Моцарт, Вольфганг Амадей

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


МОЦАРТ, Вольфганг Амадей (1756—91), великий австрийский композитор, представитель венской классической школы. Родился в г. Зальцбурге. Сын и ученик Леопольда Моцарта (1719—87) — видного скрипача-педагога и композитора. Начал концертную деятельность в 6-летнем возрасте. Выступал с исключительным успехом как виртуоз-пианист, скрипач, дирижёр и композитор. В 1769—81 (с перерывом) служил придворным музыкантом Зальцбургского архиепископа. Не выдержав издевательств вельможи, М. порвал с ним. С 1781 жил постоянно в Вене. Умер в бедности. В жизнеутверждающей музыке М. отразились передовые демократические идеи его эпохи. Глубокая правдивость и психология, проникновенность музыки М. сочетаются с доступностью, изяществом и гармоничностью звучания. Особенно замечателен мелодич. дар М. Творчество М. чрезвычайно богато и разнообразно. Оно оказало громадное влияние на развитие почти всех видов и жанров музыки. Выдающееся место в истории муз. театра занимают его оперы «Похищение из сераля» (1782), «Свадьба Фигаро» (1786), «Дон Жуан» (1787), «Волшебная флейта» (1791) и др. (всего ок. 20). Исключительно важную роль в истории музыки сыграли инструментальные произведения М. (ок. 50 симфоний, св. 20 концертов для фп. с оркестром, концерты для скрипки, флейты и др. инструментов, 23 струнных квартета, 17 сонат для фп., вариации, фантазии и мн. др.), а также песни, вокальные ансамбли и др. Его «Реквием» для хора, солистов и оркестра (1791) — одно из величайших произведений мировой муз. классики, исполненное подлинной человечности и огромной силы выражения.

 

 

Советский энциклопедический словарь. 1980


МОЦАРТ (Mozart) Вольфганг Амадей (1756—91), австр. композитор. Представитель венской классич. школы, музыкант универсального дарования (клавесинист, скрипач, органист, дирижёр), проявившегося необычайно рано. Переосмыслил и обогатил все современные ему муз. жанры. Правдивость и психологич. проникновенность его музыки сочетались с доступностью, а также с изяществом. В жизнеутверждающей музыке М. отразил передовые идеи эпохи Просвещения. Обладал выдающимся мелодич. даром. «Реквием» (1791) — одно из величайших произв. мировой муз. классики; оп. «Похищение из сераля» (1782), «Свадьба Фигаро» (1786), «Дон Жуан» (1787), «Волшебная флейта» (1791) и др.; ок. 50 симфоний (в том числе соль-минор, соль-мажор, до-мажор), концерты для фп. с оркестром, струнный квартет, фп. произв. (сонаты, вариации, фантазии), песни и др.

 

 

МОЦАРТ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


МО́ЦАРТ (Mozart) Вольф­ганг Ама­дей [Ио­ганн Хри­зо­стом Вольф­ганг Тео­фил (Гот­либ)] (27.1.1756, Зальц­бург – 5.12.1791, Ве­на), австр. ком­по­зи­тор, пред­ста­ви­тель вен­ской клас­сиче­ской шко­лы. Ис­клю­чит. муз. ода­рён­ность М. про­яви­лась в ран­нем дет­ст­ве (со­чи­нял с 5 лет), му­зы­ке он учил­ся у от­ца – Л. Мо­цар­та. С 1762 вы­сту­пал в при­двор­ных кон­цер­тах (Мюн­хен, Ве­на) вме­сте с от­цом и стар­шей се­ст­рой – кла­ве­си­ни­ст­кой, пе­ви­цей, в даль­ней­шем пиа­ни­ст­кой Ма­ри­ей Ан­ной Мо­царт (1751–1829). Во вре­мя ев­роп. тур­не с дли­тель­ны­ми ос­та­нов­ка­ми в Па­ри­же (1763–64) и Лон­до­не (1764–65) М. про­сла­вил­ся как испол­ни­тель (кла­ве­си­нист, скри­пач, им­про­ви­за­тор, пе­вец), но, в от­ли­чие от боль­шин­ст­ва вун­дер­кин­дов, осо­бен­но ин­тен­сив­но раз­ви­вал­ся как ком­по­зи­тор. В 1764 в Па­ри­же вы­шли из пе­ча­ти пер­вые 4 его со­на­ты для кла­ви­ра и скрип­ки KV 6–9, в 1765 – пер­вые 3 сим­фо­нии KV 16, 19, 19a. М. бы­ст­ро дос­тиг мас­тер­ст­ва в ин­ст­ру­мен­таль­ных жан­рах (сим­фо­ния, струн­ный квар­тет, ди­вер­тис­мент, се­ре­на­да); во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ное пись­мо в ли­тур­гич. и муз.-дра­ма­тич. жан­рах ос­ваи­вал по­сте­пен­но. В Зальц­бур­ге на­пи­са­ны ду­хов­ный зин­гш­пиль «Долг пер­вой за­по­ве­ди» (М. при­над­ле­жит пер­вый акт), лат. ин­тер­ме­дия «Апол­лон и Гиа­цинт» (оба про­из­ве­де­ния 1767), од­но­акт­ный зин­гш­пиль «Ба­сть­ен и Ба­сть­ен­на» (1768) и ком­пакт­ная Мес­са d-moll (Missa brevis) KV 65/61a (1769).

В. А. Моцарт. Рисунок Д. Шток. 1789. Городская библиотека (Лейпциг).

По­сле на­зна­че­ния (1769) треть­им ка­пель­мей­сте­ром (без жа­ло­ва­нья) в Зальц­бур­ге М. три­ж­ды ез­дил в Ита­лию: в 1769–1771 по­се­тил Ми­лан, Рим, Не­аполь, Ве­не­цию, был удо­сто­ен пап­ско­го ор­де­на Зо­ло­той шпо­ры и при­нят в чле­ны Бо­лон­ской фи­лар­мо­нич. ака­де­мии (1770; го­то­вясь к всту­пит. эк­за­ме­ну, брал уро­ки конт­ра­пу­нк­та у Дж. Б. Мар­ти­ни). Ра­бо­та над опе­рой «Мит­ри­дат, царь пон­тий­ский» (либр. В. А. Чи­нья-Сан­ти, 1770, Ми­лан) со­про­во­ж­да­лась ин­тен­сив­ным ос­вое­ни­ем по­эти­ки опе­ры-се­риа (об­раз­цом для М. слу­жи­ло твор­че­ст­во его стар­ших со­вре­мен­ни­ков Н. Йом­мел­ли, И. К. Ба­ха). Вто­рая (1771) и тре­тья (1772) по­езд­ки в Ми­лан бы­ли свя­за­ны с те­ат­раль­ны­ми за­ка­за­ми... Читать оригинал

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019