Ленинграда блокада 1941—44

Анатолий Фукс - энциклопедия

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

  • Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня... Википедия

 

Блокада 1941—44... Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. 1992

 

ЛЕНИНГРАДА БЛОКАДА 1941–44 // Большая российская энциклопедия. Том 17. Москва, 2010, стр. 237-238

ЛЕНИНГРА́ДА БЛОКА́ДА 194144, про­во­ди­лась в Великую Отечественную вой­ну германскими вой­ска­ми 8.9.1941–27.1.1944 с це­лью ов­ла­деть го­ро­дом и унич­то­жить его. В хо­де Ле­нин­град­ской бит­вы 1941–44 германские вой­ска про­рва­лись че­рез станцию Мга, за­ня­ли 8.9.1941 Шлис­сель­бург и от­ре­за­ли Ле­нин­град (ны­не С.-Пе­тер­бург) от всей стра­ны с су­ши. На­ча­лась бло­ка­да го­ро­да, длив­шая­ся 871 день, со­об­ще­ние с Ле­нин­гра­дом под­дер­жи­ва­лось толь­ко по Ла­дож­ско­му озеру и по воз­ду­ху. В ди­рек­ти­ве став­ки А. Гит­ле­ра № 1601 от 22.9.1941 «Бу­ду­щее го­ро­да Пе­тер­бур­га» (нем. We­isung Nr. la 1601/41 vom 22. Sep­tember 1941 «Die Zukunft der Stadt Pe­tersburg») указыва­лось: «…2. Фю­рер при­нял ре­ше­ние сте­реть го­род Пе­тер­бург с ли­ца зем­ли. В этой вой­не, ве­ду­щей­ся за пра­во на су­ще­ст­во­ва­ние, мы не за­ин­те­ре­со­ва­ны в со­хра­не­нии хо­тя бы час­ти на­се­ле­ния…» Стре­мясь вы­пол­нить ди­рек­ти­ву, германское ко­ман­до­ва­ние ве­ло ин­тен­сив­ные арт. об­стре­лы (на­ча­лись 4 сентября) и воздушные бом­бар­ди­ров­ки Ле­нин­гра­да (за вре­мя бло­ка­ды по го­ро­ду бы­ло вы­пу­щено около 150 тыс. сна­ря­дов и сбро­ше­но свыше 107 тыс. за­жи­га­тель­ных и фу­гас­ных авиа­бомб). Германская авиа­ции 10 сентября уда­лось раз­бом­бить Ба­да­ев­ские скла­ды, по­жар на ко­то­рых унич­то­жил зна­чительные за­па­сы про­до­воль­ст­вия. Соз­да­лись край­не тя­жё­лые ус­ло­вия для жи­те­лей и обо­ро­няв­ших го­род войск. На 12 сентября за­па­сы про­до­воль­ст­вия со­став­ля­ли: хле­ба, кру­пы и мя­са на 30–35 суток, жи­ров на 45 суток, са­ха­ра и кон­ди­тер­ских из­де­лий на 60 суток. Ка­мен­но­го уг­ля при стро­жай­шей эко­но­мии мог­ло хва­тить толь­ко до но­яб­ря, жид­ко­го то­п­ли­ва – до кон­ца сен­тяб­ря. Вве­дён­ные 17 ию­ля по кар­точ­ной сис­теме нор­мы про­до­воль­ст­вия (с 1 сентября сво­бод­ная про­да­жа про­до­воль­ст­вия бы­ла за­пре­ще­на) на­ча­ли сни­жать­ся (1-е сни­же­ние про­изо­ш­ло 15 сентября). 1 октября был сни­жен (в 3–6 раз) хлеб­ный па­ёк: для ра­бо­чих и инженеро-тех­нических ра­бот­ни­ков до 400 г в день, для слу­жа­щих, иж­ди­вен­цев и де­тей – до 200 г, кар­точ­ки на другие про­дук­ты поч­ти не ото­ва­ри­ва­лись. С 20 но­ября (5-е сни­же­ние) ра­бо­чие по­лу­ча­ли по 250 г хле­ба в день, все ос­таль­ные – по 125 г, с 25 декабря (в свя­зи с под­во­зом по До­ро­ге жиз­ни) нор­мы ста­ли уве­ли­чи­вать­ся. На­чал­ся го­лод, ко­то­рый вы­зы­вал цин­гу и дис­тро­фию. За­кон­чи­лись за­па­сы то­п­ли­ва, в жи­лые квар­та­лы пре­кра­ти­лась по­да­ча элек­тро­энер­гии и во­ды, бы­ло раз­ру­ше­но 78 км ка­на­лизационной се­ти. В сентябре – но­ябре 1941 в го­роде 251 раз объ­яв­ля­лась воздушная тре­во­га, а средняя про­дол­жи­тель­ность арт. об­стре­лов в но­яб­ре дос­тиг­ла 9 ч. За вре­мя Ленинградской блокады по­гиб­ло от об­стре­лов и бом­бё­жек, умер­ло от го­ло­да свыше 641 тыс. (по другим дан­ным, около 1 млн.) жи­те­лей, де­сят­ки ты­сяч умер­ли во вре­мя эва­куа­ции.

