Мейстерзингеры, миннезингеры — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ (мастера пения), поэты, Композиторы и певцы ср.-век. Германии из ремёсленно-цеховой среды. В 14—15 вв. М. трактовали преим. религ. сюжеты; во время Реформации в их произведениях появляются историко-героические темы и бытовые мотивы (Ганс Фогель, сер. 16 в.; Адам Пушман, 1532—1600). Наивысшего развития искусство М. достигло в творчестве Ганса Сакса (1494—1576), давшего живое изображение нар. жизни. Картины быта М. и их творческие состязания показаны Р. Вагнером в опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» (пост. 1868).

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

...МЕЙСТЕР (от нем. Meister — мастер), часть сложных слов, названий должностей или званий с первонач. значением «мастер», «специалист», напр. гроссмейстер.

МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ (нем. Meistersinger, букв.— мастер-певец), нем. ср.-век. поэты-певцы из ремесленно-цеховой среды (Г. Сакс, Г. Фольц, Г. Фогель и др.), пришедшие на смену миннезингерам. Усваивали в своих певческих школах канонич. манеру исполнения песен на религ.-дидактич. (14—15 вв.), позднее и светские (16 в, Реформация) темы. Состязания М. показаны Р. Вагнером в опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1868).

 

Лебедев С. Н., Ерохин А. В. МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://bigenc.ru/music/text/2201367

МЕЙСТЕРЗИ́НГЕРЫ (нем. Meistersänger, от Meister – мас­тер и Sänger – пе­вец), нем. по­эты-му­зы­кан­ты из бюр­гер­ско­го со­сло­вия, объ­е­ди­няв­шие­ся по ре­мес­лен­но-це­хо­во­му прин­ци­пу в ли­те­ра­тур­но-пев­че­ские об­ще­ст­ва (шко­лы). Пер­вые све­де­ния об об­ще­ст­вах М. от­но­сят­ся к 15 в.; рас­цвет ис­кус­ст­ва М. при­шёл­ся на 16 в. и свя­зан в пер­вую оче­редь с твор­че­ст­вом Г. Сак­са. С сер. 17 в. на­чал­ся упа­док мей­стер­зан­га (Meistersang, Meisterge­sang – «ис­кус­ст­во пе­ния»), хо­тя об­ще­ст­ва М. в отд. го­ро­дах Гер­ма­нии су­ще­ст­во­ва­ли и в 19 в. Цен­тра­ми мей­стер­зан­га бы­ли пре­им. юж.-­нем. го­ро­да: Майнц, Страс­бург, Франк­фурт-на-Май­не, Вюрц­бург, Коль­мар, Аугс­бург, Нюрн­берг и др. Наи­боль­шую из­вест­ность при­об­ре­ли нюрн­берг­ские мас­те­ра – Г. Фольц (15 – нач. 16 вв.), А. Пуш­ман (уче­ник Сак­са), Г. Фо­гель (16 в.), А. Мец­гер (17 в.) и др.

