеспечит изобилие материальных и духовных благ; будут достигнуты высшая ступень планомерности обществ. произ-ва и высший уровень производительности труда, недоступный капитализму. От распределения по труду общество перейдет к распределению по потребностям. Исчезнут классы, существ. различия между городом и деревней, между работниками умств. и физич. труда, отомрёт гос-во.

При К. будут обеспечены условия для все-стороннего развития личности, утвердятся принципы коммунистов, нравственности. Социализм перерастает в К. постепенно, отд. черты и элементы К. складываются уже при социализме, особенно на этапе развитого социалистич. об-ва, когда создаётся материально-технич. база К. Строительство К. происходит в процессе активной деятельности трудящихся, направляемой коммунистич. партией.

 

 

КОММУНИЗМ // Большая российская энциклопедия. 2009

КОММУНИ́ЗМ (от лат. communis – об­щий), об­щее обо­зна­че­ние разл. вер­сий иде­аль­но­го об­ществ. уст­рой­ст­ва, ха­рак­те­ри­зую­ще­го­ся социаль­ным равен­ст­вом, от­сут­ст­ви­ем ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти и, в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев, так­же и го­судар­ст­ва. Со­глас­но со­ци­аль­но-фи­лос. доктри­не мар­ксиз­ма – об­ществ.-эко­но­мич. фор­ма­ция, ос­но­ван­ная на об­ществ. соб­ст­вен­но­сти на сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва и сме­няю­щая капита­лизм в ре­зуль­та­те коммунисти­че­ской («про­ле­тар­ской») ре­во­лю­ции.

Вос­хо­дя­щее к древ­ним ми­фам о зо­ло­том ве­ке пред­став­ле­ние об из­на­чаль­ном ес­те­ст­вен­ном ра­вен­ст­ве всех лю­дей, вы­ра­жав­шее­ся, в част­но­сти, в рав­ном рас­пре­де­ле­нии зем­ных благ и поль­зо­ва­нии ими, яви­лось ис­точ­ни­ком ком­му­ни­стич. прин­ци­па общ­но­сти иму­ще­ст­ва, харак­тер­но­го для различ­ных ре­лиг. дви­же­ний, об­щин и сект – маз­да­киз­ма в Пер­сии, иу­дей­ской сек­ты ес­се­ев в Па­ле­сти­не, раннехристианских об­щин, на­чи­ная с 4 в.  ки­но­вит­но­го, или об­ще­жи­тель­но­го, мо­на­ше­ст­ва в хри­сти­ан­ской Церк­ви, ере­тич. сект богомилов (см. Богомиль­ст­во), ка­та­ров и валь­ден­сов с их про­по­ве­дью «апо­столь­ской бед­но­сти» и от­ри­ца­ни­ем соб­ст­вен­но­сти и государства, нищенствующих ор­де­нов фран­ци­скан­цев, до­ми­ни­кан­цев и кар­ме­ли­тов (в хи­лиа­стич. уче­нии Ио­а­хи­ма Флор­ско­го но­вый этап миро­вой истории – «царст­во Свя­то­го Ду­ха»  свя­зы­вал­ся, в ча­ст­но­сти, с распростра­не­ни­ем мо­на­стыр­ско­го уст­рой­ст­ва на всё об­ще­ст­во), вплоть до таборитов (см. Гусит­ское дви­же­ние), ана­бап­ти­стов, диг­ге­ров, нестяжа­те­лей в Рос­сии и т. п. Все эти со­об­ще­ст­ва, по­ми­мо их обособле­ния от жиз­ни осталь­но­го со­циу­ма, от­ли­ча­ло ре­лиг. ос­вя­ще­ние по­все­днев­ной жиз­ни, ис­клю­чав­шее ус­та­нов­ку на лич­ное обогаще­ние, в то вре­мя как община мог­ла при­ум­но­жать своё кол­лек­тив­ное дос­тоя­ние. Имен­но ре­лиг. мотива­ция та­ких, напр., ин­сти­ту­ций, как монашест­во, обусловливала дли­тель­ность их су­ще­ст­во­ва­ния, то­гда как лишь не­мно­гие из об­щин, основанных со­ци­аль­ны­ми реформатора­ми 18–19 вв. (коммунистич. ко­ло­нии Р. Оу­эна и Э. Ка­бе в Сев. Аме­ри­ке и т. п.), не рас­па­да­лись уже во вто­ром или треть­ем поколении. При­зыв Т. Мюнце­ра, радикально­го про­по­вед­ни­ка эпо­хи Ре­фор­ма­ции и Кре­сть­ян­скогй вой­ны 1524–26 в Гер­ма­нии, к ре­во­люц. преобразованию обще­ст­ва на началах соци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти и осу­ще­ст­в­ле­ния прин­ци­па «всё об­щее (omnia sunt commu­nia)» Ф. Энгельс характеризовал как «близкую к комму­низ­му» про­грам­му «не­мед­лен­но­го ус­та­нов­ле­ния цар­ст­ва божь­е­го на зем­ле» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1956. Т. 7. С. 371).

