Консистория, учреждение

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


Консисторiя (лат. consistorium — мѣсто собранiя): 1) со времени Адрiана — государственный или тайный совѣтъ римскихъ императоровъ (concilium или consistorium principis), въ рукахъ котораго сосредоточены были всѣ важнѣйшiя дѣла. 2) О православной К. см. Духовная К. (XI, 266). 3) Въ католич. церкви К. называются собранiя кардиналовъ въ присутствiи папы, которыя бываютъ тайныя или обыкновенныя (С. secreta seu ordinaria) и публичныя или чрезвычайныя (С. publica seu extraordinaria). Первого рода К. предназначены для обсужденiя наиболѣе важныхъ вопросовъ церковнаго управленiя (замѣщенiе епископскихъ каѲедръ, учрежденiе новыхъ каѲедръ, назначенiе кардиналовъ и т. п.), а также созываются въ тѣхъ случаяхъ, когда папа считаетъ нужнымъ выразить свои мысли и чувства по поводу печальныхъ или благопрiятныхъ для церкви событiй (аллокуцiи); чрезвычайныя К. имѣютъ место при торжественныхъ аудiенцiяхъ. Въ герм. и австрiйскихъ дiоцезахъ названiе К. носятъ иногда совѣщательныя коллегiи при епископѣ или его генеральномъ викарiи. Члены ихъ могутъ быть назначаемы и изъ мiрянъ. О римско-католическихъ К. въ Россiи см. Католицизмъ въ Россiи. 4) О К. въ лютеранской церкви — см. Лютеранская церковь. Въ лютеранскихъ и реформатскихъ общинахъ Францiи и Эльзасъ-Лотарингiи К. назыв. церковный приходскiй советъ. 5) Въ каждой армяно-григорiанской епархiи Россiи, подъ предсѣдательствомъ епископа, состоитъ К., изъ одного архимандрита и трехъ протоiереевъ или священниковъ. Къ кругу дѣйствiй ея, между прочимъ, принадлежатъ: непосредственный надзоръ за духовенствомъ бѣлымъ и монашествующимъ; разсмотрѣнiе и рѣшенiе делъ по жалобамъ на духовенство и по тяжбамъ духовныхъ между собою; разсмотрѣнiе и рѣшенiе дѣлъ о бракахъ, при чемъ всѣ сомнительные случаи по дѣламъ о вступленiи въ бракъ должны быть представляемы на разсмотрѣнiе эчмiадзинскаго синода. 6) Въ тѣхъ государствахъ, гдѣ iудейская религiя включена въ число признанныхъ государствомъ (Францiя, Баденъ), К. назыв. духовное правленiе при окружномъ раввинѣ.

 

 

В. Даль. Толковый словарь. 1978


КОНСИСТОРIЯ ж. лат. епархiальное присутственое мѣсто, подъ началомъ архiерея. Евангелическая консисторiя, лютеранская, подъ предсѣдательст. президента. Консисторiальный, консисторскiй, къ консисторiи относящc., принадлежащiй. Консистористъ м. членъ консисторiи.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


КОНСИСТОРИЯ, учреждение при епархиальном архиерее с церк.-адм. и судебными функциями.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


КОНСИСТОРИЯ (от позднелат. consistorium), 1) в правосл. церкви учреждение при архиерее по управлению епархией. 2) В католич. церкви особое совещание при папе римском. 3) В протестантизме церк.-адм. орган.

 

 

Никулин М. В. ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://bigenc.ru/religious_studies/text/1971170


ДУХО́ВНАЯ КОНСИСТО́РИЯ, уч­ре­ж­де­ние епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния и ду­хов­но­го су­да Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви, не­по­сред­ст­вен­но под­чи­нён­ное епар­хи­аль­но­му ар­хие­рею и под­ве­дом­ст­вен­ное Свя­тей­ше­му Си­но­ду.

