Крестовые походы — Энциклопедия

Анатолий Фукс - энциклопедия

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ, походы (1096—1270) на Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Северную Африку), организованные западно-европейскими феодалами и католическою церковью; захватнические цели Крестовые походы прикрывались религиозными лозунгами борьбы против «неверных» (мусульман) и освобождения «гроба господня» и «святой земли» (Палестины). 1-й Крестовый поход (1096—99) завершился захватом крестоносцами у сельджуков  Иерусалима и образования Иерусалимского королевства 2-й (1147—49), повод — взятие в 1144 сельджуками Эдессы) и 3-й (1189—92, вызван завоеванием  в 1187 Иерусалима  Салах-ад-дином) были безрезультатны. 4-й Крестовый поход (1202—04), организованный по инициативе римского папы Иннокентия III, был направлен (главным образом усилиями венецианского купечества) против Византии, на части территории которой после захвата крестоносцами Константинополя была создана Латинская империя (1204—61). Последние походы — 5-й (1217—21), 6-й (1228—1229), 7-й (1248—54), 8-й (1270) — существенной роли не играли. С переходом к мусульманам Анкары (1291) крестоносцы полностью утратили свои владения на востоке.

 

  • Кресто́вые походы — серия религиозных военных походов в XI—XV вв. из Западной Европы против мусульман и не только. В узком смысле — походы 1096—1291 гг. в Палестину, направленные на «освобождение» в первую очередь Иерусалима (с Гробом Господним), против турок-сельджуков. В более широком смысле — также и другие походы, провозглашаемые римскими папами, в том числе более поздние, проводившиеся с целями обращения в христианство язычников Прибалтики и подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе... Википедия

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ, военные походы западно-европейских феодалов с целью грабежа и захвата земель, главным образом на мусульманском Востоке (1096─1270). Захватнические цели Крестовые походы обычно прикрывались религиозными лозунгами. В Крестовых походах были заинтересованы католическая церковь, западные государи и рыцарство, а также итальянское купечество, стремившееся сосредоточить в своих руках средиземноморскую торговлю; в первые Крестовые походы на мусульманский Восток отправлялись и крестьянские массы, надеявшиеся таким путём освободиться от феодального гнёта. 1-й Крестовый поход (1096─1099) завершился взятием Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства. В 12 веке были предприняты 2-й (1147─49) и 3-й (1189─92) Крестовые походы. В ходе Крестовых походах были созданы духовно-рыцарские ордена (д). 4-й Крестовый поход (1202─04), организованный по инициативе римского папы Иннокентия III, был усилиями главным образом венецианского купечества направлен против Византии, на части территории которой после захвата крестоносцами (к) Константинополя была создана Латинская империя (1204─61). Последующие походы существенной роли не сыграли. С переходом к мусульманам Триполи (1289) и Акры (1291) крестоносцы полностью утратили свои владения па Востоке. Крестовые походы оказали значительное влияние на развитие феодального общества Западной Европы. Одним из результатов Крестовых походах явился дальнейший рост товарно-денежных отношений в Западной Европе. Западная Европа заимствовала ряд культурных достижений Востока.

В 12—13 веках псы феодалы пытались облечь в форму Крестовых походах свою грабительскую антиславянскую политику «натиска па Восток» («Дранг нах Остен»). Крестовые походы неоднократно организовывались папством против так называемого еретического движений (см. Ересь (е)), крестьянских восстаний (см. Гуситские войны (г)). В условиях общего кризиса капитализма Ватикан не раз пытался возродить и поставить на службу империализму средне-вековую идею Крестовых походах. Римский папа неоднократно провозглашал Крестовые походы (в частности, в 1929) против Советского государства. Ватикан проповедует Крестовые походы против Советского Союза и стран народной демократии, против освободительного движения народов колониальных и зависимых стран, против прогрессивных сил всего мира.

Карту см. на стр. 182.