Позиция зенитной артиллерии в Ленинграде. Фото.

Бои за Ле­нин­град но­си­ли край­не ожес­то­чён­ный ха­рак­тер. Ру­ко­во­дство го­ро­да, ко­ман­до­ва­ние Ле­нинградского фрон­та и Балтийского фло­та раз­ра­бо­та­ли план по ук­ре­п­ле­нию обо­ро­ны Ле­нин­гра­да. На тер­ри­то­рии го­ро­да бы­ло со­ору­же­но свыше 4,1 тыс. до­тов и дзо­тов, в зда­ни­ях обо­ру­до­ва­но около 22 тыс. ог­не­вых то­чек, на ули­цах ус­та­нов­ле­но свыше 35 км бар­ри­кад и про­ти­во­тан­ко­вых пре­пят­ст­вий. На­се­ле­ние Ле­нин­гра­да бы­ло основным ис­точ­ни­ком по­пол­не­ния войск Ле­нинградского фрон­та, в го­ро­де сфор­ми­ро­ва­ли 10 ди­ви­зий народного опол­че­ния, в зи­му и вес­ну 1941/42 на фронт уш­ли свыше 100 тыс. ле­нин­град­цев. В пе­ри­од Л. б. тру­дя­щие­ся го­ро­да из­го­то­ви­ли и от­ре­мон­ти­ро­ва­ли около 2 тыс. тан­ков, 1,5 тыс. са­мо­лё­тов, свыше 4,6 тыс. мор­ских и по­ле­вых ору­дий, 850 бое­вых ко­раб­лей и су­дов различных клас­сов; про­из­ве­ли 225 тыс. ав­то­ма­тов, 12 тыс. ми­но­мё­тов, 7,5 млн. сна­ря­дов и мин. Сов. пра­ви­тель­ст­во, ГКО СССР и Став­ка Вер­хов­но­го Глав­но­ко­ман­до­ва­ния пред­при­ня­ли зна­чительные ме­ры для ока­за­ния по­мо­щи оса­ж­дён­но­му Ле­нин­гра­ду. Осе­нью 1941 по Ла­дож­ско­му озеру и по воз­ду­ху в Ле­нин­град дос­та­ви­ли свыше 60 тыс. т гру­зов, а из го­ро­да эва­куи­ро­ва­ли ты­ся­чи боль­ных и ра­не­ных де­тей. По­сле пре­кра­ще­ния на­ви­га­ции с 22 но­ября на­ча­ла дей­ство­вать во­ен­но-ав­то­мо­биль­ная до­ро­га по льду озе­ра. По ле­до­вой до­ро­ге оса­ж­дён­ный го­род снаб­жал­ся са­мым не­об­хо­ди­мым, эва­куи­ро­ва­лось не­тру­до­спо­соб­ное на­се­ле­ние (в но­ябре 1941 – апреле 1942 эва­куи­ро­ва­ны 550 тыс. человек), промышленное обо­ру­до­ва­ние и др. Ле­том 1942 по дну Ла­дож­ско­го озера был про­ло­жен тру­бо­про­вод для снаб­жения Ле­нин­гра­да го­рю­чим, осе­нью – энер­ге­тич. ка­бель. В 1941–42 советские вой­ска не­од­но­крат­но пред­при­ни­ма­ли по­пыт­ки про­рвать коль­цо бло­ка­ды, но смог­ли это сде­лать толь­ко в январе 1943. В фев­ра­ле в Ле­нин­град по­шли по­ез­да с про­до­воль­ст­ви­ем, бо­е­при­па­са­ми, сырь­ём. В хо­де Ле­нин­град­ско-Нов­го­род­ской опе­ра­ции 1944 Ленинградская блокада бы­ла сня­та пол­но­стью, пре­кра­ти­лись арт. об­стре­лы, от ко­то­рых по­гиб­ли около 17 тыс. человек и около 34 тыс. человек бы­ли ра­не­ны. Пла­ны германского ко­ман­до­ва­ния унич­то­жить Ле­нин­град, вы­ну­дить обо­ро­няв­шие­ся советские вой­ска к ка­пи­ту­ля­ции по­тер­пе­ли про­вал. Ге­ро­изм и стой­кость ле­нин­град­цев в ус­ло­ви­ях бло­ка­ды ста­ли сим­во­лом не­по­бе­ди­мо­сти и му­жест­ва советского на­ро­да. Па­мя­ти жертв бло­ка­ды и по­гиб­шим уча­ст­ни­кам обо­ро­ны Ле­нин­гра­да по­свя­ще­ны ме­мо­ри­аль­ные ан­самб­ли Пис­ка­рёв­ско­го и Се­ра­фи­мов­ско­го клад­бищ, во­круг го­ро­да по бывшему бло­кад­но­му коль­цу фрон­та соз­дан «Зе­лё­ный по­яс Сла­вы».