Д. к. впер­вые упо­ми­на­ет­ся в ука­зе Си­но­да о соз­да­нии моск. кон­си­сто­рии (ди­ка­сте­рии) для управ­ле­ния си­но­даль­ной об­ла­стью (март 1722). Д. к. пред­ше­ст­во­ва­ли ана­ло­гич­ные адм.-су­деб­ные уч­ре­ж­де­ния при епар­хи­аль­ных ар­хие­ре­ях: кон­си­сто­рии, ди­ка­сте­рии (тер­мин впер­вые встре­ча­ет­ся в Ду­хов­ном рег­ла­мен­те 1721), ду­хов­ные ар­хие­рей­ские прав­ле­ния, ду­хов­ные до­мо­вые прав­ле­ния и др.

Д. к., по­ми­мо адм. дел, в со­от­вет­ст­вии с ука­зом Си­но­да от сент. 1722 при­ни­ма­ла к рас­смот­ре­нию де­ла: бо­го­хуль­ные, ере­ти­че­ские, рас­коль­ни­чьи, о вол­шеб­ст­вах, о не­за­кон­ных бра­ках, о рас­тор­же­нии бра­ков, о при­ну­ж­де­нии к всту­п­ле­нию в брак, о на­силь­ст­вен­ном по­стри­же­нии, о по­хи­ще­нии цер­ков­но­го иму­ще­ст­ва, по об­ви­не­ни­ям в кра­же, рас­пра­ве, бес­че­ст­ном по­ве­де­нии лиц ду­хов­но­го зва­ния и цер­ков­но­слу­жи­те­лей, о пра­во­на­ру­ше­ни­ях ар­хие­рей­ских и мо­на­стыр­ских слу­жи­те­лей и кре­сть­ян цер­ков­ных и мо­на­стыр­ских вот­чин. В слу­чае жа­лоб на не­удов­ле­тво­ри­тель­ное рас­смот­ре­ние де­ла пе­ре­да­ва­лись в Си­нод. До 1809 в ве­де­нии Д. к. на­хо­ди­лись ду­хов­но-учеб­ные за­ве­де­ния.

Д. к. со­стоя­ли из при­сут­ст­вия (3–4 ду­хов­ных ли­ца) и кан­це­ля­рии во гла­ве с сек­ре­та­рём, на­зна­чае­мым Си­но­дом по пред­став­ле­нию обер-про­ку­ро­ра Си­но­да. По ука­зу Си­но­да от сент. 1768 в со­став при­сут­ст­вия ста­ли вклю­чать не толь­ко мо­на­ше­ст­вую­щих, но и пред­ста­ви­те­лей бе­ло­го ду­хо­вен­ст­ва – про­тои­е­ре­ев, ие­ре­ев.

По ини­циа­ти­ве обер-про­ку­ро­ра Си­но­да Н. А. Про­та­со­ва для со­вер­шен­ст­во­ва­ния дея­тель­но­сти Д. к. и вве­де­ния еди­но­об­раз­ных пра­вил управ­ле­ния и су­да по об­раз­цу гражд. уч­ре­ж­де­ний был вве­дён при­мер­ный ус­тав Д. к. (1838), с ис­прав­ле­ния­ми и до­пол­не­ния­ми он был вы­со­чай­ше ут­вер­ждён в мар­те 1841 и дей­ст­во­вал до апр. 1883, ко­гда был за­ме­нён но­вым (ус­тав был ис­прав­лен в со­от­вет­ст­вии с про­изо­шед­ши­ми из­ме­не­ния­ми в за­ко­но­да­тель­ст­ве и с ча­ст­ны­ми рас­по­ря­же­ния­ми по ду­хов­но­му ве­дом­ст­ву).

Ус­тав 1838 за­кре­пил сло­жив­ший­ся со­став и функ­ции Д. к., рег­ла­мен­ти­ро­вал фор­мы и по­ря­док епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния и су­да, уни­фи­ци­ро­вал ве­де­ние де­ло­про­из­вод­ст­ва.

