Лукреций (Тит Лукреций Кар)

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

лукрецийЭнциклопедический Словарь. 1953—1955


ЛУКРЕЦИЙ, Тит Кар (ок. 99─55 до н. э.), римский поэт и философ, сторонник атомистического материализма Демокрита и Эпикура, крупнейший представитель материалистической философии и атеизма в Древнем Риме. Автор выдающейся философской поэмы «О природе вещей» (лучший рус. пер.─ 2 тт., 1946─47).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ЛУКРЕЦИЙ (Lucretius), Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus), рим. поэт и философ-материалист 1 в. до н. э. Дидактич. поэма «О природе вещей» — единств. полностью сохранившееся систематич. изложение материалистич. философии древности; популяризует учение Эпикура.

 

 

Краткий философский словарь. 1954


КАР Лукреций (99—55 rr. до н, о.) — выдающийся римский поэт-философ, материалист. В своём произведении «О природе вещей» Лукреций в поэтической форме излагает философию атомистического материализма. В полном согласии с греческими философами Демокритом (см.) и Эпикуроль (см.) он провозглашает основные положения материализма: в мире нет ничего, кроме вечно существующей материи, состоящей из мелких, неделимых частиц — атомов. Вселенная, по Лукрецию, бесконечна и состоит из бесчисленных миров, вечно возникающих, развивающихся и гибнущих. Лукреций опровергает учение идеалистов и жрецов религии о сотворении мира богом. «Из ничего не творится ничто по божественной воле»,— говорил он.

Всё разнообразие вещей в мире, по учению Лукреция, есть только разнообразие сцепления частиц материи, атомов. Уничтожение вещей есть только распад атомов. Ни один атом не может быть уничтожен. Основным условием образования вещей природы, по мысли Лукреция, является наличие пустоты. Материя и пустота составляют единство, без которого невозможно движение, а следовательно, сцепление и распад атомов. В вопросах теоретико-познавательных Лукреций стоял на позициях познаваемости объективного мира. Источником познания внешнего мира являются чувственные восприятия. Будучи многообразными по форме (круглые, угольные, шероховатые, гладкие и т. д.), атомы воздействуют на органы чувств человека, вызывая различные восприятия. Чувства служат как бы орудием мысли, без них невозможно познание.

«Ибо не только падёт всякий разум тогда, но погибнет самая жизнь вместе с ним, коль ты ввериться чувству не смеешь...»

Лукреций выступал с критикой религиозных предрассудков; религия, по его мнению, является источником людских злодеяний. Корни религии — в страхе человека перед непознанными явлениями природы; первых богов на земле создал страх. Полагая, что достаточно разъяснить человеку истинные причины природных явлений, как религиозные предрассудки будут уничтожены, Лукреций в поэме «О природе вещей» большое внимание уделил описанию явлений природы (гром, молния, дождь и т. д.). Материалистическая философия Лукреция и его атеизм содействовали распространению науки и оказали огромное влияние на всё последующее развитие материализма. Джордано Бруно (см.), Ванини, Гассенди (см.) возрождают атомистический материализм Эпикура—Лукреция, французские материалисты XVIII в. также отдают большую дань материалистической философии Лукреция Кара. Римского философа высоко ценил Н. Г. Чернышевский (см.). По своим политическим взглядам Лукреций был идеологом рабовладельческой демократии, боролся против аристократии, но рабов призывал к покорности. Развитие общества, по Лукрецию,— поступательный процесс. Источник этого развития он видит в разуме. Таким образом, воззрения Лукреция на общество—идеалистические. Произведение Лукреция Кара «О природе вещей» отразило уровень знаний и материалистические идеи того времени. Книга эта несколько раз издавалась на русском языке. Последнее издание выпущено Академией наук СССР в 1946 г.
 


Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы. 1987


ЛУКРЕЦИЙ (Тит Лукреций Кар) (ок. 99—55 до н. э.) — римский поэт и философ-материалист, продолжатель Эпикура, автор поэмы „О природе вещей". Цель философии видел в том, чтобы указать путь к счастью, возможному для личности, кинутой в водоворот общественной борьбы и бедствий, угнетенной страхами: перед богами, смертью, загробным наказанием. Средство освобождения от них — усвоение учения Эпикура о природе вещей, о человеке, об об-ве. Душа, по Л. К., смертна, т. к. она лишь временное соединение особых частиц и после гибели тела распадается на отдельные атомы. Познание смертности души исключает веру не только в загробную жизнь, но и в загробное наказание, освобождает человека от страха перед адом. Устраняется и страх смерти: пока мы живы — нет смерти; пришла смерть — нет нас. Наконец, и страх перед богами рассеивается, как только мы узнаем, что боги обитают не в нашем мире, а в пустых промежутках между мирами: ведя там блаженную жизнь, они не могут оказывать никакого влияния на судьбу человека. Л. К. дал яркое материалистическое изображение и объяснение мира, природы человека, развития материальной культуры и техники. Л. К.— великий просветитель римского мира; его поэма оказала огромное влияние на развитие материалистической философии Возрождения.

 

 

ЛУКРЕЦИЙ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://bigenc.ru/philosophy/text/2150540

ЛУКРЕ́ЦИЙ, Тит Лук­ре­ций Кар (Titus Luc­retius Carus) (ок. 94–55 до н. э.), др.-рим. по­эт и фи­ло­соф, пред­ста­ви­тель эпи­ку­ре­из­ма. Ав­тор со­хра­нив­шей­ся фи­лос. по­эмы «О при­ро­де ве­щей» («De rerum natura») в 6 кни­гах, по­свя­щён­ной рим. ари­сто­кра­ту Гаю Мем­мию, па­тро­ну Ка­тул­ла и Цин­ны. О жиз­ни Л. поч­ти ни­че­го не ­из­вест­но; со­глас­но ле­ген­де, со­об­щае­мой Ие­ро­ни­мом, Л. пи­сал свою по­эму во вре­мя про­свет­ле­ний от бе­зу­мия, вы­зван­но­го лю­бов­ным на­пит­ком, ко­то­рый да­ла ему же­на, и за­тем по­кон­чил с со­бой. В по­эме Л. в по­пу­ляр­ной фор­ме из­ла­га­ет­ся фи­лос. сис­те­ма Эпи­ку­ра, осн. за­да­ча ко­то­рой – ос­во­бо­ж­де­ние че­ло­ве­че­ст­ва от стра­ха смер­ти и стра­ха бо­гов (пре­ж­де все­го по­смерт­ных на­ка­за­ний) че­рез по­сти­же­ние «за­ко­нов при­ро­ды» (foede­ra na­turae), ис­клю­чаю­щих вся­кое вме­ша­тель­ст­во бо­гов в че­ло­ве­че­скую жизнь, и осоз­на­ние смерт­но­сти ду­ши, ис­клю­чаю­щей по­смерт­ные му­че­ния. С гим­на к бо­ги­не люб­ви и тво­ря­щей си­лы при­ро­ды Ве­не­ре (влия­ние Эм­пе­док­ла) на­чи­на­ет­ся 1-я кни­га, в ко­то­рой из­ла­га­ют­ся фун­дам. на­ча­ла ато­миз­ма – су­ще­ст­во­ва­ние не­де­ли­мых и веч­ных ато­мов и пус­то­ты, а так­же фор­му­ли­ру­ет­ся за­кон со­хра­не­ния ма­те­рии («из ни­че­го не бу­дет ни­че­го») и оп­ро­вер­га­ют­ся мо­ни­сти­че­ские (Ге­рак­лит) и плю­ра­ли­сти­че­ские (Эм­пе­докл, Анак­са­гор) тео­рии не­ато­ми­стич. тол­ка. Во 2-й кни­ге рас­смат­ри­ва­ет­ся ато­ми­стич. ме­ха­ни­ка и све­де­ние всех чув­ст­вен­ных ка­честв (та­ких, как цвет, тем­пе­ра­ту­ра, вкус, за­пах) к ме­ха­нич. раз­ли­чи­ям в фор­ме и раз­ме­ре ато­мов, а так­же фор­му­ли­ру­ет­ся тео­рия бес­чис­лен­ных ми­ров в бес­ко­неч­ном про­стран­ст­ве Все­лен­ной. В 3-й кни­ге – по­сле про­слав­ле­ния ге­ния Эпи­ку­ра – трак­ту­ет­ся при­ро­да ду­ши и её связь с те­лом. Вслед за Де­мок­ри­том и Эпи­ку­ром Л. счи­та­ет ду­шу ма­те­ри­аль­ной, со­стоя­щей из мель­чай­ших сфе­рич. ато­мов «ог­ня». Ато­мар­ная струк­ту­ра ду­ши до­ка­зы­ва­ет её смерт­ность и не­обос­но­ван­ность стра­ха смер­ти. Пси­хо­ло­гии ощу­ще­ний (объ­яс­няе­мых де­мок­ри­тов­ской тео­ри­ей «от­пе­чат­ков» ве­щей, ис­те­каю­щих от ве­щей и про­ни­каю­щих в ор­га­ны чувств) и мыс­ли­тель­ной функ­ции ду­ши по­свя­ще­на 4-я кни­га. Л. ос­та­ёт­ся ве­рен эпи­ку­ров­ско­му сен­суа­лиз­му в тео­рии по­зна­ния (вся­кое ощу­ще­ние ис­тин­но), а в кон­це кни­ги ана­ли­зи­ру­ет (и осу­ж­да­ет) лю­бов­ную страсть. В 5-й кни­ге из­ла­га­ет­ся кос­мо­ло­гия и де­мон­ст­ри­ру­ет­ся ко­неч­ность на­ше­го ми­ра, а так­же рас­смат­ри­ва­ют­ся про­бле­мы гео­ло­гии и про­ис­хо­ж­де­ния жи­вот­ных и рас­те­ний. Тео­рия ес­теств. про­ис­хо­ж­де­ния че­ло­ве­ка и раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции пу­тём про­грес­са от­но­сит­ся к са­мым зна­ме­ни­тым и влия­тель­ным в ис­то­рии фи­ло­со­фии час­тям по­эмы Л. В 6-й кни­ге объ­яс­ня­ют­ся ес­теств. при­чи­ны «ме­тео­ро­ло­ги­че­ских» яв­ле­ний (гром и мол­ния, об­ла­ка и дождь, зем­ле­тря­се­ния, вул­ка­ны, раз­ли­вы Ни­ла, лин­ло­гия, маг­не­тизм, эпи­де­мии), она за­вер­ша­ет­ся опи­са­ни­ем чу­мы в Афи­нах.