Куль­ту­ра мей­стер­зан­га на всём про­тя­же­нии сво­его су­ще­ст­во­ва­ния от­ли­ча­лась кон­сер­ва­тив­но­стью, ори­ен­та­ци­ей на тра­ди­ции «ста­рых мас­те­ров» (alte Meis­ter), пре­ж­де все­го мин­не­зин­ге­ров – пред­ста­ви­те­лей кур­ту­аз­ной ли­те­ра­ту­ры, твор­че­ст­во ко­то­рых М. счи­та­ли об­раз­цом для под­ра­жа­ния; вы­со­кой са­мо­оцен­кой (М. воз­во­ди­ли своё иск-во к биб­лей­ско­му пев­цу Да­ви­ду). По­эзия вос­при­ни­ма­лась как ре­мес­ло, тре­бую­щее обу­че­ния; со­чи­не­ние сти­хов и их рас­пев рег­ла­мен­ти­ро­ва­лись об­шир­ны­ми сво­да­ми пра­вил (т. н. та­бу­ла­ту­ры; са­мая ран­ная из со­хра­нив­ших­ся да­ти­ро­ва­на 1540), ко­то­рым М. не­ук­лон­но сле­до­ва­ли. В ос­но­ве му­зы­ки (стро­го од­но­го­лос­ной) – ме­ло­дия-мо­дель, т. н. тон, или вай­зе (Weise, букв. – на­пев), ко­то­рая под­тек­сто­вы­ва­лась раз­ны­ми сти­ха­ми по прин­ци­пу кон­тра­фак­ту­ры. Чис­ло то­нов по­сто­ян­но уве­ли­чи­ва­лось; к 1630 их на­счи­ты­ва­лось ок. 1400. На­зва­ния да­ва­лись по име­ни ав­то­ра и ино­гда бы­ли весь­ма при­чуд­ли­вы­ми: напр., «се­реб­ря­ный тон Сак­са», «чёр­ный тон Клин­гзо­ра», «уве­се­ли­тель­ный сад Ве­не­ры [Veneris Lustgarten] Мец­ге­ра». Ко­ор­ди­на­ция сти­ха и му­зы­ки про­ис­хо­ди­ла в фор­ме бар. В 14–15 вв. пес­ни соз­да­ва­лись пре­им. на хри­сти­ан­ские те­мы (вос­пе­ва­ние Бо­го­ро­ди­цы, Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, опи­са­ние чу­дес), в 16 в. их те­ма­ти­ка ста­ла бо­лее раз­но­об­раз­ной (сю­же­ты из ис­то­рии, ба­сен, фар­сов, гим­ны име­ни­тым кол­ле­гам по це­ху и т. д.). Сти­хи (со­чи­ня­лись толь­ко по-не­мец­ки) со­хра­ни­лись в боль­шом ко­ли­че­ст­ве (ок. 150 ру­ко­пи­сей, наи­бо­лее ран­ние да­ти­ро­ва­ны нач. 15 в.), но в осн. без ме­ло­дий, ко­то­рые пе­ре­да­ва­лись изу­ст­но. Об­раз­цы ме­ло­дий – в Коль­мар­ском пе­сен­ни­ке (ок. 1460), «ав­тор­ских» ру­ко­пи­сях А. Пуш­ма­на (ут­ра­чены в го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны), В. Фойг­та (Маг­де­бург, 1558), Б. фон Ват­та (Нюрн­берг, 17 в.) и не­ко­то­рых дру­гих. По­сколь­ку ритм в со­хра­нив­ших­ся ме­ло­ди­ях но­ти­ро­ван фраг­мен­тар­но или во­все не но­ти­ро­ван, а пра­ви­ла им­про­ви­зи­ро­ван­ной ор­на­мен­ти­ки ут­ра­че­ны, ны­неш­ние муз. ре­кон­ст­рук­ции пе­сен М. но­сят пред­по­ло­жи­тель­ный ха­рак­тер. По­эзия М. ока­за­ла влия­ние на И. В. Гё­те, Жа­на По­ля, Э. Т. А. Гоф­ма­на; их лит. быт (в т. ч. по­этич. со­стя­за­ния) ото­бра­жён в опе­ре «Нюрн­берг­ские мей­стер­зин­ге­ры» Р. Ваг­не­ра.

Лит.: Puschman A. Gründlicher Bericht des deutschen Meistergesangs. Görlitz, 1571. Göp­pin­gen, 1984. Bd 1–2; Фин­дей­зен Н.  Сред­не­ве­ко­вые май­стер­зин­ге­ры // Рус­ская му­зы­каль­ная га­зе­та. 1898. Фев­раль; Der deutsche Meistersang / Hrsg. B. Nagel. Darmstadt, 1967; Brunner H. Die alten Meister. Münch., 1975; Kugler H. Handwerk und Meistergesang. Gött., 1977; Petzsch C. Die Kolmarer Lieder­handschrift. Münch., 1978; Die Töne der Meis­tersinger / Hrsg. H. Brunner, J. Rettelbach. Göppingen, 1980; Schanze F. Meisterliche Li­ed­kunst zwischen H. von Mügeln und H. Sachs. Münch., 1983–1984. Bd 1–2; Hahn R. Meis­tergesang. Lpz., 1985; Repertorium der Sang­sprüche und Meisterlieder des 12. bis 18. Jahr­hunderts / Hrsg. H. Brunner, B. Wachinger. Tüb., 1986–2009. Bd 1–16; Merzbacher D. Meistergesang in Nürnberg um 1600. Nürn­berg, 1987; Rettelbach J. Variation, Deri­va­tion, Imitation. Tüb., 1993.

 

Ганс Сакс, один из наиболее известных мейстерзингеров

Материал из Википедии

Мейстерзанг (нем. Meistersang, Meistergesang), в Германии XIV—XVI веков — музыкально-поэтические творчество мейстерзингеров (от нем. Meistersänger — «искусный певец»), членов профессиональных цеховых объединений поэтов-певцов, из среды среднего и мелкого бюргерства. Называли себя мейстерзингерами в отличие от миннезингеров — «старых мастеров» (alte Meister), носителей куртуазной лирики, творчество которых считали образцом для подражания. Наиболее знаменит мейстерзингер Ганс Сакс.