К пред­ме­там ве­де­ния Д. к. бы­ли от­не­се­ны: ох­ра­на и рас­про­стра­не­ние пра­во­слав­ной ве­ры; на­блю­де­ние за про­ве­де­ни­ем бо­го­слу­же­ний в церк­вах; строи­тель­ст­во, бла­го­ус­т­рой­ст­во и со­дер­жа­ние церк­вей; кон­троль за дея­тель­но­стью ду­хо­вен­ст­ва и со­стоя­ни­ем при­хо­дов, сбо­ром по­жерт­во­ва­ний, ре­ше­ние хо­зяйств. во­про­сов епар­хии; осу­ще­ст­в­ле­ние епар­хи­аль­но­го су­да, ко­то­ро­му под­ле­жа­ли как ду­хо­вен­ст­во, так и ми­ря­не. Ус­тав Д. к. оп­ре­де­лял по­ря­док воз­бу­ж­де­ния дел: де­ла о долж­но­ст­ных про­ступ­ках и пре­сту­п­ле­ни­ях лиц ду­хов­но­го зва­ния и свя­щен­но­слу­жи­те­лей мог­ли быть воз­бу­ж­де­ны по со­об­ще­нию при­сут­ст­вен­но­го мес­та или долж­но­ст­но­го ли­ца, до­не­се­нию бла­го­чин­но­го или чле­нов при­чта, по прось­бе при­хо­жан, по жа­ло­бам ча­ст­ных лиц, по за­ме­ча­ни­ям в кли­ро­вых ве­до­мо­стях, по све­де­ни­ям, по­сту­паю­щим к епар­хи­аль­но­му ар­хие­рею из др. ис­точ­ни­ков или по собств. при­зна­нию ви­нов­ных. Кон­си­стор­ский суд пред­ва­рял­ся след­ст­ви­ем, ко­то­рое осу­ще­ст­в­ля­лось до­ве­рен­ным ду­хов­ным ли­цом (по на­зна­че­нию ар­хие­рея) или ду­хов­ным прав­ле­ни­ем. Су­деб­ное ре­ше­ние мог­ло быть вы­не­се­но двоя­ким об­ра­зом – не­по­сред­ст­вен­но ар­хие­ре­ем ли­бо че­рез кон­си­сто­рию. Все ре­ше­ния Д. к. но­си­ли пред­ва­рит. ха­рак­тер и под­ле­жа­ли ут­вер­жде­нию пра­вя­щим ар­хие­ре­ем. При не­со­гла­сии с Д. к. ар­хие­рей при­ни­мал ре­ше­ние по сво­ему ус­мот­ре­нию, но в этом слу­чае де­ло обя­за­тель­но пе­ре­да­ва­лось в Си­нод для при­ня­тия окон­ча­тель­но­го ре­ше­ния по не­му.

Ис­пол­не­ние рас­по­ря­же­ний Д. к. осу­ще­ст­в­ля­лось под­ве­дом­ст­вен­ны­ми ей уч­ре­ж­де­ния­ми и ли­ца­ми: ду­хов­ны­ми прав­ле­ния­ми, бла­го­чин­ны­ми, на­стоя­те­ля­ми мо­на­сты­рей. По но­во­му ус­та­ву 1883 юри­дич. ос­но­ва­ни­ем функ­цио­ни­ро­ва­ния Д. к. яв­ля­лись: по­ста­нов­ле­ния Все­лен­ских и По­ме­ст­ных со­бо­ров, Ду­хов­ный рег­ла­мент, вы­со­чай­шие ука­зы, ука­зы и по­ста­нов­ле­ния Се­на­та и Си­но­да, а так­же гражд. су­деб­ные по­ста­нов­ле­ния. При­сут­ст­вие Д. к., по ус­та­ву 1883, со­стоя­ло из 5–7 чле­нов; из­би­ра­лось из ар­хи­ман­д­ри­тов, игу­ме­нов, ие­ро­мо­на­хов, про­тои­е­ре­ев и ие­ре­ев, имев­ших ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние, опыт ра­бо­ты и безу­преч­ную ре­пу­та­цию, и ут­вер­жда­лось Си­но­дом по пред­став­ле­нию епар­хи­аль­но­го ар­хие­рея. В со­став кан­це­ля­рии Д. к. вхо­ди­ли сек­ре­тарь, сто­ло­на­чаль­ни­ки, ка­зна­чей, ре­ги­ст­ра­тор, ар­хи­ва­ри­ус, а так­же кан­це­ляр­ские слу­жи­те­ли.