Коммунистические утопии 16–18 вв.

Вы­дви­ну­тая Пла­то­ном – фак­ти­че­ским ро­до­на­чаль­ни­ком ев­роп. уто­пиз­ма как в его ре­ли­ги­оз­ной, так и в свет­ской вер­сии – кон­цеп­ция идеаль­но­го гос. строя по­слу­жи­ла об­раз­цом для мно­го­числ. по­бор­ни­ков идеи К. в Но­вое вре­мя, от Т. Мо­ра и Т. Кам­па­нел­лы до Э. Ка­бе (Б. Рассел, по­се­тив­ший Сов. Рос­сию в пе­ри­од «во­ен­но­го ком­му­низ­ма», от­ме­чал по­ра­зив­шую его бли­зость боль­ше­ви­ст­ско­го ре­жи­ма платоновской уто­пии). Ес­ли со­сло­вию трудящих­ся (зем­ле­дель­цам, ре­мес­лен­ни­кам и тор­гов­цам) в пла­то­нов­ском го­су­дар­ст­ве раз­ре­ша­ет­ся жить с семь­ёй и иметь соб­ст­вен­ность и зем­лю, то ни­кто из со­сло­вия стра­жей не дол­жен об­ла­дать ни­ка­кой ча­ст­ной соб­ст­вен­но­стью, для них вво­дит­ся не толь­ко общ­ность иму­ще­ст­ва и жи­ли­ща, но и общ­ность жён и де­тей, а управ­лять госу­дар­ст­вом долж­ны фи­ло­со­фы. Мор в своей «Уто­пии», при­ни­мая по­зи­цию Пла­то­на в от­но­ше­нии упраздне­ния ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти и ус­та­нов­ле­ния иму­ществ. ра­вен­ст­ва, распростра­ня­ет этот прин­цип на всё об­ще­ст­во. Как и у Пла­то­на, центр. фи­гу­рой ком­му­ни­стич. пе­ре­уст­рой­ст­ва яв­ля­ет­ся за­ко­но­да­тель, обладающий зна­ни­ем и пол­но­вла­сти­ем од­но­вре­мен­но, од­на­ко в от­ли­чие от Пла­то­на цен­тром его дея­тель­но­сти ока­зы­ва­ет­ся не воспитание, а органи­за­ция про­из­вод­ст­ва, ко­то­рая обес­пе­чи­ва­ет­ся вве­де­ни­ем все­об­щей тру­до­вой повинно­сти. В «Го­ро­де Солн­ца» Кампанеллы жи­те­ли управ­ляе­мо­го пер­во­свя­щен­ни­ком го­ро­да ве­дут «фи­ло­соф­ский об­раз жиз­ни об­щи­ной», основанной на кол­лек­тив­ной собственно­сти и всеобщем тру­де, ко­то­рый об­лег­ча­ет­ся мно­го­числ. тех­нич. изо­бре­те­ния­ми. Прин­цип общ­но­сти до­ве­дён у Кам­па­нел­лы до крайних пределов, ох­ва­ты­вая весь быт, а так­же общ­ность жён и де­тей. Влия­ние «Го­ро­да Солн­ца» ска­за­лось как в про­ек­те созданно­го в Парагвае Иезуитов го­су­дар­ст­ва 1610–1767, так и в ро­ма­не франц. пи­са­те­ля Д. Ве­ра­са дʼАлле «Ис­то­рия се­ва­рам­бов» — опи­са­нии утопич. страны, где три осн. ис­точ­ни­ка зла – гор­дость, алч­ность и празд­ность – уп­разд­не­ны в ре­зуль­та­те унич­то­же­ния при­ви­ле­гий рождения, частной собственности и вве­де­ния все­об­щей тру­до­вой по­вин­ности. Осн. про­из­водств. ячей­кой у Ве­ра­са дʼАлле бы­ли товарищества, или «осмазии» (предвосхище­ние фа­лан­сте­ров Ш. Фу­рье и раз­но­об­раз­ных тру­до­вых ас­со­циа­ций и ком­мун в со­циа­ли­стич. проектах 18–19 вв.). Как и у Мора, гл. принци­пом рас­пре­де­ле­ния у Ве­ра­са дʼАл­ле яв­ля­ет­ся рас­пре­де­ле­ние по по­треб­ностям. Соз­дан­ный в 1652 пам­флет лидера диг­ге­ров Дж. Уинстэн­ли «За­кон сво­бо­ды…» впер­вые в ис­то­рии ком­му­ни­стич. идей со­дер­жал про­ект за­ко­нов государ­ст­ва, основанного на общ­но­сти имуществ и общеобязатель­ном тру­де.