Мейстерзингеры в искусстве

Мир мейстерзингеров красочно и достаточно достоверно изображён в опере Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры», при создании которой композитор использовал книгу Иоганна Кристофа Вагензейля «О сладостном искусстве мейстерзингеров» (Von der Meistersingern holdseligen Kunst, 1697).

Литература

  • Grimm J. Ueber den altdeutschen Meistergesang. Göttingen, 1811;
  • Wertheim H. Entstehung und Verlauf des deutschen Meistersangs. [s.l.], 1897;
  • Nürnberger Meistersingerprotokolle 1575—1869, in Bibliothek des literarischen Vereins in Stuttgart. Stuttgart, 1898;
  • Mey C. Der Meistersang in Geschichte und Kunst. Leipzig, 1901;
  • Nagel W. Studien zur Geschichte des Meistersangs. Langensalza, 1909;
  • Weber R. Zur Entwicklung und Bedeutung des deutschen Meistersangs im 15 und 16 Jh., 1921;
  • Stammler W. Von Mystik zum Barock, 1400—1600. Stuttgart, 1927;
  • Meistergesang // Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte, B. IV, 1931 (содержит обстоятельную библиографию).
  • Пуришев Б. И. Мейстерзанг // Литературная энциклопедия: В 11 т. — М., 1929—1939. Т. 7. — М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.», 1934.

Примечания

  • Мейстерзингеры // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • www.meistergesang.de  (нем.)

Источник — Википедия

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

МИННЕЗИНГЕРЫ, нем. ср.-век. поэты, представители рыцарской лирики (возникла в 12 в.). Осн. содержание творчества М; — воспевание рыцарской любви, служение идеализированной «даме». Лучшие из М. были связаны с традициями народной поэзии, крупнейший среди них — Вальтер фон дер Фогельвейде. В конце 14 — нач. 15 вв. поэзия М. приходит в упадок.

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

МИННЕЗИНГЕРЫ (нем. Minntsinger — певец любви), нем. рыцарские поэты-певцы; иск-во М. возникло в 12 в. под влиянием провансальских трубодуров. Воспевали любовь к даме, служение богу и сюзерену, крестовые походы, стремясь согласовать светски-рыцарское и религ. миропонимание (Вольфрам фон Эшенбах, Гартман фон Ауэ) и даже выйти за рамки придворно-рыцарской поэзии (Вальтер фон дер Фогельвейде).

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986

МИННЕЗИ´НГЕР [нэ], -а, м. Средневековый немецкий поэт-певец.