В 1870–80-е гг. с це­лью свое­вре­мен­но­го раз­ре­ше­ния дел Д. к. Си­нод при­нял pяд ча­ст­ных мер: чле­нам Д. к. за­пре­ще­но бы­ло со­сто­ять в управ­ле­ни­ях ду­хов­ных се­ми­на­рий и учи­лищ (1880), в со­ве­тах епар­хи­аль­ных учи­лищ (1889), епар­хи­аль­но­му ар­хие­рею раз­ре­ше­но бы­ло са­мо­стоя­тель­но на­зна­чать низ­ших чи­нов­ни­ков в по­мощь сто­ло­на­чаль­ни­кам (1888). Чле­нам Д. к. за­пре­ща­лось вме­ши­вать­ся в дея­тель­ность съез­дов ду­хо­вен­ст­ва и из­би­рать­ся их де­пу­та­та­ми (ука­зы Си­но­да от авг. 1870, сент. 1875). Для ре­гу­ляр­но­го кон­тро­ля за де­ло­про­из­вод­ст­вом Си­нод на­зна­чал ре­ви­зии Д. к. (пре­им. вы­со­ки­ми свет­ски­ми чи­на­ми), а с 1890 ре­ви­зии на­зна­ча­лись еди­но­лич­но обер-про­ку­ро­ром.

Со­вме­ще­ние в Д. к. адм. и су­деб­ных функ­ций, пе­ре­гру­жен­ность ма­ло­важ­ны­ми де­ла­ми и за­держ­ки в де­ло­про­из­вод­ст­ве, про­из­вол в кон­си­стор­ских ре­ше­ни­ях тор­мо­зи­ли рас­смот­ре­ние дел, что вы­зы­ва­ло не­до­воль­ст­во в об­ще­ст­ве. Кро­ме то­го, за­час­тую в Д. к. ус­та­нав­ли­ва­лось еди­но­вла­стие сек­ре­та­ря или од­но­го из чле­нов при­сут­ст­вия (ино­гда в ущерб вла­сти ар­хие­рея).

С уве­ли­че­ни­ем ко­ли­че­ст­ва епар­хий воз­рас­та­ли объ­ё­мы де­ло­про­из­вод­ст­ва в ду­хов­ном ве­дом­ст­ве, уч­ре­ж­да­лись но­вые кон­си­сто­рии. В 1826 су­ще­ст­во­ва­ло 34 Д. к. (и 3 ди­ка­сте­рии), в 1881 – 55, в 1917 – 64.

В со­от­вет­ст­вии с оп­ре­де­ле­ни­ем Си­но­да от 6(19) [по др. дан­ным, 9(22)].7.1910 Д. к. бы­ла пре­дос­тав­ле­на бо́льшая са­мо­стоя­тель­ность. Во­про­сы ре­фор­ми­ро­ва­ния Д. к. об­су­ж­да­лись так­же Пред­со­бор­ным со­ве­ща­ни­ем (дей­ст­во­вав­шим в 1912–17), но пре­об­ра­зо­ва­ния не бы­ли про­ве­де­ны. Рег­ла­мен­ти­рую­щее свой­ст­во ак­тов ор­га­нов цер­ков­ной вла­сти, в т. ч. и Д. к., бы­ло при­зна­но ут­ра­тив­шим юри­дич. си­лу в со­от­вет­ст­вии с дек­ре­том СНК от 20.1(2.2).1918 «О сво­бо­де со­вес­ти, цер­ков­ных и ре­ли­ги­оз­ных об­ще­ст­вах». В свя­зи с тем, что По­ме­ст­ный со­бор 1917–18 ре­фор­ми­ро­вал по­ря­док епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния, функ­ции Д. к. бы­ли пе­ре­да­ны епар­хи­аль­ным со­ве­там.

Ис­точн.: Пол­ное со­б­ра­ние за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии. Со­б­ра­ние 2-е. М., 1841. Т. 16. № 14409; Пол­ное со­б­ра­ние за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии. Со­б­ра­ние 3-е. М., 1883. № 1495.

Лит.: Олев­ская В. В. Ду­хов­ная кон­си­сто­рия // Го­су­дар­ст­вен­ность Рос­сии (ко­нец ХV в. – фев­раль 1917 г.): Сло­варь-спра­воч­ник. М., 1999. Кн. 2.

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019