Франц. уто­пи­че­ский К. 18 в., пред­став­лен­ный со­чи­не­ния­ми Ж. Ме­лье, Г. Б. де Маб­ли, Мо­рел­ли, Л. М. Де­ша­на, скла­ды­вал­ся в об­щем рус­ле рационали­стич. кон­цеп­ций Про­све­ще­ния об иде­аль­ном ра­зум­ном уст­рое­нии об­ще­ст­ва, воз­вра­щаю­щем че­ло­ве­ка в из­на­чаль­ное «естествен­ное состоя­ние». Та­ко­вым пред­ста­ёт пат­ри­ар­халь­ный брат­ский со­юз сель­ских се­мей-ком­мун (Ме­лье), ас­ке­тич. иде­ал ограничен­ных в сво­их по­треб­но­стях зем­ле­дельч. об­щин на­по­до­бие Древ­ней Спар­ты (Маб­ли) и ав­то­ном­но хо­зяй­ст­вую­щих по­се­ле­ний, сотрудниче­ст­во кото­рых, как и все че­ло­ве­че­ские отно­ше­ния, ре­гу­ли­ру­ет­ся при от­сут­ст­вии го­су­дар­ст­ва ис­клю­чи­тель­но нравств. самосознанием граж­дан (Дешан). В «Ко­дек­се при­ро­ды», приписываемом Мо­рел­ли, прин­ци­пы все­об­щей за­ня­то­сти и обя­за­тель­но­го трудоустройства, обществ. распреде­ле­ния при за­пре­те тор­гов­ли и об­ме­на, уни­фи­ка­ции все­го бы­та (жи­лищ, оде­ж­ды, вос­пи­та­ния и т. д.) во многом перекликают­ся с аналогич­ны­ми по­строе­ния­ми Т. Мо­ра и Т. Кам­па­нел­лы. Все пред­ста­ви­те­ли франц. уто­пи­че­ско­го К. от­стаи­ва­ют принцип общно­сти имуществ, обще­го вла­де­ния все­ми бла­га­ми (communauté des biens у Маб­ли) и тре­бу­ют уп­разд­не­ния ча­ст­ной собственно­сти как источ­ни­ка морального не­ра­вен­ст­ва и «разъ­е­ди­не­ния» лю­дей (Де­шан) и гл. по­ро­ка совр. общества – «жад­но­сти» (в «Кодексе при­ро­ды» и у Маб­ли). В «состоянии нра­вов», ко­то­рое, со­глас­но «Ис­ти­не, или До­сто­вер­ной сис­те­ме» Де­ша­на, долж­но сме­нить «состояние за­конов», с уничтожени­ем разделения на «моё» и «твоё» ис­чез­нут раз­ли­чия ме­ж­ду на­ция­ми и вра­ж­да ме­ж­ду на­ро­да­ми; не будет также посто­ян­но­го прикрепления людей к той или иной про­фес­сии.

Франц. ре­во­лю­ция 18 в. с её ло­зун­га­ми сво­бо­ды, ра­вен­ст­ва и брат­ст­ва спо­соб­ст­во­ва­ла ак­туа­ли­за­ции ком­му­ни­стич. идей, пре­ж­де все­го во Фран­ции. Г. Ба­бёф, один из ор­га­ни­за­то­ров и вдох­но­ви­те­лей «за­го­во­ра во имя ра­вен­ст­ва», це­лью его счи­тал за­ме­ну ча­ст­ной собственно­сти кол­лек­тив­ной, которой долж­на рас­по­ря­жать­ся «на­цио­наль­ная ком­му­на», и вве­де­ние рав­но­го рас­пре­де­ле­ния всех благ меж­ду чле­на­ми об­ще­ст­ва. Пе­ре­ход к это­му «об­ще­ст­ву со­вер­шен­но­го ра­вен­ст­ва» тре­бу­ет вве­де­ния вре­мен­ной ре­во­люц. дик­та­ту­ры, необхо­ди­мость ко­торой вслед за Ба­бё­фом позд­нее бу­дут защи­щать Т. Де­за­ми и Л. О. Блан­ки.