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1890—1907

Миниесаннгеры и мейстерзингеры. - Миннезингеры (Minnesinger, отъ Minne — любовь) — средневѣковые нѣмецкiе лирики, воспѣвавшiе любовь къ дамамъ. Около середины XII в., когда поэзiя изъ рукъ бродячихъ пѣвцовъ и духовенства переходитъ въ руки дворянства, постепенно проникающагося рыцарскимъ духомъ, въ Австрiи, Баварiи и Швабiи любовная пѣсня (tiutliet или minneliet) получаетъ большое развитiе; она стремится удовлетворить художественное чувство и возбудить въ слушателѣ такое же душевное настроенiе, въ какомъ находился самъ поэтъ; она дѣлается продуктомъ личного искусства и потому записывается. Раннiе миннезингеры (первый, имя котораго дошло до насъ — Кюренбергъ) еще не знаютъ о любовномъ «служенiи» или «служенiи дамамъ», такъ какъ еще не выработалось и самое понятiе о дамѣ. Плоды ихъ творчества еще всецѣло коренятся на народной почвѣ и ближе къ нашимъ такъ наз. женским пѣснямъ, нежели къ остроумнымъ канцонамъ трубадуровъ. Чувство здѣсь не подвергается анализу, а только указывается; женщина является нѣжной,чувствительной, часто невинно страдающей, вѣрной; любовь ея реальная,здоровая, а не модная, обрядовая; выраженiю чувства часто предшествуетъ эпическое введенiе; состоянiе человѣческой души часто сопоставляется съ жизнью природы. Метръ этихъ пѣсенъ большею частью обычный эпическiй метръ съ 4-мя повышенiями; риѲфма далеко не отличается чистотой и звучностью. Уже у Дитмара изъ Эйста, младшаго земляка Кюренберга, направленiе нѣсколько измѣняется: является рефлективное отношенiе къ любви и ея страданiямъ; метрика становится гораздо разнообразнѣе. Когда на подмогу этой национальной рыцарской утонченности пришло влiянiе модной провансальско-французской лирики, характеръ нѣмецкаго миннезанга измѣнился радикально. Женщина становится госпожею (vrouwe), мужчина — ея вассаломъ, рабомъ ея капризовъ; его дѣло томиться, страдать и желать. Главный предметъ поэзiи — не столько самое чувство, сколько размышленiе очувстве. Живая человѣческая страсть превращается въ служенiе дамамъ, которое подчиняется строжайшему этикету. РиѲмы дѣелаются чрезвычайно чистыми, отточенными, и поэты щеголяютъ ихъ богатствомъ; строго наблюдается число слоговъ, метры поражаютъ гораздо большимъ разнообразiемъ, нежели въ поэзiи трубадуровъ. Хотя сравнительно рѣдко можно указать у М. непосредственное заимствованiе отъ провансальцевъ или французовъ, но въ общемъ ихъ поэзiя страдаетъ однообразiемъ, напускною утонченностью, пересаливанiемъ — свойствами поэзiи подражательной. У трубадуровъ поклоненiе дамѣ — наиболѣе частая тема, не исключавшая, впрочемъ, и другихъ, самыхъ разнообразныхъ; здѣсь, за немногими исключенiями, она единственная тема. Если современнаго читателя поражаетъ скромность (часто напускная) трубадура, который мечтаетъ о поцѣлуѣ при публикѣ, какъ о самой высшей наградѣ, то еще болѣе поразитъ его М., который и о поцѣлуѣ мечтать не смѣетъ: ласковый поклонъ (vriuntlicher gruoz) — вотъ все, чего онъ добивается. Подражательность поэзiи М. не исключаетъ многихъ ригинальныхъ чертъ, свойственныхъ именно нѣмецкому племени: робость въ любви, идеальность отношенiй къ женщинѣ обусловливаются и нацiональнымъ характеромъ, а не одной утрировкою, свойственной подражателямъ. Затѣмъ нѣмецкая натура сказалась въ наклонности къ обработкѣ мотивовъ серьезныхъ и даже печальныхъ; здѣсь передъ нами сѣверный человѣкъ, вдумчивый, склонный къ изслѣдованiю, къ уничтожающей всякую полную радость рефлексiи, часто пессимистически относящiйся къ земной жизни и охотно думающiй о смерти и жизни загробной. Съ этой вдумчивостью связывается наклонность къ аллегорiи: у М. часто фигурируютъ олицетворенiя отвлеченныхъ понятiй, какъ мiръ, счастье и пр. Кратковременность сѣвернаго лѣта усиливаетъ воспрiимчивость къ красотамъ природы. Нѣкоторые полагаютъ, что на поэзiю М.