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

 

ПРИМЕЧАНИЯ


ГУСИТСКИЕ ВОЙНЫ (1419—34), мощное антифеодальное (в основном крестьянское), нац.-освободительное и антикатолич. движение в Чехии. Начались после казни Я. Гуса с восстания ремесленников в Праге в 1419. Умеренное течение в Г. в. составляли чашники, или утраквисты, представлявшие интересы средних слоев чешских горожан и отчасти мелких и средних феодалов; они стремились к ликвидации в Чехии засилья нем. феодалов и гор. патрициата, а также к созданию «дешёвой Церкви». Радикальные гуситы — табориты, представлявшие крестьянско-плебейское течение, — стремились к уничтожению феодального строя. Герм. император и папа римский организовали 5 крестовых походов против Чехии (1420—31), успешно отбитых чешским народом. Воен. вождём гуситов был Ян Жижка, а после его смерти (1424) — Прокоп Большой, перенесший войну в Германию. Измена чашников и разгром ими таборитов при Липанах (1434) привели к прекращению Г. в. В результате поражения таборитов усилились чешские феодалы. Революционное и освободительное гуситское движение оказало большое влияние на дальнейшую многовековую борьбу чешского народа за национальную независимость, а также способствовало распространению революционных идей в Европе.

ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА, в Зап. Европе в ср. века воен. организации феодалов, носившие полумонашеский характер. Первые Д.-р. о. возникли в Палестине в 12 в. во время крестовых походов (госпитальеры, тамплиеры). Для захватов, в первую очередь в славянских землях, в нач. 13 в. был создан Орден меченосцев, слившийся в 1237 с Тевтонским орденом (1198—1525), совместно с к-рым он осуществлял завоевание Прибалтики и варварское истребление славян, пруссов и др. народов. Решающие поражения Тевтонскому ордену были нанесены в Ледовом побоище (1242) и в Грюнвальдской битве (1410).

ГРЮНВАЛЬДСКАЯ БИТВА, битва 15 июля 1410 близ селений Грюнвальд и Танненберг (б. Вост. Пруссия) между объединёнными силами литовцев, поляков, русских, чехов и др. и армией нем. рыцарей Тевтонского ордена. Непосредственной причиной войны, окончившейся Г. б., послужила усилившаяся в нач. 15 в. агрессия нем. рыцарей в восточно-прибалтийские земли литовцев и славян. Г. б. кончилась полным разгромом рыцарей; силы Тевтонского ордена были навсегда подорваны. Г. б. сыграла важную роль в истории Прибалтики. Победа, одержанная русскими, литовцами, поляками, чехами при Грюнвальде, является историческим примером боевого единства славянских и прибалтийских народов.

ЕРЕСЬ, отклонение от догматов и организац. форм господствующей религии. В ср. века форму Е. принимали многие народные движения (городские и крестьянские) против феод. гнёта, освещавшегося христианской церковью. Наиболее известными являются: Е. павликан, возникшая в 7 в. в Малой Азии, Е. богомилов (с 10 в.) на Балканах, в Зап. Европе в 12—13 вв. — Е. катаров и вальденсов. Для борьбы с Е. католич. церковь создала в 13 в. инквизицию. В истории России наиболее известны Е. стригольников и жидовствующих. В переносном значении Е. — заблуждение, отступление от правил и взглядов, считающихся неоспоримыми.

КРЕСТОНОСЦЫ, участники крестовых походов.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 

КРЕСТОНОСЦЫ, участники крестовых походов (нашивали на одежду крест в знак обета участвовать в походе).

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

 

Крестоносцы или крестовый орденъ — так назывались первоначально члены духовнаго рыцарскаго ордена, который возникъ въ Палестинѣ во время крестовыхъ походовъ и назывался тогда вифлеемскимъ орденомъ; съ начала XIII стол. онъ переселился въ Австрiю, Богемiю, Моравiю, Польшу и Силезiю и посвятилъ себя служенiю въ больницахъ. Папа Григорiй IX утвердилъ орденъ въ 1238 г. Гросмейстеръ и высшiе чины ордена носят мальтiйскiй крестъ, съ красной эмалью или красными камнями; у простыхъ членовъ крестъ изъ краснаго атласа сверхъ шестиугольной звѣзды. Поэтому К. называются также звѣздоносцами (stel l iferi) или К. съ красной звѣздой. И теперь еще К. владѣютъ значительными приходами въ Богемiи и занимаютъ по большей части духовныя мѣста и кафедры при пражскомъ университетѣ. Тамъ же живетъ гросмейстеръ ордена. Число членовъ от 60 до 70.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907

 


Условия использования материалов




Поиск
Copyright MyCorp © 2019