Термин и понятие коммунизма в 1840-х гг.

По­ня­тие К. в его совр. смыс­ле, свя­зан­ном с жиз­нен­ны­ми ус­ло­вия­ми ин­ду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва, во­шло в пуб­лич­ный обо­рот с 1840-х гг. До это­го оно упот­реб­ля­лось в тай­ных круж­ках и сою­зах во Фран­ции и Гер­ма­нии 1830-х гг., на­хо­див­ших­ся под влия­ни­ем идей Г. Ба­бё­фа, кото­рые по­лу­чи­ли широкую из­вест­ность в ре­во­люц. кру­гах Ев­ро­пы по­сле вы­хо­да в 1828 кни­ги его со­рат­ни­ка Ф. Буо­нар­ро­ти «За­го­вор во имя ра­вен­ст­ва…». Распростране­ние и по­пу­ля­ри­за­ция тер­ми­на «К.» свя­за­ны с ор­га­ни­зо­ван­ным в ию­не 1840 в Па­ри­же чле­на­ми тай­но­го ком­му­ни­стич. об­ще­ст­ва «Рабочие-урав­ни­те­ли» («Travailleurs egalitai­res») бан­ке­том ком­му­ни­стов, на ко­то­ром при­сут­ст­во­ва­ло бо­лее 1000 чел., в т. ч. ре­дак­тор ж. «LʼEgalitaire» Т. Де­за­ми, при­зы­вав­ший в сво­ей ре­чи по­кон­чить с лю­бы­ми при­ви­ле­гия­ми – не толь­ко с господствую­щей ари­сто­кра­ти­ей бо­гат­ст­ва, но и с аристократи­ей спо­соб­но­стей, про­по­ве­дуе­мой по­сле­до­ва­те­ля­ми К. А. Сен-Си­мо­на. Выпу­щен­ная вско­ре бро­шю­ра «Premier banquet communiste» (1840) про­воз­гла­си­ла день бан­ке­та на­ча­лом но­вой эры в ис­то­рии коммунистич. дви­же­ния. В том же го­ду поя­ви­лись уто­пич. ро­ман Э. Кабе «Пу­те­ше­ст­вие в Ика­рию» и в 1841 его кн. «По­че­му я стал коммуни­стом, или Моё ком­му­ни­сти­че­ское cre­do». В Ве­ли­ко­бри­та­нии Дж. Г. Барм­би ос­но­вал в 1841 Communist Propaganda So­ciety, а позднее – Universal Communitarian Association. В Гер­ма­нии в 1842 поя­ви­лись ста­тьи В. Вейт­лин­га («Пра­ви­тель­ст­вен­ная фор­ма коммунисти­че­ско­го прин­ци­па») и М. Гес­са (1812–75) («Ком­му­ни­сты в Гер­ма­нии»), а так­же по­лу­чив­шая ши­ро­кую известность кн. Л. фон Штей­на «Со­циа­лизм и ком­му­низм в со­вре­мен­ной Фран­ции» («Der So­zialismus und Communismus des heu­tigen Frankreich»). Г. Гей­не в ст. «Ком­му­низм, фи­ло­со­фия и ду­хо­вен­ст­во» (1843) пи­сал о рас­ту­щей ар­мии ком­му­ни­стов, «на­по­ми­наю­щей сво­им ре­ли­ги­оз­ным жа­ром и мрач­ной во­лей к раз­ру­ше­нию га­ли­лей­ские на­чи­на­ния» (Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 6. С. 264). В рус. язык тер­мин «К.» во­шёл из нем. языка в нач. 1840-х гг. и в сло­ва­ре В. И. Да­ля оп­ре­де­лял­ся как «по­ли­ти­че­ское уче­ние о ра­вен­ст­ве со­стоя­ний, общ­но­сти вла­де­ний и о правах ка­ж­до­го на чу­жое иму­ще­ст­во».

