Лютеранство, исповедание — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

лютеранство-крест

Лютера́нство — одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве...  Википедия

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

ЛЮТЕРАНСТВО,  крупнейшее по численности (около 75 млн. приверженцев) направление протестантизма. Основано М. Лютером в 16 веке. Впервые сформулировав основное положения протестантизма, лютеранство, однако, менее последовательно, чем кальвинизм, воплотило их в жизнь (особенно в церковные организации). Распространено в скандинавских странах, ФРГ, ГДР, США, советских прибалтийских республиках.

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ЛЮТЕРАНСТВО, одно из протестантских исповеданий, основателем которого был М. Лютер. Получило наибольшее распространение в Германии, Прибалтике, скандинавских странах.

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986

ЛЮТЕРА´НИН, -а, мн. -ане, -ан, м. Человек, исповедующий лютеранство. || ж. лютеранка, -и.

ЛЮТЕРА´НСТВО, -а, ср. Протестантское вероисповедание, возникшее на основе учения Лютера, к-рое было направлено против католичества и римского папы. || прил. лютеранский, -ая, -ое. 

 

Сперанская Е. С. ЛЮТЕРАНСТВО // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2018); https://bigenc.ru/religious_studies/text/5299404

ЛЮТЕРА́НСТВО, од­но из осн. на­прав­ле­ний про­тес­тан­тиз­ма, воз­ник­шее в хо­де Ре­фор­ма­ции в Гер­ма­нии. На­зва­но по име­ни М. Лю­те­ра.

История

Центральная часть Веймарского алтаря из церкви Святых Петра и Павла в Веймаре. Художники Лукас Кранах Старший и Лукас Кранах Младший. 1555. Справа – портреты Лукаса Кранаха Старшего и Мартина Лю...

Тра­диц. да­той на­ча­ла Ре­фор­ма­ции в Ев­ро­пе счи­та­ет­ся 31.10.1517, ко­гда Лю­тер, ка­то­лич. мо­нах-ав­гу­сти­нец и проф. Вит­тен­берг­ско­го ун-та, вы­ве­сил на две­рях ц. Всех Свя­тых в Вит­тен­бер­ге свои 95 те­зи­сов про­тив зло­упот­реб­ле­ний ин­дуль­ген­ция­ми. Ка­то­лич. док­три­не (см. Католи­цизм), со­глас­но ко­то­рой для спа­се­ния ду­ши в чис­ле дру­го­го тре­бо­ва­лось со­вер­ше­ние бла­го­чес­ти­вых дел, Лю­тер противопоставил уче­ние о спа­се­нии толь­ко ве­рой (лат. sola fide). Ни­кто из греш­ных лю­дей, со­глас­но Лю­те­ру, не в со­стоя­нии вы­пол­нить все за­по­ве­ди, дан­ные Бо­гом, ни­ка­кие тру­ды не спо­соб­ны ис­ку­пить че­ло­ве­че­ские гре­хи. Их ис­ку­пил Сам Иисус Хри­стос че­рез му­че­ни­че­скую смерть на Гол­го­фе. Тем са­мым ста­ло воз­мож­но оп­рав­да­ние греш­ных лю­дей пе­ред Бо­гом: от­ны­не че­ло­век, ис­крен­не ве­рую­щий в Трои­цу и, в ча­ст­но­сти, во Хри­ста как сво­его Ис­ку­пи­те­ля, по­лу­ча­ет оп­рав­да­ние, а с ним и веч­ное спа­се­ние. Пре­сле­до­ва­ния Лю­те­ра со сто­ро­ны католич. Церк­ви, об­ви­не­ние его в ере­си вы­зва­ли со­чув­ст­вие оп­по­зи­ци­он­ных пап­ст­ву сил и спро­во­ци­ро­ва­ли дви­же­ние за ре­фор­му Римскока­то­лич. церк­ви. Ока­зав­шись пе­ред не­об­хо­ди­мо­стью обос­но­вать свою по­зи­цию, Лю­тер под­верг пе­ре­смот­ру мн. по­ло­же­ния ср.-век. ка­то­ли­циз­ма, не на­хо­див­шие, по его мне­нию, обос­но­ва­ния в Биб­лии. Фак­ти­че­ски был про­воз­гла­шён при­ори­тет Свя­щен­но­го Пи­са­ния над Свя­щен­ным Пре­да­ни­ем и от­верг­ну­та по­сред­ни­че­ская роль Церк­ви в де­ле спа­се­ния.