Со вре­мён Ци­це­ро­на Л. стал про­слав­лен­ным рим. по­этом, но клей­мо «без­бож­ни­ка», по­став­лен­ное на нём зап. от­ца­ми Церк­ви (Лак­тан­ций и др.), при­ве­ло к его поч­ти пол­но­му заб­ве­нию в сред­ние ве­ка. По­эма Л. со­хра­ни­лась в двух ру­ко­пи­сях 9 в., ко­то­рые бы­ли най­де­ны итал. гу­ма­ни­стом П. Брач­чо­ли­ни в 1417 и лег­ли в ос­но­ву пер­вых пе­чат­ных из­да­ний в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния. На­ря­ду с 10-й кн. труда «Жиз­ни и мне­ния про­слав­лен­ных фи­ло­со­фов» Дио­ге­на Ла­эр­тия по­эма Л. ста­ла од­ним из осн. ис­точ­ни­ков по фи­ло­со­фии Эпи­ку­ра.

 

Соч.: О при­ро­де ве­щей. М.; Л., 1946. Т. 1 [лат. текст и пер.]; О при­ро­де ве­щей / Вступ. ст. Ф. А. Пет­ров­ско­го. М., 1958; De re­rum na­tura. Camb. (Mass.); L., 1975.

Лит.: Лук­ре­ций. О при­ро­де ве­щей. М.; Л., 1947. Т. 2: [ста­тьи о Лук­ре­цие]; Sallmann KG. Die Natur bei Lukrez. Bonn, 1962; Воуаnсé Р. Lucrèce: sa vie, son œuvre, avec un exposé de sa philosophie. P., 1964; Kenney E. J. Lucre­tius. Oxf., 1977 (bibl.); Roberts L. A Con­cor­dans of Lucretius. N. Y.; L., 1977; Clay D., Luc­retius und Epicurus. Ithaca, 1983; Probleme der Lukrezforschung / Hrsg. von C. J. Classen. Hildesheim, 1986; Gale M., Myth and poetry in Lucretius. Camb., 1994; Lucretius and his in­tellectual background. Amst.; N. Y., 1997; God­win J. Lucretius. L., 2004; The Cambridge com­panion to Lucretius / Ed. S. Gillespie, P. Har­die. Camb., 2007; Gordon С. A. A bibliography of Luc­retius. 2nd ed. Winchester, 1985.

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019