«Маннергейма линия» — Энциклопедия

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

«МАННЕРГЕЙМА ЛИНИЯ», полоса железобетонных и гранитно-земляных военных укреплений, сооружённых финнами на Карельском перешейке в период 1929—39 с помощью англо-французских и немецко-фашистских агрессоров. Названа по имени бывшего президента Финляндии Маннергейма. «Маннергейма линия» служила плацдармом для нападения на СССР. Советская Армия дважды прорывала «Маннергейма линию»: во время советско-финляндской войны 1939— 1940 и во время Великой Отечественной войны, в июне 1944.

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

«МАННЕРГЕЙМА ЛИНИЯ», система бывших финляндских укреплений на Карельском перешейке вдоль границы с СССР. Сооружалась в 1927—1939; ширина по фронту 135 км, глубина до 95 км. Советские войска дважды прорвали «Маннергейма линию»: в советско-финляндскую войну (1939—40) и в Великую Отечественную войну (в 1944), после чего все укрепления были уничтожены.

 

Колганов А. М. МАННЕРГЕЙМА ЛИНИЯ // Большая российская энциклопедия. Том 19. Москва, 2011, стр. 21

«МА́ННЕРГЕЙМА ЛИ́НИЯ», сис­те­ма ук­ре­п­ле­ний, фор­ти­фи­кац. со­ору­же­ний и за­гра­ж­де­ний на Ка­рель­ском пе­ре­шей­ке от Ла­дож­ско­го оз. до Фин­ско­го зал. в 32 км от Ле­нин­гра­да (С.-Пе­тер­бург). Со­ору­жа­лась Фин­лян­ди­ей в 2 эта­па. В 1920–31 по­строе­ны по­зи­ции (кор­су), вклю­чав­шие де­ре­во­зем­ля­ные, ка­мен­ные со­ору­же­ния и бе­тон­ные бун­ке­ры. На 2-м эта­пе строи­тель­ст­ва в 1931–39 при уча­стии герм., брит., франц. и бельг. во­ен. спе­циа­ли­стов воз­во­ди­лись мощ­ные бе­тон­ные со­ору­же­ния, спо­соб­ные вы­дер­жи­вать по­па­да­ния 150-мил­ли­мет­ро­вых арт. сна­ря­дов. На­зва­на по име­ни финл. мар­ша­ла К. Г. Э. Ман­нер­гей­ма. Строи­тель­ст­во за­вер­ше­но под ру­ко­вод­ством бельг. ген. Ба­ду – уча­ст­ни­ка воз­ве­де­ния «Ма­жи­но ли­нии». «М. л.» об­щей про­тя­жён­но­стью 135 км, глу­би­ной 95 км вклю­ча­ла пе­ре­до­вую (зо­на за­гра­ж­де­ний), глав­ную, вто­рую и ты­ло­вую (вы­борг­скую) по­ло­сы обо­ро­ны, 2 про­ме­жу­точ­ные по­ло­сы и от­сеч­ные по­зи­ции. Име­ла неск. эше­ло­ни­ров. ли­ний за­гра­ж­де­ний (лес­ные за­ва­лы, про­во­лоч­ные се­ти, гра­нит­ные на­дол­бы, про­ти­во­тан­ко­вые рвы, эс­кар­пы, мин­ные по­ля и т. п.) и опор­ные пунк­ты с дол­го­вре­мен­ны­ми (дот) и де­ре­во­зем­ля­ны­ми (дзот) ог­не­вы­ми точ­ка­ми, ко­то­рые при­кры­ва­ли осн. до­ро­ги и ме­жо­зёр­ные де­фи­ле. Все­го бы­ло 220 км про­во­лоч­ных за­гра­ж­де­ний, 200 км лес­ных за­ва­лов и 80 км на­дол­бов. Гл. по­ло­са обо­ро­ны глу­би­ной 7–10 км [пе­ред­ний край вдоль ма­ги­ст­ра­ли Куо­ле­ма­яр­ви по ли­нии Му­ри­ла, Сум­ма (Хо­ти­нен), Муо­ла, Ри­та­са­ри и да­лее по ле­во­му бе­ре­гу р. Ву­ок­са до Тай­па­ле] пе­ре­се­ка­ла весь Ка­рель­ский пе­ре­ше­ек и вклю­ча­ла в се­бя 25 уз­лов со­про­тив­ле­ния, со­сто­яв­ших ка­ж­дый из 3–4 опор­ных пунк­тов. На вы­борг­ском на­прав­ле­нии опор­ный пункт со­сто­ял в ср. из 5–6 до­тов и 3–5 дзо­тов. Все опор­ные пунк­ты за­ни­ма­ли по­сто­ян­ные гар­ни­зон­ы си­лой от ро­ты до ба­таль­о­на. Меж­ду опор­ны­ми пунк­та­ми и уз­ла­ми со­про­тив­ле­ния на­хо­ди­лись по­зи­ции для по­ле­вых войск, при­кры­тые про­ти­во­тан­ко­вы­ми и про­ти­во­пе­хот­ны­ми за­гра­ж­дения­ми. Вто­рая (опор­ная) по­ло­са обо­ро­ны от­стоя­ла от глав­ной на вы­борг­ском на­прав­ле­нии на 4–5 км и мес­та­ми со­еди­ня­лась с ней от­сеч­ны­ми по­зи­ция­ми. Ты­ло­вая ук­ре­п­лён­ная по­ло­са про­хо­ди­ла в 20 км за 1-й по­ло­сой и име­ла 18 до­тов и 77 дзо­тов. Все­го на «М. л.» бы­ло воз­ве­де­но св. 296 до­тов и св. 800 дзо­тов. Кро­ме то­го, бы­ли соз­да­ны слож­ные про­ти­во­тан­ко­вые пре­пят­ст­вия об­щей про­тя­жён­но­стью 136 км и мно­го­ки­ло­мет­ро­вые про­во­лоч­ные за­гра­ж­де­ния. «М. л.» опи­ра­лась на мно­го­числ. ес­теств. пре­пят­ст­вия (рез­ко пе­ре­се­чён­ный рель­еф, труд­но­про­хо­ди­мые ле­са, мно­же­ст­во озёр, про­ток и бо­лот). В хо­де со­вет­ско-фин­лянд­ской вой­ны 1939–40 сов. вой­ска про­рва­ли обо­ро­ну войск Фин­лян­дии по «М. л.» на 2-м эта­пе вой­ны, по­сле со­от­вет­ст­вую­щей под­го­тов­ки. Гос. гра­ни­ца на Ка­рель­ском пе­ре­шей­ке в со­от­вет­ст­вии с до­го­во­ром СССР с Фин­лян­ди­ей (1940) ото­дви­ну­лась от Ле­нин­гра­да за ли­нию Вы­борг, Сор­та­ва­ла, и «М. л.» ока­за­лась на тер­ри­то­рии СССР. Во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны финл. вой­ска, за­хва­тив часть сов. тер­ри­то­рии на Ка­рель­ском пе­ре­шей­ке, на­ча­ли здесь с но­яб. 1941 строи­тель­ст­во но­вой ук­ре­п­лён­ной ли­нии (ли­ния «Сал­па»), при этом час­тич­но бы­ли вос­ста­нов­ле­ны или ре­кон­ст­руи­ро­ва­ны со­ору­же­ния «М. л.». К ию­ню 1944 финл. вой­ска соз­да­ли проч­ную, хо­ро­шо обо­ру­до­ван­ную в инж. от­но­ше­нии обо­ро­ну; её глу­би­на, вклю­чая «М. л.» и ли­нию «Сал­па», дос­ти­га­ла 120 км. В хо­де Вы­борг­ской опе­ра­ции 1944 вой­ска Ле­нин­град­ско­го фрон­та про­рва­ли обо­ро­ну финл. войск на Ка­рель­ском пе­ре­шей­ке. Впо­след­ст­вии все обо­ро­нит. со­ору­же­ния «М. л.» бы­ли раз­ру­ше­ны.

Лит.: Бои на Ка­рель­ском пе­ре­шей­ке. М., 1941; Кар­бы­шев Д. М. Ли­ния Ман­нер­гей­ма // Кар­бы­шев Д. М. Избр. на­уч­ные тру­ды. М., 1962; Ка­уф­ман Дж. Фор­ти­фи­ка­ция Вто­рой ми­ро­вой вой­ны, 1939–1945. Ев­ро­па. М., 2006.

 


Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019