Не­смот­ря на со­про­тив­ле­ние цер­ков­ных вла­стей, сто­рон­ни­ков Ре­фор­ма­ции взя­ли под свою за­щи­ту пра­ви­те­ли Сак­со­нии, Гес­се­на, Бранден­бур­га и др. герм. го­су­дарств, где цер­ков­ные струк­ту­ры пе­ре­шли из ка­но­нич. под­чи­не­ния Ри­му под кон­троль свет­ских вла­стей. Про­грам­ма ре­фор­мац. пре­об­ра­зо­ва­ний бы­ла из­ло­же­на в Аугс­бург­ском ис­по­ве­да­нии, пред­став­лен­ном имп. Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии Карлу V 25.6.1530. Мно­го­лет­няя ожес­то­чён­ная борь­ба ме­ж­ду нем. князь­я­ми, при­няв­ши­ми Л., и князь­я­ми, со­хра­нив­ши­ми вер­ность католициз­му, за­вер­ши­лась в 1555 Аугс­бург­ским ре­ли­ги­оз­ным ми­ром, да­вав­шим пра­во ка­ж­до­му пра­ви­те­лю по сво­ему ус­мот­ре­нию выбирать ка­то­ли­че­ст­во или Л. как обя­за­тель­ную для его под­дан­ных ве­ру («чья власть, то­го и ве­ра»). По­сколь­ку в герм. го­су­дар­ст­вах католич. епи­ско­пы к Ре­фор­ма­ции не примк­ну­ли, лю­те­ран­ские церк­ви там воз­гла­ви­ли кли­ри­ки, не имев­шие апо­столь­ско­го пре­ем­ст­ва. Их адм. долж­но­сти (су­пер­ин­тен­дант, епи­скоп и др.) не рас­смат­ри­ва­ют­ся как сан. В 1527 лю­те­ран­ская Ре­фор­ма­ция на­ча­лась в Шве­ции (и подвла­ст­ной ей Фин­лян­дии), в 1536 – в Да­нии, Нор­ве­гии и Ис­лан­дии. Бóль­шая часть ка­то­лич. епи­ско­пов в этих стра­нах пе­ре­шла в Л., сохра­нив ти­тул, по­это­му совр. лю­те­ран­ские сканд. епи­ско­пы пре­тен­ду­ют на об­ла­да­ние епи­скоп­ским са­ном и апо­столь­ским пре­ем­ст­вом. В ре­зуль­та­те в Л. про­изош­ло раз­де­ле­ние на 2 осн. тра­ди­ции – гер­ман­скую и скан­ди­нав­скую.

Лютеранский собор в Тронхейме (Норвегия). 12–14 вв., перестроен в 19–20 вв.

Ещё при жиз­ни Лю­те­ра и осо­бен­но по­сле его смер­ти сре­ди его по­сле­до­ва­те­лей воз­ник­ли раз­но­гла­сия. В 1577 ок. 8000 пас­то­ров подписали Фор­му­лу со­гла­сия, где бы­ло из­ло­же­но нор­ма­тив­ное ве­ро­уче­ние по спор­ным во­про­сам. Она бы­ла вклю­че­на в сбор­ник лютеранских ве­ро­ис­по­вед­ных до­ку­мен­тов – Кни­гу со­гла­сия, впер­вые из­дан­ную в Дрез­де­не в 1580. Кро­ме Аугс­бург­ско­го ис­по­ве­да­ния и Фор­му­лы со­гла­сия, в неё во­шли Апо­столь­ский, Ни­кей­ский (с Filioque) и Афа­на­си­ев сим­во­лы ве­ры, Апо­ло­гия Аугс­бург­ско­го ис­по­ве­да­ния, Шмаль­каль­ден­ские ар­ти­ку­лы (с при­ло­жен­ным трак­та­том «О вла­сти и пер­вен­ст­ве па­пы»), «Боль­шой ка­те­хи­зис» и «Ма­лый ка­те­хи­зис» Люте­ра. Кни­га со­гла­сия ос­та­ёт­ся офи­ци­аль­ным ве­ро­учи­тель­ным стан­дар­том боль­шин­ст­ва лю­те­ран­ских церк­вей.

«Роза Лютера» – один из символов лютеранства, восходящий к печати, которой М. Лютер заверял свою переписку.