Лит. см. при стать­ях Ле­нин­град­ская бит­ва 1941–44, Санкт-Пе­тер­бург.

 

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992

БЛОКАДА 1941—44, наиболее трудный и трагичный период в жизни Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Продолжался с 8 сентября 1941 по 27 января 1944, около 900 дней.

В ходе Ленинградской битвы 1941—44 советские войска стойко и героически сдерживали противника на дальних, а затем и на ближних подступах к Ленинграду. 20 августа 1941 немецко-фашистских войска заняли г. Чудово, перерезав железную дорогу Ленинград — Москва. К 21 августа противник вышел к Красногвардейскому укреплённому району на юге, в тот же день финляндские войска захватили г. Кексгольм (ныне Приозёрск) на западном берегу Ладожского озера. С 22 августа начались бои на ораниенбаумском направлении. Немецко-фашистских войскам не удалось сходу ворваться в Ленинград, но фронт вплотную подошёл к городу в юго-западной его части. С прорывом противника 30 августа на станции Мга была перерезана последняя ж. д., соединявшая Ленинград со страной. 8 сентября 1941 противник захватил г. Шлиссельбург, полностью прекратилось сухопутное сообщение с Ленинградом. Началась Б. города, сообщение которого со страной поддерживалось только воздушным путём и по Ладожскому озеру. К концу сентября фронт на юго-западных и южных подступах к Ленинграду стабилизировался. Он проходил на рубежах: Финский залив, Лигово, южные склоны Пулковских высот, подступы к Колпино, берег Невы от Ивановского до Шлиссельбурга. На юго-западе фронт находился в 6 км от «Кировского завода», в районе Дачного. Передний край обороны советских войск проходил по территории современных Красносельского района, Кировского района, Московского района. На северо-западе и северо-востоке линия фронта стабилизировалась в сентября 1941 на линии старой советско-финляндской границы.