Э. Ка­бе в сво­их со­чи­не­ни­ях в от­ли­чие от Г. Ба­бё­фа от­стаи­вал мир­ный, не­на­силь­ст­вен­ный путь к К., пред­по­ла­гаю­щий пе­ре­ход­ный пе­ри­од – «демокра­тию… вос­пи­ты­ваю­щую пер­вое по­ко­ле­ние для общ­но­сти, обо­га­щаю­щую бед­ных без ог­раб­ле­ния бо­га­тых, ува­жаю­щую при­об­ре­тён­ные пра­ва и при­выч­ки су­ще­ст­вую­ще­го по­ко­ле­ния, но унич­то­жаю­щую без за­мед­ле­ния ни­ще­ту, обес­пе­чи­ваю­щую всем труд и су­ще­ст­во­ва­ние…» (Пу­те­ше­ствие в Ика­рию. М.; Л., 1948. С. 79). Сво­бо­да в уто­пи­че­ской «Ика­рий­ской рес­пуб­ли­ке» Ка­бе «под­чи­не­на бес­чис­лен­ным за­ко­нам при­ро­ды, ра­зу­ма и общества» (ни­что, напр., «не мо­жет пе­ча­тать­ся без со­гла­сия рес­пуб­ли­ки»), что на­хо­дит вы­ра­же­ние в ме­лоч­ной рег­ла­мен­та­ции всех сфер жиз­ни. «Ко­декс общ­но­сти» (1842) Т. Де­за­ми, опи­сы­ваю­щий пре­вра­ще­ние тру­да в бу­ду­щем об­ще­ст­ве из при­ну­ди­тель­но­го бре­ме­ни в на­сла­ж­де­ние и, по мне­нию В. Зом­бар­та, пред­вос­хи­щаю­щий прин­цип рас­пре­де­ле­ния «от ка­ж­до­го по спо­соб­но­стям, ка­ж­до­му по по­треб­но­стям», со­дер­жит про­грам­му «освобо­ж­де­ния всех на­ро­дов» пу­тём во­ен. раз­гро­ма «ан­ти­ком­му­ни­сти­че­ских пра­ви­тельств».

Ф. Эн­гельс в ст. «Ус­пе­хи дви­же­ния за со­ци­аль­ное пре­об­ра­зо­ва­ние на кон­ти­нен­те» (1843) в чис­ле пар­тий, за­щи­щаю­щих К. в Гер­ма­нии, наря­ду с «на­род­ной» пар­ти­ей (В. Вейт­линг и его сто­рон­ни­ки), на­звал «фи­ло­соф­скую пар­тию», к ко­то­рой при­чис­лил А. Ру­ге, К. Мар­кса, себя, Г. Гер­ве­га и др. Разл. ас­пек­ты это­го «фи­ло­соф­ско­го» К. из­ла­га­лись в со­чи­не­ни­ях Гей­не, Ру­ге, М. Гес­са, П. Ж. Пру­дона, М. А. Бакунина и др. Гесс в кн. «Ев­ро­пей­ская триархия» («Die euro­päische Triarchie», 1841) пи­сал о гря­ду­щей ре­во­лю­ции, ко­то­рая уничтожит со­ци­аль­ное не­ра­вен­ст­во и до­ве­дёт до кон­ца эмансипа­цию че­ло­ве­че­ст­ва по­сред­ст­вом уп­разд­не­ния ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти и по­ро­ж­дён­но­го ею эго­из­ма. Урав­ни­тель­но­му К. Ба­бё­фа с его санкюлот­ским ра­вен­ст­вом в ни­ще­те Гесс про­ти­во­пос­та­вил в сво­ей «философии дей­ст­вия» по­ни­ма­ние К. как реа­ли­за­ции «сво­бод­ной са­мо­деятельности», в ко­то­рой «ис­че­за­ет про­ти­во­по­лож­ность ме­ж­ду тру­дом и на­сла­ж­де­ни­ем» (ст. «Со­циа­лизм и ком­мунизм», 1843). По­ня­тие от­чу­ж­де­ния, упот­реб­ляв­шее­ся Л. Фей­ер­ба­хом при­ме­ни­тель­но к ре­ли­гии, пе­ре­но­сит­ся Гес­сом в эко­но­мич. и со­ци­аль­ную сфе­ру («день­ги как про­дукт вза­им­но отчуж­дён­ных лю­дей»). По оп­ре­де­ле­нию Баку­ни­на... Читать оригинал

 

 



Условия использования материалов




Поиск
Copyright MyCorp © 2019