На про­тя­же­нии 17 в. на ос­но­ве ари­сто­те­ли­ан­ской фи­ло­со­фии, дог­ма­ти­ки Кни­ги со­гла­сия и не про­ти­во­ре­ча­щих Л. свя­то­оте­че­ских и католич. уче­ний сфор­ми­ро­ва­лась «лю­те­ран­ская ор­то­док­сия», или «лю­те­ран­ская схо­ла­сти­ка». Чрез­мер­ная со­сре­до­то­чен­ность на тонкостях дог­ма­ти­ки вы­зва­ла про­тест по­бор­ни­ков со­ци­аль­но­го слу­же­ния и «жи­во­го ре­лиг. чув­ст­ва», при­вед­ший к воз­ник­но­ве­нию пиетизма. В кон. 17 – 18 вв. ор­то­док­саль­ное Л. под­верг­лось влия­нию ра­цио­на­лиз­ма (Х. фон Вольф, И. Кант). В 19 в. са­мым значит. явлени­ем в Л. и в про­тес­тан­тиз­ме в це­лом ста­ло по­яв­ле­ние ис­то­ри­ко-кри­тич. ме­то­да ис­сле­до­ва­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния, ко­то­рый вме­сте с дос­ти­же­ния­ми ес­теств. на­ук и фи­лос. ис­сле­до­ва­ний дал тол­чок к воз­ник­но­ве­нию ли­бе­раль­но­го бо­го­сло­вия, т. е. пе­ре­ос­мыс­ле­нию в свете совр. зна­ний тра­диц. дог­ма­тич. пред­став­ле­ний. Боль­шое влия­ние на ста­нов­ле­ние ли­бе­раль­но­го бо­го­сло­вия ока­за­ли идеи Ф. Шлейер­махе­ра, ис­сле­до­ва­ния Но­во­го За­ве­та Ф. К. Бау­ра и Д. Ф. Штрау­са. Клас­сич. пред­ста­ви­те­ли нем. ли­бе­раль­но­го бо­го­сло­вия – А. фон Гар­нак, А. Ричль, Э. Трёльч. В той или иной фор­ме ли­бе­раль­ные те­че­ния со­хра­ня­ют­ся в совр. лю­те­ран­ст­ве.

Евангелический собор в Берлине. 1894–1905. Архитектор Ю. Рашдорф.

В Прус­сии в 1817 ко­роль Фрид­рих Виль­гельм III объ­е­ди­нил лю­те­ран и ре­фор­ма­тов в еди­ную Еван­ге­лич. цер­ковь (Прус­ская уния), в которой бы­ло при­ня­то каль­ви­ни­ст­ское уче­ние (см. Каль­ви­низм) о Ев­ха­ри­стии. Эта ме­ра вы­зва­ла силь­ную оп­по­зи­цию, мн. лю­те­ран­ские при­хо­ды Прус­сии не при­ня­ли унию. Ко­роль Фрид­рих Виль­гельм IV уза­ко­нил не­за­ви­си­мое су­ще­ст­во­ва­ние этих при­хо­дов, по­лу­чив­ших назв. «сво­бод­ные церк­ви», или «ста­рые лю­те­ра­не». В 1930-х гг. в про­тес­тант­ских церк­вах Гер­ма­нии сто­рон­ни­ки на­цио­нал-со­циа­лиз­ма ак­тив­но под­дер­жи­ва­ли дви­же­ние «не­мец­ких хри­сти­ан», ко­то­рые сле­до­ва­ли арий­ской ра­со­вой тео­рии, по­чи­та­ли А. Гит­ле­ра как ни­спос­лан­но­го нем. на­ро­ду мес­сию и стре­ми­лись «очи­стить» хри­сти­ан­ст­во от «евр. ком­по­нен­та», т. е. фак­ти­че­ски от Вет­хо­го За­ве­та. В 1933 бы­ла уч­ре­ж­де­на т. н. Герм. еван­ге­лич. цер­ковь во гла­ве с до­ве­рен­ным ли­цом Гит­ле­ра пас­то­ром Л. Мюл­ле­ром. Про­тив­ни­ки этой по­ли­ти­ки – как лю­те­ра­не, так и ре­фор­ма­ты, и при­вер­жен­цы Прус­ской унии – в ию­ле 1933 уч­ре­ди­ли кон­фе­де­ра­тив­ную Ис­по­вед­ни­че­скую цер­ковь (Bekenntnis­kirche) во гла­ве с лю­те­ран­ским пас­то­ром М. Ни­мёл­ле­ром. 31.5.1934 она при­ня­ла Бар­мен­скую дек­ла­ра­цию, в ко­то­рой осу­ж­да­лись на­ци­ст­ские теории и мес­си­ан­ст­во Гит­ле­ра. Ис­по­вед­ни­че­ская цер­ковь под­вер­га­лась пре­сле­до­ва­ни­ям, хо­тя фор­маль­но так и не бы­ла за­пре­ще­на. После 2-й ми­ро­вой вой­ны в Гер­ма­нии в осн. вос­ста­но­ви­лось преж­нее цер­ков­ное уст­рой­ст­во: про­тес­тант­ские церк­ви дей­ст­ву­ют в пре­де­лах отд. зе­мель, их ста­тус оп­ре­де­ля­ет­ся зе­мель­ны­ми за­ко­на­ми.