В блокированном городе (с пригородами), хотя эвакуация и продолжалась (см. Эвакуация 1941—43), осталось 2 млн. 887 тыс. мирных жителей, в том числе около 400 тыс. детей. Запасы продовольствия и топлива были крайне ограничены (на 1—2 месяца). С 4 сентября противник, стремясь осуществить планы уничтожения  Ленинграда, начал артобстрелы Ленинграда (см. Артиллерийские обстрелы 1941—44), с 8 сентября — массированные налёты авиации (см. Противовоздушная оборона 1941—45). В конце августа в город прибыла комиссия ЦК ВКП(б) и ГКО, рассмотревшая неотложные вопросы укрепления его обороны, эвакуации предприятий и населения, снабжения. 30 августа ГКО передал Военному совету Ленинградского фронта все функции, связанные с организацией отпора врагу.

В конце сентября 1941 ГКО разрешил Военному совету Ленинградского фронта самостоятельно определять объём и характер производства основных видов оборонной продукции в Ленинграде. Горком ВКП(б) занялся размещением заказов по заводам, контролировал их выполнение, с октября непосредственно руководил работой всей промышленности Ленинграда. Тяжёлый героический труд ленинградцев и чёткая организация работы промышленности позволили наладить в городе выпуск оборонной продукции. Во втором полугодии 1941 (с начала войны до 14 декабря) заводы Ленинграда изготовили 318 самолётов, 713 танков, 480 бронемашин, 6 бронепоездов и 52 бронеплощадки, свыше 3 тыс. артиллерийских орудий, около 10 тыс. миномётов, свыше 3 млн. снарядов и мин, было достроено 84 корабля разных классов и переоборудовано 186.

По «Дороге жизни» через Ладожское озеро осуществлялась эвакуация населения и промышленного оборудования, доставка в Ленинграде продовольствия, топлива, боеприпасов, вооружения и людских пополнений для войск. Нарушение устойчивого сообщения со страной, прекращение регулярного подвоза топлива, сырья и продовольствия катастрофически отразились на жизни города. В декабре 1941 Ленинград получил электроэнергии почти в 7 раз меньше, чем в июле. Перестало работать большинство заводов, прекратились движение троллейбусов и трамваев, подача электроэнергии в жилые дома. В январе 1942 из-за сильных морозов вышли из строя центральное отопление, водопроводная и канализационной сети. Жители ходили за водой на Неву, Фонтанку, на другие речки и каналы. В жилых домах были установлены временные печки. Был организован разбор деревянных зданий на топливо.

С осени 1941 в Ленинграде начался голод, от которого в декабре умерло 53 тыс. человек За январь — февраль 1942 погибло от голода около 200 тыс. ленинградцев партийные и советские органы принимали меры для того, чтобы облегчить условия жизни ленинградцев. Наиболее ослабленные люди направлялись в больницы, создавались стационары для больных дистрофией, в домах устанавливались кипятильники, детей помещали в детские дома и ясли. Комсомольские организации создавали специальные комсомольско-молодёжные бытовые отряды, которые оказали помощь тысячам больных, истощённых и обессилевших от голода людей.

Зимой 1941—42 было законсервировано около 270 фабрик и заводов. Из 68 ведущих предприятий оборонной, судостроительной и машиностроительной промышленности в январе 1942 действовали не в полную мощность лишь 18. Шёл ремонт танков и вооружения. В январе — марте было изготовлено около 58 тыс. снарядов и мин, свыше 82 тыс. взрывателей, свыше 160 тыс. ручных гранат.

Ленинградцы самоотверженно преодолевали последствия блокадной зимы. В конце марта — начале апреля 1942 они выполнили огромную работу по санитарной очистке города. Весной 1942 началась навигация на Ладожском озере. Водные перевозки стали основным средством преодоления последствий блокадной зимы и возрождения городского хозяйства. В июне вступил в строй Ладожский трубопровод, проложенный по дну Ладожского озера для подачи горючего в Ленинград, затем через 2 месяца по подводному кабелю город получил энергию Волховской ГЭС.

Постановлением Военного совета Ленинградского фронта (5 июля 1942) «О необходимых мероприятиях по городу Ленинграду» наметило пути развития промышленности Ленинграда и городского хозяйства. В военную промышленность направлялись рабочие с законсервированных заводов, из лёгкой и местной промышленности, коммунального хозяйства, служащие из управленческого аппарата, мобилизовывалось незанятое в общественном производстве население. Почти 75% всех рабочих составили женщины. К концу 1942 работа промышленных предприятий заметно активизировалась. С осени выпускались танки, артиллерийские орудия, миномёты, пулемёты, автоматы, снаряды, мины — около 100 видов оборонной продукции. В декабре началось подключение к электросети жилых домов. В возрождении хозяйственной жизни Ленинграда оказывала помощь вся страна.