оказали значительное влiянiе средневѣковые латинскiе поэты; нельзя отвергать извѣстной связи между этими двумя теченiями лирики, тѣмъ болѣе, что въ пѣсняхъ нѣм. бродячихъ клериковъ зачастую встрѣчаются нѣм. строфы; но антипатiя клериковъ къ рыцарству и грубая чувственность любовныхъ пѣсенъ указываютъ на крайнюю ограниченность этого влiянiя. Отцомъ искусственнаго миннезанга считается Генрихъ ф. Фельдеке (VIII, 361). Значительно искусственнѣе и рефлективнѣе его Генрихъ ф. Гаузенъ (Hausen), погибшiй въ крестовомъ походѣ Фридриха Барбароссы. Изъ швейцарцевъ выдается Рудодьфъ ф. Фенисъ, который шелъ едва-ли не дальше всѣхъ въ непосредственномъ подражанiи провансальцамъ. Талантливѣйшимъ изъ нѣм. лириковъ до Вальтера ф. д. Фогельвейде (V, 469) слѣдуетъ признать тюрингскаго М. Генриха ф. Морунгенъ (VIII, 361), который по оригинальности больше всѣхъ другихъ напоминаетъ Вольфрама ф. Эшенбаха (VII, 165), но выгодно отличается отъ него легкостью стиля. Изъ М.— уроженцевъ верхней Германiи самый извѣстный — Рейнмаръ Старый, жившiй въ концѣ XII в. при вѣнскомъ дворѣ. Все это пѣвцы такъ наз. высокой любви, т. е. чисто рыцарской, тогда какъ у Фогельвейде есть и пѣсни, посвященныя любви низшей (nidere miane), болѣе здоровой и чувственной, свободной отъ этикета; другiе идутъ въ этомъ направленiи еще дальше, и самого Фогельвейде заставляютъ жаловаться на грубость (unfuge), которая готова заполонить придворную лирику. Самымъ даровитымъ поэтомъ этого деревенско-придворнаго направленiя, какъ его назвалъ Лахманъ, былъ баварецъ Нейдгартъ ф. Рейенталь, участвовавшiй съ Леопольдомъ VII австрiйскимъ въ крестовомъ походѣ 1217—19 г., а лучшимъ изъ позднѣйшихъ представителей чисто придворной, самой «высокой» любви считается извѣстный чудакъ Ульрихъ ф. Лихтенштейнъ, тогда какъ его современникъ Таннгейзеръ часто соединяетъ крайнюю искусственность формы и стиля съ реализмомъ и нѣкоторой тривiальностью содержанiя. Чѣмъ ближе къ концу XIII стол., тѣмъ меньше у М. вкуса и простоты, тѣмъ больше вычурности и учености, и тѣмъ ближе они подходятъ къ мейстерзингерамъ (см. ниже). Въ XIV—XV вв., когда во всѣхъ классахъ нѣм. народа такъ сильно развивается вкусъ къ стихотворству и пѣнiю, что даже въ хроники заносятся указанiя на болѣе удачныя и популярныя пѣсни, традицiи раннихъ М. находятъ видныхъ послѣдователей среди рыцарства; подъ влiянiемъ всесословной лирики, ихъ произведенiя сближаются съ народной пѣснью. Послѣдними М. считаются графъ Гуго Монфортскiй (1357—1423) и тиролецъ Освальдъ ф. Волькенштейнъ (1367—1445). Оба они чувствуютъ страсть къ военнымъ авантюрамъ, оба въ юности усердно служатъ дамамъ и оба потомъ прославляютъ въ стихахъ — дѣло неслыханное у старыхъ М. — своихъ собственныхъ супругъ. Въ поэзiи обоихъ много личнаго и вѣрнаго дѣйствительности, а стиль у обоихъ до-нельзя украшенный, маловяжущiйся съ реализмомъ содержанiя; оба они въ то же время и духовные поэты, и дидактики. А между тѣмъ въ основѣ характеровъ — они люди совершенно разные: Гуго — идеалистъ, мечтающiй о восстановленiи древняго рыцарства времен Парсиваля, а Освальдъ — реалистъ, не лишенный юмора, иногда нѣсколько сального, натура въ высшей степени энергичная и дѣятельная, опытный путешественникъ, политическiй интриганъ, ведшiй жизнь бурную, исполненную самыхъ разнообразныхъ перипетiй. Очевидно, общее принадлежитъ не имъ, а духу времени. М. были забыты до середины прошлаго столѣтiя, когда память о нихъ воскресили Бодмеръ и Брейтингеръ (изд. поманесской рукоп. Bodmer, «Minnesinger aus d. Schwabischen Zeilpunkte», Цюрихъ, 1758—59), а знакомство съ М. возбудило въ нѣм. обществѣ интересъ къ изученiю средневѣковой поэзiи вообще. Нѣм. литература о М. огромна. Тепло и талантливо составлены лекцiи Уланда о нѣм. средневѣковой лирикѣ (5-й т. его «S. Schriften»). Лучшее собранiе текстовъ старѣйшихъ М. съ изслѣдованiями: Lachmann u. Haupt, «Minnesangs Fruhling» (4 изд. Лпц.,1888). См. также Bartsch. «Deulsche Liederdichter des XII—XIV J.» (2 изд., Штуттгардтъ, 1879); его же, «Schweizer Minnesinger» (Фрауенф., 1886). Ср. А. Е. Kroeger, «The Minnesinger of Germany» (Нью-Iоркъ, 1873). Изъ новѣйшихъ общихъ работъ см. статью Friedr. Vogt'a, въ Herm. Paul, «Grundriss der germ. Philologie» (11, 1, стр. 245—418; Страсбургъ,1893); тамъ же и подробная библiографiя за 1893 г. По-русски см. Коршъ и Кирпичниковъ, «Всеобщая исторiя литературы» (II, 417 и сл.), и В. Шереръ, «Исторiя нѣмецкой литературы» (СПб., 1893, 1, 180 и слѣд.).

А. Кирпичниковъ.

 

ССЫЛКА


 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018