С 17 в. лю­те­ра­не ста­ли эмиг­ри­ро­вать в Сев. Аме­ри­ку, ор­га­ни­зуя там при­хо­ды и си­но­ды по эт­нич. прин­ци­пу (в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев в русле герм. тра­ди­ции). К сер. 20 в. Л. в США раз­де­ли­лось на ли­бе­раль­ное кры­ло, ор­га­ни­зо­ван­ное в Еван­ге­лич. лю­те­ран­скую цер­ковь в Аме­ри­ке (окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­ва­лась в 1988 из трёх лю­те­ран­ских церк­вей), и лю­те­ран-кон­сер­ва­то­ров (ана­лог «ста­рых лю­те­ран» в Герма­нии), об­ра­зо­вав­ших Лю­те­ран­скую цер­ковь – Мис­су­рий­ский си­нод и Лю­те­ран­скую цер­ковь – Вис­кон­син­ский си­нод. В США в 1970-х гг. пе­ре­мес­тил­ся центр лю­те­ран­ских бо­го­слов­ских ис­сле­до­ва­ний.

Рас­про­стра­не­нию Л. спо­соб­ст­во­ва­ла и мис­сио­нер­ская дея­тель­ность, од­на­ко у лю­те­ран она все­гда бы­ла ме­нее ак­тив­ной, чем у др. протестан­тов. В 19 в. мис­сио­нер­ст­вом за­ни­ма­лись в осн. пие­ти­сты (мис­сио­не­ров го­то­вил ун-т Гал­ле). Мис­сио­не­ры ра­бо­та­ли в Ин­дии, Афри­ке, Ост-Ин­дии и Ки­тае. Осо­бен­но эф­фек­тив­ной их дея­тель­ность ока­за­лась в Ин­дии, Эфио­пии, Ин­до­не­зии, Тан­за­нии и Ке­нии, где воз­ник­ли мно­го­чис­лен­ные, ди­на­мич­но рас­ту­щие церк­ви.

В 1923 об­ра­зо­ва­на Все­мир­ная лю­те­ран­ская кон­вен­ция (ВЛК). По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны церк­ви – чле­ны ВЛК со­труд­ни­ча­ли в ока­за­нии помо­щи по­стра­дав­шим в хо­де вой­ны в Ев­ро­пе. В 1947 ВЛК бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на во Все­мир­ную лю­те­ран­скую фе­де­ра­цию (ВЛФ). 90% всех лю­те­ран при­над­ле­жат к церк­вам – чле­нам ВЛФ. Об­щее их чис­ло (2008) – св. 70 млн. чел.

Круп­ней­шим объ­е­ди­не­ни­ем кон­сер­ва­тив­ных лю­те­ран яв­ля­ет­ся соз­дан­ный в 1993 Ме­ж­ду­нар. лю­те­ран­ский со­вет, в ко­то­рый вхо­дят 30 церк­вей-чле­нов (2007). Они объ­е­ди­ня­ют ок. 3,45 млн. чел. В 1993 бы­ла ос­но­ва­на Кон­фес­сио­наль­ная еван­ге­лич. лю­те­ран­ская конференция, ве­ду­щую роль в ко­то­рой иг­ра­ет Лю­те­ран­ская цер­ковь – Вис­кон­син­ский си­нод. По не­офи­ци­аль­но­му пра­ви­лу ка­ж­дая вновь воз­ник­шая лю­те­ран­ская цер­ковь мо­жет счи­тать­ся за­кон­ной толь­ко при ус­ло­вии её при­зна­ния од­ним из трёх объ­е­ди­не­ний (ВЛФ, Междунар. лю­те­ран­ский со­вет, Кон­фес­сио­наль­ная еван­ге­лич. лю­те­ран­ская кон­фе­рен­ция). В нач. 21 в. про­дол­жа­ет­ся рост чис­ла лю­те­ран в Азии, Аф­ри­ке и Лат. Аме­ри­ке, спад – в Ев­ро­пе и Сев. Аме­ри­ке.