В январе 1943 блокада Ленинграда была прорвана советскими войсками (см. Прорыв блокады в 1943), вдоль южного берега Ладожского озера была сооружена ж. д. через Шлиссельбург — «Дорога победы». Восстановление ж.-д. связи со страной, улучшение снабжения Ленинграда топливом и электроэнергией, а населения продовольствием позволили шире развернуть работу городской промышленности. Весной задание ГКО получили 15 ведущих заводов, задания наркоматов — 12. В июле 1943 в Ленинграде уже действовали 212 предприятий союзного и республиканского подчинения, выпускавших свыше 400 видов оборонной продукции. К концу 1943 в Ленинграде осталось около 620 тыс. человек, из которых 80% работали. Почти все жилые и общественные здания получили электроэнергию, были обеспечены водопроводом и канализацией.

В результате Красносельско-Ропшинской операции 1944 в январе — феврале блокада с Ленинграда была снята полностью. В честь полного снятия блокады был произведён в Ленинграде салют 27 января 1944.

С начала войны и до конца блокады ленинградцы изготовили и отремонтировали 2 тыс. танков, 1,5 тыс. самолётов, тысячи полевых и морских орудий, 12 тыс. миномётов, 225 тыс. автоматов, около 10 млн. снарядов и мин. Верфи достроили и построили 407 кораблей различных классов. Несмотря на сложное положение с людскими ресурсами, в 1942—43 из народного хозяйства Ленинграда и области было высвобождено и направлено на пополнение частей фронта около 140 тыс. человек За время блокады враг причинил Ленинграду огромный ущерб. В частности, из строя было выведено 840 зданий промышленных предприятий, повреждено около 5 млн. м2 жилой площади (в том числе 2,8 млн. м2 разрушено полностью), 500 школ, 170 лечебных учреждений. В результате разрушений и эвакуации предприятий в Ленинграде осталось лишь 25% оборудования, которым промышленность Ленинграда располагала до войны. Огромный ущерб был нанесён ценнейшим памятникам истории и культуры — Эрмитажу, Русскому музею, Инженерному замку, дворцовым ансамблям пригородов.

За время блокады в Ленинграде, только по официальным учтённым данным, умерло от голода 641 тыс. жителей (по подсчётам историков — не менее 800 тыс.), погибло от бомбёжек и обстрелов около 17 тыс. человек и около 34 тыс. было ранено.

Жертв блокады хоронили на всех городских и пригородных кладбищах, места наиболее массовых захоронений — Пискарёвское кладбище, Серафимовское кладбище.

За самоотверженный труд в годы войны тысячи рабочих, служащих, представителей интеллигенции Ленинграда награждены орденами и медалями, около 0,5 млн. горожан — медалью «За оборону Ленинграда». Постановлением ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 14 мая 1985 на граждан, работавших в период блокады Ленинграда (с 8 сентября 1941 по 18 январь 1943) на предприятиях, в учреждениях и организациях города и награждённых медалью «За оборону Ленинграда», распространены льготы, установленные для лиц, состоявших в годы войны на штатных должностях по вольному найму в частях действующей армии. В 1946—49 в Ленинграде действовал Музей обороны Ленинграда (возрождён в 1989), событиям Б. посвящена часть экспозиции Музея истории Ленинграда (набережная Красного Флота, 44). По рубежам обороны Ленинграда в 1941—44 сооружён «Зелёный пояс Славы». В 1989 учреждён памятный нагрудный знак «Жителю блокадного Ленинграда» и создано одноименное Добровольное общество.

8 сентября 1990 (в этот день 49 лет назад началась Б.) в Ленинграде впервые отмечался День Скорби.

 

ССЫЛКИ


 

 


Условия использования материалов




Поиск
Copyright MyCorp © 2019