Мно­гие лю­те­ран­ские церк­ви ак­тив­но уча­ст­ву­ют в эку­ме­нич. дви­же­нии (см. Эку­ме­низм), яв­ля­ют­ся чле­на­ми Все­мир­но­го со­ве­та церк­вей. Важ­ное ме­сто в жиз­ни лю­те­ран­ских церк­вей за­ни­ма­ют со­ци­аль­ное слу­же­ние и бла­го­тво­ри­тель­ность, в т. ч. осу­ще­ст­в­ляе­мые совм. с предста­ви­те­ля­ми др. про­тес­тант­ских де­но­ми­на­ций.

Лютеранство в России

Кирха Архангела Михаила в Москве. Разрушена в 1930-е гг.

Пер­вые лю­те­ра­не – шве­ды, фин­ны, нем­цы, дат­ча­не – поя­ви­лись в Рос­сии в 16 в. (пер­вая кир­ха бы­ла от­кры­та в Мо­ск­ве в 1576). Это бы­ли гл. обр. вра­чи, ре­мес­лен­ни­ки, куп­цы, во­ен­ные. Чис­лен­ность лю­те­ран в Рос­сии рос­ла так­же в ре­зуль­та­те при­сое­ди­не­ния к ней тер­ри­то­рий со зна­чит. лю­те­ран­ским на­се­ле­ни­ем. В ре­зуль­та­те Се­вер­ной вой­ны 1700–21 в Рос­сии по­яви­лось Л. как скан­ди­нав­ской (фин­ны и шве­ды Ин­гер­ман­лан­дии), так и гер­ман­ской (нем­цы, эс­тон­цы, ла­ты­ши Эс­т­лян­дии и Лиф­лян­дии) тра­ди­ций. В 1704 в С.-Пе­тер­бур­ге был организован швед.-фин. при­ход Св. Ма­рии, ко­то­рый со вре­ме­нем стал цен­тром Л. сканд. тра­ди­ции в Рос­сии и яв­ля­ет­ся та­ко­вым до­ны­не. Нем. тради­цию уси­ли­ли пе­ре­се­лен­цы, при­гла­шён­ные имп. Ека­те­ри­ной II в По­вол­жье и в юж. гу­бер­нии, сканд. тра­ди­цию – при­сое­ди­не­ние Финлян­дии (1743, 1808–09). Лю­те­ран­ские при­хо­ды в Рос­сии бы­ли со­вер­шен­но не­за­ви­си­мы­ми до 1832, ко­гда все они (за ис­клю­че­ни­ем Вел. кня­же­ст­ва Фин­лянд­ско­го и Цар­ст­ва Поль­ско­го) бы­ли объ­е­ди­не­ны в Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­скую цер­ковь в Рос­сии. Со­глас­но её уставу, гла­вой Церк­ви яв­лял­ся рос. им­пе­ра­тор. Лю­те­ра­не – гл. обр. ост­зей­ские нем­цы – со­став­ля­ли зна­чит. часть по­ли­тич., во­ен. и культур­ной эли­ты Рос. им­пе­рии. В 1914 в Рос­сии, не счи­тая При­бал­ти­ки, Фин­лян­дии и Поль­ши, бы­ло не ме­нее 234 лю­те­ран­ских об­щин.

Фото Д. В. Соловьёва Церковь Святых Петра и Павла в С.-Петербурге. 1730.

В 1919 от Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ской церк­ви от­де­ли­лись ин­гер­ман­ланд­ские при­хо­ды, ко­то­рые в 1923 об­ра­зо­ва­ли Фин­скую евангелическо-лю­те­ран­скую цер­ковь. В 1920 нем. Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь вы­ра­бо­та­ла «Вре­мен­ные по­ста­нов­ле­ния» о самоуправ­ле­нии еван­ге­ли­чес­ко-лю­те­ран­ских об­щин в Рос­сии. В 1924 её Ге­не­раль­ный си­нод при­нял Ос­нов­ной за­кон, рег­ла­мен­ти­рую­щий дея­тель­ность Церк­ви, по­лу­чив­шей назв. Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь Со­вет­ско­го Сою­за. В 1937 боль­шин­ст­во фин­нов-ингерманланд­цев бы­ло вы­сла­но из Ле­нин­град­ской обл. в Ср. Азию, Си­бирь и Ка­зах­стан. В ре­зуль­та­те ре­прес­сий в 1938 вся­кая деятельность лю­те­ран­ских цер­ков­ных струк­тур в СССР пре­кра­ти­лась. Од­на­ко с при­сое­ди­не­ни­ем При­бал­ти­ки (ле­то 1940) в пре­де­лах СССР ока­за­лись лю­те­ран­ские церк­ви Эс­то­нии и Лат­вии. В авг. 1941 вла­сти осу­ще­ст­ви­ли на­сильств. де­пор­та­цию рос. нем­цев, зна­чит. число ко­то­рых со­став­ля­ли лю­те­ра­не. До 1980-х гг. функ­цио­ни­ро­ва­ли не­боль­шие нем. лю­те­ран­ские об­щи­ны в мес­тах ссыл­ки, час­то не имев­шие пас­то­ров и не под­дер­жи­вав­шие кон­так­тов с еди­но­вер­ца­ми за ру­бе­жом. В 1980 сов. власть при­зна­ла су­ще­ст­во­ва­ние лютеранских «брат­ских об­щин» и раз­ре­ши­ла соз­да­ние не­мец­ко-лю­те­ран­ско­го проб­ст­ва в со­ста­ве Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ской церк­ви Латвии. В 1988 со­зван Ге­не­раль­ный си­нод нем. лю­те­ран­ской церк­ви, на ко­то­ром уч­ре­ж­де­на Нем. еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь (НЕЛЦ) СССР. По­сле 1991 НЕЛЦ ста­ла фор­маль­но са­мо­стоя­тель­ной, фак­ти­че­ски на­хо­дясь в за­ви­си­мо­сти от Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ской церк­ви Гер­ма­нии. В 1994 она по­лу­чи­ла на­име­но­ва­ние Еван­ге­ли­чес­ко-лю­те­ран­ская цер­ковь в Рос­сии, на Ук­раи­не, в Ка­зах­ста­не и Ср. Азии (ЕЛЦ). Уда­ле­ние из её на­зва­ния оп­ре­де­ле­ния «не­мец­кая» под­чёр­ки­ва­ло, что от­ны­не ЕЛЦ ори­ен­ти­ру­ет­ся в сво­ей пас­тор­ской дея­тель­но­сти не толь­ко на рос. нем­цев.

В кон. 1950-х гг. боль­шин­ст­во фин­нов-ин­гер­ман­ланд­цев су­ме­ло вер­нуть­ся в Ле­нин­град­скую обл. В Нар­ве и Пет­ро­за­вод­ске бы­ли соз­да­ны при­хо­ды Эст. церк­ви с бо­го­слу­же­ни­ем на фин. язы­ке. В 1977 за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­на об­щи­на в г. Пуш­кин. С рас­па­дом СССР Ин­гер­ман­ланд­ская лю­те­ран­ская цер­ковь – Цер­ковь Ин­грии ста­ла са­мо­стоя­тель­ной (1.1.1992). С нач. 1990-х гг. нем. и фин. лю­те­ра­не ста­ли ак­тив­но по­мо­гать сво­им еди­но­вер­цам в Рос­сии.

По­ми­мо Церк­ви Ин­грии, кон­сер­ва­тив­ное Л. в Рос­сии пред­став­ля­ет Си­бир­ская еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь (СЕЛЦ), при­хо­ды которой (в Но­во­си­бир­ске, Бар­нау­ле и др.) соз­да­ва­лись в со­ста­ве Эст. лю­те­ран­ской церк­ви. В мае 2003 СЕЛЦ ста­ла ав­то­ке­фаль­ной.

Особенности вероучения

Осн. прин­ци­пы Л. и про­тес­тан­тиз­ма в це­лом сво­дят­ся к 3 по­ло­же­ни­ям: ис­клю­чи­тель­ный ав­то­ри­тет Свя­щен­но­го Пи­са­ния, по­сколь­ку толь­ко че­рез Сло­во Бо­жие че­ло­век при­хо­дит к ве­ре; дос­ти­же­ние спа­се­ния лич­ной ве­рой; свя­щен­ст­во всех ве­рую­щих (ср. 1 Пет. 2:9) как отрицание ру­ко­по­ло­жен­но­го свя­щен­ст­ва в ка­че­ст­ве по­сред­ни­ка для спа­се­ния че­ло­ве­ка.

По­ни­ма­ние Пре­свя­той Трои­цы, Ии­су­са Хри­ста как Сы­на Бо­жия, ро­ж­дён­но­го от Де­вы Ма­рии, уче­ние о рае и аде в Л. сов­па­да­ют с общехристи­ан­ски­ми взгля­да­ми (ка­то­лич. уче­ние о чис­ти­ли­ще от­вер­га­ет­ся). В Л. де­ла­ет­ся ак­цент на ис­ку­пи­тель­ном под­ви­ге Ии­су­са Христа. Лю­те­ра­не при­дер­жи­ва­ют­ся тра­ди­ци­он­но­го для зап. хри­сти­ан­ст­ва уче­ния об ис­хо­ж­де­нии Свя­то­го Ду­ха (c Filioque). Л. при­зна­ёт учение о пре­до­пре­де­ле­нии к спа­се­нию, но, в от­ли­чие от каль­ви­низ­ма, от­вер­га­ет пре­до­пре­де­ле­ние к осу­ж­де­нию. Пол­но­стью от­ри­ца­ет­ся в лю­те­ран­ской тео­ло­гии уча­стие сво­бод­ной во­ли че­ло­ве­ка в спа­се­нии: спа­се­ние – дар Бо­га, ко­то­рый ни­чем нель­зя за­слу­жить – ни ас­ке­зой, ни мо­лит­вой, ни до­б­ры­ми де­ла­ми, т. е. при­ни­ма­ет­ся прин­цип Бо­жия мо­нер­гиз­ма (в от­ли­чие от пра­во­слав­но­го си­нер­гиз­ма – при­зна­ния сора­бот­ни­че­ст­ва Бо­га и че­ло­ве­ка в де­ле спа­се­ния че­ло­ве­ка). Спе­ци­фи­че­ски лю­те­ран­ским, хо­тя и вос­хо­дя­щим к по­ле­ми­ке блж. Ав­гу­сти­на с Пе­ла­ги­ем (см. Пе­ла­ги­ан­ст­во), яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние все­го со­дер­жа­ния Биб­лии на За­кон (то, что Бог тре­бу­ет от лю­дей) и Еван­ге­лие (то, что Бог обе­ща­ет лю­дям).

Из та­инств при­зна­ют­ся кре­ще­ние и Ев­ха­ри­стия (Ве­че­ря Гос­под­ня, Та­ин­ст­во ал­та­ря). Аугс­бург­ское ис­по­ве­да­ние рас­смат­ри­ва­ет ис­по­ведь и от­пу­ще­ние гре­хов как та­ин­ст­во, но ны­не боль­шин­ст­во лю­те­ран от­но­сят ис­по­ведь к об­ря­дам. Кре­ще­ние обыч­но со­вер­ша­ет­ся над младенца­ми и вос­при­ни­ма­ет­ся как «спа­си­тель­ная ра­бо­та Бо­га», ко­то­рый че­рез нис­по­сы­лае­мую Им бла­го­дать тво­рит в при­ни­маю­щих креще­ние спа­си­тель­ную ве­ру. В кре­ще­нии лю­ди омы­ва­ют­ся от грехов, от­вра­ща­ют­ся от смер­ти и дья­во­ла и по­лу­ча­ют веч­ное спа­се­ние в дар от Бо­га. Кре­ще­ние обыч­но со­вер­ша­ет­ся об­ли­ва­ни­ем или ок­ро­п­ле­ни­ем, но мо­жет про­из­во­дить­ся и трое­крат­ным пол­ным по­гру­же­ни­ем. Со­глас­но лю­те­ран­ской трак­тов­ке Ев­ха­ри­стии, хлеб и ви­но, ста­но­вясь ис­тин­ны­ми Те­лом и Кро­вью Хри­ста, вме­сте с тем со­хра­ня­ют свою сущ­ность, а не толь­ко ак­ци­ден­ции (т. о., от­вер­га­ет­ся уче­ние о пре­су­ще­ст­в­ле­нии). В от­ли­чие от цвинг­ли­ан (см. Цвинг­ли­ан­ст­во), лю­те­ра­не ка­те­го­ри­че­ски от­вер­га­ют пред­став­ле­ние о том, что Ве­че­ря Гос­под­ня име­ет толь­ко сим­во­лич. или «вос­по­ми­на­тель­ное» зна­че­ние. В од­них лю­те­ран­ских церк­вах Ев­ха­ри­стия со­вер­ша­ет­ся поч­ти еже­не­дель­но, в дру­гих – один раз в 2–3 мес, в треть­их – лишь один раз в го­ду, в Вели­кую пят­ни­цу. В от­личие от ка­то­лич. прак­ти­ки, в Л. при­ча­ще­ние всех ве­рую­щих про­ис­хо­дит Те­лом и Кро­вью Хри­сто­вы­ми, что бы­ло вве­де­но ещё Лю­те­ром. Кон­фир­ма­ция, ор­ди­на­ция (ру­ко­по­ло­же­ние), брак и еле­ос­вя­ще­ние рас­смат­ри­ва­ют­ся обыч­но как об­ря­ды (количество та­инств в Л. не фик­си­ру­ет­ся).

Пас­то­ры во мно­гих лю­те­ран­ских церк­вах из­би­ра­ют­ся и ос­та­ют­ся в са­не по­жиз­нен­но. Кан­ди­да­ты в пас­то­ры долж­ны иметь спец. образование и при­зва­ние к слу­же­нию. В кон. 20 – нач. 21 вв. в ли­бе­раль­ных лю­те­ран­ских церк­вах рас­про­стра­ни­лась прак­ти­ка рукоположе­ния в пас­то­ры жен­щин, а за­тем – и воз­ве­де­ния их в епи­скоп­ское дос­то­ин­ст­во. В Рос­сии един­ст­вен­ной про­тес­тант­ской Церковью (по­ми­мо ме­то­ди­стов), при­знаю­щей жен­ское свя­щен­ст­во, яв­ля­ет­ся ЕЛЦ. В наи­бо­лее ли­бе­раль­ных лю­те­ран­ских со­об­ще­ст­вах полу­чи­ла рас­про­стра­не­ние прак­ти­ка бла­го­сло­ве­ния т. н. од­но­по­лых бра­ков. В 2005 по­сле ре­ше­ния Еван­ге­ли­чес­ко-лю­те­ран­ской церк­ви Шве­ции о до­пус­ти­мо­сти та­ких бла­го­сло­ве­ний ряд кон­сер­ва­тив­ных пас­то­ров вы­шли из под­чи­не­ния ар­хи­епи­ско­па церк­ви Шве­ции; РПЦ разо­рва­ла все кон­так­ты с этой Цер­ко­вью.

В Л. от­сут­ст­ву­ет еди­ный тип цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: в разл. церк­вах при­сут­ст­ву­ют епи­ско­паль­ные, пре­сви­те­ри­ан­ские и конгрегациональные фор­мы. Гла­ва­ми церк­вей мо­гут быть ар­хи­епи­ско­пы, епи­ско­пы, ге­не­раль­ные су­пер­ин­тен­дан­ты или пре­зи­ден­ты. Делами церк­вей управ­ля­ют си­но­ды, в со­став ко­то­рых вхо­дят как свя­щен­но­слу­жи­те­ли, так и ми­ря­не. Ка­ж­дая Цер­ковь соз­да­ёт своё канонич. пра­во, но не счи­та­ет его един­ст­вен­но вер­ным и то­ле­рант­но от­но­сит­ся к ка­но­нич. пра­ву др. церк­вей.

Богослужебная практика

Фото В. А. Косарева Богослужение в лютеранском храме.

В ли­тур­гии центр. ме­сто от­во­дит­ся Ев­ха­ри­стии (ес­ли она со­вер­ша­ет­ся в этот день), но важ­на и про­по­ведь Сло­ва Бо­жия. По­ют­ся гим­ны, чи­та­ют­ся мо­лит­вы и от­рыв­ки из Свя­щен­но­го Пи­са­ния, стро­го оп­ре­де­лён­ные на ка­ж­дый день. Зна­чит. часть служ­бы от­во­дит­ся об­ще­му хоро­во­му пе­нию. Бо­го­слу­же­ние со­вер­ша­ет­ся на нац. язы­ках. В со­от­вет­ст­вии с прин­ци­пом оп­рав­да­ния толь­ко ве­рой от­вер­га­ют­ся церковные мо­лит­вы за умер­ших и не при­зна­ёт­ся воз­мож­ность за­ступ­ни­че­ст­ва свя­тых пе­ред Бо­гом. Во вре­мя бо­го­слу­же­ния воз­жи­га­ют­ся све­чи, ино­гда ис­поль­зу­ет­ся ла­дан. Пас­то­ры и епи­ско­пы на­де­ва­ют осо­бые об­ла­че­ния (в сканд. церк­вах об­ла­че­ния свя­щен­но­слу­жи­те­лей очень близ­ки к ка­то­ли­че­ским). В церкви име­ет­ся ал­тарь, одоб­ря­ет­ся на­ли­чие жи­во­пис­ных изо­бра­же­ний. По­кло­не­ние мо­щам и ико­нам отвер­га­ет­ся... Читать оригинал

 


ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018